Научная статья на тему 'Игровой подход в обучении дошкольников чтению'

Игровой подход в обучении дошкольников чтению Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
174
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / READING / ИГРА / ГОТОВНОСТЬ К ЗАНЯТИЯМ ЧТЕНИЮ / READY FOR READING CLASSES / ТЕСТИРОВАНИЕ / TESTING / ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ / PLAY TECHNIQUE FOR DETERMINING READINESS FOR LEARNING / PLAYING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Синицына Ирина Юрьевна

Ведущей деятельностью дошкольника является сюжетноролевая игра. Признавая это положение бесспорным, на практике многие педагоги, к сожалению, часто забывают о нем. Используемые ими игры (лото и прочие настольнопечатные варианты) в большинстве случаев являются чисто дидактическими. В пособиях же, посвященных обучению чтению, зачастую просто формулируются задания, которые лишь называются, но отнюдь не являются играми. Сюжетная игра используется недостаточно, ее главные компоненты (воображаемая ситуация, роль, игровые действия, игровое использование предметов-заместителей) практически отсутствуют. В результате педагогический процесс больше походит на обучение в младшей школе. И если некоторые дети 6 лет еще могут принять подобную форму проведения занятий, то в отношении детей 3-5 лет такая система чревата сбоями. В статье представлены образовательные игры в форме сюжетнодидактических игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Play approach to teaching of reading in preschool age

Play is a leading activity in preschool age. Recognizing this statement in theory, in practice many teachers, unfortunately, often forget about it. They use purely didactic games during work with children. Manuals devoted to the teaching of reading often simply state the tasks, which only refer to play, but do not give examples of practical situations. Thus play is underutilized and its main components (imaginary situation, role taking, substitutions) are virtually absent. As a result the pedagogical process is more like a study in elementary school. Some children at 6 years of age can learn in the frame of such didactics, but children of 3-5 years cannot gain developmental results without play. In the article educational games in the form of role-play didactics are presented.

Текст научной работы на тему «Игровой подход в обучении дошкольников чтению»

И. Ю. Синицына

Игровой подход в обучении дошкольников чтению*

Синицына Ирина Юрьевна - ведущий научный сотрудник, психолог-педагог НОУ Центр эстетического воспитания детей «Золотой петушок», автор Курса подготовки к школьному обучению, игровой методики обучения чтению, развивающих программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Москва, Россия)

Ведущей деятельностью дошкольника является сюжетноролевая игра. Признавая это положение бесспорным, на практике многие педагоги, к сожалению, часто забывают о нем. Используемые ими игры (лото и прочие настольнопечатные варианты) в большинстве случаев являются чисто дидактическими. В пособиях же, посвященных обучению чтению, зачастую просто формулируются задания, которые лишь называются, но отнюдь не являются играми. Сюжетная игра используется недостаточно, ее главные компоненты (воображаемая ситуация, роль, игровые действия, игровое использование предметов-заместителей) практически отсутствуют. В результате педагогический процесс больше походит на обучение в младшей школе. И если некоторые дети 6 лет еще могут принять подобную форму проведения занятий, то в отношении детей 3-5 лет такая система чревата сбоями. В статье представлены образовательные игры в форме сюжетно-дидактических игр.

Ключевые слова: чтение, игра, готовность к занятиям чтению, тестирование, игровая методика определения готовности к обучению.

Play approach to teaching of reading in preschool age

Sinizina Irina, Leading Scientific Researcher, Psychologist of Center of Aesthetic Education of Children "The Golden Cockerel" (Moscow, Russia)

Play is a leading activity in preschool age. Recognizing this statement in theory, in practice many teachers, unfortunately, often forget about it. They use purely didactic games during work with children. Manuals devoted to the teaching of reading often simply state the tasks, which only refer to play, but do not give examples of practical situations. Thus play is underutilized and its main components ( imaginary situation , role taking, substitutions ) are virtually absent. As a result the pedagogical process is more like a study in elementary school . Some children at 6 years of age can learn in the frame of such didactics, but children of 3-5 years can not gain developmental results without play. In the article educational games in the form of role-play didactics are presented.

Keywords: reading, playing, ready for reading classes, testing, play technique for determining readiness for learning.

* Продолжение. Начало см. Синицына И.Ю. Насколько готов ребенок к обучению чтению? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. №№4, 7).

Переходный этап

На подготовительном этапе дети научились слышать в слове первый и последний звуки, соединять на слух слово, произнесенное по частям, познакомились с буквами.

