Научная статья на тему 'Наша задача - сформировать критически мыслящих профессионалов, способных изучать социальные проблемы, планировать управленческие действия и грамотно оценивать их последствия'

Наша задача - сформировать критически мыслящих профессионалов, способных изучать социальные проблемы, планировать управленческие действия и грамотно оценивать их последствия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
128
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICY / СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ / SOCIAL SCIENCES / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION / НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР / NONCOMMERCIAL SECTOR / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ВОЛОНТЕРСТВО / VOLUNTEERISM / РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ / RESOURCE CENTERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Певная М.В.

Становление публичной политики необходимое условие существования демократии участия, которая должна прийти на смену электоральной демократии, демократии голосований, считают эксперты. Если демократия голосования будет дополнена практикой общественного участия, способной превратить закрытую, келейную государственную политику в процесс открытый, прозрачный и подотчетный населению, общество выйдет на качественно иной уровень развития. «Новая публичность» потребует и нового типа политической компетентности профессионализма, умения договариваться по существу дела, без вмешательства внешних посредников. Сейчас слабая готовность структур гражданского общества эффективно использовать открывшиеся возможности становится тормозом для полноценного развития публичной политики в России. Чтобы решить эту проблему, Министерством образования и науки РФ был разработан и внедрен новый государственный образовательный стандарт по направлению «Публичная политика и социальные науки». Уральский федеральный университет стал первым в регионе вузом, где начали готовить публичных политиков. Подробнее об этой специальности мы попросили рассказать заведующую кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления ИГУП УрФУ Марию Владимировну Певную. Гостья «Дискуссии» считает, что предметное поле и объект нового образовательного направления сопряжены с относительно неоднозначными понятиями. И для научного дискурса, и для образовательной сферы. Первая проблема заключается в прямом переводе концепта «public policy/ies» на русский язык и его закреплении в публичной сфере благодаря политическим диалогам и СМИ. Возможно, именно в этом коренится некоторое недопонимание многими содержания подготовки будущих специалистов. Публичную политику в разных версиях перевода очень часто приравнивают к государственному управлению. Это не совсем корректно, потому что данный термин намного шире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Певная М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Our goal is to form professionals with critical thinking, who are able to study social problems, plan managerial actions and assess consequences correctly

According to some specialists ’ opinion the formation of public policy is a necessary condition for existence of participative democracy which can substitute electoral democracy, voting democracy. If the democracy of voting is added by practice of public participation which can transform the closed and secret state policy into open, transparent and accountable to public process, it will bring us to a new level of development. “The new publicity” will require a new type of political competence of professionalism, an ability to come to an agreement without interference of external forces. Today a weak preparedness of civil society ’s structures to use efficiently the new opportunities becomes a brake for public policy ’s development in Russia. In order to solve this problem the Ministry of Education and Science of the Russian Federation has developed and introduced a new state educational standard as an educational program “Public policy and social sciences”. Ural Federal University has become the first in the region university for training public politicians. To get more information about this program we have asked Maria Vladimirovna Pevnaya, the head of the department of sociology and technologies of state and municipal administration of Ural Federal University. The guest of our journal “Discussion” believes that the subject field and the object of new educational program are connected with relatively diverse terms, for scientific discourse and educational sphere. The first problem is in direct translation of the concept of “public policy/ies” into Russian language and its fixing in public sphere by means of political dialogs and mass media. Perhaps, exactly this fact provokes misunderstanding of people about the content of future specialists ’ training. The public policy in different versions of translation is usually equaled to a state administration. It is not correct because this term is much wider.

Текст научной работы на тему «Наша задача - сформировать критически мыслящих профессионалов, способных изучать социальные проблемы, планировать управленческие действия и грамотно оценивать их последствия»

«НАША ЗАДАЧА - СФОРМИРОВАТЬ

КРИТИЧЕСКИ МЫСЛЯЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ, СПОСОБНЫХ ИЗУЧАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПЛАНИРОВАТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ГРАМОТНО ОЦЕНИВАТЬ ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ»

ПЕВНАЯ Мария Владимировна

Институт социологии РАН (2008), ма ППК)

заведующая кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления ИГУП Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Научные звания и ученые степени

• Кандидат социологических наук, тема диссертации - «Профессиональная идентификация студенчества»

• Доктор социологических наук; тема диссертации - «Волонтерство как социальный феномен: управленческий подход»

• Доцент по кафедре социологии и социальных технологий управления

Образование

Уральский государственный университет (УрГУ) им. А.М. Горького (1998), исторический факультет, специальность «Доку-ментоведение и документационное обеспечение управления».

