Научная статья на тему 'Наставничество как способ передачи ценностей православной культуры школьникам'

Наставничество как способ передачи ценностей православной культуры школьникам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
520
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИК / ОПЫТ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ / MENTOR / EXPERIENCE / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / TRADITIONS OF ORTHODOX CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусакова Виктория Олеговна

Рассматривается наставничество как традиционный в православной культуре способ передачи ценностей в опыте, транслируемом наставником ученику. Приводятся примеры наставничества в житийной литературе и иконописи, а также возможности использования этих примеров в качестве дидактических единиц на занятиях со студентами и школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with mentoring as a traditional in the Orthodox culture way of passing the values in experience that is conveyed by mentors to schoolchildren. There are given the examples of mentoring in hagiology and icon-painting and the possibilities of the use of the examples as the didactic units at the classes with students and schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Наставничество как способ передачи ценностей православной культуры школьникам»

го учителя в школе // Вестн. Сарат. обл. ин-та развития образования. 2018. № 2(14). С. 47-51.

7. Мухина Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учеб. пособие. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013.

8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационые технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2010.

9. Штейнберг В.Э. Дидактическая многомерная технология + дидактический дизайн (поисковые исследования): моногр. Уфа: Изд-во БГПУ, 2007.

* * *

1. Guzeev V.V. Osnovy obrazovatel'noj tekh-nologii: didakticheskij instrumentarij. M.: Sentyabr', 2006.

2. Danil'chuk E.V., Kulikova N.Yu. Interaktiv-nye sredstva obucheniya kak instrumentarij sovremen-nogo pedagoga v formirovanii metapredmetnyh ob-razovatel'nyh rezul'tatov obuchayushchihsya // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2017. № 8(121). S. 4-12.

3. Danil'chuk E.V., Kulikova N.Yu. Model' formirovaniya gotovnosti budushchego uchitelya in-formatiki k ispol'zovaniyu interaktivnyh sredstv ob-ucheniya [Elektronnyj resurs] // Grani poznaniya. 2014. № 7(34). URL: http://grani.vspu.ru/files/pub lics/1421222398.pdf (data obrashcheniya: 23.07.2019).

4. Kirillova O.S., Kulikova N.Yu., Polyako-va V.A. Metodicheskie osobennosti ispol'zovaniya mul'-timedijnyh interaktivnyh plakatov kak mno-gomernyh didakticheskih instrumentov pri obuchenii illyustrirovaniyu skazochnoj literatury // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2018. № 6(129). S. 40-46.

5. Kulikova N.Yu. Metodika formirovaniya go-tovnosti budushchego uchitelya informatiki k is-pol'zovaniyu interaktivnyh sredstv obucheniya: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2014.

6. Movsesyan Zh.A. Specifika i soderzhanie ob-razovatel'no-obuchayushchej deyatel'nosti budushche-go uchitelya v shkole // Vestn. Sarat. obl. in-ta razvitiya obrazovaniya. 2018. № 2(14). S. 47-51.

7. Muhina T.G. Aktivnye i interaktivnye obra-zovatel'nye tekhnologii (formy provedeniya zanyatij) v vysshej shkole: ucheb. posobie. N. Novgorod: NNGASU, 2013.

8. Polat E.S., Buharkina M.Yu. Sovremennye pedagogicheskie i informacionye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. 3-e izd., ster. M.: Akademiya, 2010.

9. Shtejnberg V.E. Didakticheskaya mnogomer-naya tekhnologiya + didakticheskij dizajn (poiskovye issledovaniya): monogr. Ufa: Izd-vo BGPU, 2007.

Peculiarities of interactive tools use in the process of teaching Computer Science

The article deals with the essence and the educational potential of the interactive learning tools. There are given the examples of the potential implementation while teaching Computer Science in multimedia interactive posters, simulators and working sheets that allow to mobilize the learning process including the personal meaning and students' motivation.

Key words: interactive learning tools, teaching Computer Science, multimedia interactive poster, multimedia interactive simulator, multimedia interactive sheet.

