Научная статья на тему 'Игровой подход в обучении дошкольников чтению'

Игровой подход в обучении дошкольников чтению Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
732
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧТЕНИЮ / STAGES OF LEARNING TO READ / ИГРОВОЙ ПОДХОД / GAMING APPROACH / СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / SUBJECT-DIDACTIC GAME / ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ / ГЛАСНЫЕ ПЕРВОГО РЯДА / ЧТЕНИЕ ПО СКЛАДАМ / СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ. READING / READING SYLLABLE BY SYLLABLE / DRAWING WORDS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Синицына Ирина Юрьевна

В российской психологии описаны главные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, роль, игровые действия, игровое использование предметов-заместителей. Поскольку именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, присутствие тех же компонентов необходимо и в дидактических играх особенно в том случае, когда обучаются дети 3-5 лет. Дидактические игры должны стать сюжетно-дидактическими. Крайне важной при обучении детей чтению является также последовательность постановки учебных задач. У многих дошкольников «читательские сложности» связаны отнюдь не с ленью и не с интеллектуальной косностью, а именно с неспособностью «перепрыгнуть» через промежуточные звенья процесса обучения. В предлагаемых статьях этапы обучения чтению четко прописаны. Задача педагога грамотно выстроить процесс обучения чтению, подойти к нему максимально творчески, найдя для решения каждой педагогической задачи нужные компоненты сюжетноролевой игры, превратить обучение в радостный увлекательный процесс. При обучении рекомендуется использовать кубики Зайцева, однако описываемая система отличается от системы Зайцева рядом ключевых особенностей и не может считаться ее продолжением или модификацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Play approach in teaching preschool reading

In Russian psychology the main components of the role play are thoroughly described: imaginary situation, role playing action, substitutes usage, etc. Since play is a leading activity for preschool child, the presence of the same components for didactic games especially in the case for children 3-5 years old is of great need. It is important in process of teaching children to read make the right sequence of educational objectives. Many preschoolers struggle with the reading not due to the laziness or cognitive complexity of the process, but namely due to the inability to “jump” through the intermediate links of the learning process. In this article the stages of learning to read are clearly spelled out. The task of the teacher is to build the process of learning to read in a creative way, find solutions to every educational problem with the help of the desired components of the role play and thus turn learning into a joyful and fascinating process. The Zaitsev’s cubes are recommended for use, though described system differs from the Zaitsev system in many ways and can not be considered as its extension or modification.

Текст научной работы на тему «Игровой подход в обучении дошкольников чтению»

И. Ю. Синицына

Игровой подход в обучении дошкольников чтению*

Синицына Ирина Юрьевна - ведущий научный сотрудник, психолог-педагог НОУ Центр эстетического воспитания детей «Золотой петушок», автор Курса подготовки к школьному обучению, игровой методики обучения чтению, развивающих программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Москва, Россия)

В российской психологии описаны главные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, роль, игровые действия, игровое использование предметов-заместителей. Поскольку именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, присутствие тех же компонентов необходимо и в дидактических играх - особенно в том случае, когда обучаются дети 3-5 лет. Дидактические игры должны стать сюжетно-дидактическими. Крайне важной при обучении детей чтению является также последовательность постановки учебных задач. У многих дошкольников «читательские сложности» связаны отнюдь не с ленью и не с интеллектуальной косностью, а именно с неспособностью «перепрыгнуть» через промежуточные звенья процесса обучения. В предлагаемых статьях этапы обучения чтению четко прописаны. Задача педагога -грамотно выстроить процесс обучения чтению, подойти к нему максимально творчески, найдя для решения каждой педагогической задачи нужные компоненты сюжетноролевой игры, превратить обучение в радостный увлекательный процесс. При обучении рекомендуется использовать кубики Зайцева, однако описываемая система отличается от системы Зайцева рядом ключевых особенностей и не может считаться ее продолжением или модификацией.

Ключевые слова: обучение дошкольников чтению, игровой подход, сюжетно-дидактическая игра, этапы обучения чтению, гласные первого ряда, чтение по складам, составление слов.

