УДК 37.022
DOI: 10.24412/2308-7196-2023-1-59-70
Смердова Екатерина Андреевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германских языков
и межкультурной коммуникации
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, ул. Сибирская, д. 24, e-mail: smerdova_ea@pspu.ru
НАСЛЕДИЕ С.Т. ШАЦКОГО В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ekaterina A. Smerdowa
Candidate of Philological Sciences, Associated professor of the Chair of Roman-Germanic languages and crosscultural communication
Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education 'Perm State Humanitarian Pedagogical University '
614990, Perm, Russia, Sibirskaja str., 24, e-mail: smerdova_ea@pspu.ru
S.T. SCHATSKI'S HERITAGE IN CONTEMPORARY PROJECT EDUCATIONAL WORK
Аннотация: современная проектная деятельность и развивающее обучение рассматриваются в контексте идей, высказанных С.Т. Шацким еще в начале XX в. Проводятся параллели между «Сетлементом» и современными проектными практиками и принципами развивающего обучения, реализуемыми в школах, а также между идеями Шацкого и положениями ФГОС СОО. Делается вывод, что проектное обучение является приметой переходного периода между технологическими революциями, когда технологический прогресс не позволяет использовать традиционные методы обучения. Устанавливаются эвристические и прогностические функции педагогической концепции С.Т. Шацкого.
Ключевые слова: проектная деятельность, С.Т. Шацкий, Дж. Дьюи, ФГОС СОО, результаты образования, развивающее обучение.
Abstract: the project educational work is considered in the context of S.T. Schatski's concepts that were introduced in the XX century. The links between the 'Settlement' and modern project and developing education are set. Schatski's concepts are analysed across with the FGOS SOO Standard. In conclusion, the project educational work is claimed as a sign of a temporary period of technological revolution when traditional activities at classes cannot offer proper education.
© Смердова Е.А., 2023
Consequently, the article is focused on heuristic and predictive functions of pedagogical concepts by S.T. Schatski.
Key words: project educational work, S.T. Schatski, J. Dewey, FGOS SOO, personal achievements, developing education.
Современное образование переживает период трансформации. Все уровни, субъекты и предметы образования изменяются в соответствии с главенствующим принципом единства и преемственности образования. Обновляются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), вносятся поправки в закон «Об образовании» № 273-ФЗ, корректируются федеральные перечни учебных пособий, одобренных для реализации образовательных программ, эволюционирует система региональных методических служб. По сути, вовлечены в этот процесс все граждане, так или иначе причисляемые к субъектам образовательного процесса: в качестве учеников, педагогов, родителей, представителей администрации, методистов и др. И всех интересует вопрос: каким будет образование в России по завершении текущих трансформационных процессов?
Ответить на этот вопрос можно лишь углубившись в историю, проследив развитие идей прошлых веков, идей, воплотивших мечты прошлого, настоящего и будущего, идей, свойственных человечеству вне зависимости от места и времени. Рассмотрим движение идей о проектной деятельности и воспитании ума, высказанных С.Т. Шацким и его идейным предшественником Дж. Дьюи. Тема проектов и проектной деятельности затронута нами неслучайно. Ведь проектная технология - единственная педагогическая технология, нормативно закрепленная ФГОС СОО. Согласно стандарту, «индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного» [6]. И если в выборе остальных педагогических технологий возможны вариации, проектный метод является необходимым к освоению как обучающимися, так и педагогами. Мы обратимся к анализу идей С.Т. Шацкого, основателя «Сетлемента» (1905-1908 гг.), детской колонии, базовыми принципами которой были творчество и совместная деятельность как метод воспитания ума и обретения нравственного и эстетического смысла жизни. Также проследим влияние идей Шацкого и Дьюи на современную теорию
проектной деятельности и установим наиболее продуктивные для работы в школе проектные методы.
Широкое обсуждение, которое получила проектная деятельность как флагман современного образования, вовсе не ново. В начале XX в. общество переживало тот же всплеск интереса к проектной деятельности. Это связано, вероятно, с технологическим кризисом, с появлением большого объема новой информации и технологий, которые только предстояло освоить. В этих условиях традиционная педагогическая система передачи знаний от старшего поколения младшему теряет свою актуальность, так как ни учитель, ни ученик не могут предполагать, как будет происходить развитие науки и технологии.