(Статья поступила в редакцию 18.09.2019)

в.о. гусакова

(Санкт-Петербург)

наставничество как способ передачи ценностей православной культуры школьникам*

Рассматривается наставничество как традиционный в православной культуре способ передачи ценностей в опыте, транслируемом наставником ученику. Приводятся примеры наставничества в житийной литературе и иконописи, а также возможности использования этих примеров как дидактических единиц на занятиях со студентами и школьниками.

Ключевые слова: наставник, опыт, духовно-нравственное воспитание, традиции православной культуры.

Наставничество - традиционный для православной культуры способ педагогического взаимодействия, основанный на спасительной идее жизненного пути учителя и ученика и ознаменованный само- и взаимообразованием - раскрытием в себе своего подлинного образа. Укоренившееся в русском языке выраже-

* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».

О Гусакова В.О., 2019

педагогические науки

ние наставить на путь истинный указывает на сферу педагогической ответственности -жизненный путь человека - и определяет задачу педагога-наставника - оказание ученику помощи в отыскании и прохождении его жизненного пути. Неслучайно слово педагог означает в переводе с греческого языка «ведущий мальчика» или «детоводитель».

В «Полном церковно-славянском словаре» наставляю означает «указываю дорогу, веду, предводительствую», а наставник - «путеводитель, вождь, учитель» [3, с. 336]. В.И. Даль добавляет: «наводить, настораживать» и приводит однокоренные слова наставление в значении «руководство, инструкция, наказ», наставать в значении «близиться», настаивать -«стоять на своем» [2, т. 2. с. 474]. В толковых, энциклопедических и терминологических (по культурологии, педагогике и психологии) словарях прошлого века наставлять взаимосвязано с понятиями «воспитать», «вразумлять», «направлять», «поучать», «руководить», «научить кого-то чему-то хорошему» [5, с. 404].

дадим предварительное определение: наставничество - это целенаправленное содействие личности в деле ее восхождения по предназначенному ей пути и приближения к Истине, а также предостережение ее от опасностей и искушений на этом пути. Исследователи отмечают, что наставничество ярко проявляется в переломные моменты истории, например, на рубеже XIV-XV вв., между мировыми войнами; а также на определенных этапах становления личности, например в старших классах, когда человек самоопределяется -ищет «я» среди «мы» в пространстве и времени. С 1950-х гг. традиционное для дореволюционной России наставничество как «процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества» трансформировалось в «шефство опытных передовых работников над учащимися и молодыми рабочими, пришедшими в трудовой коллектив» [1, с. 162]. С начала XXI в. можно наблюдать развитие института наставничества на государственной гражданской, военной и правоохранительной службе, в сфере экономики и управления («ко-учинг», «менторство»). В условиях постмодернистского общества наставничество снова получило особенную популярность, но как «кадровая технология» [4, с. 5]. Ее цель - «оказание помощи государственным гражданским служащим Российской Федерации в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и навыков выполнения служебных обязанностей, адаптация в

коллективе, а также воспитание дисциплинированности» [4, с. 5].

Исходя из тезауруса, дадим такое определение: наставничество - это технология содействия личности в самоорганизации в профессиональном (карьерном) росте, т. е. восхождении по карьерной лестнице. В современной образовательной практике наставничество может рассматриваться и как форма взаимоотношений учителя и ученика [Там же], педагогическая целесообразность которой обусловлена стремлением учащегося приобщиться к взрослости через общение с реальным «значимым взрослым», живущим в его со-бытийной реальности, имеющим с ним общий ценностно-смысловые ориентиры. такая форма взаимоотношений отвечает требованиям системно-деятельностного подхода, направленного на достижение личностного, предметного и ме-тапредметного результатов через исследовательскую и проектную деятельность.

Исследовательская и проектная деятельность, приобретающая все большую значимость к старшим классам, подразумевает приоритет самостоятельного поиска обучающимися решений учебно-теоретических проблем и актуализацию ими своих интеллектуальных и творческих способностей для самоопределения в последующей жизни. Педагоги здесь выступают консультантами, координаторами, кураторами, тьюторами.

