Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коноплева А.А.

В статье рассматривается особенности формирования межэтнической толерантности учащих старших классов. Приводятся факторы и условия организации процесса формирования толерантного отношения, старшеклассников к представителям «другой» культуры и этноса.The article considers the problem of formation of interethnic tolerance who teach high school. Are the factors and conditions of the organization of the process of formation of tolerant attitudes, high school students to the representatives of the "other" culture and ethnicity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коноплева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

значительному влиянию повышенных рисков всевозможных проблем, связанных с психическим и физическим здоровьем, в частности к главным таким проблемам относятся совершение преступлений, связанных с насильственными действиями, постоянные депрессии, склонность к ожирению, неадекватное сексуальное поведение, ранняя незапланированная беременность у девочек, алкоголизм и наркомания.

Использованные источники:

1. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации [Текст] : учеб. пособие для вузов / под ред. Н. М. Платоновой, Ю. П. Платонова. -Санкт-Петербург : Речь, 2004.

2. Орлов, А. Б. Психологическое насилие в семье - определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи [Текст] // Психолог в детском саду. - 2000. - № 2-3.

3. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления [Текст] / под ред. Е.Н. Волковой. - Санкт- Петербург : Питер, 2008.

4. Статистика и последствия жестокости в семье [Электронный ресурс] // Ужасные родители. - Электрон. дан. - Москва, 2011-2012. - Режим доступа: http://www.mybadparent.ru/zhestokoe-obrashhenies-detmi/statistika-i-posledstvia-zhestokosti-v-semie. - Загл. с экрана.

5. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей [Текст] : учеб. пособие / Т.И. Шульга. - Москва : Дрофа, 2005.

6. Шульга, Т.И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы [Текст] : учеб. пособие / Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко, А.В. Быков. - Москва : Изд-во УРАО, 2003.

УДК: 37.061

Коноплева А. А. студент

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА FEATURES OF INTERETHNIC TOLERANCE SENIOR SCHOOL AGE Аннотация: в статье рассматривается особенности формирования межэтнической толерантности учащих старших классов. Приводятся факторы и условия организации процесса формирования толерантного отношения, старшеклассников к представителям «другой» культуры и этноса.

Annotation: The article considers the problem of formation of interethnic tolerance who teach high school. Are the factors and conditions of the organization of the process of formation of tolerant attitudes, high school students to the representatives of the "other" culture and ethnicity.

Ключевые слова: толерантность, межэтническая толерантность,

старший школьный возраст.

Key words: tolerance, inter-ethnic tolerance, the senior school age.

Актуальность исследования. Среди различных вопросов о взаимодействии между различными слоями населения и социальными группами все острее встает проблема выстраивания бесконфликтного сосуществования граждан разного этнического происхождения в пределах одного региона проживания; понимание и позитивное восприятие и адаптация их к социальной реальности этнокультурного разнообразия современного мира. Поэтому важным направлением психологических исследований является разработка и внедрение в жизненную практику межличностных моделей толерантного межэтнического взаимодействия представителей разных народов и носителей различной этничности. Такие практики должны способствовать бесконфликтным отношениям между выходцами из разных полиэтнических групп, населяющих Крымский полуостров.

Исследование межэтнической толерантности проводились в рамках этнопсихологии (В. Г. Крысько, А. А. Налчаджян, М. И. Пиренн) социально-культурной антропологии и психологии (В. А. Тишков), социальной психологии (И. С. Кон, Н. М. Лебедева и др.). Н. М. Лебедева, А. В. Лунева, Т.Г. Стефаненко исследовали межкультурный диалог в школе и разработали тренинг этнической толерантности для учащихся; М. Балиашвили, Л. Меликишвили, Н. Сарджвеладзе, Н. Шушаньи предложили методики воспитания толерантности в полиэтническом школьном коллективе. Однако, системного исследования именно психолого-педагогических условий формирования межэтнической толерантности старшеклассников не проводилось, тогда как их определение и внедрение в практику школьной среды будет способствовать повышению уровня межэтнической толерантности старшеклассников и расширению сферы успешного межэтнического взаимодействия, что особенно значимым в этом возрасте.

Цель нашего исследования заключается в изучении психологических особенностей развития межэтнической толерантности в старшем школьном возрасте.

Изложение основного материала. Проблемное поле феномена «межэтническая толерантность» включает определенный понятийный терминологический аппарат, концепции межэтнической толерантности, социальные и психологические условия ее формирования и функционирования, возможность реализации в конкретных обстоятельствах, в частности в процессе межличностного взаимодействия [1].

Феномен «межэтническая толерантность» трактуется как терпимое отношение к «другому», отличающегося от привычных традиций; настрой на позитивное взаимодействие с носителями другой, отличной от своей этничности. Результатом этого взаимодействия является психологическая атмосфера отличающаяся принятием и уважением к ценностям других

народов и культур. Это предполагает позитивные результаты реализации межэтнической толерантности, отсутствие напряжения, конфликтов полиэтничной среде на различных уровнях, в частности в школьной среде.

Особенно актуальным в данном контексте является вопрос создания и реализации условий формирования межэтнической толерантности в школьной среде, поскольку именно школьники - это будущее взрослое население каждого региона. Именно они будут реализовывать принципы толерантности либо интолерантности в социально-политическом, экономическом, межгрупповом и межличностном взаимодействии.

