Section 3. History and archaeology
Благородный человек, адиб, достигший высот стихосложения. Автор урджузы под названием ‘Укуд ан-низам фи ман валла Миср мин ал-хуккам («Упорядоченный свод тех, кто правил Египтом»), в которой множество рассказов и преданий. Умер 12 джумада второго 710 г. (15 октября 1311) [5, 54].
Али ибн Абдаллах ибн Абу-л-Хасан ибн Абу Бакр ал-Ардабили, Тадж ад-Дин Абу-л-Хасан ат-Табризи аш-Шафи’и; родился в 667 г. (1268). После исправил дату своего рождения на 677 год (1278). Грамматике и фикху учился у Руки ад-Дина ал-Хадиси, риторике у Низам ад-Дина ат-Туси, медицине и логике у Бурхан ад-Днна Аб-даллаха, комментариям к ал-Хаджибийя у самого автора Руки ад Дина ас-Саййида, законоведению у Ала’ ад-Дина ан-Ну’мана ал-Хорезми, математике и механике у философа эпохи файласуф ал-вакту Джамал ад-Дина Хасана аш-Ширази, лаконичности в фикхе у шейха Сирадж ад-Дина ал-Ардабили, наследственному праву и дифференциальным уравнениям у Салах ад-Дина ас-Сафади, суние у Фахр ад-Дина Джараллаха ал-Джандари. Все эти науки изучал до 30 летнего возраста. После 716 г. (1316) выехал в Багдад, где продолжал совершенствоваться в науке. В 722 г. (1322) уехал в Египет, где вскоре стал признанным авторитетом в различных науках. У него было множество учеников. Умер в Каире 17 рамадана 746 г. (11 января 1346) [5, 143-144].
Нафис ибн Давуд ибн Анан ад-Дарди ат-Табризи.
В 654 г. (1656) переехал в Каир, где учился врачеванию у евреев, которые были довольны своим учеником. Об этом узнал наместник султана эмир Кубилай и Нафис вскоре вылечил его от ревматизма. Эмир подарил ему мула, но тот отказался от подарка. Он достиг совершенства в искусстве врача и в знании лекарств. Затем принял ислам и получил наделы икта. После него ислам приняли многие его последователи и ученики [3, 169].
Умар ибн Илйас ибн Йунис ал-Мараги. Абу-ал-Касим ас-Суфи Камал ад-Дин; родился в Азербайджане в 643 г. (1245). В 729 г (1328) переехал в Дамаск. Ему в это время было более 80 лет. До этого 30 лет жил в Иерусалиме и 15 лет в Каире. Был учеником Насир ад-Дина ат-Туси. [5, 232].
Йусуф ибн Абдаллах ал-Ардабили, автор двухтомного сочинения Китаб ал-анвар фи-л-фикх. В 779 г. (1377) жил еще в Ардабиле и был шейхом Востока своей эпохи. Обладал большим авторитетом и имел большой вес в науке. Прожил 70 лет. Он — дед шейха Джалал ад-Дина Убайдаллаха сына шейха Тадж ад-Дина ‘Ауда ибн Мухаммада ал-Ардабили, урожденного аш-Ширвани. Умер в 799 г. (1396) [5, 259].
Асил ибн аш-шейх Насир ад-Дин Мухаммад ибн Мухаммад ат-Туси; имел большой авторитет у монголов. Управлял вакфами государства и обсерваторией в Марате. Умер в сафаре 715 г. (7. V - 4. VI 1315) [5, 417].
Список литературы:
1. Буниятов З. М. Выдающиеся личности Азербайджана в сочинении Ибн ал-Фувати «Талхис Маджма' ал-Адаб фи Му'джам ал-Алкаб». Известия АНАзССР, - 1970. - № 3-4. Серия истории, философии и права, - С. 157-173.
2. Салах ад-Дин ибн Халил ибн Айбек ас-Сафади Китаб ал-вафи вил вафайат («Подробный [реестр] кончин»), ч. II. -Стамбул, 1949, - 360 с.
3. Тадж ад-Дин Абу Наср Абд ал-Ваххаб ас-Субки Табакат аш-шифийя ал-кубра («Классы знаменитых шафиитов»), -Халеб, 1958, - 385 с.
4. Шамс ад-Дин Мухаммад ибн Абд ар-Рахман ас-Сахави ад-Да'ал-лами' ли-ахл ал-карн ат-таси' («Свет, сверкающий на людей девятого века [хиджри]»), - Каир, 1966, - 265 с.
