Известия Саратовского университета. 2006. Т. 6. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1/2
К ИСТОРИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В САРАТОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
УДК 1(470)+929 Франк
С.Л. ФРАНК В САРАТОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ1
А.А. Гапоненков
Саратовский государственный университет, кафедра русской литературы XX века E-mail: [email protected]
В статье отражена деятельность С.Л. Франка (1917 - 1921), профессора, декана историкофилологического факультета Саратовского университета в 1917/18 учеб. году: организация учебного процесса, лекционные курсы и семинарии, взаимоотношения с коллегами и учениками, ученая жизнь в Саратове. Значительный научный интерес представляют публикации из Бахметевского архива (США): «Программа курса лекций по истории древней философии проф. С.Л. Франка» и конспект публичной лекции «Происхождение науки».
S.L. Frank at Saratov State University
A.A. Gaponenkov
The article reflects the scholarly activities of Professor S.L. Frank (1917 - 1921), who held the office of the dean of Saratov State University Historical-Philological Department in 1917/18. The article focuses chiefly on such aspects as: the organization of teaching process, lectures and seminars, relationships with students and colleagues, the scholarly work in Saratov. Special attention is paid to the publications from Bakhmeteff Archive (USA): «The program lecture course on the history of ancient philosophy by Prof. S.L. Frank» and the notes to the public lecture «The origins of science».
Семен Людвигович Франк - один из выдающихся представителей русской религиозной философии. Он успешно разработал свою философскую систему, находясь в русле европейских традиций философствования. И вместе с тем он - «русский европеец», свободный мыслитель, ученый и преподаватель.
Франк стоит у истоков создания историко-филологического факультета Саратовского университета, и высшего гуманитарного образования в нашем городе2.
В 1906 г. в Петербурге Франк начал педагогическую деятельность на Высших женских историко-филологических и юридических курсах при гимназии М.Н. Стоюниной. Этот факт примечателен еще и тем, что через два года Франк женился на слушательнице этих курсов Татьяне Сергеевне Барцевой. Семья Барцевых проживала в Саратове. Сергей Иванович Барцев - отец Татьяны Сергеевны, в прошлом народник, служил управляющим саратовским отделением волжского пароходного общества «Восточное». К моменту учебы в Петербурге Татьяна Сергеевна уже успела начать и бросить образование в Париже (университет Сорбонны) по медицинскому факультету. Гостеприимный патриархальный дом Барцевых - двухэтажный с мезонином - находился на улице Никольской (Радищева) против здания государственного банка. Франк приезжал сюда в 1908 г. Здесь же, в Саратове, состоялась и свадьба Семена Людвиговича и Татьяны Сергеевны3.
Франк преподавал в Петербурге во многих высших учебных заведениях: Бестужевских курсах, Психоневрологическом институте, курсах Раева. Читал лекции по социальной философии, истории философии, психологии. В 1914 г. он становится приват-доцентом Петербургского
4
© А.А. Гапоненков, 2006
AA Гапоненков, СЛ Франк в Саратовском университете
университета по кафедре философии, которую возглавлял профессор А.И. Введенский. Франк к этому времени - заметная фигура в литературно-общественной жизни России. Его статьи в журнале П. Струве «Русская Мысль» вызывали заинтересованный отклик (он вступал в полемику с символистами - Д. Мережковским, Ф. Сологубом, Вяч. Ивановым); будучи членом редакции рецензировал философские рукописи, художественные произведения. Одна из лучших статей, последняя в сборнике «Вехи» (1909) - «Этика нигилизма» принадлежала Франку. Нравственное мировоззрение русской интеллигенции было названо им «нигилистическим морализмом». Авторы сборника исповедовали объективизм, ценности культуры и права.
Во время защиты магистерской диссертации «Предмет знания» в мае 1916 г. Франк говорил о кризисе современной философии, как он предполагал, в большей степени порожденном тупиковым её развитием - неокантианством. Двумя оппонентами диссертанта - Н.О. Лосским и И.И. Лапшиным - был поставлен вопрос о присуждении докторской степени, но А.И. Введенский, третий оппонент, пожелал диссертанту написать еще одну книгу. Докторская диссертация «Душа человека», изданная в Петрограде и Москве в 1917 г., по условиям революционного времени так и не стала предметом диссертационного диспута. Предполагалась ее защита в Казанском университете.
