Научная статья на тему 'Формализованный вопросник-характеристика неуспевающего младшего школьника'

Формализованный вопросник-характеристика неуспевающего младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
292
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ ВОПРОСНИК / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СИМПТОМОВ / THE PEDAGOGICAL CHARACTERISTIC / THE FORMALIZED QUESTIONNAIRE / INTERPRETATION OF SYMPTOMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Певзнер М.С., Чупров Л.Ф.

Данная методическая разработка представляет собой формализованный вопросник-характеристику, разработанный профессором М. С. Певзнер и кандидатом психологических наук Л. Ф. Чупровым. Статья содержит бланк вопросника и рекомендации по интерпретации его отдельных пунктов. Рекомендована разработка учителям начальных классов и практикующим психологам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formalized questionnaire-characteristics of underachieving primary school children

The given methodical working out represents the formalized questionnaire-characteristic developed by the professor of M. S. Pevzner and the candidate of psychological sciences of L. F. Chuprov. Article contains the form of the questionnaire and the recommendation about interpretation of its separate points. Working out is recommended teachers of initial classes and practising psychologists.

Текст научной работы на тему «Формализованный вопросник-характеристика неуспевающего младшего школьника»

Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири

Электронный научный журнал

Библиографическая ссылка

Группа авторов Педагогические науки 1. 1. // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2012. - № 1.1 P;

URL: www.es.rae.ru/bulletinpp/147-415 (дата обращения: 19.03.2012).

Певзнер М. С., Чупров Л. Ф.

Формализованный вопросник-характеристика неуспевающего младшего школьника. С. 32-39.

Формализованный вопросник-характеристика неуспевающего младшего школьника*

Данная методическая разработка представляет собой формализованный вопросник-характеристику, разработанный профессором М. С. Певзнер и кандидатом психологических наук Л. Ф. Чупровым. Статья содержит бланк вопросника и рекомендации по интерпретации его отдельных пунктов. Рекомендована разработка учителям начальных классов и практикующим психологам.

Ключевые слова: педагогическая характеристика, формализованный вопросник, интерпретация симптомов.

Вступительные пояснения

У этой публикации интересная судьба. Вначале 80-х гг. нами (проф. М. С. Певзнер, аспирант Л. Ф. Чупров) был подготовлен для облегчения процедуры написания характеристики учителем начальной школы специальный вопросник. Впервые этот вопросник опубликован в приложении к диссертационному исследованию (Л. Ф. Чупров,1988) [4]. Позднее он был включен как приложение в учебно-методическое пособие по ПДК [2; С. 64-67].

* Первичное размещение: Портал «СоцОбраз» http://www.socobraz.ru/ [Электрон. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.socobraz.ш/mdex.php/Формализованный_вопросник-характеристика_неуспевающего_младшего_школьника . - 8 июля 2009.

Проводя лекционно-практические занятия по ПДК у слушателей курсов практических психологов в Кирове, Тамбове, Кемерово, Абакане в период 1991-2000 гг., я сопровождал соответствующими комментариями каждый из вопросов, и так родился второй вариант приложения, но уже к пособию по ПДН [5].

Прошли годы, и мои добровольные популяризаторы вдохнули в приложение самостоятельную жизнь. Первыми это сделали авторы известного справочника психолога начальной школы О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто [3]. Они вообще подошли варварски к целостному пособию по ПДК, разделив его на несколько частей и дополнив чужими материалами, авторами которых они сами, судя по всему, не являются. Отдельными частями ПДК с их подачи оказался и на сайте http ://www.psiholo gu.info/spravpsi00.html:

• Психодиагностический комплекс (ПДК) методик для дифференциальной диагностики причин неуспеваемости младших школьников;

• Интерпретация результатов обследования и написание психологического заключения;

• Вопросник — характеристика (неуспевающего учащегося).

Поиск в Интернете (3.06.2009) привел к открытию того, что и второй вариант приложения[5], благодаря неизвестному популяризатору, тоже обрел самостоятельную жизнь. Он оказался опубликован на сайте psylist.net [1], но в отличие от предыдущих «популяризаторов» здесь авторство было соблюдено полностью: «Данный формализованный вопросник-характеристика был разработан для обследования неуспевающих младших школьников Л.Ф. Чупровым и М.С. Певзнер» (http://psylist.net/praktikum/00198.htm). Именно эта публикация и заставила меня признать «Вопросник-характеристику» самостоятельной методической разработкой.

