Научная статья на тему 'НАСЛЕДИЕ С.Л.ФРАНКА. САРАТОВСКИЙ ПЕРИОД'

НАСЛЕДИЕ С.Л.ФРАНКА. САРАТОВСКИЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАСЛЕДИЕ С.Л.ФРАНКА. САРАТОВСКИЙ ПЕРИОД»

встречается при беременности .У одних больных заболевание быстро прогрессирует, без заметных причин повторяются тромбозы или обильные кровотечения, которые быстро приводят больного на операционный стол.

В целом, варикозное расширение геморроидальных узлов имеет благоприятный прогноз при условии своевременной диагностики и правильного лечения.

Использованная литература

1.Шелыгин Ю.А., Благодарный Л.А. Справочник колопроктолога. М.: Литтера, 2012. С. 64-89.

2.Воробьев Г.И., Шелыгин Ю.А., Благодарный Л.А. Геморрой. М.: Литтера, 2010. С. 38-40, 114-116, 137-138, 154-183.

3.Генри М., Свош М. Колопроктология и тазовое дно. М.: Медицина, 1988. С. 232-255. Международная классификация болезней 10-го пересмотра. МКБ-10. Доступен с: www.10mkb.ru.

4.Воробьев Г.И. Основы колопроктологии. М.: МИА, 2006. С.79-82, 94.

5.«Лекции по факультетскиой хирургии» Ижевск, 2016

6.Гостищев В.К. «Общая хирургия» Москва, 2003

7.Харкевич Д.А. «Фармакология» Москва , 2001

8.Истории болезней пациентов за 2016 г колопроктологического отделения.

Сычева Л.А. студент

2 курс, лечебный факультет ГБОУ ВПО СГМУ им. В. И. Разумовского

Саратов, Россия НАСЛЕДИЕ С.Л.ФРАНКА. САРАТОВСКИЙ ПЕРИОД

В масштабе всего мира С.Л.Франк - один из знаменитой плеяды русских философов XX века. Для саратовцев С.Л.Франк - создатель историко - филологического факультета Саратовского университета — одном из последних очагов интеллектуальной свободы России, основоположник гуманитарного образования в Саратове, ректор первого ВУЗа в Республике немцев Поволжья.

Семен Людвигович Франк (1877-1950 гг.) - русский философ и религиозный христианский мыслитель золотого века русской философии.

Первый значительный труд С.Л.Франка - «Предмет знания» (магистерская диссертация, 1915 г.), освещает важнейшие вопросы теории познания. В своей докторской диссертации «Душа человека» (1917 г.) С.Л.Франк излагает новый подход в психологии, критикуя эмпиризм «научной» психологии, отмечая тупиковость психологического субъективизма. Здесь освещая онтологические возможности интуиции как непосредственного восприятия реальности, С.Л.Франк примыкает к течению интуитивизма. По С.Л.Франку, душевная жизнь человека — целостный, динамический мир, обладает всей полнотой реальности и особой организацией, не сводится к каким-то «внешним» факторам — не

вторичен. Во внутреннем опыте личности, психологически незамкнутом («я» всегда предполагает «ты» и «мы»), раскрывается абсолютное духовное бытие, и душа встречает Бога как «последнюю глубину реальности».

В неспокойном и голодном сентябре 1917 г. в условиях разложения государственного устройства, бытовых трудностей, С.Л.Франк принял предложение министерства народного просвещения Временного правительства возглавить новый историко - филологический факультет Саратовского университета. По словам П.Струве, это явилось отличным началом для профессиональной активности незаурядного профессора, заведующего кафедрой философии. "С.Л.Франк привез в Саратов целую группу профессоров, человек 15-20, которые теперь академики в России или поумирали, или замучены в лагерях" - из воспоминаний Т.С.Франк "Память сердца".

По случаю начала занятий на новом факультете Саратовского университета состоялась публичная лекция профессора С.Л.Франка о важности гуманитарных наук для общества (к сожалению, конспект этой лекции в архивах не найден). Благодаря усердной и прилежной работе первого декана, на факультете царила уникальная психологическая атмосфера свободного творчества. Усилиями С.Л.Франка росло количество лекций и семинаров, профессор стремился привнести "больше разнообразия в преподавание". Занятия посещали свыше 70 студентов и такое же число вольнослушателей. Сохранился список обучающихся на первом курсе историко-филологического факультета за 1917/1918 год.

Несколько направлений, в том числе лингвистическое, классическое ,историческое, славяно - русское, романо-германское, спустя некоторое время - археология и история искусств, философское (просуществовало с весны 1919 по 1922 г.) были открыты на факультете. Помимо этого, была введена кабинетная система, но лишь по некоторым кафедрам, а в кабинетах открыли специализированные библиотеки. Всякий студент мог свободно выбирать предметы для изучения, имел возможность беспрепятственно сменить одно направление на другое, но с набором сданных обязательных испытаний.

