Научная статья на тему 'Игровой подход в обучении дошкольников чтению'

Игровой подход в обучении дошкольников чтению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧТЕНИЮ / ИГРОВОЙ ПОДХОД / СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ / ГЛАСНЫЕ ПЕРВОГО РЯДА / ЧТЕНИЕ ПО СКЛАДАМ / СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ / READING / GAMING APPROACH / SUBJECT-DIDACTIC GAME / STAGES OF LEARNING TO READ / READING SYLLABLE BY SYLLABLE / DRAWING WORDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синицына Ирина Юрьевна

В российской психологии описаны главные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, роль, игровые действия, игровое использование предметов-заместителей. Поскольку именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, присутствие тех же компонентов необходимо и в дидактических играх особенно в том случае, когда обучаются дети 3-5 лет. Дидактические игры должны стать сюжетно-дидактическими. Крайне важной при обучении детей чтению является также последовательность постановки учебных задач. У многих дошкольников «читательские сложности» связаны отнюдь не с ленью и не с интеллектуальной косностью, а именно с неспособностью «перепрыгнуть» через промежуточные звенья процесса обучения. В предлагаемых статьях этапы обучения чтению четко прописаны. Задача педагога грамотно выстроить процесс обучения чтению, подойти к нему максимально творчески, найдя для решения каждой педагогической задачи нужные компоненты сюжетно-ролевой игры, превратить обучение в радостный, увлекательный процесс. При обучении рекомендуется использовать кубики Зайцева, однако описываемая система отличается от системы Зайцева рядом ключевых особенностей и не может считаться ее продолжением или модификацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Play approach in teaching preschool reading

In Russian psychology the main components of the role play are thoroughly described: imaginary situation, role playing action, substitutes usage, etc. Since play is a leading activity for preschool child, the presence of the same components for didactic games especially in the case for children 3-5 years old is of great need. It is important in process of teaching children to read make the right sequence of educational objectives. Many preschoolers struggle with the reading not due to the laziness or cognitive complexity of the process, but namely due to the inability to “jump” through the intermediate links of the learning process. In this article the stages of learning to read are clearly spelled out. The task of the teacher is to build the process of learning to read in a creative way, find solutions to every educational problem with the help of the desired components of the role play and thus turn learning into a joyful and fascinating process. The Zaitsev’s cubes are recommended for use, though described system differs from the Zaitsev system in many ways and can not be considered as its extension or modification..

Текст научной работы на тему «Игровой подход в обучении дошкольников чтению»

И. Ю. Синицына

Игровой подход в обучении дошкольников чтению*

Синицына Ирина Юрьевна - ведущий научный сотрудник, психолог-педагог НОУ Центр эстетического воспитания детей «Золотой петушок», автор Курса подготовки к школьному обучению, игровой методики обучения чтению, развивающих программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Москва, Россия)

В российской психологии описаны главные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, роль, игровые действия, игровое использование предметов-заместителей. Поскольку именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, присутствие тех же компонентов необходимо и в дидактических играх - особенно в том случае, когда обучаются дети 3-5 лет. Дидактические игры должны стать сюжетно-дидактическими. Крайне важной при обучении детей чтению является также последовательность постановки учебных задач. У многих дошкольников «читательские сложности» связаны отнюдь не с ленью и не с интеллектуальной косностью, а именно с неспособностью «перепрыгнуть» через промежуточные звенья процесса обучения. В предлагаемых статьях этапы обучения чтению четко прописаны. Задача педагога -грамотно выстроить процесс обучения чтению, подойти к нему максимально творчески, найдя для решения каждой педагогической задачи нужные компоненты сюжетно-ролевой игры, превратить обучение в радостный, увлекательный процесс. При обучении рекомендуется использовать кубики Зайцева, однако описываемая система отличается от системы Зайцева рядом ключевых особенностей и не может считаться ее продолжением или модификацией.

Ключевые слова: обучение дошкольников чтению, игровой подход, сюжетно-дидактическая игра, этапы обучения чтению, гласные первого ряда, чтение по складам, составление слов.

