Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО, КАК ФОРМА СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ СТУДИИ'

НАСТАВНИЧЕСТВО, КАК ФОРМА СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ СТУДИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
сопровождение / наставничество / наставничество в группе / психолого-педагогический ресурс / наставничество / адаптация / социализация / люди с ОВЗ / социокультурная реабилитация / инклюзия / инклюзивный танец / support / mentoring / mentoring group / psycho-pedagogical resource / adaptation / socialization / socio-cultural rehabilitation / inclusion / inclusive dance

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бойко И.И.

В статье рассматривается проблема личностного развития, адаптации и социализации взрослых ментальных инвалидов посредством их включения в инклюзивный танцевальный коллектив с использованием технологии наставничества. Проблема наставничества раскрывается в контексте сопровождения людей с ограниченными возможностями в рамках социокультурной адаптации и социализации, поднимается проблема инклюзии и ее значение для социализации людей с ограниченными возможностями, раскрываются критерии эффективности реализации программы «Инклюзивный танец» в ГБСУСО МО «Добрый дом «Одинцовский».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING AS A FORM OF SUPPORT FOR AN INCLUSIVE DANCE STUDIO

The article considers the problem of personal development, adaptation and socialization of adults with mental disabilities by including them in an inclusive dance group using mentoring technology. The mentoring problem is revealed in the context of accompanying people with disabilities within the framework of socio-cultural adaptation and socialization, the issue of inclusion and its significance for the socialization of people with disabilities is raised, criteria for the effectiveness of the program implementation "Inclusive Dance" at GBSUSO MO "Kind House "Odintsovo" are assessed.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО, КАК ФОРМА СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ СТУДИИ»

УДК 37

Бойко И.И.

канд. психол. наук, старший эксперт Специальный центр «Звенигород» (г. Звенигород, Россия)

НАСТАВНИЧЕСТВО, КАК ФОРМА СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ СТУДИИ

Аннотация: в статье рассматривается проблема личностного развития, адаптации и социализации взрослых ментальных инвалидов посредством их включения в инклюзивный танцевальный коллектив с использованием технологии наставничества. Проблема наставничества раскрывается в контексте сопровождения людей с ограниченными возможностями в рамках социокультурной адаптации и социализации, поднимается проблема инклюзии и ее значение для социализации людей с ограниченными возможностями, раскрываются критерии эффективности реализации программы «Инклюзивный танец» в ГБСУСО МО «Добрый дом «Одинцовский».

Ключевые слова: сопровождение, наставничество, наставничество в группе, психолого-педагогический ресурс, наставничество, адаптация, социализация, люди с ОВЗ, социокультурная реабилитация, инклюзия, инклюзивный танец.

Одной из социально уязвимых категорий населения являются взрослые, имеющие ментальные нарушения и проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания - именуемые как «Добрые дома» (ранее - психоневрологические интернаты). В данные учреждения попадают люди с психическими нарушениями, оставшиеся без поддержки семьи, а также многие выпускники детских домов. Это, прежде всего, выпускники домов -интернатов для умственно отсталых детей (ДДИ) [3, с. 21].

Проживающие в Добрых домах - это взрослые люди, имеющие психические заболевания и низкий уровень владения социальными навыками,

понимания сущности социальных ролей, слабо осознающие свою роль в системе социальных отношений, не имеющие устойчивой мотивации к деятельности. При психических заболеваниях в той или иной мере страдают психические функции (мышление, память, восприятие, внимание, эмоции), претерпевает изменения сама структура личности [1, с. 86]. У проживающих в Добрых домах - низкая самооценка, психическая пассивность, отсутствие инициативы и самостоятельности, зависимость от других людей, повышенная внушаемость, неустойчивость в деятельности, проблемы взаимодействия с окружающими. Все это осложняет их личностное и социальное развитие, препятствует социализации.