Play approach in teaching preschool reading

Sinitsyna Irina, Leading Researcher, Psychologist, Educator of the Center of the Aesthetic Education of Children "The Golden Cockerel" (Moscow, Russia)

In Russian psychology the main components of the role play are thoroughly described: imaginary situation, role playing action, substitutes usage, etc. Since play is a leading activity for preschool child, the presence of the same components for didactic games - especially in the case for children 3-5 years old - is of great need. It is important in process of teaching children to read make the right sequence of educational objectives. Many preschoolers struggle with the reading not due to the laziness or cognitive complexity of the process, but namely due to the inability to "jump" through the intermediate links of the learning process. In this article the stages of learning to read are clearly spelled out. The task of the teacher is to build the process of learning to read in a creative way, find solutions to every educational problem with the help of the desired components of the role play and thus turn learning into a joyful and fascinating process. The Zaitsev's cubes are recommended for use, though described system differs from the Zaitsev system in many ways and can not be considered as its extension or modification..

Keywords: reading, gaming approach, subject-didactic game, stages of learning to read, reading syllable by syllable, drawing words.

* Продолжение. Начало см. Синицына И.Ю. Насколько готов ребенок к обучению чтению? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. №№4, 7; Синицына И.Ю. Игровой подход в обучении дошкольников чтению // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. № 9, 2014. №№ 7, 9.

Строим дорожку

Если спросить у ребенка: «Куда мы сегодня поедем?» и «На чем поедем», он обязательно придумает что-нибудь интересное. Останется проехать по дорожкам нужное количество остановок (улиц, километров) так, как это было описано ранее.

Но после этого можно столкнуться с тем, что «в нужное место мы еще не приехали, а дорожки уже кончились». Строители их не успели построить! Чтобы не стоять на месте в ожидании, лучше помочь им!

Перед детьми - россыпь маленьких карточек, перевернутых изображениями вниз. На каждой - сочетание согласной с какой-либо из гласных нашего набора (УОАЭЫ). Играющие по очереди берут карточки (по одной), затем переворачивают, прочитывают и кладут в ряд, получая новую «дорожку». Если сочетание не прочитано, дорожка не будет «крепкой». При прочтении интереснее будет придумывать слова с попавшимися сочетаниями: РУ - рубашка, ВЫ - вышел, ЗА - зачем и т.п.

Важно, чтобы дети, выбирая, не видели сочетаний, иначе им будет трудно справиться с соблазном брать «удобные», «легкие» гласные.

щ ■ *

БУ РЫПА ЗУ ЧАВО НА РУМЫСА ЛЫФА ЛО ТЫ

В предыдущих публикациях было описано:

1. Как в игре можно выявить степень готовности ребенка к обучению чтению (СДО №4 (36)/2013).

2. Как сформировать эту готовность в том случае, если она оказалась низкой (СДО №7 (39)/2013).

3. Как перейти от игр с буквами и звуками к написанию ребенком его первых слогов и слов (СДО №9 (41)/2013).

4. Как подвести ребенка к чтению простейших слогов и слов (СДО №7 (49)/2014).

5. Как играть, составляя с ребенком слова с гласными УОАЭЫ (СДО №9 (51)/2014).

В данной статье рассказывается о том, как читать с ребенком слова различной степени сложности с гласными УОАЭЫ.

Читаем слова с разными гласными (УОАЭЫ)

Если наши дети неоднократно читали слова с одной гласной, используя ее «инерцию», а также выкладывали слова с гласными УОАЭЫ, если у нас есть чувство, что это уже «получается», стоит включать в работу более сложные задания, где прочитывать надо будет сочетания, а затем и слова с разными гласными.

Если взрослые, воспользовавшись ранее данным советом, подготовили фланелеграф (прямоугольный кусок фанеры или картона, обтянутый фланелью) - дорожку будет строить намного удобнее.

Готовим слова к прочтению

Смысл нескольких следующих игр - чтение слов с гласными УОАЭЫ. Отличия между ними чисто «сюжетные» - они касаются лишь обыг-ровок нашей основной задачи.

Конечно, в каждой следующей игре можно менять «категорию трудности» читаемых слов.

Разумеется, слова могут быть выбраны любые - называющие посуду, мебель, игрушки, продукты питания, профессии, цветы, деревья и т.п.

В описанных нами играх-примерах фигурируют в основном животные - эта тема практически беспроигрышна, поскольку, как правило, животными интересуются все дети. По этой теме легко найти или самостоятельно подготовить материал. Можно воспользоваться уже готовыми картинками «Методик Зайцева». Можно взять любое «Зоологическое лото» и на обратной стороне каждой карточки наклеить (например, скотчем) крупным шрифтом написанное слово, называющее животное. Можно быстро изготовить подобные карточки, используя многочисленные наборы наклеек, «имеющихся везде», картинки из журналов и т.п.

