Научная статья на тему '«Наша первая школа с лучиной…»'

«Наша первая школа с лучиной…» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Билярская школа / история образования / 4-х классное реальное училище / учитель / инспектор / высшее начальное училище / советская трудовая школа. / The Bilyarsk school / education history / four-grade non-classical secondary school / teacher / inspector / higher primary school / Soviet labour school.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузьмин Сергей Алексеевич

Целью статьи является исследование истории Билярской школы в первой трети XX в. Основными источниками для написания статьи послужили делопроизводственные документы, отложившиеся в фондах Государственного архива Республики Татарстан, а также воспоминания старожилов села и фотографии из семейных архивов. Собранные сведения позволяют реконструировать основные этапы становления и развития образовательного учреждения, расширить представление о системе образования в стране в первой трети XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Our first school with a wicker lamp…”

The purpose of the article is a study of the Bilyarsk school of the first third of the 20th century. The main sources for the article’s preparation are current records kept in the funds of the State Archive of the Republic of Tatarstan, as well as the reminiscences of the village’s old residents and photos from family archives. The collected information allows us to reconstruct the main stages of the establishment and development of the educational institution, enhance our insight into the educational system of the country in the first third of the 20th century.

Текст научной работы на тему ««Наша первая школа с лучиной…»»

УДК 37.063

«Наша первая школа с лучиной...»

С. А. Кузьмин,

Билярская средняя общеобразовательная школа, с. Билярск, Алексеевский муниципальный район, Республика Татарстан, Российская Федерация

Аннотация

Целью статьи является исследование истории Билярской школы в первой трети XX в. Основными источниками для написания статьи послужили делопроизводственные документы, отложившиеся в фондах Государственного архива Республики Татарстан, а также воспоминания старожилов села и фотографии из семейных архивов. Собранные сведения позволяют реконструировать основные этапы становления и развития образовательного учреждения, расширить представление о системе образования в стране в первой трети XX в.

Abstract

The purpose of the article is a study of the Bilyarsk school of the first third of the 20th century. The main sources for the articles preparation are current records kept in the funds of the State Archive of the Republic of Tatarstan, as well as the reminiscences of the villages old residents and photos from family archives. The collected information allows us to reconstruct the main stages of the establishment and development of the educational institution, enhance our insight into the educational system of the country in the first third of the 20th century.

Ключевые слова

Билярская школа, история образования, 4-х классное реальное училище, учитель, инспектор, высшее начальное училище, советская трудовая школа.

Keywords

The Bilyarsk school, education history, four-grade non-classical secondary school, teacher, inspector, higher primary school, Soviet labour school.

Школа в сельской местности во все времена играет особую роль - центра общественной жизни и культуры. В полной мере это относится к школе, в которой мы учимся - Билярской. Она имеет вековую историю, славные традиции, и что особенно важно, успешное настоящее. Школа открылась в 1909 г., но сведения о периоде ее основания и становления отсутствуют.

Целью исследования стали сбор фактического материала по истории Билярской школы в первой трети XX в., его проверка, систематизация и обобщение.

"Our first school with a wicker lamp..

S. A. Kuzmin,

the Bilyarsk secondary school, Bilyarsk village, Alekseevsky municipal district,

the Republic of Tatarstan, the Russian Federation

В конкурсе документальных публикаций «Архивные фонды - науке и краеведению», проведенном ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан» в 2021 г., работа автора заняла I место в 1-й группе участников -обучающиеся 8-11 классов общеобразовательных школ и образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.

Литература по данной теме очень ограничена. Она представлена статьей «Образование в Алексеевском районе» в сборнике «На камских берегах», который посвящен истории Алексеевского района.

Основными источниками для нас стали документы из фондов Государственного архива Республики Татарстан:

- Клировые ведомости пригорода Билярска за 1912 г. Они хранятся в Архивном фонде Казанской духовной консистории (доступ к данному документу мы получили благодаря выпускникам школы, получившим духовное образование);

- Отчеты учителя-инспектора Билярского четырехклассного реального училища за 1910,1911,1912 гг.;

- Прошения учителей в Департамент народного просвещения и попечителю Казанского учебного округа, директору народных училищ Казанской губернии.

