Научная статья на тему 'Обучение детей мусульман Астраханской губернии русскому языку в последней трети XIX века'

Обучение детей мусульман Астраханской губернии русскому языку в последней трети XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
516
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКО-ТАТАРСКОЕ УЧИЛИЩЕ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАХАЛЛЯ / МЕКТЕБ / МЕДРЕСЕ / КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МEKTEB / MADRASSЕ / RUSSIAN-TATAR SCHOOL / PRIMARY EDUCATION / COMMUNITY / RELIGIOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Имашева Марина Маратовна

В статье на основе архивных источников и материалов периодической прессы представлен анализ процесса становления и развития обучения русскому языку детей мусульман Астраханской губернии в XIX в. от первой неудачной попытки в 1820-е гг. до организованных форм начального образования в самом конце XIX века. Этот процесс был реализован в двух направлениях: создание русско-татарского министерского одноклассного училища и организация русских классов при традиционных приходских мусульманских начальных образовательных учреждениях - мектебах. Первые результаты деятельности этих образовательных учреждений сказались уже в начале нового, ХХ века, когда уровень владения русским языком позволил отдельным представителям махалли поступить в средние общеобразовательные и специальные учебные заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Имашева Марина Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING CHILDREN THE MUSLIMS OF THE ASTRAKHAN REGION OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN THE LAST THIRD OF THE XIX CENTURY

The article describes the formation and the first stage of the development of Russian language teaching in primary educational institutions Astrakhan. The focus is on the first educational institutions with systematic education for Muslim children the Russian language. In the reformed confessional schools of Muslims are "Rules on measures for education living in Russia for foreigners" dated March 26, 1870, therefore, identified some of the provisions of this document, most influenced the emergence of Mekteb and schools of a new type. Based on the analysis of archival documents and materials periodicals describes the activities of various primary educational institutions Astrakhan province in 1870-1901, The greatest attention is paid to the First Astrakhan Russian-Tatar Ministry of national education College. His popularity among the Astrakhan Muslims was so great that, on the one hand, it has won the unconditional backing of the authorities. And that is exactly what happened at the school, was educated in which, despite the name, not only Tatars, and other nationalities. As can be seen from the dynamics of the number of schools and number of students, the demand for primary education, in the environment of the Astrakhan Muslims grew from year to year. Very successful was the choice of teachers, and also head of the First Russian-Tatar school. I.H. Iskenderov for several decades earned the respect of the Muslim community in the region. And also managed to build such relationships with educational authorities and local authorities that the school consistently, from year to year, and found, not only public, but also material support. However, it is the First Russian-Tatar school became a new type of school, prepared the transition to new forms of pedagogy, in particular, to jadides transformations. Its success in the Muslim environment, led to the discovery of a whole series of similar schools in the Astrakhan province in the early twentieth century.

Текст научной работы на тему «Обучение детей мусульман Астраханской губернии русскому языку в последней трети XIX века»

УДК: 330.83 ББК: 63.3 (2 Рос)-2

Имашева М.М.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МУСУЛЬМАН АСТРАХАНСКОЙ ГУБЕРНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА

Imasheva M.M.

TEACHING CHILDREN THE MUSLIMS OF THE ASTRAKHAN REGION OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN THE LAST THIRD OF THE XIX CENTURY

Ключевые слова: русско-татарское училище, начальное образование, махалля, мектеб, медресе, конфессиональное образование.

Key words: Russian-Tatar school, primary education, community, Mekteb, madrassе, religious education.

Аннотация: в статье на основе архивных источников и материалов периодической прессы представлен анализ процесса становления и развития обучения русскому языку детей мусульман Астраханской губернии в XIX в. от первой неудачной попытки в 1820-е гг. до организованных форм начального образования в самом конце XIXвека. Этот процесс был реализован в двух направлениях: создание русско-татарского министерского одноклассного училища и организация русских классов при традиционных приходских мусульманских начальных образовательных учреждениях - мектебах. Первые результаты деятельности этих образовательных учреждений сказались уже в начале нового, ХХ века, когда уровень владения русским языком позволил отдельным представителям махалли поступить в средние общеобразовательные и специальные учебные заведения.

