Научная статья на тему 'Насколько готов ребенок к обучению чтению?'

Насколько готов ребенок к обучению чтению? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
276
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / LEARNING / ЧТЕНИЕ / READING / ИГРА / ГОТОВНОСТЬ К ЗАНЯТИЯМ ЧТЕНИЮ / READY FOR CLASSES IN READING / ТЕСТИРОВАНИЕ / TESTING / ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ / GAME TECHNIQUE FOR DETERMINING READINESS FOR LEARNING / ДОШКОЛЬНИКИ / PLAYING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Синицына Ирина Юрьевна

В статье обсуждаются вопросы: «С чего начать обучение чтению? Как сделать так, чтобы у ребенка все получалось, чтобы он учился с удовольствием? На какие этапы разделить процесс обучения? Как строить занятия, чтобы ребенок не отказался от них наотрез, причем при первых же наших попытках научить его читать?» По мнению автора, наотрез отказываются от занятий те дети, с которыми занимаются неправильно, не учитывая их индивидуальные особенности, не понимая их трудности, пропуская именно им необходимые шаги, обижая малышей ссылками на опыт обучения других детей. Показано, что ребенку важно быть готовым к обучению чтению. Если же он еще не готов, необходим подготовительный этап, длительность которого индивидуальна (от 2-3 дней до 2-3 месяцев). И взрослый также должен быть готов к занятиям с ребенком. Отмечается, что в противном случае подготовительный этап взрослому тоже нужен, причем ничуть не в меньшей степени, чем ребенку. Предлагается авторская игровая методика определения готовности ребенка к обучению чтению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How ready the child is for learning to read?

The paper discusses the following questions: “How to start learning to read? How to make sure that the child will learn reading with pleasure? At what stages to divide the learning process? How to prepare classes that will not be rejected by the child at first attempts to teach him to read?” Children who immediately refuse to learn to read have classes that are built in a wrong way not taking into account individual characteristics of children, their difficulties, missing the necessary for them steps, hurting children with the references to the successful learning experience of other children. It is shown that to be ready to learn to read is very important. If a child is not ready, a preparatory phase is needed, the duration of which is individual (from 23 days to 23 months). Adults should also be prepared for classes with the child. It is noted that, otherwise, the preparatory phase for adults is also needed. The author’s play method of determining readiness to read is introduced.

Текст научной работы на тему «Насколько готов ребенок к обучению чтению?»

И. Ю. Синицына

Насколько готов ребенок к обучению чтению?*

Синицына Ирина Юрьевна - ведущий научный сотрудник, психолог-педагог НОУ Центр эстетического воспитания детей «Золотой петушок», автор Курса подготовки к школьному обучению, игровой методики обучения чтению, развивающих программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Москва, Россия)

В статье обсуждаются вопросы: «С чего начать обучение чтению? Как сделать так, чтобы у ребенка все получалось, чтобы он учился с удовольствием? На какие этапы разделить процесс обучения? Как строить занятия, чтобы ребенок не отказался от них наотрез, причем при первых же наших попытках научить его читать?» По мнению автора, наотрез отказываются от занятий те дети, с которыми занимаются неправильно, не учитывая их индивидуальные особенности, не понимая их трудности, пропуская именно им необходимые шаги, обижая малышей ссылками на опыт обучения других детей. Показано, что ребенку важно быть готовым к обучению чтению. Если же он еще не готов, необходим подготовительный этап, длительность которого индивидуальна (от 2-3 дней до 2-3 месяцев). И взрослый также должен быть готов к занятиям с ребенком. Отмечается, что в противном случае подготовительный этап взрослому тоже нужен, причем ничуть не в меньшей степени, чем ребенку. Предлагается авторская игровая методика определения готовности ребенка к обучению чтению.

Ключевые слова: обучение, чтение, игра, готовность к занятиям чтению, тестирование, игровая методика определения готовности к обучению, дошкольники.

How ready the child is for learning to read?