5. Шихаб ад-Дин Ахмад ибн ал-Хаджар ал-Аскалани ад-Дурар ал-Камина фи а’йан ал-ми’а ас-самина («Скрытые жемчужины в биографиях видных людей восьмого века [хиджры]»), - Каир, 1966, - 420 с.
Starostenkov Nikolaj Vasilievich, Russian state social university, Doctor of historical science, Professor, Head of Department of history of the Fatherland E-mail: [email protected]
The legacy of the Fathers of the Church and its role in the formation of spiritual values of youth
Abstract: The article reveals the role of the Fathers of the Church and modern values in the system of spiritually-moral education of youth, indicated the specificity of interaction of the Russian Orthodox Church, the scientific and pedagogical community and youth organizations.
Keywords: History, the Russian Orthodox Church, The legacy of the Fathers of the Church, spiritually-moral education, state youth politics, youth organizations.
48
The legacy of the Fathers of the Church and its role in the formation of spiritual values of youth
Старостенков Николай Васильевич, Российский государственный социальный университет, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Отечества E-mail: [email protected]
Наследие Отцов Церкви и его роль в формировании духовных ценностей молодежи
Аннотация: В статье раскрывается роль исторического наследия Отцов Церкви и современного значения в системе духовно-нравственного воспитания молодежи, обозначена специфика организации взаимодействия Русской Православной Церкви, научно-педагогического сообщества и молодежных движений.
Ключевые слова: история, Русская Православная Церковь, наследие Отцов Церкви, духовно-нравственное воспитание, государственная молодежная политика, молодежные движения.
Очевидный в последние годы рост интереса российского общества к православным традициям и ценностям сделал очевидным для нас утверждение, что изучение и современное прочтение наследия средневековых христианских теологов, признанных «Отцами Церкви» перешагнуло внутрицерковные рамки и превратилось в научно-общественную задачу глобального значения.
Все больший и больший интерес эта проблема вызывает у международного философского и теологического сообщества. Более того, уже шестая по счету встреча ученых европейских стран, изучающих средневековых христианских писателей, наследие Отцов Церкви, которая состоялась в венгерском городе Эстергом, способствовала выработке более четкого взгляда на формирование средневекового и современного христианского мировоззрения [1].
Не случайно известный богослов митрополит Дио-клийский Каллист отмечал: «Православный христианин ... должен рассматривать отцов не только как наследие прошлого, но как живых свидетелей и современников» [2].
Действительно, духовное наследие Отцов Церкви может и должно сыграть важнейшую роль в формировании системы духовных ценностей молодежи в условиях современной России.
В этой связи для нас сегодня особое значение приобретает идея необходимости тесной, живой связи между Церковью и миром. «Именно так, — по мнению митрополита Иллариона, — смотрел на вещи Григорий Богослов, в котором безусловная преданность православной вере и личная святость сочетались с открытостью ко всему лучшему, что накоплено человечеством вне христианства».
В наши дни прочность и живость этой связи во многом зависит от того, в какой мере налажено сотрудничество между Церковью и научно-педагогическим сообществом, насколько полно в его ходе учитываются достижения современной науки.
Для нас исключительное значение приобретает совместная деятельность по реализации принципа общей ответственности Православной Церкви и научно-
педагогического сообщества за воспитание молодых граждан нашей страны.
В такой деятельности трудно переоценить значение богословского наследия Отцов Церкви, которое является не только «ключом к культуре в Средневековья», но и даже нового и новейшего времени. Именно Православие на протяжении столетий являлось, по сути, стержнем русской культуры. Поэтому духовность, высокая нравственность, которую несет наследие Отцов Церкви, как никогда необходимы нашему обществу и, прежде всего, нашей молодежи.
Вовлечение студенчества в участие в социально-значимых мероприятиях, встречи со священнослужителями; деятельность в рамках ежегодных пасхальных акций; участие в издательско-просветительских проектах, направленных на пропаганду христианских ценностей, наследия Отцов способны создать исключительно благоприятные условия для распространения в молодежной среде этических, культурных и воспитательных ценностей русской православной культуры, для формирования у молодых граждан России стиля поведения и образа жизни, соответствующих этим идеалам и ценностям.
Важным направлением совместной деятельности научно-педагогического сообщества и Русской Православной Церкви может стать изучение вызовов нашему государству, обществу, РПЦ, нашим культурным ценностям, порожденных всемирным кризисом, процессами глобализации, переходом к информационному обществу и совместный поиск адекватных ответов на них.
