Нарратив в мультимедийных журналистских проектах: от вербальной к поликодовой технике
Денис Качанов
В статье предпринята попытка анализа современных мультимедийных проектов в журналистике через призму нарратологии. Развитие теории повествования рассматривается отАнтичности до нарративного поворота, когда предметом анализа разных гуманитарных наук становятся формы повествования,техники нарратива, сюжетные структуры. Трансформация связана и с изменением повествовательной техники: нарратив представляет собой нетолько вербальнуюструктуру, но и поликодовый текст, состоящий из различных мультимедийных элементов, которые по-другому рассказывают истории. Цель статьи - выявить связь теории нарратива и мультимедийныхпроектов в журналистике.
Ключевые слова: нарратив, нарративный анализ, мультимедийная журналистика, мультимедийные журналистские проекты, повествование.
© Качанов Денис Геннадьевич
аспирант кафедры новых медиа и теории
коммуникации факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), [email protected]
Введение
В XX в. в рамках семиотической школы оформляется новое направление в гуманитарном знании - нарратология. Впервые термины «нарратив» и «нарратология» употребил Цв. Тодоров (1969: 920). Он определил нарратологию как науку о повествовании, а нарратив - объект этой науки, т.е. само повествование. Рассказывание историй, как отмечает Тодоров, «это явление, которое встречается не только в литературе, но и в других областях», т.е. теория повествования может применяться к разным текстовым, вербальным, визуальным формам.
В анализе знаковых сообщений возникает подход, в основе которого лежит представление о наличии в любом высказывании определенной повествовательной структуры, позволяющей оформить ее как «историю» или «рассказ» (Сергеева, Терещенко, 2016: 164). Такой подход стали называть нарративным анализом.
Понятие нарратива имеет несколько зна чений, самое широкое из которых - исто рия в любом медиа, представляющая со бой цепь реальных или вымышленных со бытий, между которыми существуют связи позволяющие выделять в истории начало, середину и конец (Chandler, Munday, 2011: 288), а также ряд повествовательных эле-
ментов: сюжет, персонажи, обстоятельства ние событий) - это фабула, материал для места и времени, рассказчик (Danesi, 2009: сюжетного оформления. Если обобщить 208). При этом под нарративами понима- основной тезис формальной школы, то он ются не только литературные жанры, но заключается не просто в том, что форма и биографии, репортажи, бытовые исто- стоит выше содержания и определяет его, рии, а теоретики киноискусства и иссле- а в том, что понятие формы включает в се-дователи массовой культуры причисляют бя объем понятия «материал», а искусст-к ним кино, рекламу, музыку, фотографию. во есть сумма приемов автора. Мультимедийные журналистские проек- Первую структурно-типологическую ты имеют все черты, которые позволяют систему текста создал В.Я. Пропп. Изучая говорить о них как о повествовательных строение волшебных сказок, он описал то, структурах. что впоследствии стали называть нарра-
тивной структурой. В своей программной Развитие нарративных теорий работе «Морфология "волшебной" сказ-
Зарождение структуры нарратива наи- ки» Пропп (1969: 25-28) приходит к выводу, более полно описано в «Поэтике» Аристо- что функции действующих лиц являются теля. Древнегреческий философ рассматри- постоянными, устойчивыми элементами вает самую популярную художественную любой сказки, их число ограничено (всего форму времени - трагедию и выделяет в 31 функция), а последовательность всег-ней шесть составных частей: фабулу, ха- да одинакова.
рактеры, мысли, сценическую обстановку, Работа отечественного ученого В.Я. Проп-текст, музыкальную композицию. Само по- па оказала огромное влияние на раз-вествование он называет «подражанием витие нарративных идей во всем мире. действию», которое заключается в «упо- А.-Ж. Греймас (2004: 278-293) переосмыс-рядочении фактов» (Аристотель, 1978: 70). ляет функции, предложенные Проппом.
