Научная статья на тему 'Актуальность изучения публицистики в современной школе'

Актуальность изучения публицистики в современной школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
863
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЦИСТИКА / СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА / АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ / РАСУЛ ГАМЗАТОВ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДТЕКСТ / НАРОД / МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ РОССИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сулейманова Марьям Саидовна, Османов Убайдула Юсупович

В данной статье обосновывается необходимость изучения публицистических произведений на уроках литературы в современной школе. Опираясь на литературоведческий анализ статьи Расула Гамзатова «Письмо…», авторы выявляют богатый духовно-нравственный потенциал публицистического текста для воспитания подрастающего поколения, обращая особое внимание на актуальную проблему межнациональных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность изучения публицистики в современной школе»

Психолого-педагогические науки •••

101

1. Артемов А., Павлов Н., Сидорова Т. Модульно-рейтинговая система // Высшее образование в России. 1999. № 4. 2. Бойцова Е., Дроздов В. Модульно-рейтинговая система на базе тестовых технологий // Высшее образование в России. 2005. № 4. 3. Гузеев В. В. Оценка, рейтинг, тест // Школьные технологии. 1998. № 3. 4. Дубров С. Н., Нечаев Ю. И., Резников Ю. Е. Рейтинговая система оценки знаний как способ стимулирования работы студентов / Всероссийская научно-методическая конференция «Телематика 2002». СПб. URL: http: // tm.ifro.ru. 5. Ершиков С., Лобова Т., Филиппов С., Шид-ловская Т. Опыт использования рейтинговой системы // Высшее образование в России. 1998. № 1. Сазонов Б. А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: Учебное пособие / Б. А. Сазонов. М. : ФИРО. 2006. 6. Сафонова Т. Н. Экспертно-обучающая система оценки качества знаний в рамках модульной технологии обучения / Т. Н. Сафонова // Труды 6-й международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в ХХ! веке». Ростов н/Д: Рост. гос.ун-т путей сообщения, 2008.

References

1. Artemov A., Pavlov N., Sidorova T. Module-rating system // Higher Education in Russia. 1999. # 4.

2. Boytsova E., Drozdov V. Module-rating system based on the test technologies // Higher Education in Russia. 2005. # 4. 3. Guzeev V. V. Mark, rating, test // School Technology. 1998. # 3. 4. Dubrov S. N., Nechaev Yu. !., Reznikov Yu. E. Rating system as a way to stimulate the students' knowledge / Scientific and Technical Conference "Telematics 2002". St. Petersburg. http://tm.ifro.ru. 5. Ershikov S., Lobova T., Filippov S., Shidlovskaya T. Experience of using the rating system // Higher Education in Russia. 1998. # 1. 6. Sazonov B. A. Bologna process: topical issues of modernization of Russian higher education: Textbook / B. A. Sazonov. M. : FIRO-2006. 7. Safonova T. N. Expert teaching quality evaluation system of knowledge within the modular technology of training / T. N. Safonova // Proceedings of the 6th International Scientific and Practical Internet Conference "Higher school lecturer in the 21st century". Rostov-on-Don: Rost. St. Un-ty of Railways, 2008.

Literatura

1. Artjomov A., Pavlov N., Sidorova T. Modul'no-rejtingovaja sistema // Vysshee obrazovanie v Rossii. 1999. № 4. 2. Bojcova E., Drozdov V. Modul'no-rejtingovaja sistema na baze testovyh tehnologij // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2005. № 4. 3. Guzeev V. V. Ocenka, rejting, test // Shkol'nye tehnologii. 1998. № 3.

