Научная статья на тему 'Ученые Азербайджана в сочинениях Средневековья'

Ученые Азербайджана в сочинениях Средневековья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
422
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математика / астрономия / философия / mathematics / astronomy / philosophy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Солтанова Назиля Багировна

Пользуясь исследованиями академика З. М. Буниятова, был получен интересный материал об ученых Азербайджана средневекового периода. Мы постарались выделить имена учёных, деятельность которых касалась точных наук, медицины и философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Azerbaijanian Scientists the writings of the Middle Ages

Using researches of academician Z. Bunyadov was obtained interesting stuff about scientists of Azerbaijan of medieval period. We have tried to identify the names of scientists, whose activities were in the sciences, medicine and philosophy.

Текст научной работы на тему «Ученые Азербайджана в сочинениях Средневековья»

Azerbaijanian Scientists the writings of the Middle Ages

Soltanova Nazilya Baguir, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Institute of Physics of NASA, Institute of Physics G. M. Abdullaev, National Academy of Sciences

E-mail: muzeyfizika@yahoo.com

Azerbaijanian Scientists the writings of the Middle Ages

Abstract: Using researches of academician Z. Bunyadov was obtained interesting stuff about scientists of Azerbaijan of medieval period. We have tried to identify the names of scientists, whose activities were in the sciences, medicine and philosophy.

Keywords: mathematics, astronomy, philosophy.

Солтанова Назиля Багировна, Кандидат исторических наук, Доцент Института физики НАНА Институт физики им. Г. М. Абдуллаева Национальной Академии Наук Азербайджана E-mail: muzeyfizika@yahoo.com

Ученые Азербайджана в сочинениях Средневековья

Аннотация: Пользуясь исследованиями академика З. М. Буниятова, был получен интересный материал об ученых Азербайджана средневекового периода. Мы постарались выделить имена учёных, деятельность которых касалась точных наук, медицины и философии.

Ключевые слова: математика, астрономия, философия.

Средневековый период развития науки на Востоке был достаточно плодотворным. Ученые Азербайджана сыграли свою роль в этом развитии. Учёные того времени были многогранными, имели красивый почерк. Большая их часть были литераторами, поэтами, кадыями - законоведами. Ученые-энциклопедисты были врачами, астрономами, математиками и одновременно правоведами. Философия и логика были ведущими предметами средневековой науки. В трудах, оставленных нам со средневековых времен, мы постарались выделить имена учёных, деятельность которых была в области точных наук, медицины и философии. Пользуясь исследованиями академика З. М. Буниятова мы получили интересный материал об ученых Азербайджана того времени.

В статье отмечены пять сочинений Средневековя, где отмечены ученые Азербайджана, которые были философами, врачами, астрономами, математиками. Ученые того времени будучи врачами, астрономами, математиками, естественно, были и философами. Поэтому, в информациях о них часто одновременно пишется врач и философ или астроном и философ и т. п.

Камал ад-Дин Абу-л-Фадл Абд ар-Раззак ибн Ахмад ибн Мухаммад (Ибн ал-Фувати ал-Багдади). Он является автором огромного числа сочинений, среди которых 50-томное — «Маджма' ал-Адаб ал-мраттиб 'ала' му'джам ал-асма'фи му'джам ал-алкаб» («Собрание сведений, составленных в алфавитном порядке имен в Словаре титулов»). Но до нас дошёл лишь сокращённый вариант этой работы - Ибн ал-Фувати создал также почерк

«сульс» и разновидность почерка «та'лик». Ал-Фувати был хранителем Марагинской библиотеки. Он умер в возрасте 81 года, в 1326 году.

Из сочинения «Талхис маджма' ал-адаб фи му'джам ал-алкаб» («Сокращенный сборник сведений в Словаре титулов») Ал-Фувати получена следующая информация:

Фахр ад-Дин Абу-л-Макарим Ахмад ибн ал-кадый Маджд ад-Дин Абдаллах ибн Имам ад-Дин Умар ибн Мухаммад ибн ал-Ху-сайн аш-Шариф ал-Хусайни ат-Табризи, финансовый инспектор и секретарь (хасиб, ка-тиб) [1, 85].

