УДК 348.9:28
НАСЛЕДОВАНИЕ В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ
О. В. Науменко, соискатель кафедры гражданского права и процесса Южно-
Уральского государственного университета
Рассматриваются наиболее важные аспекты наследования в мусульманском праве: влияние религии на правовое регулирование вопросов наследования, основания наследования, группы наследников, порядок распределения наследства, основания лишения наследства, а также характеризуется специфика наследования, присущая мусульманскому праву.
Ключевые слова: мусульманское право, ислам, наследование, Коран, завещание, недостойный наследник.
На протяжении многих веков мусульманское право являлось доминирующим для большинства стран, население которых исповедовало ислам. Его особенность заключалась в уникальном сочетании правовых установлений с религиозной догматикой и моральными установками1. Законодательство этих стран брало за основу «божественные» источники и их толкования и создавало собственное законодательство, часто буквально повторяющее заветы Пророка Магомета (вернее, их интерпретацию), а временами модифицировало их в своих интересах.
Но с течением времени значимость мусульманского права шла на спад. К началу XX века лишь в некоторых странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде2. Остальные страны к середине XX века отказались от «фикха» («мусульманское право как совокупность юридических институтов и норм»3) в качестве основной правовой формы, и правовые системы наиболее развитых арабских стран с некоторыми отступлениями стали строиться по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан, страны Магриба, и англо-саксонскому - Ирак, Судан. Л. Р. Сюкияйнен отмечает, что «в наши дни ни в одной из исламских стран мусульманское право не является единственно действующим. Более того, в большинстве случаев оно уже не выступает центральным элементом правовой системы»4. Лишь одна отрасль мусульманского права по-прежнему сохраняет доминирующую роль - это право личного статуса, регулирующее в том числе наследственные отношения.
В мусульманском праве предусматриваются два основания наследования - по закону и по завещанию. Коран предусматривает достаточно жесткие и четко определенные нормы наследования, порядок и очереди наследования, доли, причитающиеся родственникам умершего. Наследственное право - это одна из немногих отраслей, которая непосредственно урегулирована текстом самого Корана. Этим объясняется тот факт, что наследственный раздел мусульманского права сохраняет свою актуальность и непосредственно применяется законодательством многих стран и по сей день. В мусульманском праве юридические принципы, неразрывно связанные с религией, считаются неизменными.
В Коране содержится 35 стихов, касающихся наследования, из них большая часть закрепляет перечень наследников в силу родства и порядок распределения между ними наследственного имущества, и несколько содержит нормы, касающиеся наследования по завещанию.
При этом следует отметить, что хотя наследование по завещанию признается, но оно носит второстепенное значение и имеет ряд существенных ограничений, самым главным из которых является то, что завещано может быть не более одной трети от всей наследственной массы — две трети должны в любом случае перейти наследникам по закону. Данное правило призвано защищать интересы семьи, права наследников, особенно наследников женского пола, для которых наличие собственности имеет ключевое значение при определении их будущего.
Согласно законам шариата после смерти мусульманина его наследники обязаны выполнить четыре важнейшие обязанности:
1. оплатить расходы на погребение умершего;
2. выплатить все его долги;
3. выделить долю наследникам по завещанию;
4. распределить оставшуюся собственность между наследникам в соответствии с законами шариата.
Подобное отношение определяется особенностями исламской религии, свойственным этой религии пониманием жизни и смерти человека. Мусульманин не должен оставлять после себя неоплаченных долгов и непрощенных обид. Только после выполнения первых трех обязанностей наследники могут приступить к наиболее значимой для них части - непосредственному разделу имущества, оставшегося после смерти мусульманина.
При более подробном изучении становится очевидно, что наследование по закону в мусульманском праве регулируется рядом принципов и норм, аналогичных тем, что можно найти во многих правовых системах и законодательствах, в том числе, например, в современном российском наследственном праве.
Среди универсальных принципов, присущих мусульманскому наследственному праву, можно выделить следующие.
1. Наличие групп наследников.
2. Признание права представления (если дети наследодателя умерли раньше него, то их права на наследование переходят их детям -внукам наследодателя; при этом прямыми наследниками внуки не являются).
3. Наличие понятия недостойных наследников - лиц, которые при определенных обстоятельствах лишаются прав на наследование.
Следует отметить, что каждый из этих принципов наполнен особым, часто уникальным, свойственным лишь мусульманскому праву содержанием.
В мусульманском праве всех лиц, имеющих права на наследование в силу родства, принято разделять на две группы.
Первая группа: наследники, которые
имеют право на получение фиксированной доли наследства. Они перечислены в священных книгах мусульман - Коране, Сунне; некоторые были добавлены с помощью правовой доктрины и использования принципа аналогии права. К их числу относятся отец, мать, муж, жена, дочь, полнокровная, единокровная (с общим отцом) и единоутробная (с общей
матерью) сестра, полнокровный и единокровный брат.
