Э.К. Алиева
Нарушения правил уставных взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности
В соответствии с Конституцией РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, который несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ст. 59). Преступления против порядка подчиненности и уставных взаимоотношений между военнослужащими - первая группа преступлений. В Уставе внутренней службы Вооруженных сил РФ, а также других общевоинских уставах определяются правила взаимоотношений военнослужащих. При этом указывается, что военнослужащие должны быть примером высокой культуры, скромности, их взаимоотношения следует строить на основе взаимного уважения. Уголовная ответственность за нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности была введена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 декабря 1983 г. До этого Указа насильственные действия в отношении военнослужащих, не состоящих между собой в отношениях подчиненности, квалифицировались как хулиганство или как преступление против личности. Специфика противоправности исследуемого нарушения уставных правил состоит в том, что оно нарушает не только соответствующий уголовно-правовой запрет, но и правила военной службы, закрепленные в воинских уставах, других законах и иных нормативных правовых актах. Нарушение уставных правил взаимоотношений характеризуется ст. 335 УК РФ.
В настоящее время в Вооруженных силах приобретает особую важность укрепление правопорядка и законности. Приоритетным направлением здесь выступает укрепление боевой готовности, единоначалия, защита прав, чести и достоинства личности военнослужащих, их жизни и здоровья. В этих условиях одна из неотложных задач государства - обеспечение эффективной борьбы со значительно возросшей преступностью против воинских уставных взаимоотношений и профилактике ее проявлений. Обострение общественных противоречий, нарушение идеалов прошлого негативно влияют на военнослужащих, особенно молодых солдат с их еще неустоявшимся мировоззрением. Устранение прежних социальных институтов в Вооруженных силах, углубление дифференциации общества способствует распространению и упрочению в среде военнослужащих нигилистских, деструктивных настроений, выражающихся в совершении преступлений против воинских уставных взаимоотношений. Безусловно, они содействуют росту количества уголовно наказуемых деяний со стороны военнослужащих. В конечном счете, причины таких преступлений детерминируются конкретными условиями развития данной общественно-политической и экономической формации. Вооруженные силы - специфическая часть общества с отличительными социально-экономическими, демографическими, организационно-управленческими и правовыми особенностями. Все они позитивно или негативно отражаются и на причинах, и на содержании преступности военнослужащих. Ее общественная опасность обусловливается посягательством не только на состояние правопорядка в целом, но и отрицательным влиянием на воинскую дисциплину, боеготовность армии и флота. Именно поэтому военнослужащие дополнительно несут уголовную ответственность за непосредственные посягательства на воинский правопорядок, именуемые воинскими преступлениями. В структуру последних входят деяния, направленные против воинских уставных взаимоотношений и причиняющие существенный вред порядку несения военной службы. В широком смысле эти преступления могут выражаться в любых отступлениях от требований Уставов. Для оптимизации соответствующей превентивной деятельности в реформируемых Вооруженных силах требуется максимальное использование современных достижений науки и техники, предусматривающее постоянное творческое обновление средств и способов профилактики воинских преступлений, в том числе и деяний, нарушающих уставные взаимоотношения. Поэтому необходимы как совершенствование практикуемых, так и разработка новых, основанных на глубоком криминологическом анализе методик предупреждения и пресечения исследуемых нами преступлений. Повышению эффективности борьбы с рассматриваемым преступлением могла бы способствовать криминологическая подготовка офицеров, прапорщиков, военных прокуроров, судей, следователей и дознавателей. Это необходимо, поскольку в реальной практике потерпевшие от указанных выше преступлений военнослужащие оказываются лишенными должной социальной и правовой защиты. Во многих воинских частях и подразделениях субъекты криминогенных настроений и поступков своевременно не выявляются, причины образования негативной микросреды не исследуются. Такие упущения нередко проявляются в «диктаторской» педагогике и «карательной» профилактике применяемыми без диагностики личности военнослужащих, уяснения природы и истоков их отклоняющегося поведения. Подобные же подходы нередко еще более усугубляют ситуацию. Следовательно, актуальность проблемы обусловливается объективной необходимостью укрепления единоначалия, сплочения воинских коллективов, защиты жизни и
здоровья военнослужащих. Отсюда вытекает и потребность органов юстиции в расширении арсеналов уголовно-правовых и криминологических методик, оптимизирующих работу по профилактике, выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений против порядка подчиненности в воинских уставных взаимоотношениях.