1 июля 1917 г. постановлением Временного правительства России был основан историкофилологический факультет Саратовского университета. Председатель комиссии по устройству новых факультетов в российских университетах историк Иван Михайлович Гревс предложил Франку стать первым деканом нового факультета. В условиях разложения государственного механизма, бытовых трудностей в Петрограде Франк принял предложение. По словам П. Струве, это был хороший «трамплин» для профессиональной деятельности - ординарного профессора, заведующего кафедрой философии4.
Приведем одну лишь сухую запись «Формулярного списка о службе» (ГАСО): «Департамент Народного Просвещения предложением от 12 сентября 1917 года за № 8136 уведомил г. Ректора Саратовского Университета, что приват-доцент Петроградского Университета, магистр философии С.Л. Франк утверждается и.д. ординарного профессора Саратовского Университета по кафедре философии, считая с 1-го июля 1917 года, и деканом историко-филологического факультета того же Университета, сроком на четыре года»5.
Преподавательский состав факультета формировался быстро. Первые пять профессоров, они же заведующие кафедрами, были утверждены в должности еще в Петрограде: С.Л. Франк, Виктор Максимович Жирмунский (романо-германская филология), Вадим Апол-
лонович Бутенко (всеобщая история), Василий Иванович Веретенников (русская история), Николай Кирьякович Пиксанов (русский язык и литература). Почти все из Петербургского университета (бывшие приват-доценты). В октябре 1917 г. были назначены и прибыли в Саратов профессора: София Венедиктовна Меликова (классическая филология), Максим Романович Фасмер (сравнительное языкознание). Далее открылся конкурс на замещение кафедр6.
13 октября 1917 г. по случаю начала занятий на новом факультете состоялась открытая лекция проф. С.Л. Франка о важности гуманитарных наук для общества (конспект этой лекции в архивах не найден)7. Стараниями первого декана на факультете была создана уникальная психологическая атмосфера свободного творчества. Он стремился внести «больше разнообразия в преподавание», увеличивалось число лекций и семинариев. Свыше 70 человек и столько же вольнослушателей посещали занятия. Список студентов первого курса историко-филологического факультета за 1917/18 учеб. год сохранился (очень важно восстановить многие судьбы этих людей)8.
На факультете открыли пять отделений: историческое, славяно-русское, романо-германское, классическое, лингвистическое, позднее - истории искусств и археологии, философское (просуществовало с весны 1919 по 1922 г.). По отдельным кафедрам была введена кабинетная система, в кабинетах открылись специальные библиотеки. Система организации преподавания на факультете была признана предметная, а не курсовая. Каждый студент имел право свободного выбора предметов, возможность перехода с одного отделения на другое (с набором обязательно сданных испытаний).
В 1917/18 учеб. году С.Л. Франк читал два лекционных курса - «Введение в философию» и «Логика», вел семинарий «Чтение и толкование “Prolegomena ко всякой будущей метафизике” Канта». На следующий 1918/19 учеб. год Франк читал лекции по психологии и социальной философии, вел семинарий по основным вопросам психологии9, в 1919/20 учеб. году - лекции и семинарий по древней философии (см. публикуемую ниже «Программу курса «История древней философии» проф. С.Л. Франка»). Курс «История новой философии» читался в весеннем семестре 1920/21 учеб. года.
Семинарий Франка в последние годы его пребывания в Саратове назывался «Современные теории познания». Ученый не пытался навязать студентам готовые философские истины, а стремился научить философствовать, творчески подходить к сложившимся теориям. Сочинения Платона, Плотина, Николая Кузанского, Беркли, Спинозы, Канта, Фихте, Лосского, Бергсона, Шпенглера горячо обсуждались участниками семинария, не только философами, но и филологами, историками, юристами.
Известия Саратовского университета. 2006. Т. 6. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1/2
Учебный план каждого отделения предусматривал небольшие циклы занятий (лекционный курс, обычно два семинария) по определенной эпохе - древней, средних веков, Возрождению, новому времени. Лекции Франка по древней философии открывали цикл философского отделения, во второй части в семинаре философ занимался со студентами совместно с проф. С.В. Меликовой чтением и разбором фрагментов досократовских мыслителей. Третьей частью был семинарий по эпикурейской философии филолога проф. В.Я. Каплинского. «Совещательный час» для студентов Франк назначал после своей лекции в университете, он вёл и студенческий философский кружок10.