Фахр ад-Дин Ахмад ибн Усман ал-Мараги ал-Амин,

архитектор обсерватории в Mapam Мавлана Насир ад-Дин Мухаммад ат-Туси доверял ему во всем, что приобретал и реализовал [1, 91].

Фахр ад-Дин Ахмад ибн Ариб-шах ибн Али ибн Джабраил ан-Нахичевани Абу Абдаллах, видный врач [1, 95].

Фахр ад-Дин Абу-л-Касим Ахмад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн ал-Хасан ат-Туси Мухтаддан ал-Мараги,

мунаджжим (астроном) по рождению, судья, мутавалли вакфов. Младший брат мавлана Насир ад-Дина ат-Туси. Служил Аргуну, сыну султана Абага. Убит в Сивасе 21 зуль-хиджжа 700 года (27. VIII 1301). Останки перевезены в Марагу и захоронены рядом с братом [1, 102].

Фахр ад-Дин Абу Бакр Ахмад ибн Мика’ил ибн Абдаллах ал-Конийави, врач, житель Табриза. Он занимался медициной у Баха’ ад-Дина Абд ас-Саййида

45

Section 3. History and archaeology

ибн Исхака ибн Йайха ал- Исра’или, известного как Ибн ал-Мухаззиб ал-Йахуди («Еврей - воспитатель») который был глазным врачом и умер в 715 году. Его устаз (профессор) Ибн ал-Мухаззиб принял ислам от врача Бадр ад-Дина Хасана ибн Худа. Он родился в Коние в 663 году (24. X 1264 -12. X 1265), затем переехал в Египет, где занимался врачеванием, а потом переехал в Дамаск, где практиковал у Ибн ал-Мухаззиба [1, 108].

Фахр ад-Дин Абу-л-Фадл Абд ал-Азиз ибн Абд ал-Джаббар ибн Умар ал-Хилати, врач. Был одним из пятерых врачей-мудрецов, которые служили при Марагин-ской обсерватории в дни правления величайшего султана Хулагу в 657 году (29. XII 1258 -17. XII 1259). Старшим среди этих пятерых был Насир ад-Дин ат-Туси, далее Фахр ад-Дин ал-Хилати, Фахр ад-Дин ал-Мараги, Му’аийид ад-Дин ал-Уради и Наджм ад-Дин ал-Казвини. Это те самые, которых выбрал мавлана Насир ад-Дин ат-Туси, и султан выделял средства по их требованию. Фахр ад-Дин был искусным по врачебной науке. Родился он в 587 году (29. I 1197-17. I 1198) и умер в Магзаге в шаввале 680 года (13. I -10. II 1282) [1, 215-216].

'Изз ад-Дин Абу Мухаммад Абд ал-Ваххаб ибн Ибрахим ибн Мухаммад ал-хариджи, житель Табриза. Он был достойным ученым, знатоком логики, передатчиком мудрым и знающим. Когда в Тебриз прибыл мавлана Насир ад-Дин Туси, он попросил Абд ал-Ваххаб сочинить для него что-либо по астрономии. И он сочинил для него «ат-Тазкиру». Умер он в 660 году (26.XI 1261-14. XI 1262) [1, 274-276].

Фахр ад-Дин Абу-л-Лайс Мухаммад ибн Абд ал-Малик ибн Абу-л-Харис ибн Сумайм ал-Мараги ал-мухандис ар-расади (инженер обсерватории). Один из четырех руководителей обсерватории, о которых мавлана Насир ад-Дин ат-Туси упоминал в присутствии султана Xулагy и которые должны были строить обсерваторию. Это — Фахр ад-Дин ал-Ма-раги, Фахр ад-Дин ал-Хилати, Му’анйид ад-Дин ал-Уради и Наджм ад-Дин ал-Казвини. Он был сведущим человеком в астрономии, геометрии и законах. Он написал много книг по математике. Он лично руководил строительством качающейся башни, которую сделали для султана, и которая состояла из трёх линий (вращающийся квадрант). Он родился в 583 году (13. III 1187-1. III 1188) и умер в сафаре 667 года (10. X -7. XI 1268) [1, 339].

' Изз ад-Дин Абу Абу-л-Фадл Мухаммад ибн Йахйа, переселился в Табриз из Саве, астроном. Умер он в Тебризе в 694 году (21.XI 1294 -9. XI 1295) и похоронен в Джа-рандабе [1, 344].