Play approach in teaching preschool reading

Irina Yu. Sinitsyna, Leading Researcher, Psychologist, Educator of the Center of the Aesthetic Education of Children "The Golden Cockerel" (Moscow, Russia)

In Russian psychology the main components of the role play are thoroughly described: imaginary situation, role playing action, substitutes usage, etc. Since play is a leading activity for preschool child, the presence of the same components for didactic games - especially in the case for children 3-5 years old - is of great need. It is important in process of teaching children to read make the right sequence of educational objectives. Many preschoolers struggle with the reading not due to the laziness or cognitive complexity of the process, but namely due to the inability to "jump" through the intermediate links of the learning process. In this article the stages of learning to read are clearly spelled out. The task of the teacher is to build the process of learning to read in a creative way, find solutions to every educational problem with the help of the desired components of the role play and thus turn learning into a joyful and fascinating process. The Zaitsev's cubes are recommended for use, though described system differs from the Zaitsev system in many ways and can not be considered as its extension or modification..

Keywords: reading, gaming approach, subject-didactic game, stages of learning to read, reading syllable by syllable, drawing words.

* Продолжение. Начало см. Синицына И.Ю. Насколько готов ребенок к обучению чтению? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. №№4, 7; Синицына И.Ю. Игровой подход в обучении дошкольников чтению // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. №9, 2014. №№7, 9, 2015. №№4, 8.

Щл

ТА

В данной статье продолжается разговор

о том, как читать с ребенком слова различной степени сложности с гласными Ю, Ё, Я, Е, И.

Поезд Е

В отличие от И, гласная Е довольно коварна. Пожалуй, из всего набора смягчающих гласных (ЮЁЯЕИ) она является самой трудной и требует особого внимания. Сразу самостоятельно прочитать сочетание согласной с гласной Е ребенку очень трудно. В составлении таких сочетаний дети, как правило, довольно долго путаются.

Играя в «братиков-сестричек» (см. статью в СДО №8(60)/2015), дети уже встречались с гласной Е. Сейчас наша задача - задать образец прочтения, произведя «настройку» на эту гласную, и организовать многократное прочи-тывание подобных сочетаний.

Возможно, наши «братики» и «сестрички» снова захотят посетить детский парк и покататься на паровозиках. А может быть, полная впечатлений и воспоминаний «сестричка» захочет построить подобный игрушечный состав у себя дома.

Конечно же, понадобится паровозик Е - чтобы Ехать! Теперь поЕхать смогут слова, начинающиеся на ЛЕ, МЕ, ДЕ, ПЕ, ТЕ и т.п. (ЛЕбедь, МЕбель, ДЕрево, ПЕсенка, ТЕсто и др.).

Загадки Е

Эта работа также знакома нашим читателям. Как и в предыдущих случаях, проводить ее лучше сразу после игры в поезд Е. Другой вариант - начинать отгадывать загадки, предварительно «проехав» по дорожке Е:

Дети читают слова на карточках, затем переворачивают эти карточки и обнаруживают на обратных сторонах картинки-отгадки.

ПЕ РЕ Ц

ИГ

Как и в предыдущих случаях, детям помогает то, что во всех словах встречается лишь одна

гласная (в данном случае, гласная Е). Сочетания с ней читаются как бы по инерции, и ребенок приобретает нужный опыт без лишнего напряжения и негативных эмоций.

За один раз стоит отгадывать 12-18 загадок.

Теремок, или Гости-4

В набор «Теремок, или Гости-4» входят слова, в каждом из которых, помимо уже «освоенных» УОАЭЫИ, обязательно присутствует гласная Е. К примеру, это могут быть ЗМЕЯ. БЕЛОЧКА (БЕЛКА). ДЕДУШКА. КЕНГУРУ. ЧЕРЕПАХА, ПЕТУШОК. КУЗНЕЧИК.

Как на этот раз обыграть необходимость выкладывания слов из «кусочков»? Вариантов множество. Например, отправившисьпутешест-вовать и проехав по 3-4 «знакомым» дорогам, среди которых обязательно попадется дорога Е, можно сильно удивиться:

- Ах! Что это впереди!..

