Научная статья на тему 'Нарушение психической адаптации ВИЧ-инфицированных женщин при рождении ребенка'

Нарушение психической адаптации ВИЧ-инфицированных женщин при рождении ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
214
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЧ / ПСИХИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / МАТЕРИНСТВО / ДЕТИ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА / ЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / HIV / MATERNITY / BABYHOOD AND TENDER AGE / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / PERSONAL ATTITUDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Афанасьева Елена Дмитриевна

Рассматривается проблема психологической адаптации ВИЧинфицированных женщин к материнству. Представлены результаты исследования личностных отношений, особенностей нарушения адаптации. Показано, что нарушение адаптации к материнству сопряжено с нарушением всей системы отношений личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is about psychological adaptation of HIV-positive women to maternity. The personal attitude, characteristics of adaptation disorder research results are presented. It is shown that maternity adaptation disorder is connected with the whole personal attitude system

Текст научной работы на тему «Нарушение психической адаптации ВИЧ-инфицированных женщин при рождении ребенка»

Научные работы студентов, магистров и аспирантов

УДК 159.9.072+616.98:578.828.6 ББК Ю948+Ю98

НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ЖЕНЩИН ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА

Е.Д. Афанасьева

Рассматривается проблема психологической адаптации ВИЧ-инфицированных женщин к материнству. Представлены результаты исследования личностных отношений, особенностей нарушения адаптации. Показано, что нарушение адаптации к материнству сопряжено с нарушением всей системы отношений личности.

Ключевые слова: ВИЧ, психическая адаптация, материнство, дети младенческого и раннего возраста, личностные отношения.

Введение

При психологическом исследовании проблемы ВИЧ-инфекции беременные женщины и матери, имеющие детей раннего возраста, выделяются как особая группа. Это обусловлено задачами профилактики передачи ВИЧ от матери к ребенку, предупреждением раннего сиротства и многочисленными социальнопсихологическими трудностями материнства этой группы женской популяции [3]. При этом подчеркивается психологическая и социальная уязвимость ВИЧ-инфицированных женщин в связи с высокой частотой наличия у них различных форм девиантного поведения и социального неблагополучия [2], психотравмирующим характером ситуации заболевания [1, 3], сопровождающими материнство изменениями образа жизни [4]. В некоторых исследованиях [1, 3, 5-7] обращается внимание на нарушение семейной и социальной поддержки, при этом недостаточно изучен именно характер нарушения отношений личности, что существенно для понимания психологических механизмов патогенеза донозо-логических и клинически выраженных форм расстройств адаптации у таких женщин. Выявление особенностей системы личностных отношений ВИЧ-инфицированных матерей позволило бы обосновать мероприятия по профилактике и коррекции нарушений психологической адаптации к материнству, прежде всего на начальном этапе формирования ма-

теринства, наиболее значимом с точки зрения прогноза развития ребенка.

Вышеизложенное определило цель исследования: выявление и анализ особенностей психической адаптации ВИЧ-инфициро-

ванных женщин к материнству.

Материал и методы исследования

В рамках комплексного медико-

психологического исследования было обследовано 93 ВИЧ-инфицированные матери, в возрасте от 19 до 36 лет, воспитывающие детей в возрасте до 2 лет (у 73,9 % обследованных ребенок являлся в семье первым по счету). Все обследованные матери находятся на амбулаторном наблюдении в Санкт-Петербургском государственном учреждении здравоохранения «Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями». Исследование проводилось с информированного согласия матерей, индивидуально.

В исследовании использовалось сочетание клинико-психологического и экспериментально-психологического метода. Клиникопсихологический метод был представлен психодиагностической беседой и целенаправленным систематичным наблюдением за взаимодействием матери и ребенка.

В рамках экспериментально-психологического исследования использовались следующие методики.

ш Шкала депрессии Бека (Бек А.Т., 2003), «интегративный тест тревожности» (Би-

зюк А.П., др., 2003) для оценки выраженности эмоциональных нарушений.

ш «Уровень субъективного контроля» (УСК) для оценки ведущих установок в отношении подконтрольности жизненных событий и значимых сфер жизнедеятельности (Бажин Е.Ф., 1984).

ш Опросник PARI Е. Шефера (адаптирован Нещерет Т.В.) для оценки родительских установок.

ш Модифицированная проективная методика «Незаконченные предложения», «Цветовой тест отношений» (ЦТО, Бажин Е.Ф., 1985) для исследования особенностей системы отношений личности.

ш «Методика для исследования типа отношения к болезни» (ТОБОЛ) (Вассер-

ман Л.И. с соавт., 2005).

