Научная статья на тему 'Соотношение понятий «Насилие» и «Агрессия»: теоретико-эмпирическое исследование'

Соотношение понятий «Насилие» и «Агрессия»: теоретико-эмпирическое исследование Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3766
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / НАСИЛИЕ / АГРЕССИЯ / НАСИЛИЕ В ШКОЛЕ / ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ / CHILDREN / VIOLENCE / AGGRESSION / SCHOOL VIOLENCE / CRUEL TREATMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ботова Марина Геннадьевна

Рассматривается проблема насилия над детьми и жестокого обращения с ними. Представлены различные взгляды на проблему насилия. Соотносятся понятия насилие и агрессия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN THE CONCEPTS OF VIOLENCE AND AGGRESSION: THEORETICAL AND EMPIRICAL RESEARCH

The author considers the problem of violence and the cruel treatment of children. Different views on the issue of violence. Relationship between the concepts of violence and aggression.

Текст научной работы на тему «Соотношение понятий «Насилие» и «Агрессия»: теоретико-эмпирическое исследование»

жий ангел, говорили о ней, когда она шла, венчанная скромностью!

Г умилев: Беатриче стала для нас всех воплощением вечной женственности, верности и любви.

Г умилев читает стихотворение «Музы, рыдать перестаньте» из цикла «Беатриче».

Г умилев: Это стихотворение я посвятил Беатриче-Ахматовой.

Блок: И Данте в этом стихотворении - это вы сами. Зная ваше почтительнейшее отношение к поэту, я думаю, вы вряд ли могли назвать его грешником, развратником и безбожником.

Мандельштам: Я хотел бы прочесть вам следующее четверостишие: И не одно сокровище, быть может, /Минуя внуков, к правнукам уйдет, /И снова скальд чужую песню сложит / И как свою ее произнесет. Перекличка с великими поэтами прошлых веков - это то, что я называю глубокой радостью повторения! Память о поэтических текстах прошедших эпох и их переосмысленное повторение в цитатах, аллюзиях и реминисценциях приводят к диалогу и тесному переплетению прошлого, настоящего и даже будущего. Приходится слышать: это хорошо, но это вчерашний день. А я говорю: вчерашний день еще не родился. Его еще не было по-настоящему. И никакого противоречия между прошлым настоящим и будущим нет! Прошлое связано с настоящим и вчера еще не родилось! И отсюда великие предвидения и пророчества, которые есть в стихах великих поэтов!

Ахматова: Как оказались пророческими ваши, Осип, обращенные ко мне еще в 1915 году, стихи: Черты лица искажены Какой-то старческой улыбкой,

Ужели и гитане гибкой Все муки Данта суждены?

Стихи, казавшиеся мне тогда таинственными, оказались после жгучей правдой.

Данте всегда занимал особое место в вашем поэтическом мире, Осип. Помню, как в 1933 году вы приехали с женой в Ленинград и остановились в Европейской гостинице. Тогда вы только что выучили итальянский язык и бредили Дантом, читая наизусть страницами. Мы стали говорить о «Чистилище». Я прочла кусок из ХХХ песни (явление Беатриче), а вы заплакали. Думая о вас, я написала стихотворение «Данте».

Ахматова читает стихотворение «Данте».

Блок: Великий Данте оставил свой след и частицу себя в каждом из нас. Италия стала частью нас, и, вступая в диалог с ней, мы открывали ее каждый по-своему и при этом раскрывались сами.

Мандельштам: Диалог культур - в нем нет повторений! Потому что классика - это не то, что уже было. Это неувядающая новизна, то, что должно быть!

Блок: Большое спасибо за прекрасный вечер, друзья!

Библиографический список

1. Гинзбург Л.Я. Ахматова: Несколько страниц воспоминаний // Г инзбург Л. Человек за письменным столом. - Л., 1989.

2. ГумилевН.С. Сочинения: В 3 т. Т. 1. - М.: Ху-дож. литература, 1991.

3. Мандельштам О.Э. Слово и культура. - М., 1987.

4. Петрова Н.А. Литература в неантропоцентрическую эпоху: Опыт О. Мандельштама. - Пермь, 2001.

УДК 37.013

Ботова Марина Геннадьевна

Удмуртский государственный университет [email protected]

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «НАСИЛИЕ» И «АГРЕССИЯ»: ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Рассматривается проблема насилия над детьми и жестокого обращения с ними. Представлены различные взгляды на проблему насилия. Соотносятся понятия насилие и агрессия.

Ключевые слова: дети, насилие, агрессия, насилие в школе, жестокое обращение.

