Филология: научные исследования
Правильная ссылка на статью:
Пыхтина И.Ю., Бубнова Н.А Нарративная структура рассказа Ю. П. Казакова "Арктур - гончий пес" // Филология: научные исследования. 2024. № 2. DOI: 10.7256/2454-0749.2024.2.69817 EDN: WJBFAN URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=69817
Нарративная структура рассказа Ю. П. Казакова "Арктур -гончий пес"
Пьхтина Ирина Юрьевна
студент, кафедра русской и зарубежной литературы, Российский университет дружбы народов
117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
И miss.irina.pihtina@yandex.ru
Бубнова Наталья Александровна
СКСЮ: 0000-0002-8293-1399 кандидат филологических наук
старший преподаватель, кафедра общего и русского языкознания, Российский университет дружбы
117198, Россия, г. Мзсква, ул. М/жлунэ-Маклая, 6 И bubnova_na@pfur.ru
Статья из рубрики "Языкознание"
DOI:
10.7256/2454-0749.2024.2.69817
EDN:
WJBFAN
Дата направления статьи в редакцию:
10-02-2024
Аннотация: В статье представлен нарративный анализ рассказа Ю. П. Казакова "Арктур - гончий пес", который относится к анималистической прозе писателя. Главная цель анализа - рассмотрение организации повествования в прозе, так как нарративные особенности произведения позволяют детально охарактеризовать идиостиль писателя. Задачи исследования: - выявить особенности повествования; - ознакомиться с работами, посвященными теме исследования; - обратиться к историко-
культурологическому контексту; - определить типы нарраторов; - соотнести с ними перспективу и план повествования. Актуальность работы обусловлена тем, что все больше исследований интересуются нарративными структурами, так как они позволяют определить природу произведения и поэтику рассказов Казакова. Несмотря на то, что немало работ посвящено раннему рассказу "Арктур -гончий пес", не все они отличаются точной терминологией и закономерными выводами. Так, нами будет предпринята попытка оспорить одну из точек зрения на анализируемое произведение. В основу изучения вопроса был положен структурно-семантический анализ. Также при исследовании были использованы формальный, биографический и психологический методы. В ходе работы были обнаружены особенности нарратива рассказа. Мы пришли к следующим выводам: 1. Повествование строится по принципу оппозиции перспектив: "внутренняя - внешняя" точка зрения (Innenperspektive - Außenperspektive) по терминологии Ф. Штанцеля. 2. Писатель вводит в полотно текста три типа повествователя: экзегетического (всеведающего, принимающего опосредованное участие в действии рассказа), диегетического (активного, непосредственно фигурирующего в сюжете как персонаж) и лирического (рефлексирующего, чувствующего, который проявляется больше на духовном уровне). Обнаружение последнего в полотне текста обуславливает новизну исследования литературного наследия Ю. П. Казакова. 3. Таким образом, лирический тип нарратора определяет поэтику лирической прозы Казакова, обнаруживает сложно уловимые подтексты в повествовании и вводит особый ритм в анализируемый рассказ.
Ключевые слова:
тип нарратора, лирическая проза, анималистический рассказ, перспектива, план повествования, нулевая фокализация, перволичный рассказчик, лирическая
экспрессия, точка зрения, композиция произведения
Введение
Творчество Юрия Казакова определилось в литературном процессе XX века несколько обособленно. В то время, как в 50-60 е гг. прошлого столетия словесность шла под знаменем социалистического реализма с идеальным героем и «правильными» сюжетами, Юрий Павлович отстаивал право на жизнь литературы лирической, преемницы классики в лице Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина. В одной из своих публицистических статей Ю. П. Казаков спорит с противниками своего направления, отстаивая «чувствительность...музыкальность...обостренное внимание к природе...умение показать
внутренний мир человека» в современных произведениях [3, — 6].
Казаковские рассказы - лирические миниатюры об обычной жизни во всех ее проявлениях. Его герои - это не ратники труда, но несчастные в любви девушки («Некрасивая»), старики («В город»), дети («Никикшины тайны»), а также и животные. Анималистическая проза, особое отношение к животным, играет важную роль в литературном наследии автора. Несомненно, центральное место в нем занимает ранний рассказ «Арктур - гончий пес», написанный в 1957 году.