Для статистической обработки данных применялись: метод описательной статистики, критерии U - Манна-Уитни и %-квадрат для исследования достоверности различий в группах, двухэтапный кластерный анализ для выделения подгрупп женщин с разным качеством психологической адаптации к материнству. Для статистического анализа использовался компьютерный пакет статистических программ SPSS (версия 17). В таблицах представлены средние арифметические величины и среднее квадратическое отклонение средней величины (M±o).

Результаты исследования

Характеристика системы отношений матерей с разным качеством психологической адаптации к материнству

По результатам двухэтапного кластерного анализа были сформированы 2 группы наблюдений для выявления специфики системы отношений личности у ВИЧ-инфицированных женщин в ее связи с особенностями психологической адаптации к материнству.

Кластеризации подвергались случаи наблюдения, описанные переменными, отражающими специфику субъективной оценки женщиной собственного материнства и взаимоотношений с ребенком, особенности взаимодействия матери с ребенком; эмоциональное отношение и внутренние конфликты, родительские установки. Информативными и дискриминирующими эти две подгруппы ВИЧ-инфицированных матерей оказались пе-

ременные, отражающие субъективную оценку материнства (оценка себя как матери, сложностей в общении с ребенком, реакция на плач, мнение о воспитании ребенка, описание ребенка), особенности взаимодействия с ребенком и конфликтность по отношению к ребенку.

Содержательный анализ позволил определить один кластер ВИЧ-инфицированных женщин (44 чел.) как подгруппу с трудностями психологической адаптации к материнству (1-я группа), а второй (49 чел.) - как подгруппу условно адаптированных к материнству (2-я группа). По результатам клинико-психологического исследования, трудности адаптации к материнству у таких матерей проявлялись более частым признанием таких женщин своей неуспешности в роли матери, меньшей восприимчивостью к поведенческим проявлениям потребностей ребенка, неустойчивостью воспитательных установок, при описании ребенка они выносили ему больше отрицательных характеристик, во взаимодействии с ним были менее последовательны, на сигналы ребенка чаще реагировали раздражением.

Различий в возрасте, образовании и социально-экономическом статусе у женщин обеих выделенных подгрупп выявлено не было, что свидетельствует о ведущей роли личности в формировании психологических условий для адаптации к материнству.

Эмоциональный статус. В результате сравнительного анализа показателей, характеризующих эмоциональный статус (методики «ИТТ» и опросник депрессивности Бека), было установлено, что женщины с трудностями психологической адаптации к материнству испытывают более выраженное эмоциональное напряжение, обеспокоенность, взволнованность (итоговый показатель по шкале ситуативной тревожности составляет 5,3±2,5 балла по сравнению с 3,6±2,2 баллами во второй группе при p<0,001). Также выявляются признаки субдепрессивного состояния: сниженный фон настроения, нарушения сна и аппетита, ограничение круга интереса, сниженная самооценка (показатель по шкале депрессии Бека составляет 14,4±8,3 баллов по сравнению с 10,0±7,5 во второй группе при p<0,005). При этом обращает на себя внимание, что проявления эмоционального неблагополучия отмечаются в обеих подгруппах.

Отношение к семейной роли. При сравнении родительских установок (по методике PARI) было выявлено единственное различие,

Научные работы студентов, магистров и аспирантов

проявляющееся в более выраженном переживании самопожертвования в роли матери у женщин с трудностями психологической адаптации к материнству (показатели по шкале «Ощущение самопожертвования» 15,1±2,2 по сравнению с 13,6±2,1; р=0,001). Примечательно, что у женщин контрольной и экспериментальной групп не было обнаружено различий по ведущим установкам в отношении ребенка и воспитания, несмотря на существенные различия в самоотчетах о трудностях в реализации материнских функций. По-видимому, отсутствие различий связано с не-сформированностью родительских установок у ВИЧ-инфицированных женщин, их неустойчивостью, отвлеченностью, неподкреп-ленностью опытом реального родительского поведения. Это предположение косвенно подтверждается также тем, что у значительной доли обследованных женщин ожидания в отношении материнства не оправдались (65,9 % в первой группе, 42,8 %- во второй; р =

0,001).

