Научная статья на тему 'Феномен насилия в педагогическом конфликте дореволюционной России'

Феномен насилия в педагогическом конфликте дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / PEDAGOGICAL CONFLICT / НАСИЛИЕ / VIOLENCE / ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ / CORPORAL PUNISHMENTS / Н.И. ПИРОГОВ / Л.Н. ТОЛСТОЙ / N.I. PIROGOV / L.N. TOLSTOY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Врачинская Т.В.

Раскрытие сущности феномена насилия в педагогическом конфликте рассматриваемого периода представлено в статье с различных культурных, философских и религиозных позиций. В статье отражены взгляды Н.И. Пирогова и Л.Н. Толстого на проблему конфликтных взаимоотношений в педагогическом процессе. Прослеживаются тенденции становления отечественной педагогической конфликтологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenon of violence in a pedagogical conflict in prerevolution Russia

Disclosing of essence of the phenomenon of violence in the pedagogical conflict of the considered period is presented in this article from various cultural, philosophical and religious positions. The article reflects views of N.I. Pirogov and L.N. Tolstoy on the problem of conflict relationships in the pedagogic process. Tendencies of formation of domestic pedagogic conflictology are traced.

Текст научной работы на тему «Феномен насилия в педагогическом конфликте дореволюционной России»

История образования Т.В. Врачинская

Феномен насилия в педагогическом конфликте дореволюционной России

В жизни общества насилие всегда играло и продолжает играть большую, даже фундаментальную роль. Для современного общества насильственное разрешение конфликта явление довольно типичное, проявляющееся практически во всех сферах человеческих взаимоотношений - от семейных до внешнеполитических. Проблема насилия до сих пор остается актуальной и для педагогической конфликтологии. Подобная многогранность феномена насилия создает необходимость обращения к проблеме его объяснения и изучения.

Развитие отечественной педагогической конфликтологии напрямую связано с глобальными переменами, происходящими во всех сферах жизнедеятельности и вызванными меняющимися потребностями общества. Во вступительной статье к сборнику "Образование и насилие" К.С. Пигров пишет: "Если стихии насилия господствуют в обществе, то они обнаруживаются и в институтах образования, причем, как правило, еще в большей степени, еще в более обнаженной форме, чем в других институтах, не связанных с целенаправленным формированием человека. Ведь система образования, ее разветвленные социальные институты есть не просто модель общества, но его порождающая модель" [5, с. 8].

Формирование нового знания в области педагогической конфликтологии сегодня затруднено из-за недостаточной изученности многих ее исторических аспектов. Одним из потенциальных источников, оказывающих содействие выходу на новые рубежи, является историко-педагогическое знание. Встает закономерный вопрос о необходимости проведения специальных историко - педагогических исследований в этой области.

Конфликты являются неотъемлемой частью человеческих отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. Современная педагогика рассматривает конфликты как неизбежное явление в общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы и присущего личности инстинкта агрессивности. Обращение к истории отечественной педагогики показывает, что образование практически всегда влечет за собой насилие, поскольку изначально предполагает целенаправленное изменение личности учащегося вне зависимости от совпадения или несовпадения с мнением самого ученика. Однако меняются люди, меняются обстоятельства, появляются другие взгляды и другие отношения.

Феномен насилия в образовании исторически прослеживается с самого начала его возникновения на Руси. В те далёкие времена насилие в образовании реализовывалось непосредственно в качестве телесных наказаний. Отличительной чертой воспитания на Руси было приобщение человека к

православию с самого раннего детства. Чем благочестивее был родитель, тем суровее обращался с детьми, так как именно такое поведение предписывали ему церковные понятия. Церковь была для жителей "школой душевного спасения". Естественно, что ни о каком ослушании и свободомыслии у простого люда не могло быть и речи. Священнослужители всеми силами старались с самого раннего возраста приобщить детей к религии. Это полностью совпадало с официальным направлением в образовании и воспитании, основой которого являлись евангелические заповеди, проповедовавшие смирение.

