Научная статья на тему 'Наскальные рисунки в местности Нутгей на Байкале'

Наскальные рисунки в местности Нутгей на Байкале Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
287
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горюнова О.И., Алексеев А.Б., Новиков А.Г., Долганов В.А.

This article is about the rock art imagery found recently in the Nutgei location on the western shore of Lake Baikal (Ol’khon area of the Irkutsk region). This paper provides description of ancient drawings and their overall comparison with other known rock art images on the Lake Baikal shores and Cis-Baikal in general. The Nutgei rock art is associated with the medieval time according to the style, schematic composition, and carvings technique, as depictions of red deer, roe deer, and horse with riders are common for this period. Therefore, new rock art sites, such as Nutgei, signifcantly expand our knowledge about the Late Kurykan’s period and confrm the presence of certain imagery tradition in the medieval rock art carving in the Lake Baikal region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rock figures on location Nutugei on Baikal

This article is about the rock art imagery found recently in the Nutgei location on the western shore of Lake Baikal (Ol’khon area of the Irkutsk region). This paper provides description of ancient drawings and their overall comparison with other known rock art images on the Lake Baikal shores and Cis-Baikal in general. The Nutgei rock art is associated with the medieval time according to the style, schematic composition, and carvings technique, as depictions of red deer, roe deer, and horse with riders are common for this period. Therefore, new rock art sites, such as Nutgei, signifcantly expand our knowledge about the Late Kurykan’s period and confrm the presence of certain imagery tradition in the medieval rock art carving in the Lake Baikal region.

Текст научной работы на тему «Наскальные рисунки в местности Нутгей на Байкале»

ЭПОХА ПАЛЕОМЕТАЛЛА

О.И. Горюнова1, А.Б. Алексеев2, А.Г. Новиков3, В.А. Долганов3

Иркутская лаборатория археологии и палеоэкологии

ИАЭТ СО РАН — ИГУ 2Иркутский детский Клуб спелеологов «Мечта» 3Иркутский государственный университет E-mail: as122@yandex.ru

НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ В МЕСТНОСТИ НУТГЕЙ НА БАЙКАЛЕ1

Введение

Среди многочисленных археологических объектов, зафиксированных на побережье оз. Байкал, особое место занимают наскальные рисунки. Они дают богатую информацию о мировоззрении и духовной культуре древнего населения. За все годы исследования (более 100 лет) на этой территории выявлено менее 30 пунктов хронологически разновременных писаниц. Из них большая часть расположена в Приольхонье (северо-западное побережье Байкала от мыса Елохин до р. Большая Бугульдейка).

Первые наскальные рисунки на этой территории (Саган-Заба, Ая, Куртун) были обнаружены Н.Н. Агапитовым в конце XIX в. (Агапи-тов, 1881). В начале XX в. Б.Э. Петри исследовал еще два местонахождения петроглифов на горах Орсо и Сахюртэ (Петри, 1914, 1916, 1922). В дальнейшем наскальные рисунки были обнаружены П.П. Хороших в бухте Малое Орсо, на мысе Бур-хан и 2 новых пункта на горе Сахюртэ (Хороших, 1928, 1962). В результате работ Северо-Азиатской экспедиции ИИФФ СО АН СССР (А.П. Окладников) в 70-е гг. были выявлены и исследованы объекты Елгазур I—V, Тажераны (Шаргай) и Куртун XV (Окладников, 1974; Окладников и др., 1980). Материалы всех известных наскальных рисунков были обобщены и анализированы А. П. Окладниковым в его монографии «Петроглифы Байкала — памятники древней культуры народов Сибири» (1974). В конце 80-х—90-х гг. прошлого века на территории Приольхонья

отрядами экспедиций Иркутского госуниверситета и Иркутской лаборатории археологии и палеоэкологии ИАЭТ СО РАН—ИГУ зафиксировано 6 новых пунктов наскального творчества: Сарминское ущелье I, Малое Орсо II—III, Куртун XIII, Гурби-Нур и Анга IV (Пудовкина, Горюнова, 1995; Горюнова, 2000; Горюнова, Свинин, 2000). Часть из них опубликована.

