Научная статья на тему 'Программа курса «История древней философии» проф. С. Л. Франка'

Программа курса «История древней философии» проф. С. Л. Франка Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
153
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа курса «История древней философии» проф. С. Л. Франка»

Edited by Foxit PDF Editor Copyright (c) by Foxit Software Company, 2004 - 2007 For Evaluation Only.

Программа курса «История древней философии» проф. СЛ Франка

удивительная по уму, внутреннему благородству. Много участвовала в общественных организациях. Общество

A.И. Герцена было создано при её участии. Пережила атаку г. Петербурга (блокаду Ленинграда. - А.Г.). Сын Болдыревых <Александр Николаевич> - профессор в Петербургском университете. Специалист по персидскому языку» (Запись Т. С. Франк. См.: BAR. Ms. Coll / S.L Frank. Box 4. Bakhmeteff Archive. Rare Book and Manuscript Library. Columbia University).

15 С.Л. Франк. Из писем М.О. Гершензону (1912-1919)... С. 29-30. Опасения Франка оправдались.

16 Ныне медицинское училище.

17 Ученая жизнь Саратова // Научные известия Академического центра Наркомпроса. М., 1922. Сб. 2. С. 299-307.

18 См.: С.Л. Франк. Саратовский текст. С. 168-178.

19 Переписка Б. М. Эйхенбаума и В.М. Жирмунского / Публ. Н.А. Жирмунской и О.Б. Эйхенбаум; примеч. Н.А. Жирмунской и Е.А. Тоддеса // Тыняновский сборник: Третьи Тыняновские чтения. Рига, 1988. С. 296-297.

20 Текст паспортной книжки опубликован в сборнике «С.Л. Франк. Саратовский текст.» (С. 12).

21 Из устных воспоминаний Т. С. Франк // С.Л. Франк. Саратовский текст. С. 188.

22 Фиолетова Н.Ю. История одной жизни / Предисл.

B. Кейдана // Минувшее: Исторический альманах. М., 1992. С. 17. Воспоминания эти распространялись в самиздате.

23 Там же. С. 48. В Бахметевском архиве сохранилось письмо Н.Ю. Крупянской от 14 декабря 1922 г., в ко-

УДК 001:1

ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ФИЛОСОФИИ» ПРОФ. С.Л. ФРАНКА1

Значение истории философии и истории древней философии, в частности. Условия возникновения древней философии: греческий духовный склад, географические условия; основные черты греческой религиозности. Связь греческой философии с религией. Греческая философия как возникновение научного знания.

Милетская натурфилософия VI века. Её общие черты: натурфилософский интерес, искание «первоначала». Свойства «первоначала»: монизм, материализм, гилозоизм. Отдельные представители школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес: вода как первоначало; предполагаемая причина этого учения. Общефилософские и космологические представления Фалеса.

Анаксимандр. Понятие «беспредельного» и его смысл. Порядок возникновения вещей. Космологические учения. Анаксимен: воздух как первоначало. Способ и порядок возникновения вещей. Астрономические представления. Позднейшие представители школы.

тором она сожалеет о том, что с отъездом С.Л. Франка некому противостоять в московских философских дискуссиях «шпетовщине»...

24 См.: письмо Ю.Г. Оксмана к А.П. Скафтымову от 29 апреля 1958 г.: «Я довольно глубоко ушел в материалы - печатные и устные - об историко-филологическом факультете СГУ Трижды беседовал с В.М. Жирмунским, один раз - с Пиксановым... Достал даже обозрение преподавания на историко-филологическом факультете СГУ - на 1917-1918 уч. г. и на 1918-1919 г.» (Юлиан Григорьевич Оксман в Саратове, 1947-1958 / Отв. ред. Е.П. Никитина. Саратов, 1999. С. 200; Публ. Е.П. Никитиной); письмо Ю.Г. Оксмана к А.П. Скафтымову от

20 октября 1960 г.: «Писал ли я вам, что вышел сборник «Памяти С.Л. Франка», который я пока еще не достал» (Из переписки А.П. Скафтымова и Ю.Г. Оксмана / Предисл., сост. и подг. текстов А.А. Жук. Публ. В.В. Прозорова // Russian Studies: Ежеквартальник русской филологии и культуры. СПб.; 1995. Т. 1, № 2. С. 310-311).

25 Текст публикации сдан мной в печать, альманах «Вестник истории, литературы и искусства».

26 См.: Арсеньев Н.С. Раскрывающиеся глубины // Сборник памяти С.Л. Франка / Под ред. О. В. Зеньковского. Мюнхен, 1954. С. 73-75.

27 См.: Никитина Е.П. История одной «Тетради» //

С.Л. Франк. Саратовский текст. С. 22; Она же. Пушкинская тема в трудах и днях А.П. Скафтымова // Филология. Саратов, 2000. Вып. 5. С. 19; Прозоров

В.В. Саратовский текст Семена Людвиговича Франка // С.Л. Франк. Саратовский текст. С. 8-11.

Религиозно-философское движение VI - V века, общая его характеристика. Гераклит, элеизм, пифагореизм.