Семейное воспитание в древнерусской педагогике играло превалирующую роль. Выдающийся литературный памятник Средневековья "Домострой" с удивительной логической стройностью обосновывает патриархальный уклад жизни русской семьи, основанный на безграничной власти отца над детьми. Данный свод правил очень четко регламентирует жизнь русской патриархальной семьи. Все в доме были полностью подчинены главе семьи. Малейшее ослушание сурово карается. Так, например: "Если дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного Суда. Так что если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отец, и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка; дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня" [1, с. 223]. Или: "Сын или дочь, непослушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят матери..." [3, с. 136]. Даже самые благочестивые люди того времени были глубоко уверены, что детей необходимо как можно чаще бить. Телесные наказания использовались не только как мера карательная, но и как превентивная, чтобы избежать ослушания, т. е. конфликтов. Телесные наказания использовались не только по отношению к детям. Между родителями и детьми господствовал дух рабства, прикрытый святостью патриархальных отношений.

Таким образом очевидно, что насилие и другие репрессивные меры использовались для разрешения возникающих противоречий. Однако в то время сложившаяся ситуация не рассматривалась в данном аспекте. Христианская философия в соответствии с заветами Евангелия допускала подобные меры для поддержания согласия между людьми, и никакой конфликтной ситуации с точки зрения мыслителей, как, впрочем, и простых людей той эпохи, не было.

Народная педагогика также не оставила без внимания такую важную проблему, как насилие во взаимоотношениях людей, конфликты между ними. Достаточно вспомнить многочисленные поговорки и фразеологизмы: " Что за шум, а драки нет?", "Отольются кошке мышкины слезы" и др. Анализ пословиц и поговорок, собранных в словаре В.И. Даля, проведенный В. Мокриюком, А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым [2, с. 27], показывает, что в них отражены многие стороны взаимодействия людей, характеризующие различные конфликтные ситуации и противоречия. Частое использование ключевого слова "драка" свидетельствует о том, что на обыденном уровне для разрешения противоречия применялись в основном методы силового воздействия. Это отражено в

пословицах: "Чем ругаться, лучше собраться и подраться"; "Разорви тому живот, кто неправдою живет"; "Больше дерутся, так смирнее живут" и т.д. В отдельных пословицах прослеживается открытый призыв к драке, противоборству, конфликту: "Горе горюй, а руками воюй"; " Вот тебе раз, другой бабушка даст" и др. Несколько меньшее количество пословиц характеризует призыв к согласию, миру, осуждению драки, конфликта: "Подними руку да опусти, а сердце скрепи"; "Не бей Фому за Еремину беду". Очевидно, что фольклор обращает внимание на людские слабости, пороки, недостатки, он же пробуждает желание и стремление устранить эти недостатки.

Довольно много пословиц и поговорок можно рассмотреть и с точки зрения педагогической конфликтологии. Утверждая власть родителей над детьми, народная педагогика рекомендовала широко применять наказания: "Родительские побои дают здоровье", "Кулаком в спину - понья, а ради ученья". Физическим наказаниям противопоставлялись, как более эффективные, наказания стыдом: "Детей наказывай стыдом, а не кнут - ученье сыну".

В русской народной педагогике можно найти пословицы, предостерегающие от чрезмерных ласк, находя в них причину многих издержек воспитания: "Гладенькая головушка - отцу-матери не кормилец", "Несчастны те детки, которых не журят ни бабки, ни матки" [4, с. 105]. Народная педагогика не обходила вниманием и такие методы воспитания, как принуждение, наказание, порицание, запрет и упрёк. В народе чаще применялось словесное осуждение плохих поступков, опрометчивых действий. Осуждение сопровождалось внушением, чтобы ребёнок осознал свои ошибки и устранил их. В то же время ученые, обращавшиеся к проблемам народной педагогики, отмечали, что многовековой опыт позволял предоставить все возможные издержки применения наказаний, особенно физических. Наказания порождали страх, мешали установлению нормальных доброжелательных отношений между родителями и детьми, воспитывали жестокость: "Где страх, там принуждение", "Не груби молодому, не вспомнят старому", "Малый вырастет, все выместит", "Кулаком ума не вобьешь, а выбьешь".