12 декабря 1917 г. С.Л. Франк писал М.О. Гер-шензону: «У меня мечта перетянуть сюда как можно больше культурных сил. Если Вы знаете молодежь, заслуживающую в этом отношении внимания, то рекомендуйте нам, пожалуйста... Факультет у нас в общем неплохой - есть живые и талантливые люди (Жирмунский по германистике, Фасмер по языкознанию и некоторые другие), и группа свободных и культурных людей имеет большинство в факультете над группой чиновников от науки»11. В апреле 1918 г. избраны зав. кафедрой славяноведения проф. Григорий Андреевич Ильинский (из Воронежа), на кафедру русского языка - проф. Николай Николаевич Дурново (Московский университет). В мае профессором на кафедру теории и истории искусств избран египтолог Франц Владимирович Баллод (Московский университет). В сентябре 1918 г. - по личной рекомендации Франка - профессором кафедры романо-германской филологии избран Николай Сергеевич Арсеньев (Московский университет, специальность - романская филология и история религии). Постепенно за три года в Саратове число факультетских преподавателей увеличилось почти втрое.
Жизнь декана факультета невозможно представить вне контекста городских событий.
1917 год. 28 октября городская дума сдалась большевистским отрядам, стреляли из пулемётов, винтовок, орудий. 8 ноября был произведен обыск у профессора Фасмера, искали оружие. 12 ноября общее собрание преподавателей и студенчества Саратова осудило «насильственный захват власти безответственной группой». 16 ноября - итоги выборов в Учредительное собрание по городу Саратову: первое место - большевики, второе - кадеты. Студенчество Саратовского университета активно выступает в поддержку разогнанной городской думы, своих выборных представителей. 6 декабря прошла панихида по жертвам большевистского восстания. 31 декабря 20 человек пострадало после разгона митинга у городской тюрьмы. С начала 1918 г. идёт «строжайшая социализация», «уплотнение жилищ», выселение из квартир.
Первое время Франк с женой и тремя детьми
(Виктором, Наталией и Алексеем) жил в Саратове в доме Лютеранского общества в большой квартире на Армянской улице (дом располагался на углу улиц Волжской и Соборной на месте нынешнего издательства «Слово»). В «Формулярном списке о службе» находим запись:
«Содержания получает: жалованья 3000 р., столов<ых> 750 р., квартирн<ых> 750 р.,
I пятилетн<яя> прибавка 750 р., по должности Декана 1200 р., процентной прибавки 984 р. 38 к.
Итого 7434 р. 38 к. в год»12.
Приведенное выше письмо М.О. Гершензону, казалось, также говорит о том, что все обстоит благополучно и бытовая жизнь ученого налажена. Но сила воздействия переживаемого момента истории заставляет от констатаций внешней реальности перейти к внутреннему состоянию души, к исповеди (вторая часть письма М. Гершензону от 12 декабря 1917 г.): «Живем, мы, конечно, очень плохо, во власти темной озлобленной толпы, как и всюду. При нормальных условиях здесь можно было бы ужиться, найти 2-3 человек, с которыми можно потолковать и плодотворно работать в университете, но теперь действительно тяжко во многих отношениях. Как-то теряется всякий вкус и интерес к творчеству и к самой жизни. Мысль по привычке работает - многое хотелось бы сказать, но кому - и для чего? Кроме того, все слова, на которые мы способны, кажутся ничтожными перед лицом пережитого. Не для того, чтобы помочь и спасти, - это уже поздно, - но чтобы осмыслить и оценить свершившееся, нужно иметь язык пророков. Мне кажется, что наши слабые интеллигентские души просто не приспособлены к восприятию мерзостей и ужасов в таком библейском масштабе, и могут только впасть в обморочное оцепенение. И исхода нет, п<отому> ч<то> нет больше родины. Западу мы не нужны, России тоже, п<отому> ч<то> она сама не существует, оказалась ненужной выдумкой. Остается замкнуться в одиночестве стоического космополитизма, т<о> е<сть> пытаться жить и дышать в безвоздушном пространстве. Так когда-то жил Герцен. Невесело!»13
Менее чем год спустя, 5 октября 1918 г., в письме к М.О. Гершензону Франк не без иронии описывает обстановку, в которой живет его семья: «Разгром, которому мы подверглись, состоит в том, что власть здесь выселила чуть не полгорода <людей> из квартир и вселила их в другие. К нам перебрались выселенные родственники Татьяны Сергеевны (жена Франка. - А.Г.) в количестве 10 чел<овек>, и кроме того семья Н.В. Болдырева14 (5 чел<овек>), итого с нами и прислугами 23 чел<овека>. Квартира представляет собой соединение постоялого двора с мебельным магазином. К этому присоединяется возможность быть выселенными и
AA Гапоненков, СЛ Франк в Саратовском университете
из этой квартиры, из-за чего приходится жить на бивуаках, не раскладываясь»15. В 1919 г. адрес Франка изменился: Аничковская (Рабочая) ул., д. 14. Скорее всего, этот ныне утраченный дом - общежитие преподавателей университета. Известно только, что библиотеку и архив Франка студенты перевозили на сохранение в здание университета на Московской улице.