Sinizina Irina,

Leading Scientific Researcher, Psychologist of Center of Aesthetic Education of Children "The Golden Cockerel" (Moscow, Russia)

The paper discusses the following questions: "How to start learning to read? How to make sure that the child will learn reading with pleasure? At what stages to divide the learning process? How to prepare classes that will not be rejected by the child at first attempts to teach him to read?" Children who immediately refuse to learn to read have classes that are built in a wrong way - not taking into account individual characteristics of children, their difficulties, missing the necessary for them steps, hurting children with the references to the successful learning experience of other children. It is shown that to be ready to learn to read is very important. If a child is not ready, a preparatory phase is needed, the duration of which is individual (from 2-3 days to 2-3 months). Adults should also be prepared for classes with the child. It is noted that, otherwise, the preparatory phase for adults is also needed. The author's play method of determining readiness to read is introduced.

Keywords: learning, reading, playing, ready for classes in reading, testing, game technique for determining readiness for learning.

* Продолжение. Начало см. Синицына И.Ю. Насколько готов ребенок к обучению чтению? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. №4. - С. 50-55).

Подготовительный этап обучения чтению

Итак, мы провели тестирование и определили, насколько ребенок готов к обучению чтению.

Представим себе самый сложный вариант: малыш не справился ни с одним заданием. Для нас очевидно: подготовительный этап обучения должен быть основательным.

Наши задачи:

1. Развитие способности слышать в слове первый и последний звуки.

2. Развитие способности соединять на слух слово, произнесенное по частям.

3. Знакомство с буквами.

Нами разработаны игры, которые помогут не просто выполнить эти задачи, а сделать это непринужденно, творчески, с пользой для развития личности малыша. Около названия каждой игры поставлена цифра (1, 2 или 3), показывающая, на решение какой задачи эта игра направлена.

Первые игры адресованы тем детям, которые не знают букв и не выделяют в слове даже первого звука. Это - своеобразный «мостик» к решению обеих задач. Как устроены игры?

1. Берутся буквы, обозначающие такие звуки, которые можно протянуть и тем самым явно выделить.

2. Даются картинки, по форме похожие на эти буквы, причем изображены на них предметы или персонажи, начинающиеся на эти буквы и, что особенно важно, способные эти звуки производить.

3. Предлагается достаточно большое количество других слов, из которых ребенку нужно будет подобрать подходящие, начинающиеся с этих звуков, и отсеять ненужные.

Следует заметить, что на этом этапе не обязательно добиваться непременного запоминания используемых в игре букв. Постепенно они запомнятся сами. Начать слышать звуки намного важнее.

Буквы-картинки (1, 3)

а) «Жужжалки» - Ты любишь сказки? (Редкий ребенок ответит «нет», хотя в этом случае можно будет сказать: «Тогда я расскажу тебе чистую правду...» )

Жил-был один жук... Он очень любил ЖЖЖуЖЖЖать... Вот так - ЖЖЖ... Слышишь?

И очень любил все, что тоже умеет жужжать: как услышит какое-нибудь новое слово, сразу проверяет, умеет оно жужжать или нет. Те слова, которые жужжать умеют, он тут же приглашал к себе в гости.

И вот однажды ползет он, ползет и видит. ЖЖЖабу! (На столе перед ребенком появляется фишка, кружочек, квадратик, возможно, картинка - что-нибудь, условно символизирующее «жабу».) Пригласить - не пригласить?.. Умеет слово ЖЖЖаба жужжать?.. Умеет?.. ЖЖЖаба... ЖЖЖаба. (Услышав в слове «жужжание» - звук Ж, ребенок вместе с жуком ведет жабу в гости: фишка кладется рядом с изображением жука.)

Ползет он дальше и видит. СССлона! (МММуравья, РРРобота, ФФФилина, ВВВорону, ЗЗЗебру, ЛЛЛошадку, НННосорога, ХХХомячка, ЧЧЧервячка, ШШШимпанзе, ЩЩЩуку - выбираются слова, первый звук которых хорошо тянется. Среди них попадаются и «жужжащие» ЖЖЖираф, ЖЖЖеня, ЖЖЖужелица, а также, возможно, ЖЖЖурнал, ЖЖЖилет, ЖЖЖелудь и т.п. Каждое слово совместно проверяется нами на «жужжание». В результате часть фишек-заместителей перемещается к «жуку», часть отправляется в другую сторону. И, разумеется, наш жук не забывает положительно отреагировать на каждого нового «гостя»: «ПоЖЖЖалуйста!», «Я Вас ЖЖЖдал!», «О, у меня ЖЖЖе уЖЖЖе целых пять ЖЖЖуЖЖЖащих гостей!» и т.п.)