4. Dubrov S. N., Nechaev Ju. !., Reznikov Ju. E. Rejtingovaja sistema ocenki znanij kak sposob stimulirovani-ja raboty studentov / Vserossijskaja nauchno-metodicheskaja konferencija «Telematika 2002». SPb. URL: http: // tm.ifro.ru. 5. Ershikov S., Lobova T., Filippov S., Shidlovskaja T. Opyt ispol'zovanija rejtingovoj sistemy // Vysshee obrazovanie v Rossii. 1998. № 1. Sazonov B. A. Bolonskij process: aktual'nye voprosy modernizacii rossijskogo vysshego obrazovanija: Uchebnoe posobie / B. A. Sazonov. M. : FIRO. 2006. 6. Safonova T. N. Jekspertno-obuchajushhaja sistema ocenki kachestva znanij v ramkah modul'noj tehnologii obuchenija / T. N. Safonova // Trudy 6-j mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj Internet-konferencii «Prepodavatel' vysshej shkoly v XXI veke». Rostov n/D: Rost. gos.un-t putej soobshhenija, 2008.

УДК 371

Статья поступила в редакцию 12.11.2014 г.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ПУБЛИЦИСТИКИ

В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

THE IMPORTANCE OF PUBLICISTIC WRITING STUDY

IN THE CONTEMPORARY SCHOOL

© 2°i5 Сулейманова М. С., Османов У. Ю.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Suleymanova M. S., Osmanov U. Yu.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В данной статье обосновывается необходимость изучения публицистических произведений на уроках литературы в современной школе. Опираясь на литературоведческий анализ статьи Расула Гамзатова «Письмо...», авторы выявляют богатый духовно-нравственный

102

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

потенциал публицистического текста для воспитания подрастающего поколения, обращая особое внимание на актуальную проблему межнациональных отношений.

Abstract. The article is concerned with the problem of studying the publicistic works during the Literature lessons at the modern school. Being guided by the literary analyses of the article by Rasul Gamzatov “The letter ...”, authors reveal the rich spiritual and moral potential of the publicistic text for younger generation paying the special attention to the actual problem of the inter-ethnic relations.

Rezjume. V dannoy statye obosnovyvayetsya neobkhodimost izucheniya publitsisticheskikh proiz-vedeny na urokakh literatury v sovremennoy shkole. Opirayas na literaturovedchesky analiz statyi Ra-sula Gamzatova «Pismo... », avtory vyyavlyayut bogaty dukhovno-nravstvenny potentsial publitsisti-cheskogo teksta dlya vospitaniya podrastayushchego pokoleniya, obrashchaya osoboye vnimaniye na aktualnuyu problemu mezhnatsionalnykh otnosheny.

Ключевые слова: публицистика, современная школа, авторская позиция, Расул Гамзатов, воспитательный потенциал, межнациональные отношения, национальный конфликт, лингвистический подтекст, народ, многонациональная Россия.

Keywords: publicism, modern school, author’s position, Rasul Gamzatov, educatory potential, inter-ethnic relations, ethnic conflict, linguistic implication, nation, multinational Russia.

Klyuchevye slova: publitsistika, sovremennaya shkola, avtorskaya pozitsiya, Rasul Gamzatov, vos-pitatelny potentsial, mezhnatsionalnye otnosheniya, natsionalny konflikt, kompozitsionno-rechevaya struktura, lingvistichesky podtekst, narod, mnogonatsionalnaya Rossiya.

В соответствии с Образовательными Стандартами второго (нового) поколения современные школьные общеобразовательные программы по литературе в подавляющем своем большинстве не предусматривают изучение публицистических произведений. Однако в последние годы в связи с введением Единого Государственного Экзамена по русскому языку и характером заданий С (сочинение) значительно возросла роль публицистики, чем обусловлена назревшая необходимость изучения публицистических текстов на уроках литературы в современной общеобразовательной школе.

Для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку необходимо развитие умения учащегося анализировать публицистический текст, способности выявлять авторскую позицию, основную проблематику и идею, вычленять микротемы, приводить аргументы и формулировать свое отношение к проблемам, характеризовать особенности авторского стиля и т. д. Эти цели легко достижимы при изучении на уроках литературы публицистики и использовании межпредметных (метапредметных) связей таких школьных дисциплин как русский язык, литература, история, психология, обществознание и др.

