Научная статья на тему 'КУБАНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО КАК ГАРАНТ СТАБИЛЬНОСТИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

КУБАНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО КАК ГАРАНТ СТАБИЛЬНОСТИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / Кубанское казачье войско / постсоветское пространство / республика / этнос / национальность / миротворцы / стабильность. / history / Kuban Cossack army / post-Soviet space / republic / ethnos / nationality / peacekeepers / stability.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Емельянов Ю.Н.

Проблема межнациональных отношений в настоящее время приобрела особую актуальность на постсоветском пространстве. Распад Советского Союза на отдельные самостоятельные республики привел некоторые из них к междоусобным конфликтам из-за политических, экономических и культурных противоречий. В последнее десятилетие ХХ в. в Российской Федерации возникали ситуации, когда внутренние и внешние деструктивные силы пытались разжечь межнациональную рознь среди граждан страны. Не раз государство стояло перед угрозой распада, но, благодаря мудрой политике российского правительства и решительным действиям силовых структур федеральное единство удалось сохранить. Достойный вклад в дело стабильности межнациональных отношений внесло и кубанское казачество. Автор статьи приводит примеры миротворческой деятельности Кубанского казачьего войска в конце ХХ – начале XXI вв. на территории юга России и части республик постсоветского пространства. Раскрыты некоторые генеалогические и ментальные аспекты интернационального сознания кубанских казаков, которые стали мотивационным импульсом их службы во благо единства всех граждан многонационального Отечества и добрососедских отношений с народностями соседних республик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KUBAN COSSACKS AS A GUARANTOR OF STABILITY OF INTERETHNIC RELATIONS IN THE POST-SOVIET SPACE

The problem of interethnic relations has now acquired special relevance in the post-Soviet space. The collapse of the Soviet Union into separate independent republics led some of them to internecine conflicts due to political, economic and cultural contradictions. In the last decade of the twentieth century, situations arose in the Russian Federation when internal and external destructive forces tried to incite ethnic strife among the citizens of the country. More than once, the state faced the threat of disintegration, but thanks to the wise policy of the Russian government and the decisive actions of law enforcement agencies, federal unity was preserved. The Kuban Cossacks also made a worthy contribution to the stability of interethnic relations. The author of the article gives examples of peacekeeping activities of the Kuban Cossack army in the late twentieth and early twenty–first centuries on the territory of southern Russia and parts of the republics of the post-Soviet space. Some genealogical and mental aspects of the international consciousness of the Kuban Cossacks are revealed, which became the motivational impulse of their service for the benefit of the unity of all citizens of the multinational Fatherland and good-neighborly relations with the peoples of neighboring republics.

Текст научной работы на тему «КУБАНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО КАК ГАРАНТ СТАБИЛЬНОСТИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

— ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2713-1742-2024-2-5 УДК 94(470.620):323.1 "19/20"

КУБАНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО КАК ГАРАНТ СТАБИЛЬНОСТИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Емельянов Ю.Н.

филиал Кубанского государственного университета в г. Славянск-на-Кубани

Аннотация. Проблема межнациональных отношений в настоящее время приобрела особую актуальность на постсоветском пространстве. Распад Советского Союза на отдельные самостоятельные республики привел некоторые из них к междоусобным конфликтам из-за политических, экономических и культурных противоречий. В последнее десятилетие ХХ в. в Российской Федерации возникали ситуации, когда внутренние и внешние деструктивные силы пытались разжечь межнациональную рознь среди граждан страны. Не раз государство стояло перед угрозой распада, но, благодаря мудрой политике российского правительства и решительным действиям силовых структур федеральное единство удалось сохранить. Достойный вклад в дело стабильности межнациональных отношений внесло и кубанское казачество. Автор статьи приводит примеры миротворческой деятельности Кубанского казачьего войска в конце ХХ -начале XXI вв. на территории юга России и части республик постсоветского пространства. Раскрыты некоторые генеалогические и ментальные аспекты интернационального сознания кубанских казаков, которые стали мотивационным импульсом их службы во благо единства всех граждан многонационального Отечества и добрососедских отношений с народностями соседних республик.