Включенность в процесс духовно-нравственного воспитания требует от педагога пристального внимания и к ученику, и к самому себе. Педагог не может быть сторонним наблюдателем развития своего ученика и координатором его деятельности. Важно установить совместное проживание педагогических со-бытий и найти точки соприкосновения -смыслы в культуре и ее ценностях и через это помочь учащимся найти свой жизненный путь и стать на него. Для этого педагогу нужно:

- увидеть вместе с учащимся его путь -создать гармоничные условия для раскрытия им своих талантов;

- наставить его на этот путь, сделать вместе с ним несколько шагов - оказать учащемуся поддержку в развитии его талантов и мотивировать его к приумножению их в социально значимой деятельности;

- убедиться, что он по нему уверенно пошел (стараться помочь ему, если он с этого пути собьется) - оказывать педагогическую поддержку учащемуся во время обучения, а после окончания образовательной организации по возможности сохранять с ним дружеские взаимоотношения.

Интегрируя вышесказанное, дадим третье определение: наставничество - это совокупность последовательных и целенаправленных педагогических методов в содействии личности на пути ее восхождения - становлении «высоконравственной личности» через ее самоопределение в профессиональной сфере и просоциальной деятельности и приумножение талантов.

Необходимость в наставнике обусловлена потребностью учащегося в «значимом взрослом». Значимость в данном случае имеет многообразное содержание: поведенческий образец, поддержка (включая материальную), советчик, покровитель, друг и т. д.

В православной культуре потребность личности в «значимом взрослом», примеры наставничества и образ наставника запечатлены в житийной литературе, гимнографии, иконографии, русской художественной литературе и сказках. Они могут рассматриваться как дидактический материал для современного наставника в духовно-нравственном воспитании личности. Примеры наставничества можно видеть в житиях преподобных: Афанасия Высоцкого, Саввы Звенигородского, Никона Радонежского и их учителя Сергия Радонежского; Иосифа Волоцкого и его наставника Паф-нутия Боровского; иконописца Андрей Рублева и его духовных наставников Андрония Московского и Саввы Звенигородского, которые в свою очередь были учениками Сергия Радонежского.

Педагогическую целесообразность имеет духовный опыт святых наставников, который представляет собой совокупность смыслов, извлекаемых из ценностей православной культуры, преобразуемых в руководства жизнедеятельности и передаваемых ученикам. Как правило, духовный опыт передается в устной форме, приумножается и далее снова передается последующим поколениям.

трансляция духовного опыта составляет одну из задач наставника. Следующая задача заключается в содействии принятия учеником транслируемого духовного опыта. Для наставника важно, чтобы его обогащенный им опыт предков был учеником заново осмыслен, адаптирован в жизнедеятельности, обогащен и передан дальше.

Реализация цели наставничества, которую можно обозначить как «наставление человека на путь восхождения к личности», предполагает применение системно-деятельностного подхода в последовательной цепи со-бытий в жизни наставника и ученика (см. рис. ниже).

Схема реализации цели наставничества

1. Обнаружение опыта и принятие его наставником

' О

2. Осмысление и адаптация этого опыта к жизнедеятельности

О

3. Трансляция ученикам

О

4. Принятие опыта учениками

<>

5. Осмысление его необходимости и полезности

для себя и своего окружения

О'

6. Применение осмысленного опыта, обогащение

его в своей жизнедеятельности

О

7. Передача опыта другим

Каждый пункт схемы, представленной на рисунке, - это со-бытие в жизнедеятельности ученика и педагога - «подлинная ситуация развития, где впервые зарождаются специфически человеческие способности, "функциональные органы" субъективности, позволяющие ребенку впоследствии действительно "встать в отношение" к своей жизнедеятельности» [6, с. 384].

Такое со-бытие подразумевает внутреннюю работу наставника и ученика (самосовершенствование) и внешнюю деятельность (поступки и дела - свидетельства внутреннего делания). Итог проживания со-бытия должен иметь личностный результат и у ученика, и у наставника.

Рассмотренная схема реализации цели наставничества построена на основе житийного повествования. В житиях путь человека представлен как восхождение к Богу, который, во-человечившись, показал человеку, каким он должен и может стать. Итак, в традициях православной культуры: жизненный путь Христа, описанный в Евангелии, рассматривается как образец для людей; жизненный путь святых -как образец решения конкретных жизненных проблем в определенных исторических, геополитических, климатических, этнокультурных, политических условиях; жизненный путь каждого человека - как восхождение к Богу и обретение своего истинного «я».

