Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ АВТОНОМНОЙ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ: РОЛЬ НАСТАНИКА'

ФОРМИРОВАНИЕ АВТОНОМНОЙ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ: РОЛЬ НАСТАНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧИНАЮЩИЙ УЧИТЕЛЬ / НАСТАВНИК / НАСТАВНИЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / АВТОНОМНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Екатерина Владимировна, Базарнова Надежда Дмитриевна, Лабазова Анастасия Васильевна

Целью данного исследования является выявление влияния наставничества на формирование автономности молодого учителя. В статье обоснована необходимость формирования автономности начинающего учителя как основы его профессионального становления. Автономность является одной из базовых потребностей молодого специалиста наряду с компетентностью и социальной принадлежностью. Наставничество рассмотрено с точки зрения эффективности его использования как средства формирования автономности молодого учителя. В статье проанализированы основные сферы влияния наставника на формирование профессионального «Я» молодого педагога. В исследовании раскрыта роль наставника в процессе формирования автономности начинающего учителя на этапе входа в профессию. в результате исследования сделан вывод о том, что наставническая поддержка способствует развитию автономного, компетентного специалиста, способного брать ответственность за собственную профессиональную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатьева Екатерина Владимировна, Базарнова Надежда Дмитриевна, Лабазова Анастасия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOVICE TEACHER AUTONOMY DEVELOPMENT: MENTOR`S ROLE

The purpose of this study is to identify the influence of mentoring on the formation of a novice teacher autonomy. The article substantiates the need to form the autonomy of a novice teacher as the basis of their professional development. Autonomy is one of the basic needs of a young specialist, along with competence and social affiliation. Mentoring is considered from the point of view of the effectiveness of its use as a means of forming the novice teacher autonomy. The article analyzes the main spheres of the mentor's influence on the formation of the professional self-identification of a novice teacher. The study reveals the role of a mentor in the process of forming the novice teacher autonomy at the stage of entering the profession. As a result of the study, it was concluded that mentoring support contributes to the development of an autonomous, competent specialist who is able to take responsibility for their own professional activities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ АВТОНОМНОЙ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ: РОЛЬ НАСТАНИКА»

данные позволили наметить дальнейшие перспективы и рациональность модели, расширения направлений, экстраполяции опыта на другие образовательные организации.

Выводы. Таким образом, полученный практический опыт и изучение данных предварительного опроса потенциальных участников проекта, позволяют сделать вывод, что данный проект является своевременным и актуальным, имеет все необходимые ресурсы для начала реализации. По предварительным оно является эффективным и экономически выгодным. Все возможные риски, связанные с отсутствием спроса со стороны участников, нежеланием студентов принимать участие в качестве тренеров и кураторов, недостатком финансовых ресурсов и прочего, могут быть минимизированы путем своевременного решения поставленных задач. Следовательно, деятельность по реализации данного проекта может считаться результативной и целесообразной.

Литература:

1. Беспалько, В.П. Природосообразная педагогика / В.П. Беспалько. - Москва: Т. 8, 2019. - 512 с.

2. Ершова, О.И. Патриотизм и патриотическое воспитание в контексте аксиологического подхода / О.И. Ершова // Педагогическая наука и образование. - 2020. - № 4 (33). - С. 52-60

3. Галактионов, И.В. Психология творческой деятельности: структура, этапы, механизмы, методы исследования: учеб. пособие / И.В. Галактионов. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос.ун-та, 2017. - 124 с.

4. Готчина, Л.В. Преступность несовершеннолетних и молодежи: состояние и перспективы / Л.В. Готчина // Российский девиантологический журнал. - 2021. - № 1(2) - С. 304-313

5. Ионина, Н.Г. Профориентационная работа со школьниками в условиях реализации ФГОС / Н.Г. Ионина // Вестник ТОГИРРО. - 2016. - № 3(35). - С. 3-28. - EDN ZRKXQX

6. Леванова, Е.А. Организация массовых мероприятий в детском оздоровительном лагере: Методические рекомендации / М.Д. Батаева, Н.Ю. Галой, Г.С. Голышев [и др.]; под общ. ред. Е.А. Левановой, Т.Н. Сахаровой. - М.: МИГУ, 2017. - 212 с.

7. Лисецкий, К.С. Психология негативных зависимостей / К.С. Лисецкий, Е.В. Литягина. - Самара: Изд-во «Универс групп», 2006. - 251 с.

8. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. - Москва: Педагогика, 1990. - 111 с.

9. Сирота, Н.А. Проект первичной профилактики употребления психоактивных веществ в школьной среде / Н.А. Сирота, В.И. Ялтонский // Народное образование. - 2012. - № 5. - С. 146-242

10. Стельникова, О.М. Твой выбор: пособие для учителей и родителей / О.М. Стельникова, Н.Н. Белик, И.А. Черемушкина. - Н. Новгород: НижГМА, 2009. - 40 с.