Безусловно, при этом каждое слово должно быть «разделено на части» - либо пробелами, как это было, например, в ранее описанных «Загадках А», либо цветными вертикальными палочками (желательно, зелеными или синими, т.е. заметными, но «спокойными»). Использование дефисов при этом крайне нежелательно: дефис является дополнительным значком, «утяжеляющим» слово. Черные вертикальные палочки тоже неприемлемы -нам подходят только отличающиеся от текста цветом.

Пример разделения слов:

П О П У Г А Й У Т К О Н О С

Внимание!

Все имеющиеся в нашем распоряжении картинки поделим на несколько групп в соответствии с категориями сложности читаемых слов:

1. Короткие слова с гласными УОАЭЫ.

2. Длинные слова с гласными УОАЭЫ.

3. Слова с гласными УОАЭЫ и с гласной И.

4. Короткие слова со всеми гласными, включая ЮЕЯЁ.

5. Длинные слова со всеми гласными, включая ЮЕЯЁ.

В описанных ниже играх дети будут читать слова из первой и второй выделенных групп.

Прогулка в темноте (Животные-1)

Разыгрываем диалог двух игрушек, одна из которых играет роль беспомощного малыша, а другая - его старшего товарища. Например, это могут быть маленький котенок и серьезный смешной песик. Если же ребенок захватил какую-нибудь игрушку с собой, в одной из ролей лучше использовать именно ее (стараясь правильно угадать ее «характер»). В этом случае «старшими товарищами» будут сами играющие - взрослый и ребенок.

а) темная дорожка

- Ой-ой-ой! Боюсь!..

- Малыш, что ты плачешь? Что-то случилось? Кого ты боишься?

- Не знаю...

- Тогда и не бойся!

- Мне домой надо! А на улице темно, я боюсь! Дорожки не видно и вообще ничего не видно. А вдруг там кто-нибудь СТРАШНЫЙ?

- Давай я тебя отведу! Не бойся, я же тебя никому в обиду не дам!

- Но ведь ничего не видно!

- А мы возьмем фонарик и посветим на дорожку.

Вспоминаем, как обычно фонарик освещает дорожку - не всю сразу, а по частям: сначала небольшой «кусочек» потом еще «кусочек» и т.д. Договариваемся, что наша дорожка тоже будет из «кусочков», и строим дорожку, как описано в предыдущей игре.

б) встречи в темноте

- Ой! Я кого-то ви-ижу! Кто это?

- Не знаю. Сейчас выясним.

Перед ребенком - перевернутые вниз изображением картинки. Напомним, что на видной ребенку стороне - короткие слова. Некоторые из двух частей и с разными гласными, например, КО ЗА, МУ ХА, СО ВА и т. п., некоторые из трех частей и включают 1-2 согласные без гласной: К РО Т, МО Р Ж, ПА Н ДА, С ЛО НЫ... (Это слова «первой категории сложности»). Вспоминаем уговор «читать букву коротко, если она одна» и «читать две буквы сразу вместе, если они рядом».

Одну за другой ребенок выбирает картинки, отгадывает, кто же нам встретился, переворачивает и рассматривает картинки. При этом каждый раз мы обязательно обсуждаем, стоит ли малышу бояться незнакомца. Если нет -«здороваемся» и спокойно «идем дальше», откладывая картинку. Если да - прячем малыша, например, под стол (что, поверьте, очень весело!) и «уводим» незнакомца подальше.

Если у вас есть набор картинок с силуэтными изображениями зверей («Методики Зайцева»), вам легко будет ответить на детский вопрос «Почему они черные?» - «Потому что в темноте!».

в) снова дома

Малыш-игрушка оказывается дома, благодарит своего помощника (если такой был) и, возможно, предлагает ему зайти в гости.

Что потом? Это будет зависеть от того, сколько сил и времени осталось у маленького читателя. Игрушка может:

- Получить от ребенка угощение. Взрослый перечисляет продукты, имеющиеся в холодильнике или в шкафчике: МО ЛО КО, Т ВО РО Г, КО Л БА СА, МА С ЛО, БА ТО Н, КО М ПО Т, БУ ЛО Ч КА... Ребенок выбирает то, чем бы он хотел порадовать малыша, а затем выкладыва-

ет выбранные угощения из «кусочков». В конце игры все эти чудеса гастрономии весело «поедаются»: «кусочки» вновь перемешиваются ребенком (со звуками типа «ням-ням»).