Нужно отметить, что житийная литература как жанр возникает для того, чтобы показать потомкам пример конкретного человека, достигшего цели своего предназначения - святости, и потому спасенного - освобожденного

педагогические науки

от зла. Поэтому ее дидактическая значимость в деле наставничества заключается в акценте на накоплении и передаче духовного опыта. Широко используемое в житиях понятие «стяжание» указывает, что накопление духовного опыта происходит по крупицам, а не сразу целиком, что его передача никогда не может стать растратой, но только приумножением.

Особую ценность в духовном опыте приобретает завет - «все что завещано, свято наказано, заповедано, зарок, обет, обещание, договор, условие и основанный на нем союз» [2, т. 1, с. 565]. Однако сегодня это слово редко применяется в общении. Большую популярность приобрело завещание, ассоциируемое с юридическим актом, «односторонняя сделка, которая создает права и обязанности после открытия наследства» (п. 5, ст. 1118 ГК РФ). Но завет не односторонен. В традициях православной культуры его можно воспринимать как высшую форму договора Бога и человека, основанного не на правах и обязанностях, а на любви (главная заповедь Христа в Новом Завете - «Да любите друг друга» (Ин. 13: 34)).

Передача наставником заветов своим ученикам предполагает выстраивание взаимоотношений по принципу соработничества, сотрудничества, сотворчества, при которых каждый выполняет свою работу, но все вместе созидают одно дело (например, благотворительный проект, спектакль для воспитанников детского сада, концерт для ветеранов и др.).

В житиях святых передача евангельской заповеди трактуется как наследование любви. Святые ученики являются духовными наследниками или восприемниками святых наставников. Например, в житии преподобного Андрея Рублева наставниками иконописца назван не знаменитый предшественник Феофан Грек, а игумены ведущих русских монастырей, которые незадолго до Рублева сами стали восприемниками опыта преподобного Сергия Радонежского. Суть этого опыта - в устроении своего жизненного пути как восхождения к идеалу, при котором происходит преображение личности и «вселенной по образу и подобию Святой Троицы, т. е. внутреннее объединение всех существ в Боге» [8, с. 12]. Это преображение возможно не по принуждению, а по любви.

тем, кто передал свой духовный и профессиональный опыт потомкам (например, Лука Войно-Ясенецкий), в гимнографии присвоено почетное именование «преславный настав-ниче» (Акафист святым Сергию Радонежскому, Савве Сторожевскому, тихону Воронежскому, Луке Войно-Ясенецкому, Паисию Свя-

тогорцу и др.). Передача опыта и его принятие учениками представляют собой сложную педагогическую проблему, решение которой предусматривает субъект-субъектные отношения («я» с «мы», «я» с «я») и интегрирует обучающие, развивающие и воспитательные задачи каждого конкретного занятия и образовательных программ в целом. Передача опыта всегда имеет ценностно-смысловое значение, направленное на осмысление ценностей на репродуктивном, рефлексивном и творческом уровнях.

творческий уровень характерен, как правило, для старшеклассников. В отличие от учащихся младшей и средней школы, старшеклассники достигают творческого уровня через переосмысление ценностей в контексте востребованного в их возрасте построения жизненной перспективы и уже имеющегося небольшого жизненного опыта. Однако переосмысление может быть позитивным и негативным.

Например, ценность «семья» в позитивном переосмыслении выражается в готовности учащихся к самореализации в возрастной цепи: сын (дочь) и внук (внучка) - муж (жена) - отец (мать) - дед (бабушка). Негативный вариант может иметь характер отторжения в виду представления о семье как об обременяющем и отягчающем обстоятельстве в профессиональном и личностном самоопределении.

Проводимые в образовательных организациях Санкт-Петербурга и республики Коми среди школьников 9-11-х классов в период с 2011 по 2017 г. педагогические мастерские, посвященные семейным ценностям, показали следующие результаты. Главной ценностью в семье школьники определяли любовь (100%), а самыми невостребованными назвали многодетность (его выбрали как необходимое около 6-8%) и труд (1-3%). В лестнице успеха семья, как правило, помещалась на самой верхней ступени, а в лестнице добрых дел ей соответствовали «жениться» («выйти замуж») и «родить ребенка».