Ключевые слова: история, Кубанское казачье войско, постсоветское пространство, республика, этнос, национальность, миротворцы,стабильность.

KUBAN COSSACKS AS A GUARANTOR OF STABILITY OF INTERETHNIC RELATIONS IN THE POST-SOVIET SPACE

Yuri N. Emelyanov

branch of the Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban

Abstract. The problem of interethnic relations has now acquired special relevance in the postSoviet space. The collapse of the Soviet Union into separate independent republics led some of them to internecine conflicts due to political, economic and cultural contradictions. In the last decade of the twentieth century, situations arose in the Russian Federation when internal and external destructive forces tried to incite ethnic strife among the citizens of the country. More than once, the state faced the threat of disintegration, but thanks to the wise policy of the Russian government and the decisive actions of law enforcement agencies, federal unity was preserved. The Kuban Cossacks also made a worthy contribution to the stability of interethnic relations. The author of the article gives examples of peacekeeping activities of the Kuban Cossack army in the late twentieth and early twenty-first centuries on the territory of southern Russia and parts of the republics of the post-Soviet space. Some genealogical and mental aspects of the international consciousness of the Kuban Cossacks are revealed, which became the motivational impulse of their service for the benefit of the unity of all citizens of the multinational Fatherland and good-neighborly relations with the peoples of neighboring republics.

Keywords: history, Kuban Cossack army, post-Soviet space, republic, ethnos, nationality, peacekeepers, stability.

Введение. В современной России не теряет активности процесс возрождения кубанского казачества, который начался в конце 1980-х гг. За тридцать с лишним лет он качественно преобразился - перерос стадию отдельных кружков любителей казачьей истории и вышел на уровень реестровой служивой структуры. К началу 2024 г. в Кубанском войсковом казачьем обществе -

Кубанском казачьем войске (далее - ККВ) насчитывается более 57 тыс. казаков (вместе с членами семей - около 171 тыс.). Структура ККВ состоит из 555 казачьих организаций, из которых в Краснодарском крае действуют - 485 казачьих обществ, в Республике Адыгея - 35, в Карачаево-Черкесии - 21 и в Абхазии - 11 [1, с. 10].

— ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ —

В 6-м пункте 16 статьи Устава ККВ провозглашена цель, ставшая сегодня одной из самых актуальных: «развитие дружбы и сотрудничества, поддержание межнационального мира и согласия между народами Российской Федерации» [2]. В настоящее время кубанское казачество подтвердило единство уставных целей с реальной деятельностью.

Обсуждение. Вопрос о роли современного кубанского казачества в деле достижения стабильности межнациональных отношений еще не получил полного освещения в историографии. Казаки продолжают нести службу по умиротворению конфликтов на национальной почве, но уже сейчас можно говорить, что ККВ заслужило право значиться одним из гарантов стабильности межнациональных отношений не только на юге страны, но и в постсоветском пространстве.

Кубанский историк Г.О. Мациевский в работе, посвящённой межнациональной политике ККВ в конце ХХ в., на основе анализа широкого круга архивных источников, делает вывод о позитивной роли возрождённого кубанского казачества в гармонизации межнациональных отношений на Северном Кавказе [3]. Положительную характеристику ККВ обоснованно даёт М.А. Махалкина, при рассмотрении миротворческой миссии кубанских казаков в региональных конфликтах [4].

Важно учитывать, что казаки служат миротворцами не по мобилизации, а по зову души, будучи по своей сути воплощением межнационального единства. Казачество, в том числе и кубанское, было и остаётся особой социальной группой внутри российского общества, самоидентификация которой определяется не по этническому признаку, а функциональным назначением - пожизненным воинским служением интересам Отечества.

Исследователи происхождения казачества Р.Г. Скрынников, Л.Н. Гумилёв, И.Г. Яковенко, Б.Е. Фролов указывают на то, что исторически сложившиеся казачьи группы, имели разные эт-ногенетические корни [5, с. 129].

Такого же мнения придерживается современный историк Н.Ф. Бугай, который описывая эволюцию казачества юга России, отмечает, что в его формировании принимали участие и русскоязычные, и тюркоязычные элементы [6, с. 259]. Люди разного происхождения, гонимые бедами, собирались в Запорожской Сечи и в Войске Донском.