А это будет вот что:

«Стоит в поле Теремок-Теремок!..

Он не низок, не высок! Не высок!..»

Конечно «Теремок» при этом лучше построить - собрать слово ТЕ РЕ МО К из «кусочков». Потом желательно как-то обозначить «территорию» Теремка - например, положить на стол небольшой коврик или платок.

- Бежит мимо... Кто?.. (Ребенок, как и раньше, достает игрушку из пакета, закрыв глаза, или же выбирает одну из перевернутых вниз изображением картинок)

- Белочка!

- Кто-кто в Теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? Никого?.. Ну, тогда я

буду в нем жить! Где будет моя кроватка?.. (Соответствующее слово - БЕЛОЧКА - собирается из частей).

Далее в Теремок по одному подселяются все, кто оказался в пакете или на перевернутых картинках.

Как мы уже говорили, гласная Е является весьма трудной и требует особого внимания. Пытаясь найти необходимые МЕ, ДЕ, БЕ и др., дети, как правило, останавливаются, часто пытаются поставить вместо них МЭ, ДЭ, БЭ.

Герои при этом, конечно же, могут запротестовать:

- Ой! Я не БЭЛОЧКА!

- Извините, разве я ДЭДУШКА?.. - И мы снова задумаемся, кто сказал БЭ или ДЭ - «братик» или «сестричка». Если же найти нужное сочетание не удается, можно снова поучить «сестричку» говорить, постоянно вспоминая то сочетание, которое мы ищем. Кубик-«братик», ошибочно поставленный не на свое место, может заворчать:

- Ну вот! Опять ты все свои вещи растеряла, ничего найти не можешь!

И тогда подоспевшая «сестричка» голосом педагога ответит:

- Не мя-гю... И кю-дя я пя-ля-жи-ля - не зь-ня-ю.

- И куда кладешь не знаешь, и говоришь как маленькая. Буду тебя учить! Заодно и порядок наведем!

- Дя-вяй! Дя-вяй!

- Что ты там потеряла? МЕ? Сейчас найдем. Скажи МА.

Ребенок вспоминает игру (описанную в статье СДО 8(60)\2015) и включается в нее, говоря от имени «сестрички»:

- МЯ!

- Не то. Скажи МО!

- МЁ!

- А что мы ищем?.. То или не то?.. Да, мы ищем МЕ. Надо еще поискать. и т.д.

Пожар, или Животные-4

- Тррр... Трррр...

У любой из имеющихся рядом игрушек в лапках может оказаться телефон-карандаш. И взрослый от ее имени сможет сказать:

- Але, пожарная команда слушает!.. Где пожар?.. В лесу?.. А в том лесу зверей много?.. Много, да еще к ним гости из других мест приехали?.. Да, положение серьезное! Выезжаем!

Далее можно развернуть длинную игру, которая будет состоять из нескольких частей.

а) готовимся к выезду

Для того чтобы выехать, надо будет сделать из кубиков или элементов кассы слогов ПОЖАРНУЮ МАШИНУ.

Что еще потребуется? Хорошо, если все необходимое будет названо самим ребенком.

Возможно, пригодятся ШЛАНГИ, КАСКИ, ПОЖАРНЫЕ КОСТЮМЫ (сочетание ТЮ можно будет найти в процессе обучения «сестрички»), и даже ОГНЕТУШИТЕЛИ и БРАНДСПОЙТЫ.

б) едем к месту пожара

Приготовив все необходимое, пожарные выезжают к месту пожара. Ребенок каждый раз определяет, «по какой дороге ехать», выбирая, как и прежде, «нужную» дорогу среди других, перевернутых вниз изображением, и «ведет пожарную машину», прочитывая соответствующие сочетания согласных с гласными.

Однако, поскольку теперь мы едем на пожар, конечно, мы стараемся ехать как можно быстрее. Чем быстрее, тем лучше! Мы стараемся! Но если у малыша это не получается, стоит его утешить: этот участок дороги был очень сложным. Наверное, ехать пришлось по полю (болоту, снегу, грязи, лесу.). Мы ведь тушим не городской, а лесной пожар!