Если раньше считалось, что формирование информационного общества ведет к лишь серьезным изменениям в массовом сознании в виде его унификации, то теперь понимаем, что эти процессы встречают резкое отторжение со стороны части молодежи. Своевременно не получая необходимой духовной поддержки, часть представителей православной молодежи начинает искать ее в других формах и, зачастую, находит, но в тех структурах, организациях и псевдообъединениях, которые отнюдь не заинтересованы в духовном развитии молодежи, а наоборот, нацелены на ее использование в корыстных целях.
49
Section 3. History and archaeology
Это проявляется в возникновении разнообразных форм религиозно-гражданской жизни, среди которых особую опасность представляют так называемые тоталитарные секты.
Изучать условия возникновения различных форм религиозно-гражданской жизни, вырабатывать социально-приемлемые формы работы с ними — еще одно направление совместной работы научно-педагогического сообщества и Русской Православной Церкви. Без этого нельзя преодолеть крайне тревожную для Православия тенденцию увеличения опережающими темпами роста численности других конфессий (а зачастую и сект) за счет прозелитистской деятельности на территориях традиционного расселения православных христиан.
Более того, организаторами целого ряда громких террористических актов были молодые люди, отказавшиеся от своей веры и попавшие по влияние идей ваххабизма. Нас не может не тревожить и то обстоятельство, что от 3 до 8 % боевиков-террористов — неофиты, люди — отказавшиеся от своей религии и принявшие ислам. Среди них — значительное число — бывшие православные христиане.
Таким образом, результатом происходящих в российском обществе социальных процессов является совокупность вызовов всей системе традиционных, свойственных нашему обществу культурных ценностей. Наиболее дальновидные теологи и священнослужители не случайно подчеркивают, что: «... изучение Отцов дает нам возможность понять традицию, к которой мы принадлежим, воспринять ту самую «веру отеческую», которую сохранили для нас духовные писатели Восточной Церкви, войти в обладание сокровищницей православного Предания» [2].
Изучение происходящих процессов, выработка конкретных рекомендаций по преодолению их негативных последствий, разработка системы ценностных ориентаций, построенных на заветах Отцов Церкви, которая бы позволила людям успешно и достойно существовать в новых условиях — вот еще одна точка приложения усилий православных молодежных движений, научно-педагогического сообщества и священнослужителей РПЦ.
Но добиться успеха на этом направлении деятельности можно лишь при учете социально-психологических особенностей, присущих молодежи, среди которых одной из важнейших является «беспокойство духа», поиск идеала.
В поисках своего жизненного пути молодые люди обращаются к деятельности Русской Православной Церкви, в ожидании ответа на те непростые вопросы, которые ставит перед ними сложная, изобилующая на неблагоприятные сюрпризы окружающая действительность.
Следует всемерно поддерживать, вытекающее из социально-психологических особенностей молодежи ее стремление к самоорганизации.
Если дать возможность раскрыться способностям молодежи, направить ее энергию в нужное русло, то можно получить весьма значимый результат.
Сегодня одним из направлений работы в этой области стало создание в системе взаимодействия студенческой молодежи и научно-педагогического сообщества движения православной молодежи, получившее название «Василиевцы».
Безусловно, важным вопросом, от которого во многом зависит успех деятельности этих замечательных молодых людей, является их духовное окормление, их духовное руководстве со стороны опытных наставников, в том числе, и для изучения под их руководством наследия Отцов Церкви.
Разнообразные формы работы с молодежью, знание наследия Отцов Церкви помогли бы молодому человеку среди лавины современных мировоззренческих течений не сбиться с правильного пути, не увлечься «учениями чуждыми» (Евр. 13:9) [2]. Они, несомненно, способствовали бы укреплению нашего общества, помогали бы молодым людям найти себя, найти свое место в жизни, найти те цели и задачи, участие в решении которых приведет их к духовному обогащению, приобщает к деятельности, поистине великой — служению своему Отечеству.
Это важное направление, на котором совместные действия РПЦ, научно-педагогического сообщества и Василиевцев могли бы не только принести большую пользу, но и дать общественно значимый результат: выработать и освоить возможные форматы позитивного присутствия религиозных организаций в жизни университетского сообщества, их участия в учебно-воспитательном процессе.
Однако процесс этот очень сложен. Он требует времени и даже определенной перестройки мировоззрения, которое у многих преподавателей сформировалось еще в советский период нашей истории.
Более того, успешное развитие этого процесса во многом зависит от того, сможем ли мы решить некоторые вопросы, которые существуют во взаимоотношениях ВУЗа и религиозных организаций, и которые, если их замалчивать, могут превратиться в серьезные проблемы.
Одна из них — противоречие между естественно-научной и религиозной картиной мира.
Для нас это противоречие должно стать объектом глубокого изучения философами, историками, теологами и другими специалистами гуманитарного и естественнонаучного профиля.