ВОПРОСНИК-ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

М.С.Певзнер, Л.Ф.Чупров, 1988[4].

1. Ф. И. О. неуспевающего учащегося_

2. Возраст_(Дата рождения_)

3. Класс_школа №_Год обучения_

4. Продолжительность обучения у данного учителя_

5. Учился в других школах_

6. Дублировал классы_

7. Состав семьи (полный, неполный)_

8. Моральная атмосфера в семье_

9. Наличие в семье условий для занятий и отношение родителей к неуспеваемости ребенка_

10. Не успевает (по всем предметам, по нескольким, по одному)_

11. Характер затруднений (постоянные, временные, продолжительные)_

12. Как усвоена программа:

а) по чтению_

б) по письму_

в) по математике_

г) по другим предметам_

13. Как относится учащийся к своим неудачам в обучении_

(безразлично, тяжело переживает, стремится преодолеть затруднения или становится пассивным, теряет интерес к работе, или проявляет усилия при преодолении учебных трудностей и т. п.)

14. Реакция учащегося на оценку его работы_

15. Какие виды помощи применялись учителем для преодоления обнаруженных трудностей_

16. Нуждается ли в занятиях у логопеда (занимался, не занимался)

17. Результаты работы по п. 15 и п. 16_

18. Понимает ли ребенок требования учителя_

19. Как работает ребенок в классе (может ли он активно, целеустремленно работать, отвечать на вопросы и задавать вопросы в случае непонимания и т.

п.)_

20. Работоспособность _(если плохая, то, как

она проявляется): а) отвлекаемость, рассеянность, плохая концентрация внимания, увеличение количества ошибок к концу урока, занятий;

б) сонливость, покраснение, потливость, жалобы на головную боль и т.п.

21. Особенности развития познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и речи ребенка_

22. Общая характеристика личности учащегося (положительные и отрицательные стороны его личности, характера)_

23. Наличие пропусков занятий и их причина

24. Основные трудности и причины отставания (по мнению учителя)

25. Поведение в классе_

26. Поведение на переменах_

27. Взаимоотношения со сверстниками_

28. Имеет друзей (одного с ним возраста, старше младше)_

29. Часто ли бывает объектом агрессии со стороны одноклассников или старших учащихся_

30. Наличие вредных привычек_

31. Имеются ли необычности, странности в поведении (в чем они проявляются)_

Дата_Подпись учителя_

Примечание:

• в пунктах 13, 15, 15а, 18, 19, 27 нужное подчеркнуть.

•• бланк приведен в качестве образца, и пользователь может по своему усмотрению добавить нужное количество пустых строк.

К анализу и интерпретации данных вопросника-характеристики

Для уровня симптоматической психологической диагностики порой достаточно бывает пристального исследования данных педагогической характеристики, изучения продуктов учебной деятельности и сведений по академической успеваемости.

При добросовестном заполнении вопросника-характеристики учителем и при вдумчивом его чтении практикующим педагогом-психологом, перед ним раскрывается целый пласт ценных сведений о ребенке, имеющих первостепенное диагностическое значение. В тех же случаях, когда учитель не ведет наблюдение за своими учащимися, а характеристики заполняют завучи или социальные педагоги - это документ не может служить информативным итогом наблюдения за учеником.

Рассмотрим пункты вопросника-характеристики более подробно.

(1, 2, 3). Формальные данные, позволяют зафиксировать данные о ребенке и тем самым идентифицировать его. Они обязательны для заполнения.

(4). Продолжительность обучения у данного учителя позволяет определить временной период, зафиксированный в наблюдении за учебной деятельностью ребенка.

(5). Этот пункт может свидетельствовать о вынужденной миграции (по работе, по службе) или характеризовать скрытое депрессивное состояние у родителей, проявляющееся только в «желании к перемене мест». Нередки случаи, когда родители специально меняют школы, учителей, отправляют ребенка в другой населенный пункт к родственникам, оттягивая тем самым время обследования ребенка в ПМПК.

