Научная статья на тему 'Игровой подход в обучении дошкольников чтению'

Игровой подход в обучении дошкольников чтению Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
443
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧТЕНИЮ / ИГРОВОЙ ПОДХОД / СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ / PLAY TECHNIQUE FOR DETERMINING READINESS FOR LEARNING / ГЛАСНЫЕ ПЕРВОГО РЯДА / ЧТЕНИЕ ПО СКЛАДАМ / СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ / PLAYING / READY FOR READING CLASSES / TESTING / READING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Синицына Ирина Юрьевна

Ведущей деятельностью дошкольника является сюжетно-ролевая игра. Признавая это положение бесспорным, на практике многие педагоги, к сожалению, часто забывают о нем. Используемые ими игры (лото и прочие настольно-печатные варианты) в большинстве случаев являются чисто дидактическими. В пособиях же, посвященных обучению чтению, зачастую просто формулируются задания, которые лишь называются, но отнюдь не являются играми. Сюжетная игра используется недостаточно, ее главные компоненты (воображаемая ситуация, роль, игровые действия, игровое использование предметов-заместителей) практически отсутствуют. В результате педагогический процесс больше походит на обучение в младшей школе. И если некоторые дети 6 лет еще могут принять подобную форму проведения занятий, то в отношении детей 3-5 лет такая система чревата сбоями. В статье рассказывается о переходе к чтению детьми простейших слогов и слов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Play approach to teaching of reading in preschool age

Play is a leading activity in preschool age. Recognizing this statement in theory, in practice many teachers, unfortunately, often forget about it. They use purely didactic games during work with children. Manuals devoted to the teaching of reading often simply state the tasks, which only refer to play, but do not give examples of practical situations. Thus play is underutilized and its main components ( imaginary situation, role taking, substitutions ) are virtually absent. As a result the pedagogical process is more like a study in elementary school. Some children at 6 years of age can learn in the frame of such didactics, but children of 3-5 years can not gain developmental results without play. In the article educational games in the form of role-play didactics are presented.

Текст научной работы на тему «Игровой подход в обучении дошкольников чтению»

И. Ю. Синицына

Игровой подход в обучении дошкольников чтению*

Синицына Ирина Юрьевна - ведущий научный сотрудник, психолог-педагог НОУ Центр эстетического воспитания детей «Золотой петушок», автор Курса подготовки к школьному обучению, игровой методики обучения чтению, развивающих программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Москва, Россия)

Ведущей деятельностью дошкольника является сюжетно-ролевая игра. Признавая это положение бесспорным, на практике многие педагоги, к сожалению, часто забывают о нем. Используемые ими игры (лото и прочие настольно-печатные варианты) в большинстве случаев являются чисто дидактическими. В пособиях же, посвященных обучению чтению, зачастую просто формулируются задания, которые лишь называются, но отнюдь не являются играми. Сюжетная игра используется недостаточно, ее главные компоненты (воображаемая ситуация, роль, игровые действия, игровое использование предметов-заместителей) практически отсутствуют. В результате педагогический процесс больше походит на обучение в младшей школе. И если некоторые дети 6 лет еще могут принять подобную форму проведения занятий, то в отношении детей 3-5 лет такая система чревата сбоями. В статье рассказывается о переходе к чтению детьми простейших слогов и слов.

Ключевые слова: обучение дошкольников чтению, игровой подход, сюжетно-дидактическая игра, этапы обучения чтению, гласные первого ряда, чтение по складам, составление слов.

Play approach to teaching of reading in preschool age

Sinizina Irina, Leading Scientific Researcher, Psychologist of Center of Aesthetic Education of Children "The Golden Cockerel" (Moscow, Russia)

Play is a leading activity in preschool age. Recognizing this statement in theory, in practice many teachers, unfortunately, often forget about it. They use purely didactic games during work with children. Manuals devoted to the teaching of reading often simply state the tasks, which only refer to play, but do not give examples of practical situations. Thus play is underutilized and its main components ( imaginary situation , role taking, substitutions ) are virtually absent. As a result the pedagogical process is more like a study in elementary school . Some children at 6 years of age can learn in the frame of such didactics, but children of 3-5 years can not gain developmental results without play. In the article educational games in the form of role-play didactics are presented.

