Научная статья на тему 'Специфика социализации детей из неблагополучных семей'

Специфика социализации детей из неблагополучных семей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1689
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Башкатова Е. В.

В данной статье рассмотрена общая характеристика процесса социализации несовершеннолетних, а так же проблемы социализации несовершеннолетних из неблагополучных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика социализации детей из неблагополучных семей»

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

© Башкатова Е.В.*

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Красносельский» ЦАО г. Москвы, г. Москва

В данной статье рассмотрена общая характеристика процесса социализации несовершеннолетних, а так же проблемы социализации несовершеннолетних из неблагополучных семей.

1. Общая 'характеристика процесса социализации несовершеннолетних

Социализация - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений; внедрение человека в общество, овладение им навыками привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.

Процессы социализации исследованы главным образом детской и социальной психологией. В качестве источников социализации индивида выступают:

- передача культуры через семейный и другие социальные институты, и прежде всего через систему образования, обучения и воспитания;

- взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;

- первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

- процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.

В качестве институтов социализации рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, социально-реабилитационные центры. В процессе социализации человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий.

Основными средствами социализации, обеспечивающими социальный контакт между личностями, личностью и группой, организацией являются:

* Заместитель директора.

1. язык - основной инструмент социализации. С его помощью человек принимает, анализирует, обобщает и передает информацию, выражает эмоции и чувства, заявляет о своей позиции, точке зрения, дает оценки;

2. ценности - это идеальные представления, принципы, с которыми личность соотносит свои поступки;

3. нормы - усвоенные личностью общественные образы мышления, поведения, общения;

4. навыки и умения - это образцы деятельности. Они играют не только поведенческую, но и обучающую роль в последующей социализации. Образование навыков и умений называют социализаций для социализации, так как закрепленные в поведении навыки и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыками и умениями;

5. социальный статус - это положение личности в социальном пространстве, в социальной пирамиде, в социальной структуре общества. Это средство социализации характеризуется социальным положением (то есть принадлежностью к определенному классу, социальному слою, группе), должностью, заработком, уважением других, заслугами, наградами;

6. социальная роль - поведение личности, связанное с ее социальным статусом, то есть диктуемое положением человека в обществе;

7. поощрение - поведение человека, соответствующее общественным ценностям и нормам;

8. санкции - осуждение общественным мнением, административные наказания поведения человека, которое не соответствует общественным нормам и ценностям.

Влияние семьи наиболее значимо в детстве, пока ребёнок не включился во взаимодействие с другими социальными институтами.

Социологи рассматривают семью как комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов, и которому присущи многочисленные социальные функции.

Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи; это социальная группа, характеризующаяся: общим местожительством, экономической кооперацией, воспроизводством; это сложное социальное явление. Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, потому что именно здесь закладывается и формируется умение жить в обществе. Если сравнивать другие социальные группы, то она занимает во многих отношениях совершенно особое положение. Все

остальные социальные группы можно считать «изобретениями» культуры, сфера их существования - общественная жизнь; сфера же семьи в первую очередь - личная жизнь. Брак - легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи.

Семья выполняет многие функции:

- репродуктивная - биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;

- воспитательная - духовное воспроизводство населения, семья принимает участие в формировании личности ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;

- хозяйственно-бытовая - поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;

- экономическо-материальная - поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных, семья участвует в общественном производстве средств жизни, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность; организация досуга - поддержание семьи как целостной системы;

- содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста члена семьи, её доходов;

- социальный контроль - ответственность членов семьи за поведение её членов в обществе, их деятельность;

- ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

2. Семья в процессе социализации детей. Проблемы социализации несовершеннолетних из неблагополучной семьи

Для современного общества чрезвычайно актуальной является проблема семейного неблагополучия.

Неблагополучная семья - это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети»; наличие низкой самооценки членов семьи, стереотипности поведения, ограниченности и своеобразия социальных связей, их избирательность и узость, нездоровых внутренних отношений.