Важно, что «Арктура» писатель посвящает М. М. Пришвину. Его Казаков считал своим учителем по перу, сам признаваясь: «А мысли и ощущения Пришвина - мои мысли и
ощущения» ^———2221. и. Кузьмичев пишет: «И Казакова волшебный пришвинский колобок звал в ту страну без имени, без территории...где каждый «когда-то бывал, где
все знакомо - и все забыто» [7, С- 109]. Пр Казакова, по словам самого прозаика: «не
это тайное, как Пришвин» [7, С 1071. «Это своего охотничьего рассказа, пса Арктура.
Сюжет
ишвин был одним из любимых писателей Ю. один из советских писателей не трогает так
тайное» Казаков перенес в главного героя
Несмотря на центричность образа, автор не делает из Арктура "особенного" пса, способного говорить и тем самым транслировать свои мысли и переживания. Напротив, это обычный зверь, лишенный зрения от рождения. Все повествование пронизано жизнеописанием пса, его становлением. Весной Арктур появляется на свет и весной тайно исчезает. Переход состояний главного персонажа из беспомощного щенка в верного пса, служащего своему хозяину - доктору, является лишь завязкой рассказа. Между собакой и человеком возникают трепетные чувства, кажется, Арктур нашел свое место в жизни. Однако неожиданное знакомство с лесом, первая вылазка в дикую природу, открывает для пса какой-то новый, тайный смысл его существования. Так, Арктур перерождается из хилой собаки с «мертвыми глазами» в гончего пса, который гонит зверя и знает свое предназначение.
Обсуждение
Ранее исследователи творчества Казакова не раз прибегали к анализу рассказа «Арктур - гончий пес», поставив его в один ряд с «рассказом-притчей, -мифом». Однако работа С. И. Королева отмечена отсутствием последовательной теоретической базы, нередко автор смешивает между собой типы нарраторов, а иногда объединяет двух разных рассказчиков друг с другом: «нельзя сказать, что повествователь «затерялся» в мире
героев. Порой он демонстрирует свое всевидящее око» [5, С 117-1251. в нашей статье представлена попытка рассмотреть нарративную структуру и через нее определить доминанту текста. Так как повествовательная сторона рассказа комплексна и сложна по своей природе и должна быть рассмотрена более подробно и системно.
Основные результаты
Итак, в начале произведения повествование идет от экзегитического повествователя (внешнего), по терминологии Е. В. Падучевой [9, С 2031. Этот нарратор «всеведущий», он не участвует в сюжетной линии, дает перспективу описания событий "сверху", он гармонично входит в ткань рассказа, фабула и сюжет которого расходятся, осуществляя прием «рассказа в рассказе». Такой тип нарратора Ж. Женетт обозначил понятием
«нулевая фокализация» ^-С-391-394]. План пространственно-временной
характеристики отмечен несовпадением позиции персонажа и повествователя. В этой части повествования мы узнаем об истории рождения, первые годы жизни Арктура как бы «с высоты птичьего полета». Нарратор - источник информации, он вне событий.
Усиливает эффект отчужденности экзегитического повествователя толика отстраненности, которая прослеживается в лирических отступлениях: начав историю о псе, нарратор «отвлекается» на описание своеобразия жизни цыган и прилет лебедей. Этот тип повествователя с самого начала делит текст на мир людей и мир животных. Стоит отметить, что с последним он в наименьшей степени связан: если о появлении пса в городе сообщается через людскую молву («многие были убеждены», «другие говорили»), то об остальном, сопряженном с описанием рождения Арктура и пребыванием среди своих собратьев-псов, повествователь может лишь догадываться. Закономерно появляются лексемы неуверенности: «наверно», «неизвестно», «чему-то»,
«где-нибудь», «как-то».