Keywords: reading, playing, ready for reading classes, testing, play technique for determining readiness for learning.

* Продолжение. Начало см. Синицына И.Ю. Насколько готов ребенок к обучению чтению? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. №№4, 7; Синицына И.Ю. Игровой подход в обучении дошкольников чтению // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. № 9.

Что значит играть с детьми? Достаточно ли присутствия игрушек и картинок для того, чтобы занятие могло считаться игровым? Что еще необходимо? Как облечь в игровую форму занятия по обучению дошкольника чтению? Каковы этапы этого обучения, в какой последовательности его целесообразно выстраивать? Можно ли проиллюстрировать теоретические положения игрового подхода конкретными примерами игровых занятий? Как сделать обучающие занятия максимально интересными и полезными? Ответить на эти вопросы и пытается данная серия статей.

Теория сюжетно-ролевой игры хорошо разработана в отечественной психологии. В частности, описаны главные компоненты игры: воображаемая ситуация, роль, игровые действия, игровое использование предметов-замещений.

Поскольку именно сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, присутствие тех же компонентов необходимо и в дидактических играх - особенно в том случае, когда обучаются дети 3-5 лет. Дидактические игры должны стать сюжетно-дидактическими.

В то же самое время последовательность постановки учебных задач также является крайне важной. У многих детей «читательские сложности» связаны отнюдь не с ленью и не с интеллектуальной косностью, а именно с неспособностью «перепрыгнуть» через промежуточные звенья процесса обучения. В предлагаемых статьях этапы обучения чтению четко прописаны.

Задача педагога - грамотно выстроить процесс обучения чтению, подойти к нему максимально творчески, найдя для решения каждой педагогической задачи нужные компоненты сюжетно-ролевой игры, превратить обучение в радостный, увлекательный процесс.

В предыдущих публикациях было описано:

1. Как в игре можно выявить степень готовности ребенка к обучению чтению (СДО №4 (36)/2013).

2. Как сформировать эту готовность в том

случае, если она оказалась низкой (СДО №7 (39)/2013).

3. Как перейти от игр с буквами и звуками к написанию ребенком его первых слогов и слов (СДО №9 (41)/2013).

Следующая наша задача - переход к чтению простейших слогов и слов.

Первый основной этап -соединение согласных с гласными У, О, А, Э, Ы 1. Обсуждаем принципы работы

На этом этапе ребенку предстоит совершить принципиальный скачок от «не-чтения» к «чтению», начать соединять буквы и угадывать в этих соединениях слова.

Это сложная задача, и решить ее будет намного легче, если на первых порах ограничить число тех гласных, которые будут встречаться в словах.

Напомним, У, О, А, Э, Ы - гласные «первого ряда», они не смягчают стоящие перед ними согласные. Научиться читать и составлять слова с этими гласными намного легче, чем со смягчающими Ю, Е, Я, Е, И. (Мы уже использовали это обстоятельство при составлении слов, когда играли в «Сундук».)

Теперь ребенок начнет читать слова со всеми несмягчающими гласными. И учиться этому он будет последовательно.

Очень многие подготовленные, но еще не читающие дети теряются, увидев написанное слово (особенно если оно «длинное»).

Одни пытаются уклониться от непонятного занятия, заявляя «Не хочу», другие начинают присоединять буквы по одной, последовательно «нанизывая» их, как бусины, на первоначальное сочетание: Р... О... - РО; З... - РОЗ; А... -РОЗА. Такое «побуквенное» чтение крайне неэффективно и даже вредно: слово прочитывается медленно, автоматизация навыка и переход к быстрому чтению затруднены.

Итак, «побуквенное» чтение - это тормоз, которого необходимо избегать. Обучение лучше строить так, чтобы ребенок сразу имел дело только с «единицами» слова (см. предыдущие публикации).

Как же этого добиться? Н. Зайцев предлагает многократное совместное пропевание таблиц с этими «единицами», утверждая, что таким образом они легче запомнятся и усво-ятся детьми. Педагог поет, дети включаются в этот процесс, повторяя звуки и глядя на таблицу. Ни знания букв, ни способности слышать первый и последний звуки здесь не требуется, каждая «единица» запоминается как «озвученная картинка». Ребенок осмысливает происходящее лишь впоследствии, уже фактически научившись читать.