Фарид ад-Дин Абу-л-Хасан Али ибн Хайдар ибн Али ат-Туси, ар-Расади, ал-хаким. Прибыл в Марагу в 657 году (29. XII 1258 -17. XII 1259) к мавлана Насир ад-Дину ат-Туси и находился на его службе до тех пор, пока не было заложено здание обсерватории. Его сын служил при сыне мавлана - Асил ад-Дине ал-Хасане - в 708 году (21. VI 1308-

10. VI 1309). Он умер в 699 году (28. IX 1299-15 IX 1300) [1, 464-465].

Кутб ад-Дин Абу-с-Сана’ Махмуд ибн Мас’уд ибн ал-Муслих аш-Ширази, по происхождению ал-Казируни, ученый инженер, кадый кадыев в Румском султанате, житель Табриза. Он прибыл в Марагу к Насир ад-Дину ат-Туси в 658 году (18. XII 1259 -5. XII 1260) и занимался у мавлана математическими науками, логикой он занимался у Наджм ад-Дина ал-Казвини, астрономией и разновидностями геометрии у Му’аййид ад-Дина ал-Уради. Все лекции он записывал. Получил должность кадыя в Румском султанате и некоторое время находился в Сивасе. Затем прибыл в Азербайджан и поселился в Табризе. Он родился в 630 году (18. X 1232-6. X 1233). Умер он в рамадане 710 года (22. I — 20. II 1311) и похоронен в Джарандабе.

Камал ад-Дин Абу-л-Фалл Мухаммад ибн Абу-л-Фада'ил ан-Нахчывани, врач, суфий. Он был весьма образованным человеком, обладающим познаниями в диагностике, профилактике и лечении. Он прибыл в Ахар на службу к мавлане Кутб ад-Дину ал-Ахари. Здесь он носил суфийскую хирку и жил в завие мавланы.

Му’аййин ад-Дин Абу-л-Фадл_Бахтийар ибн Му-ханна ибн Абд арх-Рахман аш-Ширвани, философ. Был весьма приятным шейхом и литератором. Он прибыл к нам в Марагу в 662 году (1264) в присутствие мавлана ас-саида Насир ад-Дина Аби Джафара ат-Туси. Затем он отправился на его службу в войсковой лагерь великого султана Хулагу, который раскинулся на берегу реки Джагату, в окрестностях Мараги. Он умер в Табризе в месяце раби’ I 665 года (декабрь 1266).

Муваффак ад-Даулла Исма’ил иби Аби Мансур ал-Исра'или ал-Абхари, врач. Философ. Из рода известных философов и врачей.

Гийас ад-Дин Абу Наср Мухаммад ибн Абдаллах ибн Аббас аш-Ширвани, кадый, философ.

' Айн ад-Кудат Абу-л-Ма'али Абдаллах ибн Мухаммад ибн Али ал-Аллама ал-Майанаджи; суфий, факих, философ [1, 1130-1132]. Имам Абу-л- Хасан ал-Байхаки в «Добавлении к «Тарих ал-Хукама'» [1, 123] говорит: «Он был одним из учеников Садр ал-маша'иха Мухаммада ибн Хам-мавейха и имама Абу-л-Футуха Ахмада ибн Мухаммада ал-Газали. Он родился в 490 году (19. XII 1096 -8 XII 1097). Он был факихом, имевшим склонность к суфиям. О был распят в Хамадане 7 Джумада II 525 года (7.V 1130)».

Салах ад-Дин ибн Халил ибн Айбек ас-Сафади (1296-1363) — ученый биограф, писатель — полигистор, автор сочинения Китаб ал-вафи вил-вафайат («Подробный [реестр] кончин») [2].

