гогов в развитие социального воспитания детей. Отталкиваясь от созданной ранее основы создания категории данной науки, сегодня мы можем грамотно и перспективно воспитывать наших, социально адаптированных детей, которые в дальнейшем становятся достойными гражданами своей страны.
Список литературы:
1. Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2010. - 240 с.
2. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям: «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / А.Н. Джуринский. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 400 с.
3. История социальной педагогики: хрестоматия-учебник / Под ред. М.А. Галагузовой. - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 544 с.
4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л.В. Мардахаев. - М.: Издательство РГСУ 2013. - 416 с.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЗГЛЯДОВ С.Т. ШАЦКОГО НА ТРУД И ОТДЫХ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
© Рожков Д.С.*, Кретив О.А.*
Филиал Российского государственного социального университета,
г. Сургут
Феномен педагогики С.Т. Шацкого заключается в том, что он опытным путем создал микромодель образовательной системы страны. Всей своей деятельностью он выходил на идею непрерывного и целостного педагогического процесса. Им практически были созданы такие формы организации педагогического процесса, в которых эффективно решаются задачи целостного, непрерывного и комплексного воспитания личности. Анализируя уровень образования современных российских детей, замечаем их затруднения в интеграции знаний и применении их для получения новых, в объяснении явлений окружающего мира, в самостоятельном поиске знаний и в творчестве.
Ключевые слова: педагогика С.Т. Шацкого, система российского образования, актуальность трудового воспитания детей.
Система российского образования на протяжении последних 20 лет находится в процессе преобразований и реформ. Это объясняется ускоренным
* Студент 2 курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».
* Студент 2 курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».
темпом развития научно-технических средств, становлением и развитием высокотехнологического общества, в котором широко используются биотехнологии, совершенствуется компьютерная техника и микроэлектроника. В свою очередь, возникают и новые требования к личностным качествам человека: высокий уровень общего развития; умение принимать самостоятельные решения; желание и умение приобретать новые знания; умение работать в группе [2]. К сожалению, в современных условиях подростки и молодежь, не имея четких нравственных ориентиров, все чаще отдают предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпровождению, погоне за удовольствиями, исповедуют культ «успеха». Инициатива к предпринимательству приводят к утрате таких общественных ценностей, как интерес к учебе и к труду. В подростковой среде резко растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне. Это весьма тревожные симптомы ухудшения нравственного и психического состояния общества.
Министерство науки и образования РФ определило в своих документах важную политическую задачу: «особую роль в создании нового образа России приобретает интерпретация ключевых событий и фактов российской истории и построение на этой основе траектории будущего России...». В связи с этим, для современного педагога приобретает огромную важность изучение наследия прошлого, выявление и показ влияния отдельных деятелей образования на систему, находящуюся в состоянии неустойчивости, а также выбор своего варианта развития [1]. Безусловно, важно обращаться к авторам-новаторам, на практике доказавшим свою образовательную и воспитательную эффективность, что позволяет обобщить накопленный опыт и построить необходимую и достаточную для сегодняшнего уровня развития общества модель школы и модель человеческих взаимоотношений.
Одним из таких педагогов-новаторов, вошедших в историю мировой педагогики и отечественного образования, является Станислав Теофилович Шацкий - «популярнейший учитель учителей» 20-х годов прошлого столетия. Он одним из первых создавал в предреволюционной России детские колонии, где обучение соединялось с общественно-полезным трудом. Шацкий С.Т. нашел очень яркое и своеобразное решение актуальных и в наши дни важных педагогических проблем: социализация личности, методы педагогического исследования среды и ребенка, функционирование школы, реализующее преемственность и целостность в воспитании. Совместно с единомышленником А.У Зеленко он организовал в г. Москве общество «Сет-лемент» - сеть культурно-воспитательных учреждений, в состав которого входили детский сад, детские клубы, ремесленные кружки, начальная школа, школа для подростков. Главной целью данного общества являлось удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишенной возможности получить школьное образование. Вместе с С.Т. Шацким и А.У Зе-
ленским работает коллектив педагогов-энтузиастов: В.Н. Демьянова, братья Фортунатовы, Е.А. Каземирова. Сложившаяся система клубных кружков позволяла детям заниматься физикой, химией, литературой, музыкой, рисованием. В мастерских ребята осваивали столярное, слесарное, сапожное и переплетное дело. При этом руководители клуба стремились к тому, чтобы дети были не просто посетителями, а инициативными и активными участниками общего дела.
В 1909 г. вместо «Сетлемента» было открыто другое общество - «Детский труд и отдых», включавшее детский сад, клуб, начальную школу, функционировавшую в летнее время, детскую колонию (лагерь труда и отдыха) «Бодрая жизнь» под г. Калугой. В его состав входили внешкольные учреждения для детей и взрослых, а также курсы по подготовке и повышению квалификации учителей. Шацкий С.Т. и его коллеги проводили интереснейший многолетний эксперимент по созданию детского сообщества на основе совместного производительного труда. Большое внимание в них уделялось эстетическому и нравственному воспитанию детей [3].