Тема насилия становится центральной для средств массовой информации, для обыденного общения и обращения с детьми. По результатам исследований, проведенных в 2011 году в развитых странах, с телесными наказаниями, унижением достоинства и психологической травлей в учебных заведения сталкивались 36% опрошенных [7, с. 1]. Специалисты утверждают: школьное воспитание, основанное на насильственных методах, оборачивается психологическими травма-

ми подростков, что, в свою очередь, ведет к воспроизводству жестокости в обществе.

По данным общероссийской организации «Право ребенка» за 2010 год, около 20% детей в образовательных учреждениях подвергается насилию со стороны учителей или воспитателей.

Однако было бы несправедливо полагать, что насилие - современная проблема, характерная только для нашей страны. К сожалению, жестокое отношение к детям пронизывает всю историю развития

100

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

© Ботова М.Г., 2012

человечества, тенденция роста насильственных действий в отношении детей отмечается сегодня во всем мире.

В мировой литературе опубликованы статьи, монографии, руководства по тем разделам медицины, социологии, юриспруденции, которые отражают специфику проблемы насилия и жестокого обращения с ребенком. В современной зарубежной и отечественной литературе жестокое обращение рассматривается как одна из ведущих причин асоциального детства (С.А. Беличева, Е.Н. Волкова, Е.М. Вроно, И.Н. Григович, В.Е. Дружинин, Р.Н. Клайберг, А.А. Реан и др.) [6, с. 27].

Теории агрессивного поведения, выступающего потенциальным источником насильственных действий, содержатся в работах Л. Берковица, Г. Зим-меля, Б. Скиннера, 3. Фрейда. Для интерпретации всего комплекса источников распространения насилия особую значимость представляют исследования социального неравенства П. Бурдье, М. Вебера,

Э. Гидденса, И. Ильина, Т. Парсонса, Ж. Руссо. Проблемой деструктивности человеческого поведения занимались А. Кестлер, Э. Фромм.

Однако, несмотря на обилие публикаций по самым различным направлениям рассматриваемого вопроса, сегодня практически не встречаются работы о социально-психологических проблемах понимания насилия в общеобразовательном пространстве.

В целом, анализ актуальности проблемы и степени ее разработанности в науке позволяет выделить следующие противоречия:

- между наличием проблемы насилия в общеобразовательном пространстве и отсутствием в научной литературе четкой дифференциации понятий «насилие», «агрессия», «жестокое обращение»;

- между наличием факторов, способствующих развитию насилия и отсутствием исследований, конкретизирующих их влияние на учащихся.

Цель данной работы дифференцировать понятия «насилие», «агрессия», «жестокое обращение» на основе анализа и обобщения основных теорий и научных подходов.

Теоретический анализ проблемы насилия показал, что в настоящее время распространенность жестокого обращения с детьми достаточно велика. Согласно современным научным представлениям

о природе насилия, оно составляет жизненный универсальный контекст процессов социально-экономических условий жизни родителей, а следовательно и детей, обучения и воспитания и всей последующей жизни: все люди в той или иной степени подвергаются насилию и, в первую очередь, насилию социально-экономического характера.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова термин «насилие» трактуется как «применение физической силы к кому-нибудь» [9, с. 393]. В данном толковании С.И. Ожегов делает акцент на нали-

чие насильственных действий относительно другого человека.

Социальное взаимодействие, как правило, бывает конструктивным или неконструктивным. Наиболее известными формами неконструктивного социального взаимодействия являются насилие и агрессия.

Б. Крэйхи рассматривает насилие как некий подтип агрессии, который относится к крайним формам физической агрессии. Безусловно, насилие в форме физической агрессии может быть направлено как на людей, так и на предметы окружающего мира и преследовать цели, связанные с нанесением повреждения. В основе этого определения заложено понимание сущности феномена, который заключается в наличии конкретного действия относительно чего-либо или кого-либо, т.е. в наличии деятельностного компонента. Деятельностный аспект насилия проявляется в форме войн, террористических акций, геноцида, в виде преступлений против личности - убийства, грабежи, изнасилования, драки с нанесением увечий и др.

Н. Макиавелли признавал насилие как одно из средств достижения цели и считал, что умный государь должен внушать страх, а не любовь. «Любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх» [8, с. 50].

А. Гуггенбюль отмечает, что «насилие подразделяют на физическое, заключающееся в издевательстве над человеком, причинении ему телесной боли, надругательстве и манипуляции, и психическое...» [3; с. 153]. Он рассматривает насилие как естественную склонность, неотделимую от человеческой сущности и связывает его с применением психологического или физического давления, как в частной жизни, так и в общественной.

Насилие часто отождествляют в научной литературе с термином жестокое обращение.

В педагогическом энциклопедическом словаре (гл. ред. Б.М. Бим-Бад) жестокое обращение рассматривается как «делание чего-либо через силу» [10, с. 161].