ИППК УрГУ им. А.М. Горького (2005), специальность «Преподавание социологии». школа исследователя-качественника (програм-

Трудовая деятельность

Уральский институт социального образования. Филиал Московского государственного социального университета в г. Екатеринбурге. Преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы; 2004-2005 годы.

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Доцент кафедры социологии и социальных технологий управления ИГУП; 2005-2016 годы.

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Заведующая кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления ИГУП; 2016 год - по настоящее время.

Полученные гранты (2006-2014 годы)

1. Ответственный исполнитель проекта TEMPYS SOCIALEDUC, 2006, № SCM-T001B04-2004... «Developing the concept of multi-professional training of the social sphere».

2. Ответственный исполнитель проекта по гранту РГНФ 2008-2010 годов «Стратегия повышения уровня престижности профессий социальной сферы в условиях трансформирующейся профессионально-стратификационной структуры российского общества» № 08-03-00028а.

3. Ответственный исполнитель проекта по гранту ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», 2009-2010 годы, ГК-865 «Профессиональные стратегии и ценностные ориентации молодежи в условиях экономического кризиса».

4. Ответственный исполнитель проекта по гранту ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры современной России», 2011-2012 годы. ГК № 14.740.11.0224 «Актуализация социально-гуманитарных исследований повседневности в процессе преподавания базовых гуманитарных дисциплин в техническом вузе».

5. Ответственный исполнитель проекта по гранту РГНФ 2012-2014 годов «Мотивация родительского труда, стратегия и тактика регулирования репродуктивных установок населения в Уральском регионе».

6. Ответственный исполнитель проекта по гранту РГНФ 2013 года «XIX Уральские социологические чтения "Региональные особенности разработки и реализации социальной политики" ».

7. Ответственный исполнитель проекта по гранту РГНФ 2016 года «Динамика российского волонтерства: перспективные практики, проблемы и возможности управления».

8. Оветственный исполнитель проекта по гранту РГНФ 2016 года «Нелинейная динамика образовательных общностей в мегаполисе в условиях социальной неопределенности».

Общественная деятельность

• Член Российского общества социологов с 2008 года

• Член общественного совета министерства социальной политики Свердловской области с 2012 года

• Член конкурсной комиссии по предоставлению субсидий из муниципального бюджета МО «город Екатеринбург» для реализации социально значимых проектов

• Член экспертного совета (ответственный секретарь) при Уполномоченном по правам ребенка в Свердловской области с 2012 года по 2015 год

Становление публичной политики - необходимое условие существования демократии участия, которая должна прийти на смену электоральной демократии, демократии голосований, считают эксперты. Если демократия голосования будет дополнена практикой общественного участия, способной превратить закрытую, келейную государственную политику в процесс открытый, прозрачный и подотчетный населению, общество выйдет на качественно иной уровень развития.

«Новая публичность» потребует и нового типа политической компетентности - профессионализма, умения договариваться по существу дела, без вмешательства внешних посредников. Сейчас слабая готовность структур гражданского общества эффективно использовать открывшиеся возможности становится тормозом для полноценного развития публичной политики в России. Чтобы решить эту проблему, Министерством образования и науки РФ был разработан и внедрен новый государственный образовательный стандарт по направлению «Публичная политика и социальные науки». Уральский федеральный университет (УрФУ) стал первым в регионе вузом, где начали готовить публичных политиков. Подробнее об этой специальности мы попросили рассказать заведующую кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления ИГУП УрФУ.

- Мария Владимировна, объясните, пожалуйста, что такое публичная политика в современном понимании и кто такой публичный политик?

- Вы начали с самого сложного, но важного вопроса. Предметное поле и объект нашего нового образовательного направления сопряжены с относительно неоднозначными понятиями. И для научного дискурса, и для образовательной сферы. Здесь, безусловно, первая проблема заключается в прямом переводе концепта «public policy/ies» на русский язык и его закреплении в публичной сфере благодаря политическим диалогам и СМИ. Возможно, именно в этом коренится некоторое недопонимание многими содержания подготовки будущих специалистов. Публичную политику в разных версиях перевода очень часто приравнивают к государственному управлению. Это не совсем корректно, потому что данный термин намного шире. Н.Ю. Беляева и Е.Р. Ярская-Смирнова в своих работах четко выделяют возможные трактовки и контекст «публичной жизни» этого понятия. В своем единстве эти значения, на мой взгляд, и проясняют границы профессионального поля, конкретизируют содержание деятельности будущих профессионалов, которых мы собираемся готовить.

Во-первых, это понятные, открытые для населения цели, стратегии и практики государственного управления. В таком ракурсе публичная политика связана с деятельностью государства как публичного института, как гаранта социальной справедливости.