Важным источником для исследования стали воспоминания старожилов села и старые фотографии. Было опрошено более 20 респондентов. Особенно полезными стали данные, сообщенные И. П. Дмитриевым, оставившим подробные воспоминания о своей юности, H. Н. Матросовой, Л. Н. Сальниковой, Г. В. Кручининой, А. Н. Кручининым, С. А. Афанасьевым и М. Г. Хлоповым. Особенностью использования данного вида источников является то, что их необходимо подвергать полному анализу, сверяя сведения между собой.

Методами исследования стали анализ архивных документов и фотографий, опрос, интервью.

Материалы, собранные в результате исследования, пополнят материалы школьного музея, а также послужат базой для написания книги о школе.

Образование в Билярске в XIX в.

В России к концу XIX в. сформировалась стройная и разветвленная, но малоэффективная система образования. Начальная ступень была представлена сельскими училищами с трехлетним и пятилетним обучением, училищами Министерства государственных имуществ, городскими училищами и церковно-приходскими школами. По положению 1872 г. появились еще четырехклассные реальные училища. Всего начальных школ в стране было 123 745. Учебных заведений среднего образования было 1635. Это были прогимназии, гимназии (они давали возможность поступать в университеты), специальные учебные заведения (медицинские, педагогические и т. д.). Высшее образование было представлено университетами.

В течение XIX в. шло медленное, но верное развитие образование в с. Билярске. Крестьянские дети учились грамоте по богослужебным книгам - Псалтырю и Часослову. Они были изданы на старославянском, и поэтому «грамотеи» иногда не могли прочесть вывесок на учреждениях.

До 1845 г. грамоте билярскихдетей обучал энтузиаст Иван Петрович Обрезков. В 1845 г. в селе открыта школа Министерства государственных имуществ. В 1866 г. она взята на содержание Чистопольским земством1. В 1880 г. преобразована в двухклассное училище Министерства народного просвещения, это государственное учебное заведение, со сроком обучения 3+2. Училище находилось в собственном доме с двумя классными комнатами и квартирами для учителей. Обучалось здесь, по данным на 1887 г. - 204 мальчика, 1904 г. - 2002.

В 1861 г. в селе была открыта супругой священника Анной Михайловной Лавровой женская школа. В 1866 г. школа стала земской. В 1887 г. она помещалась в собственном здании с квартирой учительницы. После Лавровой в школе преподавала ее помощница Ефросинья Марковна Белова. По данным проверки Дирекции народных училищ, в школе поддерживался образцовый порядок.

Здание Билярской школы. I960 г.

The Bilyarsk school building. 1960.

Обучалось, по данным на 1887 г. - 72 девочки и 25 мальчиков, на 1904 г. - 87 девочек и 20 мальчиков. Срок обучения составлял три года. С 1887 г. церковное пение в школе преподавал дьякон Евграф Константинович Листов. Он создал женский хор, поющий в храме3.

По данным Дирекции народных училищ, на 1904 г. в селе числилась и церков-но-приходская школа, в которой обучалось 68 мальчиков и 13 девочек4.

Таким образом, к началу XX в. (1904 г.) в пригороде Билярске Чистопольского уезда Казанской губернии действовало три учебных заведения, с числом обучающихся 288 мальчиков и 90 девочек. Это довольно мало, если учесть, что численность населения села составляла около 7 тысяч человек. Старожилы-учителя С. А. Афанасьев и М. Г. Хлопов рассказывали, что в конце XIX - начале XX в. в селе было несколько частных школ, на дому.

Чистопольское земство отчитывалось о том, что начальное образование получали 65 % мальчиков и 30 % девочек.

Билярское четырехклассное реальное училище

В конце 1908 г. было принято решение о создании 4-х классного реального училища в Билярске. В архивном фонде Казанской духовной консистории, в клиро-вых ведомостях пригорода Билярска за 1912 г. значится: «4-х классное реальное училище учреждено 6 декабря 1908 года». Училище было открыто 1 сентября 1909 г. во временном наемном помещении, о чем свидетельствует уведомление Департамента народного просвещения попечителю Казанского учебного округа от 16 сентября 1909 г. Этот день мы считаем днем рождения нашей школы.

