Научная статья на тему 'НАРРАТИВ В МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЖУРНАЛИСТСКИХ ПРОЕКТАХ: ОТ ВЕРБАЛЬНОЙ К ПОЛИКОДОВОЙ ТЕХНИКЕ'

НАРРАТИВ В МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЖУРНАЛИСТСКИХ ПРОЕКТАХ: ОТ ВЕРБАЛЬНОЙ К ПОЛИКОДОВОЙ ТЕХНИКЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
452
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРРАТИВ / НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ЖУРНАЛИСТСКИЕ ПРОЕКТЫ / ПОВЕСТВОВАНИЕ / NARRATIVE / NARRATIVE ANALYSIS / MULTIMEDIA JOURNALISM / MULTIMEDIA JOURNALISTIC PROJECTS / NARRATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Качанов Денис Геннадьевич

В статье предпринята попытка анализа современных мультимедийных проектов в журналистике через призму нарратологии. Развитие теории повествования рассматривается от Античности до нарративного поворота, когда предметом анализа разных гуманитарных наук становятся формы повествования, техники нарратива, сюжетные структуры. Трансформация связана и с изменением повествовательной техники: нарратив представляет собой не только вербальную структуру, но и поликодовый текст, состоящий из различных мультимедийных элементов, которые по-другому рассказывают истории. Цель статьи - выявить связь теории нарратива и мультимедийных проектов в журналистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NARRATIVE IN MULTIMEDIA JOURNALISTIC PROJECTS: FROM THE VERBAL TO POLYCODE TECHNOLOGY

The article attempts to analyse modern multimedia projects in journalism through the prism of narratology. The development of the narrative theory is traced from Antiquity to the narrative turn. The forms of narrative, narrative structure, story structure have over time become the subject of analysis of different branches of humanities. The transformation of narrative is also related to structural changes. In some cases, narration consists not only of verbal constructions but also of different semiotic systems. One of such patterns is multimedia projects, which include verbal, visual and audial components; their correlation imparts narrative with a new quality, which helps to tell stories in a different way. In this article, the development of narrative theory is considered in order to find its connection with multimedia projects in journalism. Applying narrative analysis to two projects, one from Russian media and the other from US media, the author tries to understand how such narrative structures as characters, settings, actions, narrator and the like are realized through using text, video, audio, graphics and other multimedia elements.

Текст научной работы на тему «НАРРАТИВ В МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЖУРНАЛИСТСКИХ ПРОЕКТАХ: ОТ ВЕРБАЛЬНОЙ К ПОЛИКОДОВОЙ ТЕХНИКЕ»

Нарратив в мультимедийных журналистских проектах: от вербальной к поликодовой технике

Денис Качанов

В статье предпринята попытка анализа современных мультимедийных проектов в журналистике через призму нарратологии. Развитие теории повествования рассматривается отАнтичности до нарративного поворота, когда предметом анализа разных гуманитарных наук становятся формы повествования,техники нарратива, сюжетные структуры. Трансформация связана и с изменением повествовательной техники: нарратив представляет собой нетолько вербальнуюструктуру, но и поликодовый текст, состоящий из различных мультимедийных элементов, которые по-другому рассказывают истории. Цель статьи - выявить связь теории нарратива и мультимедийныхпроектов в журналистике.

Ключевые слова: нарратив, нарративный анализ, мультимедийная журналистика, мультимедийные журналистские проекты, повествование.

© Качанов Денис Геннадьевич

аспирант кафедры новых медиа и теории

коммуникации факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), [email protected]

Введение

В XX в. в рамках семиотической школы оформляется новое направление в гуманитарном знании - нарратология. Впервые термины «нарратив» и «нарратология» употребил Цв. Тодоров (1969: 920). Он определил нарратологию как науку о повествовании, а нарратив - объект этой науки, т.е. само повествование. Рассказывание историй, как отмечает Тодоров, «это явление, которое встречается не только в литературе, но и в других областях», т.е. теория повествования может применяться к разным текстовым, вербальным, визуальным формам.

В анализе знаковых сообщений возникает подход, в основе которого лежит представление о наличии в любом высказывании определенной повествовательной структуры, позволяющей оформить ее как «историю» или «рассказ» (Сергеева, Терещенко, 2016: 164). Такой подход стали называть нарративным анализом.