Во-вторых, публичная политика определяется как политика доступная и открытая для различных групп общественности. Здесь публичная политика работает на интересы отдельных социальных групп, которые нуждаются в общественной поддержке, и, в то же время, включает эти группы как субъекты действия в социальные и политические процессы.

В-третьих, публичная политика есть процесс принятия и реализации политических решений, доступный для участия в нем разных групп. Он прозрачен и понятен при условии открытой коммуникации института власти и разных социальных сообществ.

В-четвертых, публичную политику можно трактовать как программные решения, направленные на достижение конкретных социальных результатов или эффектов какого-то конкретного политического актора в определенной сфере жизнедеятельности.

Таким образом, публичная политика в своем широком толковании связана с контекстом реализации различными акторами системных действий, направленных на общественное развитие, решение каких-то конкретных социальных проблем. Публичная политика должна трактоваться в контексте социального управления процессами с позиций интересов разных социальных групп, или так называемых публик. То есть политика как самостоятельный термин очень широко отражает не только действия институтов государственного управления, но и те процессы, которые происходят в обществе. Они инициированы различными людьми и должны быть направлены на совершенствование общественных взаимоотношений в том или ином ракурсе.

- Во многих вузах за рубежом это направление существует давно, а у нас образовательный стандарт был разработан лишь в 2015 году. Почему с этим не спешили, и какие еще российские вузы кроме УрФУ готовят подобных специалистов?

- Действительно, понятие «публичная политика» в российском научном дискурсе стало использоваться сравнительно недавно. Если за рубежом это направление представлено уже несколько десятилетий, например, в магистратуре ведущих вузов Европы и США, то Россия пока делает лишь самые первые шаги. Сначала появились образовательные программы «Liberal arts» в ведущих вузах - в СПбГУ и РАНХиГС. В рамках этих образовательных программ проблематика публичной политики рассматривалась именно в том ракурсе, о котором я говорила выше. Студенты могли формировать свою индивидуальную образовательную траекторию за счет дополнительных дисциплин, которые и конкретизировали направление будущей профессиональной деятельности или специализацию. Эти университетские программы,

как правило, давали возможность комбинации двух профилей обучения - специализаций, которые были предложены студентам на факультете. При этом выбор профиля осуществляется не в момент поступления в вуз, а после изучения общего блока дисциплин. В конце 2015 года появился стандарт третьего поколения плюс, подготовка по программе «Публичная политика и социальные науки» началась именно с бакалавриата. То есть это базовая ступень высшего образования, где мы целенаправленно формируем определенный набор компетенций, который позволит нашим выпускникам в дальнейшем закрепиться в сфере публичного управления, например, в системе государственного и муниципального управления, либо в общественно-политическом секторе, где сегодня резко возросла деятельность различных институтов гражданского общества. Безусловно, речь идет об активности профсоюзных ассоциаций, некоммерческих организаций, ресурсных центров и других общественных объединений, которые сегодня являются акторами в ситуации формирования политической повестки дня. Наши выпускники смогут включиться в деятельность всех тех общественных

структур, которые сегодня взаимодействуют с государством.

Добавлю, что в Уральском федеральном округе наш университет - единственный, кто осуществляет подготовку по этому направлению.

- Каков набор научных дисциплин, которые входят в учебный план? И чем был обоснован такой выбор?

- Набор дисциплин определен существующим стандартом. Базовая часть обязательна для всех - формирует основные компетенции наших выпускников. Она связана с формированием мировоззренческих основ профессиональной деятельности и включает традиционные социально-гуманитарные дисциплины: философию, основы права, политологию, социологию, историю, психологию, экономику и т.д. Наряду с русским языком и культурой речи наши студенты будут осваивать два иностранных языка. Второй блок дисциплин связан с исследовательскими и аналитическими компетенциями. Мы включили целый ряд предметов, которые позволят нашим выпускникам планировать исследования и реализовывать

их, используя для этого количественные и качественные методы сбора информации и различные, в том числе статистические, методы ее обработки. Наши студенты освоят базовые информационные технологии. Несколько модулей посвящено основам публичного управления. Мы будем читать студентам историю социальных и политических учений, расскажем о зарубежном опыте публичного управления, об основах государственного и муниципального управления, включен также целый ряд сугубо правовых дисциплин и предметы, помогающие студенту сформировать представления об основных направлениях государственной политики в нашей стране. В вариативную часть мы включили социологию и психологию массовых коммуникаций, основы политической коммуникации и политическую риторику, социальную и политическую рекламу, технологии ОЯ, связи с общественностью и т.д. Следующий блок модулей посвящен пониманию технологий и практик современного управления. В целом учебный план включает более 70 дисциплин.