Каждое учебное заведение - это живой, растущий организм. Как каждому ребенку ему нужны любящие, знающие, заботливые родители - учителя, благоприятные условия, доброе окружение и, конечно, пища духовная. Все это, несомненно, было у нашей школы в младенчестве, в первые годы ее существования.

В Билярское 4-классное реальное училище в 1909 г. было принято 33 человека, из них 6 девочек. В отчете о состоянии училища, составленном учителем-исправником говорится, что количество учащихся растет. Так, на следующий 1910 г. учеников уже 89, из них 19 - девочки. Интересен социальный состав. В отчете отмечено,

что большинство из них - дети местных крестьян. Им была посильна плата за обучение, составлявшая 3 рубля, и подходила программа. Но нередки были случаи, когда крестьянские дети были вынуждены оставить обучение, так как оно поглощало все их время, и помогать родителям по хозяйству они не могли. Среди учащихся были дети местных мещан и даже один потомственный дворянин. Училище было многоконфессиональным. Кроме учеников-православных, обучались мусульмане и язычники. Учитель-инспектор в отчете сетует, что неправославные жители Билярска опасаются, что обучение может разрушить религиозно-бытовой уклад жизни их детей и что поступить в училище им трудно из-за «слабого знания русского языка»5.

Учащиеся успешно осваивали программу обучения. Прежде всего, учителя отмечали трудолюбие крестьянских детей и то, что поступали сюда самые способные. Немаловажным является то, что была сформирована хорошая и бесплатная библиотека учебных руководств и пособий. Училище было укомплектовано приборами, моделями, картинами. В музее школы и сейчас хранятся некоторые из них.

Несомненно, с первых лет нашей школе повезло с руководителями и учителями. Костяк преподавательского состава сформировался уже в первый год. Первым учителем-инспектором, руководителем школы стал Андрей Яковлевич Бочкарев. В 1898 г. он окончил курс Казанской учительской семинарии и работал в училище при Учительском институте в Казани. В 1909 г. назначен с повышением в Билярск. Здесь он создал семью, женившись на дочери священника с. Савруши, девице Анне Александровне Корнеевой6. Будучи еще очень молодым человеком, всю свою энергию, немалый талант он вложил в процветание училища. Анализируя причины пропусков учащихся, он пишет в отчете: «Главной причиной следует считать негигиеническую обстановку быта местного населения. Заболевание тифом, оспой, корью, скарлатиной происходили постоянно. Больница находится в 5 верстах от Билярска»7. Андрей Яковлевич добивается назначения в училище в октябре 1910 г. врача. Им стал Петр Михайлович Михайлов, земской врач из Чистополя, окончивший курсы медицинских наук при Казанском университете.

Осознавая необходимость приобретения профессиональных навыков для крестьянских детей, он просит вышестоящее начальство об открытии кузнеч-но- слесарно-столярного класса для мальчиков и класса домоводства для девочек.

В период становления училища его педагогический состав довольно часто менялся. Учительствовали в Билярске Василий Михайлович Зыков из Астраханской губернии; Александр Дмитриевич Александров, переведенный из Спасска; Иван Степанович Борисов из Казани; Василий Семенович Суходолов, переведенный из Чебоксар; Федор Румянцев, учительствовавший ранее в Мариинско-Посадском училище. Пение преподавал коренной билярец, дьяк местной церкви Иван Бряндин. Задерживались в училище надолго неравнодушные и трудолюбивые педагоги.

Много лет законоучителем проработал священник Василий Вознесенский. В 1884 г. он окончил курс Казанской духовной семинарии и работал при ней учителем образцовой школы. В 1889 г. стал священником в Билярске. С момента создания училища преподавал в нем. В семье Василия и Серафимы Вознесенских было три дочери: старшая Екатерина, Елизавета и Елена8. Семья играла заметную роль в культурной жизни Билярска того времени. Старшие девочки учились в Казанском женском епархиальном училище, а затем работали в Билярской школе. Перед революцией Екатерина поступила на Высшие женские курсы в Москве, но вынуждена была их бросить из-за революции. После смерти в 1918 г. отца, Екатерина перевезла мать и младшую сестру в Казань, где и содержала их за счет скромного жалования учителя начальных классов. Это место она смогла получить, потому что очень хорошо играла на фортепиано. Елена вышла замуж за младшего брата известного

в Казани профессора Воробьева (этнограф казанских татар). О семье стало известно от правнука Василия Вознесенского - Евгения Васильевича Биряльцева, проживающего в Казани.

