Научная статья на тему 'Население как субъект социально-правовой активности в реформируемой России'

Население как субъект социально-правовой активности в реформируемой России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Население как субъект социально-правовой активности в реформируемой России»

тщательно отобранных обстоятельствах; анализа эмпирических данных в терминах субстантивных теорий и формальных моделей.

Исследования в области конкретной социологии коммуникации, хотя и имеют собственную частную методологию, сопряжены с выходом на общетеоретический уровень. Исследователи отмечают наличие двух основных теоретических каналов изучения коммуникации. С одной стороны, это были методы анализа коммуникативных процессов сквозь призму таких понятий, как «коммуникатор», «коммуникант», «трансляция», «коды» («кодирование», «декодирование»), «канал трансляции», «локал распространения информации» и т.д. Популярность подобных понятий и основанных на них моделей, подчеркивает Л.Е. Бля-хер, объяснялась тем, что с их помощью удавалось раскрыть ряд неявных структур социальной и политической реальности [5].

Второй теоретический канал осмысления феномена коммуникации составляет совокупность подходов, развитых в рамках философского экзистенциализма и персонализма и обогащенных концептуальными достижениями смежных направлений мысли - феноменологии, марксизма, фрейдизма, интуитивизма и т.д. Эти подходы ориентируют прежде всего на понимание коммуникации как специфически человеческого феномена, обусловленного диалогической природой сознания и языка. Исследование коммуникации в этом ключе требует междисциплинарных усилий филологов, философов, социологов, на основе которых в настоящее время сложился целый ряд парадигм и интерпретаций коммуникативного процесса. Здесь следует назвать в первую очередь социально-психологическое направление (бихевиоризм); экзистенциальный подход (диалоговый дискурс К. Ясперса, М. Бубера); символический интеракционизм (Дж. Г. Мид, Г. Блумер); металингвистическое понимание коммуникации, разработанное М. Бахтиным; социолингвистические исследования; феноменологию (А. Шюц, Г. Гарфинкель).

Необходимо подчеркнуть, что история коммуникации в значительной степени совпадает с историей человечества и общества. Одна из причин этого состоит в том, что культура, основополагающий эле-

мент человеческого общества, создается и поддерживается посредством коммуникации. Подобным же образом социализация, воспитание, так же как однотипные процессы индивидуализации человечества по прошествии тысячелетий и индивидуации отдельного субъекта по истечении двух десятков лет, могут быть поняты до конца только как коммуникативные процессы.

Именно поэтому современная социология все больше склоняется к пониманию коммуникативной природы социальности. Характер общества, ключевые черты идущих в нем процессов интерпретируются через принятые в нем адекватные ему формы коммуникации. «Общество только кажется статичной суммой социальных институтов: в действительности оно изо дня в день возрождается или творчески воссоздается с помощью определенных актов коммуникативного характера, имеющих место между его членами» [6]. Это высказывание Э. Сепира и в настоящее время не утратило своей актуальности. Изучение со-циетальных процессов сквозь призму социальной коммуникации составляет магистральную перспективу развития современной социологии.

Литература

1. Morris Ch.W. Foundations of the theory of signs. Chicago, 1938.

2. Lasswell H.D. The structure and Function of Communication in society // The Communication of Ideas / Ed. by 3. Bryson. N.Y., 1948.

3. Hovland C.I., Janis I.L, Kelly H.H. Communication and Persuasion: Psychological Studies of Opinion Change. New Haven, 1953.

4. Lazarsfeld P. The Discussion goes on // Public opinion quarterly. 1946. Vol. 9 (Whinter).

5. Бляхер Л.Е. Российский политический дискурс и ' концептуализация становящегося политического

пространства//Полис. 2002. № 3. С. 34.

6. Сепир Э. Коммуникация // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

Ростовский государственный университет____________________________5 декабря 2002 г.

© 2003 г. А.В. Рачипа

НАСЕЛЕНИЕ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АКТИВНОСТИ В РЕФОРМИРУЕМОЙ РОССИИ

На современном этапе общественного развития в России происходят коренные и в то же время противоречивые социальные, экономические, политические изменения, которые затрагивают каждого россиянина, вызывая значительную трансформацию прежних социально-психологических стереотипов, ценностных ориентаций, убеждений, мировосприятия, форм поведения.