Мы будем учить своих бакалавров не только аналитически оценивать ситуа-

цию, но и проектировать возможные сценарии изменения социальных отношений между разными сообществами и институтами власти с учетом всех последствий -как социальных, так и экономических. Мы старались создать уникальную образовательную программу, ориентируясь на потребности региона и те профессиональные исследовательские и образовательные компетенции, которые наработаны нашим научно-педагогическим коллективом. В программе предусмотрены две индивидуальные образовательные траектории по самостоятельному выбору студента, которые отражают конкретную специализацию выпускников. Именно они позволят студентам после второго курса и прохождения нескольких практик в различных организациях общественно-политической сферы самоопределиться и предельно конкретно начать выстраивать свою дальнейшую профессиональную карьеру.

Первая траектория - управление в общественно-политической сфере. Безусловно, все дисциплины этой траектории связаны с нашим пониманием эффективности управления конкретными организациями

^Н -К

как институциями гражданского общества. Мы предполагаем в этом направлении вырабатывать целый комплекс компетенций, которые позволят молодым специалистам работать в благотворительных фондах, некоммерческих ассоциациях, ресурсных центрах, начинающих сегодня при поддержке государства развиваться практически во всех субъектах РФ. Это исключительно практи-ко-ориентированное обучение, но с хорошей подготовкой профессионалов к аналитической работе в стратегическом и тактическом управлении.

Вторая образовательная траектория отражает специфику и уникальность нашей кафедры, которая еще два года назад называлась кафедрой социологии и социальных технологий управления. Эта траектория позволяет сформировать у выпускников целый набор компетенций, связанных с проектными технологиями управления. Безусловно, это уникальный набор дисциплин, обучение по которым сегодня востребовано в коммерческой сфере, а также в государственном управлении и в некоммерческом секторе.

Независимо от того, какую траекторию выбирают студенты, мы формируем у них аналитический потенциал исследователей, который они смогут в дальнейшем развивать на других уровнях высшего образования как в российских вузах, так и за рубежом. «Public policy» как направление имеет хорошую грантовую поддержку со стороны ведущих зарубежных вузов. Скорее всего, это связано с тем, что общественная деятельность - достаточно привлекательная область и в исследовательском, и в политическом плане. Также наши студенты могут остаться и продолжать обучение в магистратуре по направлению «Государственное и муниципальное управление». Наша новая программа бакалавриата очень хорошо вписывается в три программы, которые разработаны и курируются на кафедре ведущими профессорами. Первая академическая программа - очная. Она называется «Исследование и аналитика в государственном и муниципальном управлении» и связана с аналитикой управления. Руководитель программы профессор, доктор экономи-

ческих наук А. П. Багирова. Вторая программа - практико-ориентированная. Она называется «Технологии государственного и муниципального управления». Руководит программой доцент, кандидат философских наук Л.Н. Боронина. Эта программа имеет четыре индивидуальные образовательные траектории. Форма обучения заочная. Третья программа - заочная с использованием дистанционных технологий - «Региональное и муниципальное отраслевое управление». Ее руководитель - профессор, доктор философских наук Ю.Р. Вишневский. Она позволяет уже закрепившимся на рынке труда практикам пройти обучение без отрыва от производства. Нельзя не сказать, что у нас есть определенная преемственность всех уровней образования. Академический бакалавриат помимо магистратуры очень хорошо сопрягается и с третьим уровнем образования - аспирантурой. Таким образом, люди, которые поступают на программу «Публичная политика и социальные науки» и ориентированы на дальнейшую исследовательскую деятельность, могут спокойно после завершения нашей очной магистратуры пойти в аспирантуру по направлению «Социология управления» и выйти на защиту кандидатской диссертации.

- Когда в УрФУ принимали решение об открытии нового направления, какой аргумент был решающим?

- Веских доводов в пользу публичной политики есть несколько. Во-первых, все мы говорим сегодня о том, что поле профессиональной деятельности человека трансформируется. Какие-то профессии уходят, на смену им приходят новые. В свете этих изменений публичная политика, на мой взгляд, будет как раз одной из актуальных профессий, так как в стране формируется новое поле гражданской активности населения как в мегаполисах, так и средних, малых российских городах. Сегодня востребовано профессиональное управление любыми общественными организациями. Мы видим, что взаимодействие государства и общества выходит на некий новый уровень. Если в Европе отношения институтов гражданского

общества и государства уже давно оформлены и представляют собой определенную систему, то в России в этом направлении пока делаются практически первые шаги.