Размещение ценности «семья» на итоговой ступени школьники в большинстве своем объясняли необходимостью «устроиться в жизни», «получить образование и найти хорошую работу», «заработать деньги, чтобы семью обеспечивать», однако рассматривать все перечисленные ими ступени как подготовительные или подводящие к созданию семьи не посчитали правильным. Напротив, они рассматриваются как показатели успешности и самореализованности. 91% воспринимают создание семьи как обязанность или необхо-

димость, и только 9% связывают ее с жизненным благом.

Позитивное осмысление ценностей составляет одну из актуальных проблем духовно-нравственного воспитания. Согласно словарю В.И. Даля, слово смыслить многозначно. Оно включает «задумывать, затевать, собираться, намереваться, замышлять || припасать, готовить, добывать, промышлять || помышлять, рассуждать или понимать, мыслить» [2, т. 4, с. 240]. Принимая опыт, ученик «замышляет» его применение в разных ситуациях, «рассуждает» над его полезностью в своей жизни и «мыслит» его востребование в будущем.

Опыт может стать приобретенным навыком, овладением информацией или встречей с традицией - культурно-историческим образом жизнедеятельности. Такая встреча сохраняет в себе примеры «определенной эволюции личности, жизненного пути, уже пережитых ею событий» и открывает возможности «перехода из какого-то одного состояния в другое» [7, с. 139], более высокое и совершенное, в православной культуре преображенное.

В этом переходе участвуют ученик и наставник, но только наставник несет ответственность за выработку и поддержание мотивации к самосовершенствованию (восхождению). Поэтому наставник должен уметь:

- смоделировать со-бытие восхождения, т. е. создать педагогические условия для ценностного самоопределения каждого школьника и формирования у него ситуативной (участники педагогического процесса), возрастной (учащиеся), гражданской (граждане России), идейной (всеми движет одна идея, задача и др.), духовной (всех объединяет цель, направленная на достижение блага или дело, имеющее просоци-альную значимость) идентичности;

- организовать учащимся встречу с нравственным примером - предоставить им широкие возможности для нахождения, осмысления и усвоения информации об исторической личности и принятия ее как образца для самовоспитания.

В традициях православной культуры наставников можно разделить на идеальных (святых) и реальных (родителей и учителей). Идеальный наставник - это человек, достигший святости - высшей степени естества человека через преемство опыта от своего наставника, который дает своему ученику ориентир наставничества. Ориентир наставника передается традицией из поколения в поколения с незначительными изменениями, которые подразумевают обогащение этого опыта и приумножение его в личностном опыте. Каждый

ученик - потенциальный наставник, а наставник - всегда ученик.

Пребывание в качестве наставника и ученика отражено в иконописи, которая сохраняет типические иконографические черты лика наставника (всегда старца) в образах его учеников (например, иконография учеников Сергия Радонежского сходна с образом самого святого Сергия). Такой образ наставника -старца определяется не биологическим возрастом, а глубиной духовного опыта и полнотой исполнения заветов Бога.

Классификация наставников на конкретных и метафизических (ангел-хранитель, шестикрылый серафим, путеводная звезда) персонажей и их тесная связь с жизненным путем героя обнаруживается в русской литературе (А.Т. Аверченко, Ф.М. Достоевский, Б.К. Зайцев, Н.В. Гоголь, Н.С. Лесков, Б.Л. Пастернак, А.С. Пушкин, И.С. Шмелев) и сказке. литературно-художественный образ наставничества на занятиях может стать дидактической единицей, которая интегрирует ценности и актуализирует эмоционально-и экзистенционально-ценностные переживания. Главными ценностями русской литературы являются семья и Родина - откуда человек вышел и куда он возвращается в итоге своего пути.

