профилям своей деятельности и возрасту учащихся. Так, для учеников начальной школы работают кружки предметно-практического цикла, спортивные секции, творческие мастерские. Для учащихся среднего звена к уже перечисленным объединениям добавляются предметные кружки и секции связанные с техническим творчеством, секции организаторского мастерства. Для учащихся старшего звена созданы кружки углубленного изучения предметов, в том числе и для подготовки к ЕГЭ, а также студии социального творчества.
Такое распределение обусловлено тем, что объединения предметно-практического цикла (объединения декоративно-прикладного творчества, студия ИЗО, кружок лепки) направлены на развитие мелкой моторики руки, улучшения координации движений, а также способствуют закреплению навыков совместной деятельности. Спортивные секции способствуют укреплению общего физического здоровья (лечебная физкультура, баскетбол и т.д.). К тому же в этом возрасте ребята еще не в состоянии активно участвовать в организации внешкольных мероприятий. По мере взросления, а именно в среднем звене к имеющимся кружкам добавляются объединения,
способствующие включению школьников в социальное творчество и социально значимую деятельность. Также эти объединения готовят школьников к работе в системе школьного самоуправления (студии «Актив» и «Лидер»). Многие из ребят прошедших эту школу актива потом становятся активными участниками и организаторами различных акций, проводимых школой - городских сборов, акций и т.д. Активистами школы на сегодняшний день уже проведены 6
городских сборов актива старшеклассников, ведется работа по созданию городского детского общественного объединения, совместно с ТОСом и жителями п. Новый проведены акции по уборке территории и многое другое.
Предметные кружки в среднем звене направлены на углубленное изучение предметов из школьной программы. Некоторые из этих объединений работают в рамках программы «Одаренные дети» и позволяют школьником с незаурядными способностями реализовать свой потенциал в полной мере.
В старшем звене на первый план выходят предметные кружки, закрепляющие ранее полученные знания и подготавливающие старшеклассников к сдаче ЕГЭ. В этот период наиболее активные школьники приглашаются в студию организационного мастерства и лидерства. Эти ребята уже являются членами школьного совета самоуправления и теперь им предлагается глубже узнать о технологиях управления и социального проектирования. Следует отметить, что все полученные знания могут быть применены школьниками не только в самой школе, но и повседневной жизни.
Сегодня в МОУ СОШ № 36 функционирует 34 объединения дополнительного образования, объединенных единой программой работы. Таким образом, каждый школьник может выбрать свое направление развития. Важным фактором является рациональное составления расписание: все кружки работают таким образом, чтобы их занятия минимально накладывались на занятия других объединений.
Л.Б. Камышева
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОТЕНЦИАЛЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
Содержательность и глубина каждого вида творческой деятельности объективно связана с индивидуальностью человека, природными возможностями его развития. К.Д. Ушинский утверждал, что общее развитие состоит в том, чтобы в педагогическом процессе решать не только формальные («развитие умственных способностей
- наблюдательности, памяти, воображения, фантазии, рассудка»), но и содержательные цели («дать средство извлекать полезные знания из предметов его (ученика) окружающих, из жизненных событий, из истории собственной его души»). По мнению К.Д. Ушинского, человек, обладая такой умственной силой, будет учиться и творить всю жизнь [11, с. 27].
П.Ф. Каптерев, рассматривая общие свойства личности, подчеркнул, что в качестве наиболее характерных черт подростка выступают те, которые формулируют мотивы включения ребенка в процессы творения, созидания, познания, что в конечном итоге является творческим процессом [7, с. 254].
В начале XX века русский прогрессивный педагог, сторонник идей свободного воспитания К.Н. Вентцель в своих трудах утверждал свободные, независимые, самобытные отношения между ребенком и педагогом. Последний должен «побудить» ребенка к смелому, самостоятельному пользованию своими духовными силами. «... Истинный педагог будет помогать ему самостоятельным творческим путем доходить до раскрытия законов нравственности, до открытия истины и воплощения красоты». На сегодняшний день актуальны мысли педагога о том, что существует естественный путь, на котором при помощи творческой работы над собой личность достигает преобразования живущей в ней «воли к власти» в «волю к освобождению» [3, с. 93].
20-е годы XX века в отечественной педагогике отмечены тесной связью психологии и педагогики. Поэтому будет уместным обратиться к трудам Л.С. Выготского, особенно в аспекте изучения творчества.