Второй довод - запрос на рынке труда. Поскольку сегодня развитие некоммерческого сектора, управление социальными инициативами населения стоят в политической повестке государственного управления, то можно прогнозировать, что сегмент рынка труда, где востребованы наши будущие профессионалы, будет расти. В качестве примера приведу лишь один факт. В июне этого года Агентство стратегической информации по поручению Президента РФ, совершенствуя методику оценки деятельности глав регионов, ввело два новых показателя в рейтинг оценки губернаторов: рост числа социально ориентированных некоммерческих организаций в регионе и рост региональных бюджетов, выделяемых на деятельность таких организаций. Соответственно, можно предположить, что появление новых организаций будет требовать появления новых молодых руководителей и специалистов. Следует отметить, что после выступления Президента на форуме «Сообщество» у нас появился такой показатель для всех регионов: 10% всех социальных услуг должно уходить из государственного сектора к социально ориентированным некоммерческим организациям (СО НКО). Сегодня этот процесс только-только начинает разворачиваться. У СО НКО выстраиваются отношения с органами государственной власти, с потребителями услуг, с органами местного самоуправления. Много в связи с этим и проблем в конкретных регионах, которые медленно, но верно начинают решаться.

Ни для кого не секрет, что российское образование часто обвиняют в отставании от тенденций рынка труда. Так вот здесь прямо противоположная ситуация: мы идем даже не нога в ногу, а с небольшим опережением. Мне иногда задают вопрос: как вы будете учить тому, чего вы сами не очень умеете? Здесь хотела бы сказать, что это не совсем так. Мы не боимся, потому что имеем исследовательский и практический задел в этом направлении. «Public policy»

в контексте управления базируется в первую очередь на основе глубоких и системных исследований, эмпирических результатах изучения различных социальных проблем и их аналитике. На кафедре наработан огромный опыт в этом направлении. Наши проекты поддерживают различные крупные научные фонды (РНФ, РФФИ, РГНФ). И население, и чиновники, и коллеги знают многих наших профессоров как ученых, которые активно ретранслируют результаты своих исследований.

Что касается практических навыков и компетенций в управлении некоммерческим сектором, то здесь у нас тоже наработан определенный капитал в изучении во-лонтерства и реализации социальной политики. Много лет мы занимаемся различными исследованиями в тесном взаимодействии с отраслевыми исполнительными органами власти Свердловской области. У нас сложились хорошие профессиональные связи с коллегами из Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) - Центра исследования проблем гражданского общества и некоммерческого сектора, с руководителями известных в регионе некоммерческих организаций. Например, в партнерстве с НКО Добровольческое движение «Дорогами добра» мы задумали и разработали программу повышения квалификации для общественников. Хорошие партнерские отношения у нас сложились и с Российским детским фондом. В наших планах есть сотрудничество с Уполномоченным по правам человека в Свердловской области, хотим привлечь в образовательный процесс Уполномоченного по защите прав ребенка. Все эти люди, на мой взгляд, профессионалы с большой буквы, состоявшиеся публичные политики.

- В этом году вы осуществили первый набор студентов. Расскажите, пожалуйста, о нем.

- Первый набор мы сделали с трудом. Связано это, на мой взгляд, с несколькими обстоятельствами. Во-первых, лицензию на это направление мы получили за два дня до начала приемной кампании, и, соответственно, информации про направление практически нигде не было, ни в рекламных

материалах университета, ни на информационных площадках для абитуриентов. Понимая и осознавая все риски, руководство университета и наша кафедра приняли решение не откладывать прием на следующий год, поскольку есть реальный запрос рынка труда. Однако мы столкнулись с проблемой недопонимания со стороны студентов и их родителей относительно профессионального поля деятельности. На фоне того, что у нас не было информационной кампании, количество заявившихся абитуриентов не было столь значительным. Мы набрали 13 студентов. Непосредственно я и руководитель программы - доктор социологических наук Амбарова Полина Анатольевна - связывались с потенциальными абитуриентами, рассказывали о перспективах трудоустройства, раскрывали содержательную сторону подготовки. Очень многие пришли к нам благодаря такой прямой коммуникации и непосредственному общению.

- Деятельность публичного политика предполагает наличие у него некоего набора лидерских качеств? Другими словами -политиком нужно родиться или этому можно научить любого?

- По личным качествам тут действует универсальное правило: профессионал в первую очередь должен быть глубоко порядочным человеком. Что касается компетенций, то человек, работающий в этой сфере, должен обладать широким кругозором и определенной критичностью мышления. Наша задача не формировать политически настроенную группу, поддерживающую партию власти или кого-то другого. Наша задача - сформировать критически мыслящих профессионалов, способных изучать поле актуальных социальных проблем, планировать конкретные управленческие действия и грамотно оценивать их последствия. Управленческие компетенции в первую очередь связаны с пониманием того, что управление реализуется во взаимодействии с людьми. То есть наш будущий выпускник как общественный лидер должен понимать проблемы, потребности, запросы и возможности конкретных людей. Еще одна группа компетенций - коммуникатив-

ные. Публичный политик должен уметь владеть словом. Он должен уметь представлять себя, свои идеи и проекты. Делать это профессионально, с учетом всех современных тенденций и возможностей научного-технического прогресса. Лидерские качества тоже нельзя списывать со счета. Потому что зачастую продвижение идей связано напрямую со способностями и образом того человека, который их олицетворяет. Он должен уметь мобилизоваться и мобилизовать других.

