12. Ivchenkov S. G., Sajganova E. V. Cennostnye orientiry i ih vlija-nie na vosprijatie patriotizma u molodjozhi [Value guidelines and their influence on the perception of patriotism among young people]. Vestnik Instituta sociologii, 2020, vol. 11, no. 2, pp. 106-125. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7tsennostnye-orientiry-i-ih-vliyanie-na-vospriyatie-patriotizma-u-molodyozhi/viewer (accessed 26.02.2024).(In Russian).
13. Kondrat'ev S. V., Tkachenko A. V., Voloskov I. V., Suko-vatyj V. G. Innovacionnye social'no-pedagogicheskie tehnologii organizacii raboty s molodezh'ju [Innovative social and pedagogical technologies for organizing work with youth]. The Unity of Science, 2019, no. 1, pp. 21-23. (In Russian).
14. Markov K. V., Shevchenko E. V., Levishhev V. A. Problemy patrio-ticheskogo vospitanija studentov v grazhdanskom vuze [Problems of patriotic education of students in a civil university]. E-Scio, 2022, no. 9 (72), pp. 118-124. (In Russian).
15. Suchkova O. A. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v sisteme pedagogicheskogo soprovozhdenija lichnostnogo samo-razvitija obuchajushhihsja v obrazovatel'nom processe vuza [Information and communication technologies in the system of pedagogical support for personal self-development of students in the educational process of a university]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2022, no. 6, pp. 190-201. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/informatsionno- kommunikatsionnye-tehnologii-v-sisteme-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya- lichnostnogo-samorazvitiya-obuchayuschihsya/viewer (accessed 26.02.2024). (In Russian).
16. Baryshnikova E. V. Proektnye tehnologii v professional'noj dejatel'nosti social'no-pedagogicheskogo napravlenija [Design technologies in the professional activities of social and pedagogical directions]. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija, 2020, vol. 9, no. 4 (33), pp. 27-30. (In Russian).
17. Miroshnichenko I. V., Shpiro L. A., Fedorenko K. A. Proektnyj pod-hod v gosudarstvennoj molodezhnoj politike RF: institucional'nye
praktiki i potencial razvitija [Project approach in the state youth policy of the Russian Federation: institutional practices and development potential]. Juzhno-rossijskij zhurnal social'nyh nauk, 2022, vol. 23, no. 1, pp. 26-47. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/proektnyy-podhod-v-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politike-rf-institutsionalnye-praktiki-i-potentsial-razvitiya/viewer (accessed 26.02.2024). (In Russian).
18. Vaganova O. I., Gladkova M. N., Kutepov M. M. Gumanisticheskie tehnologii v vysshem obrazovanii [Humanistic technologies in higher education]. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija, 2021, vol. 10, no. 2 (35), pp. 193-196. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/gumanisticheskie-tehnologii-v-vysshem-obrazovanii/viewer (accessed 26.02.2024). (In Russian).
19. Borovcov V. A. Vospitatel'naja rabota vuza po formirovaniju grazhdansko-patrioticheskih cennostej obuchajushhihsja [Educational work of the university on the formation of civil and patriotic values of students]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2024, no. 1 (53), pp. 62-67. (In Russian).
20. Znikina L. S., Borovcov V. A. Metodologicheskie podhody k formirovaniju grazhdansko-patrioticheskoj pozicii budushhih vypusknikov vuza [Methodological approaches to the formation of the civil-patriotic position of future university graduates]. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija, 2024, no. 1 (104), pp. 53-56. DOI 10.24412/1991-5497-2024-1104-53-56. (In Russian).
21. Znikina L. S. Formirovanie grazhdansko-patrioticheskoj pozicii obuchajushhihsja kak napravlenie professional'nogo vospi-tanija v vuze [Formation of students civil-patriotic position as a direction of professional education at a university]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija, 2024, no. 82-1, pp. 170-172. (In Russian).
22. Bol'shaja rossijskaja jenciklopedija 2004-2017 [The Great Russian Encyclopedia 2004-2017]. URL: https://old.bigenc.ru/ search?q=naTpMOTM3M. (accessed 26.02.2024). (In Russian).