Abstract: the article describes the formation and the first stage of the development of Russian language teaching in primary educational institutions Astrakhan. The focus is on the first educational institutions with systematic education for Muslim children the Russian language. In the reformed confessional schools of Muslims are "Rules on measures for education living in Russia for foreigners" dated March 26, 1870, therefore, identified some of the provisions of this document, most influenced the emergence of Mekteb and schools of a new type. Based on the analysis of archival documents and materials periodicals describes the activities of various primary educational institutions Astrakhan province in 1870-1901,

The greatest attention is paid to the First Astrakhan Russian-Tatar Ministry of national education College. His popularity among the Astrakhan Muslims was so great that, on the one hand, it has won the unconditional backing of the authorities. And that is exactly what happened at the school, was educated in which, despite the name, not only Tatars, and other nationalities. As can be seen from the dynamics of the number of schools and number of students, the demand for primary education, in the environment of the Astrakhan Muslims grew from year to year.

Very successful was the choice of teachers, and also head of the First Russian-Tatar school. I.H. Iskenderov for several decades earned the respect of the Muslim community in the region. And also managed to build such relationships with educational authorities and local authorities that the school consistently, from year to year, and found, not only public, but also material support.

However, it is the First Russian-Tatar school became a new type of school, prepared the transition to new forms of pedagogy, in particular, to jadides transformations. Its success in the Muslim environment, led to the discovery of a whole series of similar schools in the Astrakhan province in the early twentieth century.

К 1820-м гг. относится первая попытка татарского населения. 26 июля 1821 г. организации класса с курсом русского языка в директор народных училищ Астраханской Астраханской губернии для местного губернии направил Астраханскому

губернатору генералу И.И. Попову просьбу «собрать сведения о нравственных качествах и не был ли он под следствием» на астраханского юртовского старшину, казыя и мухтасипа Хаджи Ахунджана Ниязова.

Казый обратил на себя внимание чиновника в связи с составленным им прошением, в котором «просил завести в Астрахани для обучения единоверцев своих российской грамоте училище по методу взаимного обучения, посредством военного училища, в городе Астрахани находящегося». Предполагалось, что учителя этого училища «означенную методу» покажут в мектебе юртовских татар1.

Власти жестоко расправились с казыем А. Ниязовым, который «двумя прошениями утруждал господина Министра Духовных дел и Народного Просвещения». Он был лишен всех своих званий, в том числе и духовного сана имама решением Духовного Управления мусульман в Оренбурге. На тот момент и светские и духовные власти считали, что обучать мусульман русскому языку дело абсолютно бесполезное .

Между тем, шли годы, экономическое развитие страны требовало от коммерсантов новых знаний и навыков. Развивалось и мусульманское предпринимательство.

Татарские купцы, так или иначе, вступали в отношения с российскими, вся деловая документация и официальная переписка велась на русском языке, судопроизводство, да и простое знание законов, требовало знания русского языка. Именно мусульманская буржуазия оказывается наиболее

заинтересованной в обучении своих детей русскому языку. Именно она выступает в поддержку намеченных правительством реформ в области начального мусульманского образования.

Но прошло несколько десятилетий, прежде чем русское правительство осознало необходимость вовлечения мусульман Российской империи в общегосударственные социальные и иные процессы. В отношении мусульманских народов в пореформенный период был выработан, а впоследствии и

Государственный архив Астраханской

области (далее - ГААО). Ф.1. Оп.6. Т.2. Д.2391. -Л.1.

2 Там же. - Л. 119-121

реализован, целый комплекс мер по распространению в их среде начального общего образования и русского языка, конечной целью которого, по замыслу начинателя нового правительственного школьного курса графа Д.А. Толстого, должно было стать их «обрусение и слияние с русским народом»3.

Как известно, в рамках реформы образования 26 марта 1870 г. были изданы «Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев»4. Согласно этому закону предполагалось открыть за счет мусульман русско-татарские школы и русские классы при медресе, реализующие программы начального училища. В первом случае, помимо обучения русскому языку и математике, учебное ведомство приглашало духовное лицо или знающего основы ислама единоверца для обучения воспитанников мусульманскому вероучению. Во втором случае учащиеся были обязаны посещать русский класс.

Прежде всего «Правила» были распространены на Казанский учебный округ, в составе которого с 1803 г. находилась и Астраханская губерния. С 1893 г. в ведение Казанского округа перешла территория Внутренней киргизской орды,

административно подчинявшаяся

астраханскому губернатору.

Приступая к реализации программы, намеченной «Правилами», попечитель Казанского округа П.Д. Шестаков опасался, что татарское население встретит намеченные преобразования с недовольством. Поэтому попечитель рекомендовал инспекторам народных училищ при организации новых учебных заведений и реформировании старых опираться на помощь «влиятельных лиц магометанских обществ»5. А также, по возможности, действовать так, чтобы инициатива открытия новых учебных заведений исходила от самих татар. В Астраханской губернии предполагалось

п 6

открыть 7 русско-татарских училищ .