Анализ эффективных крупномасштабных социальноправовых решений, осуществленный в нашей стране, показывает, что, как правило, их реализация предполагала активное включение в социальную деятельность широких масс. Поэтому практическая востребованность анализа трансформации правового сознания и его адаптации к новьм принципам функционирования общества не вызы-

вает сомнения. Без опоры на знание общественной ментальности и закономерностей трансформации правового сознания практически любые управленческие решения могут лишь случайно быть успешными и соответствовать замыслам их организаторов.

В этих условиях изучение проблематики, связанной с анализом трансформации правового сознания, обосновано потребностью практики управления социальными процессами, поскольку в условиях трансформации общественных институтов, привычных условий жизни и норм поведения роль правового сознания на ход социальных процессов резко возрастает.

Специфическим элементом правового сознания, важнейшим по отношению к другим, выступает социальная оценка состояния законности. Для лучшего ее понимания нужно оценить уровень социальной удовлетворенности состоянием законности, а также уровень субъектности личностей, составляющих социум, относительно состояния законности (как оценку респондентами социальных возможностей благоприятных изменений ситуации с состоянием законности). Социальная удовлетворенность состоянием законности означает осознание населением того, что уровень противоправного поведения находится на приемлемом уровне, не угрожает нормальному функционированию социальной системы. Особая смысловая нагрузка субъектности заключается в том, что именно здесь может закладываться потенциал самоуправления, саморазвития самого различного уровня. Наличие в обществе субъектности относительно состояния законности указывает на наличие гражданской активности, направленной на улучшение ситуации.

С целью исследования социальной оценки состояния законности в городе Таганроге был проведен ряд социологических опросов. Эмпирическая база исследований получена в результате реализации проектов «Таганрог - 1998» и «Таганрог - 2000 - 2001» [1,2].

Итоги исследования указывают на крайне низкий уровень удовлетворенности респондентов состоянием законности (табл. 1) практически у всех социальных групп. Сравнивая результаты первого и второго исследования, отметим, что индексы удовлетворенности по городу в целом одинаковы.

В мужских и женских группах при первом исследовании индексы были равны, а при втором — индекс повысился в группе женщин, но тем не менее он свидетельствует о неудовлетворенности респондентов-женщин состоянием законности, а в группах респон-дентов-мужчин наметилась негативная тенденция снижения удовлетворенности. Низкий уровень ее наблюдается и во всех возрастных группах респондентов.

Если по итогам первого исследования наибольшая доля удовлетворенных состоянием законности приходилась на горожан 25 - 29 лет, то по итогам второго -на горожан моложе 24 лет, соответственно наименьшая доля приходилась на горожан старше 50 лет и 40

- 49 лет.

По доле вполне удовлетворенных состоянием законности горожане моложе 24 лет поднялись со вто-

рого на первое место, 25 - 29 лет переместились с первого на четвертое, 30 - 39 лет - с третьего на второе, 40 - 49 лет - с четвертого на пятое, старше 50 лет - с пятого на третье место.

Таблица 1

Социальная удовлетворенность состоянием законности

Социальная группа Индекс удовлетворенности (-100 до 100)

1998 г. 2000 г.

Весь город -75 -75

Мужчины ' - -75- -78

Женщины -75 -73

Горожане до 24 лет -65 -60

25 - 29 лет -63 -81

30 - 39 лет -78 -72

40 - 49 лет -82 -84

старше 50 лет -87 -79

Имеющие среднее специальное образование -71 -78

среднее -71 -73

неполное среднее -76 -74

высшее -81 -76

Работники милиции -46 -58

Военнослужащие -62 -82

Студенты -66 -58

Предприниматели -66 -60

Работники торговли -67 -83

Работники здравоохранения -69 -79

Творческая интеллигенция -75 -84

Рабочие -75 -81

Банковские служащие -82 -65

Администрация города -84 -70

Научная интеллигенция -85 -93

Учителя, преподаватели -85 -75

Инженеры -86 -82

Руководители предприятий -89 -84

Пенсионеры -90 -93

Безработные -91 -81

Говоря о различиях в восприятии состояния законности в зависимости от образования респондентов, можно отметить, что во всех группах, выделенных по данному критерию, уровень удовлетворенности крайне низок.

