ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Прикладные исследования и разработки
УДК 37.013 М.Г. Ботова
НАСИЛИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Рассматривается проблема насилия над детьми и жестокого обращения с ними. Представлены различные теории насилия и ненасилия в зарубежной и отечественной литературе. Подвергаются анализу понятия насилия и жестокого обращения с детьми.
Ключевые слова: дети, насилие, жестокое обращение, агрессия, насилие в школе.
Двадцать первый век - век технического прогресса, телевидения и компьютеризации, век переоценки духовных ценностей, моральных и нравственных норм, и в связи с этим острой необходимости в исследованиях, раскрывающих многогранное влияние образования на интеллектуальный и психологический потенциал личности, ее творческие возможности и способности. Естественно, что учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на формирование и развитие культурного потенциала личности, ее способности к творческой инициативе, самореализации, активности в достижении успеха в будущем - вот важнейшая, первостепенная цель образования. Но как это может быть исполнено, если школа как общеобразовательное учреждение, нередко само создает барьеры и препятствия в достижении вышеуказанной цели и невольно становится пространством для насилия.
Проблема насилия и жестокого обращения является междисциплинарной. Исследуемый вопрос прорабатывался в философии, социологии, социальной психологии, психологии, педагогике, юриспруденции. Каждая из этих дисциплин опирается на собственные принципы, категории, традиции и использует свойственные ей методы исследования, проводимые по данной проблеме. Несомненно, что названные составляющие являются взаимодополняющими и взаимообогащающими.
В современной зарубежной и отечественной литературе насилие над детьми, жестокое обращение с детьми рассматриваются как одна из ведущих причин асоциального детства (С.А. Беличева, Е.Н. Волкова, Е.М. Вроно, И.Н. Григович, В.Е. Дружинин, Р.Н. Клайберг, А.А. Реан, А.А. Северный, Б.Ю. Шапиро, И.Т. Шульга, G. G. Conger, A. Guggenbuhl, R. Soonets, A. C. Huston, G. Kagan), девиантного и делинквентного поведения детей (Б.Н. Алмазов, Г. Беккер, К. Бейли, А. Гоголева, Р. Джонсон, Э. Дюркгейм, Ж. Кетле, Л. Леви - Брюль, Г. Кайзер, Дж. Кауфман, Г. Кэплан, Р.К. Мертон, А.М. Прихожан, М. Раттер, Ф. Райе, А.А. Реан, А.Р. Ратинов, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейм, Г. Фи-гдор, Д. Халаган) [5. С. 27].
Проблемой теории насилия и ненасилия занимались такие деятели культуры, политики, как М. Ганди, Л.Н. Толстой, М. Кинг, а также отечественные исследователи А. Гжегорчик, Я.И. Гилин-ский, П.Е. Матвеев. В социальном и философском контекстах насилие рассматривалось О.В. Башкатовым, А.А. Гусейновым, В.Г. Федотовой. Феномен социального насилия нашел свое отражение в работах П. Бергера, П. Бурдье, М. Кастельса, Т. Лукмана, Г. Маркузе, Дж. Мида.
Современные теории агрессивного поведения, выступающего потенциальным источником насильственных действий, содержатся в работах Л. Берковица, Г. Зиммеля, Б. Скиннера, З. Фрейда. Для интерпретации всего комплекса источников распространения насилия особую значимость представляют исследования социального неравенства П. Бурдье, М. Вебера, Э. Гидденса, И. Ильина, Т. Парсонса, Ж. Руссо. Проблемой деструктивности человеческого поведения занимались А. Кестлер, Э. Фромм.
Однако, несмотря на обилие публикаций по самым различным направлениям рассматриваемой проблемы, сегодня практически не встречаются работы о ситуации насилия в общеобразовательном пространстве.
И.Л. Григович в работе «Синдром жестокого обращения с ребенком» определяет понятие «насилие» как социальный феномен, весьма сложный, многоаспектный по своей структуре и включенности в социальные сети [1. С.7].
В современной науке существует множество определений данного понятия. Для начала необходимо рассмотреть природу насилия: стоит ли возводить насилие к врожденному инстинкту, или оно
Насилие как социально-психологический феномен ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
является побочным следствием социально-экономических и иных процессов, вышедших из-под контроля. Многие высказывались, что само появление насилия не дает оснований судить о последнем как о чем-то изначально присущем человеческому поведению.
По мнению К. Лоренца, агрессия является не реакцией на внешние воздействия, а настоящим инстинктом самосохранения. По его мнению, в настоящее время возможностей перевода проявлений бессознательной (инстинктивной) агрессивности в социально безвредное русло не существует.
Для объяснения происходящего в России всплеска насилия стоит обратиться к концепции природы человеческой агрессии, восходящей к идеям Э. Фромма. Мы не можем в данной работе связывать проявления социально-психологического насилия, подобно человеческой агрессивности, исключительно только с раскрепощением инстинктов. Объяснение их следует искать в тех факторах, которые образуют условия жизни и деятельности человека. Проблема в том, чтобы выяснить, насколько социальные условия существования человека обусловливают возникновение у него жажды к власти, наживе, насилию, к жажде мучить и убивать, а следовательно, от чего зависит характер и интенсивность этого «удовольствия».
Для нас здесь важна мысль о том, что человеческая агрессивность формируется не раскрепощением инстинктов, но подавлением его экзистенциальных потребностей в пище, одежде, в достаточности для обретения свободы, чувства идентификации, в ценностной ориентации и объекте почитания, в ощущении исторических корней, в чувстве единения, в возможности реализовать свои творческие способности. Как отмечает О.В. Ладыкова, «наиболее провоцирует агрессию людей состояние недостаточности необходимых потребностей, оскорбление объектов их почитания» [5. С. 47]. При этом речь может идти о культурных феноменах почитания: это могут быть социально-культурные идеалы, прошлое и настоящее состояние отца и матери, принадлежность к социальному классу, религия и десятки других объектов, к которым человек может относиться как к святыне.