Добрые дома в последнее время изменились к лучшему. Это открытые учреждения, обеспечивающие достаточно комфортное проживание людям, которые нуждаются в постоянном сопровождении и посторонней помощи. Люди с ограниченными возможностями, проживающие в Добрых домах имеют доступ к медицинской, социально-средовой, социально-бытовой и социально-трудовой ориентации, имеют свободный выход за пределы учреждения, по возможности работают, охвачены оздоровительными и экскурсионными мероприятиями и получают образование. Однако, потребность в принятии, эмоциональном сближении с другим человеком, доверительных и дружеских отношениях, творческом самовыражении для многих из них весьма актуальна. Добрые дома не могут полностью решить данную проблему. По этой причине сопровождение взрослых ментальных инвалидов может осуществляться общественными организациями и волонтерами-наставниками. Цель наставничества и сопровождения - развитие у получателей социальных услуг Добрых домов социальных навыков, ролей, положительных ожиданий, стимулирование их к самореализации путем включения в социокультурное пространство. Целесообразность включения культуры, искусства, творчества в систему адаптации и комплексной реабилитации инвалидов продиктовано, с одной стороны, основополагающей ролью этих средств в развитии и самореализации личности, с другой стороны - накопленным практическим

опытом социокультурной деятельности с инвалидами, убедительно подтверждающим благотворное влияние средств культуры, искусства, творчества на образ жизни инвалидов. Эффективное использование этих средств в процессе реабилитации инвалида способствует формированию у него духовно-нравственных и социальных установок, чувства уверенности в жизни и мотивации к независимости в различных сферах жизнедеятельности. [5, с. 114]. Наиболее интересным видом социокультурной адаптации и социализации взрослых людей с ментальными проблемами является работа танцевальной студии, где основной упор делается на развитие инклюзии через включение в постоянный состав группы здоровых людей (наставника и его помощников) как постоянных участников коллективного творчества.

Наставничество - этот система отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь, совет и поддержку другому (Г. Льюис). Наставник - человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для преодоления тех трудных жизненных ситуаций, в которых он оказался. Основным результатом процесса наставничества является развитие, адаптация и социализация человека. Наставничество - это двухсторонний процесс: с одной стороны - деятельность наставника, с другой - деятельность подопечного. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей психолого-педагогического взаимодействия. В Письме Минпросвещения России № АЗ-1128/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 657 от 21.12.2021 года, определены психолого-педагогические условия наставничества, и его психолого-педагогический ресурс. Так, психолого-педагогические условия включают в себя «меры по созданию психологического комфорта и доверия, взаимопомощи и уважения в педагогическом коллективе». Психолого-педагогический ресурс в системе наставничества подразумевает: «широкое использование методик и технологий рефлексивно-ценностного и эмоционально-ценностного отношения к участникам системы наставничества,

которые способствуют актуализации скрытых, глубинных жизненных ресурсов, формирование психологической готовности наставляемого не копировать чужой, пусть и очень успешный опыт, а выйти на индивидуальную траекторию, которая помогает сформироваться неповторимому профессиональному почерку педагога».

Наставник для россиян сегодня - человек из ближайшего круга, гибкий, практико-ориентированный, с широко открытыми глазами на мир. С таким наставником можно говорить неформально, обсуждать сложности, узнавать ответы на волнующие вопросы, получая стимул для дальнейшего развития [2]. Наставничество в социальных учреждениях стационарного типа в настоящее время выходит на новый уровень, и кроме социальной реабилитации и адаптации добавляются и другие процессы, а именно: появляется инклюзия, учебная деятельность, развитие талантов. Безусловно, наставничество может быть использовано не только в работе с детьми, подростками и молодежью. Работа с наставником интересна и полезна человеку любого возраста, который нуждается в расширении социально-полезных связей, внимании, принятии, дружбе, увлекательной совместной деятельности. Поэтому, обращение к новой форме взаимодействия - наставничеству - является весьма актуальным.

