Научная статья на тему 'Наследие Расула Гамзатова - основа формирования нравственных идеалов (Мирзоев Ш. А. , Абдулатипова Э. А. , Мунгиева Н. З. Этнокультурный потенциал произведений Расула Гамзатова как неиссякаемый источник духовно-нравственного воспитания учащихся. Махачкала: Алеф, 2019. 208 с. )'

Наследие Расула Гамзатова - основа формирования нравственных идеалов (Мирзоев Ш. А. , Абдулатипова Э. А. , Мунгиева Н. З. Этнокультурный потенциал произведений Расула Гамзатова как неиссякаемый источник духовно-нравственного воспитания учащихся. Махачкала: Алеф, 2019. 208 с. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЛЕДИЕ РАСУЛА ГАМЗАТОВА / НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ / ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ / RASUL GAMZATOV’S HERITAGE / MORAL IDEALS / UPBRINGING AND EDUCATION / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / AXIOLOGICAL PRINCIPLES / SOCIALIZATION / ETHNO-PEDAGOGICAL APPROACH / ETHNO-CULTURAL POTENTIAL / PEDAGOGICAL CONDITIONS / METHODS AND TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гревцева Г. Я.

Рассматриваемая монографии, написанная коллективом авторов, чрезвычайно актуальна и своевременна, посвящена творчеству Расула Гамзатова, этнокультурному потенциалу его произведений как источнику духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Этот проект стал победителем конкурса на грант главы Республики Дагестан в области образования. Подчеркивается значение трудов народного поэта Дагестана Расула Гамзатова, обогативших российскую и мировую литературу, являющихся кодексом поведения, имеющих величайшее значение для воспитания гражданина-патриота. Поднимаются актуальные вопросы воспитания, предлагаются рекомендации по воспитанию моральных качеств личности средствами народной педагогики. При этом особое внимание уделяется народным традициям. Отмечается, что колоссальный этнокультурный потенциал произведений народного поэта является ориентиром духовно-нравственного воспитания учащихся. Делается вывод о значимости работы, раскрывающей философию добра Расула Гамзатова, его поэзию любви, патриотизма, гражданственности, нравственности. Подчеркивается важность практической части монографического исследования, посвященной содержанию, формам, методам и средствам урочной и внеурочной деятельности, оптимизирующим духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGACY OF RASUL GAMZATOV IS THE BASIS FOR THE FORMATION OF MORAL IDEALS (MIRZOEV SH., ABDULATIPOVA E., MUNGIEVA N. ETHNOCULTURAL POTENTIAL OF RASUL GAMZATOV'S WORKS AS AN INEXHAUSTIBLE SOURCE OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS. MAKHACHKALA: ALEF, 2019. 208 P. IN RUSS.)

The monograph under study written by a group of authors is rather urgent and important. It is devoted to the creative activity of Rasul Gamzatov , to ethno-cultural potential of his literary works as a source of spiritual and moral education of the younger generation. This project has won the grant competition of the head of the Dagestan Republic in education. The authors stress the importance of literary works of Rasul Gamzatov, the national poet of Dagestan, which enriched both Russian and world literature and became the code of behavior with the greatest importance for a citizen-patriot upbringing and education. The authors raise the actual questions of upbringing and education, offer recommendations of a person’s moral qualities training by means of national pedagogical science. Much attention is paid to national traditions. The authors also stress that great ethno-cultural potential of literary works by the national poet is the touchstone in spiritual and moral education of schoolchildren. The authors draw a conclusion of the importance of the work disclosing Rasul Gamzatov's philosophy of the good, his love poetry, his patriotism, civic consciousness and moral principles. They also point out the importance of the practical part of the monograph study devoted to the content, forms, methods and means of task work and non-school hours which optimize spiritual and moral education of younger generation.