Отношение к ближайшему окружению. По результатам сравнительного анализа данных цветового теста отношений, у женщин с нарушением адаптации к материнству отмечается более высокая значимость семейного окружения и неудовлетворенная потребность в поддержке близких (53 % в первой группе, 12 % - во второй; р=0,000). Выявлено отрицательное эмоциональное отношение к своей матери, сопряженное с потребностью в отстаивании собственной позиции, противодействием, носящим защитный характер, а также отрицательное отношение к мужу (отцу ребенка), характеризующееся потребностью в эмоциональном комфорте и повышенной тревожностью. Также отмечается более низкий уровень локуса субъективного контроля в сфере межличностных отношений, отражающий переживание отсутствия контроля во взаимоотношениях с окружающими и стремление снять с себя ответствен-

ность за возникающие конфликты (табл. 1).

Самоотношение. Женщины с нарушением адаптации характеризуются более конфликтным отношением к себе: ощущением собственной неуспешности, беззащитности перед трудностями в сочетании с ощущением враждебности внешнего окружения, высокой потребностью в самоутверждении и авторитетности. По данным методики «Незаконченные предложения», значения показателя эмоциональной напряженности в отношении к себе у женщин с трудностями адаптации составляют 1,6±1,1, а у ВИЧ-инфицированных женщин второй группы -

0,7±0,8 (при р<0,001). Типичными высказываниями являются: «Если все против меня, то ...против всех... ненавижу всех», «Думаю, что я достаточно способна, чтобы.чтобы меня уважали...выжить», «Моя наибольшая слабость заключается в том. любила выпить. беззащитна перед трудностями», «Когда мне начинает не везти, я. замыкаюсь в себе. злюсь».

Отношение к болезни. Данные о достоверных различиях между показателями методики ТОБОЛ у женщин обеих выделенных подгрупп по компонентам отношения к болезни представлены в табл. 2. Как следует из данных таблицы 4, в связанных с заболеванием переживаниях женщин с трудностями адаптации к материнству значительно более выражены депрессивные (меланхолический) и апатические тенденции, и, в существенно меньшей мере, - эргопатические.

Отношение к будущему. Для женщин с трудностями адаптации к материнству характерна более пессимистическая оценка будущего, при этом они не склонны прогнозировать ближайшее будущее и ребенка (у 49% обследованных в первой группе, 12% - во второй, р=0,001), и свое будущее (57% в первой группе против 26% - во второй, р=0,003), либо планы отличаются нереалистическими ожиданиями.

Таблица 1

Характеристики отношения к ближайшему социальному окружению у ВИЧ-инфицированных женщин (в баллах)

Исследованные переменные 1-я группа 2-я группа Р

Негативное эмоциональное отношение к отцу ребенка (по методике ЦТО) 18,5±6,6 15,1±5,1 0,003

Негативное эмоциональное отношение к матери (по методике ЦТО) 16,4±5,8 12,9±4,7 0,003

Уровень субъективного контроля в области межличностных отношений (по опроснику УСК) 4,8±1,5 5,6±1,6 0,004

Таблица 2

Отношение к болезни ВИЧ- инфицированных женщин (в баллах методики ТОБОЛ)

Тип отношения к болезни 1-я группа 2-я группа Р

Эргопатический тип отношения к болезни 18,2±11,4 24,4±13,2 0,012

Меланхолический тип отношения к болезни 4,0±4,1 2,6±3,3 0,038

Апатический тип отношения к болезни 3,1±3,8 1,6±2,4 0,025

Обсуждение

Настоящее исследование было направлено на обоснование содержания и «мишеней» психологической коррекции нарушений отношений личности ВИЧ-инфицированных женщин, воспитывающих детей младенческого и раннего возраста. На основании клинических и экспериментально-психологических данных исследования было установлено, что 47,3 % ВИЧ-инфицированных женщин испытывают трудности в психологической адаптации к материнству, сочетающиеся с нарушениями во всей системе отношений личности: самоотношение, отношение к ближайшему социальному окружению и семейной роли, к болезни и к будущему. Для таких женщин характерны большая представленность признаков субдепрессивного состояния (сниженный фон настроения, нарушения витальности, потеря интереса к жизни, пессимистическая оценка будущего), в значительной степени «окрашивающего» собой все значимые отношения личности.

Такие женщины чаще испытывают подавленность и безразличие в связи с болезнью (даже при благоприятных объективных данных и удовлетворительном самочувствии), чаще имеют пессимистический настрой и отказываются от продолжения социальной активности, не стремятся «переломить» болезнь своей вовлеченностью в разнообразные виды деятельности. В связи с преобладанием у них реакций интрапсихической направленности можно предполагать, что переживания женщин в связи с болезнью не находят от-реагирования в межличностных отношениях (в форме манипулирования, враждебности, чрезмерной чувствительности к оценкам окружающих и т. д.), а целиком переходят во внутренний план: в связи с болезнью ограничивается круг социальных контактов и интересов, усиливается потребность в одиночестве, ограничивается временная перспектива.