11. Федеральный закон от 24 июля 1998 года No 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» / Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года. - Режим доступа https://rg.ru/1998/08/05/detskie-prava-dok.htm

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков Игнатьева Екатерина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики Базарнова Надежда Дмитриевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Лабазова Анастасия Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ АВТОНОМНОЙ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ: РОЛЬ НАСТАНИКА

Аннотация. Целью данного исследования является выявление влияния наставничества на формирование автономности молодого учителя. В статье обоснована необходимость формирования автономности начинающего учителя как основы его профессионального становления. Автономность является одной из базовых потребностей молодого специалиста наряду с компетентностью и социальной принадлежностью. Наставничество рассмотрено с точки зрения эффективности его использования как средства формирования автономности молодого учителя. В статье проанализированы основные сферы влияния наставника на формирование профессионального «Я» молодого педагога. В исследовании раскрыта роль наставника в процессе формирования автономности начинающего учителя на этапе входа в профессию. в результате исследования сделан вывод о том, что наставническая поддержка способствует развитию автономного, компетентного специалиста, способного брать ответственность за собственную профессиональную деятельность.

Ключевые слова: начинающий учитель, наставник, наставничество, профессиональное становление, автономность.

Annotation. The purpose of this study is to identify the influence of mentoring on the formation of a novice teacher autonomy. The article substantiates the need to form the autonomy of a novice teacher as the basis of their professional development. Autonomy is one of the basic needs of a young specialist, along with competence and social affiliation. Mentoring is considered from the point of view of the effectiveness of its use as a means of forming the novice teacher autonomy. The article analyzes the main spheres of the mentor's influence on the formation of the professional self-identification of a novice teacher. The study reveals the role of a mentor in the process of forming the novice teacher autonomy at the stage of entering the profession. As a result of the study, it was concluded that mentoring support contributes to the development of an autonomous, competent specialist who is able to take responsibility for their own professional activities.

Key words: novice teacher, mentor, mentoring, professional development, autonomy.

Введение. На современном этапе развития системы образования во всем мире становится популярным наставничество как форма поддержки начинающих школьных учителей в начале карьерного пути.

Наставничество способствует профессиональному становлению молодого учителя, формированию у него мотивации к саморазвитию, самосовершенствованию, а значит, к самореализации в профессии. Подготовка начинающего педагога к сложной полифункциональной деятельности - это целостный, длительный и непрерывный процесс, который должен быть ориентирован не только на развитие его профессиональных компетенций, но и на формирование личностных качеств, необходимых для носителя культурных и моральных ценностей.

Изложение основного материала статьи. Положительное влияние наставничества на формирование личности молодого специалиста, на его закрепление в профессии и дальнейшую самостоятельную профессиональную деятельность доказано множеством исследований [4; 5; 6; 8; 9]. Такие исследования показали эффективность наставничества в формировании положительной мотивации молодых учителей, приобретении удовлетворенности работой, успешности в классе. Таким образом, оказание поддержки на этапе входа в профессию признано важным компонентом профессиональной адаптации молодого учителя и ключевым фактором удержания педагога в профессии.

Однако эффективность наставничества во многом зависит от наставника, его личностно-профессиональных качеств, уровня подготовки, манеры общения, способов поведения [1].

В американской научно-методической литературе термин «наставник» используется, чтобы описать знающего, опытного и высокопрофессионального учителя, который работает бок о бок с новым или менее опытным коллегой. По мере становления молодого учителя более уверенным и опытным доля совместной работы с наставником постепенно сокращается. Наставник - это не инструктор, а подопечный - не его студент, они оба коллеги, готовые к продуктивной совместной. Наставники обладают большим количеством знаний о преподавании и обучении студентов и школьников, взаимодействии с родительским сообществом, а также уникальным практическим опытом. Эти знания и секреты работы являются бесценными для новых учителей.

Наставники выполняют различные роли в процессе работы со своими подопечными, накапливая огромный багаж навыков и методов работы. Отличительной особенностью наставника от его коллег-учителей является его желание помочь кому-то, кто только начинает свой путь в сфере учительства, для кого совершенно ново это поле деятельности или для того, кто хочет развивать себя в педагогической деятельности [11].

Наставником над начинающими учителями в школе обычно является более опытный учитель, в обязанности которого входит осуществление методической и психолого-педагогической поддержки новичку. Методическая поддержка заключается в привитии начинающему учителю навыков, связанных с планированием и ведением уроков, оценкой результатов обучения, взаимодействием с классом. Психолого-педагогическая поддержка начинающего учителя должна способствовать формированию и развитию его профессиональной идентичности, укреплению уверенности и самооценки, а также нивелированию влияния отрицательного опыта [10].

