Научная статья на тему 'Наследие Н. И. Пирогова в контексте основ педагогической конфликтологии'

Наследие Н. И. Пирогова в контексте основ педагогической конфликтологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
581
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н. И. ПИРОГОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ / ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ / СORPORAL PUNISHMENT / NIKOLAI PIROGOV / PEDAGOGICAL CONFLICT / HISTORY OF RUSSIAN PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Врачинская Т. В.

Отражены взгляды Н. И. Пирогова на проблему конфликтных взаимоотношений в педагогическом процессе. Прослеживаются тенденции становления отечественной педагогической конфликтологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses Nikolai Pirogov's position on the problem of conflict relationships in pedagogical process. The author points out the tendencies of Russian pedagogical conflict studies formation.

Текст научной работы на тему «Наследие Н. И. Пирогова в контексте основ педагогической конфликтологии»

Т. В. Врачинская

НАСЛЕДИЕ Н. И. ПИРОГОВА В КОНТЕКСТЕ ОСНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Отражены взгляды Н. И. Пирогова на проблему конфликтных взаимоотношений в педагогическом процессе. Прослеживаются тенденции становления отечественной педагогической конфликтологии.

The article analyses Nikolai Pirogov's position on the problem of conflict relationships in pedagogical process. The author points out the tendencies of Russian pedagogical conflict studies formation.

Ключевые слова: Н. И. Пирогов, педагогический конфликт, история отечественной педагогики, телесные наказания.

Keywords: Nikolai Pirogov, pedagogical conflict, history of Russian pedagogy, OTrporal punishment.

В последние годы конфликт в педагогике становится значимым явлением, которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно; наличие конфликтов есть показатель нормального развития. Расхождения во взглядах — неизбежный результат того, что у людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. В связи с этим обострилась актуальность изучения проблемы конфликта в педагогическом процессе. Тем не менее, отечественный исторический опыт в этой области до сих пор зачастую остается невостребованным. Однако невозможно формировать новое знание, не опираясь на идеи и опыт выдающихся мыслителей прошлого. Многие отечественные педагоги еще с начала XIX столетия в своих работах обращались к проблемам конфликта в педагогике. Одной из ключевых фигур в отечественной педагогике, стержневой проблемой педагогической деятельности которого был вопрос об отношениях субъектов педагогического процесса, является Н. И. Пирогов.

Анализ научного знания в области истории отечественной педагогики показал, что до XIX века в педагогике все нормы и правила сводились к религиозным заповедям, и всякое отклонение от этих заповедей строго каралось. Христианская философия допускала насильственные и принудительные меры для поддержания согласия между людьми. Телесные наказания использовались не только как мера карательная, но и как превентивная. Очевидно, что насилие использовалось для предупреждения и разрешения возникающих противоречий, однако сложившаяся ситуация не рассматривалась в таком аспекте. Проведенный анализ свидетельствует, что отличительной чертой культуры взаимоотношений в педагогическом процессе был авторитарный и деспотичный стиль. «Не рассуждай, а исполняй» — эта фраза классного надзирателя Гатчинского сиротского института Миллера-Красовского

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 11. С. 24 — 28.

из книги «Основные законы воспитания» могла бы стать девизом в системе образования того времени [2, с. 27].

Палочное и деспотичное отношение в педагогике сохранялось вплоть до XIX века. Но в 20 — 50-е годы XIX века перед обществом остро встали проблемы образования и воспитания. Следует отметить, что возникли эти проблемы на фоне социальных изменений в обществе, при некотором ослаблении царской власти, с появлением людей, мыслящих нестандартно и желающих изменить существующий уклад жизни. Естественно, что изменения коснулись и сферы отношений между людьми, в частности конфликтов, возникающих в результате этих отношений.

В период подъема демократического и общественно-педагогического движения разворачивается педагогическая деятельность Н. И. Пирогова. Педагогические труды Н. И. Пирогова коренным образом изменили нормы, правила и порядки, царившие в то время в системе школьного образования. Он первым выступил на защиту «человеческого» образования, считая, что надо «созреть и окрепнуть внутреннему человеку» [3, с 56]. Н. И. Пирогов заложил основы гуманистического воспитания как направления в педагогической науке России.

