Безуглый Т.А. Наследие Пирогова Н.И. : научная школа и выдающиеся ученики / Т.А. Безуглый, Н.Е. Заварухин //Вестник оперативной хирургии и топографической анатомии. - 2020. - Т. 1, №1 (1) - С. 4-8
УДК 617 + 61](092)
НАСЛЕДИЕ ПИРОГОВА Н.И.: НАУЧНАЯ ШКОЛА И ВЫДАЮЩИЕСЯ УЧЕНИКИ*
БЕЗУГЛЫЙ Т.А., ЗАВАРУХИН Н.Е. Южно-Уральский государственный медицинский университет, Челябинск, Россия e-mail: timabez7@gmail.com, zavarukhin2001@mail.ru
Аннотация
Авторы исследования выделяют четыре основополагающих прогрессивных принципа научно-педагогической школы Николая Ивановича Пирогова: университет - "Школа жизни", "гуманистический идеализм", общедоступность и аполитичность образования. После чего характеризуют научные, медицинские и административные достижения выдающихся учеников -последователей главного русского хирурга XIX века.
Ключевые слова: Пирогов, Научная школа Пирогова, история медицины, история хирургии, история медицинского образования
PIROGOV'S LEGACY: SCIENTIFIC SCHOOL AND OUTSTANDING STUDENTS
BEZUGLYY T.A., ZAVARUKHINN.E. South-Ural State Medical University, Chelyabinsk, Russia e-mail: timabez7@gmail.com; zavarukhin2001@mail.ru
Abstract
The authors of the study identify four fundamental progressive principles of Pirogov's scientific and pedagogical school: University is a school of life; "humanistic idealism", accessibility and apolitical education. Then they characterize scientific, medical and administrative achievements of its outstanding students, the chief Russian surgeon's followers of the XIX century.
Keyword: Pirogov, Pirogov 's Scientific school, history of medicine, history of surgery, history of medical education
Актуальность. Николай Иванович Пирогов взрастил поколение профессоров, врачей и докторов медицинских наук мировой славы, а также некоторых общественно-политических деятелей Российской империи используя собственные принципы образования, изучение которых, безусловно, важно по сей день, в
особенности, в рамках подготовки научно-педагогических кадров.
Николай Иванович Пирогов известен нам не только, как выдающийся хирург своего времени, но и как прекрасный педагог, основатель собственной научной школы. Он активно продвигал прогрессивные педагогические идеи и методики, нехарактерные для образования
* Сведения об авторах
Безуглый Тимофей Алексеевич, e-mail: timabez7@gmail.com, студент, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, лечебный факультет, 454092, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Воровского, 64,
Заварухин Никита Евгеньевич, e-mail: zavarukhin2001@mail.ru, студент, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, лечебный факультет, 454092, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Воровского, 64.
Российской империи второй половины XIX века, потому что понимал необходимость духовно-нравственного преобразования
консервативного общества своей державы в период либеральных реформ, активно проводимых императором Александром II.
В своих статьях, сочинениях и научно-исследовательских трудах Николай Иванович выделил некоторые аспекты формирования прогрессивного образования. По его мнению, именно образовательный процесс является ключевым средством противостояния порокам общества, личным слабостям и недостаткам. Сегодня мы можем выделить четыре основных аспекта образования, которые он считал наиболее верными и прогрессивными:
1) "Школа жизни"
2) "Гуманистический идеализм"
3) Общедоступность
4) Политическая независимость
Рассмотрим каждый аспект более подробно.
Первый и, вероятно, самый главный тезис
Пирогова: школа должна быть присовокуплена к реальной жизни. Он считал, что достичь понимания школы вне контекста вызовов реальности невозможно и сама жизнь является источником появления школы как социокультурного института.
Положение человека по отношению к созданию школы определяет риторическим вопросом: " Не врожденная ли человеку наклонность развивать более и более все ему присущее была началом школы?" [18]. Так, основной задачей школы, как определенного пространства, где развивается растущий человек, является формирование готовности к вызовам реальности и самостоятельной научной деятельности. Пирогов об этом писал следующее: "Школа только тогда достигает своего назначения, когда вышедший из нее ученик будет понимать, что такое научная истина, - когда ему будет указано, что такое истинная наука" [14].