Ученая жизнь Саратова в это время была очень насыщенной. Франк явился инициатором создания Саратовского философско-исторического общества, был избран его председателем. Цель общества - изучение гуманитарных наук. В январе 1918 г. был принят Устав. Первое собрание состоялось 24 марта. Проф. Франк выступил с докладом «О научно-просветительных задачах нашего времени». Более чем за год в обществе было сделано 17 докладов и сообщений, состоялось 12 заседаний (в корпусе «старого университета» на Б. Сергиевской улице)16. В качестве докладчиков выступали: В.М. Жирмунский, В.В. Голубев, Б.М. Эйхенбаум (был приглашен в Саратов из Петрограда), Н.Н. Дурново, В.И. Веретенников,
В.А. Бутенко, П.И. Алексеев, Н.С. Арсеньев17.
На фоне потрясений в жизни, политике, культуре публичные лекции, диспуты привлекали в нетопленые аудитории университета сотни горожан. Учеными организовывались циклы научно-популярных лекций, работало Лекционное Бюро. Так, проф. С.Л. Франком была прочитана лекция «О сущности искусства»18. Одну из публичных лекций ученого «Происхождение науки» мы публикуем в настоящем издании.
2 февраля 1918 г. В.М. Жирмунский писал Б.М. Эйхенбауму: «В Саратове по-прежнему хорошо. Работы очень много. На днях я читал публичную лекцию о современной поэзии - символизм и новейшие течения. Не рассчитал время, читал больше трех часов. Для символистов я собрал новые стилистические данные - поэтика иносказаний, метафора, на примерах у Блока, кроме того, брюсов-ский материал. Во второй части лекции - Кузмин, Анненский, Ахматова. Народу было очень много - человек 600 (в большой аудитории 3-го корпуса университета. - А.Г.). Саратов начинает привыкать к стилистике. Одна из моих лучших учениц готовит для литературного кружка доклад о соединительных частицах у Ахматовой!! <.. .> »19.
Наряду с преподаванием, Франк, оставаясь членом редакции журнала «Русская Мысль», продолжал рецензировать рукописи, которые ему присылали из Петрограда. Весной и летом 1918 г. почти не прерывалась его конспиративная связь с семьёй П.Б. Струве, проживавшей в Москве. Франк передал по его просьбе для сборника редакции «Русской Мысли» статью <Юе ргоШп&Б» и дал окончательное название знаменитому сборнику - «Из глубины». Поступок героический по тому времени. Франка спасло то, что, учитывая надвигавшуюся «первую волну» красного террора после убийства Урицкого и покушения на Ленина,
осенью сборник не пустили в продажу, оставив на складе типографии Кушнерева.
Занятия в университете окончились 27 апреля
1918 г. Экзамены начались в мае. 7 мая в отставку ушел ректор (в связи с предстоящими перевыборами) профессор медицины Петр Павлович За-болотнов, участник Государственного совещания сентября 1917 г. Большевистский Совет народного образования, собрав делегатов, инициировал реформу правления университета. Оно состояло из ректора, проректора и деканов. Решено было ввести туда и представителей различных университетских групп (служителей, фельдшеров, студенчества). В эти же майские дни в Саратове был подавлен военный контрреволюционный мятеж, усилились репрессии. Начались гонения на церковь.
Исполняющим обязанности ректора был назначен профессор медицины Владимир Андреевич Арнольдов. Именно он поставит свою подпись в паспортной книжке С.Л. Франка 22 августа 1918 г. По-видимому, к этому моменту Франк подал заявление о досрочной отставке с поста декана, в документе он обозначен только как ординарный профессор. Паспорт, выданный Саратовским университетом, будет на всю жизнь источником гражданства, символом нерасторжимой связи с Россией. Ныне он хранится в Бахметевском архиве в Нью-Йорке20. 22 сентября 1918 г. новым деканом историкофилологического факультета Саратовского университета избран проф. В.А. Бутенко.