Если ребенок понял условия игры, буквально через 5-10 проанализированных подобным образом слов можно ввести еще 2-3 буквы-картинки.

б) «Фырчалки»

Неподалеку от Жука жил один странный человечек, который очень любил ФФФырчать. Вот так - ФФФ!.. Звали его ФФФунтик (ФФФуля, ФФФука, ФФФыркалка и т.п.).

Любят люди тех, кто все время фырчит?..

И было ему очень скучно, хотелось с кем-то подружиться. Может, найдется кто-нибудь, кто тоже умеет ФФФырчать?.. Вышел он на улицу, а навстречу ему. ФФФилин!.. НННезнайка!.. МММилиционер. ФФФокусник. и т.п.

Заметим, что буква Ф в русском языке употребляется не часто, и то, что она

вводится в числе первых, может показаться странным. Но нам в этой игре важна не сама буква, а то что она развивает способность ребенка слышать первый звук и связывать звук с определенным, зафиксированным в языке графическим значком.

Как только вы видите, что игра ребенку понятна и у него получается подбирать слова правильно, смело увеличивайте число букв, опираясь на картинки.

в) «Прочие звучалки»

Если ребенку трудновато, в подобные игры можно поиграть еще не раз, например, в «Ворчалки» (буква В), в «Шипелки» (буква Ш и звук, издаваемый надуваемыми или сдувающимися шариками), в «Гоготалки» (буква Г), в «Ходилки-хохоталки» (буква Х), в «Уроки пения» (например, буква О и девочка Оля, любящая петь, или буква А и артистка А и т.д.), в «Строгую тетю» (буква Ч, призыв к тишине - Ч-ч-ч! -и те слова, которые помогают «строгой тете» успокоить расшалившихся малышей) и т.п. Можно поиграть также в «Лесенку», забраться на которую могут только те счастливчики, которые начинаются на Л (как и в предыдущих случаях, нам очень помогут фишки-заместители ),в «Носилки», на которых носят только то, что начинается на Н, «Рюкзак», куда складывают все только на Р.

Вряд ли этих игр потребуется много - скорее всего, мы довольно скоро перейдем к играм, в которых участвуют сразу несколько букв. г) «Новые знакомства» или «Буквы-картинки» Перед ребенком изображения всех букв алфавита - как при игре в «Магазин» на тестировании.

- Вот сколько букв! Про какую тебе рассказать?

Ребенок одну за другой выбирает буквы, взрослый рисует (желательно!) на глазах ребенка соответствующую картинку и рассказывает про букву:

А - Артистка, стоит на сцене и поет: «А-а-а-а...»;

Б - Балкончик, а на нем - барышня (или бабушка или Буратино);

В - Важная-Важная Воспитательница;

Г - Гусиная Голова. «Га-Га-Га.»;

Д - Домик, Дворец;

Е - Ежиха, нарядная, вся в иголках, идет налегке;

Е - Ежик, несет тяжелые яблоки, «как настоящий мужчина»;

Ж - Жук;

З - Змея, возможно, Зеленая;

И - сделана из Иголок;

Й - Йод в баночке с крышечкой (чтобы не пролился, а то не отстирается) и с надписью наискосок (как иногда на «старинных» лекарствах было);

К - Клоун Кеша на представлении - ручка вверх, ножка в сторону;

Л - Лесенка на детской площадке, можно забраться вверх, потом спуститься вниз;

М - это МЫ - держимся за руки, у нас всегда Мир;

Н - любит все Носить на Носилках;

О - Обруч;

П - Подъезд;