3 Астраханский листок. - 30 мая 1903 г. -

№113.

4 Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев // Мир ислама. 1913. Т.II. Вып. IV. - С.263.

5 Национальный архив Республики Татарстан. Ф.92. Оп.2. Д.462. - 82 об.

6 Там же. - Л.82.

В этой ситуации, как нельзя кстати, оказалась поддержка Оренбургского муфтия С. Тевкелева. В октябре 1872 г. Астраханское губернское правление получило от Оренбургского магометанского духовного собрания отношение 85 экземпляров наставления духовным лицам, состоявших при мусульманских приходах Астраханской губернии, от муфтия «для раздачи такового по одному экземпляру каждой мечети с расписками всех духовных лиц, дабы они потом не могли отговориться неполучением...».

Наставление муфтия содержало призыв ко всем мусульманам изучать русский язык. Перечислялись причины, почему надо изучать русский язык мусульманам: «От этого незнания русского языка происходит большое зло; вы не понимаете требований и предписаний Гражданского Начальства и довольствуетесь тем, что скажут вам, или что захотят сказать вам ваши переводчики. Вы лишены многих выгод потому, что даже просить не умеете того, в чем иногда нуждаетесь от христиан и от своего начальства. Ежели вы хотите писать прошение об удовлетворении ваших религиозных потребностей, вы идете к человеку, который знает по-русски и человек тот может написать вам не то, что вы желаете, а вредное для вас! Вот до чего доводит вас незнание русской грамоты!»1.

Наставление муфтия находит отклик в махалле села Каменный Яр Черноярского уезда. Прихожане местной мечети в апреле 1873 г. составили приговор: «Мы, нижеподписавшиеся. Бывши в собрании своего общества в присутствии указного муллы нашей мечети, где по выслушании полученного нами от Черноярской уездной полиции наставления Муфтия о введении при магометанских медресах (школах) русского языка, с общего согласия составили свой приговор. Так как мы имеем жительство вместе с русскими, где общественные доходы и расходы имеем заедино, в селении нашем, при училище, для обучения русскому языку, нанят учитель русский. Вследствие чего, желающие научиться русскому языку, обращаются прямо в то училище к русскому

учителю» . Это была первая мусульманская школа в губернии с преподаванием русского языка.

Вместе с тем, махалля Каменного Яра на тот момент оказалась единственной, которая согласилась взять на себя расходы по содержанию учителя русского языка. В «Правилах» было заложено положение о финансировании преподавания исламского вероучения на средства прихожан. И большинство мулл, «сославшись на невозможность финансировать их за счет населения по причине бедности последних, отказалось от введения русского языка в конфессиональные школы» .

О мусульманских школах в официальных кругах губернии существовало весьма смутное представление.

Статистический комитет отмечал: «В Астраханской губернии существует два рода мусульманских школ - медресе и мектебе. Медресе - школа постоянная и при том с гораздо большей программой преподавания, мектебе же - временная, и с более упрощенной программой, чем медресе. Обучение как в тех, так и в других бесплатное, производится муллами, в селах - в содержимых специально

4

для этого домах, а в городах при мечетях» .

Школы-мектебе, как правило, открывались при приходах мечетей. Прошение об их открытии направлялись в губернское правление от имени прихожан. Иногда проходило несколько лет после открытия мечети, прежде чем махалля находила средства для открытия приходского училища. И уже сами прихожане решали выделять деньги на обучение детей русскому языку или нет. До начала ХХ века, как правило, побеждала консервативная тенденция, которая следовала традиции этноконфессиональной замкнутости. А главные носители ее - муллы и имамы, боясь потерять существенную составляющую своих доходов с приходом в мектебе педагогов нового типа, всячески настаивали на вредности всего русского, в том

1 ГААО. Ф.13. Оп.1. Д.50504. - Л. 1-2.

Там же.

3 Саматова, Ч.Х. Руководство Казанского учебного округа и открытие русско-татарских училищ и русских классов при мектебах и медресе (1870-1905 гг.) // Научный Татарстан. - 2009. - №2. - С. 199.

4 Астраханские губернские ведомости. - 18 декабря 1871 г. - №51.

числе и русской грамоты.