Условия, в которых приходилось учиться и работать в те далекие годы, были далеки от идеала. Училище располагалось в двух избах. «Квартиры весьма неудобны: одна из них сыра и угарна, входная дверь мала» - пишет в отчете А. Я. Бочкарев9. В мае 1912 г. школа, наконец, обрела свой дом. Ее перевели в здание Земского начального училища. Так трудами неравнодушных, талантливых, трудолюбивых людей была взращена наша школа.

Советская трудовая школа второй ступени

В лихие 20-е годы школа пережила множество реорганизаций. Еще в 1915 г. из реального училища она была реорганизована в Высшее начальное училище. В разгар революционных событий, в конце 1917 г. на базе школы была открыта гимназия с четырехгодичным курсом. В конце 1918 г. последовала новая реорганизация - гимназия и старшие классы Высшего начального училища были преобразованы в Советскую трудовую школу второй ступени. Обучение мальчиков и девочек в ней было совместным.

Выпускник 1920 г. И. П. Дмитриев пишет о школе и о времени следующее: «Изучение предметов существенно отличалось от старой школы. Они изучались как логическое построение. Это был период наибольшего развития умственных способностей, умения анализировать и обобщать знания и впечатления, понимать понастоящему реальную жизнь, взаимоотношения людей, строение общества, давали ясное представление о светлом будущем».

С первых дней в гимназии было организовано самоуправление. Открытым голосованием был избран состав ученического комитета и «суда чести». Председателем «суда чести» была избрана ученица Лена Обрядина, приехавшая из Петрограда. На заседаниях суда разбирали нарушения дисциплины, выполнение общественных поручений. Как меру наказания присуждали порицание, выговор и бойкот.

Коллектив учителей подобрался молодой и активный. «У нас сложились хорошие отношения с учителями. Мы невольно проникались уважением к ним. Они старались отдать все силы и знания, чтобы в понятной форме изложить свой предмет. Тогда были свежи еще идеалы народников "сеять разумное, доброе, вечное". Нас привлекала их

Учителя и ученики Билярской школы. 1935 г.

Teachers and students of the Bilyarsk school. 1935.

высокая культура, интеллигентность, терпимость к нашим недостаткам. Мы стремились подражать им» - пишет о своих учителях Дмитриев.

Директором гимназии был Аркадий Андреевич Ключарев. Он преподавал историю и увлек учащихся идеей построения бесклассового коммунистического общества, где все люди равны, имеют одинаковые права и обязанности, одинаково получают за свой труд, где нет ни богатых, ни бедных.

Учителем немецкого языка в гимназии служила Ольга Вяльбе, приехавшая из Кинешмы. Чтобы подорвать спекулятивную торговлю, она ничего не покупала на рынке и окружающих пыталась в этом убедить.

На уроках литературы Валентина Сергеевна Скрыльникова, приехавшая из Симбирска, рассказывала о необыкновенном духовном даровании и способностях своего земляка В. И. Ульянова, знакомила с его работами.

Математику и физику преподавал Михаил Иванович Крючков, только что окончивший Казанский университет. Внешним видом он очень напоминал студента: носил студенческую тужурку и шинель с кантами, темно-голубыми петлицами и позолоченными пуговицами.