(6). Сведения о дублировании дают возможность обратить внимание на уточнение причины, по которой ребенок оставался на второй год. Было ли это обусловлено пропусками по болезни или академической неуспеваемостью.

(7). Сведения о составе семьи (такие как образование, род занятий, сведения о несовершеннолетних членах семьи) позволяют составить представления о социальной адаптации других членов семьи, успехах в обучении у других детей из этой семьи. Состав семьи (полный или неполный) сам по себе не является диагностическим критерием, но позволяют обратить внимание на причины, не позволившие родителям проживать вместе. Сведения по этому вопросу характеристики могут служить отправным пунктом при сборе анамнестических данных.

(8). Моральная атмосфера в семье представляется на основе мнения учителя. В целом сам по себе морально-психологический климат может сказываться как на положении ребенка в семье, возможностях помощи ему со стороны взрослых и на условиях для подготовки к урокам, так и на «прогнозируемые» семьей успехах ребенка в дальнейшем. Дети стараются оправдывать заниженные ожидания их успехов со стороны родителей.

(9). Как и наличие условий для занятий, так и отношение родителей к неуспеваемости ребенка является важным диагностическим показателем.

Любая деятельность, в том числе и учебная, протекает в единстве внутренних и внешних условий. В качестве внутренних выступают наличие знаний, умений, системы в них и мотивационной готовности к осуществлению учебной деятельности. Как внешние выступают обстоятельства, создающие определенные благоприятные или способствующие деятельности условия. В отдельных случаях именно внешние условия могут затруднять и даже делать невозможным ее выполнение.

(10, 11, 12). Ответы на эти вопросы позволяют получить эмпирическую характеристику школьной неуспеваемости. Она может быть тотальной (по всем без исключения предметам), парциальной (по одному или двум), эпизодической. Причем состояние учебных навыков отражает в какой-то мере возможную причину. В случае тотальной стойкой неуспеваемости возникают в первую очередь подозрения об интеллектуальном нарушении, парциальная -чаще свидетельствует либо об отсутствии системы знаний или о специфической причине. Так неуспеваемость по чтению и письму, даже при внешне удовлетворительных речевых проявлениях требует углубленного логопедического исследования ребенка. Эпизодическая неуспеваемость может возникать как результат отсутствия систематичности в занятиях.

(13). Отношение к своим неудачам и реакция учащегося на оценку дают материал к раздумьям о зрелости ребенка или о наличии у него соматической ослабленности. Для уточнения этого вопроса привлекаются медицинские данные.

(14). Реакция учащегося на оценку его работы также является важным диагностическим симптомом. Обычно зрелый к школьному обучению ребенок бывает информирован о значении оценки и отметки. Дети могут расстраиваться, а порой и глубоко переживать по поводу недостаточной для них оценке их учебного труда. У некоторых детей с интеллектуальным снижением реакция на оценку может отсутствовать.

(15). Важным является установить, какого рода помощь оказывалась ребенку со стороны учителя (усиление контроля и помощи при выполнении классных заданий, облегчение и индивидуализация заданий при фронтальной работе класса, дополнительные занятия после уроков, дополнительные задания на дом, указания родителям как помочь ребенку при выполнении домашних заданий и т. п.). Иногда именно в этом пункте выявляется результативность или неправильная тактика учителя во взаимоотношении с учащимся. Например, дополнительные задания для ребенка с нарушенной умственной работоспособностью не принесут положительного результата, а только еще более ухудшат его результаты.

(16). Этот пункт согласуется с ответами на вопрос под номером 12 и одновременно характеризует состояние рабочего взаимодействия семьи и учителя. Если ребенок нуждался в занятиях с логопедом, но родители это проигнорировали, то причина может крыться в особых установках семьи к нарушению в развитии ребенка.

(17). Вопрос отражает результативность и оправданность усилий педагога по преодолению учебных затруднений у ребенка.