По завершении первой части экзегитический повествователь не уходит с полотна нарратива, но сменяется обычным повествованием от первого лица (1с1"1-егеа1ипд). Теперь события транслируются от одного из персонажей рассказа, который активно принимает участие в происходящем. В согласии с текстом мы можем предположить, что это охотник-любитель, который на весну-лето снимает жилье ближе к лесу. Так и происходит: повествователь-«Я» поселяется у доктора, местного педиатра, и становится свидетелем дальнейшей домашней жизни Арктура. Пространственно-временной план меняется, теперь позиции повествователя-«Я» и персонажа-охотника совпадают. И охотник-рассказчик, и пес активны в пределах одного хронотопа.
Стоит отметить важный момент повествования - как описываются звуки в рассказе. До появления Арктура на пороге дома доктора для описания окружающей мелодии мира «я-повествователь» прибегает к однозначным, точным определениям: доктор «тончайшей фистулой вытягивал...арии», «петух громогласно пел». Нет сомнений, что здесь аудиальное изображение мира исходит от человека. Однако обратим внимание, как план фразеологии меняется после введения в ход повествования пса. Например, так представлен голос доктора: «звуки голоса хозяина были булькающими и шепчущими». Описание происходит уже на уровне инстинктов, догадок, ассоциаций, будто повествование ведется не от Я-охотника, но от лица Арктура.
Ненапрямую, в конце второй части, автор вводит в повествование еще один тип нарратора. Только он знает, как чувствует и думает пес. С приходом этого типа возникает плановая дихотомия, рассказ ведется уже с внутренней позиции. Это
похоже на внутренний монолог немого. Повествователь как бы сливается с сознанием пса, способен в точности и на языке Арктура передать его внутреннюю экспрессию. Еще И. А. Карчагин отметил, что одним из принципов построения композиции рассказа у Юрия Казакова является интериоризация, которая сближает прозу писателя с поэзией, вводя не просто эпических персонажей, повествователей, но почти лирических героев Г4, С. 341.
Так возникновение Арктура знаменует появление лирического повествователя, который может быть обозначен нами как «Я-ПЁС» (Я-ОН). Ему свойственна несобственно-прямая речь, голос героя (Арктура) преобладает над голосом автора (охотника), хотя формально текст принадлежит самому повествователю. Так говорится в тексте о чувствах пса к доктору: «Он любил его страстно и поэтично, быть может, больше жизни», «Чувство его к своему хозяину было...возвышенным», «он был целомудрен». В этой части нарратор «Я-ОН» несколько возвышенно описывает эмоции Арктура. Он избегает употребления каких-либо точных обозначений по отношению к главному герою. Если обычный повествователь-охотник предпочитает назвать, описать внешне: «еще один обитатель», «потащил слепого», «по привычке пес вздрагивал», «На что ему собака?». То повествователь «Я-ОН», напротив, говорит об Арктуре интроспективно, изнутри, не обращая внимания на внешнее, употребляет лишь местоимение абстрактное «он» и ему производные: «он был целомудрен», «ему хотелось вскочить», «уши его распускались», «он никак не мог вспомнить». Таким образом фокус наррации смещается на в нутре нний.
И если всезнающий нарратор как бы особняком стоит по отношению к двум другим типам повествователей, на мгновение появившись в начале текста, то разграничить перволичного нарратора-охотника и нарратора «Я-ОН» подчас представляется трудным. Анализ фрагмента второй части наглядно демонстрирует, как эти два последних
типа повествователей переплетены между собой, нет точного отделения одного от второго, мысли и рассказ охотника прерываются чувствами Арктура и наоборот. Как было замечено, пространственно-временной план у них совпадает, но, тем не менее, различен план фразеологии (человек/пес) и план психологии (снаружи/изнутри).