в) пожарные-спасатели И вот мы приехали! Перед нами - ОГОНЬ! (Это слово тоже стоит собрать из частей). - Спасите! Помогите!

Кто это? Да это же звери! (Перевернутые вниз изображением картинки лежат за словом «огонь», т.е. находятся «в огне»).

Отважный пожарный бросается в огонь! (К счастью, спасатель у нас в пожарном костюме). Та самая игрушка, которая принимала телефонный вызов, перепрыгнув через слово «огонь», достает одну за другой карточки.

Лучше, если все это будет производиться руками педагога: ребенку трудно будет не перевернуть карточку в процессе «спасения».

Каждый спасенный опознается (слово прочитывается, карточка переворачивается, картинка рассматривается) и отправляется в больницу. Если вы пользуетесь силуэтными картинками из «Методик Зайцева», вам легко будет объяснить детям, почему картинки черные - «потому что звери обгорели»!

г) в больнице

Что нужно для лечения спасенных больных? Ну, прежде всего, сама БОЛЬНИЦА... А что еще или кто еще? Ребенок назовет сам: ДОКТОР, МЕДСЕСТРЫ, ЛЕКАРСТВА, УКОЛЫ, ШПРИЦЫ, МАЗИ, ГРАДУСНИКИ, ТАБЛЕТКИ, МИКСТУРЫ, возможно, АППАРАТУРА, ФОНЕНДОСКОПЫ (некоторые дети это слово знают), БИНТЫ.

Кому-то из спасенных, если на это хватит времени и медицинского вдохновения, может понадобиться ОПЕРАЦИЯ или же ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ.

Выбранные слова выкладываются из частей.

Хоровод сестричек

На этот раз диалог-преамбулу лучше разыграть с «братиком» и «сестричкой» Л и ЛЬ:

- Топ, топ, топ.

- Тёпь-тёпь-тёпь-тёпь-тёпь...- А кю-дя ми и-дёмь?

- К тебе в садик на праздник!

- Ня пь-ря-зь-ни-кь! Ня пь-ря-зь-ни-кь! Тя-нь-це-вя-ть бю-де-мь! Хя-ря-вё-дь вя-ди-ть! Я бю-дю пе-рь-вя-я!

- Первая? Ты сначала говорить научись как следует!.. (Возможно, обучает - по ранее описанному образцу.)

Когда же «братик» и «сестричка» приходят в садик, они видят множество других «сестричек». И праздник может начаться так:

- Я бю-дю пе-рь-вя-я! Я бю-дю пе-ть вё-ть тя-кь: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ.

- А я бю-дю пе-ть вё-ть тя-кь: МЯ-МЯ-МЯ.

- А я тя-кь: ЗЯ-ЗЯ-ЗЯ. и т.д. (Выстраивается последовательность ЛЯ-МЯ-ЗЯ-ТЯ-ВЯ-НЯ-ФЯ-

СЯ...Начиная со 2-3-й «сестрички», дети прочитывают сочетание с буквой Я сами).

Затем первая «сестричка» спотыкается, падает и начинает плакать:

- ЛЮ-у-у-у! (Педагог поворачивает кубик так, чтобы на его передней части было именно ЛЮ.)

Хоровод последовательно разрушается: «сестрички» одна за другой спотыкаются, падают и плачут: ЛЮ, МЮ, ЗЮ, ТЮ, ВЮ. (Все кубики поворачиваются соответствующим образом.)

Тут прибегают зрители-«братики», утешают сестричек (на этот раз начиная с «сестрички» СЬ), поправляют им одежки, гладят по головке, возможно, «дают конфетку»:

- Всё? Ты не будешь больше плакать? Всё?

- СЁ-о-о! (Педагог снова поворачивает кубик.)

- Ты тоже не будешь? Всё?

- ФЁ-о-о! ЗЁ-о! ЛЁ-о! ВЁ-о!.. (Все кубики поворачиваются нужным образом.)