УДК /UDC 373.2
DOI 10.54509/22203036_2024_2_112 EDN CHORWI
Рязанова Людмила Григорьевна
учитель-логопед, МКДОУ «Центр развития ребенка -детский сад № 202», г. Киров
Ryazanova Lyudmila G.
Speech Therapist Teacher, Child Development Center -Kindergarten No. 202, Kirov
НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
MENTORING IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF SPEECH THERAPY TEACHERS IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Аннотация. Одним из актуальных направлений в педагогике выступает логопедическая деятельность, то есть деятельность, направленная на коррекцию речевых нарушений, ориентированная на создание условий для полноценного обучения и воспитания детей с теми или иными речевыми отклонениями.
Логопед должен иметь знания и опыт в таких областях, как обучение, воспитание, развитие учащихся, организация взаимодействия с субъектами образования, формирования образовательной среды, инновационной деятельности и др. Очевидным является то, что многие начинающие учителя-логопеды испытывают компе-
тентностные дефициты, что требует поиска форм и подходов в развитии их профессионального потенциала.
В статье рассматривается роль наставничества в профессиональном становлении начинающих учителей-логопедов. Обосновано, что наставничество в становлении учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций позволяет развивать профессиональный потенциал учителя, оперативно и качественно решать возникающие проблемы.
Наставничество для начинающих учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций рассматривается как интегральная характеристика специалиста, состоящая из комплекса способностей и формируемая в трех взаимосвязанных модулях: перечень требований к компетентности начинающего учителя-логопеда, оценивание уровня сформированности компетентности начинающего учителя-логопеда, устранение профессиональных дефицитов начинающего учителя-логопеда.
Abstract. One of the most relevant areas in pedagogy is speech therapy, that is, activities aimed at correcting speech disorders, focused on creating conditions for full-fledged education and upbringing of children with certain speech abnormalities. A speech therapist should have knowledge and experience in such areas as education, upbringing, student development, organization of interaction with subjects of education, formation of the educational environment, innovation, etc. It is obvious that many novice speech therapy teachers experience competence deficits, which requires a search for forms and approaches in the development of their professional potential.
The article examines the role of mentoring in the professional development of beginning speech therapy teachers. It is proved that mentoring in the formation of speech therapy teachers in preschool educational organizations allows you to develop the professional potential of a teacher, quickly and efficiently solve emerging problems.
Mentoring for novice speech therapists of preschool educational organizations is considered as an integral characteristic of a specialist, consisting of a set of abilities, and formed at three interrelated levels: requirements for the competence of a novice speech therapist teacher; assessment of the level of competence formation of a novice speech therapist teacher; elimination of professional deficits of a novice speech therapist teacher.
Ключевые слова: дошкольные образовательные организации, наставничество, учитель-логопед, профессиональное становление.
Keywords: preschool educational organizations, mentoring, speech therapist teacher, professional development.
Введение
С 1 сентября 2023 года в системе дошкольного образования РФ действует новая Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО), цель которой заключается в создании единого образовательного пространства с учетом национального колорита и нравственно-духовных ценностей разных народов России. Одной из задач ФОП ДО является обеспечение достижения детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования [3].
Важную роль в решении поставленной задачи отводят учителю-логопеду, профессиональная деятельность которого направлена на оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с речевыми нарушениями. В частности, учитель-логопед, занимаясь с детьми, формирует у них самостоятельную, грамматически правильную речь и коммуникативные навыки, а также фонетическую систему русского языка и элементы грамоты. Все это в дальнейшем определяет психологическую готовность детей к обучению в школе [2; 3].
Качественное выполнение задач по психологической подготовке детей к обучению в школе связано с процессом профессионального становления учителя-логопеда, которое заключается в совершенствовании его личностно-деловых и профессиональных качеств, а также в сформированности профессиональной компетентности, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности.
В настоящее время в литературе не описано понятие «профессиональное становление» относительно педагогов-логопедов. Проведенный анализ современных идей, раскрывающих сущность профессионального становления педагога (Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов и др.), позволил выделить подходы, имеющие ключевое значение для исследования заявленной проблемы [5; 6].