Путь-дорога, как правило, служит метафорой жизненного пути к цели, мечте, идее, смыслу. Эта дорога не пустынна, герою на ней всегда встречаются наставники. Так, в сказке физическое перемещение героя в пространстве связано с трудновыполнимой и жизненно важной задачей (добыть жар-птицу, золоторогого оленя, меч-кладенец, смерть Кощееву, «то - не знаю что» и др.). Решение задачи сопровождается духовно-нравственными исканиями, завершается победой над злом и преображением персонажей (Ивана-дурака в Ивана-царевича, лягушки в царевну, двух одиноких персонажей в семью). Наставниками героя выступают волшебники, помогающие ему пережить изменившее что-то в его судьбе чудо; природные явления (солнце, месяц, ветер, мать сыра земля) - жизненные обстоятельства, которые герой усмиряет или с которыми он договаривается; а в православных преданиях - икона-путеводительница.

Икона-путеводительница - это метафизический образ наставничества исключительно в традициях православной культуры. С одной стороны, такая икона сохраняет преображенный образ конкретного наставника, с другой -сама является сакральным предметом, сопровождающим человека с появления на свет до

кончины, при рождении, крещении, наречении имени, венчании, благословении на учебу, в болезни и здравии, в труде и на службе, в путешествии, при отпевании.

знакомство школьников с иконой - это всегда со-бытие и встреча трех реальностей: прошлой - отцов и дедов, которые ее чтили; настоящей, где пребывает ученик, и «будущего века». Поэтому рассмотрение иконописи актуализирует и у учителей, и у школьников осмысление жизненного пути человека (включая собственный) как протяженную реальность, соединяющую прошлое и будущее и являющуюся залогом грядущего времени, в котором современный ученик может стать наставником.

Идея воспитания человека через усвоение ценностей православной культуры, запечатленных в иконописи, легла в основу лекций для студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование ПООП "Духовно-нравственное воспитание"» в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена. Целью лекций стало формирование у студентов педагогического вуза общепрофессиональных компетенций, позволяющих им выстраивать процесс духовно-нравственного воспитания школьников с использованием литературных и иконописных образов в качестве дидактических единиц так, чтобы на занятиях каждый участник почувствовал себя в роли ученика и наставника и уяснил сферу ответственности за эти роли.

В теоретической части студенты знакомились житиями и иконописными изображениями подвижников (святого Сергия Радонежского и его учеников) и святителей (святых Феофана Затворника, Димитрия Ростовского, Тихона Задонского и др.), чей духовный опыт стал вкладом в православную педагогику, а в практической - составляли «духовный портрет» святого в детстве, когда он пребывал учеником. В рефлексивной части студентам предлагалось обсудить качества, необходимые наставнику и трудности в период их самовоспитания.

В числе необходимых качеств студенты отмечали терпение, тактичность, мудрость, способность видеть в каждом ученике заложенные в нем таланты и дарования. Особенно трудным для студентов оказалось развитие терпения и обретение мудрости, которая зависит не столько от возраста, сколько от опыта. Студенты пришли к согласию в том, что мудр

'кие науки -

тот, кто умеет использовать чужой опыт в своей жизнедеятельности.

Для обретения мудрости человеку с ранних лет необходимо самосовершенствоваться. Это качество заявлено в требованиях к личностному результату учащегося в ФГОС: «готовность к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности» [9].

Наставничество особенно востребовано в старших классах, когда школьники хотят видеть в учителе старшего друга, с которым можно общаться на равных, советоваться, делиться сокровенным, «поговорить о жизни», «предназначении человека», «способах достижения успеха», возможности личностного и профессионального самоопределения; с которого можно брать «нравственный пример». Общение на равных с учителем в сознании подростка вовсе не означает проявление неуважения, а напротив, утверждает его взрослость. В противном случае поведение подростка может носить характер протеста, непослушания, грубости, пренебрежительности и манипуляции.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что сегодня наставничество можно рассматривать как способ выстраивания взаимодействия ученика и педагога, школьника и значимого взрослого, в ходе которого осуществляется передача жизненно важных ценностей.

