Научная статья на тему 'Родительское собрание, что это такое?'

Родительское собрание, что это такое? Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1012
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ПЕДАГОГИКА / МЕТЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / INTERNET / PEDAGOGY / METEVA COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чупров Л.Ф.

Дискуссионная статья в которой обсуждается вопрос эффективности проведения родительских собраний через Интернет. Автор высказывает критическое мнение в отношении этого нововведения в образовательную практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parent meeting what it is?

Discussion article which discusses the question of the effectiveness of parent / teacher meetings via the Internet. The author expresses a critical opinion in relation to this innovation in educational practice.

Текст научной работы на тему «Родительское собрание, что это такое?»

Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири

Электронный научный журнал

Библиографическая ссылка

Группа авторов Педагогические науки 1. 1. // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2012. - № 1.1 P;

URL: www.es.rae.ru/bulletinpp/147-415 (дата обращения: 19.03.2012).

Чупров Л. Ф. Родительское собрание, что это такое? - С. 40-45.

I iii р: / /www. и.г av'.xü /141JI в I Ln рр г

Nvl.1 20t2. СЕРИЯ: ..ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

Родительское собрание, что это такое?*

Предисловие.

Идею данного раздела журнала и темы для обсуждения подсказал обычный поиск в Интернете.

В свое время, обсуждая вопрос использования информационных технологий в образовании, я вступил в дискуссию по поводу непродуманного использования их как к месту так и не к месту. На эту тему мною были написаны две полемические статьи. Одну «» я разместил в болге, а вторую на портале «СоцОбраз». Как и многим полемическим, публицистическим и т.п. материалам я придаю мало значения. Они пишутся на одном дыхании и каких-либо целей, кроме собственной эмоциональной разрядки не преследуют.

Порой я о них просто забываю. Недавно, уточняя Интернет-ссылки, просматривая сеть, я обнаружил, что материал (с соблюдением всех правил и требований) был подготовлен как самостоятельная публикация отдельным файлом для свободного скачивания на ресурсе «Официальный сайт Центра Образования № 1862» (Москва). Еще раз просмотрев материал, я понял, что это может быть неплохая заявка для новой рубрики (раздела) журнала. Если его слегка подработать, поскольку он фактически оценен внешними пользователями. Здесь материал публикуется после переработки, а исходный

вариант оригинала легко находится по приведенной внизу ссылке на источник*.

Девушка-робот спрашивает:

- Джуниор, а где мой коктейль?, - и, получив подушечку «Orbit: клубника и апельсин», замечает:

- Порадовал.

(из телерекламы жевательной резинки «Orbit»).

Родительское собрание и Интернет? В последнее время, вероятно по причине того, что педагогическая общественность плотно подсела на всякого рода «проектные деятельности», можно невооруженным глазом заметить странное явление: выхолащивание понятий

Это же самое явление не обошло и такого распространенного, и ранее не требовавшего какого-либо объяснения, понятия как «родительское собрание», настолько привычного каждому, что даже не во всех толковых и специальных словарях его можно было отыскать. Например, в академическом «Педагогическом словаре» за 1960 г. статьи «Родительское собрание» нет. Чуть позднее, в 1984 г., в одном из словарей все же находим, что собрание -«высший орган коллективного руководства, форма деятельности партийных, профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций, трудовых коллективов. Собрание посвящается актуальным вопросам общественно-политической и социально-экономической жизни общества и выполняет ряд функций: социально ориентирующую (информирование о результатах деятельности, определение целей, путей и средств их реализации), интегрирующую (сплочение и организация), воспитательную (формирование коллективизма, дисциплинированности, ответственности и т.д.). Воспитательное влияние собрания определяется многими факторами: выбором повестки дня, содержанием доклада, особенностями его обсуждения, качеством принятого решения, организацией его выполнения» [5].

Попробуем на вскидку дать определение.

Что такое родительское собрание? Ситуация с определением его довольно сложная. Кто-то считает родительское собрание средством, причем многие, а кто-то формой работы классного руководителя. Таких меньше. Собрание - это форма организации.

* На основе публикации: Чупров, Л. Ф. Родительское собрание, что это такое? / Портал «СоцОбраз» http://www.socobraz.ru/ Опубликовано отдельным файлом на ресурсе «Официальный сайт Центра Образования № 1862» (Москва) [Электрон. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://opencenter.ru/upload/upload/upload/2412.doc 14.02-15.02.2010 г. - То же: «СоцОбраз». [Электрон. ресурс] http://www.socobraz.ru/index.php/Родительское собрание, что это такое?/ Чупров Л.Ф. Здесь публикуется исправленный и дополненный вариант статьи.

«Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести. Многие родители жалуются на то, что в современной школе на собраниях классные руководители, забыв о многообразии функций классного руководителя, обсуждают лишь организационные и материально-технические вопросы, собирая деньги с родителей» (См.:

http://www.3vium.ru/semya/rodsobranie.html Родительское собрание: подготовка и проведение ).

Вряд ли важно теперь, когда воспитательная функция школой утрачена из-за элементарного отсутствия «Цели воспитания», форма это или способ, а может признак и даже призрак? Наверное, после этой акции (http://www.socobraz.щ/index.php/"Регата школьных команд" - 4 этап. Сетевое родительское собрание) [3; 4] родительское собрание и впрямь будет призраком погибшей безвременно «Методики работы с родителями».

То, что предлагается в качестве задания Регаты «Регата школьных команд - 4 этап. Сетевое родительское собрание» вряд ли выполнимо и не только технически. Даже при том, что в школах происходит подмена родительского собрания «собранием попечителей и спонсоров», в прямые функции педагога-психолога оно не входит, как не входит в прямые функции классное руководство. Конечно, психолог может быть участником родительского собрания и более того, самостоятельно, по запросу классного руководителя, может взять на себя какую-то часть этого собрания, подготовив соответствующее сообщение. Но «дирижер» собрания - классный руководитель. Еще сложнее обстоят дела с консультированием по Итернету (тем более групповым - что, говоря честно - вообще афера чистой воды), но об этом ниже.

Психолог «затрафик». Как там в поговорке: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Трудно представить психолога в роли «братка» при администрации учебного заведения, сидящего за компьютером и методично требующего через Интернет-чат очередного финансового взноса с родителей на обучение их чад. Но на то и Сеть, чтоб очередную сказку сделать былью. И вот, в конец «затрафиканый» родитель (за Интернет-трафик тоже нужно платить), наконец-то понимает, что уж лучше прийти в школу, сунуть в конверте п-ную сумму администрации, чем получать такие накрутки и головную боль, ведь не зря советует телереклама: «Заплатил и спи спокойно».

Так может, это неправильное представление о том, чем будет заниматься психолог в Интернете, под «соусом» проведения родительского собрания? А чем еще можно заниматься, в чате? Как не писать одним пальцем с орфографическими ошибками и описками краткие реплики? Лучше просто заготовить заранее объявление и рассылать.

Вероятно, тот, кто предлагает такую форму работы психологу образования плохо знает, чем отличается общение человека в живую от письменного, а тем более опосредованного ПК.

Как отмечалось выше, анекдотично выглядят рекомендации по использованию Интернета в консультативной работе, особенно в работе с детьми со специфическими образовательными потребностями.

Дефектолог (коррекционный педагог, учитель-логопед, коррекционный психолог, нейро-педагог) часами, сидя рядом с ребенком, пошагово исследует навыки и операции ребенка, отыскивая «дефектное звено». Потом, внося коррекционные поправки и проверяя полученный результат, закрепляет, дифференцирует, расширяет границы сформированного навыка, формирует способность к переносу его и т.п. Все это невозможно проводить, не видя ребенка, не работая рядом с ним, не руководя непосредственно действиями ребенка, не «чувствуя» его восприимчивость/невосприимчивость к помощи извне, следовательно, и какие-то «опосредованные ПК и Интернетом консультации», предлагаемые Н.А.Болсуновской [1], попросту не реальны.

Секрет полишинеля. Общение в Интернете не является непосредственным. Это опосредованный вид общения (то есть посредством чего-либо), а, следовательно, такое общение не предполагает полный психологический контакт. Оно осуществляется при помощи письменных или технических устройств, специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией, но затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения (Помните: «Телефонная связь - ненадежная связь»). Кроме того, письмо текста предполагает определенную грамотность автора сообщения, владение навыком печатания на клавиатуре, как минимум. А еще необходимый навык общения по телефону и в Интернете включает способность корреспондента быстро выделять главное в сообщении.

Почему-то психологи, придумавшие такую форму проведения собраний родителей, не учли некоторых, лежащих на поверхности деталей.

1. Интернетом в настоящее время охвачено чуть более 30 процентов населения.

