Научная статья на тему 'Наша цель - интеграция (интервью с Л. Ф. Чупровым, главным редактором журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири»)'

Наша цель - интеграция (интервью с Л. Ф. Чупровым, главным редактором журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири») Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
79
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бухаркина О. Г.

На просторах Всемирной сети появился новый научный ресурс и в этой связи читателям и потенциальным авторам журнала, вероятно, представит интерес получить информацию из первых рук. Итак, вопросы к главному редактору журнала, кандидату психологических наук, профессору Российской академии естествознания Леониду Федоровичу Чупрову.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наша цель - интеграция (интервью с Л. Ф. Чупровым, главным редактором журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири»)»

Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири

Электронный научный журнал

Библиографическая ссылка

Группа авторов Педагогические науки 1. 1. // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2012. - № 1.1 P;

URL: www.es.rae.ru/bulletinpp/147-415 (дата обращения: 19.03.2012).

Бухаркина О.Г. Наша цель - интеграция (интервью с Л.Ф.Чупровым, главным редактором журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири»). С. 4-7.

На просторах Всемирной сети появился новый научный ресурс и в этой связи читателям и потенциальным авторам журнала, вероятно, представит интерес получить информацию из первых рук. Итак, вопросы к главному редактору журнала, кандидату психологических наук, профессору Российской академии естествознания Леониду Федоровичу Чупрову.

Леонид Федорович, какова цель издания? - Целью журнала http://www.es.rae.ru/bulletinpp/ («Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири») является содействие координации фундаментальных и прикладных научных исследований в области современной педагогической и психологической науки, поддержка научных исследований докторантов, аспирантов и соискателей ученых степеней и ученых званий, активизация и распространение передового опыта психологов и учителей. В журнале публикуются статьи научного, научно-практического и учебно-методического характера.

Почему журнал выходит под «шапкой» РАЕ и использует герб этого общественного объединения учёных России, СНГ и ближнего зарубежья?

- С Российской академией естествознания (РАЕ) моя деятельность связана с 1988 г. Недавно Академия предоставила всем, кто сотрудничает с нею, возможность создать на свой платформе (RAE Editorial System) научный

02534848484848485353

электронный журнал. Не воспользоваться такой возможностью было бы просто глупо. Многие ВУЗы этим воспользовались. А что касается герба РАЕ, то я вхожу в официальный список лиц, которые имеют право использования его (http:// gerb.rae.ru/list/).

Сам собой напрашивается и вопрос о том, что журнал-то у Вас уже есть, зачем создавать новый?

- Да, у меня есть персональный электронный ресурс «Психологический журнал Леонида Чупрова» (http://leo-chuprov.narod.ru/), но он не зарегистрирован как СМИ и используется мною как черновик будущих статей, это как бы своеобразный «пробный камень». Там есть счетчики, если материал пользуется спросом - на его основе я пишу научную или методическую работу. Регистрировать его как СМИ и в Информрегистре, как мне кажется, не стоит. Зачем наливать новое вино в старые мехи? Проще, создать новый, зарегистрировать и провести по всем инстанциям, сделав чисто научное электронное издание.

И все же вернемся к журналу «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири», к его «формальным» характеристикам: периодичность, направления, стоимость публикации, возможные льготы для авторов, региональный охват.

- Журнал планируется с поквартальной периодичностью, т.е. четыре номера в год. Сами по себе направления «психология» и «педагогика» широки, поэтому достаточно этих двух направлений. Журнал будет бесплатным для нерецензируемых материалов. Если рецензирование будет запрашиваться авторами, то на первых порах, это будет по специальному соглашению между автором и рецензентом. Возможно, со временем и встанет вопрос о ИП, но это в будущем. Статьи аспирантов и соискателей в любом случае будут бесплатными. Что касается охвата, то для Интернет-ресурса такой вопрос излишен. Мой персональный журнал проходит по ссылкам далеко за пределами России.

Вероятно, технические вопросы следует осветить отдельной статьей, а теперь «каверзный вопрос» о том, почему журнал ориентирован лишь на два научных направления: педагогика и психология?