Между тем, количество учебных заведений у мусульман Астраханской губернии росло год от года. В отчете статистического комитета за 1871 г. значится: «Об учащихся и учебных заведениях. ... Сведений о магометанах нет, кроме одного учащегося в гимназии и 2 в уездном училище. При каждой татарской мечети имеются школы (медресе) для воспитания мальчиков и девочек»1. В 1876 г. в губернии насчитывалось 32 татарские школы, в которых обучались 637 мальчиков и 117 девочек2.

Число медресе продолжало расти, и в 1880 г., всего лишь через 4 года, статистический комитет отметил, что в Астраханской губернии уже 44 «татарских» мектебе и медресе, в которых обучаются 746 мальчиков и 224 девочек, кроме того в Астрахани было открыто и «персидское» шиитское медресе, в котором обучалось 16 мальчиков3.

К началу 1898 г. в Астраханской губернии было 9 медресе (из них 5 в Астрахани) и 25 мектебе (3 в Астрахани). Во всех 34 школах обучалось 1240 мальчиков и 176 девочек. В Астрахани - 447 мальчиков и 35 девочек. Ни в одной из этих школ не преподавался русский язык .

В 1901 г. в городе Астрахани работали 1 министерская школа (русско-татарская школа), в ней преподавали 3 учителя, обучалось 63 мальчиков. Также в городе действовали 4 мектебе, в которых работало 6 учителей-мугаллимов, в них обучались 140 мальчиков и 63 девочек. В 6 городских медресе 340 мальчиков обучали 7 учителей-мугаллимов. Итого на многотысячное мусульманское население приходилось 11 начальных учебных заведений с 16 учителями, в которых обучалось 543 ребенка мужского и 63 женского пола, и только в одном учебном заведении преподавали начальный курс русской грамматики5.

Именно министерская школа, или

1 Там же.

2 Астраханские губернские ведомости. - 24 декабря 1876 г. - №59.

3 Астраханские губернские ведомости. - 03 июля 1880 г. - №52.

4 Астраханские губернские ведомости. - 04 мая 1898 г. - №48.

5 ГААО. Ф.13. Оп.1. Д.50504. - Л.35.

Первое русско-татарское училище стало первым проводником систематического изучения русского языка в среде мусульман Астрахани. О необходимости оптимизации межкультурных отношений между русскоязычным населением города и различными этническими группами, прежде всего татарами и персами, с которыми велась самая обширная торговля как внутри, так и вне города, осознавалась и различными общественными кругами: «если желательно и необходимо сближение с народом, живущим с нами рядом и играющим столь важную роль в наших торговых и промышленных делах; если необходимо для обоюдной пользы приобщить его к европейской цивилизации, то для этого прежде всего требуется знакомство с его языком».

Та «изолированность», которая замечалась между русским и «азиатским» населением города, происходила, «.главным образом от того, что язык одного совершенно не доступен для другого». А татары и персы,

между тем, охотно «шли на усвоение русского

6

языка» .

Открытие русско-татарских школ во всех местностях, где жили татары, в том числе и в Астрахани, изначально встретили достаточно жесткую реакцию консервативных кругов мусульманского общества.

Возникновение и зарождение новой педагогики в этих школах были сопряжены с огромными трудностями.

Нам сегодня трудно, а может быть, даже невозможно представить, сколько насмешек, ядовитых укоров в богоотступничестве, сколько угроз падало на головы родителей, которые впервые отдавали своих детей в школы с курсом преподавания русского языка. В конце 1880-х гг. на все татарское население города Астрахани и пригородной слободы Царевской, «исключительно населенной татарами», имелась всего только одна министерская школа, устроенная по образцу русских министерских училищ. Местное общество в то время с большой симпатией отнеслось к этому начинанию: «Эта школа в отношении педагогическом устроена весьма удовлетворительно, успехи учащихся (45 человек) настолько велики по всем предметам,

6 Астраханский справочный листок. - 23 августа 1871 г. - №89.

не исключая и русского языка, что не только обыкновенные рядовые татары охотно отдают в эту школу своих детей, но даже муллы, пользующиеся в татарском населении громадным авторитетом и составляющие ядро консервативного элемента в нем, предпочитают это училище другим для своих ребят»1.

По свидетельствам заведующего Первым русско-татарским училищем И.Х Искендерова, который вспоминал об этом, даже спустя 20 лет после открытия в Астрахани русско-татарского училища: «На мальчиков-учеников косились даже их родственники, их сторонились, избегали.. Но вот прошли года и вся прежняя дикость, все прежнее недоверие к школе постепенно стали исчезать. Медленно, но прочно школа завоевала себе симпатию мусульман. Громадной волной хлынули они в школу»2.

