Научная статья на тему 'Наследие Рерихов – провозвестие эпохи космического мышления'

Наследие Рерихов – провозвестие эпохи космического мышления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
58
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
космизм / космическое мышление / Учение Живой Этики / Рерихи / культура / cosmism / cosmic mentality / the Teaching of the Living Ethics / the Roerichs / culture

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Святохина Галина Борисовна

Идеи и трудности становления космизма в исторической ретроспективе. Важнейшие принципы целостного, космического мышления, заложение новой системы исследовательской методологии синтеза в положениях Учения Живой Этики. Основополагающее значение идей Живой Этики в жизни Рерихов и эволюционное значение их творческого наследия как нового импульса к развитию мировой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Roerichs' Heritage the Herald of the Era of Cosmic Mentality

Ideas and difficulties of the formation of cosmism in a historical retrospective. The most important principles of holistic, cosmic mentality and the establishment of a new system of research methodology of synthesis in the provisions of the Teaching of the Living Ethics. The fundamental significance of the Living Ethics ideas in the life of the Roerichs and the evolutionary significance of their creative heritage as a new impetus to the development of world culture.

Текст научной работы на тему «Наследие Рерихов – провозвестие эпохи космического мышления»

Г.Б.СВЯТОХИНА,

кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия, политология и право» Уфимского государственного университета экономики и сервиса, Уфа

НАСЛЕДИЕ РЕРИХОВ - ПРОВОЗВЕСТИЕ ЭПОХИ КОСМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

КОСМИЗМ: ИДЕИ И ТРУДНОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ

Космоцентрический тип философствования или космизм известен со времен античности. Например, А.Ф.Лосев писал, что «философия греков эпохи классики есть учение о Космосе, об элементарных стихиях, об их возникновении и уничтожении и о космических законах этого становления» [1, с. 41]. В соответствии с космоцентрическим типом философствования, человек — микрокосмос макрокосмоса. Этот тезис древних философов, по сути, давал понимание, что человек — структурный элемент космического Бытия, заключающий в себе единые принципы, лежащие в основании иерархически организованного Космоса, являющегося живым и разумно устроенным. Принимая во внимание, что термин «космос» переводится с греческого языка как «порядок», «красота», этот тезис, очевидно, был призван давать человеку и установку на самосовершенствование, необходимое для его жизни в гармонии с Космосом. Подобные идеи космизма высказывались и в Древнем Китае, и в Древней Индии. Об этом пишет, например, современный исследователь Е.А.Торчинов в своей работе «Пути философии Востока и Запада: познание запредельного» [см.: 2].

Из сказанного становится ясно, что философия возникла как способ облагораживания человеческих душ, воспитания в них любви к знанию, добру, красоте. Об этом свидетельствуют философские мысли и идеи мудрецов Древнего мира, среди

которых Анаксагор, Фалес, Гераклит, Пифагор, Платон, Конфуций, Лао-Цзы и другие. Например, согласно Пифагору, изначальное предназначение философии состояло в очищении человека «от неразумия материи и смертного тела», а также в совершенствовании его до божественного подобия на основе правил, имеющих в основе добродетели [3, с. 9—15].

Основные идеи космизма, пройдя через всю историю европейской философии, так или иначе проявлялись в трудах неоплатоников, ранних христианских мыслителей, мистиков и других представителей философской мысли. Раскрывая и утверждая важные моменты этого целостного подхода в осмыслении мира, они создавали почву для будущего более глубокого его системного понимания на принципах синтетического космического мышления. Но постепенно, под давлением исторических обстоятельств это направление в европейской философии, к сожалению, уступило свои позиции. Единый целостный подход в осмыслении мира в процессе исторического развития к периоду Нового времени разделился на два направления, которые Л.В.Шапошникова в своем исследовании назвала научным и метанаучным. При этом, пишет она, каждое из них стало носить односторонний характер, а научное мышление, утерявшее в этом разделении «связь с Высшим», оказалось «обез-боженным» [4, с. 53—54, 57].