Р - Рюкзак за плечами (чтобы Руки были свободны);

С - Сушка, которая была такой вкусной, что от нее уже кусочек откусили;

Т - Телеграфный столб (что это такое -не забудем объяснить);

У - Улитка с рожками или похожий на

букву У Удивительный зверь Ушастик, внешний вид которого можно придумать на ходу;

Ф - поставит руки на пояс и Фырчит: «Ф-ф-ф!..» (можно показать, приняв соответствующую позу);

Х - Ходит, Ходит... Устанет Ходить на ножках - перевернется вниз головой и Ходит на ручках (можно показать, перевернув букву), устанет на ручках - снова на ножках и т.д.;

Ц - буква с коготочком, которая любит за все Цепляться и даже Царапаться: «Цап-Царап!»;

Ч - строгая тетя, которая не любит шума. Встанет прямо, поднимет одну ручку вверх и говорит: «Ч-ч-ч-ч...» (форму буквы также хорошо показать на себе, приняв соответствующую позу);

Ш - Шест, к которому привязаны Шарики;

Щ - Щетка;

Ь - мягкий диванчик, на котором можно сидеть и улыбаться;

Ъ - твердый диванчик, на котором сидеть неудобно, но по которому хорошо лазить;

Ы - старенькая-старенькая бабушка, которая ходит с палочкой, ей тяжело и она вздыхает: «Ы-ы...Ы-ы...Ы-ы...»;

Э - буква-дразнюшка: высунула язык и дразнится: «Э-э-э...» (это она балуется, а вообще-то она хорошая);

Ю - мальчик Юра, который собрался на Юг и взял с собой спасательный круг (на всякий случай.);

Я - поставила на пояс ручку, отставила ножку и говорит: «Это Я!!!» (также стоит показать, приняв соответствующую позу).

Нарисовав таким образом все буквы, мы можем показать их любимой игрушке ребенка, которая, разумеется, ничего не поймет, очень удивится и захочет знать, что это за картинки и зачем их нарисовали. Конечно же, любящий хозяин под чутким руководством взрослого тут же постарается объяснить любимчику смысл нарисованного, вспомнить комментарии, назвать буквы. А в другой раз подобное здоровое любопытство одолеет другую игрушку. Главное, чтобы игрушки проявляли искренний интерес и не скупились на радостные реакции по поводу услышанного и увиденного.

Следующие игры проводятся с детьми, которые уже знают хотя бы несколько букв и могут выделить первый звук в слове.

Сумки путешественников (1, 3)

Эта игра очень похожа на предыдущие. Разница в том, что теперь довольно большое количество слов распределяется между несколькими изображениями букв. Буквы берутся в печатном варианте, это НЕ буквы-картинки. Буквы-картинки тоже присутствуют в поле зрения ребенка: он может

в любой момент к ним обратиться, хотя здесь они являются лишь «подсказками».

В ходе этой игры ребенок будет не только выделять первый звук, но и вспоминать формы нужных букв. Ведь их каждый раз придется выбирать, а значит, постоянно обращать внимание на отличия данных букв от всех остальных.

- Однажды буквы решили отправиться в путешествие. Сколько у нас будет путешественников - пять, шесть или семь?.. Хорошо, семь. Кто пойдет?.. Какие тебе буквы нравятся?.. (Можно выбирать знакомые, а можно и незнакомые). Кто это будет?..

Каждая выбранная буква называется, про незнакомые взрослый рассказывает, опираясь на буквы-картинки. При этом желательно, чтобы взрослый на глазах у ребенка сам рисовал картинки, тем более, это не очень сложно. Даже при скромных изобразительных возможностях обучающего детям это намного интереснее, чем разглядывать напечатанные картинки.

На одном занятии можно ввести 5-9 новых букв.

- Стали они собирать в дорогу вещи. Взяли сумки и начали складывать. Но что случилось? Вещи не входят! Так всегда бывает, если не в ту сумку положить. Давайте достанем все вещи и попробуем снова! НННожницы. В чью сумку?