Предки кубанских казаков - запорожцы и донцы никогда не выдавали в руки преследователей своих новых собратьев разных народностей. Казаки, укрывая беглых, заносили их в реестры под другими фамилиями-прозвищами, которые указывали национальные корни. Так появились казачьи династии: Ляхи, Греки, Нагаи, Латыши, Литвины [7], Калмыковы, Юдины, Черкесовы, Татаркины, Турченковы [8].

Переселившись на Кубань в конце XVIII в., многие бывшие запорожские и донские казаки через

брачные узы породнились с местными народностями, переняли кавказскую одежду, вооружение и элементы бытовых традиций.

Кубанские казаки приобщились к кавказской музыкальной культуре, их любимыми танцами стали «Лезгинка», «Наурская», «Танец Шамиля» [9]. Всё это подтверждает довод, что казачество являет собой полиэтничный социум не только в генеалогическом, но и в ментальном аспектах.

Возрождённые общины кубанских казаков принимают в свои ряды добровольцев не только славянского происхождения. В реестре ККВ сегодня можно увидеть фамилии: Сибгатулов, Пекшуев, Дадзе [10]. Из этого следует, что в этногенезе современного кубанского казачества также участвуют многие народы Российской Федерации и кому как не казакам быть оплотом межнационального единства!

Результаты. Стремление кубанских казаков к межнациональной консолидации проявилось с первых минут возрождения казачества. На Учредительном Всекубанском казачьем съезде, проходившем 14-15 октября 1990 г., в г. Краснодаре, присутствовали приглашённые оргкомитетом представители всех национальных общин Краснодарского края, Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии. Возрожденное казачество многократно доказало свою весомую роль в деле сохранения межнациональной стабильности. На протяжении последних более 30 лет ККВ выступало фактором сдерживания межнациональной напряженности в ряде регионов страны и на Кубани.

Помимо этого, казачество Кубани стало силовым ресурсом в пресечении локальных конфликтов в национальных окраинах бывшего Советского Союза - Приднестровье, Абхазии, Крыму, Ново-росси и. Откликаясь на призывы братских народов, казаки оказали силовую помощь в борьбе с молдавскими, грузинскими и украинскими националистами [11, с. 149, 313, 348-359].

В феврале-марте 2014 г. около тысячи кубанских казаков-добровольцев пришли на помощь народам Крыма. Казачьи отряды мужественно закрывали полуостров от проникновения украинских националистов на Перекопе, Турецком валу и Чонгаре. Казачьи патрули занимались охраной общественного порядка в Севастополе и Симферополе, охраняли стратегические объекты. Тогда добровольцы из Краснодарского края вместе с «вежливыми людьми» и местными ополченцами, стали гарантом недопущения межнациональной войны на полуострове [12].

В настоящее время свыше семи тысяч кубанских казаков принимают участие в Специальной военной операции по денацификации Украины. В добровольческих отрядах ККВ вместе сражаются представители разных народов. Активную помощь в сборе гуманитарной помощи казакам-бойцам СВО оказывают жители Краснодарского края, Адыгеи, Карачаево-Черкесии [13].

— ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Знаковым событием в жизни многонациональной Кубани стало открытие в 2016 г. в Краснодаре памятника горцам и казакам - героям Первой мировой войны. Монумент символизирует дружбу и сотрудничество между казаками и народами Кавказа [14].

Все годы возрождения казачества делегаты ККВ посещают соседние республики для участия в торжественных мероприятиях, посвященных памятным датам. В свою очередь, соседи делают ответные визиты. Яркий тому пример -празднование Дня реабилитации репрессированных народов, в том числе и казачества, ежегодно проводимое ККВ в Краснодаре, в конце апреля. Присутствие почётных гостей из соседних республик на главном параде ККВ стало доброй традицией.

Казаки накопили большой опыт стабилизации межнациональных отношений. Часто казачьи атаманы и старики становились арбитрами в бытовых конфликтах между представителями разных национальных диаспор, инициаторами международных фестивалей дружбы, товарищеских спортивных игр и состязаний.