Гераклит. Общая характеристика его мировоззрения. Учение о Логосе. «Огонь». Отношение между Логосом и миром. Текучесть вещей. Учение о природе души. Проблема бессмертия. Мировой пожар. Этические и политические воззрения Гераклита.

Элейская школа. Общая её характеристика. Парменид. Поэма «О природе» и две её части. Учение о бытии: единство, вечность, неизменность. Отрицание небытия. Бытие и мысль. Конечность бытия. Объяснение чувственной картины мира: светлое и тёмное.

Зенон. Характер его философии. Диалектика. Аргументы против множественности вещей. Четыре аргумента против возможности движения. Остальные учения. Мелисс: внесённые им изменения в учение элейцев. Общий характер его учения.

Научный отдел

9

Edited by Foxit PDF Editor Copyright (c) by Foxit Software Company, 2004 - 2007 For Evaluation Only.

Известия Саратовского университета. 2006. Т. 6. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1/2

Пифагорейская школа. Сведения о Пифагоре. Первоначальный характер союза. Происхождение учения о числе. Предел и беспредельное. Нечетные и четные числа. Понятие единства и единицы. Астрономические представления и их развитие: Гераклит Понтийский, Гипет и Энфант, Аристарх Самосский. Учение о душе и его действенность.

Учение о происхождении мира из элементов. Общая их характеристика. Эмпедокл, Анаксагор, атомисты. Эмпедокл. Характер его мировооззре-ния. Четыре корня вещей. Любовь и ненависть. Космологическое учение, происхождение организмов. Учение о душе. Теория познания. Религиозное учение в поэме «Очищения».

Анаксагор и афинское просвещение. Общая характеристика учения. «Семена вещей», мотивы учения. Учение о разуме. Процесс мирообразова-ния. Учение о душе и познании. Астрономические учения.

Школа атомистов. Левкипп и Демокрит. Общая характеристика. Пустота и атомы. Субъективность чувственных качеств. Свойства атомов. Процесс мирообразования. Учение об организмах. Учение о душе. Теория восприятия, мышления, воображения.

Общая характеристика новой философской эпохи. Эпоха афинского просвещения. Новые задачи философии. Характеристика «софистов». Общее содержание их учения и его значение.

Протагор. Гносеологические и этические учения.

УДК 001:1

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАУКИ Лекция2

С.Л. Франк

Какой интерес представляет происхождение науки? Для чего знать первые, слабейшие усилия и ошибки? Специалисты не интересуются историей своей науки.

1) Неблагодарность современников к предкам. Мы знаем больше, потому что мы - карлики на плечах великанов. «Знаем больше» - понаслышке; самостоятельно - меньше. Первые усилия - усилия гигантов, основа всего остального.

2) Поучительность этих усилий для нас. Книжная мудрость и истинное знание - созерцание. Фаустова жажда знания. Детская и народная мудрость. У первых мыслителей мы должны учиться познавать, учиться, что такое наука.

Но что такое наука? (Прежде, чем изучать её происхождение). Мы видели, что наука - совсем не «учёность». Значит наука - просто всякое знание? Если так, то можно ли найти её происхождение? Знание есть у всякого человека и

Горгий. Три тезиса его скептицизма. Остальные софисты: Продик, Гиппий. Этические учения софистов: рационализм и нигилизм.

Сократ. Характеристика личности и учения. Логическое учение Сократа. Значение «понятия». Разум. Меэвтика. Этическое учение Сократа: утилитаризм и рационализм. Учение о цели жизни.

Послесократовские школы и их общая характеристика. Киренская школа и её этическое учение. Аристипп, Феодор, Гегесий. Циническая школа. Антисфен. Диоген Синопский. Другие сократовские школы.

Платон и платонизм. Общая характеристика личности и учения. Вопрос о подлинности и хронологии диалогов. Этическая исходная точка платонизма. Учение об идеях. Иерархия идей. Отношение между идеальным и реальным миром. Теория познания Платона. Учение о мировой душе. Учение об индивидуальной душе и его варианты. Религиозное учение. Космологическое учение в «Тимее». Государственное учение «Республики». Позднейшая фаза учения Платона. Историческая роль платонизма в истории философии.

Общая характеристика позднейшей истории греческой философии. Система Аристотеля. Эллинистическая философия: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. Новопифагорейство. Новоплатонизм и религиозная философия последней эпохи античного мира.

народа. - Технические умения и религиозные и нравственные убеждения.

Предвосхищая, скажу, что наука родилась в древней Греции. Но не знание вообще - религиозные знания древних евреев, индусов, технические знания египтян (пирамиды), вавилонян (астрономия), финикиян (мореплавание, письмо). В чем же дело? Обратим внимание на факты: вавилоняне знали астрономию, но только чисто эмпирически и для целей астрологии. Клинообразная надпись 8 в.<до Р.Х.> астролога Абиль Истара3. В течение тысячелетий - ни с места. В Греции от зачатков 6 века до 3 века - полное развитие астрономии -открыли: 1) шарообразность земли, 2) объяснили природу затмений, 3) поняли суточное вращение земли, 4) нашли, что земля не центр, а вращается вокруг солнца. Математика - первые эмпирические правила из Египта в 6 в., а в 3-ем грандиозные знания Евклида и Архимеда. Почему?

© С.Л. Франк, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.