В 1917/1918 учебном году С.Л.Франк вел семинар "чтение и толкование "Рго^отеш" ко всякой будущей метафизики Канта", читал два лекционных курса: "Введение в философию" и "Логика". В последующий 1918/1919 год профессор преподавал социальную философию и педагогику, организовывал семинары по основным вопросам психологии, в 1919/1920 году читал лекции и проводил семинары по древней философии; в весеннем семестре 1920/1921 года в его распоряжении был лекционный курс "История новой философии".

На заключительном году проживания в Саратове, ученый вел семинарий «Современные теории познания». С.Л.Франк стремился привить студентам умение творчески подходить к различным теориям, научить философствовать, а не пытался навязать студентам готовые

философские истины. Не только философы, но и другие участники семинара — историки, юристы, филологи, горячо обсуждали работы Платона, Канта, Спинозы, Фихте, Беркли, Лосского, Шпеглера, Берксона, Плотина, Спинозы, Кузанского.

Рабочая программа каждого направления предполагала небольшие циклы занятий (как правило лекционный курс и два семинария) по конкретной эпохе - древней, средних веков, возрождению, Новому Времени. Начинался цикл философского отделения с лекций С.Л.Франка по древней философии, во время семинаров философов, С.Л.Франк проводил занятия вместе с профессором С.В.Мелиховой с чтением и разбором фрагментов досократовских мыслителей. Семинарий по эпикурейской философии филолога, профессора В.Я.Каплинского составлял третью часть учебного курса. С.Л.Франк назначал для студентов "Совещательный час" после своей лекции, он руководил и студенческим философским кружком в университете.

Постепенно за 3 года в Саратове число факультетских преподавателей увеличилось почти втрое. Здешняя ученая жизнь в это время была очень насыщенная, несмотря на политические перипетии. По инициативе С.Л.Франка было создано Саратовское философско -историческое общество, он же был избран его председателем. Целью общество стало изучение гуманитарных наук. В январе 1918 года был учрежден Устав, 24 марта было организовано первое собрание, на котором С.Л.Франк выступил с докладом "О научно - просветительных задачах нашего времени". 17 докладов и сообщений на 12 заседаниях в корпусе "Старого университета" на Б.Сергиевской улице было сделано более чем за год работы общества. Публичные лекции, диспуты привлекали сотни горожан в аудитории университета. Работало Лекционное бюро, ученые организовывали циклы научно - популярных выступлений, лекции С.Л.Франка назывались "О сущности искусства, происхождении науки".

Помимо преподавания, С.Л.Франк оставался членом редакции журнала "Русская Мысль", продолжал изучать и рецензировать присылаемые ему из Петербурга, документы и рукописи. С этой деятельностью философа связанно окончательное название его знаменитого сборника "Из глубины" (на это его сподвигла статья ссОе profundis" П.Б. Струве, который тот отправил в редакцию для включения ее в сборник).

27 апреля 1918 года закончились занятия в университете, в мае наступила пора экзаменов, тогда же покинул пост ректор университета П.П.Заболотнов. Большевистским советом народного образования была инициирована реформа правления университетом. В.А.Арнольдов, профессор медицины, был назначен И. О. ректора; он же поставил подпись в паспортной книжке С.Л.Франка 22 августа 1918 года (В это же время С.Л.Франк подал в отставку с поста декана, в заявлении он числится ординарным профессором). Паспорт, выданный Саратовским

университетом, явится на всю жизнь источником гражданства, отражением нерушимой связи с Россией для великого философа.

В 1920 году И.К.Пиксанов начал традицию изучения провинциальных "культурных" гнезд. Основание историко -филологического факультета было значимым событием в культурной сфере, вследствие чего возникла саратовская филологическая школа. Это явилось важным первым шагом, свободным от догматов тоталитарной эпохи. Культурное дело С.Л.Франка осталось в памяти его современников, его воспитанники были ему благодарны, куда бы их не занесла судьба. С благодарностью воспринимаем и мы, саратовские студенты XXI века "самого русского философа XX века" С.Л.Франка. 22-26 мая 2017 года к 140 летию со дня рождения С.Л.Франка будет проведена международная конференция "Я сознаю себя учеником" под эгидой Саратовского Государственного Университета и Философского общества имени С.Л.Франка, отсчитывающего свою историю с 1895 года.

Как один из мыслителей религиозно-философского Ренессанса XX века в России в своих философских трудах произвел попытку грандиозного синтеза рациональной мысли и религиозной веры. Такой вывод делают знатоки истории русской философии - и современники С.Л.Франка и нынешние компетентные историки и философы. В.В.Зеньковский утверждал безоговорочное превосходство С.Л.Франка над всеми остальными русскими философами. И.И.Евлампиев подчеркивал, что творчество С.Л.Франка «обозначает высшую точку в развитии нашей национальной философской традиции и по всей видимости, именно от достигнутого им начнется в XXI веке новый этап развития философской мысли России».

Для философии С.Л.Франка характерно соединение правды — истины, правды — справедливости, мысли, чувства и действия, то есть неприятие абстрактного идеализма, оторванного от душевного переживания и волевого импульса к деятельности. Русская философия сочетает рациональные, логические и мистические, интуитивные формы внутренней казенщины, инертности мысли и консервативности чувств.