Русско-татарское училище

Министерства народного просвещения в Астрахани было открыто в 1882 г. Об открытии училища ходатайствовали прихожане соборной мечети №7. До начала ХХ века оно оставалось единственным учебным заведением, где татарским детям преподавали русский язык в объеме, необходимом для успешного ведения коммерческих дел и существования в русскоговорящем обществе.

На содержание русско-татарского училища в Астрахани Министерством народного просвещения ежегодно ассигновалось по 600 рублей. Они распределялись следующим образом: 400 руб. - жалованье учителя Искендерова; 50 руб. -жалованье законоучителя и учителя татарского языка; 150 руб. - на учебные пособия, на отопление и освещение и на наем прислуги, на текущий ремонт и прочие хозяйственные расходы3.

Если в социальном отношении семьи учеников представляли довольно однородное явление: государственные крестьяне и мещане, то этнический состав представляет особый интерес. В числе лиц, обращавшихся к Искендерову за поддержкой в 1891 г., мы видим астраханских мещан Нигматуллу

1 Астраханский вестник. - 12 мая 1889 г. - №172.

2 Астраханский листок. - 30 мая 1903 г. - №113.

3 ГААО. Ф.94. Оп.1. Д.10727. - Л.5.

Фатхуллаева, Закира Малюкова, крестьянина Пензенской губернии Зельбухара

Хальназарова, казанского мещанина Гали Каримова, юртовского татарина

Мухамедрахима Белялова, «киргизинов» (казахов) Абдуллу Худайбергенова и Сагита Абдуллаева. Кроме тюркоговорящих татар, ногайцев и казахов в школе в начале 1890-х гг. обучались и три персидских мальчика. В целом это перечисление отражает этническую картину того, что на самом деле представляло собой «татарское» общество Астрахани. Но как мы видим, люди, принадлежащие к различным тюркским нациям и группам татарского народа, были объединены одной целью: учить своих детей в русско-татарской школе.

Искак Халиулльевич Искендеров пользовался авторитетом и поддержкой мусульманской общины, которая доверила ему образование и воспитание своих детей, сумел преодолеть традиционное недоверие татар к изучению русского языка, консерватизм махали, считавшей, что следование дедовским традициям и прежде всего избегание всяческих контактов с неправоверными позволит сохранить чистоту религии и национальное самосознание. В 1891 г. уполномоченные прихожане так обращались к нему: «.Стараниями Вашими Вы приобрели расположение магометанского населения слободы к училищу, вследствие чего число учащихся детей увеличилось.».

Действительно, с 1882 по 1891 г. число учащихся астраханского русско-татарского училища выросло почти в 3 раза: в 1882-1883 учебном году обучалось 16 мальчиков; 18831884 - 27; 1884-1885 - 23; 1885-1886 - 37; 1886-1887 - 42; 1887-1888 - 43; 1888-1889-43; 1889-1890 - 45; 1890-1891 - 45. Число же желающих отдать своих детей в школу намного превышало количество обучающихся, из-за тесноты помещения «в начале каждого почти года приводилось отказывать в приеме многим детям». За период своего существования школа выпустила 34 ученика, умевших не только сносно разговаривать, но и писать и читать по-русски. Кроме того, полученное образование давало льготу по отбыванию воинской повинности 4 разряда4.

4 ГААО. Ф.94. Оп.1. Д.10727. - Л.6.

В июне 1891 г. Искендеров писал в городскую управу: «Сообразуясь о том, что школа эта единственная на татарское население г. Астрахани, несмотря на тесноту классного помещения, где на аршинном пространстве сидят почти по 2 ученика, приходилось принимать учеников гораздо больше, чем позволяет помещение по настоятельным просьбам их родителей, так что в последние пять лет число учеников превышало 40».

Дети размещались на 12 двухместных партах в тесноте, страдая зимой от холода и ветра, выдувавшего старое здание насквозь: «.стены в зимнее время промерзают насквозь и внутри покрываются снегом». Само здание «по ветхости своей» грозило падением1.

Русско-татарское училище в начале 1890-х гг. обрело очень влиятельного защитника. Инспектор (а в будущем директор) астраханских народных училищ К.М. Аммосов неустанно подвергал критике и осуждению тех, кто считал существование русско-татарского училища бессмысленной затеей. Тех, кто считал, что если русско-татарское училище закроется, то от этого большой беды не будет, и дети просто разойдутся по городским приходским училищам, чтобы продолжить образование.

