Научная статья на тему 'НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ НАСТАВНИЧЕСТВА'

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ НАСТАВНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное профессиональное развитие / наставничество / учителя-логопеды / общественные организации / некоммерческие организации / профессиональные сообщества / профессиональное развитие / continuous professional development / mentoring / speech therapy teachers / public organizations / non-profit organizations / professional communities / professional development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рязанова Людмила Григорьевна

Статья посвящена вопросу непрерывного профессионального развития учителялогопеда через наставничество в профессиональной общественной организации. Современные изменяющиеся требования к объемам профессиональной компетенции, стремление повысить качество оказываемой помощи клиентам и запросы на профессиональный рост от учителейлогопедов требуют от специалиста непрерывного профессионального развития. Непрерывное профессиональное образование как важное условие становления высококвалифицированного специалиста. В нашем исследовании речь идет о непрерывном профессиональном развитии учителялогопеда в профессиональном сообществе через наставничество. Под профессиональным сообществом мы понимаем негосударственную общественную организацию. В статье описаны особенности организации наставничества в рамках регионального проекта «Академия профессионала». Раскрыты основные цели, задачи и специфика деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рязанова Людмила Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the issue of continuous professional development of a speech therapist teacher through mentoring in a professional public organization. Modem changing requirements for the scope of professional competence, the desire to improve the quality of assistance provided to clients and requests for professional growth from speech therapists require continuous professional development from a specialist. Continuing professional education as an important condition for the formation of a highly qualified specialist. In our study, we are talking about the continuous professional development of a speech therapist teacher in the professional community through mentoring. By professional community we mean a non-governmental public organization. The article describes the features of the organization of mentoring within the framework of the regional project "Professional Academy". The main goals, objectives and specifics of the activity are disclosed.

Текст научной работы на тему «НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ НАСТАВНИЧЕСТВА»

УДК 37.02

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В

УСЛОВИЯХ НАСТАВНИЧЕСТВА

преподаватель Рязанова Людмила Григорьевна Частное образователъноеучреждение высшего образования «Вятский социально-экономический институт» (г. Киров)

Постановка проблемы. Непрерывное профессиональное развитие учителя-логопеда является актуальной современной тенденцией - при наблюдающемся значительном росте, в последние годы, распространенности речевой патологии у детей, резком ее утяжелении, появлении множества сочетанных нарушений. Особое значение приобретает высококвалифицированный специалист, способный провести качественную диагностику и коррекцию нарушений. Учителя-логопеды стремятся совершенствоваться вне зависимости от стажа работы, стремятся поддерживать уровень профессиональной компетентности. Непрерывное профессиональное развитие может быть реализовано в различных формах и может рассматриваться с позиции наставничества.

Непрерывное профессиональное развитие представляет собой постоянный структурированный процесс, позволяет расширить и улучшить свои профессиональные компетенции, подразумевает активную и осознанную позицию.

Система наставничества в любой области, включая образование, организована по принципу «более опытный учит менее опытного сотрудника тому, что он может сделать сам».

Изложение основного материала исследования. Наставничество является приоритетом федеральной образовательной и кадровой политики, значимым в национальном проекте «образование» и становится важным средством повышения качества образования. Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» подчеркивает особый статус и признание педагогов, осуществляющих наставническую деятельность.

Наставничество можно рассматривать не только как передачу опыта молодому специалисту, но и как технологию, которая обеспечивает непрерывное профессиональное развитие специалистов на любом этапе профессиональной карьеры. С каждым годом меняются условия работы учителя-логопеда, развивается система образования, организационные процессы, увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи и усложняются диагнозы, что в свою очередь требует профессионалов высокого уровня, поэтому важно постоянно совершенствоваться. Развитие профессионализма тесно связано с систематическим повышением профессиональных компетенций. Профессиональный рост учителя-логопеда происходит в профессиональной среде. На каждом этапе профессионального развития учитель-логопед, будь то начинающий специалист или специалист с большим опытом работы, должен решать различные задачи профессионального роста и развития.

