Научная статья на тему 'Наша новая сельская школа'

Наша новая сельская школа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / ВНЕУРОЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / МОДЕЛИ БАЗОВЫХ ШКОЛ / NATIONAL INITIATIVE / EDUCATIONAL MODERNIZATION / SMALL SCHOOLS / META-OBJECTIVITY / EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEXES / AFTER-HOUR EMPLOYMENT / MODELS OF ELEMENTARY SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Роберт Юнирович, Борисенко Нина Викторовна

Проблемы малокомплектных школ. Новые учебно-методические комплексы. Внеурочная занятость школьников: кружки, спортивные секции, творческие студии. Оптимизация бюджетных расходов. Модели базовых школ, социокультурных комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наша новая сельская школа»

НА ША НОВАЯ СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Роберт Юнирович Каримов,

начальник отдела образования Стерлитамакского района, Республика Башкортостан

Нина Викторовна Борисенко,

заведующая методическим кабинетом отдела образования Стерлитамакского района

• национальная инициатива • модернизация образования • малокомплектная школа • метапредметность • учебно-методические комплексы • внеурочная занятость • модели базовых школ

В

образовательной системе сегодня происходят огромные перемены, направленные в первую очередь на модернизацию образования. Прошёл «Год учителя» как дань уважения благородному учительскому труду. Завершается подготовка к переходу с 1 сентября 2011 года на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Реализуется национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа». Главным результатом её должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития.

Как известно, около 70% школ России сельские, со своим укладом жизни и спецификой развития. И естественно, возникает вопрос: как этот документ отразится на сельской школе? Где она выиграет, а где столкнётся с определёнными проблемами? Куда выведет национальная инициатива малокомплектную российскую школу?

Переход на новые образовательные стандарты предполагает повышение качества образования.

В них заложены требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.

Их важная составляющая — условия обучения. Следовательно, образовательные учреждения должны иметь оснащённые современным оборудованием учебные кабинеты, лаборатории, библиотеки, медиатеки, спортивные залы, пищеблоки. В районе проведена большая работа по подготовке к переходу на новые стандарты. Прошли курсовую подготовку по ФГОС нового поколения все учителя начальных классов и администрация школ, проведены совещания, семинары. В школе с. Б. Куганак апробация новых стандартов идёт с 2009 года. Мы ожидаем нового стандарта для основной и старшей школы.

Результат образования — это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально ориентированным взглядом на мир в его единстве

и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов. Для этого перестраивается вся методическая работа. Упор в обучающих семинарах учителей делается на метапредметность, связь с практической направленностью урока. Внимание уделяется внедрению новых учебно-методических комплексов, начиная с детских дошкольных учреждений. В школах действуют экспериментальные площадки. На районном уровне в 2011 году зарегистрировано 7 площадок, 5 творческих групп, «Школа молодого учителя и руководителя», «Школа передового инновационного опыта» и др. Мы следим за их работой, проводится экспертиза, результаты заслушиваются на районном методическом совете.

Новый стандарт предусматривает внеурочную занятость: кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.

Некогда продуктивно работающие школьные кружки теперь мало где оплачиваются. В связи с этим в малокомплектной школе идёт их сокращение. Там, где учитель заинтересован, кружки проводятся на общественных началах. Большая часть объединений, секций, кружков теперь работает от учреждений дополнительного образования на бесплатной основе.

Однако выжить учреждениям дополнительного образования в автономном режиме на селе достаточно трудно. В городе это более приемлемо. В сёлах сегодня много безработных, не каждая семья имеет среднепрожи-точный минимум. Кроме содержания детей в общеобразовательной школе (питание, походы в театр, экскурсии и др.), родителям придётся оплачивать и кружки, секции.

Происходит повышение самостоятельности школ. Предстоящий перевод с 2011 года муниципальных образовательных учреждений на автономный, бюджетный и казенный типы станет ещё одним шагом в развитии правового положения и должен дать больше возможностей бюджетным учреждениям.

Повсеместно все регионы переходят на подушевое финансирование (деньги следуют

за учеником), оптимизацию бюджетных расходов. Для этого усиливается налоговое администрирование, продолжается реструктуризация государственных и муниципальных учреждений. Не секрет, что в рамках проводимой оптимизации идёт сокращение школ.