Текст научной работы на тему «Наследие Расула Гамзатова - основа формирования нравственных идеалов (Мирзоев Ш. А. , Абдулатипова Э. А. , Мунгиева Н. З. Этнокультурный потенциал произведений Расула Гамзатова как неиссякаемый источник духовно-нравственного воспитания учащихся. Махачкала: Алеф, 2019. 208 с. )»

УДК 371.4: 82.01

Г. Я. Гревцева

доктор педагогических наук, профессор

Челябинский государственный институт

культуры,

Челябинск, Россия

E-mail: yakupovna@rambler.ru

НАСЛЕДИЕ РАСУЛА ГАМЗАТОВА -ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ

(Мирзоев Ш. А., Абдулатипова Э. А., Мунгиева Н. З. Этнокультурный потенциал

произведений Расула Гамзатова как неиссякаемый источник духовно-нравственного воспитания учащихся. Махачкала: АЛЕФ, 2019. 208 с.)

Рассматриваемая монографии, написанная коллективом авторов, чрезвычайно актуальна и своевременна, посвящена творчеству Расула Гамзатова, этнокультурному потенциалу его произведений как источнику духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Этот проект стал победителем конкурса на грант главы Республики Дагестан в области образования. Подчеркивается значение трудов народного поэта Дагестана Расула Гамзатова, обогативших российскую и мировую литературу, являющихся кодексом поведения, имеющих величайшее значение для воспитания гражданина-патриота. Поднимаются актуальные вопросы воспитания, предлагаются рекомендации по воспитанию моральных качеств личности средствами народной педагогики. При этом особое внимание уделяется народным традициям. Отмечается, что колоссальный этнокультурный потенциал произведений народного поэта является ориентиром духовно-нравственного воспитания учащихся. Делается вывод о значимости работы, раскрывающей философию добра Расула Гамзатова, его поэзию любви, патриотизма, гражданственности, нравственности. Подчеркивается важность практической части монографического исследования, посвященной содержанию, формам, методам и средствам урочной и внеурочной деятельности, оптимизирующим духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Ключевые слова: наследие Расула Гамзатова, нравственные идеалы, воспитание, духовно-нравственное воспитание, ценностно-смысловые ориентиры, социализация, этнопедагогический подход, этнокультурный потенциал, педагогические условия, методы и приемы

Для цитирования: Гревцева, Г. Я. Наследие Расула Гамзатова — основа формирования нравственных идеалов / Г. Я. Гревцева //Вестник культуры и искусств. — 2020. — № 3 (63). — С. 97-100.

Монографическое исследование «Этнокультурный потенциал произведений Расула Гамзатова как неиссякаемый источник духовно-нравственного воспитания учащихся» посвящено выдающемуся народному поэту, Патриоту и Гражданину, общественному деятелю, гордости Дагестана и России Расу-лу Гамзатову.

Перед нами солидное научное изыскание, базирующееся на внушительной источниковедческой базе и глубокой аналитической работе авторов, пример глубокого изучения актуальной проблемы.

В данном исследовании (двух главах) на основе этнопедагогического подхода к творчеству Расула Гамзатова теоретически обоснован этнокультурный потенциал его произведений и исходя из этого проверена система работы по формированию у школьников нравственных идеалов. Выявлены педагогические условия духовно-нравственного воспитания школьников на учебных занятиях и во внеклассной работе; определены содержание, эффективные формы, методы, средства урочной и внеурочной деятельности. Представлены методические

97

рекомендации по духовно-нравственному воспитанию дошкольников и школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова.

Авторы Ш. А. Мирзоев, Э. А. Абдула-типова, Н. З. Мунгиева вполне аргументированно определили посылы своего труда, а именно: «...во-первых, идея об этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова как важнейшем факторе активизации процесса формирования личности учащихся на уроках литературы народов Дагестана, закладывающем основы гуманистического мировоззрения, духовно-нравственного воспитания школьников...» [2, с. 3]; во вторых, осознание необходимости разработки и внедрения целостной системы изучения творчества Расула Гамзатова, межпредметных связей, учета художественных особенностей изучаемого произведения, специфики возрастных особенностей учащихся, их интересов к нравственным проблемам современности; в-третьих, необходимость научно-методического сопровождения духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения; в-четвертых, актуальность сотрудничества социальных институтов и важная роль компетентного, высоконравственного педагога.