Наскальные рисунки в местности Нутгей обнаружены спелеологом А.Б. Алексеевым в период с конца 90-х гг. XX в. до 2009 г. включительно. В разные годы им отмечены 4 пункта древних изображений, получивших в дальнейшем наименования Нутгей V—VIII. Осенью 2009 г. петроглифы исследованы Маломорским отрядом экспедиции Иркутской лаборатории археологии и палеоэкологии ИАЭТ СО РАН-ИГУ (О.И. Горюнова).

Цель предлагаемой статьи — ввод в научный оборот новых наскальных рисунков, исследованных в местности Нутгей, их описание, сравнение с ранее известными петроглифами и определение датировки.

Описание материалов

Наскальные рисунки расположены на плато между бухтами Нутгей и Малое Орсо западного побережья оз. Байкал, в 30 км к СВ от пос. Елан-цы и в 10,5 км к ЮЗ от пос. Сахюрта (МРС) (рис. 1). В административном делении — Ольхонский район Иркутской области.

Древние изображения размещались на

1Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.,

Гос. контракт № П363.

Рис. 1. Карта расположения наскальных рисунков: 1 — Нутгей V, 2 — Нутгей VI,

3 — Нутгей VII, 4 — Нутгей VIII

Figure 1. Map of the location of rock art images: 1 — Nutgei V, 2—Nutgei VI, 3 — Nutgei VII, 4 — Nutgei VIII

скальных плоскостях, сложенных мраморами. в связи с отслаиванием скальной поверхности. Экспозиция писаных поверхностей на Ю-ЮВ (к

Байкалу); они покрыты тонкой корочкой (так на- Нутгей V

зываемый «пустынный загар») желтоватого цвета, на которой выделяются древние рисунки бо- Объект обнаружен А.Б. Алексеевым в 1996

лее светлым тоном. Часть изображений утрачена г. Отмечено три плоскости с рисунками (рис. 2).

Рис. 2. Общий вид на объект Нутгей V (снято с ЮЗ)

Figure 2. General view on the Nutgei V (viewfrom southwest)

На одной из них изображено 2 животных, идущих друг за другом в правую сторону (на восток). Поверхность, занятая писаницами, 38х22 см. Рисунки профильные, животные выполнены в полный рост (рис. 3—1). Впереди изображен крупный олень с ветвистыми рогами. Его размеры 23х21 см. Контур фигуры не замкнутый, образован двумя линиями. Одна из них обрисовывает спину, голову, переднюю и заднюю ноги, другая — живот и вторые ноги. Подобный стиль изображения именуется в литературе «скобчатым» (Окладников, 1974). Голову животного венчают рога, в виде стержня, от которого отходят в обе стороны косые отростки. Следом за оленем (чуть выше) нарисована лань, выполненная в том же стиле. На ее голове вместо рогов отме-

чено ухо. Размеры лани 20х11 см. Техника исполнения обоих изображений — контурная выбивка широкими желобками.

На второй и третьей плоскостях (расположены в 0,50 м и в 0,28 м ниже рисунка первой плоскости) — одиночные фигуры козликов, повернутых головой на восток (рис. 2; 3—2, 3). Их размеры: 12х14 см. Техника исполнения и стилистика изображений аналогичны предыдущим рисункам. В отличие от них, на голове животных прорисовано по два уха.

Нутгей VI

Изображения зафиксированы на мраморной гряде, в 0,55 км к СЗ от предыдущего пункта (рис. 1—2). Они обнаружены А. Б. Алексеевым в 2009 г. Рисунки расположены по одной горизонтальной линии, на некотором расстоянии друг от друга. Протяженность писаной поверхности 2,78 м. Всего нанесено 4 рисунка. Все они профильные, повернуты головами вправо (на восток).

Рисунок 1 (крайний западный) представляет собой реалистичное изображение бегущей лошади (рис. 3—4). Тщательно проработаны детали образа; показано узкое длинное туловище с характерным прогибом спины и выпуклым брюхом, 4 тонкие стройные ноги, длинная шея и маленькая, высоко поднятая голова с двумя ушами. Положение ног и вытянутый развивающийся хвост подчеркивают движение лошади. Рисунок контурный, выполнен прочерченными линиями. Размеры изображения 25х12 см.