Публикации Н. И. Пирогова стимулировали развитие интереса общественности к педагогической проблематике. Статья «Вопросы жизни», главным содержанием которой была пропаганда общечеловеческого воспитания, обратила на себя внимание современников и вызвала бурную общественно-педагогическую дискуссию. Взяв за основу идею Ж.-Ж. Руссо о необходимости, прежде всего, воспитать человека, Пирогов усмотрел цель воспитания в подготовке высоконравственного человека. «В чем состоит цель нашей жизни? каково наше значение? к чему мы призваны? чего должны искать мы?» [4; 5, с. 37—72] — таковы вопросы, выдвинутые Н. И. Пироговым в его статье. В самостоятельном решении этих вопросов заинтересованы и общество с его господствующим направлением, и каждая отдельная личность. С этим трудно не согласиться, ведь на всех этапах исторического развития педагогическая мысль отражала потребности общественного прогресса. В преддверии серьезной реформы феодально-крепостнического государства такая постановка вопроса была более чем уместна. Более того, она актуальна и по сей день, когда страну постоянно охватывают политические и социально-экономические кризисы.

Н. И. Пирогов выступил с критикой преобладающего религиозного направления в образовании. По его мнению, существовало противоречие между тем, что представляло собой общество на том этапе развития, и его христианским прикрытием. Казалось бы, рассуждает Н. И. Пирогов, что на поставленные вопросы о цели и назначении нашей жизни члены христианского общества получают ответы в процессе воспитания в семье и в школе и таким образом подготовлены к осуществлению христианской морали в общественной и личной жизни. Но в действительности такого господства христианской морали не наблюдается. В противоположность христианским основам воспитания, полученным в школе, во всех проявлениях общественной жизни господствует «резко

Наследие Н. И. Пирогова в контексте основ педагогического конфликтологии у—^

---------------------------------------------------------------^

выраженное материальное, почти торговое стремление» [1, с. 33 — 34]. В результате у ребенка назревает внутренний конфликт, когда он видит разницу между тем, чему его учили в школе, и реальной жизнью. Таким образом, Н. И. Пирогов впервые поставил под сомнение совместимость столкновений и противоречий с религиозным подходом. Он впервые обратил внимание на абсурдность конфликта сторон, стоящих на сходных духовных позициях, и предложил светский подход к рассмотрению проблемы конфликта во взаимоотношениях.

Особое внимание Н. И. Пирогов уделял способам воздействия на учащихся со стороны педагогов. Он одним из первых выдвинул идею о доверии между педагогом и учащимися, о взаимопонимании между ними и об авторитете учителя, который подчас играет очень важную роль в «мирном» разрешении конфликта. На место разрозненных, неорганизованных воздействий на учащихся со стороны администрации учебного заведения и надзирателей Н. И. Пирогов выдвинул в качестве основной воспитательной силы коллективную работу учителей или, как он их называет, наставников, объединенных в педагогические советы учебных заведений. Постановления педагогических советов приобретали в глазах учащихся больший авторитет, большую силу. «Опыт доказывает, — пишет Н. И. Пирогов, — что заключения и определения педагогического совета несравненно более пользуются доверием между учащимися, чем решения одного лица, будет ли оно второстепенным в заведении, как учителя или надзиратели, — или главное, как директор» [1, с. 124 — 131]. Таким образом, единоличное, часто случайное и произвольное действие педагогов получало не только единство, но и естественно большую разносторонность и глубину влияний на учащихся.

Вопрос о наказаниях, в частности о телесных, и их применении стоял довольно остро в педагогике прошлых веков. Наказания и принуждения рассматривались в качестве наиболее эффективного средства педагогического воздействия. Н. И. Пирогов первым отвергнул телесные наказания, как сильно ранящие детскую психику. Впервые в отечественной педагогике заговорили о прекращении использования физического насилия в качестве средства разрешения конфликта. Н. И. Пирогов первым осмыслил, что насилие и ненасилие, по сути, представляют собой разные перспективы в борьбе за справедливые отношения между людьми, и сделал выбор в пользу отказа от насилия в педагогике.