- Планируется ли привлекать действующих политиков к процессу обучения?

- Думаю, что в рамках практики мероприятий научно-прикладного характера мы будем приглашать политиков и общественных деятелей. Более того, некоторые из действующих муниципальных и государственных служащих в силу своей высокой компетенции проявляют инициативу и готовы к взаимодействию с нашими студентами. Например, я хотела бы отметить сотрудничество с заместителем начальника информационно-аналитического департамента администрации Екатеринбурга Ольгой Ивановной Котляровой. Надеюсь, что в процессе будем привлекать действующих членов региональных отделений различных партий для того, чтобы показать им вариативность наших программ и идей, представить их работу нашим студентам. Конкретных персоналий пока назвать не могу, поскольку нет еще конкретной договоренности. Но мы бы очень хотели пригласить к нашим студентам таких профессионалов, как Татьяна Георгиевна Мерзлякова, Игорь Рудольфович Мороков, Елена Эдуардовна Лайковская, Владимир Александрович Власов.

- Каким Вы видите дальнейшее развитие кафедры и направления в целом?

- У нас далеко идущие планы. Будем стремиться закрепить на уровне УрФУ Центр по исследованию социальной и гражданской активности населения. Мы ориентированы не только на наш регион, хотелось бы установить взаимодействие с университетами БРИКС. Содержательно и по уровню компетенций наших сотрудников мы созрели для создания такого научного и методиче-

ского центра. Например, мы можем отслеживать, как будет развиваться рынок социальных услуг. Это интересная, проблемная зона, которой практически никто сейчас не занимается. Интересны и различные проблемы управления в конкретных некоммерческих организациях. Кроме того, сегодня формируется целая сеть ресурсных центров добровольчества. Например, в Екатеринбурге такой центр уже создан.

- Знаю, что интерес к теме волон-терства у Вас возник достаточно давно. С чем это связано?

- Мой личный интерес к волонтерству связан с работой научной группы нашей кафедры, которая успешно реализует несколько проектов под руководством профессора Г.Е. Зборовского. Данная проблематика по своей сути имеет непосредственное отношение к одному из исследовательских и практических направлений в области публичной политики. Моя первая кандидатская диссертация, которая была защищена в 2005 году, касалась проблем профессиональной идентификации студенчества в сфере социальной работы. Весь исследовательский материал затрагивал профессионализацию системы социальной защиты населения и становление социального об-

разования в области социальной работы. На протяжении нескольких лет мы с моими коллегами - Ю.Р. Вишневским, Н.Б. Качай -новой, Я.В. Дидковской - наблюдали процесс развития этой сферы в соответствии с новым вектором реализации социальной политики. Если говорить о научной про-блематизации в двух словах, то она была обусловлена тем, что существовало противоречие между образованием и реальной системой, которое наряду с целым рядом объективных факторов не совсем однозначно влияло на престижность новой для российского общества профессии специалиста по социальной работе. Население стереотипно воспринимало это сферу как «собес». Но в сектор начали вводить новые технологии, оптимизировалась организационная структура, критические изменения происходили в отраслевом министерстве. Изменения за 15-20 лет произошли огромные. Однако ситуация недооценки статуса этой профессиональной группы стойко сохранялась и поддерживалась, на наш взгляд, несовершенными практиками информационного взаимодействия на разных уровнях (от межличностного до институционального). То есть остро стоял вопрос необходимости коррекции взаимодействия этого института, конкретных учреждений и специалистов

с масс-медиа. Проблемы были и в непосредственной коммуникации профессионалов с потенциальными и реальными клиентами своих учреждений.

Для решения обозначенных проблем мы предложили практические решения. Сегодня на практике многие из них реализованы, по отдельным направлениям принимаются системные меры. Некоторые рекомендации были связаны с установкой на популяризацию деятельности. Не секрет, что большинство социальных учреждений работает с депривированными социальными группами - людьми, которые не могут справиться с каким-то жизненными трудностями самостоятельно, попадают в ситуацию социального исключения. Развивая проблематику исследований в этом направлении, мы вышли на ценность во-лонтерства. Именно волонтёрское участие, добровольную и осознанную вовлеченность людей в процессы решения конкретных социальных проблем можно рассматривать как технологию профориентации молодых специалистов или как механизм, который помогает формировать информационное поле. Волонтерство в разных своих проявлениях (социальное, культурное, спортивное, информационное) позволяет включать разные социальные группы в процессы, связанные с повышением качества жизни обеих сторон - и тех, кто помогает, и тех, кому помогают. Довольно сложная логическая цепочка выстраивается через взаимодействие государственных социальных учреждений, некоммерческих организаций, добровольцев и учебных учреждений, но она достаточно очевидна в практике социальной работы за рубежом. С 2015 года мы провели целую серию социологических исследований, поддержанных Российским гуманитарным научным фондом, изучали феномен российского добровольчества сквозь призму управления этой деятельностью. Волонтерство, как бы оно ни называлось, испокон веков было и остается распространенным явлением в разных странах. И в нашей стране есть традиционный культурный бэкграунд взаимопомощи. Сейчас мы к этой культуре потихоньку возвращаемся. В Свердловской

