Научная статья на тему 'Безопасность функционирования транспорта как объект правонарушения в уголовно-правовом законодательстве Российской Федерации'

Безопасность функционирования транспорта как объект правонарушения в уголовно-правовом законодательстве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3983
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яшина Анна Сергеевна

В статье рассматривается группа правонарушений, ведущих к нарушению безопасности движения или эксплуатации объектов инфраструктуры транспортного комплекса, такие, как нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта; нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта; нарушение правил безопасности при эксплуатации магистральных трубопроводов. Приведена статистика соответствующих правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безопасность функционирования транспорта как объект правонарушения в уголовно-правовом законодательстве Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

БЕЗОПАСНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА КАК ОБЪЕКТ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В УГОЛОВНО-ПРАВОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Яшина А.С.

Яшина Анна Сергеевна - магистрант, кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, Российский университет транспорта РУТ (МИИТ), г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается группа правонарушений, ведущих к нарушению безопасности движения или эксплуатации объектов инфраструктуры транспортного комплекса, такие, как нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта; нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта; нарушение правил безопасности при эксплуатации магистральных трубопроводов. Приведена статистика соответствующих правонарушений.

Ключевые слова: безопасность движения, транспортная инфраструктура, нарушение правил эксплуатации, безопасность функционирования транспорта.

УДК: 343.9.01

Безопасность транспортной системы может быть нарушена за счет дисфункции одной из ее составляющих: технической системы, информационного обеспечения, транспортной инфраструктуры, оператора (управляющего субъекта) и иного участника движения[1].

Аварийность усугубляется тем, что транспортная инфраструктура не справляется с увеличением объемов эксплуатационной работы и количества транспортных средств. Инфраструктурные изменения и развитие подвижного состава, провоцирующие дополнительную аварийность, в свою очередь, требует принятия дополнительных организационных, экономических и правовых мер[4]. Например, увеличивается количество случаев дорожно-транспортного травматизм среди участников движения. Это во многом является следствием увеличения протяженности автомобильных дорог общего пользования. Так же за последние несколько лет почти в два раза вырос и автомобильный парк в стране. Транспортная сфера, будучи одной из основных в стране, имеет много слабых мест. Имеется большое количество факторов, оказывающих влияние на безопасность функционирования железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта, автомототранспорта, городской транспортной инфраструктуры и магистральных трубопроводов. В основном причины негативных внетранспортных эффектов, определяющие причины растущего уровня аварийности, относятся к системе государственного регулирования. Для снижения количества транспортных происшествий необходима проработка механизмов государственного регулирования и контроля транспортной сферы. Особенного внимания и контроля требует профилактика транспортной аварийности на федеральном и региональном уровнях [7].

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что для противодействия нарушениям безопасности движения и эксплуатации транспорта либо соблюдения условий указанной безопасности требуется принятие комплекса мер, реализация которых возможна в том числе правовыми средствами, в том числе уголовно-право выми [4].

В группу правонарушений, ведущих к нарушению безопасности движения или эксплуатации транспорта входят: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного

60

транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ); нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ); нарушение правил безопасности при эксплуатации магистральных трубопроводов (ст. 269 УК РФ) [3].

Нарушение безопасности процесса движения и эксплуатации транспорта ведет не только к нарушению общественной безопасности, но и ведут к тяжким последствиям, таким, как причинение вреда здоровью и жизни людей, также дестабилизация работы транспортного комплекса ведет к имущественным потерям. Рассмотрим статистику преступлений, предусмотренных ст. 263 УК РФ. Ст. 263 УК РФ определяет транспорт как инфраструктурный комплекс. Такой подход согласуется с особенностями функционирования железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, метрополитена, подразумевающими наличие целого производственно-эксплуатационного комплекса. При этом не только транспортное средство, но и весь данный комплекс в совокупности охраняется уголовным законом.

Таблица 1. Статистика преступлений, предусмотренных ст. 263 УК РФ

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

167 148 111 115 137 148 117 75 73 70 57

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

39 46 44 76 60 72 69 94 23 41 31

Ст. 264 УК РФ указывает механическое транспортное средство как орудие преступления. Преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, зарегистрировано за указанный период следующее количество (см. табл. 2).

Таблица 2. Статистика преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

47967 52735 53735 52697 54525 57073 53609 26533 26637 26315 25623

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

24326 27544 26307 27302 29370 28249 28437 26662 22013 21007 20144

Ст. 268 УК РФ предусмотрено нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. В качестве объекта преступления принимается Основным объектом преступления выступает безопасность функционирования транспортного комплекса, дополнительный объект - жизнь и здоровье человека. Предметом является транспортное средство, относящееся к любому виду транспорта. Объективная сторона преступления заключается в нарушении пассажиром, пешеходом или другим участником движения правил безопасности движения, эксплуатации транспортных средств и иных объектов транспорта. Рассматриваемая статья предусматривает создание различных препятствий нормальной работе транспорта, а также создание опасных условий лицом, не управляющим транспортным средством. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности, которая определяется по отношению к последствиям. Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста, участвующее в движении транспортных средств. Им может быть пешеход, пассажир, велосипедист, погонщик скота и т.д. Пешеходом является лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Рассматриваемая норма относится к категории бланкетных. Это означает, что для уяснения объективной стороны состава преступления необходимо обращение к

нормативным правовым актам, устанавливающим правила поведения в сферах, связанных с транспортом. В статье 268 УК РФ в общем виде говорится о правилах безопасности движения и эксплуатации транспортных средств и транспортной инфраструктуры. Правила будут различаться в зависимости от вида транспорта и его функционального назначения. Поэтому содержание объективной стороны состава преступления в каждом конкретном случае подлежит определению с учетом отраслевых особенностей и обстоятельств совершения конкретного правонарушения. Динамика указанных преступлений представлена в таблице 3.