Именно в такие периоды наибольшим спросом в сфере образования начинает пользоваться проектный метод обучения, позволяющий не только обобщить уже имеющиеся знания, умения и навыки, но и дать возможность обучающимся попробовать себя в исследовании новых явлений науки и техники, в прогнозировании их развития и, возможно, в открытии нового мировоззрения. Метод проектов учит человека ориентироваться в ситуации неопределенности.
Для изучения идеологического основания проектной деятельности поставим следующие задачи:
1. Соотнести положения Дж. Дьюи о способах воспитания ума с этапами проектной деятельности и установить их эвристическую и прогностическую функции в современной системе образования.
2. Сопоставить опыт «Сетлемента» с принципами практико-ориентированного подхода к развивающему образованию [3; 10] и выделить условия создания эффективной образовательной среды.
3. Сравнить положения «истинной педагогики», по С.Т. Шацкому, с положениями ФГОС СОО в части требуемых метапредметных результатов освоения образовательной программы.
Основными средствами исследования для нас стал аналитический обзор идей С.Т. Шацкого, А.У. Зеленко, Дж. Дьюи, а также современных исследователей проектной деятельности [2; 4; 5; 7; 8]. Также мы использовали сравнительный анализ для определения преемственности идей Шацкого и Дьюи в современных нормативных актах и исследованиях в области проектной деятельности.
Удивляясь, наблюдая, созидая - таким может быть девиз проектной деятельности школьников, если изучить положения С.Т. Шацкого и Дж. Дьюи о методе проектов и воспитании ума. Рассмотрим их детально.
Начать анализ положений Дж. Дьюи, философа, одного из основателей прагматической педагогики, стоит с определения того, что такое мышление. Мышление - это действие, при котором наличные факты вызывают другие факты (или истины) таким образом, чтобы вывести уверенность в последних на основе или гарантии первых [1, с. 7]. Мыслить человек, по Дьюи, начинает в тот момент, когда оказывается «на распутье», когда возникают альтернативы [Там же, с. 8]. Таким образом, проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления. Однако следует понимать, что природный ум отнюдь не является преградой для распространения ошибок; ему Дьюи противопоставляет ум дисциплинированный, который проявляется в интеллектуальной инициативе и контроле [Там же, с. 31].
Воспитать мысль можно несколькими способами: через любопытство (пополнение первоначального материала), вызывание представлений, ассоциаций, метафор (расширение кругозора), упорядоченность (гибкость и разнообразие материала, соединенные с единством и определенностью направления) [Там же, с. 16]. Главное - предложить воспитаннику опыт реальной практической деятельности. Как утверждает Дж. Дьюи, «необходимость мышления для выполнения чего-либо вне мышления более сильна, чем мышление ради него самого» [Там же, с. 22]. При проектной деятельности эта необходимость реализуется в нацеленности на создание продукта. Таким образом, акт мышления подчиняется конкретной цели, которая руководит действиями ученика.
При сопоставлении этапов мыслительного акта, по Дьюи, и этапов проектной деятельности по распространенной методике Agile [5] мы получили следующие результаты (табл. 1).
Таблица 1
Сопоставительный анализ этапов мыслительного акта, по Дж. Дьюи, и этапов проектной деятельности по методу Agile
№ п/п Этапы мыслительного акта (Дж. Дьюи) Этапы проектной деятельности (метод Agile)
1 Чувство затруднения Инициация (определение целевого результата проекта и требований к продукту проекта)
2 его определение, определение его границ Планирование (осуществление детализации целевого результата проекта, состава работ, формирование календарного плана и бюджета проекта, выявление заинтересованных сторон, оценка рисков)
№ Этапы мыслительного акта Этапы проектной деятельности
п/п (Дж. Дьюи) (метод Agile)
3 Представление о возможном Исполнение (осуществление работ проекта
решении согласно плану)
4 Развитие путем рассуждения Мониторинг и контроль (отслеживание, анализ,
об отношениях представления регулирование хода и эффективности исполнения проекта в соответствии с планом)
5 Дальнейшее наблюдение, Завершение (сдача заказчику результатов проекта
приводящее к признанию или или взаимодействие с заказчиком по улучшению
отклонению - заключение характеристик результата проекта,
уверенности / неуверенности осуществление поддержки результатов проекта)
Как показано в табл. 1, хотя Дьюи и выделяет пять этапов мыслительного акта, в нем можно выделить всего три раздела: проблемный, исполнительный и контрольный. Это значительно отличает классификацию этапов мыслительного акта Дьюи от этапов Agile-проектирования. При сопоставлении становится ясно, что метод Agile ориентирован на индустрию, бизнес и включает этапы, связанные с коммуникацией, с заказчиком проекта (принятием заказа и презентацией результата). Несмотря на эти существенные различия, воспитание ума методом проектов должно включать понимание проблемы, способов ее решения, самоконтроля и самооценки результата и процесса мышления. Предполагается, что педагог уделит особое внимание обучению приемам поиска алгоритмов решения проблем и оценки самоэффективности. Видеть в разрозненных фактах логические ошибки, дефицит информации для вынесения суждения, ошибочное мнение - все это позволит обучающимся легко находить проблему для своего исследования. Умение выслушать другого, проанализировать несколько точек зрения на одну и ту же проблему, определить причины собственного отношения (положительного или отрицательного) к проблеме - все это поможет ученику эффективно оценивать результаты собственной деятельности, прогнозировать свою деятельность, оценивать риски и избегать опасностей и трудностей в процессе исследования.