Итак, анализ памятников устного народного поэтического творчества, проведенный с точки зрения конфликтологии, показал, что довольно большая часть из них посвящена проблеме конфликта, и, в частности, проблеме "насилия -согласия". Это говорит о важности проблемы как в повседневной жизни, так и в системе образования, пропагандирующей наказание как одно из средств педагогического воздействия, обеспечивающее достижение воспитательных целей и вполне вписывающееся в стиль жизни эпохи.

Представленное отношение к насилию в педагогике сохранялось вплоть до середины XIX века, пока Н. И. Пирогов своими публикациями не стимулировал развитие интереса общественности к проблематике телесных наказаний в педагогике. Н.И. Пирогов первым отвергнул телесные наказания как сильно ранящие детскую психику. Впервые в отечественной педагогике заговорили о прекращении использования физического насилия в качестве средства разрешения

конфликта. Н.И. Пирогов первым осмыслил то, что насилие и ненасилие по сути представляют собой разные перспективы в борьбе за справедливые отношения между людьми, и сделал выбор в пользу отказа от насилия в педагогике.

В 1858 г. появилась статья Н.И. Пирогова - "Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей?". В этом отношении он был последователем Дж. Локка, рассматривая телесное наказание как средство, унижающее ребенка, наносящее непоправимый ущерб его нравственности, приучающее его к рабскому повиновению, основанному лишь на страхе, а не на осмыслении и оценке своих поступков. Рабское повиновение формирует натуру порочную, ищущую возмездия за свои унижения. Н.И. Пирогов полагал, что результат обучения и нравственного воспитания, действенность методов поддержания дисциплины определяется объективным по возможности оцениванием учителем всех обстоятельств, вызвавших проступок, и назначением наказания, не пугающего и унижающего ребенка, а воспитывающего его. Однако вскоре под влиянием консервативно настроенной части педагогов Н.И. Пирогов несколько изменил свою позицию по вопросу о телесных наказаниях. В 1859 г., будучи уже попечителем Киевского учебного округа, он издал циркуляр "Основные начала правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа", в котором, по-прежнему осуждая применения розги как средства дисциплинарного воздействия, все же допускал в исключительных случаях применение физических наказаний, но лишь по постановлению педагогического совета. Несмотря на такую двойственность позиции Н.И. Пирогова, следует отметить, что поднятый им вопрос и развернувшаяся вслед за этим дискуссия имели положительные последствия - "Уставом гимназий и прогимназий" 1864г. телесные наказания были отменены.

Дальнейшее исследование проблемы насилия в педагогике конца XIX века невозможно без анализа отношения к данному феномену Л.Н. Толстого, по мнению которого ненависть, "самая противная природа человека", не только не осуждается, а еще и возводится в заслугу [7]. Для чего же тогда человеку разум, если на него можно воздействовать только насилием? Но и это будет продолжаться, только пока не встретит протеста и сопротивления, и все начнет катиться как снежный ком, обрастая все новыми и новыми столкновениями и противоречиями.

Л.Н. Толстой период своей деятельности называл эпохой дисциплины, культуры и цивилизации, но далеко еще, не эпохой морали. На страницах журнала "Ясная Поляна" Л.Н. Толстой рассуждал о праве насилия в деле образования и старался доказать, что, во-первых, насилие невозможно, во-вторых, не приводит ни к каким результатам или к печальным, в-третьих, что насилие это не может иметь другого основания, кроме произвола. Воспитание же возведено в принцип стремления к нравственному деспотизму.

"Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим; а образование есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого - сообщать уже

приобретенное им. Преподавание, Unterricht, есть средство как образования, так и воспитания. Различие воспитания от образования только в насилии, право на которое признает за собою воспитание. Воспитание есть образование насильственное. Образование свободно" [8, с. 207]. "Если существует веками такое ненормальное явление, как насилие в образовании - воспитание, то причины этого явления должны корениться в человеческой природе. Причины эти я вижу: 1) в семействе, 2) в религии 3) в государстве и 4) в обществе" [8, с. 208]. Высказывания Л.Н. Толстого, конечно, надо рассматривать в общем контексте его просветительской концепции, в основе которой лежат идеи гуманизма, демократизма, свободы образования, а также отрицание насильственных и деспотичных методов, которые приводят к явному или скрытому сопротивлению, столкновению и противоборству, что и включает в себя конфликт.