Основными детерминантами преступлений против воинских уставных взаимоотношений, определяющими структуру и динамику рассматриваемых деликтов, являются те же факторы, которые, так или иначе, влияют на состояние преступности в стране. Это социально-экономические, социально-психологические, правовые факторы. Одни из них воздействуют на воинскую преступность, реализуясь через условия жизни, воспитания, учебы и работы правонарушителей до призыва на военную службу; другие опосредуются в обстановке воинского быта. Наряду с ними есть и специфические детерминанты, обусловливающие сугубо воинские преступления. В последние годы прослеживается жесткая зависимость преступности военнослужащих от общего ухудшения социально-экономической обстановки в стране, нравственной деградации и криминализации части населения, усиливающегося социального неравенства различных его слоев. Отчетливо это проявляется и в молодежной среде, служащей основным источником призывного контингента для Вооруженных сил.
На состоянии и динамике воинских правонарушений не мог не отразиться тот факт, что в последние годы определенными политическими силами в общественное сознание интенсивно и целенаправленно внедрялось негативное отношение к Вооруженным силам. Популяризировалась отрицательная оценка их роли как атрибута государства, гипертрофировались тяготы и лишения военной службы, в результате резко снизился ее престиж как профессии, признаваемой во всем цивилизованном мире одной из наиболее почетных. Органы государственной власти, длительное время индеферентно относившиеся к развязанной средствами массовой информации антиармейской кампании, лишь с большим опозданием стали принимать меры к ее обузданию. Представляется необходимым самым радикальным образом обновить действующее военное законодательство в части, касающейся регламентации правового положения военнослужащих, правовой защиты их жизни, здоровья, достоинства и чести. Законы «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», воинские уставы должны быть дополнены нормами, определяющими реальные механизмы защиты личности военнослужащего, его прав и свобод как гражданина от противоправных посягательств со стороны и начальников, и сослуживцев. Для правильной квалификации противоправного деяния как нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности необходимо точно установить состав этого преступления. Объектом преступления, по общему правилу, признаются те интересы (блага), которым причиняется или может быть причинен вред в результате преступного посягательства и которые охраняются уголовным законом от этих посягательств. Преступления против уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности направлены против закрепленного в воинских уставах порядка взаимоотношений военнослужащих, не состоящих в отношениях подчиненности, а также против личности военнослужащих, их здоровья, чести и достоинства. Общий порядок воинских отношений урегулирован преимущественно Уставом внутренней службы Вооруженных сил РФ [ 3, с. 105] и Дисциплинарным уставом Вооруженных сил РФ [3, с. 105]. Специальные отношения, в зависимости от их вида, регламентируются этими же уставами, а также Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил РФ [3, с. 105] (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г.), специальными нормативными правовыми актами, отдельными приказами. Специальный характер объекта преступления против уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, каковым является установленный порядок прохождения военной службы, определяет специфику деяния, посягающего на этот порядок. Оно выражается в нарушении тех или иных закрепленных воинскими уставами и иными нормативно-правовыми актами правил исполнения служебных обязанностей. В каждом конкретном случае совершения данного воинского преступления необходимо четко определять нормативные источники, в которых предусмотрены нарушенные преступлением требования. Новый Уголовный кодекс Российской Федерации расширил объективную сторону рассматриваемого нарушения. Если по прежнему закону (УК РСФСР 1960 г.) преступными признавались подобные нарушения, выражающиеся лишь в побоях или ином насилии над потерпевшими, то теперь УК РФ признает уголовно наказуемыми и нарушения, связанные с унижением чести и достоинства потерпевшего, и издевательством над ним, а также нарушения, связанные с насилием. Общие обязанности военнослужащих закреплены Уставом внутренней службы Вооруженных сил РФ, которым установлено, что военнослужащие обязаны «уважать честь и личное достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств», а также «свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других» [3, с. 105].
Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего «оказывать уважение друг другу». Как видно из вышеизложенного, эти обязанности военнослужащих по отношению друг к другу не соблюдаются, и, таким образом, происходит нарушение уставных правил. Под нарушением уставных правил взаимоотношений понимаются различные виды насилия одних военнослужащих над другими, принуждение потерпевших совершать действия, унижающие их личное достоинство, оказывать личные услуги старослужащим, выполнять за них те или иные обязанности военной службы, добиваться обеспечения себе облегченных условий службы, привилегированного положения в коллективе, а равно из других, в том числе хулиганских, побуждений. Насилие может состоять в нанесении побоев, причинении вреда здоровью различной тяжести, иных насильственных действиях, связанных с причинением физической боли потерпевшему либо ограничением его свободы. Понятием насилия охватывается также угроза применения различных видов насилия. Побои состоят в нанесении множества (двух или более) ударов, сопряженных с причинением физической боли. Под иным насилием следует понимать различные виды физического воздействия на потерпевшего, которые не являются побоями и не связаны с причинением вреда здоровью. Состав рассматриваемого преступления образует нанесение побоев или применение иного насилия одним военнослужащим в отношении другого, когда оно имело место в связи с исполнением потерпевшим и виновным обязанностей военной службы, т.е. на почве служебной деятельности военнослужащих. По ст. 335 УК РФ должны быть квалифицированы все насильственные и другие действия, совершенные в отношении потерпевшего, как находящегося при исполнении служебных обязанностей, так и не находящегося при исполнении служебных обязанностей, но в связи с его служебной деятельностью, когда при исполнении служебных обязанностей находился виновный, а также в случаях, когда потерпевший и виновный не находились при исполнении служебных обязанностей, но преступление сопровождалось проявлением явного неуважения к воинскому коллективу, нарушением установленного воинского правопорядка. Развернутое понятие исполнения военнослужащим обязанностей военной службы дано в ст. 37 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» Щ и в ст. 7 Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ [3, с. 106]. Под исполнением обязанностей военной службы понимается, в частности, исполнение должностных обязанностей, установленных воинскими уставами, несение боевого дежурства и других специальных служб, выполнение приказа, распоряжения или задачи, отданных или поставленных командиром (начальником), нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени. Действия, квалифицируемые ст. 335 УК РФ, могут быть совершены на почве недовольства виновного служебной деятельностью потерпевшего, имевшей место в прошлом, либо в связи с его конкретными действиями, совершаемыми в данный момент. Однако не всякое насилие одного военнослужащего над другим образует воинское преступление. Военнослужащие, состоящие на действительной военной службе, вступают не только в военно-служебные отношения, регулируемые и охраняемые нормами военного законодательства. В процессе осуществления имущественных, брачно-семейных и иных личных прав и обязанностей между ними могут возникать сугубо личные отношения. Эти отношения в конкретных случаях могут сопровождаться общественно опасным нарушением общегражданских прав и свобод участвующих в них военнослужащих, в том числе с применением насилия. Поскольку подобные правонарушения не посягают на воинский правопорядок, ответственность за них должна наступать с применением соответствующих норм общеуголовного законодательства. Так, не образует воинского преступления насилие одного военнослужащего над другим, совершенное, например, по личным мотивам, когда военнослужащие находились на семейном торжестве, в кругу знакомых, вне пределов воинской части и т.п. В зависимости от обстоятельств такое насилие может быть признано преступлением против личности или хулиганством. В большинстве случаев насилие одного военнослужащего над другим, совершенное в расположении воинской части, будет признаваться нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Однако в отдельных конкретных случаях такое насилие может не содержать признаков воинского преступления. В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий не все время нахождения на территории воинской части считается исполняющим обязанности военной службы или находящимся при исполнении этих обязанностей, а только в течение установленного распорядком дня служебного времени. В ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, ежедневно предоставляется не менее восьми часов для сна и двух часов для личного времени [2]. Поэтому не всякое насилие одного военнослужащего над другим в расположении воинской части может быть признано совершенным во время исполнения обязанностей военной службы и на этом основании признаваться нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности. Унижение чести и достоинства как одна из форм нарушения уставных правил взаимоотношений по своим объективным признакам сходно с оскорблением (ст. 336 УК РФ).
Различие состоит в субъективной стороне, а именно в направленности умысла виновного. При оскорблении стремление унизить честь и человеческое достоинство потерпевшего является конечной целью противоправных действий. При этом сами такие действия не связаны с предъявлением к потерпевшему тех или иных требований, принуждением к нарушению обязанностей военной службы и т.д. При нарушении уставных правил взаимоотношений унижение чести и достоинства потерпевших является средством (способом) достижения иных целей, в частности, обеспечения себе облегченных условий службы, привилегированного положения в коллективе, подчинения своей воле сослуживцев и т.д. В частности, Устав внутренней службы Вороженных сил РФ целесообразно дополнить более развернутой группой норм о правах военнослужащего, проходящего службу по приказу, и обязанностях командиров и начальников по обеспечению этих прав. Учитывая те изменения, которые вносятся для усовершенствования УК РФ следует сказать, что необходимо упростить и унифицировать нормы, предусматривающие уголовную ответственность за воинские преступления, связанные с неуставными взаимоотношениями между военнослужащими.
Литература
1. Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53 (с изм. на 11.11.2003) // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст 1475.
2. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76 (с изм. на 11.11.2003) // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
3. Устав внутренней службы Вооруженных сил РФ // Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ. СПб., 1996.
4. Ахметшин Х.М. Преступления против порядка подчиненности и соблюдения воинской чести. М., 1970.
5. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения: Учебное пособие. М., 1991.
6. Лунеев В.В. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с правонарушениями в войсках. М., 1999.
7. Мацкевич И.М., Эминов В.Е. Преступное насилие среди военнослужащих. М., 1994.
8. Метелица Ю.Л. Судебно-психиатрическая экспертиза потерпевших. М., 1999.