Научная статья на тему 'НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР АГРЕССИВНОЙ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ'

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР АГРЕССИВНОЙ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
44
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СРЕДА / АГРЕССИЯ / СЕМЬЯ / ШКОЛА / БУЛЛИНГ / МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковальчук А.С.

Случается так, что семья, в которой растёт и развивается ребёнок не получает необходимой заботы, любви и внимания. Вместо этого постоянные унижения, крики, оскорбления и избиения, которые в дальнейшем воспринимаются как нормальные способы взаимоотношений между людьми. Такая негативная среда развивает аморальность и безнравственность в модели поведения.It happens that the family in which the child grows and develops does not receive the necessary care, love and attention. Instead, constant humiliation, cries, insults and beatings, which are later perceived as normal ways of relationships between people. Such a negative environment develops immorality and immorality in the behavior model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР АГРЕССИВНОЙ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ»

грыжевого мешка прилежит большой сальник. Грыжевой мешок размерами 25 х 20 см вывернут в брюшную полость, иссечен. Правая плевральная полость дренирована по Бюлау в VIII межреберье по средней подмышечной линии. Дефект в диафрагме ушит в сагиттальном направлении и отдельным швом фиксирован к ребру. Герметизация хорошая. Воздух из плевральной полости удален шприцом Жане, сатурация с 94 % увеличилась до 99 %. Брюшная полость дренирована, ушита.

Послеоперационный период протекал без осложнений. Выводы.

1 .При подозрении на диафрагмальную грыжу необходимо проведение СКТ брюшной полости с последующей MPR - реконструкцией (мультипланарной).

2. Диафрагмальная грыжа может длительно протекать бессимптомно. Травмы грудной клетки и брюшной полости в анамнезе, должны насторожить врача о возможности формирования диафрагмальной грыжи.

3. Ретростернальные и парастернальные грыжи, содержащие брюшные органы, ввиду опасности их ущемления подлежат оперативному лечению.

Использованные источники:

1. Павлунин А.В., Чернова Р.И., Фурзиков Д.Л. Хирургическое лечение при парастернальных диафрагмальных грыжах //Вестник хирургии им. Грекова. -2000. - Т. 159. - № 3. - С. 76-78.

2. Кузин М.И. Хирургические болезни //Моска «Медицина». - 2002. - №3. -С. 228.

3. Бисенков Л.Н. Госпитальная хирургия. Руководство для врачей- интернов // Издательство «Лань», СПБ. - 2005. - С. 335-339.

4. Ашхамаф М.Х., Болоков М.С. Диафрагмальные грыжи. Методические рекомендации для студентов, клинических интернов и ординаторов.Краснодар // Краснодар: Издательство КГМА. - 2004. - 18 с.

5. Ruiz-Tovar J., Calero G., Morales C. Hernia diafragmatica congenita asociada a secuestro pulmonar, quiste dermoide y duplicacion intestin //Rev. Gastroenterol. Peru. - 2008.-Vol.28, №3. P.244-247.

УДК 159.99

Ковальчук А. С. студент 4 курса

факультет «Психологии и педагогического образования» ГБОУВОРК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР АГРЕССИВНОЙ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ VIOLENCE IN THE FAMILY AS A FACTOR OF AN AGGRESSIVE

MODEL OF CONDUCT IN A SCHOOL MEDIUM Аннотация. Случается так, что семья, в которой растёт и развивается ребёнок не получает необходимой заботы, любви и внимания. Вместо этого

постоянные унижения, крики, оскорбления и избиения, которые в дальнейшем воспринимаются как нормальные способы взаимоотношений между людьми. Такая негативная среда развивает аморальность и безнравственность в модели поведения.

Annotation. It happens that the family in which the child grows and develops does not receive the necessary care, love and attention. Instead, constant humiliation, cries, insults and beatings, which are later perceived as normal ways of relationships between people. Such a negative environment develops immorality and immorality in the behavior model.

Ключевые слова. Насилие, воспитание, среда, агрессия, семья, школа, буллинг, модель поведения.

Keywords. Violence, education, environment, aggression, family, school, bullying, behavior model.

Постановка проблемы. Всем известна фраза: «насилие, порождает насилие». Особенно если это насилие неотъемлемая часть во внутрисемейных отношениях где есть дети. Такая социальная ситуация развития не будет благоприятна для тех кто является её заложникам, а это как правило являются дети. Реже всего, когда заложником так же является и мать.