Понятие нарратива имеет несколько зна чений, самое широкое из которых - исто рия в любом медиа, представляющая со бой цепь реальных или вымышленных со бытий, между которыми существуют связи позволяющие выделять в истории начало, середину и конец (Chandler, Munday, 2011: 288), а также ряд повествовательных эле-

ментов: сюжет, персонажи, обстоятельства ние событий) - это фабула, материал для места и времени, рассказчик (Danesi, 2009: сюжетного оформления. Если обобщить 208). При этом под нарративами понима- основной тезис формальной школы, то он ются не только литературные жанры, но заключается не просто в том, что форма и биографии, репортажи, бытовые исто- стоит выше содержания и определяет его, рии, а теоретики киноискусства и иссле- а в том, что понятие формы включает в се-дователи массовой культуры причисляют бя объем понятия «материал», а искусст-к ним кино, рекламу, музыку, фотографию. во есть сумма приемов автора. Мультимедийные журналистские проек- Первую структурно-типологическую ты имеют все черты, которые позволяют систему текста создал В.Я. Пропп. Изучая говорить о них как о повествовательных строение волшебных сказок, он описал то, структурах. что впоследствии стали называть нарра-

тивной структурой. В своей программной Развитие нарративных теорий работе «Морфология "волшебной" сказ-

Зарождение структуры нарратива наи- ки» Пропп (1969: 25-28) приходит к выводу, более полно описано в «Поэтике» Аристо- что функции действующих лиц являются теля. Древнегреческий философ рассматри- постоянными, устойчивыми элементами вает самую популярную художественную любой сказки, их число ограничено (всего форму времени - трагедию и выделяет в 31 функция), а последовательность всег-ней шесть составных частей: фабулу, ха- да одинакова.

рактеры, мысли, сценическую обстановку, Работа отечественного ученого В.Я. Проп-текст, музыкальную композицию. Само по- па оказала огромное влияние на раз-вествование он называет «подражанием витие нарративных идей во всем мире. действию», которое заключается в «упо- А.-Ж. Греймас (2004: 278-293) переосмыс-рядочении фактов» (Аристотель, 1978: 70). ляет функции, предложенные Проппом.

На протяжении нескольких веков вопро- Он обозначает действующих лиц как «ак-сы структуры повествования поднимались тантов», т.е. тех, кто выполняет действие и преимущественно в рамках художествен- именно в их взаимодействии видит струк-ного творчества и особенно литературо- турную модель повествования. ведения. Пиком такого развития стали тру- После 70-х гг. XX в. идеи нарратоло-ды русских формалистов В.Б. Шкловского гии перемещаются в Соединенные Шта-(1929), Ю.Н. Тынянова (1977), структура- ты Америки, еще больше смешиваясь с листов В.П. Проппа (1969), Ю.М. Лотма- постмодернизмом (Джеймисон, 2000; Ма-на (1992), литературоведов М.М. Бахтина кинтайр, 2000; Bruner, 1987; Fisher, 1985 и (1975), А.Н. Веселовского (1989). др.). На формирование нарративных тео-

Особое значение в создании историй рий влияет кинокритика (Chatman, 1990), отечественные ученые отводили сюжету. сценарное мастерство (МсКее, 1997), но-Так, А.Н. Веселовский (1989: 301-302) вы- вый журнализм (Вульф, Джонсон, 2008). делял сюжетность как основное свойство Американский теоретик нарратива С. Чат-повествования. Сюжет же - это комплекс мэн (1990: 115) говорит о существовании мотивов, отсюда и структурность сюжета, нескольких видов нарративных текстов, и который можно описать в виде формул и не все из них связаны с вербальной пре-схем. В.Б. Шкловский (1929: 204) перево- зентацией. Развивая платонические идеи дит представление о сюжете из области о диегесисе и мимесисе, он выделяет на-тематической в область конструктивную. рративы двух типов: собственно повест-Тематический слой произведения (описа- вовательные и миметические. Это разде-

ление обусловлено различными подхода- Повествовательные структуры проника-ми к повествованию. Чатмэн называет их ют и в медиадискурс. «рассказывание» (telling) и «демонстрация»