Аммосов писал в городскую управу в январе 1892 г.: «Мнение это является крайне ошибочным и совершенно безосновательным. Во-первых, все приходские училища в Астрахани переполнены учащимися выше всякой нормы. Единственное менее полное по числу учащихся является 8 приходское училище - армянское.

Во-вторых, соединение детей, исповедующих настолько далекие одна от другой религии, как христианство и мусульманство, в прохождении курса начальной грамотности, где главными предметами обучения являются Закон Божий и где главный круг занятий сосредотачивается на религиозно-нравственных истинах, является крайне неудобным. Татарское население только благодаря специальным школам начало, и при том далеко не везде, усвоять русскую грамотность и гражданственность. В Астрахани, под

влиянием вполне соответствующего направления усвоенного единственной на все бывшее Астраханское татарское царство школы, стремление татар к усвоению русской грамоты и гражданственности, имеет признаки весьма благоприятные и с каждым годом усиливается. Если тяжелые обстоятельства вынудят закрыть эту единственную школу, то является полная опасность, что начавшееся сближение татар с русской

гражданственностью будет подорвано в зародыше.

В-третьих, элементарное обучение как прочих инородцев, так и татар, имеет свою особую организацию, применимую к более успешному и более правильному усвоению инородцами русской речи и грамотности. Обучение инородцев значительно

затрудняется и требует особых методов и приемов в силу, в большинстве, совершенного непонимания детьми-инородцами русской речи. Понятно, что общая учебная организация, принятая в приходских училищах окажется совершенно безуспешной для обучения детей татарских»2.

В августе 1891 г. управа на заседании поручила гласному М.А. Хлебникову собрать сведения о татарском училище. Он посетил здание школы, беседовал с И.Х. Искендеровым, учащимися и их родителями. Составленное Хлебниковым сообщение в общих чертах повторило сведения Искендерова: «.зимою в школе почти постоянно 4 градуса мороза, почему ученики сидят в тулупах и перчатках, чернила замерзают, письменные занятия прекращаются и время занятий, обыкновенное от 8 до часу дня сокращается; .требования о принятии в школу увеличиваются и ныне отказано более 20 человекам, заявлений о принятии детей в школу выросло бы еще более, но многие знают, что школа не имеет помещения; .татары, зная, что школа на правах приходских училищ дает окончившим курс в ней право пользоваться льготой 4-го разряда, охотно помещают своих детей, число учащихся возрастает год от года»3.

Власти в очередной раз убедились, какое значение имело учебное заведение для астраханской махалли. Никакие неудобства не

1 Там же, л. 10

2 ГААО. Ф.94. Оп.1. Д.10727. - Л.6-6об.

3 Там же. - Л.7.

смогли сократить количество желающих получить в нем образование. Татары «с удовольствием посылают своих детей учиться в русско-татарскую школу», - констатировала пресса1.

Но, с другой стороны, ежегодно «по необходимости», то есть просто из-за недостатка помещений, приходилось отказывать большинству родителей, желавших обучить своих детей русскому языку. Об открытии второго мужского, а тем более женского русско-татарского училища городские мусульмане в этот период времени даже не задумывались, и тем более «никаких мер не принималось». К русским же народным школам татары «в силу своего религиозного фанатизма» относились с большим предубеждением2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 октября 1891 г. городская управа постановила выдать астраханскому русско-татарскому училищу единовременное пособие в 420 рублей на проектируемое новое здание этого училища. Всего же, по смете, необходимо было 1328 рублей.

По настоятельной просьбе И.Х. Искендерова и благодаря поддержке чиновников от министерства просвещения, в частности, инспектора К.М. Аммосова, с января 1892 г. это пособие в 420 рублей становится ежегодным, платежи по 140 рублей три раза в год, вплоть до 1917 г. , Искендеров получал в январе, мае и сентябре. Пособие от министерства ежегодно составляло 600 рублей .

В 1892 г., «вследствие пособия» от городской думы, русско-татарское училище 15 октября «переселилось из Царева в город, наняв помещение в

преимущественно населенной татарами местности». Результат не замедлил сказаться, инспектор училищ

К.М. Аммосов писал в городскую управу: «С перемещением в город приток желающих обучаться в училище увеличился настолько, что обе классные комнаты быстро наполнились учениками, причем 20 и более детям было отказано в приеме за недостатком места. Чтобы поместить всех учащихся, пришлось построить некоторую

1 Прикаспийская газета. - 25 мая 1901 г. - №140.