Замалчивание существующего противоречия, игнорирование его, даже в интересах сохранения кажущегося единства, исключительно опасная тактика, хотя и сулящая некоторые выгоды в ближайшей перспективе, но неминуемо ведущая нас к стратегическому поражению, ибо дает нашим противникам в борьбе с нами огромное преимущество.
В этом нам предстоит на деле опереться на широту взглядов и интересов, которая «характеризует многих великих Отцов Церкви, но ее очень не хватает некоторым сегодняшним православным христианам, которые уверены
50
The legacy of the Fathers of the Church and its role in the formation of spiritual values of youth
в несовместимости православия с ученостью, творчеством, искусством, которые выступают против открытого и творческого отношения к жизни» [2].
Совместная работа над этой проблемой станет гарантией, важным условием дальнейшего объединения наших усилий на пути решения задач, стоящих перед российским обществом сегодня.
Важным принципом совместной работы научно-педагогического сообщества, Русской Православной церкви и движений православной молодежи должно стать внимательное отношение ко всем предложениям, ко всем пожеланиям, которые высказываются заинтересованными в укреплении единства нашего общества лицами.
Отказываться от разнообразных инициатив не следует хотя бы потому, что они, как правило исходят от людей, искренне готовых не жалея себя работать в интересах нашего общего дела. Именно в подвижнической деятельности такого рода и могут сформироваться носители подлинного морально-нравственного авторитета, те личности, по которым так истосковалась душа русского человека.
Весьма непростой, но не менее значимой является проблема создания эффективной системы межконфессионального диалога и сотрудничества. Важным аспектом в решении данного вопроса может стать грамотная организация процесса информационно-коммуникационного взаимодействия государства и общества [3].
Среди студентов и преподавателей есть представители разных конфессий. Поэтому ускоренная теоретическая разработка этой проблемы с целью поиска таких форм организации совместной деятельности, которые бы не разъединяли людей по признаку принадлежности к той или иной конфессии, а объединяли бы их в единую, дружную, эффективно действующую семью — должна стать одной из приоритетных задач. Роль наследия Отцов Церкви в этом, трудно переоценить.
И, наконец, еще одним важным направлением деятельности научно-педагогического сообщества, Русской Православной Церкви и молодежных православных движений должна стать совместная научно-исследовательская работа по изучению нашего общества, совместный поиск наиболее эффективных форм и методов работы в современных условиях.
В связи с этим одним из важнейших направлений исследований должно стать изучение роли Русской Православной Церкви жизни современного общества [4].
К сожалению, в силу воздействия целого ряда факторов, уже в недалеком будущем нам следует ожидать существенного снижения роли религиозного фактора в жизни общества. Более того, исследователи уже фиксируют наличие секулярных, антиконфессиональных тенденций в политике [5].
Особым предметом изучения должно стать несоответствие скорости демократических преобразований в российском обществе и церковной жизни. Многие молодые граждане нашей страны, в сознании которых укоренились демократические ценности, весьма настороженно относятся к статике церковной жизни, более того, дистанцируются от церкви.
Однако без определенного движения Церкви навстречу мирянам возрождение и укрепление православных традиций в Российской Федерации, в государстве в котором большинство населения на самом деле уважало бы христианские ценности, невозможно.
Таким образом, важнейшей задачей сегодня была и остается необходимость сохранения и преумножения всего положительного, что уже удалось создать совместными усилиями Русской Православной Церкви, научно-педагогического сообщества и православных молодежных движений.
Однако решить ее без обеспечения практической актуализации потенциала такой безусловной ценности, как наследие Отцов Церкви, вряд ли удастся.
Список литературы:
1. Муравьев А. Кто, как и зачем изучает наследие отцов Церкви//Полит.ру. - 23 октября 2012. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://polit.ru/article/2012/10/23/patrologs/
2. Илларион (Алфеев). Святые отцы - не музейный экспонат//Нескучный сад. - 22.08.2008. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.nsad.ru/articles/svyatye-otcy-ne-muzejnyj-eksponat
3. Рудницкая А. П., Плетнева Н. С., Беслекоева Э. М. Государственная информационная политика: механизмы, тен-денцииразвития, специфика, терминология. - Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. -№ 11-2. - С. 231-234.
4. Романова Д. Ю. Влияние религиозного фактора на политические процессы в современном российском государстве. -Научная перспектива. - 2014. - № 10. - С. 46-48.
5. Материалы «круглого стола» «Влияние религиозного фактора на политические процессы в странах Ближнего Востока». - М. - 28.06.2007. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/ text/262605.html
51