К концу 1918 - началу 1919 г. обстановка обострилась. Саратов был прифронтовым городом и центром голодающего района. Студенческие аудитории не отапливались. Занятия начинались с пяти часов вечера. Трамваи не ходили. В ряду страшных и изнуряющих внешних условий саратовского существования тех лет, помимо постоянного холода, голода, болезней - визиты грабителей и убийства, ночные принудительные дежурства на улице, обыски и аресты ЧК, расстрелы, институт заложников. Осенью 1919 г. Франк вывез семью на жительство в немецкое село Зель-ман (Ровное). Ему была поручена организация у немцев Поволжья педагогического института. Семья обзавелась домашним хозяйством, коровой, чтобы обеспечить себе пропитание. В 1920 г. родился четвертый ребенок супругов - Василий. Зимой на санях через Волгу два раза в неделю С.Л. Франк приезжал в университет. В сентябре
1921 г. он навсегда уезжает из Саратова в Москву в товарном вагоне вместе с профессором Леонидом Наумовичем Юровским21.
Любимая «семинаристка» Франка саратовских лет Надежда Юрьевна Крупянская (по мужу - Фиолетова) вспоминала о заседании студенческого философского кружка осенью
1922 г.: обсуждались социально-философские взгляды проф. С.Л. Франка, его книга «Очерк методологии общественных наук» (М., 1922).
Известия Саратовского университета. 2006. Т. 6. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1/2
«Доклад на заседании было поручено сделать мне, как одной из ближайших учениц
С.Л. Франка, - рассказывала Н.Ю. Фиолетова. -Присутствовали как «философы», постоянные участники семинара Франка (Эмилий Беркович, Г.П. Иванов - в будущем преподаватели психологии в вузах, Соломон Белевицкий - фармацевт, в возрасте далеко за сорок лет увлекшийся философией и ставший студентом философского отделения), так и юристы с философскими интересами (Борис Николаевич Хатунцев, присяжный поверенный П. Лебедев и некоторые др.). На заседание кружка был приглашен только что приехавший в Саратов молодой профессор по теории права и истории политических учений Н.Н. Фиолетов...»22. Встреча эта, «сходство во взглядах на жизнь» определили личную судьбу и духовный путь Н.Ю. Крупянской как жены православного богослова и философа Николая Николаевича Фиолетова. Но тогда, осенью 1922 г., их сблизила обсуждаемая «идея общественного бытия как особого вида реальности»: «Доклад носил острый характер, так как незадолго перед этим С.Л. Франк был выслан за границу в числе «100», и мы, студенты, его ученики, с горечью и болью переживали это событие»23.
Еще в 1920-е гг. Н.К. Пиксанов заложил традицию изучения провинциальных «культурных гнёзд». Образование историко-филологического факультета было тем культурно значимым событием, благодаря которому возникла саратовская филологическая школа А.П. Скафтымова, Ю.Г. Ок-смана, Е.И. Покусаева, Л.И. Баранниковой, А.А. Жук и других ученых. Но важен был первый импульс, свободный от догматов тоталитарной эпохи. Это культурное дело Франка запомнили современники (М.Р. Фасмер, В.М. Жирмунский, Н.С. Арсеньев, А.П. Скафтымов, Ю.Г. Оксман24, Н.Ю. Фиолетова), его ученики, и были ему благодарны, где бы они потом ни жили.
Жирмунский во время научной командировки встречался с Франком в 1925 г. в Берлине (в Бах-метевском архиве найдено его большое тёплое письмо, свободное от «автоцензуры»25). Фасмер помогал семье Франка выживать уже в Германии (пригласил его читать лекции на немецком языке в Берлинском университете). Н.С. Арсеньев - «последний из могикан» - из первых профессоров Саратовского университета (умер в 1977 г. под Нью-Йорком), сохранил на всю жизнь память о своей дружбе с Франком (свидетельство Питера Скорера, внука философа)26. По другую сторону «железного занавеса» А.П. Скафтымов берёг рукописи и оттиски статей Франка из журнала «Русская Мысль», перечитывал его книгу «Душа человека»27. С начала 1990-х гг. и до конца своих дней Ксения Ефимовна Павловская (1920 - 2006), племянница Франка, доцент СГУ, много сделала для восстановления нашей культурной памяти о первом декане историко-филологического факультета.