На этот раз называются только те предметы, которые начинаются на выбранные ребенком буквы. Фигурки-заместители, как и в прошлый раз, кладутся рядом с буквами, фиксируя количество подобранных слов. Если в качестве путешественницы выбрана буква Ы, мы будем иметь возможность порадоваться за старенькую-старенькую бабушку, которой не придется носить тяжелых сумок.

Общая сумка (2)

И вот, все сумки заполнены. Места нет. А нужные вещи еще остались. Как хорошо, что есть общая сумка, куда можно все это сложить. Что же это будет? Может, что-нибудь вкусное? Что это?

Как на тестировании, происходит отгадывание слов, произнесенных по частям: КО Л БА СА, П РЯ НИ КИ, ПО МИ ДО РЫ, БУ ТЕ Р Б РО ДЫ, МА С ЛО, Я Б ЛО КИ и т.д. По возможности, стоит использовать картинки, которые и в этот раз будут переворачиваться, требуя отгадывания.

Частью, или единицей, или складом слова и здесь, и в дальнейшем будет считаться:

- сочетание согласной и следующей за ней гласной букв (например, в слове СО-БА-КА три склада этого типа);

- согласная буква, после которой нет гласной (например, в слове С-ТО-Л два склада этого типа - в начале и в конце слова);

- гласная буква, перед которой нет согласной (например, в словах О-СА, ЛИ-НИ-Я по одному складу этого типа - в начале первого слова и в конце последнего).

Логичным продолжением игр «Сумки путешественников» и «Общая сумка» будет игра в «Поезд»: собрав вещи, буквы отправляются на вокзал. Но выясняется, что железнодорожный путь занят - еще не отправился предыдущий поезд!.. И мы, конечно же, помогаем сформировать и отправить этот опаздывающий состав.

Поезд (1, 2, 3)

С этой игрой мы уже знакомы (см. раздел «Как определить готовность ребенка к обучению?» - Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. №4. - С. 51).

Теперь она проводится на другом материале, с другими наборами картинок.

Про все еще не знакомые ребенку буквы взрослый рассказывает, по возможности рисует соответствующее изображение (см. рис. «Буквы-картинки» ).

От игры в поезд не стоит отказываться до тех пор, пока ребенок не научится хорошо слышать в слове первый и последний звуки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конечно, в процессе формирования очередного состава каждый новый пассажир обязательно порадуется: «Я еду, еду!», а остальные картинки снова чуть обиженно протянут: «А мы то-оже хотим!» (Этот момент имеет большое мотивирующее значение, позволяя сохранить на занятии игровую атмосферу, мешая ему превратиться в чисто учебное мероприятие.)

Откуда брать картинки? Можно использовать карточки любого детского лото. А можно просто нарисовать на листе бумаги 6-7 вагончиков, соединенных квадратиками (в которых в дальнейшем будут писаться буквы), и вместе с ребенком придумать и нарисовать пассажиров, помня о правилах нашей железной дороги.

День рождения (2, 3)

- Жила-была девочка Катя (Лиза, Света, мальчик Миша и т.д. - называется реальное имя ребенка). Какую возьмем букву? Ну конечно К! У нее был день рождения! И решила она пригласить гостей. Кого на день рождения приглашают - знакомых или незнакомых? Конечно знакомых!

«Всех своих знакомых приглашу!» - решила К-Катя...

Далее ребенок просматривает все буквы алфавита, называя знакомые и перемещая их к букве своего имени. Это - повторение букв, проводимое в игровой форме. Хорошо, если в игру будут введены какие-нибудь дополнительные игровые детали -например, маленький «коврик» на столе у ребенка, символизирующий комнату, где собираются гости.

- Пришли гости и стали дарить подарки! Много всего подарили! Вон сколько коробок! (Показываем стопку картинок, перевернутых вниз изображением.) А что в них? В одной - КУ...К...ЛА... (Что это? -правильно, кукла!), ПИ...РА...МИ...Д...КА... и т.д.

Если картинок под рукой не оказалось или их «не хватило», используем любые фигурки-заместители или просто отгадываем слова на слух.

