Научная статья на тему 'Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта'

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1338
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТА / НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ / ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНУЮ РАБОТУ ТРАНСПОРТА / УЧАСТНИКИ ДВИЖЕНИЯ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игонин В. А.

В работе рассматриваются юридический анализ состава преступления, предусмотренный ст. 268 УК РФ – нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, а также некоторые аспекты совершенствования признака объективной стороны данного преступления. По результатам исследования предлагается новая конструкция ч. 1 ст. 268 УК РФ. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современный период проблема обеспечения безопасности дорожного движения является одной из первоочередных в уголовной политике России. Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий показывает ежегодное увеличение тяжести их последствий и количества пострадавших. Среди них особую опасность представляют преступные нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, влекущие причинение вреда здоровью и жизни граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта»

Список литературы:

1. Обман по безналичному расчету [Электронный ресурс] / О. Шесто-пал. - Режим доступа: http://www.aferizm.ru/novost/2012/05/120530-2-obman-beznal.htm

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 28.12.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.

3. Судебная уголовная практика. Приговоры по ст. УК РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://online-zakon.ru.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 № 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» // «Российская газета». - 2008. - 12 января. - № 4.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-80851.

6. Обзор судебной практики по применению ФЗ от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и отдельные законодательные акты РФ» и постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 июля 2013 г. № 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии» [Электронный ресурс] / А.А. Бозов. - Режим доступа: http://pravorub.ru/personal/ 34773.html.

7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Банковская_платежная_карта.

8. Проблемы оптимизации Российского уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за преступления, совершаемые с использованием компьютерных технологий // Журнал «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики». - 2013. - 26 апреля. - № 4.

9. Наличное денежное обращение: мировой опыт и российская специфика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mgimo.ru/news/in-no/document242906.phtml.

НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНУЮ РАБОТУ ТРАНСПОРТА

© Игонмн В.А.*

Филиал Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны

В работе рассматриваются юридический анализ состава преступления, предусмотренный ст. 268 УК РФ - нарушение правил, обеспечи-

* Студент кафедры Уголовного права, уголовного процесса и криминалистики. Научный руководитель: Камалиева Л.А., старший преподаватель кафедры Уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, кандидат юридических наук.

вающих безопасную работу транспорта, а также некоторые аспекты совершенствования признака объективной стороны данного преступления. По результатам исследования предлагается новая конструкция ч. 1 ст. 268 УК РФ.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современный период проблема обеспечения безопасности дорожного движения является одной из первоочередных в уголовной политике России. Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий показывает ежегодное увеличение тяжести их последствий и количества пострадавших. Среди них особую опасность представляют преступные нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, влекущие причинение вреда здоровью и жизни граждан.

Ключевые слова безопасность движения транспорта; нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, участники движения; эксплуатация транспорта.

Общественная опасность нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ), заключается в том, что такие нарушения нередко влекут гибель людей, причинение им увечий, а также причинение крупного материального ущерба, экологического, организационного вреда и др.

Объектом преступления выступает безопасность движения транспорта, которая обеспечивается соблюдением соответствующих правил как лицами, ответственными за вождение и эксплуатацию транспорта, так и другими участниками движения. Ст. 268 УК РФ предусматривает ответственность иных лиц, нарушающих правила, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации. Основным объектом данного преступления является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз, связанных с нарушением правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Непосредственным объектом преступления является безопасность железнодорожного, воздушного, водного транспорта, автомототранспорта и городского электротранспорта. Дополнительным объектом могут быть жизнь и здоровье людей [9].

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу, не связывается с каким-то конкретным видом транспортных средств, это может быть автомобильный, железнодорожный, воздушный и водный транспорт. Эксплуатация каждого вида транспорта осуществляется в условиях тесного взаимодействия лиц, управляющих транспортом, с иными участниками движения: пешеходами, пассажирами, обслуживающим персоналом и т.д., от которых требуется соблюдение определенных правил предосторожности, обеспечивающих безопасность движения и эксплуатации транспорта [6].

При расследовании и рассмотрении уголовных дел необходимо обязательно установить, какие именно правила нарушены виновным и в чем эти нарушения выразились.

Суть рассматриваемого преступления заключается в создании искусственных помех безопасности транспорта лицом, не управляющим транспортным средством. Поэтому оно не может выражаться в эксплуатации технически неисправных лодок, катеров, яхт, несоблюдении правил маневрирования при расхождении со встречными судами, управлении плавсредством в состоянии опьянения и т.д. Во всех указанных случаях лицо непосредственно эксплуатирует транспортное средство, оно ответственно за его безопасность. Квалификация деяния виновного зависит в этой ситуации от его правового положения: либо по ст. 263 УК РФ, если он является работником транспорта, обязанным соблюдать правила безопасности в силу выполняемой работы, либо по статьям о преступлениях против личности или собственности, если он не является таковым [8].