Рисунок 2 расположен в 40 см к востоку от первого. Представляет собой изображение лани или оленя (рис. 3—5). Голова животного не сохранилась. Рисунок выполнен контурной выбивкой широкими желобками, в «скобчатом» стиле. Его размеры 12х10 см.

Рисунок 3 находится на расстоянии 90 см от рисунка 2. Изображает животное с короткой шеей (рис. 3—6). Рога отсутствуют; вместо них показано одно ухо. Прямыми линиями нарисованы две ноги (передняя и задняя), расположенные под углом друг к другу. Тем самым создается впечатление, что животное находится в движении. Техника исполнения — сплошная выбивка. Размеры рисунка 10х6 см.

Рисунок 4 нанесен в 80 см к востоку от рисунка 3. Представляет собой изображение всад-

Ht <rt

fñí

4

Рис. 3. Наскальные рисунки: 1-3 — Нутгей V, 4-7 — Нутгей VI

Figure 3. Rock art images: 1-3 — Nutgei V, 4-7 — Nutgei VI

ника на коне (рис. 3—7). Фигура лошади выполнена в «скобчатом» стиле. Четыре ноги животного, шея и хвост показаны прямыми линиями. Всадник изображен слегка наклонной вперед прямой линией. Рисунок схематичный, выполнен контурной выбивкой широкими желобками. Размеры изображения 21х15 см.

Вероятно, рисунки этого пункта не составляют единой композиции и носят самостоятельный характер. Стилистически выделяется рисунок 1, где лошадь выполнена в реалистической манере.

Нутгей VII

Писаницы обнаружены А.Б. Алексеевым в 2009 г. на мраморной гряде в 0,11 км к СВ от пункта Нутгей VI (рис. 1—3). Экспозиция рисунков на юг — юго-восток. Отмечено 3 изображения, нанесенные по одной горизонтальной линии, на некотором расстоянии друг от друга. Общая протяженность скальной поверхности, занятой рисунками, — 2,5 м. Все изображения профильные, повернуты головой вправо (на восток).

Рисунок 1 (крайний западный) представляет собой динамичное изображение косули (лани —?). Ее фигура расположена наклонно; верхняя часть приподнята (рис. 4—1). Животное опирается на заднюю ногу, как бы находясь в прыжке. Художник изобразил характерный маленький хвост, длинную вытянутую шею и небольшую головку с двумя ушами. Рисунок выполнен сплошной выбивкой. Его размеры 15х12 см.

Рисунок 2 находится в 2 м к востоку от рисунка 1. Изображает всадника на коне (?). Рисунок схематичный (рис. 4—2). Туловище и две ноги животного показаны прямыми линиями. Изогнутая шея завершена довольно крупной головой, более похожей на верблюжью. Хвост у животного отсутствует. Всадник нарисован вертикальной линией. Изображение статично; выполнено одной широкой выбитой линией. Размеры рисунка 14 х 9 см.

Рисунок 3 — расположен в 17 см от всадника. Изображение почти полностью утрачено (отслоилась известковистая поверхность с большей частью рисунка). Сохранились только задние ноги животного (рис. 4—3). Рисунок выполнен широкими линиями, техникой выбивки.

Нутгей VIII

Находится в 0,75 км к СЗ от пункта Нутгей VII (рис. 1—4). Обнаружен А.Б. Алексеевым в 2005 г. на небольшом мраморном останце. На плоскости, обращенной к югу — юго-востоку, отмечено 2 схематичных изображения животных (рис. 4—4, 5). Их расположение — один под другим (с небольшим смещением). Площадь, занятая рисунками, 35 х 45 см. Фигуры животных профильные, выполнены в полный рост. Они обращены головами в одну сторону — налево (к западу). Их туловища и ноги (показано 2 ноги) нарисованы в виде П-образной фигуры. У верхнего рисунка изображены маленький хвост

и короткая шея. Нижнее животное расположено наклонно, как бы находясь в прыжке. Техника исполнения рисунков — сплошная выбивка. Размеры верхнего животного 23 х 17 см, нижнего 26 х 18 см.

Обсуждение материалов

Наскальные рисунки, выявленные в местности Нутгей, по своему содержанию представляют, в основном, изображения зверя как такового, самого по себе (11 из 13 фигур). Единые композиционные группы, на наш взгляд, составляют пункты Нутгей V и Нутгей VIII, отражающие сцены парного шествия животных. Рисунки на остальных поверхностях, судя по их удаленности друг от друга, являются самостоятельными фигурами (образами), не связанными между собой единой композицией.

