7. Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения // Начальная школа. - 1990. - № 9.
8. Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981. - 160 с.
9. Педагогический словарь [Текст]: в 2 т. Т. 1. - М.: Изд-во АПН СССР, 1960. - С. 241.
10. Светловская Н.С. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении // Начальная школа. - 1990. - № 5.
11. Сичивица О.М. Сложные формы интеграции науки. - М., 1983.
12. Тюнников Ю.С. Информационные технологии и одаренность: направления исследований и практической работы // Одаренный ребенок. -2004. - № 1. - С. 8.
13. Урсул А.Д. Философия и ннтегративно-общенаучные процессы. -М., 1981.
14. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения. -Л.,1990.
15. Чепиков М.Г. Интеграция науки. Философский очерк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. Мысль 1981. - 276 с.
ВОПРОСЫ ВНЕШКОЛЬНОГО (ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
© Назаренко О.С.*
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск
В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы внешкольного воспитания в трудах отечественных педагогов К.Н. Вентце-ля, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского; определяется преемственность идей с современными проблемами дополнительного образования.
Научный интерес к изучению развития системы дополнительного образования в нашей стране достаточно высок. Значимость функционирования учреждений дополнительного образования в современных условиях определяется образовательными потребностями людей разных возрастных групп. Данные потребности обусловлены как прагматической нацеленностью (получение престижной профессии, проведение досуга), так и целью личностного развития: удовлетворение интересов в познании, творческое развитие, приобретение коммуникативных навыков.
* Аспирант кафедры Дошкольной педагогики.
Актуальность проблемы дополнительного образования в настоящее время определяется необходимостью его видоизменения в связи с новыми экономическими условиями, переориентацией педагогического знания, ростом личностного начала.
В современных исследованиях рассматриваются разные направления развития и функционирования дополнительного образования. Механизм и характер взаимосвязи основного и дополнительного образования исследуются в работах А.К. Бруднова, Л.А. Дорохиной, Е.Б. Евладовой, Л.Н. Буй-ловой и др.; проблема подготовки педагогов дополнительного образования изучались Л.И. Боровиковым, В.Н. Максимовой, Т.Ф. Масловой, A.M. Моисеевым, A.M. Новиковым; историю развития внешкольного образования в России рассматривали Т.А. Бархатова, А.Ю. Бутовский, Т.А. Жегульская, С.А. Кононова, Е.В. Смольников, Б.К-Г. Тебиев, Э.А. Хапалажева и др.
Специфика дополнительного образования позволяет дифференцировать и индивидуализировать процесс воспитания, что в контексте современных педагогических концепций определяет его гуманистическую направленность. Возможность удовлетворения индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей в условиях дополнительного образования ориентирует исследователей на изучение разных направлений его содержательной составляющей: Н.Н. Фоминой рассмотрена роль изобразительного искусства в воспитании детей, Р.Я. Шамьюновым определены научно-методические основы воспитания культуры здоровья подростков в учреждениях дополнительного образования, Г. Д. Стаунэ изучено влияние театрального искусства на развитие творческого потенциала детей и пр.
В связи с интересом общества и педагогической науки к своему прошлому, демократическими процессами, реформированием системы образования, разработкой новых концепций и программ, актуализацией воспитательных проблем в жизни общества возникает необходимость критического осмысления опыта прошлого в реализации потенциала внешкольного образования детей. Какие идеи прошлого актуальны в наши дни, как они развиваются и совершенствуются в новых социокультурных условиях?
Проблемы дополнительного образования были актуальными в разные периоды развития образования в России. Многие исследователи (С.А. Кононова, Л.Г. Логинова) рассматривают современное дополнительное образование как «преемника» организации и идей внешкольного воспитания в России конца XIX - начала ХХ вв.
Общественно-экономическое развитие страны второй половины XIX -начала XX вв. находилось в противоречии с культурной отсталостью населения. Поэтому первостепенной задачей пореформенного периода стало просвещение народа, обучение его основам элементарной грамотности
Все это заставило передовую общественность России и органы местного самоуправления поставить вопрос о внешкольном образовании [3].
Наиболее интенсивно внешкольное образование в России развивалось на рубеже Х1Х-ХХ веков в русле общественно-педагогического движения, перестройки всей сферы образования и воспитания; в контексте реформаторской педагогики; изучения и переосмысление западного и российского опыта воспитания.