В его психологической концепции находим идею о двух взаимосвязанных зонах развития ребенка: актуального и ближайшего.
В результате становления сфер психики человек получает возможность реализовать себя в многосторонней активной деятельности, в процессе которой он для себя закрепляет, совершенствует свои умения и способности, овладевает новыми навыками, а для общества создает материальные и духовные ценности. Это и будет вкладом человека в общечеловеческую культуру.
Знания о закономерностях зон развития ребенка являются базисными для науки и педагогической практики в связи с решениями проблем обучения и воспитания. Согласно теории Л.С. Выготского, необходимое развитие происходит, если процесс обучения опережает актуальный уровень возникающих потребностей и приводит в движение силы, находящиеся в зоне ближайшего развития: “Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать
к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития”.
Социальное творчество подростков стало предметом изучения и целью педагогической деятельности педагогов 20-30-х гг. С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, П.П. Блонского. Все они разделяли мысль о том, что необходимо поддерживать у детей инициативу и интерес к творчеству, свойственные подросткам, предоставлять учащимся свободный выбор средств и способов деятельности, вырабатывать новые, постепенно усложняющиеся задачи с целью дальнейшего развития личности; включать детей в реальные, общественно-значимые отношения.
П.П. Блонский уделял внимание воспитанию активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения. Образование требует активного отношения к себе. Необходимо делать учение увлекательным, удовлетворяющим интеллектуальные запросы подростков. Одним из таких методов П.П. Блонский считал исследовательский метод, так как он способствует активному, критическому восприятию мыслей, воспитывает привычку к проверке общепринятых положений, вооружает подростков умением ориентироваться в окружающей действительности, способствует формированию у них творческих способностей и потребностей в творчестве [2, с. 119].
В работах Н.К. Крупской большое внимание уделялось содержательному наполнению работы с детьми. Она указывала на то, что у педагогов «сложилось представление, что приобретать знания можно только сидя над книгой, а как вглядываться в жизнь, изучать ее, наблюдать, как учиться жить творчески, - с этим у нас дело обстоит плохо. Нужно во внешкольной работе обратить внимание на творческий характер работы школьника» [8,с.556].
Можно выделить несколько качественно различных подходов к решению проблемы формирования творческой личности:
- биогенетический, согласно которому все творческие силы и качества ребенка заложены в нем от природы, поэтому воспитателю нужно бережно относиться к ним, не мешая их развитию (биогенетическая теория, теория свободного воспитания);
- социогенетический, в трактовке которого творческая личность - продукт социальной среды, поэтому задача воспитателя - создать среду,
способствующую формированию качеств творческой личности (социогенетика).
В исследованиях указанного периода только намечаются пути разработки целостной теории творческого развития личности, есть указания на отдельные качества творческой личности (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, П.Ф. Капгерев и др.). Л.С. Выготский рассматривал проблемы развития творческого воображения и фантазии в художественной деятельности. С.Т. Шацкий, П.П. Блонский исследовали влияние социальной среды на развитие творческой личности.
На основе обобщения позиций названных ученых есть основание выделить такие характерные качества творческой личности, как: высокая напряженность внимания, повышенная эмоциональность, впечатлительность,
восприимчивость и яркость представлений -перцептивные особенности личности; тонкая интуиция, гибкость и свобода мышления, образная память, обширность знаний, хорошо развитое эстетическое чувство, воображение и фантазия -интеллектуальные: оригинальность, активность, самостоятельность, высокая самоорганизация, критичность, находчивость - характерологические особенности; потребность в творчестве - особенности мотивации [2, с. 116]
Можно сделать вывод о том, что рассматриваемой проблеме уделялось особое внимание. Однако, начиная с 1930 года и до середины 50-х годов, исследования творческого потенциала личности фактически были прекращены. Тоталитарное общество, рассматривающее людей как «винтиков» государственной машины, не желало иметь в своих рядах людей нестандартных, творческих. В середине 50-х годов были возобновлены исследования ученых-педагогов по данной проблеме. Этому способствовала так называемая «хрущевская оттепель», развитие демократических основ общества. В этот период проведены исследования Ю.К. Бабанского на базе изучения технического творчества в пионерской организации. Обращенность ученого к проблеме творчества была очевидной и в последующие годы.
