Научная статья на тему 'Насколько готов ребенок к обучению чтению?'

Насколько готов ребенок к обучению чтению? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
425
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / LEARNING / ЧТЕНИЕ / READING / ИГРА / ГОТОВНОСТЬ К ЗАНЯТИЯМ ЧТЕНИЮ / READY FOR CLASSES IN READING / ТЕСТИРОВАНИЕ / TESTING / ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ / GAME TECHNIQUE FOR DETERMINING READINESS FOR LEARNING / ДОШКОЛЬНИКИ / PLAYING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Синицына Ирина Юрьевна

В статье обсуждаются вопросы: «С чего начать обучение чтению? Как сделать так, чтобы у ребенка все получалось, чтобы он учился с удовольствием? На какие этапы разделить процесс обучения? Как строить занятия, чтобы ребенок не отказался от них наотрез, причем при первых же наших попытках научить его читать?» По мнению автора, наотрез отказываются от занятий те дети, с которыми занимаются неправильно, не учитывая их индивидуальные особенности, не понимая их трудности, пропуская именно им необходимые шаги, обижая малышей ссылками на опыт обучения других детей. Показано, что ребенку важно быть готовым к обучению чтению. Если же он еще не готов, необходим подготовительный этап, длительность которого индивидуальна (от 2–3 дней до 2–3 месяцев). И взрослый также должен быть готов к занятиям с ребенком. Отмечается, что в противном случае подготовительный этап взрослому тоже нужен, причем ничуть не в меньшей степени, чем ребенку. Предлагается авторская игровая методика определения готовности ребенка к обучению чтению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How ready the child is for learning to read?

The paper discusses the following questions: “How to start learning to read? How to make sure that the child will learn reading with pleasure? At what stages to divide the learning process? How to prepare classes that will not be rejected by the child at first attempts to teach him to read?” Children who immediately refuse to learn to read have classes that are built in a wrong way not taking into account individual characteristics of children, their difficulties, missing the necessary for them steps, hurting children with the references to the successful learning experience of other children. It is shown that to be ready to learn to read is very important. If a child is not ready, a preparatory phase is needed, the duration of which is individual (from 23 days to 23 months). Adults should also be prepared for classes with the child. It is noted that, otherwise, the preparatory phase for adults is also needed. The author’s play method of determining readiness to read is introduced

Текст научной работы на тему «Насколько готов ребенок к обучению чтению?»

И. Ю. Синицына

Насколько готов ребенок к обучению чтению?

Синицына Ирина Юрьевна - ведущий научный сотрудник, психолог-педагог НОУ Центр эстетического воспитания детей «Золотой петушок», автор Курса подготовки к школьному обучению, игровой методики обучения чтению, развивающих программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Москва, Россия)

В статье обсуждаются вопросы: «С чего начать обучение чтению? Как сделать так, чтобы у ребенка все получалось, чтобы он учился с удовольствием? На какие этапы разделить процесс обучения? Как строить занятия, чтобы ребенок не отказался от них наотрез, причем при первых же наших попытках научить его читать?» По мнению автора, наотрез отказываются от занятий те дети, с которыми занимаются неправильно, не учитывая их индивидуальные особенности, не понимая их трудности, пропуская именно им необходимые шаги, обижая малышей ссылками на опыт обучения других детей. Показано, что ребенку важно быть готовым к обучению чтению. Если же он еще не готов, необходим подготовительный этап, длительность которого индивидуальна (от 2-3 дней до 2-3 месяцев). И взрослый также должен быть готов к занятиям с ребенком. Отмечается, что в противном случае подготовительный этап взрослому тоже нужен, причем ничуть не в меньшей степени, чем ребенку. Предлагается авторская игровая методика определения готовности ребенка к обучению чтению.

Ключевые слова: обучение, чтение, игра, готовность к занятиям чтению, тестирование, игровая методика определения готовности к обучению, дошкольники.

How ready the child is for learning to read?