При первом исследовании наибольшая доля удовлетворенных состоянием законности наблюдалась среди горожан со средним специальным образованием, наименьшая - среди горожан с высшим образованием, а при втором - наибольшая среди горожан со средним образованием и наименьшая - среди горожан со средним специальным образованием. Удовлетворенные состоянием законности горожане с высшим

образованием переместились с четвертого на третье место, со средним специальным - с первого на четвертое, с неполным средним - с третьего на второе, со средним образованием - со второго на первое.

Очень низкий уровень удовлетворенности состоянием законности наблюдается и у респондентов, выделенных по профессиональному критерию. У девяти из шестнадцати групп наметилась негативная тенденция снижения удовлетворенности.

Интересно, что наибольшая доля удовлетворенных состоянием законности - среди сотрудников правоохранительных органов, наименьшая при первом исследовании - среди безработных, при втором - пенсионеров. Научная интеллигенция переместилась с одиннадцатого места на пятнадцатое, безработные - с шестнадцатого на девятое, учителя и преподаватели - с двенадцатого на шестое, инженеры - с тринадцатого на одиннадцатое, работники администрации - с девятого на пятое, руководители остались на четырнадцатом месте, работники здравоохранения переместились с шестого на седьмое, пенсионеры - с пятнадцатого на шестнадцатое, работники торговли - с пятого на двенадцатое, студенты - с третьего на второе, военнослужащие - со второго на десятое, предприниматели - с четвертого на третье, творческая интеллигенция - с седьмого на тринадцатое, рабочие остались на восьмом месте, банковские служащие переместились с девятого места на четвертое.

Большая доля удовлетворенных состоянием законности сегодня среди молодежи, сотрудников правоохранительных органов, бизнес-слоя.

Определенные дополнения вносят в оценку удовлетворенности состоянием законности гендерные, возрастные, образовательные, профессиональные различия. Однако наиболее принципиальный характер восприятия у респондентов, выделенных по профессиональному критерию. Материалы исследования свидетельствуют, что большинство опрошенных не считает себя способным оказывать влияние на состояние законности (табл. 2).

Низкий уровень субъектности устойчиво отмечается практически у всех социальных групп, кроме работников правоохранительных органов.

Доля мужчин, осознающих свою способность влиять на состояние законности, выше, чем женщин. Хотя среди и тех, и других наблюдается недопустимо низкий уровень субъектности относительно состояния законности, но намечается позитивная тенденция повышения уровня субъектности.

Во всех возрастных группах таюке низкий уровень субъектности, заметно снизившийся во втором исследовании по сравнению с первым, кроме респондентов моложе 24 лет.

Наибольшая доля считающих возможным влиять на состояние законности наблюдалась при первом исследовании среди горожан моложе 24 лет, а при втором исследовании - 30 - 39 лет. Наименьшая доля устойчиво наблюдается у горожан старше 50 лет.

По уровню субъектности относительно состояния законности горожане моложе 24 лет переместились с

первого на второе место, 25 - 29 лет - со второго на третье, 30 - 39 лет - с третьего на первое, 40 - 49 лет и старше 50 лет остались на четвертом и пятом местах соответственно.

Таблица 2

Социальная субъектность относительно состояния законности

Социальная группа Индекс удовлетворенности (-100 до 100)

1998 г. 2000 г.

Весь город -70 -67

Мужчины -61 -60

Женщины -77 -75

Горожане до 24 лет -59 -55

25 - 29 лет -61 -67

30 - 39 лет -73 -54

40 - 49 лет -74 -78

старше 50 лет -81 -80

Имеющие среднее специальное образование -65 -76

неполное среднее -79 -47

среднее -71 -76

высшее -70 -58

Работники милиции 15 -4

Студенты -51 -68

Банковские служащие -64 -41

Предприниматели -65 -28

Научная интеллигенция -73 -68

Творческая интеллигенция -75 -79

Работники торговли -75 -68

Администрация города -76 -57

Рабочие -78 -78

Работники здравоохранения -79 -68

Военнослужащие -79 -75

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пенсионеры -80 -68

Инженеры -83 -80

Безработные -85 -78

Руководители предприятий -86 -86

Учителя, преподаватели -86 -65

Среди «молодого» населения доля считающих себя способными оказывать влияние на состояние законности больше, чем среди горожан старшего поколения.