С опытом коллег можно познакомиться в методической литературе, Интернете и других источниках информации, но лучший способ передачи опыта - это общение и взаимодействие в кругу профессионалов-практиков. Учитель-логопед в большинстве организаций является единственным специалистом, и найти поддержку и помощь он может в профессиональных сообществах.

Профессиональное сообщество - это группа людей из двух и более человек, которые регулярно вступают между собой в коммуникацию (лично или виртуально) в целях обмена опытом и практиками, выработки знаний и поиска новых, более эффективных подходов к решению поставленных перед ними профессиональных задач [2].

В качестве такого профессионального сообщества может выступать профессиональная негосударственная общественная организация. Негосударственная организация - это самостоятельное, самоуправляемое, сообщество людей, добровольно объединившихся на равных для постоянного достижения общих целей, проведения совместной работы, направленной на реализацию социально полезных интересов [3].

Региональный проект «Академия профессионала» успешно работает с 2015 года в рамках негосударственной общественной организации и является площадкой для профессионального роста и развития через наставничество, решая актуальные вопросы учителей-логопедов.

Проект «Академия профессионалов» как профессиональное сообщество логопедов имеет свои задачи и специфику: добровольное объединение специалистов, объединившихся на основе общности их интересов в профессиональной деятельности; организация наставнической помощи и поддержки специалистам; организация профессионального общения, расширение профессиональных и деловых

контактов; оказание методической поддержки; содействие профессиональному росту и повышению квалификации специалистов; организация и проведение профессиональных конкурсов, олимпиад, конференций, телеконференций, вебинаров по проблемам педагогики, психологии, дефектологии и логопедии.

Проект рассчитан на несколько уровней профессионализма «Школа начинающего логопеда», «Мастерская специалиста», «Академия эксперта». Специалисты общественной организации выступают в роли наставника на разных этапах становления специалиста. Наставником становится специалист, профессиональное мастерство которого высоко оценивается коллегами, специалист, готовый делиться своими профессиональными знаниями, умениями, секретами. Наставником, который готов взять на себя ответственность за профессиональное развитие наставляемого, желающим получить новый статус «наставник», как подтверждение своей профессиональной квалификации [4].

Целью создания «Академии профессионала» стала разработка системы наставничества, содействие профессиональному росту и повышению квалификации логопедов, поддержка начинающих специалистов.

В роли наставников выступали специалисты «Академия эксперта» и некоторые учителя-логопеды «Мастерской специалиста».

«Академия эксперта». Это специалисты, имеющие опыт практической деятельности от десяти лет. Специалисты проводили индивидуальные и подгрупповые консультации «специалист-специалист», где решались вопросы тонкой настройки профессионализма и распространения уже проверенных профессиональных практик. Они осуществляли наставничество на всех уровнях проекта, делились опытом и особенностями наставнической деятельности, становились членами жюри профессиональных конкурсов, проводили курсы повышения квалификации, изучали инновационные методики работы логопеда в современном мире и распространяли успешный опыт работы. Профессиональные интересы каждого специалиста сформировали наставников в различных узких направлениях (наставник по работе с дизартрией, по работе с взрослыми пациентами после инсульта, по запуску речи, по коррекции заикания и т.д.).

В работе «Мастерской специалиста» принимали участие логопеды, имеющие опыт практической деятельности от трех до десяти лет и нуждающиеся в оказании помощи при решении трудных практических задач. Данный уровень рассматривается как процесс приобретения новых способов мышления, новых методов и приемов работы. Для специалистов проводятся: курсы повышения квалификации, мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации, профессиональные конкурсы, разбор конкретных практических примеров, где коллеги делятся опытом преодоления подобных ситуаций, круглые столы по актуальным вопросам педагогики, психологии, дефектологии и логопедии. Важным для профессионального развития являются междисциплинарные встречи со специалистами медицинского профиля и выработка эффективного взаимодействия с ними.