(showing). Первые реализуются в традици- Нарративная те°рия и мультимедиа онных вербальных жанрах (романе, рас- Философы нарратива Ж-Ф. Лиотар (1998) сказе, повести и т.д.) посредством нарра- и Ф. Джеймисон (2000) считают, что чело-тора. Вторые - без посредства нарратора век познает мир через истории, рассказ изображают историю, а не излагают: это о мире. Это пересекается с важнейшей кино, спектакль, живопись и т.д. функцией СМИ - формирование инфор-

Нарратология выходит за границы ли- мационной картины мира. Медиа созда-тературоведения, она движется в сторону ют повестку дня и тем самым направля-самостоятельной науки, которая своим ют внимание аудитории, ориентируя на объектом подразумевает не только вер- определенные действия. Нарратив же, по бализованные структуры, но и все пове- замечанию Г. Уайта (1978: 91), «не воспро-ствовательные формы, в каких бы облас- изводит описываемые события, а гово-тях они не функционировали. Изменения рит, в каком направлении следует думать в гуманитарной науке последней трети о событиях, придавая им определенную XX в. привели к возникновению понятия эмоциональную окраску». «нарративный поворот» и становлению Особенно прочно нарративные структу-нарративной парадигмы как коммуни- ры, а именно причинно-следственная связь кационной модели. событий и их последовательность, заметны

Понятие «нарративный поворот» впер- в пространстве Интернета. Сетевые сред-вые упоминается в работах М. Крейсуорта ства массовой информации представлены (1992). Нарратив предстает междисцип- в виде бесконечной гипертекстуальной линарным конструктом, который имеет цепи, что позволяет трактовать данное отношение ко всем гуманитарным нау- медиапространство как гиперисторию, кам: философии, филологии, социологии, состоящую из огромного числа повест-истории и т.д. А. Макинтайр (2000: 291-292) вований (Прасолова, 2015). Использова-пишет, что «человек в своих действиях, на ние повествовательных техник в цифровой практике и в своих вымыслах представ- среде связно с комбинированием различ-ляет животное, которое повествует исто- ных знаковых систем на одной платфор-рии». Отталкиваясь от этих идей, У. Фишер ме. Цифровой сторителлинг воздейству-(1985: 347) формулирует нарративную па- ет на разные органы чувств и ориентиру-радигму, в рамках которой любой комму- ется на аффективную связь с читателем никационный процесс рассматривается (PoLetti, 2011). Искусство повествования как форма повествования, а люди - как заключается в организации пространства рассказчики историй. рассказа. Нарративность позволяет при

Одним из основных принципов изуче- ограниченном количестве информации ния нарратива сегодня можно считать его удерживать внимание адресата (Hughes междисциплинарность. Разнообразие d'Aeth, 1999). В мультимедиа это свойст-форм и стилей нарратива и его много- во реализуется еще эффективнее за счет образная культурная феноменология дает аудиовизуальной формы. возможность присутствия его структур и Развитие семиотических теорий привело элементов в других дискурсах: научном, к широкому пониманию текста как последо-правовом, историческом, религиозном, вательности знаковых единиц, основными политическом (Брокмейер, Харре, 2000). свойствами которой являются связность