Весьма низок уровень субъектности во всех группах респондентов, выделенных по критерию образования. Наибольшая доля считающих себя способными своими силами оказывать влияние на состояние законности устойчиво наблюдалась при первом исследовании среди горожан со средним специальным образованием, а при втором - с неполным средним образованием. Наименьшая доля при первом исследовании наблюдалась среди горожан с неполным средним

образованием, а при втором — со средним образованием. По уровню субъекгности относительно состояния законности горожане с высшим образованием устойчиво находятся на втором месте; со средним специальным переместились с первого на третье, со средним - с третьего на четвертое, а с неполным средним

— с четвертого на первое место.

Среди профессиональных групп горожан наибольшая доля осознающих свою реальную возможность влиять на состояние законности устойчиво наблюдается у сотрудников правоохранительных органов. Научная интеллигенция переместилась с пятого на седьмое место, безработные — с четырнадцатого на тринадцатое, учителя и преподаватели - с шестнадцатого на пятое, инженеры - с тринадцатого на пятнадцатое, работники администрации - с восьмого на четвертое, руководители - с пятнадцатого на шестнадцатое, работники здравоохранения - с десятого на девятое, пенсионеры - с двенадцатого на десятое, работники торговли — с седьмого на восьмое, студенты - со второго на шестое, предприниматели - с четвертого на второе, творческая интеллигенция - с шестого на четырнадцатое, рабочие - с девятого на двенадцатое, военнослужащие остались на одиннадцатом, банковские служащие - на третьем месте.

Таганрогский государственный технический университет

Характеризуя уровень субъекгности относительно состояния законности для населения, можно сказать, что гендерные, возрастные, образовательные, профессиональные различия определенно вносят различия в оценку населением своей возможности влиять на состояние законности. Однако именно профессиональное различие в восприятии носит наиболее принципиальный характер.

Автор выражает благодарность за помощь в работе заведующему кафедрой социологии и политологии ТРТУ доктору социологических наук, профессору В.В. Чичилимову, под непосредственным руководством которого проводились исследования.

Литература

1. Чичилимов В.В. Энергия социального бытия населения среднего города России на пороге 21 века. Социологическая инфомодельная энциклопедия. Таганрог, 1999.

2. Чичилимов В.В. Энергия социального интеллекта населения среднего города России. Социологический дигитальный инфомодельный атлас. Таганрог, 2002.

10 сентября 2002 г.

О 2003 г. С.В. Бондаренко

О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОЦИОСТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА ВИРТУАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ

С развитием глобальных и локальных компьютерных сетей перед наукой встает проблема методологии социоструктурного анализа виртуальных сетевых сообществ пользователей, объединяющихся в киберпространстве. В данной статье под методологией научного исследования виртуальных сетевых сообществ подразумевается совокупность методологических принципов, применяемых в рассматриваемой области социологического знания. Для анализа проблемы предлагается использовать три философско-методологических принципа: деятельности, развития и системности.

Согласно первому:

- деятельность понимается как совместная работа членов сообщества по созданию, передаче и обработке информации; при этом выделяются формы, в которых функционируют сообщества, уровни и структура взаимодействия (коммуникации), а также содержание совместной деятельности;

— виртуальное сетевое сообщество понимается как коллективный субъект деятельности в киберпространстве, соответственно изучаются атрибуты сообщества - коллективные установки, групповые потребности, мотивы и этические нормы поведения в киберпространстве,- взаимодействие с другими виртуальными сообществами, служат для выявления цело-

стных характеристик процессов совместной информационной деятельности;

- совместная деятельность членов виртуальных сетевых сообществ осуществляется в условиях существования информационной стратификации, выступающей в качестве фактора, конституциирующего сообщество и способствующего его деятельности;

- совместная деятельность в виртуальном пространстве в значительной мере зависит от факторов времени;

- тезис о правомерности интерпретации совместной деятельности членов виртуальных сетевых сообществ как основания процесса развития самих сообществ и социальной системы киберпространства в целом следует считать вполне оправданным.

В самом общем виде категория деятельности может быть рассмотрена с двух важнейших сторон:

- со стороны поддержания процессов устойчивости сообщества и сохранения его как целого;

- со стороны решения стоящих перед виртуальным сетевым сообществом информационных, экономических, политических, имиджевых и иных задач.

Закономерности большинства исследуемых наукой явлений могут быть познаны лишь в процессе их развития, рассматриваемом с точки зрения диалектики как учения о развитии. Вот почему, говоря о реа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.