Среди исследований посвященных исследованию межэтнической толерантности следует выделить исследования А.Асеевой [2], автор исследовала роль школы в становлении межэтнической толерантности в поликультурной среде; Д.Биттнеровой, посвященные анализу состояния межэтнических отношений в чешских школах и поиску моделей межэтнической толерантности. О.Гаасхолт, Л.Тогеби установили взаимосвязь между воспитанием межэтнической толерантности и политическим ориентациями старшеклассников, на примере опыта, накопленного в Дании. И.Л.Гринфельд проследил динамику формирования социо-культурной идентичности в подростковом возрасте [3]; Н.М.Лебедева, О.В.Лунева, Т.Г.Стефаненко [5] исследовали межкультурный диалог в школе и разработали тренинг этнической толерантности для школьников; Н.М.Межина [6] занималась проблемой формирования межэтнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования; Е.В.Черный [9] и группа исследователей занимались разработкой и внедрением интегративного курса «Культура добрососедства» для учебных заведений различных уровней. Курс был направлен этническое просвещение взрослых и детей, формирование толерантных взаимоотношений между представителями различных этнических и конфессиональных групп, приобретения навыков ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. А.И. Лучинкина и коллектив сотрудников кафедры психологии Крымского инженерно-педагогического университета провели ряд исследований посвященных проблеме межкультурной коммуникации в поликультурном пространстве [7]. С.Б.Капидинова исследовали особенности межэтнической толерантности в студенческой среде в полиэтнической среде высшего учебного заведения [4].

Школьная среда является продуктивной для изучения перцептивных и поведенческих аспектов и моделей межэтнической толерантности старшеклассников, поскольку позволяет зафиксировать уровень межэтнической толерантности в качестве стартовой платформы для ее регулирования и определить стратегию управления процессом ее формирования и функционирования как внутри, так и вне школы.

Одним из эффективных способов формирования межэтнической толерантности является развитие позитивной этнической идентичности через механизмы этнической идентификации, этнической рефлексии и

этнической интеракции.

Проблема социально-психологических особенностей формирования межэтнической толерантности, основа которой закладывается еще в детском возрасте и активно формируется в подростковом и раннем юношеском возрасте, в последнее время набирает значительный вес в социально-психологических исследованиях. В этом смысле школьная среда является продуктивной для изучения перцептивных, поведенческих аспектов и моделях межэтнической толерантности как стартовой платформы для ее регуляции и определения стратегии управления этим процессом не только в стенах, но и за пределами школы [1, 8].

Обобщение теоретических и эмпирических исследований, позволяет нам предположить, что социально-психологическими условиями формирования межэтнической толерантности старшеклассников, являются: обеспечение осознания учениками, через различные составляющие учебно-воспитательного процесса полиэтничности современного мира и тенденций роста этнокультурной диверсификации и того какие преимущества и риски это несет для нашего региона; использование выверенных временем и практикой психолого-педагогических подходов к формированию толерантности, которые базируются на стремлении достичь в учебно-воспитательном процессе реализации социального запроса бесконфликтного межличностного взаимодействия. Создание условий и внедрение в систему образовательного процесса факультативных образовательных программ и тематических уроков для старшеклассников, содержащие данные истории и культуры людей, населяющих планету и прежде всего тех, с кем, они уже взаимодействуют. Формирование уважения к индивидуально-личностным качествам представителей различных этнических групп; исключение из взаимодействия ценностно-мировоззренческих установок, из которых может прорастать любая форма интолерантности и нетерпимости и замена их на те, которые стимулируют формирование положительных тенденций в межэтническом взаимодействии; формирование умений и навыков способности к построению межэтнических отношений на основе взаимного доверия и уважения.

Вывод. В реализации психологического сопровождения следует акцентировать внимание на тех методах и формах работы, которые делали бы возможным реализацию следующих психологических условий формирования межэтнической толерантности у старшеклассников: мини-лекции, беседы, диспуты, деловые и ролевые игры, психодиагностические упражнения, методы реконструкции и трансформации пространства, в котором реализуется межэтническое взаимодействие старшеклассников. Следует ознакомить старшеклассников с понятиями «Толерантность» и «толерантная личность», «межэтническая толерантность». Критериям и социальными проявлениями толерантности и интолерантности, показать значение толерантного поведения во взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах, в частности, межэтнической толерантности;

показать возможность изменения интолерантного отношения личности на толерантное; научить участников конкретным приемам, направленных саморазвитие этнической толерантности;

определить пределы своей межэтнической толерантности; развивать воображение, способность к эмпатии, сопереживание и сочувствие, доверие, достоинство и самопознания как элементы толерантности в контексте взаимоотношений с другими.

Эффективным инструментом формирования межэтнической толерантности старшеклассников является межкультурный диалог и мультикультурное образование.

Использованные источники:

1. Асмолов А. Г. О смыслах понятия "толерантность" / А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова // Век толерантности. Научно публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001. - С. 8-18.

2. Асеева А. Роль школы в становлении межэтнической толерантности в поликультурном городе / А. Асеева, О. Дивакова // Социальная педагогика в России. Научно-публицестический журнал. - 2008. - № 4. - С. 45-50.

3. Гринфельд И. Л. Особенности формирования идентичности у подростков/ И.Л. Гринфельд // Психология и жизнь: Сборник научных трудов. - Вып. 1. - М.: МОСУ, РПО, 2001. - С. 35-37.

4. Капидинова С.Б. Ассоциативный метод в формировании межэтнической толерантности // Символ науки / С.Б.Капидинова - №3 - 2015. (эл. ресурс).

5. Лебедева Н. М. Межкультурный диалог в школе. Книга 1: Теория и методология / Н. М. Лебедева, О. В. Лунева, Т. Г. Стефаненко. - М., 2004. -195с.

6. Межина О.Ю. Формирование межэтнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей базового города Крайнего Севера / О. Ю. Межина // Педагогика и психология, теория и методика обучения.

7. Межкультурные взаимодействия в поликультурном обществе / коллективная монография. Под редакцией А.И. Лучинкиной. -Симферополь: ИП Хотеева Л.В., 2016.

8. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. - М.: Смысл, 1998. - 386 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.