На протяжении нескольких веков вопро- Он обозначает действующих лиц как «ак-сы структуры повествования поднимались тантов», т.е. тех, кто выполняет действие и преимущественно в рамках художествен- именно в их взаимодействии видит струк-ного творчества и особенно литературо- турную модель повествования. ведения. Пиком такого развития стали тру- После 70-х гг. XX в. идеи нарратоло-ды русских формалистов В.Б. Шкловского гии перемещаются в Соединенные Шта-(1929), Ю.Н. Тынянова (1977), структура- ты Америки, еще больше смешиваясь с листов В.П. Проппа (1969), Ю.М. Лотма- постмодернизмом (Джеймисон, 2000; Ма-на (1992), литературоведов М.М. Бахтина кинтайр, 2000; Bruner, 1987; Fisher, 1985 и (1975), А.Н. Веселовского (1989). др.). На формирование нарративных тео-
Особое значение в создании историй рий влияет кинокритика (Chatman, 1990), отечественные ученые отводили сюжету. сценарное мастерство (МсКее, 1997), но-Так, А.Н. Веселовский (1989: 301-302) вы- вый журнализм (Вульф, Джонсон, 2008). делял сюжетность как основное свойство Американский теоретик нарратива С. Чат-повествования. Сюжет же - это комплекс мэн (1990: 115) говорит о существовании мотивов, отсюда и структурность сюжета, нескольких видов нарративных текстов, и который можно описать в виде формул и не все из них связаны с вербальной пре-схем. В.Б. Шкловский (1929: 204) перево- зентацией. Развивая платонические идеи дит представление о сюжете из области о диегесисе и мимесисе, он выделяет на-тематической в область конструктивную. рративы двух типов: собственно повест-Тематический слой произведения (описа- вовательные и миметические. Это разде-
ление обусловлено различными подхода- Повествовательные структуры проника-ми к повествованию. Чатмэн называет их ют и в медиадискурс. «рассказывание» (telling) и «демонстрация»
(showing). Первые реализуются в традици- Нарративная те°рия и мультимедиа онных вербальных жанрах (романе, рас- Философы нарратива Ж-Ф. Лиотар (1998) сказе, повести и т.д.) посредством нарра- и Ф. Джеймисон (2000) считают, что чело-тора. Вторые - без посредства нарратора век познает мир через истории, рассказ изображают историю, а не излагают: это о мире. Это пересекается с важнейшей кино, спектакль, живопись и т.д. функцией СМИ - формирование инфор-
Нарратология выходит за границы ли- мационной картины мира. Медиа созда-тературоведения, она движется в сторону ют повестку дня и тем самым направля-самостоятельной науки, которая своим ют внимание аудитории, ориентируя на объектом подразумевает не только вер- определенные действия. Нарратив же, по бализованные структуры, но и все пове- замечанию Г. Уайта (1978: 91), «не воспро-ствовательные формы, в каких бы облас- изводит описываемые события, а гово-тях они не функционировали. Изменения рит, в каком направлении следует думать в гуманитарной науке последней трети о событиях, придавая им определенную XX в. привели к возникновению понятия эмоциональную окраску». «нарративный поворот» и становлению Особенно прочно нарративные структу-нарративной парадигмы как коммуни- ры, а именно причинно-следственная связь кационной модели. событий и их последовательность, заметны
Понятие «нарративный поворот» впер- в пространстве Интернета. Сетевые сред-вые упоминается в работах М. Крейсуорта ства массовой информации представлены (1992). Нарратив предстает междисцип- в виде бесконечной гипертекстуальной линарным конструктом, который имеет цепи, что позволяет трактовать данное отношение ко всем гуманитарным нау- медиапространство как гиперисторию, кам: философии, филологии, социологии, состоящую из огромного числа повест-истории и т.д. А. Макинтайр (2000: 291-292) вований (Прасолова, 2015). Использова-пишет, что «человек в своих действиях, на ние повествовательных техник в цифровой практике и в своих вымыслах представ- среде связно с комбинированием различ-ляет животное, которое повествует исто- ных знаковых систем на одной платфор-рии». Отталкиваясь от этих идей, У. Фишер ме. Цифровой сторителлинг воздейству-(1985: 347) формулирует нарративную па- ет на разные органы чувств и ориентиру-радигму, в рамках которой любой комму- ется на аффективную связь с читателем никационный процесс рассматривается (PoLetti, 2011). Искусство повествования как форма повествования, а люди - как заключается в организации пространства рассказчики историй. рассказа. Нарративность позволяет при