По мнению русских философов — идеалистов, нигилизм является специфической чертой русской философии. Н.А.Бердяев и С.Л.Франк указывают на одно из свойств нигилизма — утилитаризм, отрицающий все абсолютные ценности — научную истину, религиозные веру и достоинство, государственное могущество. Служение «субъективным материальным интересам большинства» нигилизм определяет как единственную правильную цель. Нигилизм — тенденция, противоречащая культуре, идея превращения всех людей в «рабочих». Союз нигилизма и социалистические реалии, которые провозглашают идею распределительной справедливости, обоготворяет земное, материальное благополучие, выхолащивает конкретные нравственные межчеловеческие отношения, убивает живое чувство любви к ближним. Социалист, по мнению С.Л.Франка, любит не самих людей, а идею всечеловеческого

счастья. Низвержение религии, философии, морали, искусства, отрицание духа и духовной жизни лишило личность ее качественного содержания. Следующая особенность философии С.Л.Франка — онтологизм, который означает что познание не является первичным и определяющим началом в человеке, а как часть и функция нашего действования в мире, есть некое событие в жизни, свойство которого определяется из общего отношения личности к миру. У отечественных философов речь идет скорее не об иррационализме, не об игнорировании разума, а об его дополнении другими элементами культуры. Соборность есть важнейшая черта русской культуры, теорию соборного общения помимо С.Л.Франка рассматривали и другие русские философы: Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский. Как внутреннее единение и взаимодействие людей, соборность предполагает преображение личности, достигаемое ее свободными усилиями и внутренним выбором.

С.Л.Франк — автор 20 книг и 300 статей по философии. Наиболее значимые: «Духовные основы общества» (1923 г.), «Живое знание» (1923 г.), «Крушение кумиров» (1924 г.), «Смысл жизнь» (1926 г.), «С нами Бог, три размышления.» (1930 г.), «Непостижимое» (1939 г.), «Реальность и человек» (1956 г.).

В своем труде «Крушение кумиров» (1924 г.) С.Л.Франк осмыслил масштабные проблемы человеческого и социального бытия XX века. Изменения из-за крушения нравственных идеалов «кумиров революции» произошли в самих основах человеческого существования. Тема кризиса человека, культуры, гуманизма — одна из основных у русских религиозных христианских философов ХХ века.

Главный философский ориентир для С.Л.Франка — онтологизм. В центре философии — проблема осмысления бытия и через бытие — осмысление человека. Онтологическая направленность его философии ярко выразилась в одной из фундаментальных работ, посмертно опубликованной - «Реальность и человек» (1956 г.). В своих философских идеях мыслитель ставит на первое место реальность — человек — свобода иной. Для С.Л.Франка на первом месте не антроподицея, а теодицея. «Ш^и^» по С.Л.Франку - «чистая безосновность, некая призрачная, мнимое бытие как реальность псевдобытия». Только с Богом, как с высшей реальностью, человек обретает себя как личность, получая свою подлинную свободу.

Саратовское наследие С.Л.Франка - это и часть библиотеки семьи философа в отделе редких книг библиотеки СГУ, информация о которой инициировала мою работу на тему Саратовского периода жизни С.Л.Франка.

Использованные источники:

1.Матвеева Н.Н., Кузнецова М.Н. Взаимосвязь философии и личности. Бюллетень медицинских интернет — конференций, 2012 г. Т. 2. №11. С. 859.

2.Гапоненков А. А. С. Л. Франк в Саратовском университете. Известия Саратовского университета, 2006 г. Т. 6.№ 1-2. С. 4-6.

3.Порус В.Н. Идейное наследие С. Л. Франка в контексте современной культуры, 2009 г. С. 138-145.

4.Гуртовенко Г. А. Философская антропология С.Л. Франка, М., 1998 г.

5.Тимошенко С.А. Религиозно-философская антропология С.Л. Франка, М., 1997 г.

УДК 004.9

Табакова А. О.

студент 2 курс, институт экономики и управления Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева Россия, г. Кемерово Валеева Ю.А.

студент 2 курс, институт экономики и управления Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева Россия, г. Кемерово Научный руководитель: Крюкова В.В., кандидат технических наук

доцент

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПАКЕТЫ ПРОГРАММ БУХГАЛТЕРСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ Аннотация: Статья посвящена специальным пакетам программ, благодаря которым осуществляется автоматизация бухгалтерского учета. Для того, чтобы раскрыть данную тему мы проанализировали объем информационных технологий в России и выявили, что информационные технологии повышаются из года в год, следовательно, происходит постепенная автоматизация бухгалтерского учета. Нами был проведён сравнительный анализ функциональных возможностей программ бухгалтерского назначения. Кроме того, нами были выявлены преимущества и недостатки каждой из анализируемых программ.

Ключевые слова: IT-технологии, автоматизация бухгалтерского учета, бухгалтерские пакеты программ, универсальность программ, настраиваемость пакетов программ. UDC 004.9

Tabakova A. O. student

2 year, Institute of Economics and Management Kuzbass State Technical University them. T.F. Gorbachev Russia, Kemerovo Valeeva Yu.A. student

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.