Отечественными педагогами начала XX века (К.Н. Вентцель, П.П. Блон-ский, С.Т. Шацкий) были научно обоснованы общетеоретические основы становления и развития внешкольного образования в России. Они, в первую очередь рассматривали проблемы, связанные с созданием нового типа школы, построенные на новых методологических основах. Новая школа должна была быть трудовой школой, ориентированной на проблемы человека и общества. По масштабности выдвинутых задач их реализация выходила за рамки школьной программы, и предполагала создание целого культурно-образовательного комплекса. Необходимо отметить, что педагогические взгляды педагогов данного периода определялись не только новыми веяниями реформаторской педагогики, но и традициями отечественного образования, ориентированного на личность ребенка.
Теоретик свободного воспитания К.Н. Вентцель обосновал проблему обучения детей нравственности и выделил основные задачи нравственного воспитания, которое должно строиться с учетом субъектности ребенка. К.Н. Вентцель подчеркивал, что в процессе воспитания необходимо обращать внимание на развитие активности, самостоятельности и творчества детей, которые должны проявляться в общественной, трудовой, художественной деятельности. Он не только теоретически обосновывал положения, на основе которых должно строиться воспитание, но и реализовывал их на практике, работая в комиссии по организации семейных школ, при организации работы в «Доме свободного ребенка», «идеального детского сада».
«Дом Свободного Ребенка» - это педагогическая община, где основное внимание уделялось развитию творческой индивидуальности каждого ребенка, организации свободных занятий детей научными предметами в тесной связи этих предметов друг с другом, связи свободного производительного труда с образовательными занятиями детей, с их занятиями искусством. Идея комплексного подхода созвучна современным требованиям к образованию.
Согласно теории свободного воспитания ребенок должен стать центром всей воспитательной практики образования и воспитания. Для этого необходимо изучить особенности развития каждой личности и создать условия для развития творческой индивидуальности каждого воспитанника, оказать помощь ему в самореализации и самосовершенствовании, обеспечить возможность почувствовать свою целостность с человечеством. Тем самым К.Н. Вентцель определил направления деятельности педагога в русле педагогической поддержки развития ребенка, что является актуальным и в наши дни.
Многие идеи свободного воспитания: уважение к личности; создание школы-общины, организованной на принципах самоуправления; творческий характер производительного труда; связь образовательной деятельности с жизнью, природой нашли применение в строительстве отечественной школы в последующие годы [5].
Исследователи педагогического наследия К.Н. Вентцеля (И.Н. Гела-швили, Г.А. Репина, И.М. Пушкина) выделили в нем такие принципы воспитания, которые являются значимыми для современной практики дополнительного образования: принцип культуросообразности воспитания, предполагающий восприятие, накопление и переработку подрастающим поколением культурного наследия прошлого и способность умножить его; принцип гармонического слияния общественного и семейного воспитания; принцип развития творческой индивидуальности.
Становление и развитие системы внешкольного (дополнительного образования) в нашей стране связано с общественной инициативой создания разных видов детских учреждений и организаций. Среди создателей первых учреждений внешкольного воспитания детей в России начала ХХ века является С.Т. Шацкий. На его педагогическое мировоззрение сильное влияние оказали взгляды Л.Н. Толстого относительно уважительного отношения к ребенку, творческого подхода к педагогической деятельности, духовного развития личности в процессе образования.
Анализируя деятельность существующих образовательных учреждений, С.Т. Шацкий подчеркивал, что воспитательные цели не входят в деятельность школы, приютов: они в основном занимаются книжным обучением. Неудачи воспитания, по мнению педагога, определяются пренебрежительным отношением к природным особенностям каждого ребенка. Взрослые не учитывают возрастные и психологические особенности детей: сильно развитый «инстинкт общительности», подражательность, стремление к познанию окружающего, его творческого преображения. «Задача правильной работы с детьми состоит в том, чтобы дать разумный выход этим инстинктам» [6].
Свою педагогическую деятельность С.Т. Шацкий начал с устройства детских клубов для детей и подростков рабочих окраин Москвы. Увлеченный идеей «защиты детства» вместе с А.У Зеленко и Л.К. Шлегер создает воспитательно-образовательное общество «Сетлемент», стоящее вне существующей системы школьного образования. И здесь прослеживается влияние идей Л.Н. Толстого о том, что настоящее дело нужно «искать среди обездоленных масс населения». Культурно-просветительное общество «Сетле-мент» включало в себя дневной приют для приходящих детей, детский сад Л.К. Шлегера, частное учебное заведение для лиц обоего пола, кабинет врачебной помощи, ремесленные курсы, клубы для подростков. Целью «Сет-лемента» было распространение культурных образцов среди населения и
поиск новых путей социального воспитания детей. Новым явлением для педагогической практики того времени была организация детского самоуправления.