Ученикам того замечательного времени скучать было некогда. Они самозабвенно творили себя, страну... В конце 1919 г. в школе возникла комсомольская ячейка из 5-6 человек. Называлась она Союз коммунистической молодежи (Сокомол). Первыми комсомольцами села были: Ганя Зубарев, Павел Алексеев, Борис Садовников. К началу 1920 г. комсомольская группа составляла уже около 30 человек. Чуть позже, в 1923 г. в школе был создан и пионерский отряд. По воспоминаниям пионеров того времени Н. И. Мальцевой, М. С. Обрезкова, М. Ф. Казанцевой и др., организаторами отряда были комсомолец И. А. Матвеев и пионерка из Чистополя Нина Чугурова. Дни без остатка были наполнены учебой, трудом, творчеством. Учащиеся организовывали помощь раненым красноармейцам, работали на очистке дворов и ремонте домов семей красноармейцев. Участвовали в строительстве и оборудовании Народного дома, который был преобразован из лабаза купцов Тороповых. Заведующим Народным домом был Василий Георгиевич Листов. Он же был и режиссером театра. Самодеятельные артисты, по совместительству учителя начальных школ и гимназии, ставили «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись» и множество других произведений. Все постановки пользовались неизменным успехом. На комсомольца Дмитриева была возложена организация струнного оркестра. Собрали с десяток гитар и балалаек, провели несколько сыгровок и с успехом выступали на концертах. Огромное впечатление на билярцев производило выступление народного хора под руководством учителя Ананьева. Спектакли и концерты в Народном доме проходили при скудном освещении. Горели всего две керосиновые лампы. Дома билярцев из-за нехватки керосина вообще освещались лучинами.

Часто педагоги и ученики собирались в школе и по вечерам. Два раза в неделю читали художественную литературу вслух. Особенно привлекала фантастика Герберта Уэльса. Плохо было с одеждой и обувью, но об этом забывали на школьных вечерах, где разыгрывали сцены из пьес А. П. Чехова и А. Н. Островского, декламировали, затевали общие игры. Танцевали под виртуозную игру на баяне Миши Орлова краковяк, польку, тустеп, вальс. Лучшими танцорами были Маруся Лучанкина, Маруся Мясникова, Аркадий Перовский, Маруся Благовещенская. Признанными актерами в школе считались Саша и Костя Мюфке, Вася Мухин, Ная Лучанкина.

Ученики и учителя съехались в Билярск со всей огромной страны. В 1916 г. в Билярске и окрестностях были расселены несколько сот беженцев из Гродненской губернии, которая стала прифронтовой полосой в Первую мировую войну.

Осенью 1919 г., вскоре после начала учебных занятий, всех мальчиков 1902 г. р. и старше призвали в Красную армию для всеобщего воинского обучения (Всевобуча). Было организовано несколько взводов, по 50 человек в каждом. Обучение вели бывший фельдфебель царской армии Тюрин и унтер-офицер Зубарев. Учили маршировать, управляться с оружием, рыть окопы. Обучение было окончено в начале 1920 г. Вскоре ребятам понадобились навыки ведения боя, так как учащиеся-комсомольцы приняли участие в подавлении в феврале 1920 г. восстания вильников.

Восстание охватило огромную территорию - Мензелинский, Бугульминский уезды Уфимской губернии - и докатилось до Чистополя и Билярска Казанской губернии. Билярск был центром волости, и именно здесь были организованы склады продовольствия, реквизированного продовольственными отрядами у окрестных крестьян. Продовольствие предназначалось для отправки в центральные районы страны, где свирепствовал голод. Участниками восстания было захвачено село Шама, да и среди билярских крестьян вильникам очень многие сочувствовали. Несколько дней Билярск был на осадном положении. Старшеклассники патрулировали улицы. В село стянули 30 продотрядников и вооружили старшеклассников. На рассвете холодного февральского дня этими незначительными военными силами вильни-ки были выбиты из Шамы. Жертву этих событий, продотрядника И. Канунова, похоронили при огромном стечении народа и под пение гимна «Вы жертвою пали в борьбе роковой» у здания школы. Позднее здесь же нашли свое упокоение первый военный комиссар Билярской волости К. Сучков, продовольственный комиссар В. Толмачев и А. Ахметшин.

К концу 20-х годов стране потребовались рабочие кадры, и школа пережила очередную модернизацию. В 1929 г. она была реорганизована в школу крестьянской молодежи с обязательным семилетним обучением.

Школа колхозной молодежи

Билярск в 30-е годы еще более разросся - он стал центром огромного района. В 1930 г. здесь был организован колхоз, в который входили в основном бедняки и батраки. В 1935 г. колхоз им. Первого мая был разделен на три: им. Куйбышева (председатель Н. Ф. Серов), им. Калинина (председатель А. Н. Бутлеровский), им. Кирова (председатель Бобков). В селе было огромное количество организаций: от МТС и райвоенкомата - до детского дома.