Объективная сторона анализируемого преступления выражается в форме действия либо бездействия.

Большинство посягательств в сфере безопасности дорожного движения совершается пешеходами путем действия. Превалирующим нарушением среди пешеходов, влекущим тяжкие последствия, является переход через проезжую часть в неустановленном месте и вне пешеходного перехода. Другими распространенными нарушениями Правил дорожного движения являются: переход проезжей части в опасной близости перед движущимся транспортным средством, неподчинение сигналам регулирования дорожного движения, нетрезвое состояние пешехода, ходьба вдоль края проезжей части при наличии тротуара и т.д. Достаточно распространенными случаи нарушений Правил дорожного движения пешеходами путем бездействия. Примерами могут служить ситуации, когда пешеходы не осуществляют необходимых действий по обеспечению безопасного движения транспорта по дорогам: стоят на дороге и разговаривают, создавая опасную ситуацию, или, будучи нетрезвыми, упав, лежат на проезжей части дороги и т.п. [4].

Обязательными признаками объективной стороны выступают последствия нарушения правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств и причинная связь указанными деянием и последствиями: причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 268 УК РФ), повлекшие по неосторожности смерти человека (ч. 2 ст. 268 УК РФ) или двух и более лиц (ч. 3 ст. 268 УК РФ).

В связи с этим состав преступления считается материальным. Преступление окончено при наступлении указанных преступных последствий. Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы был причинен тяжкий вред здоровью человека. При отсутствии указанного преступного последствия речь может идти лишь об административном проступке.

Нарушение правил безопасности предполагает невыполнение требований, предъявляемых к поведению участников движения, обеспечивающих безопасность движения и эксплуатации транспортных средств. Нарушение

может выражаться в пересечении железной либо иной дороги в неустановленном месте, при запрещающем сигнале, самовольном выходе пассажира на взлетно-посадочную полосу аэродрома, срыве стоп-крана и остановке таким способом движущегося железнодорожного состава, посещении на транспорте мест, запрещенных для посторонних (например, кабины пилота), самовольное приведение в действие механизмов для открытия дверей, средств пожаротушения, препятствование закрытию и открытию дверей, переход проезжей части на запрещающий сигнал светофора и т.п.

При квалификации дорожно-транспортного преступления необходимо иметь в виду, что если в результате совместных неосторожных действий водителя транспортного средства и пешехода причинен вред третьему лицу, то и водитель, и пешеход несут самостоятельную ответственность: водитель -по ст. 264, пешеход - по ст. 268 УК РФ. Такое возможно в случае, когда, например, пешеход на красный свет переходил дорогу, водителю пришлось повернуть автомобиль резко в сторону, из-за чего он совершил наезд на пешехода, находящегося на островке безопасности [5].

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности в виде легкомыслия или небрежности, которая определяется по отношению к последствиям.

Мотивы и цели, лежащие в основе поведения нарушителя, могут быть самыми различными - от хулиганской выходки (пробежать дорогу на спор перед близко идущим транспортом, как это нередко делают подростки), так и до самых благородных - спасти жизнь человеку. Нередкими на дорогах являются случаи, когда пешеход пытается спасти жизнь животному, выбежавшему на проезжую часть. В определенных случаях мотивы и цели могут быть учтены в качестве смягчающих наказание обстоятельств [7].

Субъектом преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, участвующее в движении транспортных средств. Им может быть пешеход, пассажир, велосипедист, погонщик скота, водитель гужевого транспорта и т.д.

Законодательная формулировка не исключает уголовную ответственность и лиц, управляющих транспортом, не являющимся механическим, например гужевым. Однако при этом надо иметь в виду, что действия водителя гужевого транспорта могут быть квалифицированы по данной статье лишь при условии нарушения им правил безопасности движения, которое привело к дорожно-транспортному происшествию с механическим транспортным средством. Во всех других случаях (например, наезд на пешехода) его ответственность по ст. 268 УК РФ исключается.

Субъектом преступления может являться также лицо управляющее мопедом или велосипедом. В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации

транспортных средств, а также их неправомерным завладением без цели хищения» разъясняется, что к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приведенные в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мопеды и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Лица, управляющие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по ч.ч. 1, 2 или 3 ст. 268 УК РФ [3].

Согласно Правилам дорожного движения, участником дорожного движения [2] признается лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски. К пешеходам также относят водителя, вышедшего из своего автомобиля, людей, катающихся на лыжах, коньках, самокатах, детей, катающихся на трехколесных велосипедах.

На практике крайне редки случаи привлечения к уголовной ответственности пешеходов по ст. 268 УК РФ.