- Вы правы. Недавно подготовлены рекомендации для авторов журнала и размещены на внешнем ресурсе http://leo-chuprov.narod.ru/for authors.html. В завершенном виде они размещены в первом номере этого журнала. Что же касается других направлений наук, кои имеют свою приписку к Хакасии, то историки и филологи в рекламе не нуждаются. Хакасский НИИ языка, литературы и истории имеет свой сборник трудов. Вот с журналами по педагогическим и психологическим наукам в Хакасии не густо. К тому же, направления журнала определяются не формальным списком «редколлегии», а возможностью членов редакции действительно работать и делать качественные отзывы на публикации, если уж журнал поставил своей целью войти в список рецензируемых.

Леонид Федорович, Вы являетесь довольно активным Интернет-пользователем, весьма благожелательно принимаемым участником

разных сетевых социальных ресурсов. Какие из них (надеюсь, это не будет воспринято, как реклама) Вы считаете наиболее важными как для себя, так и для читателей и потенциальных авторов. Не уменьшится ли Ваша активность в связи с загруженностью работой в журнале.

- Вся моя сетевая активность «документирована» в разделе «Дополнительные сведения» на странице участника электронного Интернет-портала «СоцОбраз» (http://www.socobraz.ru/index.php/Участник:LeoChpr). Я очень редко посещаю публичные социальные сети, но есть предпочитаемые для общения ресурсы. Это «Сообщество экспертов-психологов» Лаборатории гуманитарных технологий (ЫЯте), руководимое профессором МГУ им. М.В.Ломоносова А.Г.Шмелевым. На сегодняшний день это, наверное, единственный электронный ресурс, собравший в свое сообщество выдающихся ученых психологов и практиков, определяющих приоритеты в развитии психодиагностики, организационной психологии и перспектив развития современной отечественной психологии в целом. Именно на ЫЯте разместили свои блоги некоторые из представителей руководства РПО. Реже посещаю такие ресурсы, как «Сеть творческих учителей», «Виртуальный клуб психологов», «СоцОбраз», «Пси-фактор», блогосфера «Учёные России», форум журнала «Наука и жизнь». Естественно, заглядываю на любимый мною местный ресурс «Психологический ориентир» Абаканского форума. Правда, на последнем скоро останусь единственным автором сообщений, но успокаивает то, что они просматриваются местными психологами активно.

Весьма информативным Интернет-ресурсом является «Портал аспирантов» (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/index.php). Я бы особо рекомендовал этот ресурс для преподавателей ВУЗов, а не только для аспирантов. Какое-то время «тусовался» на «Википедии», но после того, как мои статьи разошлись в другие электронные энциклопедии, а с «Википедии» они либо были убраны, либо основательно «исправлены» - я заметно снизил там свою активность. Насколько произойдет уменьшение активности - будет завесить от общей активности коллег. Часть моей сетевой активности -реплики, отклики, а они должны быть порождены интересным, прежде всего для меня, материалом. Просматривая тенденцию активности психологов, даже на узкопрофессиональных ресурсах, за последние пять лет - на лицо тенденция снижения таковой. Психологи постепенно покидают Интернет (я имею ввиду социальные сети) и либо создают собственные сайты (блоги), либо объединяются на ограниченном числе специализированных порталов.

Может быть, поговорим о нашей с Вами «любимой мозоли», о психологии в Сибири? Ни для кого не секрет, что активность психологов как ученых, так и практиков в Сибири, и, особенно в Хакасии, не столь велика. Хотя, на прошедшем недавно V Съезде РПО от Хакасии, как и от Красноярска (по официальным данным) представлено по три материала, причем докторами они не представлены, а кандидатами и психологом-практиком.