"Школа есть одна из тех органических частей государства, которая не может быть рассматриваема и оценяема отдельно, ибо достоинство ее состоит только в большей или меньшей соответственности ее остальным частям государства. Школа хороша только тогда, когда она сознала те основные законы, которыми живет народ" [9, т.8, с. 16]. И если насилие проявляется во всех областях человеческой деятельности, то оно проявляется в том числе и в образовании. Народ постоянно противостоит тем усилиям, которые предпринимает общество, правительство и государство для его образования. Принудительность школы еще всей силой тяготеет над народом, но, несмотря на это, правительство не решается уничтожить закон обязательности школ, а народ же по-прежнему, большею частью, выносит из школы только отвращение к ней. Почему же здесь наблюдается противоречие, конфликт? "Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, правительство и общество в свою очередь хочет образовать народ, и, несмотря на все насилие, хитрость и упорство правительства и общества, народ постоянно заявляет свое недовольство предлагаемым ему образованием и, шаг за шагом, сдается только силе, а ученика насильно заставляют ходить в школу. Может быть, образование должно всегда оставаться принудительным, и опыт доказал нам, что такие школы хороши и доказал справедливость существующего метода принудительного образования? Но действительность показывает следующее. Ребенок идет в школу с убеждением, что он покоряется власти родителей -единственно известной ему власти. Известия и рассказы, которые он слышит от старших товарищей, бывших уже в этом заведении, не должны прибавить ему охоты к поступлению. Школы представляются ему учреждением для мучения детей - учреждением, в котором лишают их главного удовольствия и потребности детского возраста - свободного движения; послушание и дисциплина - главные условия, где даже для того, чтобы пойти "на час", ему нужно особое позволение, где каждый проступок наказывается линейкой, той же палкой, хотя в официальном мире значится уничтожение телесного наказания линейкой, или продолжением для ребенка жесточайшего положения - учения. Школа справедливо представляется ребенку учреждением, где его никто не понимает, где учитель большею частью видит в учениках своих прирожденных врагов, по

своей злобе и злобе родителей, не хотящих выучить того, что он сам выучил, и где ученики, наоборот, смотрят на учителя, как на врага, который только по личной злобе заставляет их учить трудные вещи. В таком заведении ребенок обязан пробыть большую часть своей детской жизни. Соответственно, в результате дети выносят из школы сильное отвращение к испытанным ими путям науки, что они впоследствии уже не берут книги в руки. На вопросы же, представляющиеся ему из жизни, ребенок, как правило, не получает ответа, тем более, что, по полицейскому устройству школы, он не имеет права открыть рта, а должен это делать знаками, чтобы не нарушить тишины и не помешать учителям" [9, т. 8, с. 16]. "Школа учреждается не так, чтобы детям было удобно учиться, а так, чтобы учителям было удобно учить. Учителю неудобны говор, движение, веселость детей, составляющие для них необходимое условие учения, и в школах, строящихся как тюремные заведения, запрещены вопросы, разговоры и движения", - пишет Л.Н. Толстой в статье 1862 года "О народном образовании" [4, с. 144]. И в противовес сложившейся системе предложил эксперимент, который с успехом провел в Ясной поляне, - предоставить ребенку свободу и убрать внешние раздражители в виде деспотичных учителей и палочной дисциплины. "Стоит взглянуть на одного и того же ребенка дома, на улице или в школе, - то вы видите жизнерадостное, любознательное существо, с улыбкой в глазах и на устах, во всем ищущее поучения, как радости, ясно и часто сильно выражающее свои мысли своим языком, - то вы видите измученное, сжавшееся существо, с выражением усталости, страха и скуки, повторяющее одними губами чужие слова на чужом языке, - существо, которого душа, как улитка, спряталась в свой домик. Стоит взглянуть на эти два состояния, чтобы решить, которое из двух более выгодно для развития ребенка. То странное психологическое состояние, которое я назову школьным состоянием души, которое мы все, к несчастью, так хорошо знаем" [6, с. 42]. Это "странное психологическое состояние", о котором говорит Л.Н. Толстой, трактуется современной конфликтологией как внутренний конфликт, при котором происходит столкновение интересов и желаний ребенка и внешней школьной средой, в результате чего ребенок утрачивает свою независимость и самостоятельность. Но педагог в своей практической деятельности имеет дело не с какой-либо одной изолированной функцией, а с формирующейся личностью - учеником. Учителю и воспитателю необходимо иметь о нем целостное представление, проанализировать и установить хорошие взаимоотношения. Представляется, что этот факт служит явным доказательством ложности основания принудительной школы.