То есть оформившаяся новоевропейская традиция отвлеченного научного и философского мышления, отказавшись от рассмотрения структурной связи исследуемых феноменов с Основами Бытия, по сути, исключила из исследовательской методологии реальный онтологический контекст, а с ним и аксиологическую составляющую целостного мышления, оставив в качестве системного исследовательского инструментария лишь условную формально-логическую схему, а также — условный критерий истины. Такой отвлеченный способ мышления без меры упростил, формализовал исследовательскую методологию, ориентировав ее преимущественно на научно-техническое развитие и материальную выгоду, и в силу возросшего авторитета науки принципом своей организации невольно создал в общественном сознании предпосылки для отвлечения

от вопросов нравственного, эстетического свойства не только в науке, но и в практике жизни, отодвинув их на второй план. Возникающая при этом, в силу нарушения структурной организации целостности, неучтенная погрешность отвлеченного способа мышления и решения на его основе практических задач неизбежно стала накапливаться в результатах. С одной стороны, факт ее присутствия неизменно требовал изменения оснований научного исследования, в том числе его идеалов и норм, типов рациональности, о чем пишет, например, В.С.Стёпин [см.: 5, с. 315—330]. С другой стороны, традиция отвлеченного мышления в науке, транслирующая в общественное сознание и закрепляющая в нем формализованные принципы отношения к природе, миру, обществу, невольно подталкивала людей к поступкам во всех сферах жизни, мало обремененным нравственно-эстетическим содержанием. Подобная практика отношения к природе, людям, обществу и миру в целом не могла не вносить дисбаланс в систему его гармонии и в XX веке явилась причиной глобальных кризисов на планете.

Нужно отметить, что о несовершенстве отвлеченного способа мышления говорили многие русские философы еще в XIX — начале XX века. Например, В.С.Соловьев писал: «Свободная теософия есть органический синтез теологии, философии и опытной науки, и только такой синтез может заключать в себе цельную истину знания: вне его и наука, и философия, и теология суть только отдельные части или стороны, оторванные органы знания и не могут быть, таким образом, ни в какой степени адекватны самой цельной истине» [6, с. 234].

Дело в том, что идеи целостного подхода всегда были присущи русской философской мысли. Вначале этот подход развивался через художественно-пластические образы, живое образное слово, устремление к нравственно-эстетической проблематике, к внутреннему духовному творчеству на основе личностного диалога с Богом. В самобытной русской философии синтеза особую значимость в осмыслении Бытия обретает сердце как орган духовного целостного постижения мира. И именно Любовь, как Божественное качество, свойственное только сердцу, служит главным условием совершенствования

человека, а по сути, как станет ясно позднее, и создания методологии синтеза. В Х1Х—ХХ веках появляется целая плеяда русских философов-космистов, стремящихся системно осмыслить эту проблему. Среди них В.С.Соловьев, С.Н.Трубецкой, Е.Н.Трубецкой, Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и другие.

Так, например, В.С.Соловьев в контексте концепции всеединства высказывал мысль о необходимости для истинного познания принимать во внимание не только его эмпирико-рационалистическую составляющую. Он считал, что именно вера, силой своей связи с абсолютным, Божественным началом, способна придать результату познания истинный смысл. Он писал: «...настоящая истина должна определяться независимым от внешней реальности и от нашего разума абсолютным первоначалом всего существующего, что и составляет предмет теологии. Только это начало сообщает настоящий смысл и значение как идеям философии, так и фактам науки, без чего первые являются пустой формою, а вторые — безразличным материалом» [6, с. 192—193].

О тройственности способов восприятия мира (воля, мысль, чувство) размышляли С.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков. О принципе сверхсознания как условии самого познания говорил Е.Н.Трубецкой. Е.П.Блаватская внесла свой важный вклад в осмысление методологии целостного подхода. Н.А.Бердяев, Н.Ф.Федоров и другие философы писали об ограниченности новоевропейской отвлеченной традиции мышления, чреватой негативными практическими последствиями. Ученые-космисты К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и другие, имея в виду необходимость синтетического единения всех культурных достижений человечества в научных исканиях, размышляли о строении космоса, писали о биосфере и ноосфере, о влиянии Солнца на жизнь человечества, закладывали основы космонавтики как начало практического освоения космоса. Эти и многие другие идеи ученых, исследователей, философов-космистов в своих аспектах осмысления мира были призваны способствовать формированию более глубокого современного