- Вообще, активность психологов во всякого рода крупных «тусовках» и мероприятиях не так велика. Это не только объясняется спецификой

профессионального характера (вероятно, можно об этом говорить), но и тем, что их долгое время (в период развития науки в СССР) приучили «не высовываться». Только генетика и кибернетика могут похвастаться таким же пристальным карающим вниманием со стороны тогдашних парторганов и властей. Сегодня «карающую десницу» сменила экономическая удавка. Почитайте на профессиональных социальных сетях посты специалистов из других регионов и увидите, что психологи, логопеды, дефектологи постепенно выводятся из штатов образовательных учреждений. Хакасия не исключение. Здесь наиболее высока реальная невостребованность психологов, как практиков, так и ученых, а не тенденция, в расчете же на душу населения -вообще чудовищна. Что же касается участия психологов в работе V Съезда РПО, то по поступившим недавно сведениям отделения РПО в ряде ближайших регионов (Красноярском крае, Новосибирской области) приказали долго жить, а в Хакасии вообще не были созданы (нужно сказать спасибо покойному ныне В.А.Кузьмину и бывшему министру образования Республики Хакасия В.И.Баеву), приложившим максимум усилий для этого. Да Вам же это не хуже меня известно. Мы же вдвоем были на том совещании у В.И.Баева, когда И.Е.Ауль зачитала какие-то листочки от В.А.Кузьмина об утверждении некой «Южно-Сибирской гуманитарной академии», где и планировалось создать альтернативу РПО. Хорошо, что проект остался лишь на бумаге, но даже в варианте проекта инициаторы этой «академии» напортили для развития психологии в Хакасии много.

Вероятно, такая «картинка» обусловлена тем, что психологи (как преподаватели вузов, просто ученые и практики), порой состоявшиеся и известные в «своих» Интернет-сообществах, на деле разъединены?

- И это тоже имеет место быть. Просто не хочется повторяться. В свое время этот вопрос весьма горячо дискутировался на ветке «Психологического ориентира» абаканского Интернет-форума. Множество страниц и постов этому вопросу посвятил и я, но, увы, «воз и ныне там». Особенно сложно «высунуться», живя и работая в Хакассии, где место психолога (особенно психолога-учёного) определено «пурпуророждением», а не реальными трудами и достижениями, или признанием коллег из других регионов.

Недавно Ваша биография опубликована на сайте и в энциклопедии «Who is Who в России». Это признание или ... ?

- Да обыкновенные «понты». Просто, заглянув на сайт одного из ВУЗов, в биографической справке одного учёного (доктора, профессора) обнаружил в графе о наградах «Биография <...> опубликована в энциклопедии «Who is who в России» ... ». Вот и решил сам себя «наградить», тем более, что в справочнике «Хакасия - 2000: Кто есть кто» места мне не нашли. Все просто. «Налог на тщеславие» составит несколько тысяч рублей. Одна - разместить справку на сайте и около шести - на бумажном носителе.

Да Ваша биография опубликована на многих порталах, известности Вам не занимать.

- Моя «вина» лишь в публикациях биографии на порталах и в энциклопедиях «Учёные России» и «Who is who в России». Краткая справка

будет помещена и в одном из первых выпусков данного журнала. Руководство Междисциплинарной академии наук (Киев) запросило у меня разрешение на включение моей биографической справки в свои информационные ресурсы - я разрешил. Все остальные биографические справки подготовлены внешними авторами на основе сведений из энциклопедии «Учёные России», создаваемой Российской академией естествознания совместно с Европейской академией естествознания.

Каковыми планируются взаимоотношения со специалистами, ВУЗами и другими журналами?

- Цель редакции журнала - интеграция. Мы готовы сотрудничать и предоставлять свой электронный ресурс любому автору, любому научному и учебному учреждению. Естественно, если они будут соблюдать правила. Я сам вхожу в состав редколлегии научно-публицистического журнала «Витязь», многолетнее плодотворное сотрудничество у меня с издательской группой «Социн», известной созвездием ориентированных на психологов-практиков журналов. Недавно установлен еще один научный контакт с «Междисциплинарной академией наук» (МАН, Киев).

В этом году у психологов Хакасии юбилей. Отметим?

- Тридцатилетие психологической службы в системе образования. Конечно, отметим, как это было принято писать раньше, в период ее зарождения в Хакасии, «ударным трудом и творческими свершениями».

Большое спасибо за ответы на вопросы. Надеюсь, они были интересны не только нам с Вами, но и читателям, и потенциальным авторам журнала.

Интервью записала О. Г. Бухаркина (Черногорск).

© Бухаркина О.Г., 2012. © Чупров Л.Ф., 2012.

© ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». Серия «Педагогические науки». № 1 / 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.