Sinizina Irina,

Leading Scientific Researcher, Psychologist of Center of Aesthetic Education of Children "The Golden Cockerel" (Moscow, Russia)

The paper discusses the following questions: "How to start learning to read? How to make sure that the child will learn reading with pleasure? At what stages to divide the learning process? How to prepare classes that will not be rejected by the child at first attempts to teach him to read?" Children who immediately refuse to learn to read have classes that are built in a wrong way - not taking into account individual characteristics of children, their difficulties, missing the necessary for them steps, hurting children with the references to the successful learning experience of other children. It is shown that to be ready to learn to read is very important. If a child is not ready, a preparatory phase is needed, the duration of which is individual (from 2-3 days to 2-3 months). Adults should also be prepared for classes with the child. It is noted that, otherwise, the preparatory phase for adults is also needed. The author's play method of determining readiness to read is introduced.

Keywords: learning, reading, playing, ready for classes in reading, testing, game technique for determining readiness for learning.

Что такое готовность ребенка и взрослого к занятиям чтению?

Будем считать, что идеально готов обучаться чтению ребенок 4-6 лет, который:

1. Слышит в словах звуки, то есть

а) способен выделить и назвать первый и последний звуки слова;

б) может мысленно соединить части слова, то есть отгадать слово, произнесенное по частям (по звукам, что сложнее, или по складам, что легче).

2. Знает буквы (что без способности слышать отдельные звуки в слове не вредно, но особого смысла не имеет).

Далее описана процедура определения детской готовности к обучению.

Как уже отмечалось, для обучения важна не только степень готовности к нему ребенка - другой стороной этого процесса является обучающий взрослый. Договоримся, что идеально готов обучать чтению тот взрослый, который:

1. Понимает, что имея дело с дошкольником, следует пользоваться «дошкольными» приемами ведения занятий, превращая уроки в веселые игры.

2. Способен (или хотя бы желает научиться) по-детски играть, фантазировать и, главное, по-настоящему радоваться, общаясь с ребенком.

3. Умеет (или хотя бы стремится) эмоционально поддержать ребенка, у которого что-то не получается, акцентируя внимание на его удачах и помогая выйти из затруднительных положений.

4. Представляет себе последовательность этапов обучения чтению, а также возможные трудности каждого из этих этапов.

Итак, со стороны взрослого, помимо методической грамотности, важен «правильный», игровой, творческий настрой, теплое и бережное отношение к своему маленькому партнеру.

Далее попробуем определить, в какой мере ребенок готов обучаться чтению и с решения каких задач стоит начинать занятия.

Как определить готовность ребенка к обучению?

Начнем наше обследование с того, что менее важно - со знания букв. И постепенно перейдем к тому, что более важно - к способности малыша слышать звуки в словах и понимать

слова, произнесенные по частям (по звукам или по складам).

1. Знает ли ребенок буквы?

Игра «Магазин»

Перед вами - коробка, в которой разложены изображения всех букв алфавита (это могут быть карточки, магнитные буквы, буквы на кубиках, деталях конструктора и т.п.).

Вы - «продавец», коробка - это «прилавок», а буквы - «товары». Перед ребенком - пустая коробка. Ребенок - это «покупатель», а пустая коробка - это его «сумка».

Договоритесь с малышом о правилах игры. Ваш магазин - особенный, чтобы купить в нем товар, его нужно просто правильно назвать. Можете попутно посмеяться вместе с ребенком, представив такой поход в магазин, при котором понравившийся товар дается покупателю после его называния. «Конфеты!» - «Получите!» «Колбаса»! - «Пожалуйста!»...

И, конечно, как в настоящем магазине, покупатель волен сам решать, покупать какой-либо товар или не покупать. (Будьте уверены, все знакомые ему буквы ребенок обязательно захочет купить.)

Далее вы просто помогаете малышу организовать рассматривание «товара», предлагая буквы по одной. Названные буквы перемещаются в «сумку покупателя». Неназванные буквы вы называете сами и откладываете в угол коробки - к этому «товару» при желании можно будет чуть позже вернуться (если ребенок случайно забыл какую-то из знакомых букв, он ее вспомнит, а вы будете знать, какие буквы он знает нетвердо).