К сожалению, не всем детям такой путь подходит.

Дети способные, готовые к обучению в какой-то момент сами приходят пониманию того, как строится сочетание согласной и гласной. Менее подготовленные часто просто теряют интерес к происходящему, огорчаясь от своей дезориентированности в нем, или механически повторяют попевки, не обретая способности к самостоятельному прочтению нужных сочетаний, и вследствие этого обучаясь крайне медленно. Конечно, в процессе обучения происходит пассивное «дозревание» детей до того уровня, когда они способны сделать открытие принципа построения сочетаний из букв и слов из сочетаний. Но темпы этого дозревания малопредсказуемы, а процесс малоуправляем.

В нашем случае никаких повторяемых за педагогом попевок нет. Ребенок, прошедший на предыдущих этапах необходимую подготовку, сразу будет прочитывать нужные сочетания согласных и гласных и сам будет строить такие сочетания.

Итак, ребенку предстоит перейти от «нечтения» к «чтению», то есть освоить принцип поскладового чтения любых слов, независимо от их длины и сложности.

И чтобы помочь ему в этом, полезно использовать эффект, который можно назвать инерцией гласной. В чем она состоит?

На каждую присоединяемую к согласной гласную ребенку надо специально «настроиться». Произнося побуквенно «М..А..- МА», он фактически такую настройку и производит. Однако при этом он себе помогает и мешает одновременно! (Представим, что для движения по воде в лодке человек использует десятикилограммовое весло: он, конечно, поплывет, но далеко уплыть не сможет.)

Дошкольнику, начинающему читать, неизмеримо проще иметь дело со словами, в которых фигурирует только одна гласная. Текст «МА-МА МЫ-ЛА РА-МУ» вряд ли можно назвать в этом отношении удачным. Если же предварительно «настроиться» на гласную «А», то длинное слово «КА РА Н ДА Ш» прочитать легче, чем короткое «РА МУ». И не только легче, но и намного полезней: ребенок сможет почувствовать те возможности, которые перед ним открывает чтение по складам, он буквально увидит, как слово собирается из понятных ему «кусочков» так же, как домик из деталей конструктора. Легко прочитав на первом же занятии 10-20 слов, он, до этого вообще не чи-

тавший, порадуется, вдохновится, буквально окрылится своим неожиданным успехом. Он при этом сразу будет учиться читать правильно, привыкая соединять согласную с гласной, воспринимая это как нечто совершенно естественное и нормальное.

Итак, на самых первых порах ради освоения принципа поскладового чтения мы облегчаем детям задачу, предлагая для чтения слова, в которых нет смены гласных, а также производя предварительную «настройку» на ту гласную, которая будет в этих словах присутствовать.

Важно не задержаться на этом этапе, понимая его кратковременность. Если сегодня мы «настраивались» на гласную А, завтра мы будем работать с О или У. И параллельно в эти же дни мы непременно будем конструировать слова, в которых гласные меняются, например, продолжая играть в «Сундук».

Использование «инерции гласной» дает хороший толчок к движению, но это движение не должно быть только прямолинейным. И сейчас, и впоследствии педагог и ребенок будут то заниматься решением основной читательской задачи, то возвращаться к предыдущим этапам, то забегать вперед, заглядывая в последующие главы.

2. Читаем слова с одной гласной

Поезд А

Поскольку нам предстоит иметь дело с поездом, перед началом игры мы создадим ситуацию востребованности появления поезда. Например, оказавшись в горах и поиграв в «Эхо», выясним, что пока мы играли, наш поезд ушел, и теперь нужен другой.

А вот ходят ли здесь еще поезда? Конечно! Как раз один из них формируется именно сейчас! Только и паровоз, и вагоны будут совсем другими! (Потребуются или кубики Зайцева, или россыпь карточек - сочетаний согласных с гласными У, О, А, Э, Ы.)

- Вот он, паровоз - с буквой А. Прицепиться могут только те вагончики, на которых есть А! Сейчас поищем... Я уже вижу один: РА! Кто же здесь поедет?.. РАкета! Теперь твой вагончик.

- М...А...- МА!