За последние годы по стране закрыто свыше 9 тысяч сельских школ. А это означает, что в сёлах не будут строиться новые дома и звучать детские голоса. Проблемы возникают с данным подходом именно в сельских малокомплектных школах.

С 2009 года 6 образовательных учреждений стали филиалами базовых школ, закрыто 2 начальные школы. 9 детских садов и оздоровительный лагерь «Колос» стали автономными. До конца 2011 года ещё 8 дошкольных учреждений получат этот статус, 13 школ будут реорганизованы в филиалы, 4 филиала подлежат закрытию. Эта ситуация оценивается неоднозначно. Школа закрывается — умирает село. При подвозе учащихся к базовой школе не учитываются удалённость малых деревень, плохие дороги, климатические условия (16% от общего количества учащихся подвозят 17 школьных автобусов). Дети младших классов ещё могут заниматься в кружках после уроков, а вот старшеклассники этого лишаются: уже ждёт с малышами автобус, дома необходимо успеть выполнить домашние задания. Проблемы заключаются и в техосмотре машин, и в обеспечении горюче-смазочными материалами. Нельзя, например, сравнивать климатические условия, дороги Башкортостана и Краснодарского края.

По фонду заработной платы многие школы идут с минусом. Это значит, что недостаёт средств, в первую очередь, на зарплату. Отклонения в зарплате у отдельных школ за год

составляют от 900 тысяч до 1 млн 200 тысяч рублей. Проведена оптимизация штатов. В основном под сокращение попал техперсонал. В среднем учитель нашего района получает 13000 рублей. Обслуживающий техперсонал — 6,5 тысяч рублей.

На августовском республиканском педсовете в 2010 году было сказано о продлении срока «коридора» для малокомплектных школ до сентября 2011 года. Спасёт ли их эта реанимация? Так на ком и на чём экономим? А главное — каков результат? Как говорится, копейка экономится — теряется рубль. Нужны кардинальные меры по выживанию малокомплектных школ.

Неэффективные расходы по школам определяются сегодня нормативами. Средняя наполняемость классов в сельской школе установлена на 14 человек. У нас в районе она составляет 10,9.

Следующий норматив — это количество учащихся, приходящихся на одного учителя. Он составляет 10 учеников, в наших школах — 8. По нормативу соотношения количества учителей к вспомогательному обслуживающему персоналу должно быть 65 к 35 (у нас — 43 к 57). Дело здесь заключается в том, что в штаты сельских школ входят 119 операторов газовых и электрических котельных и 95 поваров и кухонных работников (у городских школ такие штаты отсутствуют, так как у них централизованное отопление, а питание учащихся организовано через общепит). И получается, чтобы выйти на нормативы, мы должны процесс сокращения продолжить. Для финансистов малокомплектная школа — это нерентабельно, а для родителей, педагогов — это человеческие судьбы, будущее страны.

В новом Законе «Об образовании» предлагается учреждениям, которые не зарабатывают денег и не имеют внебюджетных доходов, перейти в статус казенных. Это мо-

гут быть детские дома, интернаты, спецшколы, сельские малокомплектные школы. Каков механизм, а главное результат этого перехода, пока трудно сказать.

Новая школа — это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают отдельные образовательные учреждения и система образования в целом.

Одним из показателей качественного обучения считается Единый государственный экзамен. В 2010 году из 229 выпускников 11-х классов только 5

г-О/

испытания не выдержали. 5% выпускников награждены золотыми, 3% — серебряными медалями. 52,3% поступили в высшие учебные заведения.

Рособрнадзор намерен ввести итоговые испытания на всех уровнях общего образования: начальной, основной, старшей. ЕГЭ и ГИА-9 стали реальностью. Кстати некоторые регионы (Ярославская, Тамбовская области) уже опередили Федеральный центр и самостоятельно в пилотном режиме проводят экзамены в 4-х классах.