Особый интерес у жителей Краснодарского края и соседних республик вызывают, проводимые Кубанским казачьим войском викторины, посвященные ратной доблести кубанских казаков и горских народов во имя Отечества. Ежегодно участниками викторины становятся жители Краснодарского края, Республики Адыгея, Карачаево-Черкесской республики и Республики Абхазия. Большую помощь в проведении викторин оказывают министерства культуры и образования указанных республик.

Основные цели и задачи викторин: патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи на подвигах Кубанского казачества и горских народов;

- изучение истории родного края и Кубанского казачьего войска;

- привлечение жителей Северного Кавказа к исследованию малоизвестных фактов, связанных с доблестной историей казачества и кавказских народов.

Важнейшим направлением деятельности ККВ, способствующим укреплению межнациональной консолидации на многие годы вперёд, является создание системы непрерывного казачьего образования, которая включает 60 казачьих детских садов, 84 казачьих школы и 5200 казачьих классов, 7 казачьих кадетских корпусов.

Здесь следует отметить, что в казачьих учреждениях воспитания и образования занимаются дети самых разных национальностей без каких-либо ограничений и притеснений. Они проходят разные этапы социализации на принципах дружбы, взаимопонимания и взаимовыручки. В казачьих детских садах, школах и классах казачьей

направленности развивается комплекс образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций не только казачества, но и других народов Кубани и России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества.

Проводятся дни национальных культур различных народов Кубани. В 2017 г. создано детско-юношеское общественное движение «Союз казачьей молодёжи Кубани», которое осуществляет свою деятельность в духе патриотизма и межнационального единства. В работу движения привлечено более 118 тыс. молодых кубанцев. Союзы казачьей молодёжи учреждены также в Адыгее и Карачаево-Черкесии [15].

Высокую оценку кубанскому казачеству в деле межнациональной консолидации дали представители власти Краснодарского края. В феврале 2007 г. на заседании объединенной комиссии по национальной политике при Совете Федерации по вопросу о практике работы органов власти Краснодарского края по нормативно-правовому регулированию вопросов межнациональных отношений Председатель Законодательного собрания Краснодарского края В.А. Бекетов в докладе сказал: «Мы рассматриваем казачество не просто как военное сословие, потенциальный ресурс для силовых структур, но как одну из основных этнических общностей Кубани, которая консолидирует интересы широких слоёв, как самих казаков, так и неказачьего населения, и тем самым обеспечивает стабильность в крае» [16, с. 7].

В октябре 2007 г., на заседании Совета атаманов ККВ вице-губернатор Краснодарского края по вопросам внутренней политики М.К. Ахеджак в своём выступлении отметил: «Именно наличие высокоорганизованного ККВ стало гарантом стабильности, благодаря которому люди, имеющие враждебные настроения, не появляются в крае» [17, с. 538].

Заключение. Президент РФ В.В. Путин, утверждая «Стратегию государственной политики в отношении российского казачества до 2030 года», определил приоритеты государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества: привлечение российского казачества к участию в мероприятиях, направленных на укрепление гражданского единства, гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений, профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве [18].

Данная стратегия подтверждает, что казачество на высшем государственном уровне снискало доверие и право впредь служить делу международной стабильности. Это исторический документ, который определяет вектор развития казачества всей страны, но для ККВ он значит не© Емельянов Ю.Н.

— ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ —

сколько больше, чем для других казачьих войск. Кубанское казачество осуществляет деятельность в нескольких самых важных регионах, с точки зрения геополитики, и является примером всему российскому казачеству.

Таким образом, были обозначены лишь некоторые аспекты, указывающие на значимость той политики, которую проводит ККВ в области межКонфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

национальных отношений на постсоветском пространстве.

Следует отметить, что при всех политических и культурных вызовах нашей великой державе, казаки Кубани сумели сохранить и приумножить дух межнационального сотрудничества, взаимного доверия и готовность служить и трудиться на благо всех народов Отечества.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Доклад атамана Кубанского казачьего войска казачьего генерала Власова А.И. на отчётном сборе по итогам 2023 года. Краснодар, 2023. 46 с.