- Нет, если « М...А...», он не поедет. Колесики крутиться не будут, как будто он на тормозе. Так только пешком ходят, «короткими шагами». Давай сразу - МА! Кто же здесь поедет? МА.

- МАма!

Щл

ы

- Точно, мама! Теперь мой: ЛА... ЛАмпочка!

- Т...А...-ТА!

- Не поедет. Уже тормозит. Надо сразу, как будто уже катится.

- ТА. ТАня! (и т.д.)

Если какое-то сочетание попалось дважды или трижды, нужно придумать нового «пассажира»:

- МА - МАма!

- Нет, «мама» уже едет, вот она! Здесь будет что-то другое! МА... - МАтрешка! (машина, мальчик, матрос, Маша, малина и т.п.)

Конечно, мы не раз столкнемся с вопросами правописания слов:

- КА! - Котенок!

- Котенок-котенок, а ты, когда вырастешь, кем хочешь стать - КАТИКОМ или КОТИКОМ?

- Котиком!!!

- Тогда тебе и сейчас нужно быть не КАТЕНКОМ, а КОТЕНКОМ. Этот вагон тебе не подходит.

- КА! Корова!

- Ой, му-у-у, что-то я в этот вагон никак не помещаюсь! Что же мне делать?

- А ты кто - КАРОВА или КОРОВА, не знаешь?

- КОРОВА, КОРОВА! Мне мама в детстве говорила, что я КОРОВА!

- Тогда этот вагончик не для тебя.

Для устранения монотонности процесса и оживления ситуации, если это потребуется, можно время от времени слышать объявления типа «Внимание-внимание! До отправления поезда осталось 7 минут!» и взволнованные реплики пассажиров, желающих успеть занять вагоны за это время («Ой, совсем немного! А мы успеем?»).

И, конечно, не стоит требовать, чтобы всех пассажиров непременно придумывали дети. Чтобы ситуация не затягивалась, можно после небольшого раздумья предлагать свои варианты. Здесь главное - «оживить» каждое сочетание, связав его с конкретным словом и заодно потренироваться в выделении сочетаний в словах.

Получившийся поезд будет выглядеть примерно так:

Д(БА!ТАГА НАША ВА|ЛА САРА КА

- Внимание-внимание! Наш поезд отправляется! Всем занять места в вагонах! (Ребенку

лучше при этом сесть на стульчик напротив «поезда».)

- Когда едет обычный поезд, он стучит колесиками: «Тук-тук, тук-тук». А наш будет песенки петь: «РА-МА-ТА-КА-ВА-ЗА-ФА-ЛА-ПА-БА-НА-ДА-ГА-СА...» (Можно спеть эту «песенку» на какой-нибудь очень простой и всем знакомый мотив типа «Во саду ли, в огороде», можно просто прочитать нараспев, показывая указкой-карандашом на соответствующее сочетание.)

- А поведет поезд лучший в мире машинист. Ваня!

Получив символизирующий «машиниста» карандаш-указку, Ваня пытается «вести» поезд - разумеется, не «тормозя», т.е. не прочитывая предварительно сочетание по буквам. Если ребенок маленький, можно слегка помочь ему организовать этот процесс, придерживая его ручку и помогая последовательно показывать на «вагончики», ни один не пропуская. Здесь важнейшая задача педагога - максимальная поддержка и одобрение действий ребенка, ведь он прочитывает слоги впервые в жизни! В некоторых случаях, особенно если ребенок продвигается медленно, хвалить нужно буквально за каждое соединение.

Очень важное правило, которое должно выполняться не только на этом этапе, но и на последующих:

В случае ошибок помогать можно, называя только одну букву - ту, в которой ребенок ошибся. Например, если вместо ГА вдруг появляется ГЭ, стоит подсказать: «С буквой А!». Если же ребенок прочтет ГА как, например, ДА, взрослый поправит: «С буквой Г ([Г])».

Короткие шаги

- Ехали мы, ехали, смотрим - красивый домик! Интересно, что же там такое? Может, зайдем и посмотрим?.. А прямо в поезде в домик въедем? Конечно же, нет! Надо из поезда выйти (он как раз остановился) и дойти до домика короткими шагами, вот так: [Р], [М], [Т], [К], [В], [З], [Ф]... (Детям, проходившим подготовительный и переходный этапы, можно напомнить: «Помнишь, как мы к сундуку ходили?» )... Ну, пойдем!