«В монографии систематизированы и последовательно рассмотрены сокровенные идеи, помыслы о первичности духовной и значимой материальной культуры, размышления о месте и долге человека в обществе, его нравственные установки по отношению к людям, труду, родине Расула Гамзатова, в целом составляющие колоссальный этнокультурный потенциал произведений Народного поэта, при максимальном и скрупулезном изучении, осмыслении, понимании и ежедневном претворении в сознание и поведение, являющиеся жизнедеятельным ориентиром духовно-нравственного становления учащихся» [Там же].

При внимательном прочтении рецензируемой книги закономерен вывод, что авторам удалось на профессиональном уровне,

взяв за основу историко-педагогический анализ научных работ, произведений Р. Гамзатова, выявить особенности духовно-нравственного воспитания школьников на произведениях литературы, определить этнокультурный потенциал произведений великого поэта. Анализ практической деятельности позволил авторам обнаружить факторы, способствующие и тормозящие процесс духовно-нравственного воспитания школьников.

В частности, авторы убеждены, что «обращение к историко-культурному наследию, к обычаям и традициям народа, к выработанным им в течение тысячелетий духовно-нравственным ценностям, сконцентрированным в творчестве Р. Гамзатова, способно, приостановить процесс утраты высоких морально-этических норм и понятий, испокон веков присущих народам Дагестана» [Там же, с. 23]. Мы разделяем позицию авторов, молодежь сегодня как никогда нуждается в ценностно-смысловых ориентирах, духовно-нравственных идеалах и культурных образцах.

Рецензируемая книга «приглашает» к размышлению, действию. В ней богатый фактический материал, интересные авторские идеи, оригинальные сюжеты (фрагменты учебных занятий) по изучению произведений Р. Гамзатова, уверенно аргументированные выводы. «Высвечиваются» сложные вопросы: как воспитать детские души; как воспитать чувства, совесть, которые бы ответили «зову времени»; как осуществить гармонизацию воспитания и социализации; как научить чувствовать и понимать художественное слово.

В связи с новыми тенденциями в образовании — глобальная культурная интеграция, компьютеризация, смена педагогических парадигм — происходят изменения и в системе воспитания. На духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения влияют и новые технологические тренды (персонализация, гейми-фикация, обучение через видеоигры, интерактивные учебники, дистанционное обучение).

98

Проблемы социализации личности в детстве средствами воспитательного воздействия связаны с переходом к другой культурной парадигме, включающей национально-культурные традиции, социально-исторический опыт, культуру чувств, отношений, поведения. Считаем, что вторая глава монографии особенно значима, поскольку в ней представлен практический опыт работы по разрешению указанной проблемы. Раскрывается воспитательных потенциал произведений Расула Гамзатова. Выделяются эффективные методы и приемы изучения произведений, при этом делается акцент на воспитательных мотивах этно-педагогики. Актуальны и значимы выводы автора о важной роли учителя литературы в воспитании детей.

Изучение произведения Р. Гамзатова «Мой Дагестан», как и других произведений великого поэта, способствует «формированию моральных качеств у учащихся, желанию исполнять неписанный кодекс морали общества: любовь к родине, ближнему, чувство долга, честность, скромность, интернационализм, готовность прийти на помощь, трудолюбие...» [2, с. 89]. Герои книги «Мой Дагестан» — это носители лучших человеческих качеств и моральных черт, воспитанные народной педагогикой на самобытных народных традициях.

Удивительно точно сказал К. Буков: «Яркая образная система, насквозь пропитанная национальным своеобразием и колоритом, большие мысли и раздумья о людском житии-бытии, о судьбах человечества и высокий гуманизм делают поэзию нашего земляка явлением общечеловеческим, явлением мировым» [1, с. 24].

Проблема духовно-нравственного воспитания чрезвычайно сложная, многоаспектная. Несмотря на позитивные тен-

денции усиления духовно-нравственного аспекта содержания образования, поиск подходов в этой области по-прежнему актуален. Одно из направлений этого поиска заключается в выявлении потенциала многовековых культурных традиций народов России, а также этнокультурного потенциала произведений великих деятелей культуры. Авторы данной монографии представили опыт работы по духовно-нравственному воспитанию школьников на произведениях Р. Гамзатова.