Следует отметить, что благодаря «иджма» («общее согласие мусульманской общины»5) перечень наследников, упомянутых в Коране, был дополнен. Именно они ввели расширительное толкование перечня наследников, которое отражает закрепленное и в российском законодательстве наследование по праву представления, только в более расширенном варианте.
Так, например, внук и внучка обладают теми же правами, что дочь и сын, если они пережили своих родителей - сына или дочь наследодателя. Причем при разделе имущества между, например, дочерьми и внучками по сыновней линии также действуют особые правила: если наследницами являются одновременно дочь и внучка, то дочери причитается половина наследственной массы, а внучке - одна шестая (что в совокупности составляет две трети - предел, причитающийся согласно Корану наследникам женского пола). Дед обладает теми же правами, что и отец, если отец умер до открытия наследства.
Вторая группа: так называемые «остаточные наследники», которые делят между собой наследственное имущество, оставшееся после уплаты всех долгов, выполнения завещательных распоряжений умершего и выдела долей наследникам первой группы. Если наследники первой группы отсутствуют, то тогда все имущество умершего делится между наследниками второй группы.
При этом следует отметить, что шариатом признается только кровное и законное родство. Родственники по крови, которые были рождены не в браке (незаконнорожденные дети, братья, сестры), не считаются родственниками и не имеют прав на наследство. Законность рождения - это постулат, необходимый для включения человека в состав семьи. Между незаконнорожденными детьми и их отцами, а также членами семей их отцов отсутствует какая-либо правовая связь, в том числе право наследования друг после друга. Что касается отношений между незаконнорожденным ребенком и его матерью, то лишь некоторые трактовки Корана признают возможность правовой связи между ними. При этом следует отметить, что статус незаконнорожденного остается с человеком на всю жизнь -даже последующий после его рождения брак родителей не делает его законнорожденным.
Проблемы и вопросы гражданского права
Также лишены прав на наследование усыновленные дети (тут важно отметить, что мусульманское право вообще не признает институт усыновления, столь распространенный в западном мире).
Главной особенностью распределения наследства является важная роль, которую играет пол наследника. По общему правилу распределения наследства, которое проходит через весь Коран, наследники мужского пола получают вдвое больше, чем наследники женского пола.
Чтобы понять мусульманское наследственное право и особенно данный его аспект, неустанно критикуемый борцами за равноправие, необходимо учитывать систему наследования, которая существовала в пределах Аравийского полуострова до того, как Коран стал священным регулятором общественных отношений. Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока; свое влияние оказало право Ирана, Византии и даже римское право, но основой послужили в первую очередь традиции и обычаи доисламской Аравии. И отношение к женщинам, царившее в те времена и в той культуре, не могло не повлиять на мусульманское право. В доисламской Аравии женщина являлась вещью. Она была лишена любых прав, в том числе прав на наследование, и рассматривалась как имущество племени, так же как, например, лошадь. Сведения о наследственном праве доисламской Аравии слишком разрознены и скупы, но даже на основании имеющейся информации можно сделать однозначный вывод - право наследования (как и многие другие права) было исключительной прерогативой представителей мужского пола («асаба»). С учетом этого следует отметить, что нормы Корана, включившие дочерей, матерей и сестер в число прямых наследников, пусть даже и с меньшей долей, были определенным прорывом для того времени, хотя в настоящее время кажутся возмутительным пережитком прошлого.
Ущемление прав женщин по сравнению с мужчинами в наследственном мусульманском праве проявляется на нескольких уровнях.
Муж и жена являются наследниками первой группы, которые претендуют на получение строго фиксированной доли наследства при любых обстоятельствах, однако их положение все равно различно.
Для мусульманки смерть мужа - это двойной удар, потому что она не только ли-
шается кормильца, но также теряет права на имущество, которое принадлежало ее мужу6. Она относится к числу наследников, но при этом, если ее муж умирает, не оставив детей, то ей переходит четверть его наследства. Если же мусульманин оставил потомство, то она получает одну восьмую часть наследства. Если у умершего было несколько жен, то доля все равно не увеличивается - соответственно одна четверть или одна восьмая делится между всеми женами наследодателя. Помимо этого жена не имеет права претендовать на получение наследства из определенных видов наследственного имущества, например, дома, земельного участка, насаждений на участке.
Если же умирает женщина, то права ее пережившего супруга таковы: он получает половину при отсутствии у нее детей и одну четверть, если мусульманка оставила после себя детей, т.е. в два раза больше, чем в аналогичной ситуации получает вдова.
Наследство между сыновьями и дочерьми делится таким образом, чтобы доля каждого сына была в два раза больше доли каждой дочери.
Если после умершего остались только сыновья, то имущество делится между ними в равных долях. Единственный сын получает все имущество, тогда как единственная дочь получает только половину. Если мусульманин оставил двух и более дочерей, то они делят между собой две трети оставшегося после выплаты долгов и фиксированных долей наследственного имущества. Причем следует отметить, что зачатые, но не рожденные на момент смерти своего отца дети также признаются мусульманским правом наследниками.