Э. Фромм на первом плане рассматривает социальные факторы, которые влияют на развитие характера. Насилие, по его словам, - это способ, провоцирующий агрессию и закрепляющийся в поведении. Агрессия, в свою очередь, - это ответная реакция. Таким образом, насилие - это социальнопсихологический механизм, с помощью которого формируется и закрепляется отношение человека к ситуации, к другим людям.
Т. Гоббс считал, что, для того чтобы сохранить с трудом добытый мир и безопасность, ограничить эгоизм человеческого поведения, государь может и должен использовать все средства, в том числе и насилие. Различные аспекты проблемы насилия рассматривались в работах Ч. Ломброзо, Ф. Ницше, З. Фрейда, о. Бланки, М. Бакунина, К. Маркса, Ф. Энгельса и др. [7. С.168].
А. Печчеи не убежден в справедливости утверждений, что агрессивность внутренне присуща человеческой натуре, и насилие - неизбежное зло, порождаемое любой социальной системой. Он склонен считать, что многое из ошибочно приписываемого нашим генетическими качествам является на самом деле порождением определенных отклонений культурного характера. А. Печчеи также глубоко убежден, что лучший антипод насилия - это культурное развитие и что философия отрицания насилия должна стать одним из принципов Нового Гуманизма [6. С. 222, 223].
А. Кестлер обратил внимание на важную биологическую особенность человека, у которого в отличие от многих видов животных отсутствует генетическая программа о «неубиении» себе подобного. Если бы у человека была генетическая программа, запрещающая убийство особей себе подобных, то вся история человечества выглядела бы по-иному, в ней не было бы места крайним проявлениям насилия [3. С. 230].
В России нет единого подхода к определению понятий «насилие» и «жестокое обращение». Более того, существует большое количество других понятий, используемых при описании одной и той же проблемы. Например, злоупотребление, принуждение, эксплуатация, синдром опасного обращения с детьми, управление и манипуляция поведением. Имеется много ошибочных представлений, когда люди испытывают насилие и не считают это насилием, потому что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев люди склонны относить к насилию лишь незначительную часть происшествий, которые наносят ущерб здоровью человека, то есть попадают под действие Уголовного кодекса.
«Насилие, - отмечает один из исследователей этого понятия Г.Н. Киреев, - особый тип отношений между людьми, сложившийся на базе противоположного отношения к природным, объективным условиям их существования ... насилие существует там, тогда и постольку, где, когда и поскольку имеет место присвоение, подавление, подчинение воли субъекта, господства над ней» [4. С. 18].
142
М.Г. Ботова
2010. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
В силу, прежде всего, идеологических и ряда других причин проблема насилия над детьми до недавнего времени была закрыта для обсуждения. Сейчас мы начинаем пожинать плоды такого подхода и осознавать масштабы и серьезность этой проблемы. Уже ни для кого не секрет, что ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время: в семье, на отдыхе, в общественном месте. Даже школа не является исключением.
Насилие в школе - это неоднократное, злоумышленное поведение по отношению к соученику, педагогу или иному субъекту школьного взаимодействия. Это относящиеся к своему однокласснику, ученику или учителю школы приставание, издевательство; отнимание вещей, их порча и пачкание; игнорирование, распространение клеветнических слухов; угроза насилием; избиение; отъем денег и вещей. Насилие может быть как физическим, так и психологическим, эмоциональным (угрозы, насмешки, унижение, эмоциональное изолирование и т.д.) [2. С. 112].
По статистическим данным, в школах г. Москвы за 1995 - 2005 гг. 16% учащихся испытывают со стороны педагогов физическое, а 22% - психологическое насилие. В г. Ижевске, по имеющимся данным телефона доверия при психологическом центре муниципального учреждения «Городской центр социальной помощи семье и детям “Теплый дом”», в среднем в год по проблемам насилия обращаются более 230 чел., в том числе по поводу насилия вне семьи - 135 чел.
Таким образом, тенденция роста насильственных действий в отношении детей отмечается сегодня во всем мире. Она обусловливается, в первую очередь, социально-экономическими факторами, затем, естественно, и культурно-образовательными факторами, что является основанием дальнейшего социально-психологического анализа данного явления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григович И.Л. Синдром жестокого обращения с ребенком: Общие вопросы и физическое насилие: учеб. пособие для студентов и врачей. Петрозаводск: Изд-во Петр ГУ, 2001.
2. Защита детей от жестокого обращения / под ред. Е.Н. Волковой. СПб.: Питер, 2007.
3. Кестлер А. Тринадцатое колено: крушение империи хазар и ее наследие. СПб.: Евразия, 2001.
4. Киреев Г.Н. Сущность насилия. М., 1990.
5. Ладыкова О.В. Психологические особенности взаимодействия команды специалистов, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми: дис. ... канд. психол. наук. М., 2004.
6. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Процесс, 1985.
7. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М., 2000.
Поступила в редакцию 16.05.10
M. G. Botova
Violence as the social and psychological phenomenon
The author considers the problem of violence and the cruel treatment of children. The article covers different theories of violence and non-violence presented in foreign and Russian literature. The notions of violence and the cruel treatment of children are analyzed therein for according to the theories the deeds of violence are considered to be only those which are referred to the criminal code.
Keywords: children, violence, cruel treatment, aggression, school violence.
Ботова М.Г., аспирантка
ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)
E-mail: [email protected]
Botova M.G., postgraduate student Udmurt State University
426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/6 E-mail: [email protected]