К Р|С Л|В|МХ1 НIГIТIБ, П1

Если мы работаем с кубиками Зайцева, то просто переворачиваем ряды кубиков так, чтобы задняя стенка стала передней, если нет -лучше воспользоваться заранее заготовленными дорожками:

Л М Н Р В 3 Б Д Г Ж Ф

спткхшцчщи

- РА, МА, ТА. ( РЭ, МЭ, НЭ или даже ЭР, ЭМ, ЭН...)

- Нет, это мы опять в поезде поехали! А теперь надо - короткими шагами. Коротко-коротко, чтобы никакого хвостика не тянулось: [Р], [М].

- [Р], [М], [Т], [К], [В], [З], [Ф].

Здесь, особенно «в начале пути» также важно одобрить буквально каждый правильный «шаг» ребенка. Ошибки же будут просто исправляться: одни дети не сразу смогут перестроиться и продолжат «ехать в поезде», другим, особенно тем, которые изначально, до нашего обучения, знали буквы и привыкли говорить «Рэ» (или «эР»), придется привыкнуть к новому способу их называния. (Этим ребятам, кроме того, можно объяснить, что у букв, как и у людей, могут быть два имени -одно «взрослое», которое чаще всего бывает длиннее, другое - «детское», которое чаще всего короче. Есть «взрослое» - Александр, Елизавета, Екатерина, Михаил, а есть «детское» - Саша, Лиза, Катя, Миша. Так и у букв: «взрослое, длинное» - Бэ, Ка, эР и «детское, короткое» - [Б] [К] [Р]...)

- Давай у нас всегда так будет - если буква одна, она будет звучать коротко, ладно?.. Запомнишь? Хорошо-хорошо запомни, нам это еще не раз встретится!

Загадки А-1

В эту игру хорошо играть сразу после «Поезда А» и «Коротких шагов» - разумеется, если ребенок с ними, пусть с нашей помощью, но справился. Если же он не справился, если самостоятельно «прикреплять» гласную у него не получалось или получалось крайне редко, с «Загадками» стоит повременить, вернувшись к играм типа «Сундук».

Если же ребенок справился, но устал, или если после «Поезда А» и «Коротких шагов» время не позволило сразу перейти к «Загадкам», перед игрой обязательно надо вновь «настроиться на гласную» - проехаться в уже готовом поезде из кубиков (карточек «Кассы букв и слогов») или же воспользоваться заранее заготовленными дорожками А:

ЛА ЗА НА МА ВА БА РА ЖА ГА ДА

ПА СА ЩА ХА ФА ЦА ТА ЧА ША

- А мы едем дальше. На чем? На поезде? Или на чем-то другом? (Можно придумать другой вид транспорта). А по какой дорожке ехать?.. Никто не знает, только Ваня знает!

Не секрет, что дети очень любят придумывать и выбирать! Ване предлагается выбрать одну из перевернутых вниз изображением дорожек - с обратной стороны они выглядят одинаково. Выбранная дорожка будет первой, оставшаяся - второй (она будет прочитана следующей).

- Приехали! Какой красивый домик! Прямо в поезде (машине, автобусе.) заедем? Нет, конечно, пройдем пешком, короткими шагами!.. (Повторяем «Короткие шаги» и только после этого непосредственно приступаем к «Загадкам».)

- И вот постучали мы в дверь, и вышла буква А - оказывается, это домик буквы А! Обрадовалась она и говорит: «Как хорошо, а я как раз загадки приготовила! Ты любишь загадки?»

Редкий ребенок скажет «нет», но может случиться и такое. Это бывает в основном из-за боязни не справиться - например, тогда, когда ребенок уже не раз в своей жизни сталкивался с непосильными для себя заданиями и, возможно, с упреками окружающих по поводу своей невольной несостоятельности. В этом случае стоит от имени какой-нибудь очаровательной игрушки сказать: «Я, я люблю

Щл

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТА

загадки! Очень люблю! Вот только немножко боюсь, что у меня не получится. Ты мне поможешь, если что, ладно?» - и далее выстроить ситуацию так, чтобы именно ребенок справился с загадкой, вызвав неподдельный восторг игрушки.