Одним из основных принципов изуче- ограниченном количестве информации ния нарратива сегодня можно считать его удерживать внимание адресата (Hughes междисциплинарность. Разнообразие d'Aeth, 1999). В мультимедиа это свойст-форм и стилей нарратива и его много- во реализуется еще эффективнее за счет образная культурная феноменология дает аудиовизуальной формы. возможность присутствия его структур и Развитие семиотических теорий привело элементов в других дискурсах: научном, к широкому пониманию текста как последо-правовом, историческом, религиозном, вательности знаковых единиц, основными политическом (Брокмейер, Харре, 2000). свойствами которой являются связность
61
и цельность. Причем сообщение, заклю- вых медиа мы можем говорить о суще-ченное в тексте, не обязательно должно ствовании мультимедийного нарратива. быть представлено вербально, оно может Как отмечает Е.В. Просолова (2015: 253), носить и изобразительный (или икониче- «нарративность мультимедийной исто-ский) характер. Сочетание же вербаль- рии определяется ее прочными причинных и изобразительных средств передачи но-следственными связями, пространст-информации образует креолизованный, венно-временными параметрами хроно-или поликодовый, текст (Валгина, 2003). топа и субъективностью». Именно такими текстами являются муль- Мультимедийные нарративы в журна-тимедийные проекты, где письменное и листике представляют собой симбиоз но-устное слово, изображение, звук и дизайн вой журналистики и новых медиа. От пер-обеспечивают целостность и связность вой они наследуют связь с литературной произведения, т.е. создают необходимый традицией, а от вторых технологическую коммуникативный эффект, максимально составляющую. В мультимедийных нарра-воздействуя на адресата сообщения. тивах обнаруживаются характерные для Если рассматривать медиатекст как про- новой журналистики особенности (сце-дукт массовой культуры, то он практически ноописательство, реалистичные диало-всегда носит повествовательный характер ги, детализация, полифоничность (Вульф, (Красноярова, 2010). Нарратив выступает Джонсон, 2008: 56-57)), элементы (место формой существования таких продуктов действия, персонажи, действия, автор-и его можно обнаружить в кино, рекламе, ская позиция, тема, цель причина (Sims, музыке, фотографии и т.д. Ряд мультиме- Kramer (eds.), 1995: 5-12) и фазы (экспо-дийных проектов в журналистике имеет зиция, усложнение, развитие действия, повествовательную форму. Такие мате- кризис, кульминация, разрешение кон-риалы, как правило, носят линейный ха- фликта, развязка (Hart, 2011: 22). Но эти рактер и называются мультимедийными компоненты реализуются посредством лонгридами. Однако новая технология языка новых медиа, свойствами которо-еще и расширяет границы повествования, го являеются цифровой код, модульность, ведь интерактивность и гипертекстуаль- автоматизация, изменчивость, транскодинг ность предлагают несколько путей про- (Manovich, 2001: 27-48). Таким образом, чтения одной и той же истории (Hughes сочетание двух подходов к журналисти-d'Aeth, 1999). В такой ситуации мы можем ке позволяет создавать такие уникальные говорить о разветвленном повествовании, материалы, как мультимедийные наррати-или веб-докьюментари, и интерактивном, вы, в которых через визуально привлека-где пользователь становится соавтором тельную и интерактивную форму подачи и влияет на развитие действия. рассказывается глубокая история с помоВ медиапространстве нарратив стано- щью нарративных принципов. вится коммуникативной техникой, одним из По мнению американских исследо-способов передачи информации. Причем вателей (Jacobson, Marino, Gutsche, 2015), новые медиа придают нарративу соответ- мультимедийная журналистика стала «но-ствующие свойства: гипертекстуальность, вой волной» литературной журналистики. мультимедийность, интерактивность, что В частности, С. Джейкобсон вместе с кол-не только создает новые повествователь- легами обнаруживает ее связь с новой ные возможности, но и предлагает чита- журналистикой, объясняя, как принци-телю расширенные средства погружения пы Вульфа раскрываются через мульти-в историю (Berning, 2011). В рамках но- медийные элементы: текст, фото, видео,
аудио, цитаты, статистическую и интерак- дийные проекты хорошо иллюстрируют
тивную инфографику, карты, анимацию, использование техники нарратива в муль-
иллюстрации, слайд-шоу и др. тимедийной журналистике.