2 Там же.

3 ГААО. Ф.94. Оп.1. Д.10727. - Л.4.

часть столов вновь, а за недостатком средств собрать даже ветхую мебель из училищ приходских. В настоящее время обучается в училище 55 мальчиков, из коих 11 готовятся к окончанию курса» .

В 1898 г. почетным блюстителем русско-татарского училища на трехлетие был утвержден губернатором

потомственный почетный гражданин Мухамед-Шакир Мухамеджанович

Казаков5. Этот факт говорит прежде всего о том, что необходимость обучения детей татар русскому языку была очевидна буржуазной элите мусульманской общины региона.

В 1901 г. в русско-татарском училище Искендерова обучалось 72 мальчика (из которых до 20 были азербайджанцами и персами, остальные татарами).

В школе курс обучения был рассчитан на три года, соответственно учащиеся были разделены на 3 отделения - класса. Кроме русского языка, никаких других иностранных или древних языков не преподавалось. Вероучение преподавал мулла. Учебный персонал - учитель (он же заведующий) и его помощник. И.Х. Искендеров управлял татарским училищем бессменно с момента открытия в 1882 г. и до лета 1917 г.6. Более того, первое здание училища было пожертвовано безвозмездно отставным солдатом и разбогатевшим в Астрахани торговцем Халильуллой Искендеровым. И.Х. Искендеров в течение длительного времени был и единственным учителем в школе. По тем временам у него было блестящее образование - в июне 1882 г. он с отличием закончил Казанскую татарскую учительскую

7

школу .

Практически с первых дней своей педагогической деятельности в Астрахани Искак Халильуллевич получает признание со стороны общества, причем не только татарского, но и русскоязычного.

В 1889 г. в газете «Астраханский Вестник» Искендерову была посвящена целая статья, в ней корреспондент

4 ГААО. Ф.94. Оп.1. Д.10727. - Л.5об.

5 Астраханские губернские ведомости. - 12 марта 1899 г. - №96.

6 Прикаспийская газета. - 25 мая 1901 г. - №140.

7 Астраханский вестник. - 12 мая 1889 г. - №172.

характеризовал заведующего как «вполне заслуживающий поощрения, как

единственный, кажется, образованный татарин в Астрахани, являющийся новатором среди своих соплеменников, проводником в их среду европейской культуры»1.

Необходимость развития системы русско-татарских школ в губернии (тем более, что первоначально планировалось открыть 7 таких школ) привела к тому, что в 1898 г. группа местных татар вела разговор о том, чтобы возбудить ходатайство перед властями о необходимости открытия второй русско-татарской школы. Но «было ли это ходатайство отправлено куда следует, и какой результат получился от этого - для многих осталось неизвестным, об этом перестали говорить, - вопрос совершенно заглох».

Многие успокоились и решили, что «мысль об открытии в Астрахани второго училища оставлена совсем, да и сами инициаторы того дела по какой-то причине скоро замолкли, несмотря на то, что это один из самых насущных вопросов2.

Второе (и последнее) русско-татарское училище в Астрахани было открыто в 1906 г.

Значение русско-татарской школы в жизни мусульман Астраханской губернии было весьма значительным. В орбиту влияния ее попало не только местное татарское, но и казахское население. Богатые казахи предпочитали отдавать детей именно в это учебное заведение, игнорируя специально созданные во Внутренней киргизской орде министерские русско-киргизские училища. В 1900 г. в местной прессе был даже поднят вопрос «об отатаривании киргиз Астраханской губернии». Впрочем, вопрос этот был изначально «возбужден» Астраханским епархиальным начальством: «Каковы причины появления значительного количества частных татарских школ среди казахов, проживающих в Красноярском уезде (по Памятной книжке Астраханской губернии за 1899 г. в этом уезде проживало 12360 душ мужского и 17274 душ женского пола

1 Астраханский листок. - 22 января 1904 г. - №17.

2 Астраханский вестник. - 26 августа 1900 г. -№3383.

казахов3).

По мнению властей, в самой Астрахани, «является учебное заведение Министерства Народного Просвещения», которое вопреки целям государственной образовательной политики «служили рассадником татарской грамоты и культуры, даже там, где это вовсе не требовалось»4.