(18, 19, 20). В ответах на эту группу вопросов выясняются такие симптомы как способность ребенка понимать требования учителя по отношению к нему, характер его работы в классе и состояние общей и умственной работоспособности. В частности, чем глубже нарушения работоспособности, тем более они получают соматические проявления. Если у ребенка с гиперактивностью и нарушениями внимания проявления нарушений работоспособности выступают как не неспособность к сосредоточенной целенаправленной деятельности, то у спокойного, но с недостаточным уровнем сформированности учебных навыков, ошибки появляются в процессе ответственного задания. Ребенок с нарушением активационных механизмов пользуется внешними опорами для сосредоточения (проговаривание вслух). Глубокие нарушения работоспособности, особенно при астенических состояниях, проявляются признаками тормозности, выключения из деятельности, а порой и внешними проявлениями вегетативного плана (покраснение или побледнение кожных покровов, повышенная потливость).

(21). В этом пункте чаще отмечаются предположения учителя об особенностях познавательной процессов у младшего школьника (восприятия, памяти, мышления, воображения). Здесь не требуется какого-либо экспериментального исследования психологических феноменов (хотя в программах подготовки учителей при анализе характеристики в отдельных учебных заведениях это требуют от студентов). В то же время, такие признаки как фрагментарность восприятия, плохое запоминание при большом количестве повторений и тренировочных заданий, трудности в выделении главной мысли, проблемы в отгадывании загадок и т.п. дают определенные данные для психолога.

(22). Важным является и вопрос об особенностях личности ребенка. Во-первых, эти данные позволяют установить отношение к ребенку со стороны самого учителя. Во-вторых, позволяют на феноменологическом уровне получить какие-нибудь ценные диагностические данные о ребенке. В-третьих, эти сведения позволят проявлять правильный индивидуальный подход к ребенку в дальнейшем.

(23). Среди причин неуспеваемости младших школьников наличие пропусков занятий занимает не последнее место. В результате у ребенка не формируется системы знаний, позволяющей им усваивать последующий материал. Причины пропусков могут быть как по болезни, так и в результате бесконтрольности со стороны родителей. У проблемных детей причины пропусков могут быть вызваны самим посещением школы (ребенок боится наказаний за плохие школьные успехи, боится сверстников или старших школьников). Во всех этих случаях по возможности необходимо определить причину пропусков.

(24). Немало важным является выявить объяснение со стороны учителя основных трудностей и причины отставания. Грамотный и ответственный учитель, как правило, способен весьма точно установить причину неуспеваемости.

(25). Поведение в классе при детальном его описании позволяет выявить сформированы ли у ребенка мотивы учебной деятельности, каковы его внимание, работоспособность. По поведению во время классных занятий можно выявить, насколько включен ребенок в учебную деятельность.

(26). Резкие различия в поведенческой активности на переменах позволяют судить о зрелости ребенка. Известно, что дети с ЗПР более активны и раскованы в это время школьной жизни.

(27, 28). Взаимоотношения со сверстниками позволяют выявить как симптомы, лежащие в основе «клевания», так и по уровню личностного развития ребенка. В частности, дети менее зрелые предпочитают общаться со сверстниками младшего, чем они сами возраста. Выбор в друзья старших детей может свидетельствовать о более высоком уровне развития и интересов у ребенка, а иногда дети просто ищут покровительство у старших. Умственно отсталые учащиеся не могут найти себе друзей в стенах школы.

(29). Часто ли бывает объектом агрессии со стороны одноклассников или старших учащихся. Проблемные дети: тревожные, с нарушенной коммуникативностью, с «явными нарушениями» в развитии наиболее часто попадают в разряд тех, кого «клюют» другие.

(30). Наличие вредных привычек тоже может сказываться на успеваемости. О том, что такая вредная привычка как никотинизм (табакокурение) влияет отрицательно на умственную работоспособность успеваемость и поведение ребенка в целом известно давно. Такие патологические привычки, как токсикомания тоже сказываются на успеваемости. Кроме этих могут наблюдаться и такие как стремление брать чужие вещи. Это уже личностная характеристика.

(31). Любые необычности, странности в поведении ребенка должны послужить отправным пунктом для более пристального психопатологического исследования ребенка. Хотя для психолога они и могут быть недоступными в силу отсутствия соответствующей компетенции. В процессе психодиагностики необходимо соблюдать границы компетенции и когда симптоматика выходит за эти пределы - воспользоваться консультацией специалиста-смежника (в данном случае детского врача-психиатра).