Теперь нужен небольшой «мостик», по которому мы подойдем непосредственно к прочтению слов.

Прежде всего, мы должны научиться конструировать простейшие сочетания из согласной и гласной букв - ведь это «главные» единицы, из которых строятся слова.

Важно, что на этом этапе мы будем работать не со всеми гласными, а только с теми, которые не умеют смягчать: У, О, А, Э, Ы. Иногда, в порядке исключения, в работу будет также включаться самая «легкая» из смягчающих гласных - И.

Работа с остальными гласными (Е, У, Ю, Я) еще впереди, сейчас задача ребенка - познакомиться с самим принципом построения сочетаний согласного с гласным.

Игра «Концерт»

- Тр-р-р! (имитация звонка). Взрослый понарошку «берет трубку», поднося к уху какой-нибудь «подходящий» предмет, например, карандаш, брусок от конструктора, небольшую коробочку - чем смешнее, тем лучше.

- Алло, я вас слушаю... Артисты?.. Едут?.. К нам?.. Ну конечно! Конечно, хотим!.. Концерт?.. Замечательно!.. Мы очень, очень ждем!.. Приезжайте!.. (ребенку) - К нам едут артисты! Видишь их автобус? Вот он приближается! (К ребенку действительно приближается пакет с игрушками или, если соответствующих игрушек нет, плоская коробочка или фланелеграф с перевернутыми вниз изображениями животных-артистов.)

- Где у нас будет сцена?.. (Договариваемся, организуя на столе небольшое возвышение.)

И вот на «сцену» выходит «конферансье» - любая игрушка забавного вида, в нашем случае - маленькая мартышка.

- Внимание, внимание! Начинаем праздничный концерт! Выступает знаменитый артист.

- Кто? - (Ребенку предлагается закрыть глазки, опустить руку в пакет и достать первую попавшуюся игрушку... (Кому же такое не понравится?) Предположим, попался лев, который тут же забрался на сцену и начал выступление.)

- Здравствуйте! Я вам спою свою самую любимую песню! Я люблю р-рычать! Вот так: (нараспев) Ррры-ы-ы!.. Ррры-ы-ы! Ррры-ы-ы!

- А зрители хлопают, хлопают! (изображаем)

«Конферансье» (шепотом): - Какая хорошая, серьезная песенка! Я тоже хочу ее петь! Запиши мне слова!

«Артист» (тоже шепотом): - Я не умею!

- А кто умеет?

- Ваня умеет!

- Ваня, запиши мне, пожалуйста!..

Далее Ване (с помощью педагога) предстоит догадаться, какие буквы нужны для записи львиной песенки. Поскольку выделять первый и последний звуки ребенок уже хорошо научился, требуемое сочетание РЫ быстро составляется из соответствующих букв.

Конечно, «конферансье» радуется:

- Вот спасибо! Я обязательно выучу эту песенку!

- Сейчас нельзя! Концерт еще не закончился. Тебе же дальше надо объявлять номера! Иди, объявляй, а я пока посмотрю - я же никогда свою песенку не видел записанной. (Лев садится около выложенного из букв сочетания РЫ и несколько раз «прочитывает» его, слегка двигая головой в направлении от первой буквы к последней: «Ры-ы-ы! Ры-ы-ы!».)

А мартышка-конферансье снова появляется на сцене:

- Следующий номер нашей программы! Выступает знаменитый артист. - Кто? (Ребенок снова закрывает глаза, запускает руку в пакет и достает... Например, попался гусенок (гусь)...

- Здравствуйте! Я вам спою свою самую любимую песню: Га-га-га! Га-га-га!.. - и история с выкладыванием песенки повторяется.

Таким образом на столе появляются записи:

ГА (песенка гусенка),

МУ (песенка коровы, бычка или теленка),

БЭ (песенка барашка ),

КО (песенка курочки),

ПИ (песенка мышки),

РЫ (песенка льва), то есть сочетания согласных с теми гласными, которые мы выбрали для начальной работы.

Мартышка радуется:

- Уважаемые зрители! Наш концерт окончен! Благодарим за внимание!.. (шепотом) -Теперь я побегу песенки учить!

- А нам пора ехать - в другой город на концерт!

Если у вас есть кубики Зайцева, этот момент очень удобен для игры с ними. Ребенок уже слышит первый и последний звуки, сам может составить соединение согласной

и гласной букв. Сочетания, изображенные на гранях кубиков, будут ему вполне понятны.