Как было отмечено, 1929 г. был для нашей школы годом очередной модернизации - она стала семилеткой. В этот период ее заведующим работал Ширяев. Он был освобожден от должности летом 1933 г., при этом не последнюю роль сыграло то, что он был офицером царской армии, а в Гражданскую войну воевал на стороне белых.

Преемником Ширяева на посту заведующего стал Василий Георгиевич Листов. Он был сыном священника Билярской церкви. Всю свою жизнь он посвятил детям. В революционные годы возглавлял Народный дом, был режиссером самодеятельного театра. Это увлечение он сохранил до конца жизни. В школе он с успехом преподавал химию.

Ханиф Харисович Миндубаев, который с 1933 по 1963 г. работал на разных должностях в Билярском РОНО, оставил о этом времени очень интересные и содержательные воспоминания. Он пишет: «Учителя в нашей местности тогда жили не очень хорошо. Одевались также неважно. Большинство учителей наших школ не имели не только среднего, но и даже семилетнего образования. Для них были организованы заочные педкурсы с тем, чтобы они это образование получили. Затем молодые учителя могли поступать в заочные педучилища».

Учителя и ученики Билярской школы на праздновании Нового года.

Teachers and students of the Bilyarsk school at a New Year party. 1941.

1941 г.

Школа была самой крупной в районе и являлась базой для проведения семинаров, совещаний. По воспоминаниям выпускников, доминирующим из всех методов обучения был метод Макаренко. Школа имела приусадебный участок в 20 га земли, который ученики сами обрабатывали, создали свое животноводческое хозяйство: три лошади, семь коров, кролики. Хозяйство было хорошим подспорьем в эти голодные годы.

Ученики собирались в семилетнюю школу со всего района. Выпускник школы родом из маленького села Амзи, Сергей Васильевич Ермилов, вспоминал: «Она показалась мне большой, даже огромной. Особенно трудно было на переменах, два раза даже заблудился и поэтому ученик из Кульбаево стал моим проводником».

Выпускники, вспоминая своих учителей, употребляли эпитеты «талантливые», «одаренные», «прекрасные». Наряду с Листовым, в школе долгое время проработали и оставили неизгладимый след в душах людей многие учителя. Савельев Павел Матвеевич, учитель немецкого языка, руководил еще и струнным оркестром. Также в оркестре играли преподаватель труда Петр Семенович Девяткин - на мандолине и учитель математики Наталья Ивановна Павлова - на гитаре. Вместе с этими учителями в струнном оркестре играли на балалайках десять учащихся. Людмила Яковлевна Данилова имела прекрасный голос и многие годы вела концерты художественной самодеятельности. Учителем татарского языка в начальных классах была Галия Садыкова (Миндубаева). Учителем биологии работал увлеченный и педантичный во всем Андрей Герасимович Немчинов. Он был коренным билярцем, в детстве очень рано остался без отца. Он был низенького роста, плечистый с маленькой головой. Ученики дали ему прозвище «Карась».

Школа жила активной, веселой, трудовой жизнью. Проводились концерты художественной самодеятельности и спектакли, лыжные и конькобежные соревнования, вечера антирелигиозной пропаганды.

В 1935 г. в стране вводилось необязательное среднее образование, и школа стала средней. В 1938 г. состоялся первый выпуск Билярской средней школы. В этом классе было 15 человек: 8 юношей и 7 девушек. Всех их объединяло страстное желание учиться. Особенно выделялся Петр Носов, который по всем предметам успевал на «отлично». На выпускном вечере он был награжден похвальным листом и получил аттестат с отличием. Сейчас он хранится в школьном музее. У каждого из этих людей были свои планы, но все их перечеркнула Великая Отечественная война.

* * *

Школа, в которой мы учимся, основана более ста лет назад. Она имеет вековую историю, славные традиции и, что особенно важно, успешное настоящее. В музее истории школы практически отсутствовал материал о этапе образования и становления школы. Целями нашего исследования стали сбор фактического материала по истории Билярской школы в первой трети XX в., его проверка, систематизация и обобщение.