61

и цельность. Причем сообщение, заклю- вых медиа мы можем говорить о суще-ченное в тексте, не обязательно должно ствовании мультимедийного нарратива. быть представлено вербально, оно может Как отмечает Е.В. Просолова (2015: 253), носить и изобразительный (или икониче- «нарративность мультимедийной исто-ский) характер. Сочетание же вербаль- рии определяется ее прочными причинных и изобразительных средств передачи но-следственными связями, пространст-информации образует креолизованный, венно-временными параметрами хроно-или поликодовый, текст (Валгина, 2003). топа и субъективностью». Именно такими текстами являются муль- Мультимедийные нарративы в журна-тимедийные проекты, где письменное и листике представляют собой симбиоз но-устное слово, изображение, звук и дизайн вой журналистики и новых медиа. От пер-обеспечивают целостность и связность вой они наследуют связь с литературной произведения, т.е. создают необходимый традицией, а от вторых технологическую коммуникативный эффект, максимально составляющую. В мультимедийных нарра-воздействуя на адресата сообщения. тивах обнаруживаются характерные для Если рассматривать медиатекст как про- новой журналистики особенности (сце-дукт массовой культуры, то он практически ноописательство, реалистичные диало-всегда носит повествовательный характер ги, детализация, полифоничность (Вульф, (Красноярова, 2010). Нарратив выступает Джонсон, 2008: 56-57)), элементы (место формой существования таких продуктов действия, персонажи, действия, автор-и его можно обнаружить в кино, рекламе, ская позиция, тема, цель причина (Sims, музыке, фотографии и т.д. Ряд мультиме- Kramer (eds.), 1995: 5-12) и фазы (экспо-дийных проектов в журналистике имеет зиция, усложнение, развитие действия, повествовательную форму. Такие мате- кризис, кульминация, разрешение кон-риалы, как правило, носят линейный ха- фликта, развязка (Hart, 2011: 22). Но эти рактер и называются мультимедийными компоненты реализуются посредством лонгридами. Однако новая технология языка новых медиа, свойствами которо-еще и расширяет границы повествования, го являеются цифровой код, модульность, ведь интерактивность и гипертекстуаль- автоматизация, изменчивость, транскодинг ность предлагают несколько путей про- (Manovich, 2001: 27-48). Таким образом, чтения одной и той же истории (Hughes сочетание двух подходов к журналисти-d'Aeth, 1999). В такой ситуации мы можем ке позволяет создавать такие уникальные говорить о разветвленном повествовании, материалы, как мультимедийные наррати-или веб-докьюментари, и интерактивном, вы, в которых через визуально привлека-где пользователь становится соавтором тельную и интерактивную форму подачи и влияет на развитие действия. рассказывается глубокая история с помоВ медиапространстве нарратив стано- щью нарративных принципов. вится коммуникативной техникой, одним из По мнению американских исследо-способов передачи информации. Причем вателей (Jacobson, Marino, Gutsche, 2015), новые медиа придают нарративу соответ- мультимедийная журналистика стала «но-ствующие свойства: гипертекстуальность, вой волной» литературной журналистики. мультимедийность, интерактивность, что В частности, С. Джейкобсон вместе с кол-не только создает новые повествователь- легами обнаруживает ее связь с новой ные возможности, но и предлагает чита- журналистикой, объясняя, как принци-телю расширенные средства погружения пы Вульфа раскрываются через мульти-в историю (Berning, 2011). В рамках но- медийные элементы: текст, фото, видео,

аудио, цитаты, статистическую и интерак- дийные проекты хорошо иллюстрируют

тивную инфографику, карты, анимацию, использование техники нарратива в муль-

иллюстрации, слайд-шоу и др. тимедийной журналистике.

В работе по исследованию нарративной Для разбора мы воспользовались ме-

техники в мультимедийном пространстве тодом нарративного анализа, представ-

финский ученый Т. Хииппала (2017) отме- ленным в словаре-справочнике «Новые

чает, что интеграция технологий в развора- медиа: социальная теория и методоло-

чивающемся повествовании реконструи- гия исследований» (Сергеева, Терещенко,

ровала традиционные методы нарративной 2016). Он предполагает выделение в про-

журналистики, поэтому мультимедиа - это екте следующих элементов: тема, рассказ-

не просто визуальная оболочка лонгрида, чик, персонажи, события, время, место и

а «сердце» его нарративной структуры. причинно-следственные связи, объеди-

В мультимедийных проектах он выделя- няющие элементы нарратива между со-

ет девять семиотических элементов: текст, бой. Мы рассматривали их через призму

фотография, видео, карта, дизайн, анима- цифрового повествования и определяли,

ция, динамическая иллюстрация, стати- как они выражаются с помощью мультиме-

ческая иллюстрация, рисунок-комикс. Он дийных элементов. Чтобы избежать дву-

приводит также шесть типов их демон- смысленности далее под «текстом» бу-

страции: кнопка-гиперссылка, плавное дет пониматься исключительно формат

растворение (микшер), скроллинг, наезд представления информации - последо-

(паралакс-скроллинг), зумирование, ста- вательность печатных символов.