Важно обратить внимание на очень существенный момент: предлагаемые занятия не будут проходить по методике Н. А. Зайцева. Наша методика существенно отличается. Ребенку не даются все кубики сразу, мы начинаем работать только с «большими», причем не всеми. (Н. А. Зайцев просил в этом случае не говорить, что в обучении используется его методика).

Выбор же такого порядка ввода кубиков принципиально важен. Наш опыт говорит о том, что только в этом случае процесс обучения является последовательным и управляемым. Кубики мы будем использовать как очень удачную внешнюю форму организации материала, удобное пособие для работы.

Итак, если есть кубики Зайцева, интересуемся у детей:

- На чем же вы поедете?

- На поезде! Вот наши вагоны! - на столе появляются кубики КУ-КО-КА-КЭ-КЫ-К (сокращенно кубик К), МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М (сокращенно М), а также (сокращенно) кубики Р, Б, Г, П и еще 2-3 больших кубика («лишних»).

Мы рассматриваем несколько кубиков, обязательно заглядываем внутрь, чтобы посмотреть, что там звенит или стучит (хорошо, если

у кубиков есть «хвостики», например, из скотча, потянув за которые можно открыть кубик, посмотреть, а потом закрыть его обратно и даже заклеить тем участком скотча, который специально оставлен клейким).

Дети заметили, что на одной из граней кубика буква одна - ее мы назовем буквой-хозяйкой. На остальных гранях - сочетания этой же буквы с другими (с гостями). Мы ставим кубики так, чтобы буквы-хозяйки смотрели на ребенка, и предлагаем ему догадаться, в каком же «вагоне» поедет лев РЫ... Конечно, в вагоне Р! Теперь нужно покрутить кубик и найти «песенку» РЫ - такую же, какую мы недавно выложили из отдельных букв.

Вот теперь «вагон» готов и можно в буквальном смысле «посадить» туда льва. Он уже готов ехать, и «прежнюю», сложенную нами из отдельных букв запись песенки РЫ можно будет отдать мартышке «на изучение».

Аналогично находим «вагоны» и для курочки КО, и для барашка БЭ, и для коровы МУ, и для гусенка ГА. На кубике П нужное нам сочетание ПИ, конечно же, не найдется, как бы мы внимательно не рассматривали его стороны... Но разве маленькой мышке требуется такой большой вагон? Хорошо, что у нас есть маленький вагончик, маленький кубик ПЮ-ПУ-ПЯ-ПЕ-ПИ-ПЬ (сокращенно кубик ПЬ). Найдя на нем нужное сочетание, мы посадим на него мышку-малышку и отправим поезд в другой город.

Если же кубиков Зайцева у вас нет, возьмите простую кассу букв и слогов и найдите в ней все нужные сочетания. Это будут «билетики» для артистов, а «поезд» можно будет сделать из обычных кубиков.

Игра «Сундук»

В этой игре мы не просто будем составлять нужные сочетания согласной и гласной, а строить из них слова.

Перед ребенком - длинный ряд из кубиков Зайцева, повернутых буквой-хозяйкой вперед.

- Это - дорожка. А там - Сундук, который любит загадывать загадки. Сейчас мы к нему придем. Идти по дорожке надо внимательно,

осторожно, «короткими шагами». Вот так: [Т], [М], [С], [К]. Можешь так?

- Могу! [Тэ], [Мэ], [Кэ] (или даже [Эм] и [Ка])...

- Нет, это не короткие шаги, это мы уже поскользнулись, «проехались» - Тэ-э-э... Мы едем на [Э]... Послушай, как надо: [Т], [М], [С], [К].

- [Т], [М], [С], [К]. - дети, даже привыкшие говорить [Тэ], быстро схватывают новый способ произнесения.

- Давай договоримся: когда буква одна, мы всегда будем произносить ее коротко, как будто идем «короткими шагами». Только вот эти, золотые кубики будут петь: У, О, А, Э, Ы - ням! (клубничку) Ю, У, Я, Е, И - ням! (земляничку).

Если вы пользуетесь кассой букв и слогов, поставьте отдельные согласные поверх стопочки сочетаний - в этом случае тоже получится ряд согласных, - и так же идите по дорожке «короткими шагами». Может быть, в этом случае дорожкой будет простая полоска бумаги или линейка, а находящиеся в кармашках кассы согласные будут «домами, мимо которых надо пройти».