Особого одобрения и высокой оценки заслуживают размещенные в приложении материалы (проекты учебных занятий, классных часов, литературно-музыкальных утренников), которые, несомненно, будут востребованы и полезны для воспитателей, учителей, студентов, аспирантов, широкого круга специалистов в области образования.

Подводя итог, считаем необходимым отметить, что не подлежит сомнению востребованность книги «Этнокультурный потенциал произведений Расула Гамзатова как неиссякаемый источник духовно-нравственного воспитания учащихся» (кодекс поведения по Расулу Гамзатову). Значимость работы неоспорима.

Издан замечательный проект, а один из авторов книги Шайдабег Айдабегович Мир-зоев (победитель конкурса на грант Главы Республики Дагестан в области образования) награжден дипломом Республики Дагестан.

1. Буков, К. Расул Гамзатов: 70 лет / К. Буков. — Махачкала, 1993.

2. Мирзоев, Ш. А. Этнокультурный потенциал произведений Расула Гамзатова как неиссякаемый источник духовно-нравственного воспитания учащихся / Ш. А. Мирзоев, Э. А. Аб-дулатипова, Н. З. Мунгиева; Дагестан. гос. пед. ун-т. — Махачкала : АЛЕФ, 2019. - 207 с.

Получено 20.06.2020

99

G. Grevtseva

Doctor of Pedagogic Sciences, Professor

Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia

E-mail: yakupovna@ rambler.ru

The Legacy of Rasul Gamzatov is the Basis for the Formation of Moral Ideals

(Mirzoev SH., Abdulatipova E., Mungieva N. Ethnocultural potential of Rasul Gamzatov's works as an inexhaustible source of spiritual and moral education of students. Makhachkala: ALEF, 2019. 208 p. In Russ.)

Abstract. The monograph under study written by a group of authors is rather urgent and important. It is devoted to the creative activity of Rasul Gamzatov , to ethno-cultural potential of his literary works as a source of spiritual and moral education of the younger generation. This project has won the grant competition of the head of the Dagestan Republic in education. The authors stress the importance of literary works of Rasul Gamzatov, the national poet of Dagestan, which enriched both Russian and world literature and became the code of behavior with the greatest importance for a citizen-patriot upbringing and education. The authors raise the actual questions of upbringing and education, offer recommendations of a person's moral qualities training by means of national pedagogical science. Much attention is paid to national traditions. The authors also stress that great ethno-cultural potential of literary works by the national poet is the touchstone in spiritual and moral education of schoolchildren. The authors draw a conclusion of the importance of the work disclosing Rasul Gamzatov's philosophy of the good, his love poetry, his patriotism, civic consciousness and moral principles. They also point out the importance of the practical part of the monograph study devoted to the content, forms, methods and means of task work and non-school hours which optimize spiritual and moral education of younger generation.

Keywords: Rasul Gamzatov's heritage, moral ideals, upbringing and education, spiritual and moral education, axiological principles, socialization, ethno-pedagogical approach, ethno-cultural potential, pedagogical conditions, methods and techniques

For citing: Grevtseva G. 2020. The Legacy of Rasul Gamzatov is the Basis for the Formation of Moral ideals. Culture and Arts Herald. No 3 (63): 97-100.

References

1. Bukov K. 1993. Rasul Gamzatov: 70 let [Rasul Gamzatov: 70 years]. Makhachkala. (In Russ.).

2. Mirzoev SH., Abdulatipova E., Mungieva N. 2019. Etnokul'turnyy potentsial proizvedeniy Rasula Gamzatova kak neissyakaemyy istochnik dukhovno-nravstvennogo vospitaniya uchashchikhsya [Ethnocultural potential of Rasul Gamzatov's works as an inexhaustible source of spiritual and moral education of students]. Makhachkala: ALEF. 207 p. (In Russ.).

Received 20.06.2020

100

Вестник культуры и искусств. 2020. № 3 (63)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.