По инициативе А.У. Зеленко и С.Т. Шацкого в 1905 г. было создано общество, которое в 1906 г. по предложению А.У. Зеленко, познакомившегося во время своего путешествия по США с культурно-просветительной работой за границей, получило название «Сетлемент» - так назывались культурные поселения интеллигенции среди беднейших слоев населения. Сотрудники общества развернули педагогическую работу в организованных ими детских
клубах, мастерских, в детском саду. Мальчики и девочки объединялись группами примерно в 12 человек по принципу товарищества в клубы-кружки.
Каждый такой клуб имел свои определенные виды занятий, которые устраивались два раза в неделю. Ребята вырабатывали правила клуба и подчинялись им. Кроме клубных занятий время от времени устраивались общие для всех участников клубов посещения музеев, театров, загородные прогулки, был организован хор. Шацкий видел огромную роль экскурсий в том, что «детям была доступна природа, созидающая условия, среди которых живут люди». С осени 1907 г. клубы помещались в специально выстроенном по проекту А.У. Зеленко здании в Вадковском переулке Москвы. В нем были оборудованы мастерские: столярная, слесарная, переплетная, сапожная, швейная. Особые комнаты были отведены для занятий рисованием. Большое помещение заняла библиотека-читальня. Шацкий отмечал: «Все, с чем дети познакомятся при помощи рук, глаз, слуха, наверное, переработается еще раз с помощью книжки» [9, с. 291]. Была даже оборудована небольшая обсерватория. В зрительном зале со сценой устраивались концерты, ставились спектакли, проводились собрания.
Общественно-педагогическая работа кружка, объединившегося вокруг С.Т. Шацкого, была направлена на то, чтобы создать благоприятные условия для всестороннего развития детей, воспитать их самостоятельность в труде и умственной деятельности, ввести детское самоуправление. В результате такого подхода в «Сетлементе» сложилось три главных направления педагогической работы: творческое самовыражение (изобразительное искусство, музыка, спектакли), ремесленная и швейная мастерские для мальчиков и девочек, а также детские клубы (земледельческий, астрономический, естественнонаучный и пр.) [Там же, с. 285]. Строго говоря, у обучающегося методом проектной деятельности появляется возможность не получить готовое знание, а «переизобрести» его, но с новыми результатами, с новыми идеями, соответствующими современному мировосприятию. «Каков же наш метод? Он опирается прежде всего на реальный опыт ребенка, который известными способами должен быть выявлен педагогом», - писал Шацкий в статье «Наше педагогическое течение». «На основании того, что мы знаем про опыт ребенка, полученный в результате его деятельностей, мы организуем для него занятия в школе; мы говорим, что он получает организованный опыт (лаборатория), и затем мы вводим ребенка в соприкосновение с накопленным человечеством опытом (готовые знания), все время устанавливая связь между
этими тремя видами опыта. К этой работе мы присоединяем упражнения, дающие нужные для ребенка навыки».
Таким образом, школа проводит занятия, опровергающие или подтверждающие верность жизненных наблюдений ребенка, создает организованный опыт и устанавливает связь его с широким «готовым» опытом человеческой деятельности в труде, науке, искусстве и других областях, т. е. сообщает детям знания, приобщая их к научному общечеловеческому дискурсу. При этом актантами образования ощущают себя именно дети. Подобный прагматический подход Шацкий перенял во многом у Дж. Дьюи. Как писал сам Шацкий: «В это время (1910 год) я могу отметить известное влияние идей Джона Дьюи на развитие моих педагогических взглядов. Джон Дьюи привлек мое внимание своей философией прагматизма, которая очень настойчиво ставила проверку идей при помощи жизненного дела, a также чрезвычайно тонким анализом детских интересов. Я даже построил целый план, программу работ с детьми на основании удовлетворения их интереса» [Там же].