Итак, загадки! Поскольку дети любят различные присказки, можно произнести:

- А загадки не простые,

А загадки все смешные -

А загадки с буквой А!

Смотри-ка, правда везде с буквой А! Помнишь, в поезде (машине и т.п.) ехали - там тоже было с буквой А! Только там была длинная-предлинная дорожка, много-много кусочков! А здесь - коротенькие, как будто кусочков всего по два! Какую загадку выбираешь?.. Эту? (Полоски-загадки перевернуты вниз изображением, ребенок видит только слова. В каждом слове «кусочки», «единицы чтения» отделены друг от друга пространственно. Важно, что между ними нет никаких дополнительных значков-дефисов, что затруднило бы восприятие.)

- ВА... ЗА. (Для лучшей организации внимания взрослый может отслеживать указкой-карандашом те сочетания, которые ребенком прочитываются.)

- Что получилось?

- Ваза!

- Ра-два-три, на отгадку посмотри! (Полоска переворачивается, ребенок видит картинку-отгадку). Точно! Ваза! Вот это да! Какая теперь тебе больше нравится?

Часто дети непроизвольно или же преднамеренно пытаются перевернуть еще не отгаданную полоску-загадку. На всякий случай ситуацию надо все время слегка контролировать - например, чуть-чуть придерживая полоски рукой и объясняя, что «так неинтересно», потому что «отгадать загадку - это все равно, что съесть конфетку! А если просто перевернуть - получится, что конфетку не съели, а просто посмотрели и убрали (или выбросили)...»

Если ребенок на каком-то этапе снова начинает называть отдельные буквы, можно предложить ему еще раз «прокатиться» по дорожке А или вспомнить, как при игре в поезд буква А прицеплялась к другой букве, и мы могли ехать.

И конечно, важно, чтобы у ребенка обязательно возникло чувство собственной успешности. Надо обязательно вместе с ним радоваться каждой отгаданной загадке, помогать, когда ему трудно - и чтение-отгадывание непременно станет его любимым занятием!

Предположим, мы увидели, что ребенок достаточно легко справляется с простыми загадками и, прочитав 10-12 подобных слов, еще не устал и готов отгадывать дальше. Значит, нам стоит сделать еще один важный шаг, начав читать слова, в которых, помимо двубуквенных, присутствуют однобуквенные «единицы-кусочки».

Загадки А-2

- А дальше - еще интереснее! Помнишь, сначала мы ехали, а потом шли короткими шагами? [П] [Р] [М]. А теперь еще веселее - то поедем, то пойдем, то поедем, то пойдем! Тут главное - не запутаться. Помнишь, мы договаривались, что если буква одна, она звучит коротко? Не запутаешься?

- [Ч].

- Подожди, здесь же Ч не одна, а с буквой А! Надо ехать!

- ЧА. Й. Чай!

- Молодец! Переворачивай. Действительно, чай.

В наборе загадок А-2 должно быть не меньше 8-10 подобных коротких слов, после чего можно будет предложить 3-5 слов подлиннее -СА ЛА Т, ГА РА Ж, БА РА Н и даже КА РА ВА Й.

Загадки А-3

Более сложные загадки с буквой А - это те, в которых отдельная согласная может встретиться и в начале, и в середине слова, причем неоднократно. Такие загадки на этом этапе стоит отгадывать только тем детям, которым действительно это легко дается. Остальным их стоит предлагать чуть позже, причем, скорее, в качестве дополнения к другим играм (если остается время и силы).

Но заметим: в любом случае не стоит долго задерживаться на соединениях согласных с какой-либо одной гласной. Наша задача -научить ребенка читать сочетания с любыми гласными, на этом этапе - с несмягчающими У, О, А, Э, Ы.

Поезд О

- «Внимание, внимание, наш поезд отправляется! Всем занять места в вагонах!» Ой, Миша, смотри - это же совсем другой поезд! И паровоз совсем другой - с буквой О! Прицепиться могут только те вагончики, на которых есть О!