В силу назревшей актуальности мы считаем целесообразным (и потому настоятельно рекомендуем учителям-филологам) при создании вариативных программ по литературе включать в нее изучение публицистических текстов (особенно в старших классах средней общеобразовательной школы). Мы полагаем, что не только в дагестанских, но и

школах других регионов России при изучении публицистики можно обратиться к творчеству поэта Расула Гамзатова, позиция которого, социально-оценочное отношение к фактам жизни, явлениям и событиям продолжают оставаться важными для нас и сегодня. К тому же публицистика дагестанского поэта содержит в себе огромный воспитательный потенциал для нравственного формирования подрастающего поколения, личности с активной гражданской позицией.

Однако прежде обратим внимание учите-лей-словесников на некоторые теоретические аспекты публицистики, которые важно усвоить. Приведем определение публицистики, данное в «Литературной энциклопедии терминов и понятий» (2001): «вид литературы, характеризующийся злободневным общественно-политическим содержанием и предназначенный для воздействия на сознание максимально широкого круга читателей» [3. C. 838].

Следует отметить, что отечественные ученые пока еще не разработали единые принципы анализа публицистического текста, однако их мнения сходятся в главном: за публицистическим текстом стоит конкретный автор. Это автор полемизирующий, отстаивающий свою позицию, пытающийся убедить нас в своей правоте, заинтересованный в том, чтобы его слово повлияло на взгляды адресата, поэтому ответы на вопросы о функции языкового средства и стилистического приема в публицистике следует искать в самом тексте, видя за ним автора. Отсюда закономерен вывод о том, что в по-

Психолого-педагогические науки •••

этике публицистики главным объектом исследования является позиция автора. Нельзя не согласиться с утверждением Л. Кайды, что при анализе публицистического текста использование термина «позиция автора» точнее, чем термина «образ автора» (по В. Виногра-дову) или «автор» (по М. Бахтину). Термины «образ автора» и «автор» стоят в центре поэтики художественной литературы, однако в публицистике оба термина не отражают социальнополитическую позицию публициста. Отношения автора с читателем публицистического текста диалогичны, мы слышим живой голос автора, видим его взгляд на события, его оценки, симпатии и антипатии.

В современной публицистике угадывается тенденция развития эссеистической формы «я». Главное в ней - концепция автора. Эту мысль подтверждает профессор Людмила Кайда, которая много лет занимается вопросами функциональной стилистики и эффективности публицистического текста. Авторское «я» в публицистике становится лично ответственным мнением и занимает центральное положение в системе языка. Известный публицист А. А. Аграновский в работе «Своего дела мастер. Заметки писателя» (1980), рассуждая о форме авторского «я», утверждает, что обязательным признаком настоящей публицистики является ее лиричность: «Настоящая публицистика лирична. ...Лирична она в том смысле, что автор берет на себя смелость выступить со своими переживаниями, навеянными жизнью общества» [4; 9].

Поэтика публицистики, как мы уже отметили, еще недостаточно изучена, однако совершенно очевидно, что ее исследование должно быть направлено на выявление стилистической концепции позиции автора и анализ композиционно-речевой структуры публицистического текста. Основополагающими категориями поэтики публицистики следует считать позицию автора, композицию публицистического текста и лингвистический подтекст.

В качестве одного из вариантов публицистического текста для изучения в старших классах мы предлагаем открытое письмо Расула Гамзатова к П. Младенову «Песни одного народа не мешают песням другого...» от 3 декабря 1989 года.

Заголовок письма Расула Гамзатова отражает основное содержание и идею текста. В формулировку заголовка автор внедряет не только информативное содержание, но и

103

оценочное. В письме поэт взывает к мудрости как самого П. Младенова, так и всего болгарского народа. Автор признается, что он «особенно чувствителен... к проблемам межнациональных отношений» [4. C. 406]. Действительно, проблема национальных языков, национальной литературы и культуры, проблема взаимосвязи и взаимообогащения литератур и культур разных народов занимает важное место в системе этикоэстетических взглядов Расула Гамзатова.