При повторном проведении игры можно отгадывать не «подарки», а, например,«блюда» для угощения гостей: СА...ЛА...ТИ...К, КА...Р... ТО...Ш...КА, КО...Н...ФЕ...ТЫ и т.д.

- Покушали гости, поиграли и решили пойти погулять. А во дворе гуляли другие, незнакомые ребята. С кем бы подружиться? Кто тебе здесь нравится?

Ребенок выбирает буквы. Про каждую мы, возможно, не в первый раз, рассказываем, если нужно, еще раз рисуем картинку (см. рис. «Буквы-картинки» ). Таким образом, мы как бы заново знакомимся с теми буквами, которые еще не успели твердо запомниться.

Веселый художник (3)

Эта игра очень поможет ребятам, которым трудно запоминать буквы. Им требуется дополнительная работа с формой буквы: чтобы ее запомнить, ее нужно будет сконструировать.

Имитируем радио или объявляющий микрофон: - Внимание-внимание! К нам приехал замечательный художник! Его зовут Ваня! (Называется имя ребенка.) Обрадовались буквы:

- О, сейчас нас всех нарисуют! - И побежали к художнику. А художник уже приготовил все свои кисточки, карандаши, краски. Вот такие! (Показываем короткие, длинные и закругленные палочки.)

Такими можно нарисовать любую букву! Даже самую трудную! Даже совсем не знакомую! Какая здесь буква потруднее?

Одна за другой выбираются и выкладываются разные буквы. При необходимости проводится совместное предварительное

¡1111^,1^

рассматривание букв с выделением элементов их форм. Каждая «нарисованная» буква обязательно радуется, хвалит портрет и удивляется мастерству художника, у которого получилось так похоже.

Откуда взять палочки? Можно изготовить их из проволоки, а можно просто вырезать из картона. Важно лишь не забыть, что используются только три вида палочек - длинные, короткие и закругленные.

Хорошо, если основой для такого выкладывания будет большой фланелеграф (прямоугольный кусок фанеры или картона, обтянутый фланелью, примерные размеры 40 х 30 см). На фланелевой основе наши элементы будут лучше держаться, не «разбегаясь в стороны». Такой фланелеграф пригодится и для других игр, описанных в пособии.

Зоопарк (2, 3)

Дети - строители нового зоопарка. Они привозят строительный материал (называют и получают карточки-буквы), строят из них заборчик, затем, уже в качестве директоров зоопарка, принимают зверей, отгадывая, кто доставлен в специальном вагоне: К...РО...КО... ДИ...Л, ВО...Л...К и т.д.

Если нет картинок, их и на этот раз заменяем фишками.

Для того чтобы страшные хищники не попали в один отсек с безобидными травоядными, возможно, потребуются дополнительные стенки.

Прыжки (3)

В этой игре ребенок просто будет называть буквы (сама игра - лишь форма их повторения).

Буквы находятся на некотором расстоянии от ребенка и, возможно, каким-либо образом отделены от него (символическим барьерчиком или «пропастью» - промежутком между столами и т.п.). Ребенок «зовет к себе» (называет их по порядку), и они к нему «прыгают» через это препятствие. В зависимости от интересов ребенка этот процесс можно назвать:

- соревнованием спортсменов;

- тренировкой каскадеров;

- зарядкой ребят в детском саду;

- обучением бельчат прыжкам с ветки на ветку;

- созыванием малышей (детей, котят, зайчат...) с прогулки на обед и т.д.

Безусловно, подобных игр при необходимости можно придумать великое множество. Здесь, конечно же, важен не конкретный сюжет, а сам факт его существования:

• во-первых, не стоит просто повторять буквы - их лучше повторять «для чего-то», вводя это повторение в игру;

• во-вторых, всякое повторение лучше сопровождать каким-либо действием с буквой, связанным с ее конструированием или физическим перемещением.

И, конечно, задача взрослого - вовремя почувствовать тот момент, когда стоит перейти к более сложным играм (или хотя бы начать включать эти игры в занятия с ребенком).