Конечно же стоит учитывать деструктивные социально-психологические составляющие, а именно: есть ли нарко(алко)зависимые, личности с психическими отклонениями, осуждённые за убийство, кражу или изнасилование. Или банальное непринятие родителями своего ребёнка, по причине нежелательной беременности и родов. Именно эти моменты становятся разрушительными в процессе воспитания и обучения. Родитель переносит всю свою агрессию на ребёнка или же проявляет сильнейшее безразличие за судьбу своего чада.

Становясь заложником такой среды, ничего не остаётся, как принять то, что она даёт тебе. Таким образом и перенимается поведенческая модель поведения, которая будет сопровождать в течении всей жизни.

Цель статьи. Изучить фактор насильственного метода воспитания детей, влияющая на агрессивную модель поведения в школе.

Анализ исследовании. Изучение этого явления требует анализа проблем современной семьи, тенденций ее изменения, что изучалось Т. В. Андреевой, А. И. Антоновым, Е. И. Балдицыной, И. В. Бестуже- вым-Ладой,

A. Г. Вишневским, А. Г. Волковым, С. И. Голодом, Т. А. Гурко, В. В. Елизаровым, А. А. Клециной, А. И. Кузьминым, М. С. Мацковским, В. М. Медковым, А. Б. Синельниковым, А. Г. Харчевым и др. Известный вклад в изучение насилия в семье вносит криминология. Привлекают внимание труды Ю. М. Антоняна, А. Н. Ильяшенко, А. В. Наумова, С. В. Максимова,

B. П. Ревина, О. В. Старкова, Л. В. Сердюка, Д. А. Шестакова и др. Исследование социально-психологических аспектов семейного насилия в России заметно активизировало появление в 1990-е годы в русском переводе трудов по психологии агрессии таких зарубежных авторов, как К. Лоренц, Л.

Берковиц, Б. Крейхи, Р. Бэрон и Д. Ричардсон. Особую группу составили исследования, затрагивающие социокультурные и личностно-гуманистические аспекты обсуждаемой проблемы, такие как соотношение насилия - ненасилия в об- щественной жизни, прав и свобод человека, роль гендерных факторов, проблематика семейного воспитания, а также динамика этих проблем в современном постиндустриальном мире. Это работы Е. С. Балабановой, С. Е. Барсуковой, М. Веверки, А. А. Гусейнова, Н. М. Давыдовой, Т. М. Дадаевой, О. М. Здравомысловой, Д. В. Иванова, О. Д. Кавашкиной, М. Киммела, С. Клонингера, В. А. Кольцовой, А. В. Меренкова, В. В. Радаева, Л. Л. Рыбцовой, Е. А. Сергодеевой, А. В. Старшиновой, В. С. Степина, П. А. Сорокина, Е. Н. Тимошиной, Б. Б. Хубиева, Л. Хьелла и др.

Изложение основного материала. В отечественной психологической науке данная проблематика сравнительно молода (Сафронова Т. Я., Соколова Е. Т., Цимбал Е. И. и др.). До настоящего времени не существует единого видения данной области в психологии, не сложился полноценный терминологический и концептуальный аппарат (Каган В. Е., и др.; отечественные справочные издания по психологии). В англоязычной психологической литературе основными терминами в данной области являются собирательные термины "abuse" (обида, ругань, оскорбление, жестокое обращение, пренебрежение, злоупотребление, эксплуатация, совращение) и "neglect" (пренебрежение, игнорирование, забывание, леность, отсутствие заботы) [2]. Насилие - это физическое, психологическое, социальное воздействие на человека (ребенка) со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психологическому здоровью и целостности [1].

В настоящее время принято выделять основные виды насилия [4]:

1) Физическое насилие выражается в побоях, щипках, пощечинах и т.д. Побои могут наноситься как рукой, так и с использованием предметов.

2) Эмоциональное, словесное насилие - слова, унижающие личность и достоинство другого человека. К таким словам можно отнести и клички, которые дают в школе, они часто бывают оскорбительными и обидными, угрозы, отказ в помощи.

3) Сексуальное насилие, то есть принуждение одеваться в очень открытую одежду, в которой человек чувствует себя неловко, нежелательные прикосновения к определенным частям тела, нежелательные поцелуи, оскорбления словами, половой акт, сексуальные действия в присутствии ребенка. Инцест - этот вид сексуального насилия, под которым понимают близкие, интимные отношения между родственниками.

4) Психическое насилие - этот вид насилия проявляется в запирании кого-то в маленьком и темном помещении, когда не дают еды и питья, связывают или оставляют ребенка одного, не смотря на то, что он боится

оставаться один или в силу своего маленького возраста не может быть один и нуждается во взрослых. Этот вид насилия, как и другие, имеет свой целью подавить другого человека, сделать его подвластным.