Вся деятельность в созданных С.Т. Шацким культурно-просветительских учреждениях («Детский труд и отдых», «Бодрая жизнь») строилась на двух началах: труде, который являлся общеобразовательным, и общественном началом. Шацкий ставил педагогическую задачу: найти методы, формы и средства управления детским сообществом, помощи подрастающему поколению усвоить прогрессивные культурные нормы и ценности. Для этого необходима целостная воспитательная система, в которую должны войти учреждения, принимающие активное участие в подъеме культуры микросреды: библиотеки; мастерские; дополнительные школы; сеть кооперативных учреждений; помощь местного агронома, врача, юриста; музея, где традиционные «результаты человеческой работы в области науки, искусства и физического труда» будут дополнены диалогом взрослых и детей, ставших участниками его работы. Фактически С.Т. Шацкий поднимает проблему разработки комплексной программы дополнительного образования детей и взрослых. Мысли Шацкого созвучны нашим дням, когда общество нуждается в активных, инициативных творческих личностях.
Идеи С.Т. Шацкого об удовлетворении культурных и общественных потребностей детей и молодёжи перекликаются с мыслями П.П. Блонско-го о том, что ребенок в процессе воспитания должен усвоить созданные прогрессивной культурой гуманистические идеалы. «Будущая народная школа должна быть ярко гуманитарной школой, школой человечности в полном смысле этого слова. Ее задача - создать чуткого к человеческой жизни человека, который хотел бы и умел бы видеть жизнь своих собратьев. Она должна человеку говорить о человеке» [1, с. 59]. Блонский П.П. тесно увязывает вопросы народного просвещения и воспитания в нем самодеятельности с будущим России. Блонский П.П. глубоко уверен в том, что новая школа России должна стать школой жизни, а жить - «это значит познавать действительность и преобразовывать ее» [1, с. 69].
В педагогической концепции П.П. Блонского раскрывается процесс ориентации школьников на труд как необходимое условие развития личности. Определяя цель трудового обучения, он исходил из того, что человек - существо общественное; деятельность человека - деятельность общественная, и именно к этой деятельности необходимо подготовить ребёнка. Трудовая школа есть детская трудовая кооперация, детское трудовое общество. Педагога интересовали процессы, происходящие в детском коллективе, межличностные отношения детей и взрослых, эмоциональные процессы, эстетические переживания.
Резюмируя все вышесказанное, отметим, что концепции К.Н. Вентцеля, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского разрабатывались в направлении - личность -
образование - культура - творчество. Они характеризуются гуманистической направленностью, поскольку в центре воспитательного процесса стоит развивающаяся личность с ее интересами и потребностями.
Общность взглядов педагогов прослеживается в рассмотрении вопроса о создании нового типа образовательно-воспитательного учреждения, реализующего принцип активности в познании, деятельности, общении. Среди приоритетных содержательных направлений - трудовая, художественная, социальная, умственная деятельность детей.
В современных условиях возрастания социальной ценности стремящейся к постоянному самосовершенствованию личности, осознающей и умело использующей свой творческий потенциал, требуются изменения в системе внешкольной работы с учетом прогрессивных идей и опыта прошлого.
Список литературы:
1. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х томах. Т. 1 / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979. - 304 с.
2. Кононова С.А. Становление внешкольного образования в России в 60-е годы XIX в. - начале XX в. (на материале Курской губернии): авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук. - Курск, 2007.
3. Жегульская Т.Ю. История внешкольного образования Воронежской губернии во 2-й половине XIX - начале XX вв.: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - 2008.
4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало ХХ в. / под ред. Э.Д. Днепрова. - М., 1991. - 448 с.
5. Российская педагогическая энциклопедия, в 2-х т. Т. 1. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993. - 608 с.
6. Шацкий С.Т. Задачи общества «Детский труд и отдых» // Пед. соч. -Т. 1. - С. 287-292.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНДИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В 80-90-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА
© Радченко Л.Р.*
Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск
В представленном материале рассматривается осуществление ускоренного процесса модернизации национальной системы высшего профессионального образования Индии, упорядочения процессов управления, планирования и контроля.
* Заведующий кафедрой Немецкого и французского языков, декан Российско-германского факультета, кандидат педагогических наук, доцент.