Другие наследники первой группы - родители - имеют право на получение фиксированной доли, равной одной шестой. При этом они также могут быть «остаточными наследниками». При наличии у умершего сына или сыновей каждый родитель получает по одной шестой. Если наследодатель не оставил детей, то его наследство после выделения супружеской доли делится между родителями, причем матери причитается одна треть, а отцу - две трети. Если у умершего было двое и больше братьев и сестер, то матери причитается одна шестая. При этом братья и сестры в данном случае все равно ничего не получают - пять шестых отходят отцу умершего. Предположительно именно отец может обеспечить наиболее справедливый раздел имущества между своими детьми в будущем. Если же у умерше-
го осталась дочь (или несколько дочерей, или внучка по материнской линии), то отец может выступить в роли «остаточного наследника» -согласно Корану дочерям причитается максимум две трети наследственной массы, и на оставшееся имущество может претендовать отец.
Если мусульманин или мусульманка умерли, не оставив после себя прямых наследников по восходящей или нисходящей линиям, то тогда к наследованию призываются братья и сестры. Причем принцип раздела наследства между братьями и сестрами остается неизменным и аналогичен принципу раздела наследства между сыновьями и дочерьми. Доля каждого брата должна быть в два раза больше доли каждой сестры. Сестра после брата получает лишь половину, две и более сестры - две трети, тогда как брат и братья после умершей сестры могут получить все оставшееся после нее имущество.
Нельзя обойти вниманием наследование по завещанию. С одной стороны, составление завещания приветствуется и даже поощряется Кораном, но с другой - на содержание завещания накладываются значительные ограничения. Самым главным из ограничений является то, что наследоваться по завещанию может не более одной трети от всей наследственной массы. Данная норма закреплена Кораном и призвана обеспечить благосостояние семьи в случае потери кормильца. Вторая группа ограничений касается лиц, которые не могут быть наследниками по завещанию:
- наследники в силу кровного родства не могут одновременно быть наследниками по завещанию;
- не-мусульмане не могут быть наследниками мусульманина как в силу родства, так и по завещанию (мусульманин также не может наследовать после «неверных»).
При этом следует отметить, что выделение наследства по завещанию предшествует наследованию в силу кровного родства. После оплаты расходов на погребение, которое является первым пунктом в процессе распределения наследства, и выплаты всех долгов умершего свою долю получают наследники по завещанию, и лишь после них наследство делится между остальными наследниками.
Также в мусульманском праве закреплены условия лишения права на наследство. Главным среди них является лишение жизни наследником наследодателя. Но в отношении данного постулата существуют различные
трактовки. Согласно трактовке, созданной Мухаммедом ибн Идрис Шафии, убийца во всех случаях лишается права наследовать после своей жертвы (единственные исключения
- убийство в приступе безумия или совершенное малолетним). «Великий учитель» Абу Ханиф предложил несколько оснований, согласно которым право наследования может быть сохранено: если это было убийство, оправданное законами шариата или совершенное в целях самозащиты, или убийство при исполнении закона, или убийство, совершенное безумцем или ребенком, или убийство по случайности.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что наследование в мусульманском праве - это чрезвычайно сложный, многогранный институт, в котором выражены многие глубинные и уникальные особенности и самой мусульманской правовой системы, и ислама как религии. Отношения по наследованию, которые обычно регулируются нормами гражданского права, в большинстве мусульманских стран не подпадают под действие гражданских кодексов. Это можно объяснить тем, что Коран, являющийся главным священным текстом мусульман, содержащий прямые указания о правилах и принципах раздела наследства, и нормы, тесно связанные с религией, отличаются особой стабильностью и неизменностью. Порядок наследования, закрепленный Кораном, продолжает доминировать в большинстве мусульманских стран, даже тех, которые во многих других вопросах предпочли избрать путь, предлагаемый иными правовыми системами. Наследование - один из наиболее актуальных аспектов права ислама, являющегося универсальной религией, распространившейся по всему миру, и потому заслуживает самого пристального изучения как возможный ключ к пониманию этой религии и ее последователей.
1 История государства и права зарубежных стран: учебник. Ч. 1 / под ред. О. А. Жидкова, Н. А. Крашенинниковой. М., 2001. С. 552.
2 Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. С. 100.
3 Там же. С. 50.
4 Сюкияйнен Л. Р. О правовой природе шариата и его взаимодействии с европейским правом. М., 1997. С. 20.
5 История государства и права зарубежных стран: учебник. Ч. 1 / под ред. О. А. Жидкова, Н. А. Крашенинниковой. С. 557.
6 Шайдуллина Л, И. Арабская женщина и современность (эволюция ислама и женский вопрос). М., 1978. С. 45.
Статья поступила в редакцию 5 февраля 2010 г.