Шамс ад-Дин Мухаммад ибн Ахмад ибн Салах аш-Ширвани, суфий, шейх ханаки «аш-Шихабийя». Он был знатоком звезд, астрологии и юриспруденции. читал лекции по философии. Шейх имам Шамс ад-Дин Мухаммад ибн Ибрахим, известный по имени Ибн ал-Акфани (он умер от чумы в 1348 г.) говорил мне (т. е. ас-Сафади): «Шейх Шамс ад-Дин ас-Суфи занимался со мной изучением Иша-рат Абу Али ибн Сины в ханаке Са’ида ас-Су’ада’ в Каире в конце 698 или начале 699 года (1298-99). Он говорил мне:

46

Azerbaijanian Scientists the writings of the Middle Ages

«Я изучал «Комментарии к Комментариям Ишарат» у Хваджи Насир ад-Дина ат-Туси, который изучал сами «Комментарии» у шейха Кутб ад-Дина Ибрахима ал-Мисри, который изучал их у великого имама Фахр ад-Дина ар-Рази, который изучал их у шейха Шараф ад-Дина Мухаммада ал-Мас’уди, который изучал их у шейха Абу-л-Фатха Мухаммада, известного как Ибн ал-Хайсам который изучал их у ученика самого Ибн Сины Бахманйара, который изучал их у самого автора — Ибн Сины». Шамс ад-Дин аш-Ширвани умер в 699 году (28. IX 1299-15.IX 1300) [2, 142-113].

Шараф ад-Дин Мухаммад ибн Абу Бакр Абу Абдаллах ал-Ардабили, суфий, благочестивый шейх. Он был весьма набожным улемом и обладал огромной памятью. Он всегда был нужен людям, которые учились у него мудрости. Он преподавал в медресе «ас-Сумайсатийя», где у него была уединенная келья, в которой он постигал учение суфиев. Умер он 4-мухаррама 675 года (18. VI 1276) и был похоронен рядом со своим учителем — шейхом Бурхан ад-Дином ал-Маусили, известным как Ибн ал-Хулванийя, близ могилы Сухайба ал-Руми. Ему было около семидесяти лет [2, 264].

Тадж ал-Дин Мухаммад ибн Хасан ал-Урмави, ша-фиит, мударрис в медресе «аш-Шарафийя» в Багдаде. Он был сподвижником имама Фахр ад-Дина ар-Рази. Он пользовался большим влиянием и уважением среди многих ученых мужей. Умер он в 653 или 655 году (1255 или 1257) в возрасте приблизительно 80 лет. Он автор Китаб ат-тахаййул [2, 353].

Тадж ад-Дин Абу Наср Абд ал-Ваххаб ас-Субки

(1327-1370), богослов и юрист, автор сочинения Табакат аш-шифийя ал-кубра («Классы знаменитых шафиитов») [3].

Мухаммад ибн Хабитуллах иби Абдаллах шейх Садид ад-Дин ас-Салмаси. Был философом. Преподавал в медресе «ан-Низамийя» в Багдаде, умер в ша’бане 564 года (май 1169) [3, 23].

Тадж ад-Дин шейх Али нбн Абдаллах ибн Абу-л-Хасан ибн АбуБакр ал-Ардабили ат-Табризи. Переселился в Каир. В своей стране прославился как знаток большинства наук — рационализма, фикха, грамматики, математики и права. Учился у Кутб ад-Дина аш-Ширази, Ала’ ад-Диня ан-Ну’мана ал-Хорезми и др. Он был великим и известным ученым, имел множество учеников и был уважаем среди суфийских шейхов. У него есть также труды по толкованию хадисов, по праву и математике. Он считал важным обучать своих учеников каждой науке. Умер он в Каире в рамадане 746 года (1345) [3, Т. X. с. 137-138].

Абдаллах ибн Йусуф ибн Абд ал-Кадир Абу-л-Музаффар, родом из Азербайджана. Учился он в Багдаде у Муджир ад-Дина ал-Багдади. Преподавал в медресе «ан-Низамийя» [3, 142].

Ганим нбн ал-Хусайн Абу-л-Гана’им ал-Мушили,

из рода сирийца Мушила. Врач, христианин, родом из Урмии, города в Азербайджане Умер в Урмии в 525 году (1131) [3, 256].

Шейх Hyp ад-Дин Фарадж ибн Мухаммад ибн Абу-л-Фарадж ал-Ардабили. Он имел много учеников. Он является автором комментариев к ал-Мин хадж ал-Байдави по фикху и комментариев к ал-Минхадж ан-Нури. Он знал произведения почти всех выдающихся ученых и изучал их. Был большим авторитетом в медицине. Шейх Hyp ад-Дин умер в медресе «ал-Джарухийя» 13 джумада второго 749 года (8 сентября 1348) и был похоронен в Дамаске на кладбище «Баб ас-Сагир» [3, 380-381].