В работе «Школы начинающего специалиста» решались вопросы адаптации начинающих учителей-логопедов с опытом работы до трех лет. Адаптация к профессии - это активное взаимодействие наставника и начинающего учителя-логопеда. Основная цель наставника - оказание методической помощи начинающему логопеду в повышении уровня организации коррекционно-образовательной деятельности. Наставнику предстоит решить ряд важных задач: ускорение адаптации наставляемого к условиям профессиональной деятельности; формирование у наставляемого положительного эмоционального восприятия профессиональной деятельности; качественное накопление профессионального опыта, основанного на необходимых знаниях; понимание и осознание актуальных направлений своего профессионального развития; освоение новых методов профессиональной деятельности. Наставляемые проходят тестирование для оценки знаний и потребностей, а также личностных особенностей для индивидуального подбора наставника.

Наставники знакомят с нормативными и локальными актами, регламентирующими профессиональную деятельность учителя-логопеда, иными документами и материалами, необходимыми для работы. Знакомят с примерами оформления документации. Решают практические вопросы дифференциальной диагностики. Проводят практические встречи по коррекционной работе, разбирают практические ситуации. Были организованы встречи с психологами, на которых начинающие учителя-логопеды учились проводить родительские собрания, отрабатывали различные ситуации консультативной практики. Также по запросу проводились индивидуальные консультации, мастер-классы и открытые занятия, на которых начинающие специалисты перенимали опыт своих коллег. Для «Школы начинающего логопеда» наставниками были созданы методические рекомендации для начинающих специалистов по различной тематике, чек-листы, библиотека

вебинаров для повышения профессиональной компетентности, разработаны унифицированные пакеты документов для начинающих специалистов.

В индивидуальной работе наставник вместе с наставляемым анализировал конкретную ситуацию, возможные пути ее решения. Отрабатывались определенные методы и приемы профессиональной деятельности, наставник помогал проанализировать ситуацию с разных сторон (различных теорий и подходов к проблеме). Наставник формировал у наставляемого новую методологию деятельности, исследовательский подход, знакомил с принципами осуществления инновационной деятельности. Наставляемый получал знания, развивал навыки и умения, повышал свой профессиональный уровень, строил собственную профессиональную карьеру, выстраивал конструктивные отношения с наставником и профессиональным сообществом. Общение в профессиональном сообществе решает вопросы и профессионального выгорания, оказываемая поддержка коллег является и психоэмоциональным развитием специалиста.

Профессиональное развитие - длительный процесс, требующий времени и усилий. Погружаясь в профессию, учителя-логопеды все более нуждаются в профессиональной помощи и поддержке.

В процессе наставничества выигрывают не только наставник и наставляемый, но и образовательная организация и воспитанники (обучающиеся) и их родители (законные представители). Наставляемый: осознает свои профессиональные качества, ориентируется на ценность саморазвития; качественно меняется во взаимоотношениях с коллегами, воспитанниками (обучающимися), родителями (законными представителями); приобретает установку на открытость и взаимопомощь; рост профессиональной и методической компетенции. Наставничество для наставника - это способ самореализации; повышения квалификации; достижение более высокого уровня профессиональной компетентности. Образовательная организация получает компетентного специалиста. Воспитанники (обучающиеся) и родители (законные представители) получают качественную помощь.

Выводы. При реализации данного проекта мы получили качественные результаты, рост профессионализма учителей-логопедов, присоединившихся к проекту. Профессиональная общественная организация как площадка для профессионального роста и развития через наставничество, построенная по принципу общности интересов специалистов, является эффективным инструментом непрерывного профессионального развития учителя-логопеда.

Аннотация. Статья посвящена вопросу непрерывного профессионального развития учителя-логопеда через наставничество в профессиональной общественной организации. Современные изменяющиеся требования к объемам профессиональной компетенции, стремление повысить качество оказываемой помощи клиентам и запросы на профессиональный рост от учителей-логопедов требуют от специалиста непрерывного профессионального развития. Непрерывное профессиональное образование как важное условие становления высококвалифицированного специалиста. В нашем исследовании речь идет о непрерывном профессиональном развитии учителя-логопеда в профессиональном сообществе через наставничество. Под профессиональным сообществом мы понимаем негосударственную общественную организацию. В статье описаны особенности организации наставничества в рамках регионального проекта «Академия профессионала». Раскрыты основные цели, задачи и специфика деятельности.