2. Устав Кубанского войскового казачьего общества. Принят войсковым сбором 20 ноября 2010 г. в городе Краснодаре. URL : https://admkrai.krasnodar.ru/content/1219/show/396223 (дата обращения 10.03.2024).

3. Мациевский Г.О. Роль кубанского казачества в гармонизации межнациональных отношений в конце ХХ в. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kubanskogo-kazachestva-v-garmonizatsii-mezhnatsionalnyh-otnosheniy-v-kontse-hh-v (дата обращения 21.03.2024).

4. Махалкина М.А. Участие кубанских казаков в региональных конфликтах на постсоветском пространстве (на примере войн в Приднестровье и Абхазии в 1990-е гг.). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-kubanskih-kazakov-v-regionalnyh-konfliktah-na-postsovetskom-prostranstve-na-primere-voyn-v-pridnestrovie-i-abhazii-v-1990-e-gg (дата обращения 21.03.2024).

5. Сопов А.В. Историография вопроса о происхождении казачества. URL : http://www.ckwkazak-svao.ru/ cossack-history/46-historical-articles/96-istoriografia.html (дата обращения 13.03.2024).

6. Бугай Н.Ф. Казаки Юга России : конститутивность, эволюция, современность (XX-XXI вв.): исторический экскурс. М., 2015. 275 с.

7. Тернявский Н.А. Реестр Запорожского войска. Краснодар : «Советская Кубань», 1997. 112 с.

8. Списки казачьих фамилий донских казаков Ростовской области. URL : https://yoko.ucoz.ru/publ/kazachi_ vojska/spiski_kazachikh_familij_donskikh_kazakov_rostovskoj_oblasti/3-1 -0-5 (дата обращения 20.03.2024).

9. Соколова А.Н. Кавказские танцы в традиционной культуре Кубани. URL : http://elbrusoid.net/articles/ neighbours/387309/ (дата обращения 10.03.2024).

10. Славянское городское казачье общество «Казачий кордон». URL : https://kazackordon.mikuban.ru (дата обращения 20.03.2024).

11. Громов В.П. Записки атамана Громова : в двух томах. Краснодар : Платонов И., 2022. Т. 1. 560 с.

12. Гулевич В. Казаки в вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. URL : https://www. fondsk.ru/news/2020/12/20/kazaki-v-vooruzhennyh-konfliktah-na-postsovetskom-prostranstve.html (дата обращения 11.03.2024).

13. Ершов А. Более 7 тысяч кубанских казаков выполняют боевые задачи в зоне СВО. URL : https:// rg.ru/2024/01/27/reg-ufo/bolee-7-tysiach-kubanskih-kazakov-vypolniaiut-boevye-zadachi-v-zone-svo.html (дата обращения 12.03.2024).

14. Гень Ю.В Краснодаре открыли уникальный памятник героям Первой мировой войны. URL : https:// rg.ru/2016/07/28/reg-ufo/v-krasnodare-pamiatnik-geroiam-pervoj-mirovoj.html (дата обращения 13.03.2024).

15. Николаева Н. Новое поколение кубанского казачества. URL : https://kubantoday.ru/novoe-pokolenie-kubanskogo-kazachestva/ (дата обращения 12.03.2024).

16. Кубань многонациональная: этнографический словарь-справочник / В.И. Колесов [и др.]; Администрация Краснодарского края. Краснодар : «Краснодарские известия», 2007. 240 с.

17. Громов В.П. Записки атамана Громова : в двух томах. Краснодар : Платонов И., 2022. Т. 2. 592 с.

18. Указ Президента РФ от 09 августа 2020 г. № 505 «Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы». URL : https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/74384683 (дата обращения 12.03.2024).

References:

1. Report of the ataman of the Kuban Cossack army, Cossack General Vlasov A.I. at the reporting meeting following the results of 2023. Krasnodar, 2023. 46 p.

— ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ —

2. The Charter of the Kuban military Cossack Society. Adopted by the military assembly on November 20, 2010 in the city of Krasnodar. URL : https://admkrai.krasnodar.ru/content/1219/show/396223 (date of application 03/10/2024).