Почему-то управленцев интересует только успеваемость школьников. Полагаем, что возможен целый комплекс показателей, включая здоровье учащихся, их спортивные и творческие успехи, организацию питания, профильное обучение. Работа, которую делаем мы по формированию портфолио учащихся, должна также в дальнейшем повлиять на оценку качества.

Нужна система критериев, единых требований, разработанных центрами управления качеством образования или Ми-нобрнадзором, а также методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах.

Один из принципов национальной инициативы — учитель, благодаря которо-

му школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты. Этот вопрос пока требует определённых доработок.

Новая система оплаты труда ещё далека от совершенства. При оплате труда сельских учителей заработная плата зависит от наполняемости класса. Несмотря на мероприятия, проводимые по оптимизации сети образовательных учреждений, положения коллективных договоров по социальной поддержке и премированию за результативность обучения не выполняются. В малокомплектной сельской школе, где сметой определено движение каждого рубля, на стимулирующие выплаты средств практически не остаётся. Поэтому результат труда педагога больше имеет моральную, чем материальную поддержку. Кроме того, представляется справедливым, что заработная плата учителей не должна зависеть от финансовой обеспеченности муниципалитета, региона.

Ещё одним стимулом предусмотрена аттестация педагогических и управленческих кадров. В нашем районе из 679 педагогов школ имеют высшую 67, первую — 331, вторую квалификационную категорию — 156 человек Мы поддерживаем профессионалов своего дела, молодых учителей, желающих подтвердить высокий уровень квалификации ранее установленных сроков.

С 1 января вступает в силу новое Положение об аттестации педагогических и руководящих кадров. Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности.

Как отметил министр образования и науки России А. Фурсенко, с 2011 года планируется постепенный, в течение пяти лет, переход к аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности. При этом у всех учителей, имеющих квалификационные категории, они будут сохраняться до конца срока их действия. Кроме того, процедура аттестации полностью перейдёт на уровень региона.

Решение о несоответствии занимаемой должности не будет для учителя необратимым. Работодатель в данном случае будет обязан обеспечить обучение, повышение квалификации такого учителя и повторное прохождение им аттестации.

Считаем правильным решением, когда педагогические вузы будут постепенно преобразованы в крупные базовые центры подготовки учителей. При этом директорам и лучшим учителям должна быть предоставлена возможность обучаться в других регионах и лично познакомиться с инновационным опытом соседей, а не по Интернету.

Новая школа — это новые учителя, открытые ко всему новому, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя — помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими, и уверенными в себе людьми.

В сложившихся условиях становится важным привлечение инновационно-мыслящих педагогов в школу. Для этого существует определённая материальная поддержка для молодых: единовременное пособие, выделение субсидий на жильё, повышенный коэффициент к заработной плате в течение трёх лет. Учитель XXI века кроме стандартного набора программ должен осваивать дифференцированные профессиональные модули с прохождением стажировки у лучших учителей. Созданное в 2006 году сообщество лучших учителей РФ (победители ПНПО) Стерлитамакс-кого района передаёт ценный опыт отечественной педагогики и методики с инновационными технологиями, добрые традиции начинающим учителям. Все школы имеют свои сайты, а педагоги — участники портала Республики Башкортостан. Благодаря нацпроекту «Образование» грантов

Президента РФ в направлении «Лучшие учителя РФ» удостоены 18 человек.

В республике ежегодно определяется лучший учитель государственных языков (башкирского и русского), и наши педагоги постоянно подтверждают это звание (5 человек).

В рамках реализации национальной инициативы «Наша новая школа» предполагается повысить самостоятельность школ. Её получат победители конкурсов приоритетного национального проекта «Образование» и школы, преобразованные в автономные учреждения. Требуемая отчётность таких школ будет сокращена в обмен на открытость информации о результатах работы. С их директорами будут заключены контракты, предусматривающие особые условия труда с учётом качества работы. Что ж, поживём — увидим. Наши образовательные учреждения готовы к такой деятельности. Лишь бы это не закончилось очередной декларацией. Это направление реально даёт возможность реализовывать яркие новаторские идеи, строить образовательный процесс по своему усмотрению. Конечно, такая школа будет более открытой, более востребованной обществом. В нашем районе три школы, внедряющие инновационные образовательные программы, получили грант в 1 млн рублей. На их базе проводится учёба руководителей школ, учителей, педагогическая практика студентов, бывших выпускников школ. Мы стремимся обновлять кадры за счёт своих выпускников.