Профессиональное становление учителя-логопеда - это непрерывный процесс совершенствования профессионально значимых качеств педагога, который находится под постоянным влиянием внешних воздействий, профессиональной деятельности и собственных усилий учителя-логопеда. Исходя из этого определения, можно утверждать, что профессиональное становление учителя-логопеда состоит из последовательных этапов непрерывного образования, каждый из которых содержит три компонента - содержательный, организационный и результативный (табл. 1).
Таким образом, процесс профессионального становления учителя-логопеда, по нашему мнению, пред-
Таблица 1
Компоненты профессионального становления учителя-логопеда
Компонент Описание компонента
Содержательный компонент Наполнение модульными дидактическими единицами, обеспечивающими обогащение научных знаний и профессионально-педагогических умений
Организационный компонент Создание инновационной образовательной среды, позволяющей осваивать данное содержание, и насыщение ее соответствующими формами, методами
Результативный компонент Разработка средств мониторинга и осуществление мониторинговых исследований подготовки педагога к инновационной деятельности в процессе профессионального становления
полагает совершенствование профессиональной компетентности учителя-логопеда в процессе выполнения профессиональной деятельности за счет личной активности.
Профессиональная компетентность - это интегральная характеристика личности, состоящая из комплекса способностей, позволяющих оперативно, качественно решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в профессиональной деятельности.
Из этого следует, что профессиональная компетентность учителя-логопеда предполагает следующее: уметь системно мыслить и действовать, соотносить свою деятельность с достижениями мировой и отечественной науки, иметь навыки свободной ориентации в предметной области, владеть современными педагогическими технологиями.
Формирование профессиональной компетентности учителя-логопеда начинается тогда, когда студент, окончив учебное заведение, начинает свою профессиональную деятельность. На этом этапе важная роль отводится наставнику, основные функции которого выражены в помощи адаптации подопечных к условиям образовательной организации, накоплении у начинающих учителей-логопедов необходимых знаний, освоении начинающими учителями-логопедами новых методов профессиональной деятельности.
В исследованиях современных ученых наставничество рассматривается с различных позиций:
- как кадровая технология, позволяющая передавать информацию, знания и опыт от квалифицированных сотрудников менее квалифицированным или молодым специалистам,заинтересованным в повышении своей квалификации [11];
- как средство профессионализации, профессиональной адаптации, обучения на рабочем месте, повышения квалификации специалистов различных областей, индивидуализации, построения маршрутов личностного и профессионального роста [13];
- как инструмент оперативного реагирования на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников [12];
- как средство подготовки кадров [10];
- как система гуманитарных отношений профессионалов, находящих на разных этапах жизненного цикла профессии, где ресурсом эффективного сопровождения профессионального развития молодого специалиста является профессиональная успешность, авторитет, установка на опережающий характер развития более опытного партнера [9].
Обобщив, можно сделать вывод о том, что наставничество в рамках рассматриваемой нами проблемы -это инструмент профессионального становления начинающих учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций, с помощью которого выстраивается и реализуется индивидуальный профессиональный маршрут начинающего учителя-логопеда.
Реализация наставничества начинающих учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций обеспечивается взаимодействием наставника и начинающего учителя-логопеда, который, в свою очередь, должен быть направлен на ребенка, нуждающегося в коррекционной помощи (рис. 1).
Такая последовательность позволяет психолого-педагогическую компетентность наставника начинающего учителя-логопеда представить как соуровневость между знаниями, практическими умениями и реальным поведением, демонстрируемым наставником логопеда.
Наставничество для начинающих учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций рассматривается нами в комплексе трех взаимосвязанных модулей (рис. 2):
- перечень требований к компетентности наставника начинающего учителя-логопеда;
- оценивание уровня компетентности начинающего учителя-логопеда;
- устранение профессиональных дефицитов начинающего учителя-логопеда.
Первый модуль компетентности наставника начинающего учителя-логопеда представлен двухкомпо-нентной структурой (рис. 3).
Первый модуль компетентности наставника начинающего учителя-логопеда состоит из двух компонен-
-► Прямая связь---► Косвенная связь
Рис. 1. Схема направленности взаимодействия наставника и начинающего учителя-логопеда
Рис. 2. Модули наставничества для начинающих учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций
Рис. 3. Первый модуль компетентности наставника начинающего учителя-логопеда
тов - педагогической и психологической компетентности.