В работе по исследованию нарративной Для разбора мы воспользовались ме-
техники в мультимедийном пространстве тодом нарративного анализа, представ-
финский ученый Т. Хииппала (2017) отме- ленным в словаре-справочнике «Новые
чает, что интеграция технологий в развора- медиа: социальная теория и методоло-
чивающемся повествовании реконструи- гия исследований» (Сергеева, Терещенко,
ровала традиционные методы нарративной 2016). Он предполагает выделение в про-
журналистики, поэтому мультимедиа - это екте следующих элементов: тема, рассказ-
не просто визуальная оболочка лонгрида, чик, персонажи, события, время, место и
а «сердце» его нарративной структуры. причинно-следственные связи, объеди-
В мультимедийных проектах он выделя- няющие элементы нарратива между со-
ет девять семиотических элементов: текст, бой. Мы рассматривали их через призму
фотография, видео, карта, дизайн, анима- цифрового повествования и определяли,
ция, динамическая иллюстрация, стати- как они выражаются с помощью мультиме-
ческая иллюстрация, рисунок-комикс. Он дийных элементов. Чтобы избежать дву-
приводит также шесть типов их демон- смысленности далее под «текстом» бу-
страции: кнопка-гиперссылка, плавное дет пониматься исключительно формат
растворение (микшер), скроллинг, наезд представления информации - последо-
(паралакс-скроллинг), зумирование, ста- вательность печатных символов.
тика (начало и конец текста). Сочетание Finding Home рассказывает о первом
элементов и их презентации и создают годе в Европе новорожденной девочки
повествовательную структуру. из семьи сирийских беженцев. Через ее
жизнь поднимается тема беженцев и за-
Нарративный анализ трагивается ряд проблем, с которыми они
мультимедийных журналистских стал кива ются
проектов „
г Повествование строится на переписке
Для подтверждения нашей гипотезы о журналистки Time Франчески Триани и
существовании нарратива в мультимедий- сирийской беженки Таимы (мамы ново-
ных проектах мы проанализировали два рожденной). Таким образом, рассказчи-
журналистских материала: Finding Home1 ками они выступают вдвоем - через их
издания Time и «Коса и Камень»2 портала диалог и раскрывается история. Визуаль-
«Такие дела». Оба проекта реализованы в но это представлено в форме переписки
формате лонгрида, т.е. повествование ве- в мессенджере или SMS. Исключения в
дется линейно. Мы выбрали эти проекты позиции рассказчика - комментарий во
по двум причинам. Во-первых, потому что время смены места действия от третье-
они заслужили признание журналистско- го лица: «семья приезжает в Эстонию и
го сообщества как качественные: Finding получает документы ЕС». Другая ситуа-
Home- победитель премии The World Press ция, при которой автор перестает быть
Photo Digital Storytelling Contest 2018 в кате- участником событий, - послесловие, где
гории «Инновационный сторителлинг»3; после окончания повествования сказано,
«Коса и Камень» - приз фестиваля Visa Pour как живет семья.