Обеднение мотивационной сферы и снижение витальности определяют противоречивость в отношении к ребенку: испытывая чувство вины, женщины стараются компенсировать его заботой о ребенке, однако эти

усилия оказываются недостаточно эффективными, поведение ребенка воспринимается как фрустрирующее, не оправдывающее ожидания и вызывающее раздражение, которое, в свою очередь, усиливает чувство вины и беспомощности перед сложившейся ситуацией.

Невозможность справиться с возникающими трудностями обостряет чувство беззащитности и потребность в поддержке со стороны ближайшего окружения. Фрустрирова-ние этой потребности приводит к нарастанию враждебного отношения к ближайшему окружению, еще более снижающего возможность получения поддержки. Переживание обиды в межличностных отношениях создают у женщин ощущение неподконтрольности взаимоотношений и попытки снять с себя ответственность за возникающие конфликты.

Таким образом, трудности психологической адаптации ВИЧ-инфицированных женщин к материнству связано с нарушениями во всей системе отношений личности, образующими «порочный круг», который поддерживает и усугубляет психическую и социальную дезадаптацию матерей, усиливает сформировавшееся у них переживание беспомощности в сложившейся кризисной ситуации.

Выводы

1. Для ВИЧ-инфицированных матерей, воспитывающих детей младенческого и раннего возраста, характерен повышенный риск нарушения психической адаптации, который обусловлен как преморбидными клиникосоциальными характеристиками, так и особенностями системы личностных отношений.

2. У ВИЧ-инфицированных матерей выявляется повышенная внутри- и межличностная конфликтность, пониженный фон настроения и сниженный уровень субъективного контроля, затрагивающий преимущественно сферу межличностных отношений, а также в целом область достижений и неудач.

3. Трудности психологической адаптации к материнству у ВИЧ-инфицированных женщин сопряжены с нарушением во всей системе отношений личности.

Научные работы студентов, магистров и аспирантов

4. Нарушение психологической адаптации к материнству у ВИЧ-инфицированных женщин характеризуется преобладанием переживаний и реакций депрессивного спектра, чувством беспомощности и безнадежности, окрашивающих собой отношение к ребенку.

5. Помощь ВИЧ-инфицированным матерям, воспитывающим детей младенческого и раннего возраста, должна носить комплексный характер и включать мероприятия медицинской, социальной и психокоррекционной направленности с учетом системного характера нарушения адаптации у данной категории женщин.

Литература

1. Александрова, Н.В. Современные модели психотерапии при ВИЧ/СПИДе / Н.В. Александрова, М.Ю. Городнова, Э.Г. Эй-демиллер. - СПб.: Речь, 2010. - 191 с.

2. Амирханян, Ю.А. Психосоциальные нужды, психическое здоровье и рискованное поведение людей, живущих с ВИЧ/СПИДом в С.-Петербурге (Россия) / Ю.А. Амирханян, А.Д. Келли, Т.Л. Маккалиф //ІСАЯТ - Іпіег-

disciplinary Center for AIDS Research and Training. 2004. - http://www.icartonline.ru/ sto-ries/37-staff-stories/ 52-2010-04-19-09-04-12

(дата обращения: 03.05.2011).

3. Вирус иммунодефицита человека -медицина / под ред. Н.А. Белякова, А.Г. Рахмановой. - СПб.: Балтийский медицинский образовательный центр, 2010. - 752 с.

4. Филиппова, Г.Г. Психология материнства / Филиппова Г.Г. - М. : Изд-во Института психотерапии, 2002. - 240 с.

5. Desclauxa, A. Women, Mothers and HIV Care in Resource Poor Settings / A. Desclauxa, P. Msellatib, S. Walentowitzd // Social Science & Medicine. - 2009. - V. 69. - P. 803-806.

6. Murphy, A. HIV Disease Impact on Mothers: What They Miss During Their Children ’s Developmental Years/ A. Murphy, K. Roberts, D. Herbeck // Journal of Child and Family Studies. - 2010. - V.1. - P. 191-202.

7. Psychological distress, substance use, and adjustment among parents living with HIV / R. Goldstein, M. Johnson, M. Rotheram-Borus [et al.] // J Am Board Fam Pract. - 2005. -Vol. 18. - P. 363-373.

Поступила в редакцию 12 июня 2011 г.

Афанасьева Елена Дмитриевна. Аспирант кафедры «Клиническая психология», Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург; [email protected]

Elena D. Afanaseva. Postgraduate Department of Clinical Psychology, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.