Edited by Foxit PDF Editor Copyright (c) by Foxit Software Company, 2004 - 2007 For Evaluation Only.
Программа курса «История древней философии» проф. СЛ Франка
удивительная по уму, внутреннему благородству. Много участвовала в общественных организациях. Общество
A.И. Герцена было создано при её участии. Пережила атаку г. Петербурга (блокаду Ленинграда. - А.Г.). Сын Болдыревых <Александр Николаевич> - профессор в Петербургском университете. Специалист по персидскому языку» (Запись Т. С. Франк. См.: BAR. Ms. Coll / S.L Frank. Box 4. Bakhmeteff Archive. Rare Book and Manuscript Library. Columbia University).
15 С.Л. Франк. Из писем М.О. Гершензону (1912-1919)... С. 29-30. Опасения Франка оправдались.
16 Ныне медицинское училище.
17 Ученая жизнь Саратова // Научные известия Академического центра Наркомпроса. М., 1922. Сб. 2. С. 299-307.
18 См.: С.Л. Франк. Саратовский текст. С. 168-178.
19 Переписка Б. М. Эйхенбаума и В.М. Жирмунского / Публ. Н.А. Жирмунской и О.Б. Эйхенбаум; примеч. Н.А. Жирмунской и Е.А. Тоддеса // Тыняновский сборник: Третьи Тыняновские чтения. Рига, 1988. С. 296-297.
20 Текст паспортной книжки опубликован в сборнике «С.Л. Франк. Саратовский текст.» (С. 12).
21 Из устных воспоминаний Т. С. Франк // С.Л. Франк. Саратовский текст. С. 188.
22 Фиолетова Н.Ю. История одной жизни / Предисл.
B. Кейдана // Минувшее: Исторический альманах. М., 1992. С. 17. Воспоминания эти распространялись в самиздате.
23 Там же. С. 48. В Бахметевском архиве сохранилось письмо Н.Ю. Крупянской от 14 декабря 1922 г., в ко-
УДК 001:1
ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ФИЛОСОФИИ» ПРОФ. С.Л. ФРАНКА1
Значение истории философии и истории древней философии, в частности. Условия возникновения древней философии: греческий духовный склад, географические условия; основные черты греческой религиозности. Связь греческой философии с религией. Греческая философия как возникновение научного знания.
Милетская натурфилософия VI века. Её общие черты: натурфилософский интерес, искание «первоначала». Свойства «первоначала»: монизм, материализм, гилозоизм. Отдельные представители школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес: вода как первоначало; предполагаемая причина этого учения. Общефилософские и космологические представления Фалеса.
Анаксимандр. Понятие «беспредельного» и его смысл. Порядок возникновения вещей. Космологические учения. Анаксимен: воздух как первоначало. Способ и порядок возникновения вещей. Астрономические представления. Позднейшие представители школы.
тором она сожалеет о том, что с отъездом С.Л. Франка некому противостоять в московских философских дискуссиях «шпетовщине»...
24 См.: письмо Ю.Г. Оксмана к А.П. Скафтымову от 29 апреля 1958 г.: «Я довольно глубоко ушел в материалы - печатные и устные - об историко-филологическом факультете СГУ Трижды беседовал с В.М. Жирмунским, один раз - с Пиксановым... Достал даже обозрение преподавания на историко-филологическом факультете СГУ - на 1917-1918 уч. г. и на 1918-1919 г.» (Юлиан Григорьевич Оксман в Саратове, 1947-1958 / Отв. ред. Е.П. Никитина. Саратов, 1999. С. 200; Публ. Е.П. Никитиной); письмо Ю.Г. Оксмана к А.П. Скафтымову от
20 октября 1960 г.: «Писал ли я вам, что вышел сборник «Памяти С.Л. Франка», который я пока еще не достал» (Из переписки А.П. Скафтымова и Ю.Г. Оксмана / Предисл., сост. и подг. текстов А.А. Жук. Публ. В.В. Прозорова // Russian Studies: Ежеквартальник русской филологии и культуры. СПб.; 1995. Т. 1, № 2. С. 310-311).
25 Текст публикации сдан мной в печать, альманах «Вестник истории, литературы и искусства».
26 См.: Арсеньев Н.С. Раскрывающиеся глубины // Сборник памяти С.Л. Франка / Под ред. О. В. Зеньковского. Мюнхен, 1954. С. 73-75.
27 См.: Никитина Е.П. История одной «Тетради» //
С.Л. Франк. Саратовский текст. С. 22; Она же. Пушкинская тема в трудах и днях А.П. Скафтымова // Филология. Саратов, 2000. Вып. 5. С. 19; Прозоров
В.В. Саратовский текст Семена Людвиговича Франка // С.Л. Франк. Саратовский текст. С. 8-11.
Религиозно-философское движение VI - V века, общая его характеристика. Гераклит, элеизм, пифагореизм.
Гераклит. Общая характеристика его мировоззрения. Учение о Логосе. «Огонь». Отношение между Логосом и миром. Текучесть вещей. Учение о природе души. Проблема бессмертия. Мировой пожар. Этические и политические воззрения Гераклита.