Среди изображений зверей — образ благородного оленя, лани и, видимо, косули. Рисунки этих животных широко распространены на писаницах Приольхонья и сопредельных территорий, начиная с раннего железного века (Окладников, 1974). Единичным рисунком представлена лошадь (рисунок 1 Нутгей VI). Образ этого животного характерен для средневековых писаниц.

По стилистике и технике исполнения рисунков выделяются группы:

1) изображения, выполненные в «скобчатом» стиле, — 6 фигур (три плоскости пункта Нутгей V, рисунок 2 Нутгей VI и остатки рисунка 3 Нутгей VII). Фигуры зверей напоминают собой две вписанные друг в друга буквы П. Контур животных не замкнутый; условно показаны 4 ноги. Отмечается упрощенный геометрический стиль и схематизм изображений. Техника исполнения рисунков — контурная выбивка широкими желобками;

2) силуэтные изображения животных с двумя ногами — 4 (рисунок 3 Нутгей VI, рисунок 1 Нутгей VII и рисунки пункта Нутгей VIII). Отмечается стремление к прямоугольному контуру фигур. Туловища зверей напоминают букву П. Рисунки выполнены в геометрическом стиле. В отличие от изображений первой группы, рисунки менее статичны (показаны в движении). Техника их исполнения — сплошная выбивка;

3) реалистичное, художественное изображе-

Рис. 4. Наскальные рисунки: 1-3 — Нутгей VII, 4-5 — Нутгей VIII

Figure 4. Rock art images: 1-3 — Nutgei VII, 4-5 — Nutgei VIII

ние лошади, показанное в движении — (рисунок 1 Нутгей VI). Рисунок контурный, выполнен прочерченными линиями.

На двух рисунках в местности Нутгей образ животного дополнен человеком — изображения всадников (рисунок 4 Нутгей VI и рисунок 2 Нутгей VII). Один из них выполнен в «скобчатом» стиле, второй — силуэтный. Их сближает геометризм и схематизм изображений. Рисунки выбиты широкими желобками.

Изображение всадника на коне является излюбленным сюжетом наскальных рисунков кочевников начиная с позднего железного века. Для искусства последних характерны многофигурные композиции, среди которых большое место отводится сценам охоты.

На основе анализа стиля, техники нанесения и содержания рисунков, А.П. Окладниковым была разработана хронологическая схема периодизации наскальных изображений Прибайкалья (Окладников, 1959, 1974). В дальней-

шем эта схема была уточнена и детализирована Л.В. Мельниковой и В.С. Николаевым (2006). Согласно этим разработкам все выявленные рисунки в местности Нутгей относятся к Средневековью. Для этого периода характерны одинаковые сюжеты: изображения благородного оленя, косули, лошади и всадников. Часто они составляют композиционные сцены, наиболее распространенные из которых — сцены охоты. Между собой рисунки отличаются стилем отображения образов и техникой их выполнения. К раннему средневековью (VI—X вв.) следует отнести реалистично выполненный рисунок лошади с местонахождения Нутгей VI. По серии признаков оно наиболее сопоставимо с классическими курыканскими изображениями лошадей Шиш-кинских писаниц на Верхней Лене (Окладников, 1959). Рисунки животных и всадников, выполненные схематично, в геометрически-статичном стиле, отнесены А.П. Окладниковым к пласту позднекурыканских писаниц (Окладников, 1959, 1974). К наиболее ярким образцам этого периода он отнес рисунки на горе Орсо в При-ольхонье, выполненные в «скобчатом» стиле. В связи с этим изображения 1-й группы, выделенные в местности Нутгей по стилистике и технике исполнения, следует соотнести с тем же временем. Отмечается близость этих рисунков по стилистике с изображениями второй группы, и, вероятно, они относятся к одному хронологическому пласту.