представления о мире, Космосе. Его целостное системное выражение, с учетом нравственно-эстетических правил и норм Космического Бытия, нашло свою наиболее совершенную реализацию в Учении Живой Этики, связанном с именами наших выдающихся соотечественников Е.И.Рерих и Н.К.Рериха. В контексте мировоззренческого подхода Учения Живой Этики, явившегося синтезом науки, искусства и религиозно-философских исканий, возникает системное понимание места и роли человека в структуре мира. Здесь становятся ясными цель и смысл его космического существования, значение активной жизненной позиции в эволюционном развитии, роль духовного самосовершенствования и творческих устремлений к Общему Благу. Этот подход позволяет осознать не только права, но и ответственность человека за свои поступки, а также многое другое, что актуально для жизни. Важным моментом в Учении Живой Этики является то, что критерий истинности этих принципиальных жизненных положений формулируется не субъективно или конъюнктурно, а естественным образом, системно проистекает из Основ Бытия.

Несмотря на высокую актуальность и значимость для жизни человечества, синтетический подход в осмыслении Бытия, получивший название «космическое мышление», остается в начале XXI века пока мало освоенным научным и философским сообществом. Хотя тенденция к осмыслению и закреплению в мышлении этой традиции все больше проявляется. Об этом свидетельствуют международные научно-общественные конференции, с представительством десятков государств мира, проводимые Международным Центром Рерихов в Москве, а также российские и международные конференции, организуемые многими высшими учебными заведениями как России, так и других стран мира. Среди современных исследователей темы космического мышления особо следует выделить творческие изыскания Л.В.Шапошниковой, посвятившей ей целый ряд своих работ, которые для многих стали своего рода камертоном для настройки в исследовательском поиске.

В связи с особой актуальностью в современном мире темы целостного подхода Учения Живой Этики, открывающего

новые перспективы развития человечества, важно осмыслить его ключевые принципы, находящие свое выражение в космическом мышлении.

ВАЖНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОСМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В силу ограниченных рамок статьи кратко обозначим некоторые базовые принципы целостного, космического мышления, которые, как следует из философских, научных идей и положений Учения Живой Этики, закладывают основу системы исследовательской методологии синтеза.

Целостный подход, в отличие от новоевропейской отвлеченной традиции мышления, предполагает возвращение эмпирического и рационалистического способов познания реальности в контекст их неразрывной связи с абсолютным началом, или Основами Бытия. То есть здесь необходимо осмысление и практическая реализация научных результатов с учетом вечных духовных ценностей. Решение этой задачи, в соответствии с энергетическим мировоззрением Учения Живой Этики, возможно благодаря рождающей синтез духовной деятельности сердца. Как это можно понять? Рассмотрим подробнее.

Принимая во внимание мысль, высказанную Е.И.Рерих об Абсолюте, вмещающем понятие Непроявленного и Проявленного Бытия [7, с. 252], на наш взгляд, возможно следующее суждение. Абсолют, с одной стороны, является Истоком всего существующего, Им проявленного, задающим потенциал для его развития. С другой стороны, Абсолют выступает Исходом, задающим всему проявленному цель и смысл Бытия, а с ними и единый, абсолютный критерий Истины. То есть, по сути, целостный подход дает понимание единого алгоритма самоорганизации Абсолюта, который может быть выражен формулой «Сам, Собой, в Себе». В контексте осмысления реальных процессов это есть выражение цикла Спирального Движения проявляемой энергии Абсолюта, заключающего в Своей Сущности, как это отмечает Е.П.Блаватская, изменение

«Вечной Вибрации в непроявленном в Спиральное Движение в феноменальном или проявленном Мире» [8, с. 167] и обратно. Уточним составные элементы структурной организации Спирального Движения.