тика (начало и конец текста). Сочетание Finding Home рассказывает о первом

элементов и их презентации и создают годе в Европе новорожденной девочки

повествовательную структуру. из семьи сирийских беженцев. Через ее

жизнь поднимается тема беженцев и за-

Нарративный анализ трагивается ряд проблем, с которыми они

мультимедийных журналистских стал кива ются

проектов „

г Повествование строится на переписке

Для подтверждения нашей гипотезы о журналистки Time Франчески Триани и

существовании нарратива в мультимедий- сирийской беженки Таимы (мамы ново-

ных проектах мы проанализировали два рожденной). Таким образом, рассказчи-

журналистских материала: Finding Home1 ками они выступают вдвоем - через их

издания Time и «Коса и Камень»2 портала диалог и раскрывается история. Визуаль-

«Такие дела». Оба проекта реализованы в но это представлено в форме переписки

формате лонгрида, т.е. повествование ве- в мессенджере или SMS. Исключения в

дется линейно. Мы выбрали эти проекты позиции рассказчика - комментарий во

по двум причинам. Во-первых, потому что время смены места действия от третье-

они заслужили признание журналистско- го лица: «семья приезжает в Эстонию и

го сообщества как качественные: Finding получает документы ЕС». Другая ситуа-

Home- победитель премии The World Press ция, при которой автор перестает быть

Photo Digital Storytelling Contest 2018 в кате- участником событий, - послесловие, где

гории «Инновационный сторителлинг»3; после окончания повествования сказано,

«Коса и Камень» - приз фестиваля Visa Pour как живет семья.

l'Image 2017 в категории «Лучшая мульти- Таима и Франческа - рассказчики, по-

медийная новостная история»4. Во-вторых, этому их презентация в проекте идет сра-

выбор обусловлен тем, что эти мультиме- зу после лида. Она представляет собой

63

портреты девушек в формате аватара, что Действие протекает в ряде европей-подчеркивает характер сетевой переписки ских городов (Салоники, Афины, Таллин, как нарративной манеры данного про- Берлин), перемещения между ними сопро-изведения. Третий важнейший персонаж вождаются картой, демонстрирующей, как истории - новорожденная Хелн, ее рож- далеко сирийская семья от родины. Устрой-дение и становится отправной точкой сю- ство лагерей для беженцев, как более ло-жета. Муж и сын Таимы - второстепен- кальное пространство, представлено в ные герои, чей «голос» передается через виде фото и видео, которые погружают Таиму либо через фотографии, но сами читателя в обстоятельства места. они лишены высказываний и подробных В проекте минимальное использова-описаний. ние текста - переписка и редкие направ-

События выстроены хронологически: ляющие комментарии автора. Все при-рождение Хелн, возвращение в лагерь, чинно-следственные отношения между болезнь, получение убежища, переезд в нарративными элементами существуют Эстонию и Германию. Форма повествова- благодаря композиции. Например, сле-ния представляет собой мобильную пе- дом за сообщением Франчески «Хочешь реписку, что очень похоже на эпистоляр- увидеть Акрополь до отъезда из Греции?» ный жанр. Поэтому события происходят идет фотография Таимы, делающей селфи за пределами самого материала, чита- на фоне Акрополя; фотографии героев на тель не видит их непосредственно, они фоне пустынной улице в Эстонии и видео пересказываются. При этом формат пе- с мужем, смотрящим в окно, показывают реписки создает образ непосредственно- их потерянность и стремление уехать из го общения читателя и героини. События этой страны.

раскрываются через фотографии и видео, Таким образом, сочетание различных текстовые сообщения в мессенджере, ау- мультимедийных элементов позволяет диосообщения - данные элементы полно- оригинально рассказать историю, мак-стью интегрированы в переписку героев симально приблизив персонажи к читате-(или герои отправляют друг другу фото- лям и создав ощущение личного общения графии, аудиосообщения, смайлики и мо- с героиней, что увеличивает эмоциональ-бильные идеограммы) либо даны само- ную связь адресата и адресанта. стоятельно и содержат пересказываемое «Коса и Камень» (Влад Сохин и «Такие событие, двигая историю и эмоционально дела») - проект о глобальном потепле-воздействуя на аудиторию. Так, например, нии на Камчатке и его влиянии на жизнь работает аудио с записью голоса Таимы людей. Это тема раскрывается в первую на фоне криков Хелн, которые часто за- очередь через фотографии и сопровож-глушают голос мамы. дающие их истории людей, представлен-