Реформы в области мусульманского образования привели к тому, что стало очевидным и для русского общества, что дети мусульман уже могут вполне успешно проходить курсы обучения в средних и высших учебных заведениях. Но, в условиях когда церковь не была отделена от государства, религиозное образование было частью программы. Соответственно, изучение православного Закона Божьего для мусульман описываемого периода было неприемлемым, что создавало практически непреодолимое препятствие для обучения детей мусульманской буржуазии в классических гимназиях и реальных училищах. Но проблему, как оказалось, сознавали и власти.

Еще в 1870 г. «с целью облегчить детям татар-магометан и вообще инородцев-нехристиан прохождение курса в гимназиях» было постановлено освободить этих детей от изучения церковнославянского, греческого и немецкого языков «без ограничения прав и преимуществ для тех, которые окончат курс по прочим предметам».

Во второй половине 1890-х гг., «ввиду того, что и в реальные училища стали поступать дети татар-магометан, было возбуждено ходатайство об освобождении и учеников реального училища, не христианских вероисповеданий, от изучения церковно-славянского языка, так как помимо трудности своей, такое изучение сопряжено с чтением книг Священного Писания и Нового Завета, что считается магометанами неудобным в религиозном отношении». И весной 1898 г. министр народного просвещения с этим

3 Памятная книжка Астраханской губернии за 1899 г. - Астрахань, 1900. - С.15

4 Астраханский справочный листок. - 21 апреля 1900 г. - №86.

полностью согласился1.

Результат не замедлил сказаться, в следующем, 1899 г., в астраханском реальном училище обучалось 10 мальчиков-татар. Впрочем, на фоне 390 учащихся других вероисповеданий, преимущественно

православных, это поистине - капля в море. Но это, тем не менее, означало, что мусульмане всерьез заинтересовались, говоря словами корреспондента, «возможностью интеграции в российской общество на правах образованных, успешных граждан своего Отечества»2.

Начало ХХ века у мусульман Астраханской губернии стало новой вехой в развитии начального образования и изучения русского языка. Знакомство с идеями педагогики джадидизма, развитие регионального общественного движения, преодоление этноконфессиональной

замкнутости - вот те немногие составляющие, повлиявшие на развитие светского образования в мусульманской среде в последние годы существования императорской России. Но, безусловно, первый шаг к этому был сделан в XIX веке, который можно отнести к первому, начальному этапу описываемого явления.

1 Астраханские губернские ведомости. - 20 апреля 1898 г. - №67.

2 Астраханские губернские ведомости. - 04 февраля 1899 г. - №19.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Астраханский вестник. - 12 мая 1889 г. - №172.

2. Астраханский вестник. - 26 августа 1900 г. - №3383.

3. Астраханские губернские ведомости. - 18 декабря 1871 г. - №51.

4. Астраханские губернские ведомости. - 24 декабря 1876 г. - №59.

5. Астраханские губернские ведомости. - 03 июля 1880 г. - №52.

6. Астраханские губернские ведомости. - 20 апреля 1898 г. - №67.

7. Астраханские губернские ведомости. - 04 мая 1898 г. - №48.

8. Астраханские губернские ведомости. - 04 февраля 1899 г. - №19.

9. Астраханские губернские ведомости. - 12 марта 1899 г. - №96.

10. Астраханский листок. - 30 мая 1903 г. - №113.

11. Астраханский листок. - 22 января 1904 г. - №17.

12. Астраханский справочный листок. - 23 августа 1871 г. - №89.

13. Астраханский справочный листок. - 21 апреля 1900 г. - №86.

14. Загидуллин, И.К. Татарская школа и русификаторская политика царизма во второй половине XIX в. // Народное просвещение у татар в дооктябрьский период. -Казань, 1992. - С. 64-82.

15. Государственный архив Астраханской области (далее - ГААО). Ф. 1. Оп. 6. Т. 2. Д. 2391.

16. ГААО. Ф.13. Оп.1. Д.50504.

17. ГААО. Ф.94. Оп.1. Д.10727.

18. Национальный архив Республики Татарстан. Ф.92. Оп.2. Д.462.

19. Памятная книжка Астраханской губернии за 1899 г. - Астрахань, 1900. - 42 с.

20. Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев // Мир ислама. -1913. - Т.Н. Вып. IV. - С. 250-284.

21. Прикаспийская газета. - 25 мая 1901 г. - №140.

22. Саматова, Ч.Х. Руководство Казанского учебного округа и открытие русско-татарских училищ и русских классов при мектебах и медресе (1870-1905 гг.) // Научный Татарстан. - 2009. - №2. - С.198-210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.