Таблица 3. Динамика преступлений, предусмотренных ст. 268 УК РФ

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

149 122 149 124 125 103 91 49 53 50 71

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

94 178 197 224 299 365 217 111 92 75 72

Отдельно рассматриваются нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов. Основным объектом преступления является безопасность эксплуатации магистральных трубопроводов, дополнительный объект - жизнь и здоровье человека. Предметом преступления являются магистральные трубопроводы.

Трубопроводный транспорт представляет собой специфический вид комплекс наземных, подземных, надземных, подводных непосредственно сооружений (трубопроводов), а также производственных и технологических объектов инфраструктуры, предназначенных для транспортировки нефти, природного газа, нефтепродуктов, нефтяного и искусственного углеводородного газа, сжиженных углеводородных газов, нестабильного бензина и конденсата, а также иной продукции. Указанная транспортировка осуществляется от пункта приемки к пунктам сдачи, хранения, переработки, перегрузки на другой вид транспорта.

В инфраструктурный комплекс магистральных трубопроводов (зданий, сооружений, оборудования и т.д.) входят:

- трубопровод (от места выхода подготовленной к транспорту товарной продукции до мест переработки и отгрузки нефти, потребления нефтепродуктов или перевалки их на другой вид транспорта и реализации газа, в том числе сжиженного, потребителям) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения насосных и компрессорных станций, узлами пуска и приема очистных и диагностических устройств, узлами измерения количества продукции, конденсатосборниками, устройствами для ввода ингибиторов гидратообразования, узлами спуска продукции или продувки газопровода;

- компрессорные и газораспределительные станции;

- станции подземного хранения газа, нефти и нефтепродуктов;

- автомобильные газонаполнительные станции;

- установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов и т.д.

Трубопроводный транспорт, как и большинство других комплексов транспортной инфраструктуры относятся к объектам повышенной опасности. Она определяется совокупностью потенциально опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств транспортируемых веществ. В этой связи строительство, эксплуатация и ремонт магистральных трубопроводов должны осуществляться при обеспечении при максимально безопасных условиях. Кроме того, нормативными правовыми актами предусмотрено создание охранных зон трубопроводов.

Любые работы и действия, производимые в охранных зонах трубопроводов могут выполняться только при получении разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода от предприятия трубопроводного транспорта. Это не касается ремонтно-восстановительных и сельскохозяйственных работ.

Разрешение на производство работ может быть выдано только при условии наличия у производителя работ проектной и исполнительной документации, на которой нанесены действующие трубопроводы. Порядок выдачи разрешения установлен названными выше правилами.

Объективная сторона преступления характеризуется такими признаками, как:

- деяние в виде нарушения правил безопасности, допущенное при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов;

- последствия в виде неосторожного причинения тяжкого вреда здоровью человека;

- причинная связь между деянием и последствием.

Нарушения, допущенные при строительстве, эксплуатации или ремонте вспомогательных, складских сооружений, других разновидностей трубопроводов, не влекут уголовной ответственности по рассматриваемой статье.

Строительством является возведение магистральных трубопроводов (как основных, так и дополнительных частей). Эксплуатация представляет собой использование магистральных трубопроводов по их назначению. Ремонтом являются исправление повреждений, починка, замена вышедших из строя деталей.

Состав преступления материальный. Момент окончания преступления связан с наступлением последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект преступления специальный - лицо, принимающее участие в строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов. Это может быть и лицо, ответственное за безопасное осуществление эксплуатации объекта, его строительства или ремонта, а также лицо, непосредственно выполняющее соответствующие работы.

В случае неосторожного причинения смерти одному или нескольким лицам при совершении тех же деяний ответственность наступает соответственно по ч. ч. 2 или 3 ст. 269 УК РФ. Из рассматриваемой группы преступлений меньше всего регистрируется деяний, предусмотренных ст. 269 УК РФ (см. табл. 4).

Таблица 4. Динамика преступлений, предусмотренных ст. 269 УК РФ

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

9 3 6 3 5 4 0 0 0 7 1

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

1 1 0 1 2 1 1 1 1 1 1

Рассмотренная динамика показывает, что, начиная с 2003 г. показатели состояния преступности по указанным деяниям снизились. Это объясняется изменениями уголовного законодательства [5].

Субъект преступления, предусмотренного ст. 268 УК РФ, является общим. В силу прямого указания закона им не могут быть лица, указанные в ст. 263 и 264 УК РФ. Ответственность по ст. 269 УК РФ несет лицо, обязанное соблюдать правила безопасности при строительстве, эксплуатации и ремонте магистральных трубопроводов.

Список литературы

1. Борисов А.В. Состояние и основные тенденции развития преступности на объектах транспорта Российской Федерации// Расследования преступлений: проблемы и пути их решения, 2019. № 2 (24). С. 42-49.

2. Пикуров Н.И. Квалификация транспортных преступлений. М., 2011. С. 11.

3. Российское уголовное право: курс лекций. В 8 т. Т. 5 / под ред. А.И. Коробеева. Владивосток, 2001.

4. Соктоев З.Б. Преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264, 268 УК РФ) // Энциклопедия уголовного права. Т. 24. Преступления против безопасности и эксплуатации транспорта. СПб., 2014. С. 144-145.

5. Чучаев А.И. Безопасность железнодорожного, водного и воздушного транспорта: уголовноправовые проблемы. Саратов, 2004.

6. Яшина А.С. Понятие транспортных преступлений в уголовном праве России // Отечественная юриспруденция № 7 (39), 2019, с. 28-33

7. Яшина А.С. Безопасность функционирования транспорта как объект правонарушения в уголовно-правовом законодательстве // Вестник науки и образования № 24 (78), 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.