В конце обязательно похвалите «хорошего покупателя», если он купил все или почти все буквы, и найдите способ поддержать того, кто купил совсем мало - ведь это магазин! Хочу -покупаю, не хочу - не покупаю!..

2. Может ли ребенок мысленно соединять звуки, то есть понимать слово, произнесенное по звукам? Игра «Прогулка с сумкой»

Начатая игра продолжается дальше. Уложив купленные товары в сумку, ребенок отправляется домой - «топ... топ...» (при этом стоит показать, как потряхивается коробка, как подпрыгивают и перемещаются в ней буквы).

И вдруг... в сумке кто-то зашевелился! Кто?.. Мы сажали туда кого-нибудь живого? Нет?.. А это одна буква приклеилась к другой (показываем)! И получилось: Ё... Ж... (здесь важно правильно называть соответствующие буквам звуки: [Ж], а не [ЖЭ]). Кто это? Если ребенок не догадался, называем сами: да это же ёж! Ё...Ж...! ЁЖ! «Не хочу в сумке сидеть, у меня ножки есть, я сам побегу!» И «ёжик» «убегает» (с вашей помощью, конечно).

«Топ. топ!..». И вдруг. опять кто-то зашевелился! К. О. Т... (Вы называете не буквы, а звуки - произносите не [КЭ], и даже не [КА], не [ТЭ], а именно [К] и [Т], коротко ).

Если ребенок после нескольких попыток не угадал, вы просто называете слово и следующие загадки даете иначе.

Теперь ребенок будет отгадывать то, что нарисовано на картинке. Вы переворачиваете картинку, закрываете ладонью и говорите максимально «загадочным» голосом:

- Идет (Ваня), идет, а навстречу ему. Кто? - Р...А...К... Кто это?

Затем подобным способом загадывается ЖУК - Ж...У...К... Всего используется 3-5 картинок на слова из 3 звуков.

Почему нам стоило перейти к картинкам, перестав использовать буквы? Если ребенку трудно, наличие букв может создать дополнительное напряжение. К тому же малыш может укрепиться во мнении - все, что связано

с буквами, непомерно трудно. Наша же задача - узнать, может ли ребенок мысленно «собрать» слово из звуков, и выяснить, способен ли он быстро этому научиться. Некоторые дети приобретают это умение прямо во время и гры-диагностики.

Важно также убедиться, что ребенок хорошо понимает свою игровую задачу. Один-два раза можно дать малышу возможность «подсмотреть», на долю секунды перевернув картинку лицом вверх. Возможно, после такого шаловливого угадывания он лучше поймет характер игры и начнет узнавать слова сам.

Еще раз напомним, что, загадывая подобные загадки, важно называть звуки, а не буквы. Ребенок еще не знаком с правилами чтения, а тем более с особенностями прочтения сочетаний согласных со смягчающими гласными Е, Ё, Ю, Я. Он воспринимает загадку только на слух. Слово «гусь» будет звучать [Г]. [У]. [С'] , а слово «пес» - [П']. [О]. [С]. (ни в коем случае не - [Пэ]. [Йо]. [эС].).

Ну а если ребенок сразу отгадал, что у него в сумке «КОТ», он, конечно же, отпускает его и идет дальше. «Топ-топ.». И вдруг сумка становится тяжелой-тяжелой! Что случилось? А это снова соединились буквы, и получился С.Л.О.Н.

- Ваня, ты понесешь слона в сумке?

Но тут сам слон неожиданно предлагает:

- Не надо нести меня в сумке! Лучше садись на меня вместе с сумкой!

Но куда же мы направляемся? На вокзал/ (Разумеется, мы тут же выясняем, что это такое, зачем нужны вокзалы, что там происходит.)