Творчество невозможно без осознания учителем собственной творческой индивидуальности. Ю.К. Бабанский одним из первых в послевоенный период выделил уровни педагогического творчества. Первый уровень творчества — это уровень
элементарного взаимодействия с классом. Второй уровень - это уровень оптимизации деятельности, начиная с планирования. Творчество здесь состоит в умелом выборе и целесообразности сочетания уже известного учителю содержания, методов и форм обучения. Третий уровень - эвристический. Педагог использует творческие возможности живого общения с учениками. Четвертый -самостоятельность ученика.
Однако, проведенных исследований в 50-60 годы было немного. Достаточно сказать, что наиболее расхожим было представление о педагогическом творчестве. Это нашло отражение в педагогическом словаре того времени.
«Творчество педагогическое - оригинальное и высокоэффективное решение учителем учебновоспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения. Оно требует высокой идейности, большого мастерства, глубины и разносторонности знаний, горячей любви к педагогической деятельности» [7, с. 464].
Весом вклад В.А.Сухомлинского в теорию и практику творческой деятельности. Основываясь на принципе природосообразности развития ребенка, он уделял особое внимание процессам творения в обучении и внешкольной работе. Его слова: «Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль», - остаются акгуальными и для нашей действительности [10, с. 39].
И.П. Иванов разработал теорию творческого развития личности ребенка в процессе коллективного твооения при общей заботе об окружающем мире, человеке и коллективе. В ее основе - понимание ребенка как основной ценности воспитательного процесса. Перцептивность совместной деятельности «педагог - ребенок» алгоритмируется в следующую логику: педагогическое целеполагание =>
проблематизация выдвижения творческих идей => творческая реализация => анализ-синтез приобретенного творческого опыта => педагогическое последействие на закрепление и развитие творческого опыта ребенка [4, с. 364-441]. Данная методика креативного включения подростка в процесс саморазвития получила широкое распространение в деятельности детских общественных организаций и внешкольных учреждений не только в 60-70 годы, но остается актуальной в настоящий момент.
Начиная с 70-х годов, обозначилось явное несоответствие между традиционной парадигмой
воспитания и обучения, только декларирующей личностно ориентированный подход, и стремлением личности к творческой самореализации; между активной ролью человека в научно-технической революции и неготовностью личности к полноценной творческой самореализации.
Известный философ Э.В. Ильенков отмечал неповторимость подлинной личности в том, что личность обнаруживает себя тогда и там, где индивид в своих действиях и продукте своих действий вдруг производит результат, всех других индивидов волнующий, всех других касающийся, всем другим близкий и понятный, короче - всеобщий результат [5, с. 38].
Нынешний век обращает сознание к проблемам всего человечества, которые может решать сообщество высокоразвитых личностей. Каждый человек обязан развиваться и изменяться как индивидуальная личность, составляя тем самым общество, способное решать проблемы мира, человечества.
Современные психологи (А.Г. Асмолов, Р.С. Немов и др.) представляют личность как активное, творческое существо: «Быть личностью - значит осуществлять выбор, возникший в силу внутренней необходимости, уметь оценивать последствия принятого решения, за них отвечать перед собой и обществом. Быть личностью - значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь бремя выбора. Быть личностью - значит осуществить вклад в общество, ради которого живешь, в котором жизненный путь индивидуальности превращается в историю Родины, сливается с судьбой страны» [1, с. 363].
Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих [9, с.284].
В рассмотренных теориях принципиальное значение для нашего исследования имеет следующее:
- общественно значимая ценность творческого продукта, произведенного личностью;
- деятельностный характер развития личности и ее созидательная потребность;
- способность индивида к логическому мышлению, осознанному творению себя как
личности;
- интегрирование качеств индивида как социального существа, сущность которого определяется системой мотивов и направленностью деятельности;
- осознанное самопознание индивида как фактор формирования личности и включенности человека в целостную социальную систему ценностей общества;
- ответственность выбора перед собой и обществом.
В кратком педагогическом словаре мы находим следующее определение: «Творчество -
сознательная, целеполагающая активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т.д. в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества».
Творчество свойственно лишь человеку.