Педагогическая компетентность состоит из трех подструктур: когнитивной, методической и коммуни-кативно-деятельностной.
Когнитивная подструктура - определенная система предметных и психолого-педагогических знаний, с помощью которых подопечный наставника начинающего учителя-логопеда будет организовывать кор-рекционно-развивающую помощь детям с нарушениями речи.
Методическая подструктура - определенная система знаний о передовых продуктивных педагогических технологиях и владение ими.
Коммуникативно-деятельностная подструктура -система умений, навыков и способов, с помощью которых подопечный наставника начинающего учителя-логопеда будет эффективно осуществлять педагогическое общение, осуществлять диагностику нарушений устной речи, чтения и письма у детей и оказывать им коррекционно-развивающую помощь.
Психологическая компетентность состоит из трех основных профессионально значимых личностных качеств: рефлексивности, эмпатичности и гибкости. С помощью рефлексии наставник начинающего учителя-логопеда, с одной стороны, определяет отношение к самому себе как к субъекту профессиональной деятельности, а с другой стороны, старается понять, как он воспринимается и оценивается подопечными, коллегами, с которыми он контактирует в ходе своей деятельности. Наставнику начинающего учителя-логопеда в первую очередь необходимо объяснить своему подопечному, что главное - это услышать состояние ребенка, его настроение и настроить себя на восприятие эмоций. Основной продукт общения - это понимание, которое состоит из способности принять сообщение, выделяя в нем основные и второстепенные факторы, аргументы;способности прогнозировать логику дальнейших действий и поведения. Личность настав-
ника начинающего учителя-логопеда должна быть способна быстро адаптироваться к особенностям личности подопечного, к средствам, формам, приемам коммуникации. Личность наставника начинающего учителя-логопеда должна проявлять свою креативность в разных ситуациях.
Второй модуль наставничества начинающих учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций - это оценка компетентности начинающего учителя-логопеда, которая должна учитывать положения приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.03.2023 № 136 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» [4].
Диагностика компетенций начинающего учителя-логопеда должна проводиться по каждой трудовой функции в разрезе трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний (рис. 4).
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.03.2023 № 136 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педа-гог-дефектолог» учитель-логопед выполняет три трудовых функции, каждая из которых имеет код, состоящий из буквы обобщенной функции, номера трудовой функции и номера квалификации:
А/01.6 - организация специальных условий образовательной среды и деятельности обучающихся с нарушениями речи по освоению содержания образования на разных уровнях образования;
А/02.6 - педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи, профилактики и коррекции нарушений развития;
А/03.6 - психолого-педагогическая (логопедическая) помощь обучающимся с нарушениями речи в их социальной адаптации и реабилитации.
Каждая трудовая функция состоит из трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний, которые должны быть оценены.
Рис. 4. Второй модуль - оценивание уровня компетентности начинающего учителя-логопеда
Третий модуль наставничества начинающих учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций предполагает устранение профессиональных дефицитов у начинающего учителя-логопеда. Такая деятельность должна быть гибкой, оперативной, динамичной, способствовать укреплению уверенности в себе, овладению современными методами работы.
У начинающих учителей-логопедов возникают многочисленные профессиональные дефициты.
1. Неполнота представлений о нормативно-правовых документах, регламентирующих работу педагога-дефектолога в образовательной организации, о видах документации, обеспечивающей и регламентирующей деятельность.
2. Неполные знания Федерального государственного образовательного стандарта.
3. Трудности выполнения рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ.
4. Трудности осуществления анализа достижений ребенка по заданной характеристике, по результатам диагностики, по социальной ситуации развития конкретного ребенка и проектирования оптимальных педагогических действий по развитию ребенка.
5. Дефицит аналитических компетенций - трудности осуществления эффективного и многофакторного анализа деятельности, адекватной интерпретации полученных результатов и принятия на этой основе эффективных решений.
6. Дефицит стрессоустойчивости в условиях многозадачности, ограниченности ресурсов, оптимизации, большого объема работы, проверок и отчетности.
7. Дефицит умений стратегического планирования, формирования качественных программ развития.