В подтверждение этого положения рассмотрим еще один пример из текста, когда Арктур впервые знакомится с лесом, тем самым проходя через обряд инициации, душевного перерождения. В начале четвертой части обычное повествование от лица охотника: «Я пошел утром в лес...». Заканчивается абзац тем, что повествователь раздражен немного глупым поведением пса: «Скоро мне надоело его непонятное упорство». Однако далее идет рефлексия, нарратор сменяется и показывает чувства, впечатления, мысли Арктура: «Лес ошеломил Арктура». Описание представлено уже с точки зрения слепого, подчеркивается тактильное восприятие окружающей среды: «жестковатая уже трава, колючие кусты.упругие молодые елочки». Одно и то же событие передается с разных позиций: перспектива охотника и перспектива слепого пса. В этом случае, чтобы разграничить двух повествователей, нужно ответить на вопрос: чьими глазами нарратор смотрит на мир. Очевидно, контакт с природой на уровне ощущений присущ Арктуру, которому не дано видеть и которого внезапно окружили «пахучие, шелестящие, потрескивающие, колючие предметы». Различие точек зрения на этом уровне Вольф Шмид обозначает термином «перцептивный план», где важно, кто является
оценивающей инстанцией С 701. Интересно также, что этот план проявляется и в оценке поведения и характера Арктура. Прослеживается закономерность: перволичному повествователю-охотнику представляется смешным и жалким, что делает собака, по сюжету он не брал его на охоту, так как пес «бежал смешно» и имел «тонкий щенячий голос». В то время, как для лирического нарратора Арктур - настоящий гончий пес. Примечательно, как патетично, даже героически, описана первая охота: «Он рвался, рычал...глаза его налились кровью», «Он был сильно помят и поцарапан», «так велика была его страсть».
Если рассмотреть вышеописанные типы нарраторов в рамках теории повествовательных ситуаций Ф. К. Штанцеля (1979), можно соотнести «всезнающий тип» с аукториальной повествовательной ситуацией, вычленяемой на основе оппозиций перспективы
«внешняя-внутренняя» С 62-631. Перволичный тип - это повествование от первого лица, где проявляется идентичность нарратора и персонажа (охотник), а лирический тип «Я-ОН» - персональная ситуация, нарратор - не просто рассказчик, но и рефлектор, проникающий в сознание персонажа (Арктура).
Ю. Казаков неслучайно вводит нарратора, способного постичь мысли и чувства на первый взгляд обычного пса. Делая его главным героем своего рассказа, автор представляет переживания Арктура как переживания обычного человека. Тема свободы - лейтмотив произведения - таким образом раскрывается не столько благодаря внешним характеристикам пса, сколько качествам внутренним. Арктур в повествовательном модусе лирического нарратора оживает, выражая свои чувства и приобретая право голоса. Однажды Казаков написал К. Паустовскому, что работает над рассказами и
«везде будет присутствовать личность автора» [7, С 2901. Можно предположить, что автор в какой-то степени переносит на Арктура собственные черты и переживания и вкладывает частичку себя.
Заключение
Юрий Павлович Казаков, лирический писатель второй половины XX века, в своих
произведениях отражал «доброту, совестливость, сердечность, нежность» [3, С 6]. Даже в анималистической прозе, главным героем которой становились животные, писателю удавалось уловить малейшие стремления души и мысли своих безмолвных, тихих персонажей. Так и в раннем рассказе «Арктур - гончий пес» (1957) автор благодаря своеобразию построения нарративной стороны рассказа позволяет понять, что прочувствовал и пережил обыкновенный охотничий пес. Именно с появлением третьего типа повествователя, лирического нарратора, проникающего в глубину души персонажа, способного постичь потаенные чувства, на уровне композиционном в рассказе «Арктур - гончий пес» проявляется лирическая доминанта, свойственная поэтике Ю. П. Казакова и характеризующая ее.
Библиография
1. Женетт Ж. Фигуры. В 2-х томах. Том 1-2. - М.: Изд.-во им. Сабашниковых, 1998.
2. Казаков Ю. П. Во сне ты горько плакал: Рассказы / Сост. Т. М. Судник. - М.: Современник, 2000.
3. Казаков Ю. П. Не довольно ли?: [О лирической прозе: В связи со статьей В. Камянова «Не добротой единой...»] // Литературная газета. 1967. № 52.
4. Каргашин И.А. «К речи надо иметь вкус». Поэтика рассказов Ю.П. Казакова // Русская речь.2012. № 5. С. 34-38.
5. Королев С. И. Точка зрения слепого: о некоторых особенностях рассказа «Арктур -гончий пес» Юрия Казакова // Свет слова... Сборник научных трудов к 90-летию Юрия Павловича Казакова / сост., вступ. стат., редакция Е. А. Балашова, И. А. Каргашин. - Калуга: Издательство АКФ «Политоп». 2018. - С. 117-125.