Известный детский психиатр М.И. Буянов рассматривает семейное неблагополучие как создание неблагоприятных условий для развития ребёнка. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребёнка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно действующие

на его личность, усугубляющие его психическое состояние. «Дефекты воспитания», - считает М.И. Буянов, - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи».

Одной из наиболее серьёзных опасностей, которые несёт в себе неблагополучная семья, является её негативное влияние на формирование и развитие личности несовершеннолетнего, воспитывающегося в подобной семье.

В настоящее время в неблагополучных семьях распространено насилие в отношении детей. Они страдают от жестокого обращения и от пренебрежения родителей. На основании интервью с 2143 супружескими парами, представляющими поперечный срез американских семей, социолог Мюррей А. Страус и его коллеги пришли к выводу, что избиениям подвергаются от 460 до 750 тысяч детей, а на 46 тысяч детей родители кидаются с ножами или ружьями. Случаи насилия или жестокости связаны с огромным множеством факторов. Исследователи обнаруживают, что социальные стрессы, в том числе потеря работы или развод, часто провоцируют за собой дурное обращение с детьми. Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона несовершеннолетних детей ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав. На учете в милиции сегодня состоит 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей. Результаты выборочных исследований показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие в том числе и сексуальное. По данным центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского, особенно часто страдают дети в возрасте 6-7 лет. Из них 70 % отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психоэмоциональными расстройствами. Ежегодно в стране от травм, отравлений погибают десять тысяч детей в возрасте до 14 лет.

Именно в неблагополучных семьях довольно часто отмечаются случаи сексуальной эксплуатации детей, то есть использование их для сексуальных услуг за деньги. Следовательно, стоит вопрос о защите прав ребёнка в неблагополучной семье. Справедливости ради следует отметить, что подобные асоциальные явления не прошли мимо внимания законодательных органов: в Государственной Думе рассматривается закон «О предотвращении насилия в семье». С его принятия усилится ответственность псевдородителей, злоупотребляющих своими правами по воспитанию детей.

Негативное разрушающее влияние проявляется в частности в том, что дети из неблагополучных семей испытывают значительные трудности в процессе вхождения в социум, приспособления к окружающим условиям, требованиям общества. Вследствие этого они не способны построить своё поведение таким образом, чтобы оно соответствовало и требованиям среды, и собственным потребностям, мотивам и интересам, им сложно осознать необходимость перестройки своих отношений с социальной средой через овладение новыми способами поведения.

Анализ контингента детей, которые попадают в социально-реабилитационный центр, показывает, что все они перенесли всякого рода стрессовые ситуации. По мнению медиков, психологов, психиатров, психотерапевтов, дети, перенёсшие стрессовые ситуации, отличаются своим поведением от обычных детей. Специалисты склонны называть это поведение патологией.

Под патологией поведения понимается непринятый в данной культуре тип поведения, вызывающий страдание, страх, боль, горе у других людей. Сила переживания человеком стрессовой ситуации зависит от того, как эти события и обстоятельства им воспринимаются и интерпретируются. Переживание стрессовой ситуации оставляет значительный след в психике ребёнка, и чем он меньше, тем сильнее могут быть последствия переживания.

Очень сложно складывается психологическая обстановка для развития ребёнка, лишённого родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои и холод, отсутствие надежды, тёплого жилья. Ребёнок в таких ситуациях пытается сам изменить своё душевное состояние (вырывает волосы, грызёт ногти, суетится, боится темноты, кошмары, проявляет агрессию).

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что необходима организация специальной работы по социализации неблагополучных семей.

Список литературы:

1. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2007.

2. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей из группы риска. - М.: Академический проект, 2002.

3. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - Издательство: Владос-Пресс, 2006.

4. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. - М.: Дрофа, 2005.

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ

© Виноградова Н.В.*

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

В статье рассматриваются особенности агрессивного поведения де-тей-сирот. Анализируется специфика причин агрессии «социальных сирот», а также методы и технологии коррекции агрессии с учетом ха-

* Аспирант кафедры Общей психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.