Шамс ад-Дин Мухаммад ибн Абд ар-Рахман ас-Сахави (1427-1497), египетский историк, автор сочинения ад-Да'ал-лами' ли-ахл ал-карн ат-таси' («Свет, сверкающий на людей девятого века [хиджри]» )[4].

Шамс ад-Дин Мухаммад ибн Ибрахим иш-Ширвани аш-Шафи’и. Врач - устад, одни из редкостных умов своего времени. Я (т. е. ас-Суйути) учился у него искусству врача. Родился он в 780 году (1378), а умер в са-фаре 873 года (21. VIII - 18. IX 1468) [4, 135].

Тадж ад-Дин Абу л-Хасан Али ибн Абдаллах ат-Табризи. Переехал в Каир. Был ученым-энциклопеди-стом и имел много трудов. Он умер в Каире в 746 году (1345) [4, 261].

Мудухаммад ибн Мухаммад ат-Табризи. Переехал из Азербайджана в Каир. Прославился знанием логики. У него в Каире было много учеников. Умер он в зу-л-хиджже 776 года (май 1375) [4, 262].

ал-Бусати ва Ибн Хумам («Радующий и Сын Достойного») Шамс ад-Дин Мухаммад аш-Ширвини. Редкостный ученый своего времени в области рационализма и исследователь. Умер в 847 года (1443) [4, 264].

Шихаб ад-Дин Ахмад ибн ал-Хаджар ал-Аскалани (1371-1448), автор сочинения ад-Дурар ал-Камина фи а’йан ал-ми’а ас-самина («Скрытые жемчужины в биографиях видных людей восьмого века [хиджры]» ) [5].

Бади’ ибн Нафис ат-Табризи, Садр ад-Дин, врач. Прибыл в Каир и был врачом султана Захира Баркука (1382-1399), который продвигал его по службе и назначил вместе с ‘Ала’ ад-Дином ибн Сагиром главой медицинской службы всего государства.

Состоял на этой службе до самой смерти, случившейся в месяце раби первом 799 г. (декабрь 1396). Бади’ ибн Нафис является дядей Фатхаллаха ибн Муста’сима ибн На-фиса [5, 4-5].

Мухаммад ибн Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Абд ар-Рахман ал-Гянджи: родился в 675 г. (1276). Был видным врачом, но как врач практиковал очень мало. Был очень скромным человеком и довольствовался очень малым. Умер в зу-л-када 731 г. (август 1331) [5, 11].

Мухаммад ибн Абу Мухаммад ат-Табризи, врач. Практиковал в своем городе Табризе. Затем переехал в Дамаск, где служил врачом в лечебнице «ал-Мансури». После этого преподавал в медресе при мечети «ал-Мардини». Умер в зу-л-хиджжа 776 г. (май 1375) [5, 17-18].

Мухаммад ибн Данийал ибн Йусуф ал-Мараги ал-Мавсили, Шамс ад-Дин, глазной врач (ал-каххал).

47

Section 3. History and archaeology

Благородный человек, адиб, достигший высот стихосложения. Автор урджузы под названием ‘Укуд ан-низам фи ман валла Миср мин ал-хуккам («Упорядоченный свод тех, кто правил Египтом»), в которой множество рассказов и преданий. Умер 12 джумада второго 710 г. (15 октября 1311) [5, 54].

Али ибн Абдаллах ибн Абу-л-Хасан ибн Абу Бакр ал-Ардабили, Тадж ад-Дин Абу-л-Хасан ат-Табризи аш-Шафи’и; родился в 667 г. (1268). После исправил дату своего рождения на 677 год (1278). Грамматике и фикху учился у Руки ад-Дина ал-Хадиси, риторике у Низам ад-Дина ат-Туси, медицине и логике у Бурхан ад-Днна Аб-даллаха, комментариям к ал-Хаджибийя у самого автора Руки ад Дина ас-Саййида, законоведению у Ала’ ад-Дина ан-Ну’мана ал-Хорезми, математике и механике у философа эпохи файласуф ал-вакту Джамал ад-Дина Хасана аш-Ширази, лаконичности в фикхе у шейха Сирадж ад-Дина ал-Ардабили, наследственному праву и дифференциальным уравнениям у Салах ад-Дина ас-Сафади, суние у Фахр ад-Дина Джараллаха ал-Джандари. Все эти науки изучал до 30 летнего возраста. После 716 г. (1316) выехал в Багдад, где продолжал совершенствоваться в науке. В 722 г. (1322) уехал в Египет, где вскоре стал признанным авторитетом в различных науках. У него было множество учеников. Умер в Каире 17 рамадана 746 г. (11 января 1346) [5, 143-144].