Повествование затрагивает первый год ные в виде текста. жизни Хелн, что отражено в виде кален- Рассказчик здесь предстает в третьем дарного таймлайна, проходящего сквозь лице. Это не активный герой, а обрамляю-весь материал в виде линии по центру экра- щий повествование «взгляд». Он выбира-на. Другой таймлайн изображен сбоку, и ет ракурс, через который читатель знако-на нем отражен возраст Хелн: 1-й день, мится с историей. Более явное авторское 25-й день, 4 месяца.... Такая визуализа- начало можно обнаружить в конце лонг-ция времени помогает ориентироваться рида, где дается руководство к действию читателю в любой момент соприкоснове- со стороны не одного из персонажей или ния с историей. экспертов, а самого автора: «Выгорают

леса, разрушается жилье, размываются дает фото или видео - так читатель эмо-дороги, исчезает рыба, которую местные ционально включается в контекст. жители ловили десятилетиями. Единствен- В данном проекте отсутствует и единый выход сохранить привычную жизнь - ная фабула. Все события являются либо адаптироваться к изменениям климата». описанием повседневной жизни героев Еще одна примета авторского присутст- первого плана («Глава рыбацкой бригады вия - отступления от центрального пове- Андрей Савин рассказывает, как шторма ствования через всплывающие инфор- и волны разбивали дом за домом»), либо мационные вставки, расширяющие зна- их воспоминаниями о событиях («Сначала ния о проблеме. Они реализованы в виде спортзал разбило, а потом постепенно и интерактивных кнопок, которые можно рыбопромышленную базу»). Как прави-пропустить и читать дальше, не отвлека- ло, действия раскрываются в тексте, но ясь на дополнительные материалы. если речь идет о ключевых событиях - на-В «Косе и Камне» нет центральной фи- пример, в представленном фрагменте, то гуры, вокруг которой развивается сюжет. за ним следует инфографика, на которой Все персонажи можно разделить на две показано, как с годами затапливало по-категории: герои первого плана и эпизо- селок. В лонгриде «затопление» сооруже-дические. Первые даны с описанием по- ний происходит при скроллинге - такая ведения, профессии (например: «Конс- визуализация нагляднее, чем текстовое тантин Лавров живет на Камчатке с 2009 ее воплощение.

года. Бывший боксер и дзюдоист, сейчас В проекте описывается настоящее вре-он работает оператором канализацион- мя, но для демонстрации изменений по-ных насосных станций в поселке Октябрь- вествование возвращается в прошлое. Так, ский»), возраста, речевых характеристик, рассказ об острове Беринга сопровожда-интерьеров. Кроме того, они рассказыва- ется галереей фотографий, датированных ют о себе. Такие персонажи представлены концом XIX в. и 30-50 гг. XX в. Эти изобра-в тексте, в фотогалереях и иногда видео, жения сами по себе «двигают историю» и через которое передается действие: игра показывают, как логически взаимодейст-с крестницами, выгул собак, игра на ак- вуют различные мультимедийные элемен-кордеоне и т.д. Эпизодические герои по- ты. На архивной фотографии показано являются только однажды и показаны че- множество тюленей и морских котиков, рез фотографию на фоне описываемого а чуть ранее в тексте говорилось, что се-места с подписью к ней: «Девятилетний годня их популяция снизилась. Рома летом часто живет в рыбацкм ста- В «Косе и Камне» есть обобщение всех не на реке Большой... Его мама Полина во персонажей, событий и времен, но нарра-время путины работает поваром у рыба- тивная структура - это Камчатка, а именно ков. В остальное время она санитарка в поселок Октябрьский и село Никольское поселковой поликлиннике» - это вся ин- на острове Беринг. Данные две локации, формация об этих героях, и больше они которые посещает автор, - населенные в тексте не появляются. Такая мозаичная пункты, через которые показана проблема система персонажей направлена на со- глобального потепления. Место как цент-здание общего впечатления от жизни в ральный элемент повествования раскры-описываемом регионе (небольшие по- вается через фотографии и видео: музы-селения на Камчатке) при определенных ка и шумы моря сопровождают читателя обстоятельствах (глобальное потепление). на протяжении всего материала, созда-Именно поэтому каждого героя сопровож- ют атмосферу места и эффект присутст-

65

Таблица 1. Мультимедийные элементы

в проекте Finding Home (n = 129)