Примечания
1 В основе данной статьи - «Слово о первом декане историко-филологического факультета С.Л. Франке», произнесенное 26 апреля 2006 г. на пленарном заседании Всероссийской конференции молодых ученых, посвященной С.Л. Франку, «Филология и журналистика в начале XXI века». Текстологическая работа над рукописями С.Л. Франка из Бахметевского архива выполнялась нами в рамках Программы Фулбрайт в 2002-2003 гг.
2 См.: С.Л. Франк. Саратовский текст I Сост. A.A. Га-поненков, Е.П. Никитина; отв. ред. В.В. Прозоров. Саратов, 2006.
3 См. раздел «Воспоминания Татьяны Сергеевны Франк» (публ. и примеч. К.Е. Павловской) в книге «С.Л. Франк. Саратовский текст».
4 Франк С. Воспоминания о П.Б. Струве II Франк С. Непрочитанное...: статьи, письма, воспоминания I Сост. и предисл. A.A. Гапоненкова, Ю.П. Сенокосова. М., 2001. С. 488.
5 Опубликован в: С.Л. Франк. Саратовский текст. С. 13-15.
6 Отчет о деятельности историко-филологического факультета Саратовского университета за 1917-1919 гг. I Публ. A. И. Aвруса, З. Е. Гусаковой II Известия Саратовского университета. 2001. № 1. С. 16-29.
7 См.: A Russian Civil War Diary. Alexis Babine in Saratov, 1917-1922 I Donald Raleigh, editor. Durham and London, 1988. P. 22.
8 См.: Список студентов Саратовского университета. Саратов, 1917.
9 Ср.: «Из отчета о деятельности кафедры философии за 1918 уч. год, представленного проф. С.Л. Франком, видно, на какие темы писались рефераты: студ. Кру-пянская написала доклад на тему «Понятие психологии по Ганнекену»; студ. Богданов -«Понятие психологии по Пфендеру»; студ. Руднянский - «Учение Штумпфа
0 явлениях и психических функциях»; студ. Советов, Беркович, Кортнев писали о классификации и анализе психических явлений у Пфендера; студ. Логинов - «Самопознание ощущений и чувства по Липпсу»; студ. Никольская - «Учение Пфендера о самосознании и личности»; Степанов - «Основные учения психологии Н.О. Лосского»...» (ГAСO. Ф. 332. Оп. 1. Ед. хр. 3). Темы для докладов учитывают достижения «функциональной психологии», феноменологии, русского интуитивизма.
10 См.: Обозрение преподавания на историко-филологическом факультете Саратовского университета в 1917-1920 гг. I Вступ. заметка и подготовка текстов к публикации - A.A. Гапоненкова II Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. 2005. Т. 5. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1I2. С. 25-33.
11 С.Л. Франк. Из писем М.О. Гершензону (1912 - 1919)
1 Публ. МА. Колерова II De visu. 1994. № 3I 4. С. 29.
12 С.Л. Франк. Саратовский текст. С. 13.
13 С.Л. Франк. Из писем М.О. Гершензону. С. 29.
14 Болдырев Николай Васильевич - профессор кафедры энциклопедии права Саратовского университета. Его жена - Елизавета Васильевна Болдырева: «Женщина
Программа курса «История древней философии» проф. СЛ Франка
удивительная по уму, внутреннему благородству. Много участвовала в общественных организациях. Общество
A.И. Герцена было создано при её участии. Пережила атаку г. Петербурга (блокаду Ленинграда. - А.Г.). Сын Болдыревых <Александр Николаевич> - профессор в Петербургском университете. Специалист по персидскому языку» (Запись Т. С. Франк. См.: BAR. Ms. Coll / S.L Frank. Box 4. Bakhmeteff Archive. Rare Book and Manuscript Library. Columbia University).
15 С.Л. Франк. Из писем М.О. Гершензону (1912-1919). С. 29-30. Опасения Франка оправдались.
16 Ныне медицинское училище.
17 Ученая жизнь Саратова // Научные известия Академического центра Наркомпроса. М., 1922. Сб. 2. С. 299-307.
18 См.: С.Л. Франк. Саратовский текст. С. 168-178.