Таким образом прочитываются сочетания согласных с буквами Ё, Ю, Я, производится соответствующая «настройка» и можно переходить к загадкам Ё, Ю, Я:

- Не хя-чу бё-ль-ще хя-ря-вё-дь вя-ди-ть! Дя-вя-й-те зя-гя-дь-ки а-ть-гя-ди-вя-ть!

Загадки ЁЮЯ

Поскольку дети уже весьма опытны в прочтении слов и уже не теряются, встречая сочетания согласных с разными гласными, эти загадки можно дать вперемешку, не разделяя на группы с гласными Ё, Ю или Я.

Слова здесь будут короткими, по 3-4 буквы. Важно будет «не запутаться». В случае ошибки можно будет поправить ребенка: «С буквой Я (Ё, Ю)» или снова прочитать «дорожки» с этим буквами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приготовимся к тому, что дети еще довольно долго будут путаться в различении сочетаний со смягчающими и несмягчающими гласными. Особенно это будет заметно при попытках выложить слово, в котором встречаются ЕЁЮЯ. Осознание разницы между МА и МЯ, ЛО и ЛЁ, ТУ и ТЮ и т.п. требует специаль-

ных усилий. Именно этому и будут посвящены несколько следующих игр («Кто сказал МЯ?», «Потеряшки», «Гости-5, 6, 7»).

Кто сказал МЯ?

- Хи-хи-хи! Не отгадают! Хи-хи-хи! Не отгадают!

- В чем дело? А это «братики» с «сестричками» решили с нами поиграть. И договорились, что «сестричка» теперь не будет говорить высоким голоском, как раньше - а то ведь мы сразу догадаемся! Она постарается говорить пониже, как «братик». Но все-таки по-своему - она же еще не научилась говорить «как большая».

Перед ребятами - 3-4 пары кубиков. (С -СЬ, М - МЬ, Б - БЬ или др.)

- МЯ-а-а!

- Кто это сказал?.. МЯ-а-а.

- МЯ-а-а. С буквой А. (Ребенок выбирает нужное, с его точки зрения, сочетание.) - Вот!

- Хи-хи-хи! Не нашли! Это МА! А надо МЯ!

«Волшебный» вопрос: Как ты думаешь, кто это сказал «братик» или «сестричка»?

Как правило, после этого вопроса сказавший довольно быстро поправляется - мягкость, т.е. принадлежность высказывания «сестричке», надо осознать, а для этого, как минимум, надо об этом задуматься.

Конечно, в этой игре загадки задают не только «сестрички» - лучше чередовать их высказывания с высказыванием «братиков». Однако поводов похихикать «братикам» скорее всего не представится.

Потеряшки

В этой игре дети также будут искать сочетания согласных со смягчающими и несмягчающими гласными. Однако теперь их внимание

будет направлено на какую-либо одну пару гласных:

О - Ё, или А - Я или У - Ю.

Перед ребенком - две перевернутые вниз изображением дорожки, по которым предстоит поехать. (Даже в этом случае стоит дать ребенку выбрать, по какой дорожке он начнет свой путь). Можно при этом придумать, кто едет (любая игрушка) и на чем едет (желательно не брать высокоскоростных средств передвижения, лучше ограничиться более спокойными - тележкой, лошадкой, каретой, велосипедом и т.п.).

НО МО Л о РО ВО зо БО до го со НЁ МЁ ЛЁ РЁ ВЁ ЗЁ БЁ ДЁ 1Ё СЁ

Проехав же по обеим дорожкам, ребенок слышит (весь диалог - вашим голосом):

- Ой, потеряла, потеряла (потерял, потерял)!

- Что потеряла?

- Бантик (сумочку, пистолет, заколку, конфетку, машинку и т.п.).

- Где?

- Там было написано ЗЁ-о-о.

- Сейчас найдем!

Понятно, что задача ребенка - найти сочетание ЗЁ, не спутав его с ЗО. Если же это произошло, и ребенок показал ЗО, пропажа не находится - надо поискать еще, задумавшись над нашим «волшебным» вопросом:

- Как ты думаешь, кто это сказал - «братик» или «сестричка»?