3. Может ли ребенок узнать слово, произнесенное по частям? Игра «Пассажиры»

А на вокзале уже собрались пассажиры. Кто? Вы снова поочередно предлагаете ребенку отгадать, что нарисовано на перевернутой и накрытой вашей ладонью картинке.

ПЕ...ТУ...Х...,

БА...БО...Ч...КА...

А дальше «еще смешнее» -

НО...С...КИ...,

А...ПЕ...ЛЬ...СИ...Н...,

Х...ЛЕ...Б...,

ЦЕ... ПЬ...,

И...Н...ДЕ...Е...Ц...

Обратите внимание, слова должны произноситься так, как они пишутся:

[БА-БО-Ч-КА], а не [БА-БА-Ч-КА], [НО-С-КИ], а не [НА-С-КИ], [Х-ЛЕ-Б], а не [Х-ЛЕ-П], [И-Н-ДЕ-ЙЭ-Ц] , а не [И-НЬ-ДЕ-ЙЭ-Ц] -важно убедиться, что ребенок способен узнать слово в его незнакомом, «письменном» варианте.

Самыми «трудными» для отгадывания словами здесь являются БАБОЧКА и ИНДЕЕЦ: первое - в силу созвучия со словами БОЧКА, ЮБОЧКА и т.п., второе - как менее знакомое и редко встречающееся (многие дети могут его просто не знать).

4. Слышит ли ребенок первый и последний звуки слова? Игра «Поезд»

Отгаданные ребенком картинки выкладываются в ряд - это желающие отправиться в путешествие «пассажиры» (идея того, что путешествовать будут носки и хлеб, детям обычно нравится, вызывая необходимую в игре улыбку). Желательно также придумать, какие будут «колесики», - если это игра, то подобные детали важны. Предположим, вы выбрали маленькие пуговички или круглые детали конструктора. «Паровоз» можно выложить

из деталей конструктора или заменить любым прямоугольником.

Итак, наш «паровоз» с «колесиками» уже готов.

- Цепляйтесь, вагончики!

- А как же мы прицепимся? Тут ровная гладкая стенка, никаких крючочков, не за что зацепиться! (Проводим пальчиком по боковой стороне «паровоза», убеждаясь, что прицепиться, действительно, не к чему.)

- Сейчас будет за что зацепиться! Ц-цеп-ляйтесь...ц-цепляйтесь... за букву Ц! У нее есть крючочек!

Кто же может прицепиться? Договариваемся, что только тот, кто начинается на Ц, иначе сцепление не будет прочным. Даже если буква Ц ребенку не знакома, мы ее рассматриваем, ставим на правый край «паровоза» так, чтобы крючочек выступал за его пределы, и запоминаем звучание: «Ц-ц-ц». Далее поочередно называем всех «пассажиров», слегка утрируя первый звук. Догадается ли ребенок сразу, что это ЦЕПЬ, или придется всех назвать еще раз с еще большим утрированием первого звука? Или же он сделает это с такой легкостью, что дальнейшего утрирования вообще не потребуется, и мы увидим, что выделение первого звука вообще не является проблемой?

- Ура! Я еду! Еду!- говорит ЦЕПЬ после того, как мы ей сделаем «колесики», превращая картинку в вагончик.

- А мы то-оже хотим!

- Так цепляйтесь!

Можно ли еще кому-нибудь зацепиться за букву Ц? Бывает ли так, что к паровозику присоединяются в одном и том же месте сразу два вагончика? Нет! Второй вагончик цепляется за первый! А тут опять ровная стенка. Нужна какая-то другая буква! На Ц слово ЦЕПЬ начинается. А чем оно заканчивается? Теперь утрировать придется последнее [П^]. ЦЕ-ПЬ! Слово произносится цельно, без пауз, но «ПЬ» - несколько громче.