В открытом письме автор признается в искренней любви к Болгарии, называя ее «прекрасной страной», «кусочком из запасов рая». Дагестанский поэт напоминает адресату, что часто бывал в Болгарии, приобрел там много друзей, посвятил этой стране немало стихов и песен, в которых «воспевал красоту, величие и радушие Вашей многокрасочной Родины». Но теперь он выражает беспокойство по поводу ущемления языка и культуры тюркской части населения Болгарии. Эта проблема особенно важна для автора, поскольку и его родина - Дагестан -многонациональная республика, в которой «.книги издаются на десяти языках, песни поются на сорока языках, а в последнее время появилась опасность того, что горцы могут разругаться на пятидесяти языках» [4. C. 406]. Обратим внимание на использованную автором градацию, т. е. стилистическую фигуру, свойственную в большей степени ораторской речи, чем речи собственно публицистической. Ирония в приведенной цитате способствует, с одной стороны, установлению доверительного тона между автором и адресатом, с другой стороны, говорит о масштабах беды, грозящей многонациональной республике, если поднимется в ней волна националистических движений.

Расул Гамзатов напоминает, что надо быть до щепетильности осторожным в высказываниях, касающихся вопросов межнациональных отношений. Следует признать, что подобной точки зрения придерживались и те, от кого реально зависело предупреждение межнациональных конфликтов. Мы имеем в виду правительство, политиков, дипломатов, философов, общественных деятелей и т. д. Однако эта жгучая проблема, ставшая особенно актуальной в нашей стране с конца ХХ столетия, долгие годы, загнанная внутрь, бродила в поисках выхода. Официальная власть заговорила о ней открыто только тогда, когда она стала приобретать характер национальных конфликтов, территориальных войн и взаимных претен-

104

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

зий, ущемления национальных культур, приведшие к кровопролитию. Это происходило и в Болгарии, где раньше в дружбе между собой жили христиане и мусульмане, где раньше автор «в одних и тех же городах видел и мечети, и церкви, в которых проповедовали одно и то же: «Не убий! Не укради! Не лжесвидетельствуй!».

В обращении Расула Гамзатова к П. Младенову содержится этический вывод, имеющий огромное международное значение: «Сейчас мир переживает такое время, когда людям должно быть проще понять такие человеческие истины, что песни одного народа не мешают песням другого народа, что язык языку не враг и им не обязательно поглощать друг друга» [4. C. 407].

Расул Гамзатов, создавая текст открытого письма, сопоставляет, сравнивает, вызывает ассоциации читателей с известными фактами из советской истории, когда выселялись целые народы из насиженного гнезда - своей родины, но «....время расставило все по местам. Народы возродились, а те, кого они не устраивали, названы преступниками» [1. C. 407]. Довольно смелый подтекст: поэт не просто возлагает ответственность за последствия националистических проявлений против турок в Болгарии на Генерального секретаря П. Младенова, но и напоминает официальной власти нашей страны: преступно допускать ущемление прав одного народа другим!

К сожалению, в нашей стране, России, вопрос о межнациональных отношениях продолжает оставаться одним из наиболее актуальных, что должно побуждать учителей русского языка и литературы российских школ обратиться к мудрому публицистическому слову Расула Гамзатова и прививать учащимся мысль о том, что «песни одного народа не мешают песням другого». В то же время, с чувством глубокого удовлетворения хотелось бы отметить факт перелома в национальной политике России, что говорит об осознании правительством опасности дальнейшего стравливания друг против друга народов единого государства, что привело бы, без сомнения, к дальнейшему развалу нашей великой Родины. Полагаем, что немалую роль в консолидации единого порыва и самоощущения российского народа сыграло воссоединение Крыма с Россией. Историкам еще предстоит дать объективную оценку событиям, продолжающим происходить в Украине, однако одно мы можем смело утверждать уже сегодня: политика В. В. Путина не только остановила

дальнейший развал государства на национальные территории, но и усилила и укрепила мощь России.