"Насилие в деле воспитания и образования, - пишет Л.Н. Толстой, - есть следствие деспотизма, и приводит к отрицательным результатам. Насилие употребляется только вследствие поспешности и недостатка уважения к человеческой природе" [8, с. 138]. Осознание принципа ненасилия в отношении других людей, без которого нельзя наладить сколько-нибудь эффективное сотрудничество в решении глобальных проблем, воспитание в духе ненасилия предполагает формирование представлений о ценностно-смысловом равенстве людей как членов единого человеческого сообщества. Это также подразумевает

обучение сотрудничеству и диалогу на уровне взаимодействия отдельных людей, носителей различных взглядов и концепций. Одним из существенных компонентов психологии ненасилия, предлагаемой Л.Н. Толстым, является уважение к правам и свободам других людей, внутреннее неприятие любых форм насилия и неуважения к человеку. Остановить зло и насилие, согласно теории "непротивления злу насилием", можно только исповедуя закон любви. В качестве таких системных единиц, как способы и средства предупреждения и разрешения конфликта, Л.Н. Толстой предлагает "закон любви", состоящий в уважении к правам и свободам других людей, внутреннее неприятие любых форм насилия и неуважения к человеку.

В данной статье затронута одна из наиболее актуальных тем в педагогической конфликтологии и по сей день, а именно - проблема насилия, причем под насилием понимается любой ущерб (физический, моральный, психологический и т. д.), наносимый человеку, или любые формы принуждения в отношении других людей. Педагогика дореволюционной России часто сталкивалась с прямым насилием, используемым в качестве средств предупреждения и разрешения конфликта, что подчеркивает конфликтность существовавшей системы образования. Однако внутренняя сложность вышеназванного феномена насилия в педагогическом конфликте в значительной мере затрудняла и до сих пор затрудняет учителей в построении стратегии развития новой ментальности личности учащихся. В результате существует настоятельная потребность использовать идеи и опыт предшественников для утверждения гуманитарной парадигмы в науках о человеке.

Литература

1. Антология педагогической мысли России XVIII в. [ Текст]/М.: Педагогика, 1985.479 с.

2. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология [Текст]/ А.Я. Анцупов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-591 с.

3. Домострой [ Текст]/ Сос. В.В. Колесов. -М.: Сов. Россия, 1990.-304 с.

4. Корнетов, Г.Б. История педагогики: введение в курс "История образования и педагогической мысли" [ Текст]/Г.Б. Корнетов.-М.: УРАО, 2002.-268 с.

5. Образование и насилие: Сб. статей [Текст]/Под ред. К.С. Пигрова. -СПб: Изд-во Санкт-Петербургского Гос. Ун-та, 2004.-276 с.

6. Толстой, Л.Н. Антология гуманной педагогики [Текст]/Л.Н. Толстой. -М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996.-224 с.

7. Толстой, Л.Н. Об истине, жизни и поведении [ Текст]/Л.Н. Толстой. -М.: Эксмо, 2002.-1040 с.

8. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения [ Текст]/Л.Н. Толстой. -М.: Педагогика, 1989.-542 с.

9. Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений: в 90 т.[Текст]/Л.Н. Толстой. -М.: Худож. лит., 1928 -1958.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.