Анализируя представления подростков о творчестве, замечаем, что в них отражен философский смысл творчества («состояние души», «очень большое понятие», «реализация человека в том, что ему нравится») - 16,4 %; отмечаются психологические аспекты творческой деятельности, отдельные ее элементы («процесс», «умение фантазировать и изобретать», «озарение») - 22,3 %. Подростки смогли увидеть, что творчество представлено в разных сферах человеческой деятельности («творчество имеет много направлений
- общение, наука, искусство, быт») - 50,7 %. Также творчество понимается как субъектная личностная позиция человека («человек творит сам, руководствуясь своим взглядом на мир, пониманием окружающего мира») - 7,4 %. Единичными были определения (2,9 %), указывающие на творчество как особую деятельность по развитию человека, его качеств («Творчество - это качество человека, которое у него есть, и которое надо развивать»).
Наиболее типичным пространством собственного развития, местом, где осуществляется потребность в творческом самовыражении, подростки относят семью - 78 %; школу - 68 %; друзей (сверстников и старших товарищей) - 65 %; студии и кружки с их руководителями - 30 %; театр, выставки - 8,3 %; двор, улицу - 5 %.
В ходе качественного анализа предпосылок
Интеграция как условие социального развития реабилитируемого подростка
включения подростков в процессы творческой деятельности на базе волгоградской региональной общественной детской организации «Созвездие талантов» среди ведущих обозначились:
а) интересы в творческой деятельности, наибольшее влияние на формирование которых оказывает семья, школа, друзья; ВРОДО «СТ»
б) наличие или отсутствие у подростка хобби-увлечения, представляющих для него клубные пространства творческой деятельности;
в) ситуации проявления творческой деятельности в семье, школе, системе дополнительного образования, в референтной группе;
г) наличие или отсутствие у подростков ценностей творчества, сформированных до прихода в общественную организацию.
2. Качественный анализ восприятия творческой деятельности подростков позволил нам определить три группы подростков по отношению к собственному развитию и участию в творческой деятельности:
Группа А. К ним можно отнести одаренных детей, подростков с развитыми способностями, ориентированных на развитие и взаимное сотрудничество (взрослые - дети). С первых дней они деятельно активны, открыты в общении, работоспособны.
Группа Б. Это подростки, которые принимают нормы деятельности и желают развиваться (в том числе через творчество), но не имеют достаточных социальных и педагогических условий для этого. Также ориентированы на сотрудничество в индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Это основная часть детей, которые приходят в организацию.
Группа В. Группа детей, не имеющих опыта и
ценности познания, саморазвития, творчества. Впервые входящие в программы и конкурсы. Они становятся зрителями того, что делают другие. Но со временем, у них возникает социальная потребность быть в творческой среде сверстников, подключаться к их деятельности, выполняют конкретные просьбы, творческие задания.
Библиографический список
1. Асманов А.Г. Психология личности. Учебник.
- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 368 с.
2. Блонский П. П. Избр. пед. произведения. - М.: Изд-во Академ.пед.наук.РСФСР, 1961. - 695 с.
3. Вентцель К. Л. Свободное воспитание. / Сб. избр. трудов. - М.: 1993.- 172с.
4. Иванов И. П. Воспитывать коллективистов. // Педагогический поиск / сост. Л. И. Бажнова. - М.: Педагогика, 1987. - С. 363-441.
5. Ильенков Э.В. Мудрость воспитания: Кн. для родителей. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с.
6. Камышева Л.Б. Развитие творческой активности как условие социализации детей и подростков. - Волгоград: Изд-во «ПринТерра», 2006. -116 с.
7. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания. // Умом и сердцем: Мысли о воспитании. -М.: 1986.-С. 254-256.
8. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1965. - . 566с.
9. Немов Р.С. Психология. Учебн. для студентов высших учебных педагогических заведений. В 2-х кн. Кн 1. - М.: Просвещение, Владос, 1994. - 284 с.
Ю.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. -2-е изд. - М.: Мол. гвардия, 1971. - 336 с.
11. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1974. - С. 27-28.
З.И. Лаврентьева ИНТЕГРАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕАБИЛИТИРУЕМОГО ПОДРОСТКА
Вопросы социального развития личности в современной педагогике занимают все большее место. Это далеко не случайно. Педагогическая наука и практика, откликаясь на изменения, которые происходят в общественной, экономической,
культурной, духовной и научной сферах, ведет активный поиск средств, необходимых человеку, в нашем случае, прежде всего, ребенку, для утверждения себя в жизни, для сохранения и развития собственно человеческих качеств.