3. Matsievsky G.O. The role of the Kuban Cossacks in the harmonization of interethnic relations at the end of the twentieth century. URL : https://cyberleninka.rU/article/n/rol-kubanskogo-kazachestva-v-garmonizatsii-mezhnat sionalnyh-otnosheniy-v-kontse-hh-v (date of application 03/21/2024).

4. Makhalkina M.A. Participation of Kuban Cossacks in regional conflicts in the post-Soviet space (on the example of the wars in Transnistria and Abkhazia in the 1990s). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-kubanskih-kazakov-v-regionalnyh-konfliktah-na-postsovetskom-prostranstve-na-primere-voyn-v-pridnestrovie-i-abhazii-v-1990-e-gg (date of application 03/21/2024).

5. Sopov A.V. Historiography of the question of the origin of the Cossacks. URL : http://www.ckwkazak-svao.ru/cossack-history/46-historical-articles/96-istoriografia.html (date of application 03/13/2024).

6. Bugai N.F. Cossacks of the South of Russia : constitutivity, evolution, modernity (XX-XXI centuries): historical excursion. M., 2015. 275 p.

7. Ternyavsky N.A. The registry of the Zaporozhye army. Krasnodar : Sovetskaya Kuban, 1997. 112 p.

8. Lists of Cossack surnames of the Don Cossacks of the Rostov region. URL : https://yoko.ucoz.ru/ publ/kazachi_vojska/spiski_kazachikh_familij_donskikh_kazakov_rostovskoj_oblasti/3-1 -0-5 (date of application 03/20/2024).

9. Sokolova A.N. Caucasian dances in the traditional culture of Kuban. URL : http://elbrusoid.net/articles/neigh bours/387309 (date of application 03/10/2024).

10. Slavic city Cossack society «Cossack cordon». URL : https://kazackordon.mikuban.ru (date of application 03/20/2024).

11. Gromov V.P. Notes of ataman Gromov: in two volumes. Krasnodar : Platonov I., 2022. Vol. 1 560 p.

12. Gulevich V. Cossacks in armed conflicts in the post-Soviet space. URL : https://www.fondsk.ru/ news/2020/12/20/kazaki-v-vooruzhennyh-konfliktah-na-postsovetskom-prostranstve.html (date of application 03/11/2024).

13. Ershov A. More than 7 thousand Kuban Cossacks perform combat missions in the area of their own. URL : https://rg.ru/2024/01/27/reg-ufo/bolee-7-tysiach-kubanskih-kazakov-vypolniaiut-boevye-zadachi-v-zone-svo.html (date of application 12.03.2024).

14. Gen Yu. A unique monument to the heroes of the First World War has been opened in Krasnodar. URL : https://rg.ru/2016/07/28/reg-ufo/v-krasnodare-pamiatnik-geroiam-pervoj-mirovoj.html (date of application 03/13/2024).

15. Nikolaeva N. The new generation of the Kuban Cossacks. URL : https://kubantoday.ru/novoe-pokolenie-kubanskogo-kazachestva (date of application 12.03.2024).

16. Kuban multinational: ethnographic dictionary-reference / V.I. Kolesov [et al.]; Administration of the Krasnodar Territory. Krasnodar : «Krasnodar news», 2007. 240 p.

17. Gromov V.P. Notes of ataman Gromov: in two volumes. Krasnodar : Platonov I., 2022. Vol. 2. 592 p.

18. Decree of the President of the Russian Federation dated August 9, 2020 № 505 «On approval of the Strategy of State Policy of the Russian Federation in relation to the Russian Cossacks for 2021-2030». URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74384683 (date of application 03/12/2024).

Информация об авторе

Емельянов Юрий Николаевич

кандидат исторических наук,

доцент кафедры истории,

обществознания и педагогических технологий,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

филиал Кубанского государственного университета

в г. Славянск-на-Кубани;

войсковой старшина ККВ, г. Славянск-на-Кубани emelanov@list.ru

Yuri N. Emelyanov

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History, Social Studies and Pedagogical Technologies, branch of the Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban;

Military Sergeant of the KKV, Slavyansk-on-Kuban emelanov@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.