Создание формирующих личностное развитие ребенка условий предполагает грамотную организацию образовательной среды. И сюда кроме материально-технического обеспечения и качества помещения входят такие компоненты, как адаптированные отношения между всеми субъектами образовательного процесса, мотиваторы личностного роста и сигналы о возможности удовлетворения потребностей личностного развития. Дж. Гибсон называл это «экологическим миром», наряду с миром «физическим». Под экологическим миром Гибсон понимал мир, который может непосредственно восприниматься субъектом, мир, который можно видеть, слышать, осязать, обонять и т. д. [Цит. по: 10, с. 50]. Следовательно, физический мир представляет собой модель мира, созданную в результате научного познания. Иными словами, мы живем в двух измерениях: в мире de jure и в мире de facto. С миром de jure дети знакомятся на страницах учебника, а мир de facto созидает педагог. Каким будет этот мир, таким будет и успех ребенка в личностном росте. Как становится понятным из краткого описания «Сетлемента», Шацкий и его коллеги создали именно такой мир de facto, который развивает ребенка.
Остановимся подробнее на приемах, использованных Шацким, и проследим их связь с современными способами фасилитации личностного роста и развития ребенка. Рассмотрим характерные особенности организации
«Сетлемента» С.Т. Шацкого в контексте развивающей образовательной среды [10].
Таблица 2
Сопоставительный анализ особенностей организации «Сетлемента» и характеристик развивающей образовательной среды
Сетлемент Возможности удовлетворения потребностей в сферах развивающей образовательной среды
Постройка хозяйственных помещений, обустройство кухни, уборной, комнат для обучения и отдыха Физиологические потребности (соответствующий уровень санитарно-гигиенических норм)
Собрания, коллективное обсуждение проступков ребят (без участия взрослых) Безопасность (профилактика травли, конфликтов с педагогами)
Создание правил поведения, норм отношений между ребятами (без участия взрослых) Групповые нормы и идеалы (педагогическое развитие групповых норм, ценностей, идеалов - воспитательная работа классного руководителя)
Кураторство старших над младшими Социальные потребности (социальная поддержка всех субъектов образовательного процесса)
Мастерские (слесарная, столярная, швейная и др.) Труд (каждый субъект образовательного процесса может реализовать свои способности в важном и серьезном деле, в интеллектуальном производственном труде)
Кружки, клубы Сохранение и повышение самооценки (критерием успеха становится индивидуальная динамика развития личности)
Кружки, клубы, секции, библиотека, обсерватория Познавательная потребность (личностное развитие посредством кружков, клубов, секций, библиотеки)
Занятия в кружках по химии, физике - экспериментальная работа, конструирование одежды в швейной мастерской и т. д. Преобразующая деятельность (личностное развитие путем практического участия в исследовательской, конструкторской и другой работе)
Плакаты, стенгазеты, картины, вещи, созданные самими детьми на полках и в шкафах классов Эстетическое оформление окружающей обстановки (соответствующий эстетический уровень образовательной среды - важнейший фактор, обусловливающий характер организационного поведения всех членов образовательного сообщества)
Собрания Самостоятельное упорядочение индивидуальной картины мира (свободно дискутировать о глобальных, государственных, региональных проблемах, тенденциях
Сетлемент Возможности удовлетворения потребностей в сферах развивающей образовательной среды
стратегического развития общества, жизненном
предназначении человека)
Собрания с участием Овладение все более высоким уровнем мастерства
взрослых, работа в кружках, в своем деле, когда члены образовательного сообщества
секциях, мастерских, ощущают общественную поддержку своей основной
экскурсии, прогулки деятельности (учебной, преподавательской,
на природе административной и т. д.)
Концерты, спектакли, Самоактуализация личности
исследования, эксперименты,
производство
Как видим в табл. 2, основы организации развивающей образовательной среды заложил еще С.Т. Шацкий в начале XX в. Его идея «Сетлемента» наиболее результативна в работе как общеобразовательных учреждений, так и учреждений дополнительного образования, детских лагерей отдыха и детских домов. Широчайший охват деятельности, всестороннее развитие личности и воспитание ума - вот ориентиры педагогической концепции С.Т. Шацкого.
Идеи Шацкого получили развитие не только в области образовательного проектирования, но и при разработке современных стандартов образования. В доказательство мы приведем результат сопоставительного анализа положений «истинной педагогики» С.Т. Шацкого и положений ФГОС в части требований к метапредметным результатам освоения образовательной программы (табл. 3).