Эхо (1)

Эта игра очень хороша для отработки умения выделять последний гласный звук (напомним, что это сложнее, чем выделить звук согласный). Соответственно, она проводится с теми ребятами, которые пусть не без труда, но все же справляются с играми типа «Поезд». Более того, к ней можно переходить непосредственно после составления «поезда»:

- Ехали мы, ехали и приехали. - в горы! (Здесь лучше «пересесть» - например, переместиться и сесть за большой стол или на пол - мы будем играть, катая по столу или по полу клубок или мячик.)

- А в горах живет ЭХО. Что это такое? Верно, это какой-то невидимый голос, который нам все время отвечает, повторяя наши слова. Но повторяет не все слово, а только самый его кончик. Наше эхо будет повторять один звук - самый последний. Как ты думаешь, если я спрошу: «Сколько времени-и-и?», эхо мне ответит: «Пять часо-ов», да? Конечно, нет, молодец! А что оно ответит? «Сколько времени-и?» -«И-и-и!». Точно! Все, теперь я буду кричать, а ты будешь отвечать, как эхо.

- Алеша-а-а-а!

- Что-о-о?

- Ты же эхо! А эхо не отвечает на вопросы, оно только повторяет кончик слова: Алеша-а-а. - А-а-а! Давай так, ладно?

- Алеша-а-а-а!

- А-а-а...

- Молодец! Ты так далеко-о-о!

- О-о-о.

- Иди сюда-а-а!

- А-а-а!

Щл

Ш

- Я тебе что-то покажу-у-у-у!

- У-у-у...

- У меня есть картинки-и-и-и!

- Ки-и-и...

- Много! КИ - это не последний звук, это целый кусочек слова! Картинки-и-и! (стоит сделать хватательное движение, как при игре в «Поезд».)

- И-и-и.

- А на них слоны-ы-ы-ы!

- Ы-ы-ы!

- И цапля-а-а-а!

- А-а-а! (Это правильный ответ - мы же договорились называть звук, а не букву, ведь «эхо» может вообще не знать букв, оно работает на слух...)

- И кенгуру-у-у! - и т.д. Далее называются разные звери - лоси-и, крокодилы-ы, тигря-та-а, тигры-ы, предлагается посмотреть на кошку-у, у которой котята-а, а они пьют мо-локо-о и т.п.

В следующий раз можно поговорить про угощения, предложив картошку-у, сосиски-и, какао-о, помидоры-ы, огурчики-и... - каждый раз называя слова, заканчивающиеся

на гласный звук. Именно этот звук - такой, каким он слышится в слове и должен быть воспроизведен ребенком. Если мы предложили кофе-е, в ответе не должна звучать ни «е», читаемая нами как [йэ], ни «э», которая в конце этого слова не прослушивается, - это должен быть именно тот специфический звук, который мы услышали в конце слова. Разумеется, в ответах не может быть также ни «ю» (ведь эта буква дает в конце слова звук [у]), ни «я» (дающей звук [а]), ни «е» (дающей [о]).

В эту игру следует играть регулярно - до тех пор, пока звук не будет выделяться легко и безошибочно.

Скорее всего, вам не потребуются все описанные игры. Когда малыш будет легко справляться со всеми трудностями, вы почувствуете, что подготовительный этап завершен и можно переходить к основному обучению.

Желаем радостных творческих плодотворных занятий! ■

Статья поступила в редакцию 6.08.2013 г.

всероссийски и я о. № к у р с М

Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика» проводит Всероссийский конкурс на лучшее воспитательно-образовательное мероприятие, посвященное Году охраны окружающей среды

Подача заявок и работ - до 15 ноября 2013 г. на электронный адрес sdo@sdo-journal.ru и на сайте http://sdo-journal.ru

у

Участие в Конкурсе - бесплатное. Участвовать в Конкурсе имеют право физические и юридические лица (автор или группа авторов - не более трех человек).

Победители и лауреаты Конкурса будут награждены грамотами, ценными призами и бесплатной годовой подпиской на журнал «Современное дошкольное образование».

Участники Конкурса, являющиеся подписчиками журнала «Современное дошкольное образование», получат электронные сертификаты участников конкурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.