Нафис ибн Давуд ибн Анан ад-Дарди ат-Табризи.

В 654 г. (1656) переехал в Каир, где учился врачеванию у евреев, которые были довольны своим учеником. Об этом узнал наместник султана эмир Кубилай и Нафис вскоре вылечил его от ревматизма. Эмир подарил ему мула, но тот отказался от подарка. Он достиг совершенства в искусстве врача и в знании лекарств. Затем принял ислам и получил наделы икта. После него ислам приняли многие его последователи и ученики [3, 169].

Умар ибн Илйас ибн Йунис ал-Мараги. Абу-ал-Касим ас-Суфи Камал ад-Дин; родился в Азербайджане в 643 г. (1245). В 729 г (1328) переехал в Дамаск. Ему в это время было более 80 лет. До этого 30 лет жил в Иерусалиме и 15 лет в Каире. Был учеником Насир ад-Дина ат-Туси. [5, 232].

Йусуф ибн Абдаллах ал-Ардабили, автор двухтомного сочинения Китаб ал-анвар фи-л-фикх. В 779 г. (1377) жил еще в Ардабиле и был шейхом Востока своей эпохи. Обладал большим авторитетом и имел большой вес в науке. Прожил 70 лет. Он — дед шейха Джалал ад-Дина Убайдаллаха сына шейха Тадж ад-Дина ‘Ауда ибн Мухаммада ал-Ардабили, урожденного аш-Ширвани. Умер в 799 г. (1396) [5, 259].

Асил ибн аш-шейх Насир ад-Дин Мухаммад ибн Мухаммад ат-Туси; имел большой авторитет у монголов. Управлял вакфами государства и обсерваторией в Марате. Умер в сафаре 715 г. (7. V - 4. VI 1315) [5, 417].

Список литературы:

1. Буниятов З. М. Выдающиеся личности Азербайджана в сочинении Ибн ал-Фувати «Талхис Маджма' ал-Адаб фи Му'джам ал-Алкаб». Известия АНАзССР, - 1970. - № 3-4. Серия истории, философии и права, - С. 157-173.

2. Салах ад-Дин ибн Халил ибн Айбек ас-Сафади Китаб ал-вафи вил вафайат («Подробный [реестр] кончин»), ч. II. -Стамбул, 1949, - 360 с.

3. Тадж ад-Дин Абу Наср Абд ал-Ваххаб ас-Субки Табакат аш-шифийя ал-кубра («Классы знаменитых шафиитов»), -Халеб, 1958, - 385 с.

4. Шамс ад-Дин Мухаммад ибн Абд ар-Рахман ас-Сахави ад-Да'ал-лами' ли-ахл ал-карн ат-таси' («Свет, сверкающий на людей девятого века [хиджри]»), - Каир, 1966, - 265 с.

5. Шихаб ад-Дин Ахмад ибн ал-Хаджар ал-Аскалани ад-Дурар ал-Камина фи а’йан ал-ми’а ас-самина («Скрытые жемчужины в биографиях видных людей восьмого века [хиджры]»), - Каир, 1966, - 420 с.

Starostenkov Nikolaj Vasilievich, Russian state social university, Doctor of historical science, Professor, Head of Department of history of the Fatherland E-mail: nstarostenkov@yandex.ru

The legacy of the Fathers of the Church and its role in the formation of spiritual values of youth

Abstract: The article reveals the role of the Fathers of the Church and modern values in the system of spiritually-moral education of youth, indicated the specificity of interaction of the Russian Orthodox Church, the scientific and pedagogical community and youth organizations.

Keywords: History, the Russian Orthodox Church, The legacy of the Fathers of the Church, spiritually-moral education, state youth politics, youth organizations.

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.