Ключевые слова: непрерывное профессиональное развитие; наставничество; учителя-логопеды; общественные организации; некоммерческие организации; профессиональные сообщества; профессиональное развитие.

Annotation. The article is devoted to the issue of continuous professional development of a speech therapist teacher through mentoring in a professional public organization. Modern changing requirements for the scope of professional competence, the desire to improve the quality of assistance provided to clients and requests for professional growth from speech therapists require continuous professional development from a specialist. Continuing professional education as an important condition for the formation of a highly qualified specialist. In our study, we are talking about the continuous professional development of a speech therapist teacher in the professional community through mentoring. By professional community we mean a non-governmental public organization. The article describes the features of the organization of mentoring within the framework of the regional project "Professional Academy". The main goals, objectives and specifics of the activity are disclosed.

Key words: continuous professional development; mentoring; speech therapy teachers; public organizations; non-profit organizations; professional communities; professional development.

Литература:

1. Горшкова, Е.Г. Коуч-иаставиичество - как инструмент развития бизнеса / Е.Г. Горшкова, О.В. Бухаркова. - СПб.: РЕЧЬ, 2006. - 142 с.

2. Комлева, Н.В. Модель и инструментальные средства информационного пространства профессионального сообщества / Н.В. Комлева, Д.В. Хрипков // Междунар. научн.-практич. конф. «Технологии электронного обучения (e-Learning): возможности и перспективы» 28-29 октября 2008. -М.: МЭСИ, 2008.

3. Мальцев, Г.В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность [текст] / Г.В. Мальцев. - М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1979. - 55 с.

4. Рязанова, Л.Г. Опыт организации наставничества логопедов в рамках общественной организации: сборник трудов конференции / Л.Г. Рязанова // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2021: Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. (Чебоксары, Aug 13, 2021)

5. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: учеб. пособие / В.П. Симонов. - М.: Высш. образование, 2005. - 385 с.

УДК 378

ИНТЕРАКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

старший преподаватель Федорова Татьяна Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательноеучреждение высшего образования «Самарский государственный техническийуниверситет» (г. Самара)

Постановка проблемы. В условиях дистанционного обучения система педагогического сопровождения ставит перед собой задачу развития методов взаимодействия и сотрудничества участников коммуникации, что обеспечивается функционированием информационных сервисов, имеющихся в распоряжении педагога и обучаемого.

Онлайн сервисы платформы дистанционного обучения предлагают и предоставляют в распоряжение обучаемых и педагогов многочисленные инструменты и ресурсы для интерактивного взаимодействия и реализации функций тьютора в процессе изучения иностранных языков и развития иноязычных коммуникативных компетенций.

Проанализировав результаты дистанционного обучения по курсу иностранного языка на платформе МООБЬЕ (от англ. МООБЬЕ - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) в процессе подготовки инженеров в очно-заочной форме на уровне бакалавриата и магистратуры в Самарском государственном техническом университете, мы подведём итог применения интерактивных инструментов и поиска решений и новых идей для активизации сотрудничества обучаемых.

Изложение основного материала исследования. Новые информационные и коммуникационные технологии создали возможности, инженерные сервисы и интерактивные инструменты для взаимодействия обучаемых между собой и педагога с обучаемыми, благодаря методическому наполнению платформы, организации дискуссий на форумах, виртуальным классам, где задействованы информационные сервисы, создающие новое окружение и среду для обмена и взаимодействия.

Видеоконференция, чат, форум и другие интернет сервисы кардинально изменили коммуникацию преподавателя и обучаемого и саму организацию процесса обучения. Деятельность студента стала более интерактивной и индивидуализированной одновременно.

Педагогическое руководство и делегирование - это важный и необходимый этап в процессе дистанционного обучения. На современном этапе это ключ к успеху. Интеграция новых информационных технологий изменила модальность взаимодействия между педагогом и обучаемым, контакт на платформе создаёт возможности для межличностного общения с регулярным обменом информацией.

При этом различаем два типа педагогического руководства: синхронное и асинхронное, то есть сопровождение в реальном времени и отсроченный контакт. Негативным фактором является избыточное количество запаздывающей асинхронной письменной коммуникации, которая способна нарушить успешную реализацию процесса дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.