Примечание. При анализе вопросника-характеристики необходимо обсуждение непосредственное как с учителем, так и с родителем, представляющим ребенка на ПМПК. При общении с родителями, особенно с матерями, могут выявляться защитные реакции оправдания неуспехов ребенка. На самом деле - это защитная реакция собственного «Я» и своей бытовой педагогической несостоятельности. Не исключена возможность, столкнуться с проявлениями у демонстративных родителей синдрома Мюнхгаузена. Для эффективного воспитания ребенка одинаково вредны и очень хорошие родители и очень плохие.

Литература:

1. Вопросник-характеристика младшего школьника (для обследования неуспевающих младших школьников) // psylist.net [Электрон. ресурс] - режим

доступа: World Wide Web. URL: http://psylist.net/praktikum/00198.htm. - дата просмотра 03.07.2009.

2. Переслени Л. И., Мастюкова Е. М., Чупров Л. Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие). -Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с. - То же: Переслени Л. И., Мастюкова Е. М., Чупров Л. Ф. /Единое окно [Электр. ресурс] Режим доступа: World Wide Web. URL: http://window.edu.m/window/catalog?p rid=54106&p rubr=2.2 - То же: Л.Ф.Чупров //«Психологический журнал Л. Чупрова» [Электрон. ресурс] -Режим доступа: World Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod.ru/pdc1.html -дата просмотра 04.07.2009.

3. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов н/Д. Из-во: «Феникс», 2008. 442 с. - То же: Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.psihologu.info/spravpsi00.html - дата просмотра 04.07.2009.

4. Чупров Л. Ф. Особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития: Дисс. ... канд. психологических наук. - М.: АПН СССР, 1988. - 165 с. (на правах рукописи).

5. Чупров Л. Ф. Психодиагностический набор для исследования интеллектуальной недостаточности у детей младшего школьного возраста (краткое практическое пособие для психологов по использованию диагностической батареи). - 2,6 авт. л.; табл., рис. / Л. Ф. Чупров // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс] / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского. - М.: OIM.RU, 2000-2003. - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=359 - 02.09.2003. - То же: Единое окно [Электр. ресурс] Режим доступа: World Wide Web. URL: http://window.edu.ru/window/catalog?p mode=1&p qstr=Чупров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л.Ф.&p rid=53903 - То же: Л.Ф.Чупров //«Психологический журнал Л. Чупрова» [Электрон. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod.ru/PDSreader.html - дата просмотра 04.07.2009.

© Певзнер М.С., 1982, 1988. © Чупров Л.Ф., 1982; 1988; 2009; 2012.

© ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». Серия «Педагогические науки». № 1 / 2012.

M. S. Pevzner, L. F. Chuprov

The formalized questionnaire-characteristic of the poor

younger schoolboy

The given methodical working out represents the formalized questionnaire-characteristic developed by the professor of M. S. Pevzner and the candidate of psychological sciences of L. F. Chuprov. Article contains the form of the questionnaire and the recommendation about interpretation of its separate points. Working out is recommended teachers of initial classes and practising psychologists.

Keywords: the pedagogical characteristic, the formalized questionnaire, interpretation of symptoms.

Певзнер Мария Семёновна (1901-1989) - выдающийся советский учёный (дефектолог, психолог, врач-психиатр, педагог), профессор, кандидат медицинских, доктор педагогических (по психологии) наук, ученица Л.С.Выготского и Г.Е.Сухаревой, сотрудница А.Р.Лурии (http://www.famous-scientists.ru/3441/).

Чупров Леонид Федорович - главный редактор ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (http://www.es.rae.ru/bulletinpp/). Кандидат психологических наук (ВАК СССР, Москва, 1988). Почётный доктор наук НОУ «Восточно-Сибирская открытая Академия» (ВСОА, Красноярск, 2010). Профессор АЕ (РАЕ, Москва, 2008 http://www.famous-scientists.ru/2952/). Почётный член и член Президиума Междисциплинарной академии наук (МАН, Кшв, 2012 http://man-ua.at.ua/). Полноправный член (Full Member) Европейской академии естествознания (EuANH, London, 2008).

ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.