Мы изучили литературу по теме и собрали материалы о системе образования в России в XIX в., а также об образовании в селе Билярске. В литературе сведений об образовании в Билярске в первой трети XX в. нами не обнаружено. За новыми источниками мы обратились в Государственный архив Республики Татарстан. Нами было обработано множество документов, из которых мы делали выписки. Данные сопоставлялись, анализировались, систематизировались.

В архивном фонде Казанской духовной консистории, в клировых ведомостях пригорода Билярска за 1912 г. значится: «4-х классное реальное училище учреждено 6 декабря 1908 года». Мы узнали о деятельности первого руководителя нашей школы, учителя-инспектора Андрея Яковлевича Бочкарева, и созданного им коллектива. Собрали краткие сведении о нескольких преподавателях. В конце 1917 г. на базе школы открыта гимназия с четырехгодичным курсом. В конце 1918 г. последовала новая реорганизация - гимназия и старшие классы Высшего начального училища были преобразованы в Советскую трудовую школу второй ступени. Сведения о школе этого периода, в основном, почерпнуты нами из воспоминаний выпускника 1920 г. И. П. Дмитриева. Они хранятся в музее школы и были записаны в 70-х годах прошлого века. 1929 г. стал для нашей школы годом очередной модернизации - она стала семилеткой. В 1935 г. в стране вводилось необязательное среднее образование, и школа стала средней. Первый свой выпуск средняя школа произвела в 1938 г.

Собранные сведения позволили нам пополнить экспозицию школьного музея данными о периоде становления нашей школы, позволили расширить представление о системе образования в первой трети XX в. в нашей стране. Мы многое узнали об образе жизни того времени в нашем селе. Экскурсии по музею, в связи с использованием новых сведений, стали проходить интереснее и полезнее.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. На камских берегах. -Казань, 2011.-С. 57.

2. Там же.

3. Там же.

4. Там же.

5. Отчет учителя-инспектора Билярского четырехклассного реального училища за 1910 г. // ГА РТ, ф. 92, он. 2 д. 11547, л. 24.

6. Прошения учителей в Департамент народного просвещения и попечителю Казанского учебного округа, директору народных училищ Казанской губернии // ГАРТ, ф. 160, оп. 1 д. 1307, л. 141.

7. Отчет учителя-инспектора Билярского четырехклассного реального училища за 1910 г. // ГА РТ, ф. 92, оп. 2 д. 11547, л. 37.

8. Прошения учителей в Департамент народного просвещения и попечителю Казанского учебного округа, директору народных училищ Казанской губернии // ГА РТ, ф. 160, оп. 1 д. 1307, л. 137.

9. Отчет учителя-инспектора Билярского четырехклассного реального училища за 1911 // ГА РТ, ф. 92, оп. 2, д. 13039, л. 7.

Фото предоставлены автором статьи.

The photos are submitted by the author of the article.

Сведения об авторе

Кузьмин Сергей Алексеевич, ученик 8 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Билярская средняя общеобразовательная школа» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, e-mail: bilyrsk(2)yandex.ru

About the author

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sergey A. Kuzmiti, an eighth-grade student of the Bilyarsk secondary school, Alekseevsky municipal district, the Republic of Tatarstan, e-mail: bilyrsk@yandex.ru

Научный руководитель

Михайлова Елена Викторовна, учитель истории и обществознания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Билярская средняя общеобразовательная школа» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, e-mail: mixai07@yandex.ru

Academic Advisor

Elena V. Mikhaylova, teacher of history and social studies, the Bilyarsk secondary school, Alekseevsky municipal district, the Republic of Tatarstan, e-mail: mixai07@yandex.ru

В редакцию статья поступила 25.03.2021, опубликована:

Кузьмин С. А.« Наша первая школа с лучиной...»// Гасырлар авазы - Эхо веков Echo of centuries. -2022. - № 2. - С. 175-184.

Submitted on 25.03.2021, published:

Kuzmin S. A. "Nasha pervaya shkola s luchinoy..." ["Our first school with a wicker lamp..."]. IN: Gasyrlar avazy - Eho vekov [Echo of centuries], 2022, no. 2, pp. 175-184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.