Больше половины четырехлеток не сразу понимают, что именно им надо услышать. Они повторяют «Ц» или же все слово «ЦЕПЬ». Но ведь у цепочки два кончика! И у слова тоже два! Один - первый, «Ц», а другой - последний! Какой? Надо услышать! Слово звучит, в воздухе летает, а мы его сейчас за хвостик поймаем! Теперь слово ЦЕПЬ вы будете произносить медленно, чуть растягивая каждый звук, а последний - акцентируя. Вдобавок во время его звучания мы договоримся делать

в воздухе хватательное движение рукой. Приготовили ручку? (слегка поднимаем руку, раскрывая ладонь). ЦцееПЬ! Если после нескольких попыток ничего не получилось, на первый раз можно подсказать: «ПЬ»!

Если, несмотря на все старания, звук ребенком не слышится, можно предложить другой, более легкий способ выделить последний звук - его можно просто «отрезать»! Спросите у ребенка, есть ли у него с собой ножик. В ответ на недоуменное «нет» утешьте его - у вас-то «ножик» есть! Вот он (ладонь ставится на ребро)! Можно отрезать! Нет, не куски цепи - звуки слова «цепь». Оно ведь звучит? Значит, звуки есть, их-то мы и будем отделять.

Теперь слово будет произноситься иначе: ЦЕПЬ. ПЬ. ПЬ. ПЬ. ПЬ. ПЬ. - и при каждом повторе «ПЬ» ладошка будет «резать» -подниматься и опускаться, как ножик при нарезании огурца или яблока. Как это ни удивительно для взрослого человека, многим детям и в этом случае очень трудно: слово ЦЕПЬ и здесь воспринимается цельно. Даже произнесенный отдельно звук мысленно остается «приклеенным» к слову.

Когда же звук назван, вы находите и ставите на край вагона соответствующую букву (это делает именно взрослый - ребенок буквы уже называл). Если нужной буквы нет в «сумке покупателя», взрослый быстренько идет за ней в «магазин» и просит ребенка запомнить, как она звучит. Ребенку же можно предложить сделать «колесики» (ведь иначе поезд не поедет!) - приложить к картинке снизу наши цветные кружочки или пуговички.

Следует учесть (и как минимум, не удивляться): услышать последний гласный звук намного труднее. Весьма вероятно, что последним звуком слова «БАБОЧКА» будет названо сочетание КА, а последним звуком слова «НОСКИ» вдруг окажется КИ. Возможно, нам придется особенно старательно тянуть звук, «хватая» и даже «отрезая» его (БАБОЧКА-А-А-А-А...А. А.А., НОСКИ-И-И-И.И.И.И.), пока ребенок не услышит [А] или [И].

Конечно, наше занятие при этом перестает быть строго констатирующим, превращаясь в развивающее, но мы сможем почувствовать, насколько «далеко» от ребенка это умение. Некоторые дети обучаются именно во время проверки, практически преодолевая главное препятствие на пути к чтению.

И, разумеется, если ребенку очень трудно или если он устал, не надо настаивать на том, чтобы он описанным образом непременно прицепил к поезду все вагоны. В любой момент можно услышать объявление: «Внимание, внимание, наш поезд отправляется!», предоставив остальным пассажирам ждать следующего...

Что показало обследование?

1. Знает ли ребенок буквы?

Как уже говорилось, знание букв - не самое важное условие готовности к чтению. Однако начать обследование следовало именно с него.

Во-первых, действие узнавания знакомого - самое простое, собственно, оно адресовано только к памяти ребенка, и совершения большой умственной работы от ребенка не требовалось. Дети чувствуют себя при этом вполне комфортно - особенно если знают, что от них не требуется непременного называния всех букв.

А во-вторых, выяснение того, насколько ребенок знаком с буквами, помогло нам избежать ненужного напряжения на дальнейших этапах диагностики - мы знали, как именно использовать буквы, в какой мере на них опираться.

Конечно, если ребенок знает буквы, обучение пойдет быстрее. Если же он их не знает или знает не все, наши игры на начальном этапе будут предполагать знакомство с ними.

2. Может ли ребенок мысленно соединять звуки?