Несмотря на четко сформулированную цель и распределение ролей, на сегодняшний день не существует единой формулы успешного менторинга. Стили общения и формы работы зависят от индивидуальных особенностей участников конкретных отношений. Каждый подопечный требует определенного количества внимания, разного рода советов и поощрений. То, что для одного может быть комфортным, другому может показаться неприемлемым. Поэтому наставник должен быть гибким в общении с подопечными.

В исследовании А. Хобсон [6] и др. доказано, что для повышения профессиональной компетентности новичка и защиты от эмоционального напряжения решающее значение имеет качество обратной связи. Подход учителя-наставника к взаимодействию со своим подопечным, имеет прямое влияние на его успех. Осуждение и чрезмерно строгая оценка деятельности начинающего педагога могут нанести вред его самооценке и даже психическому здоровью [6].

Существуют исследования, доказывающие, что наставническая поддержка во время сложного перехода от университетской жизни к полноценной преподавательской работе является смягчающим фактором возможного эмоционального истощения начинающих учителей. Также было выявлено, что наставничество снижает процент досрочного выхода из профессии среди начинающих учителей, поскольку уход из профессии рассматривается как следствие сильного эмоционального истощения и отсутствия поддержки со стороны более опытных коллег [7].

Роль наставника в профессиональном становлении молодого педагога сложно переоценить, так как он становится ключевой фигурой, эталоном и основным помощником в начале карьерного пути. Педагогу-наставнику недостаточно просто быть хорошим специалистом, профессионалом в своей области или иметь внушительный стаж работы. В ходе осуществления наставнической деятельности педагогу необходимо сочетать несколько разных ролей, которые могут требовать от него владения абсолютно разным набором знаний, умений и навыков. Влияние наставника на профессиональное становление педагога может быть как положительным, так и отрицательным. Демонстрируя неадекватную обратную связь, завышенные ожидания, резкие субъективные оценочные суждения, эмоциональную недоступность, критику без предложения поиска решения, наставник способен сформировать у новичка негативное отношение к профессии и, как следствие, желание из нее выйти [2].

Сохранение положительного отношения к профессии, формирование внутренней мотивации, личностное и профессиональное развитие начинающих педагогов может быть достигнуто путем формирования собственного профессионального «Я» как самостоятельного, эффективного и способного к реализации поставленных задач профессионала. Ощущение самостоятельности и автономности обеспечивает профессиональную идентификацию молодого педагога. Но автономность - не значит сепарация. Молодой педагог должен чувствовать себя частью коллектива, ощущать принадлежность к профессиональному сообществу, в котором он может проявлять инициативу, делиться мнением и принимать решения.

Теория самоопределения (self-determination theory) гласит, что люди «обладают врожденным стремлением к личностному росту и самоактуализации путем установления связей с элементами своей социальной, образовательной или рабочей среды» [3]. Согласно теории самоопределения, удовлетворение потребностей в автономии, социальной принадлежности и компетентности должно стать первым шагом на пути профессионального развития молодых учителей на этапе адаптации, а также залогом их дальнейшей профессиональной успешности. Удовлетворение основных потребностей на пути самоопределения, скорее всего, приведет к высокому уровню вовлеченности, инициативы и стабильному саморазвитию молодого педагога [2].

Именно исходя из потребностей начинающего учителя должен строиться процесс наставничества. Наставникам необходимо осознавать важность формирования автономности новичка и предоставлять ему возможность для самостоятельной деятельности и принятия решений. Формирование автономности может происходить через самостоятельную разработку планов уроков, выбор методов и технологий обучения, а также способов взаимодействия с классом, что также способствует развитию его профессиональной компетентности. На пути формирования автономности и компетентности молодого учителя наставнику важно воздержаться от критики и резких оценочных суждений, принятия решений вместо своего подопечного, навязывания своей точки зрения и способов действия. В данном процессе задачей наставника является наблюдение, корректное направление (в случае необходимости) и осуществление адекватной обратной связи.

Потребность в установлении социальной принадлежности реализуется через усвоение норм и правил трудового коллектива. С помощью грамотного наставника начинающему учителю будет проще социализироваться на новом месте, познакомиться с корпоративной культурой, стать частью педагогического сообщества.

Таким образом, потенциал программ подготовки наставников не ограничивается арсеналом коммуникативных стратегий и технологий обучения взрослых. Такие программы должны включать в себя обучение наставников стратегиям консультирования, навыкам активного слушанья, грамотному распределению ролей в наставнической паре.