- Пришли мы к Сундуку, а он спит. Смотри, просыпается! «А-а-а...» - изображаем «зевание», приоткрывая крышку. (Подобные детали очень важны, они помогают создать живую игровую атмосферу.) - «Что-то давно я ничего не прятал. Пойду-ка спрячу!.. » -Тут взрослый вместе с сундуком удаляется в сторону (например, подходит к шкафу) и кладет в сундук какой-нибудь заранее приготовленный «подходящий» предмет (разумеется, так, чтобы ребенок не смог его увидеть) - «Ам!» и возвращается обратно.

- Вот стоит большой сундук.

В нем лежит большой секрет.

Тот секрет никто не знает,

Только (Маша) отгадает! -

В нем лежит какой-то «П». ( [П])

- Машенька, где будешь искать «П», на каком кубике?

Пусть не сразу, но довольно скоро Маша обязательно покажет на кубик П.

- Как ты думаешь, буква П должна быть одна или с какой-то другой буквой? «П»,

«П»... - коротко звучит... Конечно, одна! Поставь ее в сторонку, она еще пригодится.

- А дальше. Там лежит какой-то «ЛА»! На каком кубике будешь искать?.. (Если вы пользуетесь кассой букв и слогов, предложите ребенку догадаться, в каком «домике»-кармаш-ке живет ЛА). Как ты думаешь, Л должна быть одна или с какой-то другой буквой? «ЛА-а-а-а» Точно, с буквой А! Покрути кубик, чтобы было с буквой А!.. (Найди нужное сочетание в кармашке кассы.) Вот оно - «ЛА»!.. (Ставим рядом с «П».)

- Там лежит какой-то «ТО». Там лежит какой-то «К». Все кусочки нашли! Ну, теперь отгадывай! П ... ЛА. ТО. К.

- ЛОТО!

- Сундук-сундук, покажи секрет! (Сундук, «рот» которого закрыт, по возможности смешным голосом мычит что-то похожее на «нет».) Видимо, это не ЛОТО! Давай еще послушаем: П.ЛА.ТО.К.

- Лоток! (Сундук снова отрицательно мычит.)

-П.ЛА.ТО.К.

- Платок! Сундук-сундук, покажи секрет! (Сундук открывается, и малыш достает ПЛАТОК.) Где у нас будет место для отгадок? Давай положим туда платок. Вон сундук снова зевает: «А-а-а.» Что-то еще спрятать хочет!

Конечно, как уже говорилось, не все предметы для этой игры подходят - мы избегаем появления в нашей работе Ь и всех смягчающих гласных - Ю, У, Я, Е, И.

Что же может быть спрятано?

К ЛУ БО К, БА НО Ч КА, КА РА Н ДА Ш, ЗА МО К, БА РА БА Н, К РУ Ж КА, ЛО Ж КА, и т.п.

БУ ТЫ ЛО Ч КА, КО РО БО Ч КА, РУ Ч КА, СУ МО Ч КА, ДУ ДО Ч КА, С КО ВО РО Д КА, ВА ЗО Ч КА

Если ребенок не желает ждать и отгадывать и пытается сразу во что бы то ни стало открыть сундук, не стоит это просто запрещать, лучше снова поговорить с сундуком:

- Сундук-сундук, покажи секрет! (Сундук снова по возможности забавным голосом мычит что-то похожее на «нет».) - Ты хочешь, чтобы мы отгадали? (Теперь на тот же манер скажем что-то вроде «угу».) - Придется отгадывать.

Для разнообразия можно для отгадывания положить в сундук маленький СУ Н ДУ ЧО К. Будучи «отгаданным», он может тоже захотеть что-нибудь спрятать. Пусть на этот раз прячутся предметы-малыши (меньшего размера):

ПА ЛО Ч КА, БУ МА Ж КА, К РУ ЖО К, и др.

К РЫ Ш КА, КА Р ТО Н КА, К ВА Д РА Т

Разумеется, наша «присказка» при этом тоже несколько изменится:

- Вот стоит ма-аленький сундучок. В нем лежит ма-аленький секретик. Тот секрет никто не знает, Только (Паша) отгадает! -Там лежит какой-то «БУ». Обычно эта игра детям очень нравится. Однако как только вы почувствуете, что ребенок легко справляется с выбором букв и сочетаний, начинайте двигаться дальше (возможно, оставляя эту игру «на десерт» для тех занятий, на которых для этого остается время). ■

Статья поступила в редакцию 19.09.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.