l'Image 2017 в категории «Лучшая мульти- Таима и Франческа - рассказчики, по-
медийная новостная история»4. Во-вторых, этому их презентация в проекте идет сра-
выбор обусловлен тем, что эти мультиме- зу после лида. Она представляет собой
63
портреты девушек в формате аватара, что Действие протекает в ряде европей-подчеркивает характер сетевой переписки ских городов (Салоники, Афины, Таллин, как нарративной манеры данного про- Берлин), перемещения между ними сопро-изведения. Третий важнейший персонаж вождаются картой, демонстрирующей, как истории - новорожденная Хелн, ее рож- далеко сирийская семья от родины. Устрой-дение и становится отправной точкой сю- ство лагерей для беженцев, как более ло-жета. Муж и сын Таимы - второстепен- кальное пространство, представлено в ные герои, чей «голос» передается через виде фото и видео, которые погружают Таиму либо через фотографии, но сами читателя в обстоятельства места. они лишены высказываний и подробных В проекте минимальное использова-описаний. ние текста - переписка и редкие направ-
События выстроены хронологически: ляющие комментарии автора. Все при-рождение Хелн, возвращение в лагерь, чинно-следственные отношения между болезнь, получение убежища, переезд в нарративными элементами существуют Эстонию и Германию. Форма повествова- благодаря композиции. Например, сле-ния представляет собой мобильную пе- дом за сообщением Франчески «Хочешь реписку, что очень похоже на эпистоляр- увидеть Акрополь до отъезда из Греции?» ный жанр. Поэтому события происходят идет фотография Таимы, делающей селфи за пределами самого материала, чита- на фоне Акрополя; фотографии героев на тель не видит их непосредственно, они фоне пустынной улице в Эстонии и видео пересказываются. При этом формат пе- с мужем, смотрящим в окно, показывают реписки создает образ непосредственно- их потерянность и стремление уехать из го общения читателя и героини. События этой страны.
раскрываются через фотографии и видео, Таким образом, сочетание различных текстовые сообщения в мессенджере, ау- мультимедийных элементов позволяет диосообщения - данные элементы полно- оригинально рассказать историю, мак-стью интегрированы в переписку героев симально приблизив персонажи к читате-(или герои отправляют друг другу фото- лям и создав ощущение личного общения графии, аудиосообщения, смайлики и мо- с героиней, что увеличивает эмоциональ-бильные идеограммы) либо даны само- ную связь адресата и адресанта. стоятельно и содержат пересказываемое «Коса и Камень» (Влад Сохин и «Такие событие, двигая историю и эмоционально дела») - проект о глобальном потепле-воздействуя на аудиторию. Так, например, нии на Камчатке и его влиянии на жизнь работает аудио с записью голоса Таимы людей. Это тема раскрывается в первую на фоне криков Хелн, которые часто за- очередь через фотографии и сопровож-глушают голос мамы. дающие их истории людей, представлен-
Повествование затрагивает первый год ные в виде текста. жизни Хелн, что отражено в виде кален- Рассказчик здесь предстает в третьем дарного таймлайна, проходящего сквозь лице. Это не активный герой, а обрамляю-весь материал в виде линии по центру экра- щий повествование «взгляд». Он выбира-на. Другой таймлайн изображен сбоку, и ет ракурс, через который читатель знако-на нем отражен возраст Хелн: 1-й день, мится с историей. Более явное авторское 25-й день, 4 месяца.... Такая визуализа- начало можно обнаружить в конце лонг-ция времени помогает ориентироваться рида, где дается руководство к действию читателю в любой момент соприкоснове- со стороны не одного из персонажей или ния с историей. экспертов, а самого автора: «Выгорают
леса, разрушается жилье, размываются дает фото или видео - так читатель эмо-дороги, исчезает рыба, которую местные ционально включается в контекст. жители ловили десятилетиями. Единствен- В данном проекте отсутствует и единый выход сохранить привычную жизнь - ная фабула. Все события являются либо адаптироваться к изменениям климата». описанием повседневной жизни героев Еще одна примета авторского присутст- первого плана («Глава рыбацкой бригады вия - отступления от центрального пове- Андрей Савин рассказывает, как шторма ствования через всплывающие инфор- и волны разбивали дом за домом»), либо мационные вставки, расширяющие зна- их воспоминаниями о событиях («Сначала ния о проблеме. Они реализованы в виде спортзал разбило, а потом постепенно и интерактивных кнопок, которые можно рыбопромышленную базу»). Как прави-пропустить и читать дальше, не отвлека- ло, действия раскрываются в тексте, но ясь на дополнительные материалы. если речь идет о ключевых событиях - на-В «Косе и Камне» нет центральной фи- пример, в представленном фрагменте, то гуры, вокруг которой развивается сюжет. за ним следует инфографика, на которой Все персонажи можно разделить на две показано, как с годами затапливало по-категории: герои первого плана и эпизо- селок. В лонгриде «затопление» сооруже-дические. Первые даны с описанием по- ний происходит при скроллинге - такая ведения, профессии (например: «Конс- визуализация нагляднее, чем текстовое тантин Лавров живет на Камчатке с 2009 ее воплощение.