На основе проведенного исследования немецкие ученые (J. Burger, H. Bellhauser, M. Imhof) предложили интегрировать структурированное обучение, которое фокусируется на методах консультирования, отражающих конструктивистские (основанные на двухстороннем взаимодействии и совместной рефлексии) подходы к обучению, в процесс подготовки школьных наставников. Учителям-наставникам необходимо овладеть коммуникативными навыками, которые способствуют развитию критического мышления у начинающих педагогов, предоставляют свободу выбора в процессе обучения, и которые представляют новые перспективы и подходы к проблемам, с которыми сталкиваются новички. Кроме того, навыки активного слушанья и осуществления обратной связи в рамках совместной работы помогут определять текущие потребности подопечных и оперативно решать возникающие проблемы. Также для реализации конструктивистского подхода наставникам необходимо выстраивать правильную ролевую модель в наставнической паре и занимать позицию единомышленника и советчика своих подопечных [2].

Однако интеграция новых ролей, связанных с наставничеством, существенно отличается от ролей, занимаемых учителем в процессе осуществления им своей основной деятельности - обучение детей. Поэтому создание профессионального сообщества наставников, в рамках которого наставники смогут обсуждать личные и системные проблемы в работе с молодыми педагогами и вырабатывать конструктивные решения, поможет опытным учителям успешно выполнять задачи, связанные с новой ролью.

Выводы. Формирование автономности молодого педагога является одной из ключевых задач наставничества, так как отвечает потребности начинающих учителей в профессиональном самоопределении. Молодой педагог, способный самостоятельно выстраивать план собственной работы, подбирать наиболее подходящие методы и технологии работы исходя из существующих условий, может считаться успешно прошедшим адаптацию и готовым к самостоятельной трудовой деятельности. Автономность молодого учителя может быть сформирована путем грамотного распределения ролей в наставнической паре, исключения авторитарных методов работы и развития способности к рефлексии и критического мышления. Наставническая поддержка должна способствовать развитию автономного, компетентного специалиста, способного брать ответственность за собственную профессиональную деятельность.

Литература:

1. Aspfors, A. Research on mentor education for mentors of newly qualified teachers: A qualitative meta-synthesis / A. Aspfors, G. Fransson // Teaching and Teacher Education. - 2015. - № 48. - Pp. 75-86

2. Burger, J. Mentoring styles and novice teachers' well-being: The role of basic need satisfaction / J. Burger, H. Bellhauser, M. Imhof // Teaching and Teacher Education. - 2021. - 103 p.

3. Deci, E.L. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development, and health / E.L. Deci, R.M. Ryan // Canadian Psychology. - 2008. - №49. - Pp. 182-185

4. Evertson, C.M. Mentoring effects on proteges' classroom practice: An experimental field study / C.M. Evertson, M.W. Smithey // The Journal of Educational Research. - 2000. - №93. - Pp. 294-304

5. Hobson, A.J. Judgementoring and other threats to realizing the potential of school-based mentoring in teacher education / A.J. Hobson, A. Malderez // International Journal of Mentoring and Coaching in Education. - 2013. - №2. - Pp. 89-108

6. Hobson, A.J. Mentoring beginning teachers: What we know and what we don't / A.J. Hobson, P. Ashby, A. Malderez, P. D. Tomlinson // Teaching and Teacher Education. - 2009. - № 25. - Pp. 207-216

7. Kessels, C. The influence of induction programs on beginning teachers' wellbeing and professional development: Doctoral dissertation, Leiden University, Netherlands / С. Kessels. - Leiden University Graduate School of Teaching (ICLON), 2010. - 173 с. URL: https://openaccess.leidenuniv.nl/handle/1887/15750 (дата обращения: 15.10.2022)

8. Smith, T.M. What are the effects of induction and mentoring on beginning teacher turnover? / T.M. Smith, R. M. Ingersoll // American Educational Research Journal. - 2004. - № 41. - Pp. 681-714

9. Wang, Z. Supervisory mentoring and newcomers' work engagement: The mediating role of basic psychological need satisfaction / Z. Wang, L. Chen, Y. Duan, J. Du // Social Behavior and Personality: International Journal. - 2018. - 46. -Pp. 1745-1760

10. Игнатьева, Е.В. Наставничество в профессиональном становлении молодого учителя в США: позиция ментора / Е.В. Игнатьева // Гуманитарные науки и образование. - 2021. - Т. 12. - № 3 (47). - С. 67-72

11. Игнатьева, Е.В. Анализ целевого компонента наставнических программ в США / Е.В. Игнатьева, В.А. Монахова // Инновационная деятельность в образовании: сборник статей по материалам VI региональной научно-практической конференции (28 ноября 2019 года). - Мининский университет. - Н. Новгород. - 2019. - С. 43-46

12. Лабзина, П.Г. Тьюторское сопровождение как педагогическое условие реализации проектной деятельности студентов вуза / П.Г. Лабзина // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 3. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-4 (дата обращения: 1.11.2022)

13. Фролова, С.В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 2. -URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-3 (дата обращения: 29.10.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.