Фактически принцип спирального движения выражает собой найденный С.Н.Булгаковым образ, представленный в структуре предложения, во взаимосвязанной триединой целостности подлежащего, сказуемого и связки — «Яесмь Нечто (потенциально все)» [9, с. 317]. Образ структуры предложения, как оказалось, пригоден для символического обозначения, с одной стороны, целостной структурной организации Основ Бытия («Дух есть живое, непрестанно реализующее себя предложение» [9, с. 318]) — по сути, обозначения целостности формы жизни. С другой стороны, образ предложения дает структуру организации истинного суждения как самосознания («в основе самосознания лежит предложение» [там же]). Подчеркивая, что как в предложении, в котором «сокрыт образ троичности», для сохранения его смысла не должна быть нарушаема сущностная связь структурных элементов, так она не должна быть нарушаема и по отношению к структуре Основ Бытия и истинного мышления. Исходя из того, что «основа сущего не единична, но тройственна во единстве, триедина», он подчеркивает, что «"субстанция" существует не только "по себе", как подлежащее, но и "для себя", как сказуемое, и притом "по себе и для себя", в связке, как бытие. И эти три начала, — пишет он, — вовсе не суть лишь диалектические моменты одного, друг друга снимающие и упраздняющиеся в синтезе, нет, это суть три одновременно и равноправно существующие, как бы корни бытия, в своей совокупности являющие жизнь субстанции» [9, с. 319]. Каковы же эти сущностные особенности корня Бытия? С.Н.Булгаков поясняет: «Ипостасное Я есть Субъект, Подлежащее всяких сказуемых, его жизнь есть это сказуемое, бесконечное и в ширину и в глубину» [9, с. 321].

Далее, опираясь на мысли и идеи Учения Живой Этики, работы Е.И.Рерих, Н.К.Рериха, Е.П.Блаватской, С.Н.Трубецкого и других философов, а также современную теорию систем, можно прийти к осознанию особенностей и структурных

связей ипостасных Основ Бытия. На их основе возможно сформулировать и базовые принципы системно организуемого целостного космического мышления. Целостность подхода здесь может быть определена как синтез научных, религиозно-философских, нравственно-эстетических и духовных аспектов Бытия. Рассмотрим кратко его суть.

Согласно целостному подходу, в Основе Бытия — неразрывное единство Субъекта (Я) и Объекта (Корень Материи) Абсолюта. Обладая Беспредельными в Вечности творческими Духовно-Материальными потенциями, Абсолют периодически оявляет их в рождении неисчислимого множества структурно Себе подобных форм Бытия, заключающих в своем существе потенциал беспредельного и вечного эволюционного развития. Этот взгляд дает понимание Триипостасной Сущности Абсолюта как Сердца, Проявляющего Свои взаимно обусловливающие друг друга Ипостаси Любви, Жизни, Разума. Истинная Жизнь проявленного Высшего Я (Я Абсолюта), как самоорганизующаяся в Вечности и в Беспредельности возможностей ее выражения целостность, существует на принципе Разума. Разум в проявлении (а по сути, в самосознании) предстает системой с полной обратной связью, как Я — не-Я — не-не-Я. Таким образом, представленный принцип Разума, с учетом положений современной теории систем, символизирует синтез [см.: 12, с. 267], то есть Единое, Сущее, точнее, Его сущностную Ипостась.

Выражая собой принцип, лежащий в основе психоэнергетической структурной организации рождаемой целостности, или формы Жизни, Разум реализуется на основе энергии Сердца, как центра ее. Универсальная психическая энергия Сердца, или Любовь, с одной стороны, обеспечивает связь формы жизни с Истоком, для развития, а с другой стороны, задает критерий истинного Исхода, или цели развития, определяемой вечными Основами Бытия. Сердце как центр проявленной формы жизни не только связует Исток с Исходом космического Бытия энергией Любви в целостность. Оно, в соответствии со степенью эволюционной развитости спектра своих возможностей самоорганизации на основе законов

космического Бытия, задает уровень сложности иерархической организации и совершенства формы жизни. Таким образом, проявленный Космос предстает системой энергетической циклически-иерархически организованной взаимосвязи форм жизни и связанных с ними степеней разумности, или сознания. По высказыванию Е.И.Рерих, степени сознания в своих эволюционных ступенях различаются бесконечно, уходя в высшем духовном развитии в Беспредельность. Человек в этой системе организации предстает как космическое существо, спецификой своей структурной организации и уровнем сознания свидетельствующее о причастности к восходящей ветви духовной космической эволюции. Это обстоятельство определяет и смысл космического Бытия человека как духовное совершенствование.