Причиной иной тенденции в образовательном процессе Пирогов видел крайнее пренебрежение к такому феномену, как внимание ученика. Он писал следующее: " Рассмотрите начало всякой науки, всякого открытия, читайте жизнеописания высоких деятелей науки, и вы убедитесь, что первым основанием всему была внимательность. Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу, людей и самого себя" [12]. По его мнению, важнейшее условие прогрессивного образования - это
формирование у студентов позитивного эмоционально-ценностного отношения к самостоятельному научному поиску.
Как следствие, Николай Иванович Пирогов активно критиковал практику обязательных к посещению лекций, на которых профессор монотонно читает материал, а студенты его слушают. По его мнению, лекции приносят больше пользы, побуждая к деятельному мышлению.
Особое внимание Пирогов уделял прикладному характеру школьного
образования, пологая, что школа только тогда достигнет главенствующей роли в социокультурном развитии, когда все дарованные человеку способности найдут средства и место приложения [18].
В системе взаимоотношений наставник-ученик, будучи профессором, Николай Иванович придерживался прогрессивного гуманистического подхода, что было названо современниками как " Гуманистический идеализм" [2]. Он всегда говорил о большом значении образования как источника морально-нравственного воспитания: "Образование не должно ввергать человека в крайний материализм, вести к отрицанию всякой духовности в людях и даже совершенному безверию [12]".
В образовательных учреждениях Российской империи активно практиковались физические наказания учеников. В протест данному насильственному методу 15 апреля 1858 года в " Одесском вестнике" профессор Пирогов опубликовал статью со следующим тезисом: " ...розга - слишком грубый и насильственный инструмент для возбуждения стыда. А чувство стыда - это такой нежный, оранжевый цветок, который разом завянет, когда побывает в грубых руках. Розга вселяет страх - это правда, но не исправительный, не надежный, а прикрывающий только внутреннюю порчу. Она исправляет только слабодушного, которого исправили бы и другие средства, менее опасные".
Обращаясь к вопросу профессионализма преподавателя, мыслитель считает, что наставники несут огромную ответственность перед своими учениками, обществом и Родиной: "Я не был так недобросовестлив, чтобы не понимать, какую громадную ответственность перед обществом и перед самим собой принимает на себя тот, кто получил с дипломом врача некоторое право на жизнь и смерть
другого, получает еще обязанность преподавать это право другим" . Их первоочередная задача состоит в обеспечении преемственности научной и педагогической деятельности.
Гуманист Пирогов верил в необходимость общедоступного образования, то есть граждане империи различных вероисповеданий, национальностей и сословий должны иметь равное право на его получение. Он оказывал активное содействие становлению общего начального образования, доступного детям рабочих и крестьян.
Четвертым аспектом является утверждение аполитичности образования. Пирогов Н.И. активно поддерживал введение автономии в университетах, свободу образовательной деятельности; возможность кафедр
самостоятельно формировать кадровый состав и распределять полученные финансовые средства [16].
По его мнению " Прямая цель университетов... служить маяками,
распространяющими свет в обществе". Пирогов рассматривал вопрос о специальном образовании с точки зрения соотношения "общечеловеческого образования" и
специализации, "научного" и "учебного" в высшей школе [16].
Реалии научного мира таковы, что общественной необходимостью стал
специалитет, но, в то же время, никому как специалистам не нужно общечеловеческое образование. В своем "Университетском вопросе" [16] он сформировал следующую концепцию: " Обучая воспитывать и, воспитывая, обучать".
Очень важно упомянуть выдающихся учеников Николая Пирогова, которые не только сохранили его прогрессивные идеи, но и, базируясь на жизненном опыте учителя, сформировали собственные научные школы.
Заблоцкий-Десятовский П.П. - автор 57 научных трудов, доктор медицины, автор первого клинического курса сифилитических болезней в Российской империи, ординарный профессор императорского Московского университета (1846), дежурный врач при дворе императора Николая I (1843-1849).