В 1919 г. начинается создание «Первой опытной станции по народному образованию». Шацкий С.Т. видит в ней решение двух главных задач: обработка воспитательной системы и практическое обучение молодых педагогов. Опытная станция включала в себя два отделения:
- Калужское, куда входили школа-колония «Бодрая жизнь», 14 школ I ступени, школа II ступени, 5 детских садов, 4 дошкольные летние площадки, библиотеки, школьный музей и педагогическая выставка;
- Московское, включающее детский сад, первую трудовую школу, педагогическую выставку, педагогическую библиотеку, педагогический техникум [2].
«Местом радостной, дружной трудовой жизни» называл С.Т. Шацкий свое любимое детище. Школа, по С.Т. Шацкому, преследует цель развить ребенка целостно и всесторонне, выдвигая на первый план трудовую, эстетическую, умственную, физическую, социальную деятельность. В синтезе, во взаимопроникновении друг в друга эта деятельность способствует многостороннему развитию личности. Шацкий С.Т. подчёркивал, что нарушение связи между компонентами воспитания личности приводит к одностороннему развитию ребёнка. Шацкий С.Т. понимал воспитание как организацию жизни детей, которая складывается из их физического роста, труда, игры, умственной деятельности, искусства, социальной жизни. Считал, что получение знаний непременно должно сопровождаться выработкой умения работать.
Огромное воспитывающее значение С.Т. Шацкий придавал труду, который вносит смысл и порядок в детскую жизнь; формирует и стимулирует личные интересы; вырабатывает полезные привычки; способствует возникновению и росту общественных интересов; налаживанию межличностных отношений; воспитанию чувства коллективизма. По его убеждению, труд
всегда составлял основу детской жизни, был естествен для ребенка, стремящегося к игре, творчеству, активной деятельности. Правильная организация труда помогает бороться с ленью воспитанников, соответственно работа должна быть по силам, исходить из внутренне присущего ребенку желания деятельности и приносить радость. «Такая школа не готовит специалистов. Она дает познание самых важных жизненных процессов и их взаимоотношений», - говорил С.Т. Шацкий [5].
Феномен педагогики С.Т. Шацкого заключается в том, что он опытным путем создал микромодель образовательной системы страны. Всей своей деятельностью он выходил на идею непрерывного и целостного педагогического процесса. Им практически были созданы такие формы организации педагогического процесса, в которых эффективно решаются задачи целостного, непрерывного и комплексного воспитания личности.
Анализируя уровень образования современных российских детей, замечаем их затруднения в интеграции знаний и применении их для получения новых, в объяснении явлений окружающего мира, в самостоятельном поиске знаний и в творчестве. И, что немаловажно и печально, осознаем, что практически отсутствует самостоятельная детская познавательная деятельность, вытесняемая репродуктивным воспроизведением полученных знаний. Важная задача нашей современности заключается в извлечении из богатейшего наследия «опытных станций» максимума ценного и полезного, что может и должно быть использовано в современной теории и практике педагогики, а именно:
- создание в школах деятельной среды, в которой учителям, детям и родителям действительно хотелось бы сотрудничать и развиваться;
- организация учебной деятельности, направленной на самостоятельное добывание знаний в сотрудничестве с учителем;
- организация детских коллективов, живущих по своим законам на принципах самоуправления;
- следование принципу связи образования с жизнью, практическое взаимодействие школы с окружающей средой;
- организация осознанной трудовой деятельности школьников как важной части воспитательного процесса.
Очень актуален в наши дни взгляд С.Т. Шацкого на курсовую переподготовку педагогов. Учитель должен быть респондентом научных учреждений, ведь он не только организатор детской жизни, но и её наблюдатель и исследователь [4].
Список литературы:
1. Богуславский М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии / М.В. Богуславский. - М.: Институт эффективных технологий, 2012. -434 с.
2. Латышина Д.И. История педагогики и образования / Д.И. Латышина. -М.: Гардарики, 2011. - 526 с.
3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: ТЦ «Сфера», 2011. - 512 с.
4. Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого / Ф.А. Фрадкин, Г.А. Малинин. - М.: Прометей, 2008. - 176 с.
5. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4-х томах: Т. 2: Изд. Академии педагогических наук РСФСР - М.: Просвещение, 2009. - 476 с.
О ВЛИЯНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
© Степанова С.Н.*
Филиал Российского государственного социального университета,
г. Сургут
Социализация личности в современных условиях предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Действенной силой исторического процесса может стать только глубоко убежденная в необходимости активных преобразований личность, способная преодолевать негативные явления в жизнедеятельности людей. Принимая во внимание тот факт, что социализация личности происходит в условиях взаимодействия общецивилизационной и национальной культур, в качестве приоритетных можно выделить общечеловеческие мотивы в структуре общественного сознания и личностного поведения. Однако, следует признать, что влияние средовых и национальных особенностей социкультурного пространства зачастую оказывается ведущим фактором, определяющим облик и социальное поведение человека. Указанный факт ведет к необходимости серьезного осмысления социально-психологических, морально-правовых и иных механизмов признания особой роли человека в общественной жизни социума.
Ключевые слова: социализация личности, современные тенденции социализации, общечеловеческие ценности, социальное поведение человека.
В научной педагогической литературе не существует единой трактовки понятия «личность». Одни ученые считают, что личность формируется и развивается в соответствии с заложенными в человеке врожденными качествами и способностями, другие справедливо полагают, что личность - про-
* Старший преподаватель кафедры Управления и административного права.