Отвечая на вопрос, поставленный в начале параграфа, о том, как возможна связь с Основами Бытия, можно отметить следующее. Проявляя энергию Любви к миру и его Основам, духовно развитое сердце, как структурообразующий центр жизни и орган синтетического мировосприятия, способно вступать в созвучие с другими сердечными центрами, в том числе по системе Иерархической связи с Основами, и тем служить гармонии Бытия.

Приведем несколько высказываний из Учения Живой Этики, дающих это понимание. «Абсолютный Разум и Совершенное Сердце есть один и тот же Источник. <...> Сила Совершенного Сердца напитывает все космические течения. Из этих эманаций сочетаются все явления жизни. Только не устремленные энергии служат, как привходящие течения» [10, § 300].

Огненная психическая энергия духа, или Любовь, выступает основой истинного творчества и космической эволюции человека. В Учении Живой Этики часто подчеркивается, что наука должна обратить внимание на это обстоятельство. «Психодинамика духа — основа Бытия» [10, § 64]. «Если бы Наука углубилась в изыскания огненных атомов, которые служат жизнедателями каждому явлению, то можно было бы найти столько основных причин. <...> устремленные изыскания должны дойти, именно, до огненного атома. Изучая лишь внешние следы

различных воздействий, невозможно достичь огненных решений. Сказано столько об огненной сущности Мира, потому исследования явленных вибраций всех тонких токов и энергий должны утвердиться в их взаимодействии. Спираль, которая соединяет огненный атом с Вселенной, должна быть исследована во всех мощных проявлениях» [11, § 291].

Подчеркивая значение Сердца и его универсальной энергии Любви как источника рождения всего, а также условия единения и гармонии, Учение Живой Этики отмечает: «Сердце Мира возносит все явленные энергии к строительству, которое управляет Вселенной. <...> Так причина всех первопричин есть Сердце Мира. Каждый факел жизни зажигается от Сердца Мира. Сознание, которое приобретает огненную вибрацию Космического Луча, чует явление вибрации Сердца Мира» [11, § 290].

Именно деятельность Сердца, основанная на энергии Любви, служит на всех уровнях Бытия многообразному проявлению потенций Абсолюта в различных формах Жизни как относительных целостностях. Также энергия Любви служит их единению и эволюционному развитию в Вечности и Беспредельности. Эта универсальная процессуальность Сердца, пользуясь языком синергетики, может быть определена как способ самоорганизации Абсолюта. Нужно отметить, что абсолютный принцип Разума, являясь основой сознания космической формы жизни, проявляется в ней только определенной степенью своего потенциала, соответствующей эволюционному этапу ее развития. Поэтому совершенствование сознания — важное условие эволюции, как и наоборот. Овладение в этом контексте синтезом как базовым принципом космического мышления — важнейшая задача современного человека. «Специальность без синтеза подобна развитию одной части тела за счет других и в ущерб всем остальным. Знание Основ, на которых зиждется Мироздание, дает синтетическое понимание целого. Конечно, осознание Сущего индивидуально. Истинная наука приближает к сверхличному или безличному подходу к явлениям. Малой смертной личности нет места в Космосе. Потому личное заменяется индивидуальным, и не личность, но индивидуальность имеет свою часть в беспредельности» [13, с. 150].

Таким образом, Учение Живой Этики, неся в себе идеи основателей философии, на новом витке научного, интеллектуального развития человечества открывает перед ним возможность осознанного восхождения на новую ступень духовной космической эволюции.

ЭВОЛЮЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РЕРИХОВ

Сегодня трудно переоценить роль и значение уникального наследия Рерихов не только в художественно-эстетическом смысле, но в нравственно-практическом и в научно-исследовательском. Дело в том, что лежащая в его основе система мировоззренческих принципов Учения Живой Этики создает необходимые методологические предпосылки для синтеза этих, казалось бы, столь отличающихся друг от друга аспектов реальности.