Монография "Описание грыж" (1855), в которой Павел Парфёнович подробно расписал этиологию, патогенез и варианты лечения данной патологии, привнесла много нововведений в хирургию грыж. Научный труд "Учения о болезнях яичка, семенного канатика и
мошонки (с атласом)" (1848) внес весомый вклад в развитие оперативного лечение урологических патологий. Помимо этого профессор Заблоцкий-Десятовский
опубликовал несколько значимых трудов в области венерологии, по которой, кстати сказать, он читал курс студентам [11].
Склифосовский Н.В. - автор более 100 научных трудов, доктор медицины, заслуженный профессор, в 1883 году он занял должность директора в столичном императорском клиническом институте великой княгини Елены Павловны.
Николай Васильевич являлся
первопроходцем в области " полостной" хирургии, так как провидимые им лапаротомия, овариотомия, фактически сформировали данное хирургическое направление в Российской империи [10, 19].
Также профессор Склифосовский стал одним из учредителей и первым председателем Хирургического общества Пирогова.
Беккерс Л.А. - доктор медицины, профессор, прекрасный хирург, который был рядом со своим учителем Пироговым И.В. в течение двух командировок в Крым (1854, 1855-1856 года). С 1860 года вплоть до своей трагической смерти заведовал хирургической клиникой
Императорской медико-хирургической
академии [1].
Китер А.А. - доктор медицины, заслуженный профессор, тайный советник. С 1848 по 1858 года заведовал кафедрой акушерских болезней Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, затем в 1858 году он возглавил кафедру госпитальной хирургии Императорской медико-хирургический клиники, на которой ранее преподавал его учитель Пирогов В.И..
Александр Александрович опубликовал "Руководство к изучению женских болезней" (1857), которое, фактически, является первым учебником по гинекологии в Российской империи. В статье "Вырезание всей матки, раковатой без выпадения", написанной совместно с акушером-гинекологом Елачичом Ф.И., излагается методика удаления опухоли матки, без абдоминального вскрытия. В своих научных трудах он активно ссылался и анализировал актуальную зарубежную литературу [5, 8].
Крассовский Э.-А.Я. - академик, доктор медицины, профессор, создатель первой научной школы акушерства и гинекологии. Под его руководством в период с 1872 по 1898 год
было написано 125 научных работ, 15 из которых представляли собой диссертации.
Эдуард-Антон Яковлевич в своей монографии "De l'ovariotomie" (1862) описал проведенную им первую успешную операцию по удалению яичника в Российской империи. В 1868 году он в числе первых провел успешное удаление матки [7, 9].
Академик Крассовский организовал акушерско-гинекологическое общество в Петербурге, а также занимал должность председателя Хирургического общества Пирогова.
Караваев В.А. - декан медицинского факультета киевского bмператорского университета Святого Владимира, доктор медицины, заслуженный профессор, который отдал науке и медицине всю свою жизнь, вследствие чего воспитал целое поколение специалистов-хирургов [3, 4].
Владимир Афанасьевич провел более 1600 успешных оперативных вмешательств, никогда не ограничивая практическую хирургию конкретной областью: он занимался и оперативным вмешательством в перикард, и пластикой, и оперативной офтальмологией.
Шимановский Ю.К. - доктор медицины, профессор, профессиональный пластический хирург, автор более 80 новых хирургических инструментов.
Юлий Карлович в своем труде "Руководстве по оперативной хирургии" поэтапно описал применение наркоза на операциях. Его работа "Операции на поверхности человеческого тела" Список литературы
1. Беккерс Людвиг Андреевич // Русский биографический словарь. Т.2. Алексинский - Бестужев-Рюмин / изд. под наблюдением пред. Императорского Рус. ист. о-ва А.А. Половцова. - СПб.: Типография Главного Управления Уделов, Моховая, №40, 1900. - С. 666.
2. Волкович В.А. Друг человечества. Н.И. Пирогов /В.А. Волкович. - СПб.: Богдановой О.В., 1910. - 159 с.
3. Караваев Владимир Афанасьевич //Большая медицинская энциклопедия. Т.10. Кабаков - Коалесценция / гл. ред. Б.В. Петровский. - 3-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1979. - С. 106-107.
4. Караваев Владимир Афанасьевич // Энциклопедический словарь. T.XIV (27) : Калака - Кардам / под ред. И.Е. Андреевского; издатели: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - СПб.: Типо-Литография И.А. Ефрона, 1895. - С. 425.