Несомненно, что жестокое обращение не проходит бесследно для ребенка и имеет ряд последствий. Так деспотизм и угнетение в семье причиняет душевную и физическую боль не только детям, но и семье в целом, вытекает в весьма долгосрочные и отрицательные последствия. Такая форма стресса может способствовать нарушению работы нервной систем [6]. Насилие осуществляется в семьях, состоящих на учете в милиции, органах социальной защиты и в неблагополучных семьях. Как правило дети, родители, дедушки, бабушки из таких семей проходили через сильную боль, страдания, переживая разлуки, физическое или сексуальное насилие, пренебрежение, смерть и жестокость, и воспринимают образ жизни своей семьи как единственно нормальный. Все это в свою очередь ведет к непрерывающимся конфликтам, кризисам, уязвимости семьи и родственников. Для таких неблагополучных семей прошлое является настоящим, а настоящее - будущим. Жизнь вращается по спирали в замкнутом пространстве пустоты. То, о чем нельзя говорить, выплескивается в действиях, поведении. Например, мать или отец проявляют ту же жестокость к своим детям, которую они испытывали на себе и пережили, будучи детьми. Все это приводит к бесконечным повторам травмирующих инцидентов из поколения в поколение [3].

Такое постоянное деструктивное воздействие не проходит бесследно для формирующейся личности ребёнка. Являясь свидетелем, а чаще участником таких ситуаций, происходит деформация понятий о семье, любви, заботе, взаимодействия, общения, доверия. Затрагиваются психические качества индивида, которые в скором времени претерпевают изменения в худшую сторону.

Такие изменения отражаются на качестве жизни, в виде издевательств над другими (те, кто слабее физически), порча имущества, воровство, потребление алкоголя/наркотиков, аморальное поведение.

Жёсткое влияние внутрисемейного насилия, в котором ребёнок рос и развивался, провоцирует уродование моральных и духовных ценностей, стираются понятия о нравственности и порядочности.

Выводы.

1. Изучив данные материала по вопросу влияния семейного насилия на модель агрессивного поведения в школьной среде, можно сказать о наличие деструктивных факторов влияющих на это. Само насилие в семье навязывает ту модель поведения, которая в той среде приемлема.

2. Насилие в семье имеет 4 основных вида: физическое, эмоциональное, сексуальное, психическое. Каждое из которых с разной силой наносит вред физическому и психическому здоровью ребёнка.

3. Все это приводит к тому, что становясь взрослыми, такие дети, которые постоянно подвергались насилию, могут быть подвержены

значительному влиянию повышенных рисков всевозможных проблем, связанных с психическим и физическим здоровьем, в частности к главным таким проблемам относятся совершение преступлений, связанных с насильственными действиями, постоянные депрессии, склонность к ожирению, неадекватное сексуальное поведение, ранняя незапланированная беременность у девочек, алкоголизм и наркомания.

Использованные источники:

1. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации [Текст] : учеб. пособие для вузов / под ред. Н. М. Платоновой, Ю. П. Платонова. -Санкт-Петербург : Речь, 2004.

2. Орлов, А. Б. Психологическое насилие в семье - определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи [Текст] // Психолог в детском саду. - 2000. - № 2-3.

3. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления [Текст] / под ред. Е.Н. Волковой. - Санкт- Петербург : Питер, 2008.

4. Статистика и последствия жестокости в семье [Электронный ресурс] // Ужасные родители. - Электрон. дан. - Москва, 2011-2012. - Режим доступа: http://www.mybadparent.ru/zhestokoe-obrashhenies-detmi/statistika-i-posledstvia-zhestokosti-v-semie. - Загл. с экрана.

5. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей [Текст] : учеб. пособие / Т.И. Шульга. - Москва : Дрофа, 2005.

6. Шульга, Т.И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы [Текст] : учеб. пособие / Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко, А.В. Быков. - Москва : Изд-во УРАО, 2003.

УДК: 37.061

Коноплева А. А. студент

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА FEATURES OF INTERETHNIC TOLERANCE SENIOR SCHOOL AGE Аннотация: в статье рассматривается особенности формирования межэтнической толерантности учащих старших классов. Приводятся факторы и условия организации процесса формирования толерантного отношения, старшеклассников к представителям «другой» культуры и этноса.

Annotation: The article considers the problem of formation of interethnic tolerance who teach high school. Are the factors and conditions of the organization of the process of formation of tolerant attitudes, high school students to the representatives of the "other" culture and ethnicity.

Ключевые слова: толерантность, межэтническая толерантность,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.