Элейская школа. Общая её характеристика. Парменид. Поэма «О природе» и две её части. Учение о бытии: единство, вечность, неизменность. Отрицание небытия. Бытие и мысль. Конечность бытия. Объяснение чувственной картины мира: светлое и тёмное.
Зенон. Характер его философии. Диалектика. Аргументы против множественности вещей. Четыре аргумента против возможности движения. Остальные учения. Мелисс: внесённые им изменения в учение элейцев. Общий характер его учения.
Научный отдел
9
Edited by Foxit PDF Editor Copyright (c) by Foxit Software Company, 2004 - 2007 For Evaluation Only.
Известия Саратовского университета. 2006. Т. 6. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1/2
Пифагорейская школа. Сведения о Пифагоре. Первоначальный характер союза. Происхождение учения о числе. Предел и беспредельное. Нечетные и четные числа. Понятие единства и единицы. Астрономические представления и их развитие: Гераклит Понтийский, Гипет и Энфант, Аристарх Самосский. Учение о душе и его действенность.
Учение о происхождении мира из элементов. Общая их характеристика. Эмпедокл, Анаксагор, атомисты. Эмпедокл. Характер его мировооззре-ния. Четыре корня вещей. Любовь и ненависть. Космологическое учение, происхождение организмов. Учение о душе. Теория познания. Религиозное учение в поэме «Очищения».
Анаксагор и афинское просвещение. Общая характеристика учения. «Семена вещей», мотивы учения. Учение о разуме. Процесс мирообразова-ния. Учение о душе и познании. Астрономические учения.
Школа атомистов. Левкипп и Демокрит. Общая характеристика. Пустота и атомы. Субъективность чувственных качеств. Свойства атомов. Процесс мирообразования. Учение об организмах. Учение о душе. Теория восприятия, мышления, воображения.
Общая характеристика новой философской эпохи. Эпоха афинского просвещения. Новые задачи философии. Характеристика «софистов». Общее содержание их учения и его значение.
Протагор. Гносеологические и этические учения.
УДК 001:1
ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАУКИ Лекция2
С.Л. Франк
Какой интерес представляет происхождение науки? Для чего знать первые, слабейшие усилия и ошибки? Специалисты не интересуются историей своей науки.
1) Неблагодарность современников к предкам. Мы знаем больше, потому что мы - карлики на плечах великанов. «Знаем больше» - понаслышке; самостоятельно - меньше. Первые усилия - усилия гигантов, основа всего остального.
2) Поучительность этих усилий для нас. Книжная мудрость и истинное знание - созерцание. Фаустова жажда знания. Детская и народная мудрость. У первых мыслителей мы должны учиться познавать, учиться, что такое наука.
Но что такое наука? (Прежде, чем изучать её происхождение). Мы видели, что наука - совсем не «учёность». Значит наука - просто всякое знание? Если так, то можно ли найти её происхождение? Знание есть у всякого человека и
Горгий. Три тезиса его скептицизма. Остальные софисты: Продик, Гиппий. Этические учения софистов: рационализм и нигилизм.
Сократ. Характеристика личности и учения. Логическое учение Сократа. Значение «понятия». Разум. Меэвтика. Этическое учение Сократа: утилитаризм и рационализм. Учение о цели жизни.
Послесократовские школы и их общая характеристика. Киренская школа и её этическое учение. Аристипп, Феодор, Гегесий. Циническая школа. Антисфен. Диоген Синопский. Другие сократовские школы.
Платон и платонизм. Общая характеристика личности и учения. Вопрос о подлинности и хронологии диалогов. Этическая исходная точка платонизма. Учение об идеях. Иерархия идей. Отношение между идеальным и реальным миром. Теория познания Платона. Учение о мировой душе. Учение об индивидуальной душе и его варианты. Религиозное учение. Космологическое учение в «Тимее». Государственное учение «Республики». Позднейшая фаза учения Платона. Историческая роль платонизма в истории философии.
Общая характеристика позднейшей истории греческой философии. Система Аристотеля. Эллинистическая философия: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. Новопифагорейство. Новоплатонизм и религиозная философия последней эпохи античного мира.
народа. - Технические умения и религиозные и нравственные убеждения.
Предвосхищая, скажу, что наука родилась в древней Греции. Но не знание вообще - религиозные знания древних евреев, индусов, технические знания египтян (пирамиды), вавилонян (астрономия), финикиян (мореплавание, письмо). В чем же дело? Обратим внимание на факты: вавилоняне знали астрономию, но только чисто эмпирически и для целей астрологии. Клинообразная надпись 8 в.<до Р.Х.> астролога Абиль Истара3. В течение тысячелетий - ни с места. В Греции от зачатков 6 века до 3 века - полное развитие астрономии -открыли: 1) шарообразность земли, 2) объяснили природу затмений, 3) поняли суточное вращение земли, 4) нашли, что земля не центр, а вращается вокруг солнца. Математика - первые эмпирические правила из Египта в 6 в., а в 3-ем грандиозные знания Евклида и Архимеда. Почему?
© С.Л. Франк, 2006