5. Кира Е. Ф. Основоположник Российской гинекологии Александр Александрович Китер / Е. Ф. Кира, И. Ф. Фаткуллин //Казанский медицинский журнал. - 2014. - №2. - С. 163-168.
6. Кистенева О.А. Жизнь и деятельность сподвижника Пирогова, отечественного хирурга Юлия Карловича Шимановского (к 150-летию со дня смерти) /О.А. Кистенева, О.В. Зелова, И.С. Султанов//Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2018. - №3 (22). - С. 14-17.
7. Крассовский Антон Яковлевич // Большая медицинская энциклопедия. Т.11. Коамид - Криотерапия / гл. ред. Б.В. Петровский. - 3-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1979. - С. 511.
8. Курыгин А.А. Александр Александрович Китер (1813-1879) /А.А. Курыгин //Вестник хирургии. - 2015. - №5. - С. 912.
9. Логинов А.Б. А.Я. Крассовский (1821 -1898). К 195-летию со дня рождения / А.Б. Логинов //Акушерство, гинекология и репродукция. - 2017. - №3. - С. 127-132.
10. Минеева Л.В. Память о Склифосовском Николае Васильевиче / Л.В. Минеева // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - №2 (13). - С. 82-86.
11. П.П. Заблоцкий-Десятовский - крупный отечественный хирург, педагог, ученый (к 200-летию со дня рождения) / И.Д. Косачев [и др.] //Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2014. - №2. - С. 261-266.
12. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения /Н.И. Пирогов. -М., 1953. - С. 113-119.
(1865) в 1866 году была удостоена премии им. Буша И.Ф. [21].
В 1867 году был удостоен почетного отзыва на международной выставке в Париже за коллекцию изобретенных инструментов.
Выводы. 1. Наследие Николая Ивановича Пирогова - это не только значимые научные открытия в области хирургии, но и создание собственной научной школы, "ученики" которой смогли продолжить дело наставника -величайшего хирурга Российской империи.
2. Сущность взаимоотношений школы и жизни, определение ценностей школьного образования, использование ресурса школы для подготовки человека к самостоятельной научной деятельности и уточнение миссии учителя - это, по мнению Николая Ивановича, основные положения, от отношения к которым зависит качество образования.
3. Николай Иванович Пирогов сформулировал следующие концепции образования: школа должна обучать деятельному мышлению и готовить к вызовам реальности; обучаясь науке, человек должен преисполниться духовно; образование должно быть общедоступным и аполитичным.
4. Ученики главного русского хирурга XIX века внесли весомый вклад как в развитие здравоохранения и образования в Российской империи, так и во всемирную медицинскую науку, сформировав собственные научно-исследовательские школы.
13. Пирогов Н.И. Вопросы жизни / Н.И. Пирогов. - М.: АПН РСФСР, 1952. - С. 55-85.
14. Пирогов Н.И. О предметах суждений и прений педагогических советов гимназий / Н.И. Пирогов // Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения /Н.И. Пирогов. -М., 1952. - С. 752 с.
15. Пирогов Н.И. Письма из Гейдельберга / Н.И. Пирогов // Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Пирогов. - М.: Педагогика, 1985. - С. 384-408.
16. Пирогов Н.И. Университетский вопрос /Н.И. Пирогов. - СПб., 1863. - С. 67.
17. Пирогов Н.И. Чего мы желаем? /Н.И. Пирогов //Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения /Н.И. Пирогов.
- М.: Педагогика, 1985. - С.112-114.
18. Пирогов Н.И. Школа и жизнь /Н.И. Пирогов //Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения /Н.И. Пирогов.
- М, 1952. - 752 с.
19. Серов Н.Д. Николай Васильевич Склифосовский как выдающийся ученый / Н.Д. Серов // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - №2 (13). - С. 114-116.
20. Степин В.С. Теоретическое знание /В.С. Степин. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 740 с.
21. Шимановский Юлий Карлович //Большая медицинская энциклопедия. Т.27. Хлоракон - Экономика здравоохранения /гл. ред. Б.В. Петровский. - 3-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1986. - С. 434-435.
• Научный руководитель: к.м.н., доц. Григорьев О.Г.