- Лечь спать, приготовив что-нибудь необходимое. Можно предложить ребенку выложить из частей слова К РО ВА Т КА, ПО ДУ Ш КА, П РО С ТЫ Н КА, ПО К РЫ ВА ЛО и т.п.

- Порассматривать «любимую книжку» с изображением цветов, деревьев и т.п. (Ребенок при этом будет читать другие слова той же степени сложности).

- Поиграть в любую другую из уже знакомых ребенку игр.

Путешествие в машине

Как и в предыдущем случае, чтению слов предшествует «разминка» - чтение отдельных сочетаний согласных с гласными УОАЭЫ. Однако на этот раз из соответствующих карточек можно построить (лучше опять на фланелеграфе) «машину» или «автобус». Любая игрушка, случайно или не случайно оказавшаяся в руках ребенка, может послужить поводом для оживляющего ситуацию разговора. (Весь разговор озвучивается взрослым.)

- Здравствуй, песик!

- Я не песик, я водитель!

- Что же ты водишь, я ничего не вижу...

- И я пока не вижу! Моя машина еще не приехала! - (шепотом) - Я ее еще не сделал! Хочешь, поедем вместе?

Если вдруг ребенок ответит «нет» (что маловероятно), игрушка не растеряется:

- Ну, тогда помоги мне машину сделать! Вот из таких «кусочков»...

Подготовив машину, мы «отправляемся в путь». Конечно, по пути мы будем с интересом изучать обитателей мест, мимо которых проезжаем. То есть читать слова, переворачивать карточки, рассматривать соответствующие картинки. (Можно подать ситуацию так, как будто, увидев «кого-то», мы не сразу понимаем, «кто это», и должны прочитать соответствующее слово.)

Впоследствии из подобных «кусочков» может строиться все, что угодно: машины других конфигураций, лесенки, домики, мостики и т.п.

Телевизор (Животные-2)

Какая-либо из игрушек очень спешит (разумеется, целиком захватывая внимание детей):

- Телевизор! Включай скорей телевизор!

- Что такое? Зачем?

- Там моя любимая передача скоро начнется! «В мире животных»!

Далее выясняется, что телевизора пока нет, его надо «построить» (лучше на фланелегра-фе). Когда он будет готов, можно предложить ребенку придумать, где будет «кнопочка», позволяющая его включить.

Потом можно вместе послушать выступление знаменитого поэта, читающего свое новое стихотворение, т.е. торжественно, «с выражением» прочесть получившуюся цепочку слогов: «ПУ -ЛА - ГО - НЫ - ЗА - СО - КА!.. ТЫ - РА - ДУ -ПА - БЫ - ЖА - ВО!..» Это тоже очень весело.

После этого, наконец, начнется передача:

- Уважаемые телезрители! Предлагаем вашему вниманию очередную передачу

из цикла «В мире животных». Мы расскажем и о тех животных, которые вам хорошо знакомы, и о тех, которых вы, может быть, увидите впервые. Итак, наш первый гость - ... (Ребенок прочитывает слово, а взрослый комментирует: «Он живет там-то, у него такие-то лапы.»).

- Следующий, про кого мы вам расскажем - . (Ребенок снова читает, а взрослый поясняет.)

Для прочтения берутся слова «второго уровня сложности» (т.е. длинные слова с гласными УОАЭЫ). Впоследствии подобные игры можно повторять неоднократно с другими наборами слов.

- Уважаемые телезрители! Наша передача окончилась, благодарим за внимание, до новых встреч!

Разумеется, если вы используете картинки с другими изображениями (посуды, продуктов питания, мебели, игрушек, профессий, цветов, деревьев), можно посмотреть по «телевизору» другие передачи:

• «Кулинарные советы» (потребуются изображения посуды, продуктов питания);

• «Спокойной ночи, малыши!» (понадобятся изображения игрушек, героев сказок);

• «Новости», «Галилео», «Хочу все знать», «Спортивное обозрение» (могут быть использованы картинки с изображениями представителей различных профессий, мебели, цветов, деревьев, спортсменов и т.п.).

Тема «Телевизор» позволяет включить в игру буквально любые имеющиеся в вашем распоряжении картинки (со словами нужного уровня сложности).

Желаем радостных, творческих, плодотворных занятий! ■

(Продолжение следует.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.