6. Куделько Н. А. Традиции поэтики И. С. Тургенева в русской литературе XX века (Б. К. Зайцев, К. Г. Паустовский, Ю. П. Казаков). Дисс. на соиск. уч. ст.фил.наук: 10.01.01. - М.: ГУОВПО "Московский педагогический государственный университет", 2005.
7. Кузьмичев И. С. Жизнь Юрия Казакова. Документальное повествование. - СПб.: Союз писателей Санкт-Петербурга, ООО «Журнал «Звезда», 2012.
8. Кузьмичев И. Юрий Казаков: Набросок портрета. - Л.: Сов. писатель, 1986.
9. Падучева Е. В. Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке // Семантика нарратива. М.: Языки русской культуры, 1996. - 464 с.
10. Успенский, Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы // Успенский Б.А. Семиотика искусства. - М.: Искусство, 1995.
11. Шмид В. Нарратология. - М.: «Языки славянской культуры», 2003. - 312 с.
12. Stanzel Franz К. Die typischen Erzahlsituationen im Roman: Dargestelltan «Tom Jones», «MobyDick», «The Ambassadors», «Ulysses» u. a. Wien, 1963 / Typische Formen des Romans. Gottingen, 1964.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Представленная на рассмотрение статья «Нарративная структура рассказа Ю. П. Казакова "Арктур - гончий пес"», предлагаемая к публикации в журнале «Филология: научные исследования», несомненно, является актуальной, ввиду возрастающего
интереса к изучению и переосмыслению литературного наследия советской эпохи. Автор обращается к изучению произведения Юрия Павлович Казакова, лирического писателя второй половины XX века, одного из крупнейших представителей советской новеллистики.
В исследовании автор обращается к анималистической прозе писателя, а именно к рассказу «Арктур - гончий пес», написанному в 1957 году.
Творчество Юрия Казакова определилось в литературном процессе XX века несколько обособленно, а также является малоизученым. Собственно это и определяет новизну и актуальность рецензируемого исследования.
В статье автор делает попытку рассмотреть нарративную структуру и через нее определить доминанту текста. Так как повествовательная сторона рассказа комплексна и сложна по своей природе и должна быть рассмотрена более подробно и системно. Статья является новаторской, одной из первых в российской лингвистике, посвященной исследованию подобной проблематики. Автор обращается, в том числе, к различным методам для подтверждения выдвинутой гипотезы. Используются следующие методы исследования: логико-семантический анализ, герменевтический и сравнительно-сопоставительный методы.
Теоретические измышления проиллюстрированы примерами из исследуемого произведения.
Данная работа выполнена профессионально, с соблюдением основных канонов научного исследования. Исследование выполнено в русле современных научных подходов, работа состоит из введения, содержащего постановку проблемы, основной части, традиционно начинающуюся с обзора теоретических источников и научных направлений, исследовательскую и заключительную, в которой представлены выводы, полученные автором.
К недостаткам также можно отнести отсутствие четко поставленных задач в вводной части, неясность методологии и хода исследования. Библиография статьи насчитывает 12 источников, среди которых представлены научные труды как на русском, так и иностранных языках.
БОльшее количество ссылок на ссылки на фундаментальные работы, такие как монографии, кандидатские и докторские диссертации, несомненно, бы усилило теоретическую значимость работы. Высказанные замечания не являются существенными и не умаляют общее положительное впечатление от рецензируемой работы. Работа является новаторской, представляющей авторское видение решения рассматриваемого вопроса и может иметь логическое продолжение в дальнейших исследованиях. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в процессе преподавания вузовских курсов по литературоведению, теории литературы, дальнейшему изучению творчества писателя, а также курсов по междисциплинарным исследованиям. Статья, несомненно, будет полезна широкому кругу лиц, филологам, магистрантам и аспирантам профильных вузов. Статья «Нарративная структура рассказа Ю. П. Казакова "Арктур - гончий пес"» может быть рекомендована к публикации в научном журнале.