В 1858 г. появилась статья Н. И. Пирогова «Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей?». Являясь последователем Дж. Локка, Н. И. Пирогов рассматривал физические наказания как средство, наносящее непоправимый ущерб личности учащегося, унижающее его. Телесные наказания, по мнению Н. И. Пирогова, приучают ученика к рабскому повиновению, базирующемуся лишь на страхе, а не на оценке и осмыслении своих поступков, что, в свою очередь, формирует натуру порочную, ищущую расплаты за свои унижения. Н. И. Пирогов полагал, что эффективность методов поддержания дисциплины обусловливается объективной оценкой педагогом всех обстоятельств, вызвавших провинность, и определением наказания, не пугающего и унижающего ученика, а воспитывающего его.

Тем не менее, под влиянием консервативно настроенной общественности Н. И. Пирогов внес изменения в свою позицию по вопросу о телесных наказаниях. В 1859 г., являясь попечителем Киевского учебного округа, Н. И. Пирогов издал циркуляр «Основные начала правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа», в котором уже допускал в редких случаях применение телесных наказаний в качестве средств дисциплинарного воздействия, но лишь по постановлению педагогического совета. Несмотря на такую двойственность позиции Н. И. Пирогова, следует отметить, что поднятый им вопрос и развернувшаяся вслед за этим дискуссия имели положительные последствия: «Уставом гимназий и прогимназий» 1864 г. телесные наказания были отменены. Большой заслугой Н. И. Пирогова является то, что он стал рассматривать разрешение конфликта в процессе взаимоотношений как попытку найти пути к согласию и отказ от агрессивных и силовых методов.

H. И. Пирогов сказал совершенно новое слово в педагогике, ввел такие новые нормы и ценности в воспитании человека, как уважение человеческого достоинства, доверительные отношения между учителем и учениками. Его деятельность явилась одним из наиболее важных шагов на пути к преодолению конфликтов, которые возникали в школе, а именно, разрешение конфликтов путем взаимопонимания, компромисса и авторитета учителя. Исследованные им вопросы и характер их разрешения открыли для педагогов наиболее важные и решающие стороны воспитательной работы в школе. В качестве требования такого рода Н. И. Пирогов ставил перед педагогами сложнейшую и труднейшую, но в то же время самую основную задачу в искусстве воспитания — изучать своих учеников и индивидуализировать воспитательные воздействия на них [1, с. 124 — 131]. По его мнению, главным действующим лицом в реформированной образовательной системе должен был стать новый педагог, стремящийся осмыслить мир ребенка во всех возможных направлениях.

Деятельность Н. И. Пирогова нашла большой отклик у педагогов и мыслителей того времени и вызвала как поддержку, так и критику, в частности у Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Идея гуманизации российского образования не только не была забыта, ее продолжил и развил К. Д. Ушинский, который предпринял попытку внедрить эту идею в педагогическую практику. Вопрос о дисциплине и наказаниях, затронутый Н. И. Пироговым, становится в дальнейшем одной из наиболее значимых тем русской педагогической мысли. Это был, наверное, один из первых отказов от авторитаризма в педагогических отношениях, который нашел свое отражение и в современных позициях конфликтологии.

Список литературы

I. Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова. М.: Учпедгиз, 1949. 196 с.

2. Миллер-Красовский Н. А. Основные законы воспитания. СПб., 1859. 71 с.

[изд. авт.].

Наследие Н. И. Пирогова в контексте основ педагогического конфликтологии у—^ ------------------------------------------------------------------------®

3. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М.: АПН РСФСР, 1953. 752 с.

4. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. 496 с.

5. Сочинения Н. И. Пирогова. Киев: Пироговск. т-во, 1910. Т.1. 962 с.

Об авторе

Т. В. Врачинская — канд. пед. наук, РГУ им. И. Канта, tanya-kgrd@ramb-ler.ru

Author

Dr. T. Vrachinskaya, Associate Professor, IKSUR, tanya-kgrd@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.