Таблица 3
Сопоставительный анализ положений «истинной педагогики» С.Т. Шацкого и положений ФГОС
№ п/п Положения «истинной педагогики» С.Т. Шацкого Требования ФГОС к метапредметным результатам освоения образовательной программы
1 У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
2 Дети - настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
№ Положения «истинной Требования ФГОС
п/п педагогики» к метапредметным результатам освоения
С.Т. Шацкого образовательной программы
бесчисленное количество различных методов познания;
вопросов, стремление все готовность и способность к самостоятельной
трогать, ощущать, информационно-познавательной деятельности,
пробовать владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
3 Дети любят созидать, владение навыками познавательной рефлексии как
строить часто из ничего, осознания совершаемых действий и мыслительных
дополняя недостающее процессов, их результатов и оснований, границ своего
воображением знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения
4 Детям необходимо владение языковыми средствами - умение ясно,
проявлять себя, говорить логично и точно излагать свою точку зрения,
о себе, о своих использовать адекватные языковые средства
впечатлениях - это
инстинкт детского
творчества
5 Громадную роль умение определять назначение и функции различных
в формировании детского социальных институтов;
характера играет инстинкт умение самостоятельно оценивать и принимать
подражательности решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей
Как показано в табл. 3, ФГОС СОО учитывает педагогическую концепцию С.Т. Шацкого в части воспитания независимого, критического мышления и духовной полноты личности. Обращает на себя внимание тот факт, что концепция Шацкого предлагает нам приемы по достижению результатов, требуемых ФГОС СОО. Например, умение принимать решения с учетом нравственных и гражданских ценностей вполне возможно посредством подражания примеру педагога и тем образцам, которые будут описаны в книгах и прочитаны на уроке с обсуждением вместе с детьми.
Как показал сопоставительный анализ положений педагогической
концепции С.Т. Шацкого, его идейного вдохновителя Дж. Дьюи и современных
технологий по формированию развивающей среды и ФГОС СОО, основным
принципом современного образования становится опыт реальной практической
деятельности ребенка, основанный на присвоении им мирового научного
68
знания. На всех ступенях образования приветствуется активная ученическая позиция: «Ребенок приобретает познания прочнее и глубже, если он сам изображает, как может, те явления или делает те предметы, о которых ему говорят; таким образом у него систематически упражняются и зрение, и слух, и мускулы, приобретается некоторый навык к работе и развиваются творческие способности» [9, с. 281].
«Сетлемент» Шацкого и Зеленко заложил основы развивающего воспитания, критического и проектного обучения, к чему мы вернулись спустя столетие. Хочется верить, что этот разворот приведет к прогрессу в науке и технологии в России.
Список литературы
1. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М. : Совершенство, 1997. 208 с.
2. Инновационные подходы к организации проектно-исследовательской деятельности : коллективная монография / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т; под общ. ред. А.А. Краузе. Пермь, 2021. 156 (2) с.
3. Лебедева В.П. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию // Педагогика. 1996. № 5. С. 24-26.
4. Моисеев А.М. Как выявлять, осмысливать и описывать опыт стратегического управления школой. М. : АСОУ, 2016. 364 с.
5. Найдис И.О. Метод Agile в управлении проектами: реализация метода, компетенции команды и руководителя проекта // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-agile-v-upravlenii-proektami-realizatsiya-metoda-kompetentsii-komandy-i-rukovoditelya-proekta (дата обращения: 22.09.2022).
6. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480). URL: https://xn-b1aew.xn-p1 ai/upload/ site143/folder_page/017/376/996/Prikaz_Minobrnauki_Rossii_ot_17.05. 2012_N_413.pdf (дата обращения: 21.09.2022).
7. Сербская О.В. Современные методы управления проектами // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. № 2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-upravleniya-proektami (дата обращения: 21.09.2022).
8. Томина Е.Ф. Педагогические идеи Джона Дьюи: история и современность // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2 (121). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-idei-dzhona-dyui-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 21.09.2022).
9. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения : в 4 т. Т. 1. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1962. 502 с.
10. Ясвин В.А. Инструментальная экспертиза в процессе педагогического проектирования школьной среды : дис. ... д-ра пед. наук / Москов. гос. пед. ун-т. М., 2019. 471 с. URL: https://studizba.com/files/show/pdf/56084-1-dissertaciya.html (дата обращения: 21.09.2022).