Положительный опыт использования наставничества, как формы сопровождения социокультурной адаптации и социализации, накоплен в «Добром доме «Одинцовский» города Звенигород. Наставник здесь взаимодействует с группой наставляемых одновременно. Под его руководством уже на протяжении 4,5 лет на постоянной основе функционирует инклюзивная танцевальная студия «Равновесие», участники которой многократно становились победителями и призерами танцевальных фестивалей областного, всероссийского и международного уровней. Танцевальная студия является именно инклюзивной, так как в ее состав входят, с одной стороны, получатели социальных услуг (женщины и мужчины в возрасте от 25 до 43 лет, имеющие ментальные нарушения), а с другой стороны - на постоянной основе участвуют здоровые люди (как правило это 1-2 человека: наставник группы, и кто-то из

воспитателей). В своей работе инклюзивная танцевальная студия придерживается идеи Л.С. Выготского о том, что «одностороннее насыщение коллектива умственно отсталыми людьми, максимально одинаковыми по уровню развития, - ложный педагогический идеал. Глубоко антипедагогично то правило, сообразно которому мы, в целях удобства, подбираем однородные коллективы. Делая это, мы лишаем их коллективного сотрудничества и общения с другими людьми. В такой обстановке он возьмет меньше, чем может» [4, с. 47]. В своей практической работе мы придерживаемся мнения о том, что центральным звеном компенсации дефекта является расширение сферы общения этой категории инвалидов, усиление их социальных отношений. Только постоянное, активное взаимодействие с другими людьми определяет главное направление в их развитии и успех социальной адаптации и социализации [4, с. 47]. Общее количество участников инклюзивной танцевальной студии «Равновесие» «Доброго дома «Одинцовский» - 18 человек. Постоянное количество присутствующих на занятиях и активно участвующих во всех мероприятиях студии - 14 человек (семь мужчин и семь женщин). Под руководством наставника и совместно с ним участники студии не менее трех раз в неделю встречаются с целью общения и творческого самовыражения посредством танца. График занятий, выбор музыки и направления танцевального творчества происходит при совместном обсуждении. Занимающиеся с удовольствием разучивают социальные, эстрадные и сюжетные номера, используют предметы (аксессуары), которые усложняют танец, обогащают его рисунок и характер. Критериями эффективной реализации программы «Наставничество как форма сопровождения инклюзивной танцевальной студии «Доброго дома «Одинцовский» является динамика основных показателей:

1) мотивация к деятельности (трудовой, социокультурной), успехи получателей социальных услуг в социально-бытовой и социально-средовой адаптации и социализации,

2) динамика совместной деятельности участников танцевальной студии (наличие общей цели деятельности, согласованность позиции и единство действий, характер общего результата,

3) динамика социально-психологической и нравственной атмосферы в группе,

4) настроение, эмоции, отношение к своему здоровью.

Диагностический инструментарий мониторинга реализации программы:

опрос (интервью, беседа), психолого-педагогическое наблюдение.

Динамика трудовой и социокультурной мотивации получателей социальных услуг, а также их успехи в социально-средовой и социально-бытовой адаптации были определены путем наблюдения и беседы с получателями социальных услуг и сотрудниками учреждения. В 2019 году, на момент создания танцевальной студии, из 14 человек были трудоустроены и постоянно охвачены трудовой деятельностью 10 человек. В 2024 году - все 14 охвачены трудовой деятельностью. Из них 12 человек имеют официальное трудоустройство, и трудятся на постоянной основе, 2 человека имеют противопоказания к трудовой деятельности по заболеванию, однако трудятся в меру своих возможностей, оказывая посильную помощь санитарам и кухонным работникам. Выявлены успехи участников танцевальной студии в рамках социально-средовой и бытовой адаптации, а именно: пять человек были добровольными участниками программы «Тренировочное сопровождаемое проживание в условиях тренировочной квартиры» и приобрели знания, умения и навыки, предусмотренные программой по предметам: «санитария и гигиена», «приготовление пищи», «финансовая грамотность», «компьютерная грамотность» и другие. Все участники студии являются учениками коррекционной школы, где также имеют значительные успехи: хорошую и отличную успеваемость, мотивацию к сотрудничеству с учителями. Мотивация к трудовой и социокультурной деятельности у занимающихся в танцевальной студии является внутренней, так как к началу занятий все приходят вовремя, и проявляют положительные эмоции, увлеченно обсуждая детали предстоящей

репетиции. В свободное время - обсуждают прошедшие и предстоящие творческие конкурсы и фестивали, обмениваются информацией с танцевальными группами из других Добрых домов, выкладывают в социальной сети фотографии и ролики участия в соревнованиях, пишут комментарии к значимым ситуациям и событиям.