Современной школе нужны учителя с новым мышлением, отвечающие высокому уровню. Методическая служба отдела образования ежегодно проводит более 20 профессиональных конкурсов, победители которых представляют свои презентации, мастер-классы, творческие лаборатории для педагогического сообщества района на образовательном форуме. Задачу подготовки «нового учителя для новой

школы» может решить ресурсный центр, где педагоги смогут слушать лекции известных российских учёных по различным направлениям научной деятельности, принять участие в видеоолимпиадах, научно-практических конференциях.

Национальная инициатива «Наша новая школа» предполагает также в качестве отдельного направления изменение школьной инфраструктуры. Сама идея хороша. Но насколько она реально выполнима сегодня? Это отдельный непростой вопрос для сельской школы. Новых, красивых сельских школ, оснащённых всем необходимым для ведения успешного образовательно-воспитательного процесса, честно говоря, немного. В нашем районе такие школы — базовые. Так, например, в Рощинской школе два спортзала, две столовые, бассейн, зимний сад, мультимедийный класс и т.д. На её базе проводятся спортивные соревнования района, республики, президентские состязания, обучающие семинары для педагогов, поваров и т.п. Ещё одна новая школа, отвечающая сегодняшним требованиям, была построена в районе в 2007 году (с. Первомайский). Остальные появились в 70-90-е годы прошлого века.

Дизайном зданий, помещений должны заниматься отдельные службы на конкурсной основе. Однако на самом деле этим приходится заниматься педагогам, родителям, спонсорам. Да и то это скорее текущий ремонт. Изменение инфраструктуры образовательного учреждения требует больших затрат. Сегодня голова директора школы больше занята мыслями о ремонте здания, помещений, выполнении предписаний надзорных служб, выплате штрафов. Так, благодаря целевому финансированию в 2010 году установлена пожарная сигнализация во всех школах. На эти нужды освоено более 6 миллионов рублей из республиканского и муниципального бюджетов. Установка сигнализации необходима ещё

в 20 детских садах, двух учреждениях дополнительного образования, детском оздоровительном лагере. Так что на «повестке дня» — безопасное пребывание детей в образовательных учреждениях, создание условий для полноценного питания и качественного обучения.

Мы приветствуем проведение архитектурного конкурса. Только каковы условия для сельской школы? И как в связи с этим будут решаться кадровые, материально-технические и другие вопросы, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени?

В последние годы возникли модели базовых школ, школ с профильным обучением, социокультурных комплексов. Они имеются и у нас. Их появление оправданно, так как даёт возможность вывести качественное обучение на новый уровень и сохранить образовательное учреждение в новой форме. А это значит, что живёт село, остаётся молодёжь, строятся дома. Необходимо нормативно закрепить существование таких школ и обеспечить их дальнейшее развитие. Сельская школа реально является социокультурным центром. И здесь стоит подумать, как этот центр будет комплексно действовать и кто будет его хозяином.

Определённую роль в укреплении материальной базы школ сыграл нацпроект «Об-

разование». За годы его действия сверх районного бюджета на нужды образовательных учреждений района израсходовано более 6 миллионов рублей из российского и более 9 миллионов рублей из республиканского бюджета. 23 школы получили 30 комплектов оборудования для предметных кабинетов, 10 интерактивных досок, 43 проектора на сумму около 16 млн рублей. Для подвоза учащихся получено 14 автобусов. В каждой школе имеется кабинет информатики.

Весь круг проблем и вопросов, которые волнуют сегодня педагогическое сообщество, решить сразу невозможно, потребуется много сил, средств и рутинной текущей работы.

Новую школу можно выстроить при открытом, заинтересованном диалоге между педагогами и властью. Это поможет избежать ошибок, а главное — предметно помочь школе.

Школа, учитель — главные движущие факторы общества. Без них нет самого общества. Соответственно отношение к школе — это отношение общества к самому себе, к своему настоящему и будущему. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.