Элемент n %

Статические изображения (комиксы, инфографика) 73 56,6

Page-flow (составные макеты) 22 17

Фото 18 14

Текст (в абзацах) 7 5,4

Видео 5 3,9

Карты 4 3,1

Анимация — —

Динамические иллюстрации — —

Статические иллюстрации — —

Таблица 2. Мультимедийные элементы

в проекте «Коса и Камень» (n = 113)

Элемент n %

Текст (в абзацах) 48 42,5

Фото 48 42,5

Статические изображения (комиксы, инфографика) 6 5,3

Динамические иллюстрации 3 2,6

Карты 3 2,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Видео 2 1,8

Page-flow (составные макеты) 2 1,8

Анимация 1 0,9

Статические иллюстрации — —

вия, равно как и видеоподложка воды под сматриваемых проектов. Из таблицы 1 вид-текстом, которая будто «затапливает» его. но, что в проекте Finding Home преобла-Причинно-следственные связи в по- дают составные, визуально насыщенные вествовании прозрачны: климатические элементы. В первую очередь это статиче-изменения, которые влияют на быт лю- ские изображения, которые представляют дей, снижение численности населения, со- собой переписку, похожую на комикс, на кращение популяции животных и видов чем строится все повествование. Нема-растений. Эта логика прослеживается и в ло использовано и фотографий, которые фотографиях - как главном образном и не сопровождают историю, а двигают ее, доказательном элементе произведения: рассказывая о событиях в жизни героев. персонажи часто показаны в окружении Некоторые фотографии и видео соеди-разрушающихся зданий, огромных водных нены с перепиской в синтетические эле-пространств, затоплений. Характер всего менты (page-flow), что еще больше насы-повествования в целом создает ощущение, щает их информацией. Чистого текста во что люди просто присутствуют в этой ча- всем проекте всего 5,4%, что подчерки-сти планеты, но не контролируют ее. Эта вает визуально-игровой характер нарра-идея отражена и в эпизодическом харак- тива. В проекте «Коса и Камень» есть два тере персонажей, и в отсутствии сюже- ключевых элемента: текст и фотографии, тообразующих событий, и в композиции на их сочетании и строится повествова-фотографий и видео, и в звуковом сопро- ние (см. табл. 2). Большая роль текстовых вождении. Аудиовизуальная часть проек- блоков в сравнении с материалом Finding та создает образ места, который эмоцио- Home, влечет за собой и иной характер нально сближает читателя и персонажей. нарратива: в «Косе и Камне» он более ра-Структурируем количественные дан- циональный. За эмоциональную сторону ные, полученные в результате анализа. За отвечают фотографии и непрекращаю-основу возьмем терминологию Т. Хиип- щийся звуковой фон волн. пала (2017), который выделяет девять семиотических элементов. В таблицах 1 Заключение

и 2 показано количество (n) элементов Развитие повествовательных теорий и их доля (%) в нарративе каждого из рас- приводит к представлению о нарративе

как о семиотической структуре, которая может быть выражена не только вербаль-но, но и различными визуальными и ау-диальными средствами. Это суждение характерно и для медиапространства, и особенно для мультимедийных журналистских проектов. Но мультимедиа -не просто оболочка для материала, это структура, которая имеет двойную зависимость: с одной стороны, необходима глубокая история, с другой - у нее должен быть потенциал визуализации. В мультимедийном нарративе каждый его элемент в идеале должен не дублировать то, что передает какой-то другой элемент (например, когда видео или фото содержат информацию, детально описанную текстом), а двигать историю: развивать фабулу и/или углублять сюжет, показывать другой ракурс на объект, представлять дополнительные детали.

Как показал нарративный анализ мультимедийных проектов российского и американского издания, одни и те же мультимедийные элементы могут решать разные задачи. Если в материале «Коса и Камень» текст является связующим звеном и через него передаются события, то в Finding Home он направляет повествование, расставляет акценты и представлен в первую очередь в виде мобильной переписки. Большая часть действий в этом материале реализуется посредством видео и фотографии героев, в то время как в российском проекте эти элементы служат прежде всего для представления героев и обстановки. Таким образом, нарративный медиатекст перестает быть исключительно вербальным и становится поликодовым. Сочетание различных знаковых систем позволяет максимально приблизить читателя к событиям и персонажам.