В письме Расула Гамзатова усилено и даже обострено личностное и биографическое начало (впрочем, это характерно для поэта и проявляется почти во всех его публицистических произведениях): «Сам я по национальности аварец, язык мой отличается от турецкого настолько же, насколько и болгарский. Народ моей родины - Дагестан - тоже страдал от кривой турецкой сабли. Но у меня нет счетов к туркам как к народу. Мне не в чем винить Назыма Хикмета и Азиза Несина. Думаю, не должно быть для этого оснований и у болгарина» [4. C. 408].

Данное высказывание достаточно полно отражает философскую позицию Расула Гамзатова, для которого крайне важны вопросы судеб народов всего мира, среди которых нет (и не может быть!) деления на «хороших» и «плохих». Поэт одинаково внимателен к историческому прошлому и настоящему не только своего собственного, но и любого другого народа, к его языку, культуре, укладу жизни, среде обитания, к сохранению им своего этнического лица. Автор глубоко убежден, что для блага каждого народа необходимо создание правовых, духовно-нравственных и материальных условий в той стране, в которой он живет.

Обращение к публицистике Расула Гамзатова способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства уважения к другому народу, его языку и культуре, что особенно важно в условиях современной многонациональной России. Подчеркнем еще раз: страна, в которой разжигается ненависть сограждан друг к другу по национальному признаку, не может быть сильной, могущественной, процветающей, она обречена на дальнейший развал.

Настоящее и будущее России (наряду со многими другими факторами) в немалой степени зависит от работы учителей-словесников, способных на тщательно обдуманный отбор для изучения в школе таких публицистических текстов, которые действительно обладали бы богатым духовнонравственным и воспитательным потенциалом.

Таким образом, изучение публицистики в современной школе приобретает особую актуальность не только в связи с характером заданий ЕГЭ по русскому языку, но и действенностью публицистического слова, способного оказать благотворное влияние на

Психолого-педагогические науки •••

105

личностное формирование подрастающего поколения. Публицистика Расула Гамзатова способствует воспитанию не просто толерантности, а чувства глубокого уважения к

другому народу и к каждому человеку независимо от его национальной принадлежности.

Литература

1. Аграновский А. А. Своего дела мастер. Заметки писателя. М., 1980. 2. Кайда Л. Г. Композиционная поэтика публицистики. М., 2006. 3. Литературная энциклопедия терминов и понятий / оэст. и гл. ред. А. Н. Николюкин. М., 2001. 4. Расул Гамзатов. Публицистика. Статьи. Эссе // Расул Гамзатов. Собра-

ние сочинений в восьми томах. Т. 7 / сост. Г. Расулов, М. Ахмедов / (Дагестан). М. : Советский писатель, 2003.

References

1. Agnanovsky A. A. Expert of writing. Notes of a writer. M., 1980. 2. Kayda L. G. Composition publicistic pietism. M, 2006. 3. Encyclopedia of literary terms and notions / compiler and editor A. N.Nikolyukin. M., 2001. 4. Rasul Gamzatov. Publicism. Articles. Essays. // Rasul Gamzatov. Collected works in 8 volumes. Vol.7 // Comp. G. Rasulov, M. Akmedov / (Dagestan) M. : Sovetsky pisatel, 2003.

Literatura

1. Agranovskij A. A. Svoego dela master. Zametki pisatelja. M., 1980. 2. Kajda L. G. Kompozicionnaja poje-tika publicistiki. M., 2006. 3. Literaturnaja jenciklopedija terminov i ponjatij / sost. i gl. red. A. N. Nikolju-kin. M., 2001. 4. Rasul Gamzatov. Publicistika. Stat'i. Jesse // Rasul Gamzatov. Sobranie sochinenij v

vos'mi tomah. T. 7 / sost. G. Rasulov, M. Ahmedov / (Dagestan). M. : Sovetskij pisatel', 2003.

Статья поступила в редакцию 14.11.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.