19 Переписка Б. М. Эйхенбаума и В.М. Жирмунского / Публ. Н.А. Жирмунской и О.Б. Эйхенбаум; примеч. Н.А. Жирмунской и Е.А. Тоддеса // Тыняновский сборник: Третьи Тыняновские чтения. Рига, 1988. С. 296-297.
20 Текст паспортной книжки опубликован в сборнике «С.Л. Франк. Саратовский текст.» (С. 12).
21 Из устных воспоминаний Т. С. Франк // С.Л. Франк. Саратовский текст. С. 188.
22 Фиолетова Н.Ю. История одной жизни / Предисл.
B. Кейдана // Минувшее: Исторический альманах. М., 1992. С. 17. Воспоминания эти распространялись в самиздате.
23 Там же. С. 48. В Бахметевском архиве сохранилось письмо Н.Ю. Крупянской от 14 декабря 1922 г., в ко-
УДК 001:1
ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ФИЛОСОФИИ» ПРОФ. С.Л. ФРАНКА1
Значение истории философии и истории древней философии, в частности. Условия возникновения древней философии: греческий духовный склад, географические условия; основные черты греческой религиозности. Связь греческой философии с религией. Греческая философия как возникновение научного знания.
Милетская натурфилософия VI века. Её общие черты: натурфилософский интерес, искание «первоначала». Свойства «первоначала»: монизм, материализм, гилозоизм. Отдельные представители школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес: вода как первоначало; предполагаемая причина этого учения. Общефилософские и космологические представления Фалеса.
Анаксимандр. Понятие «беспредельного» и его смысл. Порядок возникновения вещей. Космологические учения. Анаксимен: воздух как первоначало. Способ и порядок возникновения вещей. Астрономические представления. Позднейшие представители школы.
тором она сожалеет о том, что с отъездом С.Л. Франка некому противостоять в московских философских дискуссиях «шпетовщине».
24 См.: письмо Ю.Г. Оксмана к А.П. Скафтымову от 29 апреля 1958 г.: «Я довольно глубоко ушел в материалы - печатные и устные - об историко-филологическом факультете СГУ Трижды беседовал с В.М. Жирмунским, один раз - с Пиксановым. Достал даже обозрение преподавания на историко-филологическом факультете СГУ - на 1917-1918 уч. г. и на 1918-1919 г.» (Юлиан Григорьевич Оксман в Саратове, 1947-1958 / Отв. ред. Е.П. Никитина. Саратов, 1999. С. 200; Публ. Е.П. Никитиной); письмо Ю.Г. Оксмана к А.П. Скафтымову от
20 октября 1960 г.: «Писал ли я вам, что вышел сборник «Памяти С.Л. Франка», который я пока еще не достал» (Из переписки А.П. Скафтымова и Ю.Г. Оксмана / Предисл., сост. и подг. текстов А.А. Жук. Публ. В.В. Прозорова // Russian Studies: Ежеквартальник русской филологии и культуры. СПб.; 1995. Т. 1, № 2. С. 310-311).
25 Текст публикации сдан мной в печать, альманах «Вестник истории, литературы и искусства».
26 См.: Арсеньев Н.С. Раскрывающиеся глубины // Сборник памяти С.Л. Франка / Под ред. О. В. Зеньковского. Мюнхен, 1954. С. 73-75.
27 См.: Никитина Е.П. История одной «Тетради» //
С.Л. Франк. Саратовский текст. С. 22; Она же. Пушкинская тема в трудах и днях А.П. Скафтымова // Филология. Саратов, 2000. Вып. 5. С. 19; Прозоров
В.В. Саратовский текст Семена Людвиговича Франка // С.Л. Франк. Саратовский текст. С. 8-11.
Религиозно-философское движение VI - V века, общая его характеристика. Гераклит, элеизм, пифагореизм.
Гераклит. Общая характеристика его мировоззрения. Учение о Логосе. «Огонь». Отношение между Логосом и миром. Текучесть вещей. Учение о природе души. Проблема бессмертия. Мировой пожар. Этические и политические воззрения Гераклита.
Элейская школа. Общая её характеристика. Парменид. Поэма «О природе» и две её части. Учение о бытии: единство, вечность, неизменность. Отрицание небытия. Бытие и мысль. Конечность бытия. Объяснение чувственной картины мира: светлое и тёмное.
Зенон. Характер его философии. Диалектика. Аргументы против множественности вещей. Четыре аргумента против возможности движения. Остальные учения. Мелисс: внесённые им изменения в учение элейцев. Общий характер его учения.