2. Для правильного и эффективного пользования Интернетом не достаточно иметь ПК и выход в Интернет. Нужен навык, приобретаемый годами.

3. Предложенный ими чат вне голосового общения - вещь довольно трудная. Мало кто, даже из «стажистов сети», владеет печатанием на клавиатуре в две руки и вслепую.

4. Письменное сообщение значительно труднее устного. Кроме того, оно всегда сверх контролируемо автором сообщения (как бы не выглядеть неграмотным в чужих глазах), и по этой причине не может рассматриваться как вариант открытого общения.

5. Сам обмен сообщениями больше походит на обмен посланиями-сообщениями с другой планетой.

6. Субъект, вступивший в чат-общение, постоянно чувствует контроль извне, что также не располагает к откровению и открытости.

Так, неужто, все печально? Да нет. Если не уподобляться персонажу из «бородатого» анекдота, а сесть и подумать, то и Интернет можно

использовать, причем весьма активно и эффективно на благо психологии и психологической практики. Поскольку чат попросту не подходит для целей донести главное до адресата сообщения, то одна из проверенных, теперь уже годами, форм распространения психологических знаний - это блоги, комментарии к постингам на внешних блогах и форумах, персональные или школьные web-сайты, странички с психологической тематикой на этих сайтах. Интернет необходимо рассматривать, как аналог печатных СМИ. Более подробно это описано в более ранней работе [7].

Необходимо также помнить и о «золотом правиле» говорящего (пишущего): «Говори более пространно, чтобы тебя поняли».

Интернет идеальнейшая среда для осуществления психологического просвещения. А вот тут читателю достаточно заглянуть на мою авторскую страницу или на страницу опыта черногорских психологов. Мы давно прошли этот путь, изведали все тропки и «трудности маршрута», поставили «предупреждающие метки» и составили инструкции начинающим ШйрУ/^^^^осоЬ^.щ/^ех^р/Психология для всех из Черногорска ; http://leo-chuprov.narod.ru/retecommunications.html ) [6;7].

Несколько удобнее использование голосового и видео-чата, но это тоже из серии «Джуниор, где мой коктейль?». Вряд ли стоит «подсаживать» родителей на Интернет, чтобы чуть позднее решать уже эту проблему, порожденную непродуманным вмешательством психологов в естественный ход явлений и порядок вещей. Принцип «Primum non nocere!» (Прежде всего -не вреди!) никто еще не отменял. Не следует уповать в воспитании на технические приспособления, будь то телевизор, монитор компьютера, домашний робот. Человека воспитывает человек. Но кое-какие функции все же можно переложить на Интернет. Вероятно, не только у нас в Хакасии имеется опыт «Психологической диспетчерской», когда кто-нибудь из практикующих психологов получает через электронный почтовый адрес письмо такого содержания: «Здравствуйте! посоветуйте, пожалуйста, к кому в Черногорске можно обратиться за психологической помощью, а также психотерапевтической! С уважением,...». Для установления связи с потенциальным клиентом, психолог дает такого содержания ответ: «Вопрос о специалисте зависит от запроса. Не зная сути запроса (или представляемой клиентом проблемы) трудно рекомендовать к кому обратиться. Поэтому, пожалуйста, если Вы доверяете мне, то опишите подробно, как Вы представляете Вашу проблему, что Вы ждете от консультации и тогда я Вам постараюсь найти специалиста (или возьмусь сам)».

Все дальнейшие действия зависят от полученного от потенциального клиента ответа. Такая «Психологическая диспетчерская», естественно может осуществляться через Интернет и электронную почту.

Вместо заключения. Симулякры, как и стимуляторы нужны, но ... , и вот тут мы постараемся использовать, как прием анализ целесообразности вторых. Стимуляторы иногда нужны, когда силы на исходе. Но если их использовать для достижения личной цели, как в спорте высоких достижений

- это мошенничество, т.е. нарушение спортивной этики. Если уж совсем вплотную «подсесть» на стимуляторы - это наркозависимость.

Вероятно, и этот проект не последний из тех, что живут только на бумажных листиках отчетов и на застывших во времени электронных страницах (См.: Воропаев М.В. [2]). По крайней мере, теперь понятно, что в этом направлении работать нельзя**. Потому, что нельзя путать божий дар с яичницей, а «предлагая ребенку игрушку, подумай, что будет, если она прилетит в твой лоб» (японская поговорка). А к чему я это? Да к продолжению разговора уже на тему соблюдения педагогами, психологами и социальными педагогами прав граждан в Интернет-угаре. Вот такой поворот.