Анализ динамики совместной деятельности участников танцевальной студии (наличие общей цели деятельности, согласованность позиции и единство действий, характер общего результата) позволяет сделать следующие выводы: за четыре года участники занятий научились бесконфликтно распределять роли и формировать танцевальные пары, разрешать проблемные ситуации с использованием юмора и безобидных шуток, научились структурировать время, расширили круг общения, приобрели устойчивое увлечение (занятия танцами), добились уважения и признания, научились работать в команде, поддерживать друг друга.

Оценка динамики социально-психологической и нравственной атмосферы в группе позволяет говорить о том, что конфликтных ситуаций в группе занимающихся инклюзивными танцами нет, а спорные вопросы всегда решаются путем совместного обсуждения и поиска приемлемого решения. Психологическим новообразованием нравственной составляющей группы является формирование чувства «Мы». Участники переживают о проблемах друг друга, стараются сохранить каждого участника в строю, понимая, что победить на соревнованиях можно только полагаясь на уверенную работу всей группы.

Оценка динамики отношения к своему здоровью позволяет сделать вывод о том, что получатели социальных услуг, занимающиеся танцами, забывают о своем заболевании, испытывают положительные эмоции, наслаждаются движением и музыкой.

Таким образом, наставник инклюзивной танцевальной студии - это волонтер, способствующий личностному росту наставляемых, заинтересованный в собственном саморазвитии, обладающий

профессиональным мастерством и компетенциями, педагогическим опытом и личностными характеристиками и способный удовлетворить социокультурные запросы наставляемых, сделать их жизнь богаче, наполнить событиями, помочь поверить в собственные силы и возможности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Громова О.В. Комплексная реабилитация больных и инвалидов: учебное пособие. - М.: ИКЦ «Колос - с», (Учебники и учеб. Пособия для студентов высш. учеб. заведений.), 2018. - 182 с;

2. Илакавичус, М.Р. Наставничество в современной России: актуализация ценностей и смыслов / М.Р. Илакавичус // Мир науки. Педагогика и психология. - 2024. - Т.12. - №1. - URL: https://mir-паиМ.сот/РВЕ/П5ЗВЬТ_124^ (дата обращения: 26.04.2024);

3. Ларикова И.В. Взрослые с ментальными нарушениями в России: по следам Конвенции о правах инвалидов / И. В. Ларикрова, Р.П. Дименштейн, О.О. Волкова, Е.Ю. Таранченко - М.: Теревинф, 2015. - 224 с;

4. Маллер А.Р. Развитие жизненных компетенций у детей с инвалидностью. Методическое пособие. - М.: В. Секачев, 2019. - 160 с;

5. Храпылина Л.П. Реабилитация инвалидов / Л.П. Храпылина. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 415 с

Boyko I.I.

Zvenigorod Special Center (Zvenigorod, Russia)

MENTORING AS A FORM OF SUPPORT FOR AN INCLUSIVE DANCE STUDIO

Abstract: the article considers the problem of personal development, adaptation and socialization of adults with mental disabilities by including them in an inclusive dance group using mentoring technology. The mentoring problem is revealed in the context of accompanying people with disabilities within the framework of socio-cultural adaptation and socialization, the issue of inclusion and its significance for the socialization of people with disabilities is raised, criteria for the effectiveness of the program implementation "Inclusive Dance" at GBSUSO MO "Kind House "Odintsovo" are assessed.

Keywords: support, mentoring, mentoring group, psycho-pedagogical resource, adaptation, socialization, socio-cultural rehabilitation, inclusion, inclusive dance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.