Примечания

1 Finding Home. Режим доступа: http://time.com/finding-home

2 Коса и Камень. Режим доступа: https://takiedela.ru/kamchatka

3 Digital Storytelling Contest 2018. Режим доступа: https://www.worldpressphoto. org/collection/mm/2018

4 Visa d'or franceinfo: Award for the Best Digital News Story. Режим доступа: https://www.visapourlimage.com/en/festival/awards/visa-d-or-de-l-information-numerique-franceinfo

Библиография

Аристотель. «Поэтика» Аристотеля // Аристотель и античная литература / пер. М.Л. Гаспарова. М.: Наука, 1978. С. 65-106.

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. лит., 1975. Брокмейер Й,Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 29-42. Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос. 2003. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. Вулф Т.,Джонсон Э.У. Новая журналистика и Антология новой журналистики. СПб: Амфора, 2008.

Греймас А.-Ж. Структурная семантика: Поиск метода / пер. с фр. Л. Зиминой. М.: Акад. проект, 2004.

67

Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. 2000. № 4. С. 63-77.

Красноярова О.В. Медийный текст: его особенности и виды // Известия Иркутск. гос. эконом. акад. (БГУЭП). 2010. № 3. С. 177-181.

ЛиотарЖ.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб: Алетейя, 1998.

Лотман Ю.М. Происхождение сюжета // Избранные статьи. Т. 1. Таллин: Александра, 1992. C. 224-242.

Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали / пер. с англ. В.В. Целищева. М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

Прасолова Е.В. К вопросу о нарративности мультимедийной истории как нового жанра интернет-СМИ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11-2. С. 253-256.

Пропп В.Я. Морфология сказки. 2-е. изд. М.: Гл. ред. вост. лит. изд-ва «Наука», 1969.

Сергеева О.В., Терещенко О.В. Новые медиа: социальная теория и методология исследований: словарь-справочник. СПб: Алетейя, 2016.

Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.

Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Федерация, 1929.

Berning N. (2011) Narrative Journalism in the Age of the Internet: New Ways to Create Authenticity in Online Literary Reportages. Textpraxis 3. Режим доступа: http://www.uni-muenster.de/textpraxis/nora-berning-narrative-journalism-in-the-age-of-the-internet

Bruner J. (1987). Life as Narrative. Social Research 54 (1): 11-32.

Chandler D., Munday R. (2011) Dictionary of Media and Communication. New York: Oxford Iniversity Press Inc.

Chatman S. (1990) Coming to Terms: The Rhetoric of Narrative in Fiction and Film. Ithaca: Cornell University Press.

Danesi M. (2009) Dictionary of Media and Communications [foreword by Arthur Asa Berger]. New York: M. E. Sharpe, Inc.

Fisher W.R. (1985) The Narrative Paradigm: An Elaboration. Communication Monographs 52 (4): 347-367. DOI: 10.1080/03637758509376117

Hart J. (2011) Storycraft: The Complete Guide to Writing Narrative Nonfiction. Chicago: University of Chicago Press.

Hiippala T. (2017) The Multimodality of Digital Longform Journalism. Digital Journalism 5: 420-442. DOI: 10.1080/21670811.2016.1169197

Hughes d'Aeth T. (1999) Do You Want to Know More? Narrative in Australian Multimedia. Journal of Australian Studies 23 (63): 71-79.

Jacobson S., Marino J., Gutsche R.Jr (2015) The Digital Animation of Literary Journalism. Journalism 17 (4): 527-546. DOI: 10.1177/1464884914568079

Kreisworth M. (1992) Trusting the Tale: the Narrativist Turn in the Human Sciences. New Literary History 23 (3): 629-657.

Manovich L. (2001) The Language of New Media. L.: The MIT Press.

МcKee R. (1997) Story: Substance, Structure, Style and the Principles of Screenwriting. NY: ReganBooks.

Poletti A. (2011) Coaxing an Intimate Public: Life Narrative in Digital Storytelling. Continuum Journal of Media & Cultural Studies 25 (1): 73-83. DOI: 10.1080/10304312.2010.506672

Sims N., Kramer M. (eds.) (1995) Literary Journalism: A New Collection of the Best American Nonfiction. New York: Ballantine Books.

Todorov Tz. (1969) Grammaire du Décameron. The Hague: Mouton. White H. (1978) Historical Text as Literary Artifact. The Writing of History. Literary Form and Historical Understanding. Ed. by R.H. Canary and H. Kozicki. The University of Wisconsin Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.