8. Проблемы эффективной мотивации на профессиональное развитие в условиях большого объема педагогической нагрузки и «профессионального одиночества ».
9. Трудности в разработке совместно со специалистами дошкольных образовательных учреждений индиц-видуальных образовательных маршрутов с учетом психофизиологических и личностных особенностей детей с ограниченными возможностями по здоровью.
В качестве основной формы устранения профессиональных дефицитов и повышения профессионального мастерства начинающего учителя-логопеда выступает самообразование, под которым понимается самостоятельное проведение исследований, разработка диагностических процедур, заданий и проведение мониторинговых замеров в режиме самоконтроля, а также работа
над методической темой, представляющей профессиональный интерес для учителя-логопеда.
Чтобы профессиональное мастерство учителя-логопеда развивалось более качественно и быстро, целесообразно самообразование проводить под руководством наставника. Когда наставник из всех существующих методик рекомендует те, которые более целесообразны для проведения той или иной диагностики в построении коррекционного процесса; когда наставник дает практические советы по планированию деятельности, организации рабочего места, взаимодействии с родителями, другими педагогами, с медицинским персоналом и т.д.
Заключение
Предложенные структура и организация работы по реализации наставничества начинающих учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций, состоящие из трех взаимосвязанных модулей, предполагают устранение у начинающего учителя-логопеда профессиональных дефицитов. Одной из основных форм устранения профессиональных дефицитов и повышения профессионального мастерства начинающего учителя-логопеда выступает самообразование, реализуемое в рамках наставничества.
Реализация предложенной структуры наставничества начинающих учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций позволит качественно и быстро пройти учителями-логопедами период адаптации, сформировать у них положительное эмоциональное восприятие профессиональной деятельности, а также сформировать свой индивидуальный профессиональный маршрут.
Литература
1. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201 212300007?pageSize=50&ysclid=lwbts76ey8886126628 (дата обращения: 24.03.2024).
2. Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036?y sclid=lwbtvezscr583445756 (дата обращения: 24.03.2024).
3. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования : приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. URL: http://publication.pravo.
gov.ru/Document/View/0001202212280044?ysclid=lwbtxof 3hq715033888 (дата обращения: 24.03.2024).
4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.03.2023 № 136н [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00 01202304140006?ysclid=lwbtyru0ve438441343 (дата обращения: 24.03.2024).
5. Зеер Э. Ф. Психология профессий : учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб., доп. М. : Академический Проект, 2005. 336 с.
6. Климов Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие : учебное пособие. М. : Изд-во МГУ 2004. 240 с.
7. Масалимова А. Р. Корпоративная подготовка наставников А. Р. Масалимова. Казань : Изд-во «Печать-Сервис XXI век». 2013. 183 с.
8. Колесниченко К. В. Профессионально важные качества личности наставника молодых специалистов (на примере педагогической деятельности) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2013. 24 с.
9. Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 27 с.
10. Фаляхов И. И. Диверсификация моделей осуществления наставничества: ментор, тьютор, коуч, фасилитатор и идентификация их готовности к осуществлению наставнической деятельности // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-1. С. 45-49.
11. Лучкина Т. В. Повышение профессиональной компетентности начинающего учителя посредством наставничества: зарубежный опыт // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 6. С. 67-77.
12. Фомин Е. Н. Компетентностно-ориентированное наставничество студенческой молодежи на современном предприятии как ресурс качества профессиональной подготовки : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 27 с.
13. Нугуманова Л. Н., Шайхутдинова Г. А., Яковенко Т. В. Наставничество как современная модель повышения квалификации педагогов в дополнительном профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-3. С. 182-185.
References
1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon No. 273-FZ ot 29.12.2012 (red. ot 25.12.2023) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2024) [The Federal Law of the Russian Federation of December 12, 2023 No. 273-FZ "About education in the Russian Federation" (with amendments and additions, intro. effective from 01.01.2024)]. Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/00012012123 00007?pageSize=50&ysclid=lwbts76ey8886126628 (accessed 24.03.2024). (In Russian).