Далее поезд составляется так же, как и поезд А, только, разумеется, теперь пассажирами могут стать КОтик, РОзочка, МОре, ЗОлушка и т.п.

О |К0|Р0[С0|ЛфВ0 MOjxolHOinOirOiLOl

Загадки О

- Приехали! Опять красивый домик! А живет в нем буква О, она тоже загадки приготовила. Войдем - «короткими шагами»?.. Вот они загадки - есть коротенькие, есть подлиннее, а есть длинные-предлинные! Давай начнем с коротких!...

Отгадав 2-3 короткие загадки - ДО М, СО К., дети читают загадки подлиннее -ГО РО Д, НО СО К. , а потом и МО ЛО ТО К, КО ЛО БО К.

Загадки У, загадки Ы

Используется аналогичный материал, но с новыми гласными (слова СУ П, ЛУ К, ДУ Ш... СЫ Р, БЫ К и т.п.).

Не стоит проводить игры «Загадки А», «Загадки О», «Загадки У» и «Загадки Ы» одну за другой - это может показаться несколько однообразным. Мы можем чередовать их с играми типа «Сундук», а также с играми «на вырост» - «Гости», «Мягкие диванчики» и др. (см. далее).

Листы загадок, или В плену у Яги

Конечно, для лучшей отработки новых умений ребенку нужна практика, в нашем случае -практика прочтения слов.

Предлагаемая игра практически дублирует предыдущие - ребенок снова будет отгадывать загадки. Но форма их предъявления будет несколько иной:

Перед нами - три листа с загадками. (Листы будут использоваться отдельно ).

На каждом - несколько слов с картинками, причем картинки, как и слова, расположены друг под другом «столбиком». Эти «столбики» картинок мы закроем широкой полоской бумаги. Ребенку будут видны только слова, и читать их придется по порядку, одно за другим, начиная с верхнего. Если слово прочитано, предмет назван, взрослый сдвигает вниз закрывающую полоску и открывает картинку.

Остается придумать игровой сюжет, благодаря которому отгадывать загадки будет интереснее. Сюжет может быть, например, такой:

- Среди Машиных игрушек жил-был маленький-маленький. Кто? Давай придумаем.

- Котенок!

- Где наш котенок? А, вот он. И пошел котенок в лес (изображаем). А в лесу жила. О-о, Баба Яга! (можно показать картинку). А у нее - сеть! (Можно взять сетку от фруктов или овощей и разыграть все происходящее.) Накинула она сеть на котенка и смеется:

- Ха-ха-ха! Будешь теперь у меня жить, мне служить!

- Баба Яга, отпусти меня домой, меня Маша ждет!

- Не-ет, не отпущу! А лучше так: отгадай мои загадки! Целый лист! С двух сторон. Тогда отпущу. Но их никто не отгадает. Я их из очень умной книжки взяла.

- Давай, Баба Яга, свои загадки!..

Котенок, конечно, с помощью своей любящей хозяйки отгадывает все загадки и законным образом освобождается.

- Ладно-ладно! Я в следующий раз еще кого-нибудь поймаю! - говорит Яга.

И игра может повторяться еще не один раз - с этим или другим материалом.

Разумеется, если ребенок боится Яги, можно заменить ее Лисой или придумать другую обыгровку происходящего. Закрывающий картинки лист бумаги может быть объявлен дверью, за которой находятся игрушки, желающие погулять, занавесом театра, за которым находятся артисты и т.п.

Чем больше подобных загадок отгадает ребенок, тем лучше.

Желаем радостных, творческих, плодотворных занятий! ■

(Продолжение следует) Статья поступила в редакцию 27.07.2014 г.

Четвертый международный конкурс «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовании - 2014»

Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика» проводит Четвертый международный конкурс «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовании - 2014»

Участие в Конкурсе - бесплатное. Участвовать в Конкурсе имеют право физические и юридические лица (автор или группа авторов - не более трех человек).

Победители и лауреаты Конкурса будут награждены грамотами, ценными призами и бесплатной годовой подпиской на журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика».

Участники Конкурса, являющиеся подписчиками журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика», получат электронные сертификаты участников конкурса.

Подача заявок и работ - до 15 октября 2014 г. через Личный кабинет пользователя на сайте http://sdo-journal.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.