В контексте онто-гносеологическом эта система мировоззренческих принципов дает, с одной стороны, системное целостное понимание Истока, Исхода и истинного смысла Бытия. С другой стороны, своей структурной организацией она открывает возможность решения столь актуальной в современной теории познания проблемы синтеза исследовательских методологий естествознания и социально-гуманитарных наук. Но его реализация, как говорит об этом Учение Живой Этики, возможна только на основе духовного преображения человека.

В то же время в аспекте аксиологическом эта система мировоззренческих принципов дает понимание эволюционной значимости в жизни человека таких этико-эстетических категорий, как любовь, добро, честь, совесть, ответственность, красота и др. Осознание их значимости, несомненно, подталкивает человека к соответствующему пересмотру своих жизненных ценностей и к духовному преображению. Это в свою очередь открывает новые возможности познания и практической деятельности в новых масштабах.

Космическое мышление позволяет человеку открывать новые горизонты космического Бытия. Оно позволяет осознать

свое место в системе мироздания, его космический смысл и беспредельные возможности эволюции. Космическое мышление позволяет понять, что жизнь — это не только несколько десятков лет, отведенных человеку на земле, но целая Вечность, если он освоит принципы творческой самоорганизации его духа, основанные на законах космического Бытия. Все творческое наследие Рерихов и сама их жизнь, по сути, выражают в художественной, философской, научно-исследовательской и жизненно-практической форме эти принципы и правила космического Бытия. На основе обретенного ими жизненного опыта и знаний они многообразно и неустанно поясняют в контексте идей Учения Живой Этики, как важно в жизни проявлять творческие созидательные усилия для дальнейшего эволюционного развития на новом этапе космического Бытия.

Творческое наследие Рерихов, формировавшееся на основе идей Учения Живой Этики и разнообразно утверждающее их в практике жизни, с одной стороны, есть драгоценный дар Неба человечеству, открывающий для него возможность нового этапа космической эволюции. С другой стороны, это уникальный пример самоотверженного служения всех членов выдающейся семьи Рерихов во имя космической эволюции человечества, во имя Общего Блага. Это их бесценный вклад в копилку человеческой Культуры. Но для того, чтобы потенциал творческого наследия Рерихов мог быть раскрыт в полной мере, необходимо очень внимательное и деликатное отношение к нему, адекватное его сути. При поверхностном знакомстве с ним его сущность останется за пределами осмысления и не сможет правильно реализоваться в жизни.

Наследие Рерихов, выступая провозвестием новой эпохи космического мышления и соответствующего образа жизни, дает новый творческий импульс развитию не только русской культуры, но и всего мира. Человечество, овладевая космическим способом мышления и осуществляя свое духовное преображение, будет не только открывать новые возможности в познании Бытия, формировать в своем сознании целостную синтетическую картину мира, но и уметь практически преображать мир по законам красоты.

Литература

1. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1963.

2. ТорчиновЕ.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб.: Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2005.

3. Пифагорейские Золотые стихи с комментарием Гиерокла / Пер. с древне-греч. И.Ю.Петер. М., 2000.

4. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания // Космическое мировоззрение — новое мышление XXI века. Материалы Междунар. научно-обществ. конф. 2003. В 3 т. Т 1. М.: МЦР, 2004.

5. Стёпин В.С. Философия науки. Общие проблемы: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М., 2007.

6. Соловьев В.С. Философское начало цельного знания. Мн., 1999.

7. Рерих Елена. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000.

8. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т. 1, кн. 1. М.: Прогресс-Культура, 1992.

9. Булгаков С.Н. Соч. в 2 т. Т 1. Трагедия философии. М., 1993.

10. Учение Живой Этики. Беспредельность. Ч. I.

11. Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. III.

12. Разумов О.С., Благодатских В.А. Системные знания: концепция, методология, практика. М.: Финансы и статистика, 2006.

13. Грани Агни Йоги. 1968 г. Новосибирск: Изд-во «ЭКОР», предприятие «Алгим», 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.