После этого можно также конкретизировать:

- О - это не «сестричкина» буква, а «брати-кова». «Сестричкина» - Ё.

При следующем проведении игры будут использоваться другие дорожки (А - Я или У - Ю).

Новое домашнее задание самим себе

Выполняя «первое» домашнее задание (см. статью в СДО №9(51)/2014), дети «ехали по дорожкам» - прочитывали ряды соединений согласных с какой-либо из несмягчающих гласных (УОАЭЫ).

Теперь, когда они уже научились прочитывать, а также самостоятельно находить сочетания согласных со смягчающими гласными (ЮЁЯЕИ), можно увеличить количество наших «дорожек». Эта работа также очень полезна

и также требует многократного повторения. Принципиально все новые сочетания уже освоены, теперь работа будет чисто «технической» (касающейся техники чтения). После некоторого количества повторений (индивидуального для каждого ребенка) наш юный читатель уже не будет задумываться над каждым слогом, сразу узнавая в нем ЛЮ, СЁ, МЕ, ТИ или РЯ.

Подобную работу снова можно превратить в «домашнее задание самим себе», придав ей новый, дополнительный статус.

Напомним, для выполнения задания потребуется намного меньше времени, чем для наших основных игр - всего по 5-10 минут. Выполнять его можно будет в условленное время - утром перед завтраком, вечером перед сном и т.п.

Раньше мы придумывали, на чем мы будем кататься. Теперь, поскольку мы будем передвигаться по новым «дорожкам», можно ввести новые игровые детали - например, каждый раз придумывать, куда именно мы поедем. Это могут быть города, села, страны, где живут родственники или знакомые (без особой фиксации на реальном расстоянии до них - мы же находимся в особом, игровом пространстве!), это могут быть места, о которых мы узнали, рассматривая картинки в книжках, журналах. Так что мы можем отправиться в АФРИКУ, НА ДАЧУ, В ВОРОНЕЖ, В ИСПАНИЮ, К СЕСТРЁНКЕ, ЖИВУЩЕЙ В ДРУГОМ РАЙОНЕ, и т.п.

- Сколько нужно проехать остановок? (Станций, дорог). Предложим ребенку самому назвать число и непременно согласимся с ним.

- Осторожно, двери закрываются! Следующая станция. Какая?

- ПОМИДОРКИНО! (Придумывание названий станций может стать для ребенка дополнительным стимулом, лишающимрабо-ту однообразия).

Играя, мы используем новый лист с напечатанными дорожками и не забываем о необходимости играть, предоставлять ребенку выбор и обязательно радоваться успехам (действительным или даже мнимым).

Подсказки по-прежнему разрешаются! Запрещается лишь побуквенное прочтение (Т... Ю... - ТЮ!). Помогая, взрослый может только одну букву - именно ту, в которой ребенок ошибся. Напомним, если вместо ЛЁ вдруг появляется ЛЕ, стоит подсказать: «С буквой Ё!».

И, конечно, перед дальней поездкой нужно усадить попутчиков (возможно, игрушечных) на мягкие сидения: М - МЬ и т.п.

Желаем радостных и плодотворных занятий! ■

Литература

1. СиницынаИ.Ю. Буква-озорница. Веселые загадки для детей, которые уже умеют читать. Вып. 1. - М.: Баласс, 2004. - 32 с., с илл.

2. СиницынаИ.Ю. Буква-озорница. Веселые загадки для детей, которые уже умеют читать. Вып. 2. - М.: Баласс, 2004. - 32 с., с илл.

3. Синицына И.Ю. Буду чисто говорить. -М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2008. - 112 с., с илл.

Статья поступила в редакцию 1 6.01.2016 г.

Смотрите канал журнала «СДО» на YouTube:

http://www.youtube.com/user/JournalPreschool

Читайте все самые свежие новости дошкольного образования в ленте «СДО» в Twitter:

https://twitter.com/sdo_preschool

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.