области курс взят на построение системы управления добровольчеством через интеграцию и объединение центров организации деятельности добровольцев, которые сегодня созданы и функционируют при различных учреждениях, органах местного самоуправления и т.д. На федеральном уровне в информационном пространстве тема звучит уже достаточно громко, но в Свердловской области дела обстоят похуже. Наш губернатор объявил 2017 год «Годом волонтерства», но проблематика так и не вошла в информационную повестку. Меня это очень огорчает. С позиции основ публичной политики это большой просчет. Как мне кажется, проблематика волонтерства может претендовать на статус национальной идеи. Ведь волонтерство абсолютно исключает возможность какой-либо дискриминации. Этой деятельностью могут заниматься люди любого возраста, вероисповедания, социального положения, национальности. Она практически не попадает в ареал критических суждений. Поэтому при отсутствии скреп (я не беру в расчет идею патриотизма, так как она, на мой взгляд, мертва без конкретной деятельности) добровольчество вполне могло бы на это претендовать.

Но такая постановка реальна только в том случае, если она становится идеей управленцев всех уровней социального управления. Если не совершать конкретных действий, а только декларировать идею, она абсолютно точно погибнет. Будут приписки, подтасовки, пойдут отказы со стороны людей участвовать в каких-либо массовых акциях и мероприятиях.

Много позитивного есть и в локальных практиках самоорганизации граждан, которые появляются как ответ на возникающие проблемы в условиях, когда государство бессильно либо не может решать их своевременно.

Нельзя не сказать о том, что сегодня много дисфункциональных проблем проявляется в управлении. Например, неподготовленность чиновников приводит к тому, что добровольцы очень часто привлекаются как массовка к общественным акциям либо воспринимаются как бесплатная рабочая сила.

Ни для кого ни секрет, что под прикрытием волонтерства некоторые чиновники решают иные задачи. Например, чего только стоит такое официальное обращение из структуры в структуру: «Просим обеспечить явку волонтеров на такие-то мероприятия...». Обычные люди сразу понимают, что здесь что-то не так. Воспринимают критически саму деятельность и другие организации, которые привлекают добровольцев. Часто мы видим на улицах людей, которые под видом добровольной помощи детям собирают пожертвования и получают за свою «работу» деньги... Все это влечет за собой негативные последствия и для добровольцев, и для общественного мнения.

Решить проблему сегодня пытаются сами некоммерческие организации, которые договорились, приняли общее соглашение о том, что добросовестные фонды и организации такой способ фандрайзинга - сбор средств с ящиками на улице - не используют. Общественники коллективно выдвигают требования внести поправки в законодательство, чтобы этот вид недобросовестного поведения исключить. Надеюсь, им удастся это сделать и в будущем добросовестным НКО

уже не придется самостоятельно отстаивать свои честь и достоинство.

- Вы наверняка изучали мировой опыт развития добровольчества. Где существуют самые интересные практики?

- Родина добровольчества - США. Там накоплен огромный опыт этого движения. Все процессы, связанные с добровольческой активностью населения, в разных территориях идут на двух уровнях. С одной стороны - это уровень местных локальных сообществ, где добровольческие инициативы всегда традиционно были представлены. Второй уровень - государственная поддержка различных инициатив. Волонтерство благодаря этому является очень хорошим инструментом борьбы с теми или иными социальными проблемами, которые периодически возникают в стране. К примеру, по инициативе Рузвельта одна из мер, послуживших причиной выхода страны из Великой депрессии, была связана с организацией государством добровольного труда молодежи. Она сработала на преодоление массовой безработицы в этот период. Таких примеров в истории США достаточно много. Как толь-

ко на уровне государственного управления они видят зону социального риска, появляется предельно конкретная программа волон-терства. Очень хорошо у них развиты программы, которые поддерживают профессиональную преемственность. У молодежи есть возможность получения той или иной специальности только после прохождения волонтерской практики. Вообще, волонтерская деятельность в США - это национальная традиция. Есть специальные волонтерские трудовые праздники. Есть дни, когда волон-терством занимается Президент страны или мэры городов. Все происходит публично, прозрачно, широко представлено в СМИ. Такой подход позволяет найти и реализовать себя каждому. Некоммерческие организации