Заключение

В результате анализа наскальных изображений побережья Байкала А.П. Окладников впервые выделил пласт позднекурыкан-ских рисунков, для которых характерно стремление к прямоугольно-геометрическим контурам фигур (П-образное туловище, «скобчатый» стиль и т.д.) и схематизм образа. К этому периоду была отнесена небольшая группа рисунков в бухтах Саган-Заба и Ая, Елгазур I и писаница на горе Орсо (Окладников, 1974). В дальнейшем в Приольхонье было зафиксировано несколько новых пунктов, содержащих рисунки, выполненные контурной выбивкой в «скобчатом» стиле: Гурби-Нур, Малое Орсо II и III (Го-рюнова, 2000; Горюнова, Свинин, 2000). Новые объекты, исследованные в местности Нутгей,

существенно расширили сведения о позднеку-рыканском изобразительном пласте и подтвердили наличие определенной стилистической традиции в средневековом наскальном искусстве Прибайкалья.

Литература

Агапитов Н.Н. Прибайкальские древности // Изв. ВСОРГО. Иркутск, 1881. Т.12, № 4-5. С. 1-23.

Горюнова О.И. Новые наскальные рисунки побережья оз. Байкал // Обозрение результатов полевых и лабораторных исследований археологов, этнографов и антропологов Сибири и Дальнего Востока за 1994-1996 гг. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2000. С. 93-95.

Горюнова О.И., Свинин В.В. Ольхонский район: Материалы к своду памятников истории и культуры Иркутской области. Иркутск: Арком, 2000. Ч. 3: Материковый участок от мыса Улан до реки Большая Бугульдейка. 182 с.; 1 карта. (Историко-культурное наследие Иркутской области: Археология).

Мельникова Л.В., Николаев В.С. Периодизация петроглифов Предбайкалья // Изв. Лаборатории древних технологий. Иркутск: Изд-во ИрГ-Т У, 2006. Вып. 4. С. 259-283.

Окладников А. п. Шишкинские писаницы — памятник древней культуры Прибайкалья. Иркутск: Иркут. книж. изд-во, 1959. 210 с.

Окладников А.п. Петроглифы Байкала — памятник древней культуры Сибири. Новосибирск: Наука, 1974. 125 с.

Окладников А.п., Молодин В.И., конопац-кий А.к. Новые петроглифы Прибайкалья и Забайкалья. Новосибирск: Наука, 1980. 40 с.

петри Б.Э. Вторая поездка в Предбайкалье // Изв. / Рус. ком. для изуч. Сред. и Вост. Азии в ист., археол., лингв. и этногр. отношениях. 1914. Сер. 2, вып. 3. С. 89-106.

петри Б.Э. Отчет о командировке на Байкал для археологических разведок // Отчет о деятельности Имп. Академии наук по отд. физико-матем. наук, истории и филологии за 1916 г. СПб., 1916. С. 142-143.

петри Б.Э. Далекое прошлое бурятского края. Иркутск, 1922. 43 с.

пудовкина Е.А., Горюнова О.И. Писаницы Сарминского ущелья (оз. Байкал) // Культуры и

памятники бронзового и раннего железного века Забайкалья и Монголии. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995.С. 119-122.

Хороших п.п. Исследования каменного и железного века Иркутского края: (остров Оль-хон) // Изв. / БГНИИ при ИГУ. 1924. Т. 1, вып. 1. 50 с.

Хороших п.п. Доисторический человек на Байкале. Иркутск, 1928. 15 с.

Хороших п.п. Наскальные рисунки на побережье Байкала // Этнографический сборник. Улан-Удэ, 1960. С. 45-58.

Хороших п.п. Наскальные рисунки на горе Сахюртэ // Краткие сообщения о науч.-исслед. работах за 1960 год. Иркутск: Иркут. ун-т, 1962. С. 204-207.

Summary

Tis article is about the rock art imagery found recently in the Nutgei location on the western shore of Lake Baikal (Ol'khon area of the Irkutsk region). Tis paper provides description of ancient drawings and their overall comparison with other known rock art images on the Lake Baikal shores and Cis-Baikal in general. Te Nutgei rock art is associated with the medieval time according to the style, schematic composition, and carvings technique, as depictions of red deer, roe deer, and horse with riders are common for this period.

Terefore, new rock art sites, such as Nutgei, signifcantly expand our knowledge about the Late Kurykan's period and confrm the presence of certain imagery tradition in the medieval rock art carving in the Lake Baikal region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.