В силу прямого указания закона не могут нести ответственность по ст. 268 УК РФ субъекты преступлений, предусмотренных ст.ст. 263, 263.1 и 264 УК РФ: лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности и лицо, управляющее транспортным средством.

Приведем пример из судебной практики. Соловьев И.В. совершил нарушение другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 УК РФ) правила безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. В состоянии алкогольного опьянения, управляя мотороллером «Honda Tact-30», с двигателем V-49 куб. см., являясь участником дорожного движения, имея на заднем сиденье мотороллера в качестве пассажира С.С.С., выехал на перекресток на запрещающий сигнал светофора, и совершил столкновение с автомобилем. В результате данного ДТП пассажирке мотороллера С.С.С. причинены был комплекс повреждений по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее,

чем на 1/3, в связи с наличием перелома бедренной кости, а также по признаку опасности для жизни, в связи с наличием массивной кровопотери, расценивается как тяжкий вред здоровью.

Суд полагает обоснованным предъявленное И.В. Соловьеву обвинение. Действия И.В. Соловьева суд квалифицирует по ст. 268 ч. 1 УК РФ, поскольку считает установленным факт нарушения им, как участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 УК РФ) правил безопасности движения, повлекшим причинение тяжкого вреда здоровью человека [10].

Итак, подведем итог всему выше сказанному:

1. Суть рассматриваемого преступления заключается в создании искусственных помех безопасности транспорта лицом, не управляющим транспортным средством. Объективная сторона преступления, предусмотренная ч. 1 ст. 268 УК, характеризуется нарушением правил, обеспечивающих безопасную работу или эксплуатацию любого вида транспорта (кроме трубопроводного), причинением тяжкого вреда здоровью человека (в ч. 2 - смерти одного, а в ч. 3 - двух или более лиц) и причинной связью между деянием и последствием. Указанное нарушение правил должно находиться в причинной связи с общественно опасными последствиями. Субъективная сторона преступления предусматривает неосторожную форму вины. Субъект специальный - достигшее 16 лет лицо, являющееся участником движения и не указанное в ст. ст. 263-264 УК.

2. Пешеход является своеобразным источником повышенной опасности, поскольку распространенность такого отклоняющегося поведения и тяжесть наступающих в результате этого последствий делают проблему безопасности дорожного движения еще более острой. В условиях повышения дорожно-транспортной аварийности обеспечение неотвратимости ответственности всех участников движения, в том числе пешеходов, индивидуализация и справедливость наказания виновных особенно важны и способны привести к существенному повышению безопасности на российских дорогах.

Список литературы:

1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63 -ФЗ (с изм. и доп. 23.07.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954; 2013. - № 30. - Ст. 4051.

2. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 04.10.2013 г.) «О Правилах дорожного движения» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 47. - Ст. 4531.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 (ред. от 23.12.2010) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транс-

портных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2009. - № 2.

4. Баранчикова М.В. Проблемы квалификации нарушений Правил дорожного движения пешеходами // Мировой судья. - 2011. - № 8. - С. 9-12.

5. Козун А.В. Некоторые аспекты оптимизации признаков объективной стороны составов преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Российский следователь. - 2012. - № 3. - С. 18-22.

6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Г.Н. Борзенков, А.В. Бриллиантов, А.В. Галахова и др.; отв. ред. В.М. Лебедев. - 13-е изд. - М.: Юрайт, 2013. - 1069 с.

7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. - М.: КОНТРАКТ, 2013. - 672 с.

8. Есаков Г.А., Рарог А.И., Чучаев А.И. Настольная книга судьи по уголовным делам / Отв. ред. А.И. Рарог. - М.: Проспект, 2007. - 576 с.

9. Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: учеб. / Под ред. А.И. Чучаева. - М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2013. - 704 с.

10. Приговор Фрунзенского районного суда (г. Санкт -Петербург) по ст. 268 ч. 1 УК РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://actoscope. com/szfo/spiter/fm-spb/ug/1/prigovor—st-268-ch1-uk-rf23072010-1057778.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

© Мишухин А.С.*, Кошелева Д.В.*, Инкин А.А.*

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы «Колледж полиции», г. Москва

В статье раскрывается понятие «рецидивная преступность» и анализируется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и профилактику рецидива.

Ключевые слова рецидив, личность рецидивиста.

Повышенная общественная опасность рецидивной преступности заключается в том, что она выражает такое качество преступности, как ее устойчивость. Кроме того, она связана с упорным нежеланием определенной категории лиц вести себя в соответствии с принятыми в обществе нормами поведения, а также с предпочтением ими криминальных вариантов решения своих проблем, несмотря на принятые к таким лицам меры.

* Курсант.

* Начальник учебного отдела, преподаватель. " Начальник 4 курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.