2. Ob utverzhdenii federal'noj adaptirovannoj obrazovatel'noj pro-grammy doshkol'nogo obrazovanija dlja obuchajushhihsja s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja. Prikaz Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii ot 24.11.2022 No. 1022 [The Federal Law of the Russian Federation of November 24, 2022 N 1022 "On the approval of the federal adapted educational program of preschool education for students with disabilities". Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated November 24, 2022 No. 1022]. Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202301270036?ysclid=lwbtvezscr583445756 (accessed 24.03.2024). (In Russian).
3. Ob utverzhdenii federal'noj obrazovatel'noj programmy doshkol'nogo obrazovanija. Prikaz Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii ot 25.11.2022 No. 1028 [The Federal Law of the Russian Federation of November 25, 2022 No. 1028 "On approval of the Federal educational program of preschool education". Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated November 25, 2022 No. 1028]. Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202212280044?ysclid=lwbtxof3hq715033888 (accessed 24.03.2024). (In Russian).
4. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog-defek-tolog". Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity RF ot 13.03.2023 No. 136n [The Federal Law of the Russian Federation of March 13, 2023 No. 136n "On approval of the professional standard "Teacher-defectologist". Order of the Ministry of Labor and social protection of the Russian Federation dated March 13, 2023 No. 136n]. Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012023 04140006?ysclid=lwbtyru0ve438441343 (accessed 24.03.2024). (In Russian).
5. Zeer Je. F. Psihologija professij: uchebnoe posobie dlja studentov vuzov. 3-e izd., pererab., dop. [Psychology of professions. Textbook for university students]. Moscow, 2005. 336 p. (In Russian).
6. Klimov E. A. Pedagogicheskij trud: psihologicheskie sostav-ljajushhie. Uchebnoe posobie [Pedagogical work: psychological components. Textbook]. Moscow, 2004. 240 p. (In Russian).
7. Masalimova A. R. Korporativnaja podgotovka nastavnikov. A. R. Masalimova [Corporate training of mentors]. Kazan, 2013. 183 p. (In Russian).
8. Kolesnichenko K. V. Professional'no vazhnye kachestva lichnosti nastavnika molodyh specialistov (na primere pedagogicheskoj dejatel'nosti). Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. [Professionally important personality qualities of a mentor of young specialists (on the example of pedagogical activity). Extended Abstract of the Ph. D. habil. thesis]. Saint Petersburg, 2013. 24 p. (In Russian).
9. Kruglova I. V. Nastavnichestvo kak uslovie professional'nogo stanovlenija molodogo uchitelja. Avtoref. dis. . kand. ped. nauk. [Mentoring as a condition for the professional development of a young teacher. Extended Abstract of the Ph. D. habil. Thesis]. Moscow, 2007. 27 p. (In Russian).
10. Faljahov I. I. Diversifikacija modelej osushhestvlenija nastavni-chestva: mentor, t'jutor, kouch, fasilitator i identifikacija ih gotovnosti k osushhestvleniju nastavnicheskoj dejatel'nosti [Diversification of mentoring models: mentor, tutor, coach, facilitator and identification of their readiness to carry out mentoring activities]. 2016, no. 2-1, pp. 45-49. (In Russian).
11. Luchkina T. V. Povyshenie professional'noj kompetentnosti nachinajushhego uchitelja posredstvom nastavnichestva: zarubezhnyj opyt [Improving the professional competence of a novice teacher through mentoring: foreign experience]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2012, no. 6, pp. 67-77. (In Russian).
12. Fomin E. N. Kompetentnostno-orientirovannoe nastavnichestvo studencheskoj molodezhi na sovremennom predprijatii kak resurs kachestva professional'noj podgotovki. Avtoref. dis. . kand. ped. nauk. [Competence-oriented mentoring of student youth in a modern enterprise as a resource for the quality of professional training. Extended Abstract of the Ph. D. habil. thesis]. Moscow, 2013. 27 p. (In Russian).
13. Nugumanova L. N., Shajhutdinova G. A., Jakovenko T. V. Nastavnichestvo kak sovremennaja model' povyshenija kvalifi-kacii pedagogov v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii [Mentoring as a modern model of teacher training in additional professional education]. Problemy sovremennogo pedagogiches-kogo obrazovanija, 2019, no. 64-3, pp. 182-185. (In Russian).