Такой поворот напрашивается сам, если внимательно следить за публикациями тех, кто уже успел набить шишек на свой лоб, например смотрите статью «Что Интернет делает с нашим мозгом» (http://www.inosmi.ru/panorama/20081031/245027.html), опубликованную еще тогда, когда этого портала («СоцОбраз») и не существовало, т.е. 31.10.2008.

Последние штрихи. Завершился V Съезд Российского психологического общества (2012). В период его подготовки были предложения по прямой трансляции и обратной дистанционной связи между заочными участниками и докладчиками. Возражения, что это трудно выполнимо, тоже не принимались. Но итог. Только секция психодиагностики, да члены Правления РПО смогли наладить видео-трансляцию без обратной связи. Был представлен новый портал «Психологическая видео-газета» (А.Г.Лидерс). И все. Непосредственное общение через Интернет не получилось. И это при большой заинтересованности и весьма высоком внимании к мероприятию со стороны его участников. Технически задача оказалась невыполнима.

Литература и Интернет-источники:

1. Болсуновская Н.А. Сетевое психологическое сопровождение семей // "СоцОбраз" [Электрон. ресурс] http:// www.socobraz.ru/- Режим доступа: World Wide Web. URL: Сетевое психологическое сопровождение семей/Болсуновская НА

2. Воропаев М.В. Отечественное воспитание: симулякры и смерть реальности // www.wiki.vladimir.i-edu.ru [Электрон. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=Статья М.В. Воропаева

3. Игра-тренинг "Регата школьных команд" - 4 этап. Сетевое родительское собрание// http://www.socobraz.ru/[Электрон. ресурс]. - Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.socobraz.ru/index.php/Проведение родительских собраний с помощью Интернет.

4. Краснощёкова Т.Н., Мельникова О.А. Родительское собрание «Вместе к успеху!»// http://www.socobraz.ru/[Электрон. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.socobraz.ru/index.php/Родительское собрание 'Вместе к успеху!'

5. Коммунистическое образование: Словарь/Под общ. ред. Л.Н.Пономарева и Ж. Е. Тощенко. - М.: Политиздат, 1984. - 302 с.

8. Чупров Л.Ф. Психология для всех из Черногорска (опыт публицистических выступлений черногорских психологов)// www.socobraz.ru -проект сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз" [Электр. ресурс]. - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.socobraz.ru/index.php/Психология для всех из Черногорска . -25.05.2009.

9. Чупров Л.Ф. Ретиальная коммуникация практического психолога // Психологический журнал Л. Чупрова [Электрон. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod.ru/retecommunications.html. - То же: Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=43762

** См. также: «Интернет в обучении детей с ограниченными возможностями (Обсуждения Л. Ф. Чупровым студенческих работ этой тематики http://www.щssian-scientists.rU/communication/forum/messages/forum22/topic621/message3840/#message3840 )» на форуме Социальной сети «Ученые России» ( http://www.russian-scientists.ru/communication/forum/user/677/ ).

© Чупров Л.Ф., 2008; 2012.

© Портал «СоцОбраз» http://www.socobraz.ru/, 2008.

© ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». Серия «Педагогические науки». № 1 / 2012..

L. F. Chuprov

Parental meeting, what is it?

Debatable article concerning one of organisation forms in school self-management - to parental meeting. Questions of definition of the maintenance of concept, it выхолащивания in modern socially-pedagogical conditions are discussed. The special attention is given fashionable simulacrum - the form of carrying out of parental meetings on the Internet. Unreality of such action both technologically, and psychologically is proved.

Keywords: parental meeting, fashionable currents, a technological inconsistency, simulacrum.

Чупров Леонид Федорович - главный редактор ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (http://www.es.rae.ru/bulletinpp/). Кандидат психологических наук (ВАК СССР, Москва, 1988). Почётный доктор наук НОУ «Восточно-Сибирская открытая Академия» (ВСОА, Красноярск, 2010). Профессор АЕ (РАЕ, Москва, 2008 http://www.famous-scientists.ru/2952/). Почётный член и член Президиума Междисциплинарной академии наук (МАН, Кшв, 2012 http://man-ua.at.ua/). Полноправный член (Full Member) Европейской академии естествознания (EuANH, London, 2008).

ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.