В православной культуре примеры наставничества сохраняются в литературе и иконописи, где смысл наставничества раскрывается в межпоколенческой трансляции духовного опыта наставника ученикам, принятии его учениками и передаче потомкам в новом осмысленном (обогащенном новыми смыслами) виде. В православной культуре наставничество предусматривает единство жизненного пути наставника и ученика на определенном этапе становления личности последнего и его непрерывность в смене поколений. Традиция православной культуры сохраняет идеальный образ наставника - ориентир для поколений, который:

- принимает, сохраняет, адаптирует, приумножает и передает потомкам духовный опыт своих предков (учителей, наставников);

- несет ответственность за выбор жизненного пути своих учеников и готов корректировать свой путь в зависимости от пути ученика;

- руководствуется на своем пути смыслами, извлекаемыми из ценностей своей культуры.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бим-Бад Б.M. Педагогический энциклопедический словарь. M.: Большая российская энциклопедия, 2002.

2. Даль Б.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. M.: Рус. яз., 2002.

3. Дьяченко Г., протоиерей. Полный церковнославянский словарь. M.: Отчий дом, 2000.

4. Mетодический инструментарий но нримене-нию наставничества на государственной службе. M.: M-во труда и соц. развития, 2012.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Рос. АН, Ин-т рус. яз., Рос. фонд культуры. M.: Азъ Ltd, 1992.

6. Слободчиков Б.И., Исаев Е.И. Основы нси-хологической антропологии. Психология человека. Бведение в психологию субъективности: учеб. пособие. M.: Школа-Пресс, 1995.

7. Сериков Б.Б. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие. M.: Академия ИЦ, 2008.

8. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Бо-прос о смысле жизни в древнерусской религиозной живониси. Публичная лекция. M.: Типография Сытина, 1916.

9. ФГОС среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. URL: Ы1р://минобрна-

уки.рф/документы/336 (дата обращения: 25.08.2019). * * *

1. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskij enciklopedi-cheskij slovar'. M.: Bol'shaya rossijskaya enciklope-diya, 2002.

2. Dal' V.I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorus-skogo yazyka: v 4 t. M.: Rus. yaz., 2002.

3. D'yachenko G., protoierej. Polnyj cerkovno-slavyanskij slovar'. M.: Otchij dom, 2000.

4. Metodicheskij instrumentarij po primeneniyu nastavnichestva na gosudarstvennoj sluzhbe. M.: M-vo truda i soc. razvitiya, 2012.

5. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka / Ros. AN, In-t rus. yaz., Ros. fond kul'tury. M.: Az Ltd, 1992.

6. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psiho-logicheskoj antropologii. Psihologiya cheloveka. Vve-denie v psihologiyu sub"ektivnosti: ucheb. posobie. M.: Shkola-Press, 1995.

7. Serikov V.V. Obuchenie kak vid pedagogiche-skoj deyatel'nosti: ucheb. posobie. M.: Akademiya IC, 2008.

8. Trubeckoj E.N. Umozrenie v kraskah. Vopros o smysle zhizni v drevnerusskoj religioznoj zhivopisi. Publichnaya lekciya. M.: Tipografiya Sytina, 1916.

9. FGOS srednego (polnogo) obshchego obrazo-vaniya [Elektronnyj resurs]. URL: http://minobrnauki. rf/dokumenty/336 (data obrashcheniya: 25.08.2019).

Mentoring as a way of passing the values of the Orthodox culture to schoolchildren

The article deals with mentoring as a traditional in the Orthodox culture way of passing the values in experience that is conveyed by mentors to schoolchildren. There are given the examples of mentoring in hagiology and icon-painting and the possibilities of the use of the examples as the didactic units at the classes with students and schoolchildren.

Key words: mentor, experience, spiritual and moral education, traditions of Orthodox culture.

(Статья поступила в редакцию 29.08.2019)

м.г. кузьмич

(Гродно, республика Беларусь)

медиаобразование как системообразующий процесс подготовки специалиста

педагогического профиля*

Анализируются компоненты медиаобразова-ния, раскрывается роль медиаобразования в профессиональной подготовке специалиста педагогического профиля. Предлагаются варианты использования компонентов медиа-образования при реализации образовательного процесса. Выявляются и обосновываются возможность использования медиатехно-логий преподавателями колледжа, необходимость постоянной переподготовки педагогического состава.

Ключевые слова: медиаобразование, образование, медиасреда, компетентность, медиагра-мотность.

Среднее профессиональное образование является одним из основных звеньев в цепи профессионального становления личности. Целью его выступает подготовка практико-ори-

* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».

О Кузьмич MX., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.