Это умение также не является сверхнеобходимым, и наш результат является скорее дополнительным, чем основным. Здесь речь идет о том, насколько у ребенка развита способность к интуитивному слуховому синтезу в его сложном варианте, когда требуется угадать максимально расчлененное слово, слово, представленное отдельными звуками. Если это умение есть, можно не сомневаться, что дело пойдет достаточно быстро, и на первых этапах обучения не придется чересчур долго задерживаться.

3. Может ли ребенок узнать слово, произнесенное по частям?

Этот пункт очень важен. Здесь ребенок также интуитивно синтезирует слово из частей, но эти части крупнее. Более того, именно по таким частям мы будем учить его читать. И обязательно столкнемся с тем, что не всегда ребенок сможет узнать слово - даже прочитанное правильно. Впоследствии перед ним всегда будет стоять двойная задача - во-первых, прочитать, во-вторых, понять, что же получилось. И если слово не сможет «узнаваться», огорчения будут неизбежными. А эти огорчения совершенно напрасны - требуемую способность можно и нужно тренировать отдельно, не обращаясь к значкам, написанным на бумаге.

Так что если ребенку было трудно, значит, с развития именно этой способности и должно будет начаться наше обучение.

4. Слышит ли ребенок первый и последний звуки слова?

Этот пункт также фиксирует умение, без которого начинать обучение бессмысленно. Даже знакомиться с буквами следует, опираясь именно на эту способность, - иначе ваш ребенок будет совершенно дезориентированным и не поймет, зачем запоминать какие-то значки, приписывая им какие-то звуки. Вот нарисован «шалашик» (буква Л), а рядом - лось. Какая тут связь? Лось живет в этом шалашике? А олень тоже живет? И почему его нужно называть именно «Л»?

Ребенку крайне важно на собственном опыте понять, что слова состоят из звуков, а буквы эти звуки фиксируют. Изначально это может и не быть для него очевидным! Еще очень важно научиться слышать не только согласные, но и гласные звуки, уметь отделять их на слух -хотя бы для того, чтобы впоследствии научиться их присоединять. По какой методике вы бы ребенка не обучали (включая знаменитую методику Н.А Зайцева), малыш будет «стоять на месте» до тех пор, пока этому не научится -с вашей помощью или стихийно, пройдя через многие напрасные, но довольно легко устранимые трудности.

Если же ребенок слышит первый и последний звуки, то он готов самостоятельно сконструировать простейшее сочетание согласного с гласным (МА, СО и т.п.), а следовательно, непосредственно ощутить, «потрогать» основную единицу чтения, преодолевая те барьеры, которые мешают ему научиться читать.

Итак:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если ребенок справился со всеми заданиями (возможно, за исключением второго пункта), обучение можно начинать сразу, минуя подготовительный этап. Можно оперировать уже названными «основными единицами чтения» -сначала конструировать их, затем пытаться прочитывать, постепенно усложняя предлагаемые ребенку задачи.

Если с одними пунктами он справился, а с другими нет, игры подготовительного этапа взрослый должен выбирать так, чтобы развивались именно те умения, которых ребенку недостает.

Если ребенок не смог сделать ничего, огорчаться не стоит - впереди интересная, достаточно продолжительная игровая жизнь, которая принесет радость и ему, и вам. Вероятнее всего, игр потребуется много. Каких именно -это предмет отдельного разговора (вариантов великое множество). Сколько времени и сил займет обучение - точно сказать трудно, темп развития у каждого ребенка свой. Главное, запастись терпением и уверенностью в том, что все непременно получится. ■

Литература

Синицына И.Ю. Буква-озорница. Веселые загадки для детей, которые уже умеют читать. Вып. 1. - М.: Баласс, 2004. - 32 с., с илл.

Синицына И.Ю. Буква-озорница. Веселые загадки для детей, которые уже умеют читать. Вып. 2. - М.: Баласс, 2004. - 32 с., с илл.

Синицына И.Ю. Буду чисто говорить. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2008. - 112 с., с илл.

Статья поступила в редакцию 21.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.