могут работать в самых разных областях -культура, социальная помощь, медицина, образование. У молодых людей очень много возможностей найти себя. Другое отличие от нашей системы в том, что американские добровольцы получают все необходимое для обеспечения своей деятельности. Каждый волонтер обеспечен униформой, страховкой здоровья и жизни, питанием, им оплачивается проезд, если это необходимо, иногда дают карманные деньги. Очень важно и нужно, чтобы волонтера уважали и ценили как в отдельной организации, так и в обществе в целом.

Беседовала Ольга Иванова

«НАША ЗАДАЧА - СФОРМИРОВАТЬ КРИТИЧЕСКИ МЫСЛЯЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ, СПОСОБНЫХ ИЗУЧАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПЛАНИРОВАТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ГРАМОТНО ОЦЕНИВАТЬ

ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ»

М.В. Певная, заведующая кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления ИГУП Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, доктор социологических наук, доцент

Становление публичной политики - необходимое условие существования демократии участия, которая должна прийти на смену электоральной демократии, демократии голосований, считают эксперты. Если демократия голосования будет дополнена практикой общественного участия, способной превратить закрытую, келейную государственную политику в процесс открытый, прозрачный и подотчетный населению, общество выйдет на качественно иной уровень развития. «Новая публичность» потребует и нового типа политической компетентности - профессионализма, умения договариваться по существу дела, без вмешательства внешних посредников. Сейчас слабая готовность структур гражданского общества эффективно использовать открывшиеся возможности становится тормозом для полноценного развития публичной политики в России. Чтобы решить эту проблему, Министерством образования и науки РФ был разработан и внедрен новый государственный образовательный стандарт по направлению «Публичная политика и социальные науки». Уральский федеральный университет стал первым в регионе вузом, где начали готовить публичных политиков. Подробнее об этой специальности мы попросили рассказать заведующую кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления ИГУП УрФУМарию Владимировну Певную. Гостья «Дискуссии» считает, что предметное поле и объект нового образовательного направления сопряжены с относительно неоднозначными понятиями. И для научного дискурса, и для образовательной сферы. Первая проблема заключается в прямом переводе концепта «public policy/ies» на русский язык и его закреплении в публичной сфере благодаря политическим диалогам и СМИ. Возможно, именно в этом коренится некоторое недопонимание многими содержания подготовки будущих специалистов. Публичную политику в разных версиях перевода очень часто приравнивают к государственному управлению. Это не совсем корректно, потому что данный термин намного шире.

Ключевые слова: публичная политика, социальные науки, гражданское общество, государственное и муниципальное управление, некоммерческий сектор, волонтерство, добровольчество, ресурсные центры, public policy.

"OUR GOAL IS TO FORM PROFESSIONALS WITH CRITICAL THINKING, WHO ARE ABLE TO STUDY SOCIAL PROBLEMS, PLAN MANAGERIAL ACTIONS AND ASSESS CONSEQUENCES CORRECTLY"

M.V. Pevnaya, the head of the department of sociology and technologies of state and municipal administration of Ural Federal University, Doctor of Sociology, Docent

According to some specialists ' opinion the formation of public policy is a necessary condition for existence of participative democracy which can substitute electoral democracy, voting democracy. If the democracy of voting is added by practice of public participation which can transform the closed and secret state policy into open, transparent and accountable to public process, it will bring us to a new level of development. "The new publicity " will require a new type of political competence of professionalism, an ability to come to an agreement without interference of external forces. Today a weak preparedness of civil society's structures to use efficiently the new opportunities becomes a brake for public policy s development in Russia. In order to solve this problem the Ministry of Education and Science of the Russian Federation has developed and introduced a new state educational standard as an educational program "Public policy and social sciences". Ural Federal University has become the first in the region university for training public politicians. To get more information about this program we have asked Maria Vladimirovna Pevnaya, the head of the department of sociology and technologies of state and municipal administration of Ural Federal University. The guest of our journal "Discussion" believes that the subject field and the object of new educational program are connected with relatively diverse terms, for scientific discourse and educational sphere. The first problem is in direct translation of the concept of "public policy/ies" into Russian language and its fixing in public sphere by means of political dialogs and mass media. Perhaps, exactly this fact provokes misunderstanding of people about the content of future specialists ' training. The public policy in different versions of translation is usually equaled to a state administration. It is not correct because this term is much wider.

Key words: public policy, social sciences, civil society, state and municipal administration, noncommercial sector, volunteerism, resource centers, public policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.