Поскольку насилие и жестокое обращение связаны с демонстрацией агрессии, то необходимо определиться с вопросом проявления агрессии.

Л. Берковец связывает агрессию с действием, в основе которого лежит цель причинить вред или ущерб другому лицу. По его мнению, любые действия можно считать агрессивными, если они намеренно предполагают нанесение оскорбления или обиды, т.е. наличие деятельностного компонента в поведении, поскольку есть акт намерения действовать, т.е. обдумывания для сознательного действия.

В определении агрессии, данном А. Бассом [Buss, 1961], «агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим» [1,

Вестник ОТУ им. HA. ^красова ♦ № 1, 2012

101

с. 25], в большей мере усматривается осознанная деятельность.

В педагогическом словаре под агрессией понимается «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности» [5, с. 6].

Агрессию мы рассматриваем как проявление эмоциональной реакции в результате выполнения каких-либо действий. При этом не всегда эти действия могут носить насильственный характер. Высшей формой проявления агрессии являются гнев и ярость. Недовольство и раздражение могут быть показателем начала агрессии. Как считает Р.Х. Шакуров, агрессия чаще всего возникает на основе достаточно сильных протестных переживаний.

Таким образом, в вопросах изучения человеческой агрессии и насилия существуют различные теоретические обоснования. Основными теоретическими подходами в исследовании агрессии считаются: этологический (эволюционный), психоаналитический, социобиологический, фрустрационный (гомеостатический подход), бихевиористский (теория социального научения, поведенческий).

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что насилие - особый тип отношений, который предполагает применение силового воздействия с целью уничтожения, наказания или контроля над людьми, против их воли; то есть в нем присутствует наличие деструктивного деятельностного компонента в действиях человека.

Агрессия - есть проявление эмоциональной реакции в поведении человека как показатель неудовлетворенной потребности в чем-либо, она не всегда может проявляться в насилии, но всегда - через поведение; в некоторых случаях агрессия может носить природный характер и провоцироваться на ситуацию фрустрации.

Жестокое обращение является формой применения насилия, связанной с действиями по причинению другому человеку вреда, и может выражаться в виде угроз, наказаний или применения физической силы.

Насилие, агрессия, жестокое обращение применяются человеком для достижения или поддержания доминирующего положения во взаимоотношениях с другими людьми и связаны с нанесением ущерба или вреда, с созданием условий, ограничивающих права и свободу других людей.

Таким образом, теоретико-эмпирический анализ показывает, что существует проблема неопределенности понятий «насилия» и «агрессии», что обусловлено разными теоретическими подходами.

Насилие в школе - это неоднократное, злоумышленное поведение по отношению к соученику, пе-

дагогу или иному субъекту школьного взаимодействия: приставание, издевательство; отнимание вещей, их порча и пачкание; игнорирование, распространение клеветнических слухов; угроза насилием; избиение; отъем денег и вещей. Насилие может быть как физическим, так и психологическим, эмоциональным (угрозы, насмешки, унижение, эмоциональное изолирование и т.д.) [4, с. 112].

По статистическим данным в школах за 2009 год темпы роста числа насильственных действий сохранились. «Если взять уровень насилия по возрастающей 100-бальной шкале, то сегодня уровень насилия в российских школах достигает 65-70 баллов», -говорит Сергей Комков - президент всероссийского фонда «Образование» [2, с. 1].

Таким образом, подтверждается актуальность проблемы исследования насилия в учреждениях образования. Так, в городе Ижевске, по имеющимся данным телефона доверия, при психологическом центре муниципального учреждения «Городской центр социальной помощи семье и детям» «Теплый дом» в среднем в год по проблемам насилия обращаются более 230 человек, в том числе насилия вне семьи - 135 человек.

Опасность заключается в том, что в настоящее время школа является местом применения насилия по отношению к учащимся, которые впоследствии переносят методы насильственного взаимодействия вовне - на родителей, друзей, окружающих.

Библиографический список

1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2001.

2. Виноградов Е. Жестокость становится для российских школьников нормой / DW.WORLD.DE -2010.

3. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия: Профилактика детской агрессивности и жестокости. - М.: Когито - Центр, 2006.

4. Защита детей от жестокого обращения / под ред. Е.Н. Волковой. - СПб.: Питер, 2007.

5. КоджаспироваГ.М., КоджаспировА.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000.

6. Ладыкова О.В. Психологические особенности взаимодействия команды специалистов, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2004.

7. Лейсан Л. Рукоприкладство в школе: как помочь нашим детям? - 1 News.az, 13.05.2011.

8. Макиавелли Н. Государь. - М.: Планета, 1990.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - М.: Азбуковник, 1999.

10. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

102

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.