года. Бывший боксер и дзюдоист, сейчас В проекте описывается настоящее вре-он работает оператором канализацион- мя, но для демонстрации изменений по-ных насосных станций в поселке Октябрь- вествование возвращается в прошлое. Так, ский»), возраста, речевых характеристик, рассказ об острове Беринга сопровожда-интерьеров. Кроме того, они рассказыва- ется галереей фотографий, датированных ют о себе. Такие персонажи представлены концом XIX в. и 30-50 гг. XX в. Эти изобра-в тексте, в фотогалереях и иногда видео, жения сами по себе «двигают историю» и через которое передается действие: игра показывают, как логически взаимодейст-с крестницами, выгул собак, игра на ак- вуют различные мультимедийные элемен-кордеоне и т.д. Эпизодические герои по- ты. На архивной фотографии показано являются только однажды и показаны че- множество тюленей и морских котиков, рез фотографию на фоне описываемого а чуть ранее в тексте говорилось, что се-места с подписью к ней: «Девятилетний годня их популяция снизилась. Рома летом часто живет в рыбацкм ста- В «Косе и Камне» есть обобщение всех не на реке Большой... Его мама Полина во персонажей, событий и времен, но нарра-время путины работает поваром у рыба- тивная структура - это Камчатка, а именно ков. В остальное время она санитарка в поселок Октябрьский и село Никольское поселковой поликлиннике» - это вся ин- на острове Беринг. Данные две локации, формация об этих героях, и больше они которые посещает автор, - населенные в тексте не появляются. Такая мозаичная пункты, через которые показана проблема система персонажей направлена на со- глобального потепления. Место как цент-здание общего впечатления от жизни в ральный элемент повествования раскры-описываемом регионе (небольшие по- вается через фотографии и видео: музы-селения на Камчатке) при определенных ка и шумы моря сопровождают читателя обстоятельствах (глобальное потепление). на протяжении всего материала, созда-Именно поэтому каждого героя сопровож- ют атмосферу места и эффект присутст-
65
Таблица 1. Мультимедийные элементы
в проекте Finding Home (n = 129)
Элемент n %
Статические изображения (комиксы, инфографика) 73 56,6
Page-flow (составные макеты) 22 17
Фото 18 14
Текст (в абзацах) 7 5,4
Видео 5 3,9
Карты 4 3,1
Анимация — —
Динамические иллюстрации — —
Статические иллюстрации — —
Таблица 2. Мультимедийные элементы
в проекте «Коса и Камень» (n = 113)
Элемент n %
Текст (в абзацах) 48 42,5
Фото 48 42,5
Статические изображения (комиксы, инфографика) 6 5,3
Динамические иллюстрации 3 2,6
Карты 3 2,6
Видео 2 1,8
Page-flow (составные макеты) 2 1,8
Анимация 1 0,9
Статические иллюстрации — —
вия, равно как и видеоподложка воды под сматриваемых проектов. Из таблицы 1 вид-текстом, которая будто «затапливает» его. но, что в проекте Finding Home преобла-Причинно-следственные связи в по- дают составные, визуально насыщенные вествовании прозрачны: климатические элементы. В первую очередь это статиче-изменения, которые влияют на быт лю- ские изображения, которые представляют дей, снижение численности населения, со- собой переписку, похожую на комикс, на кращение популяции животных и видов чем строится все повествование. Нема-растений. Эта логика прослеживается и в ло использовано и фотографий, которые фотографиях - как главном образном и не сопровождают историю, а двигают ее, доказательном элементе произведения: рассказывая о событиях в жизни героев. персонажи часто показаны в окружении Некоторые фотографии и видео соеди-разрушающихся зданий, огромных водных нены с перепиской в синтетические эле-пространств, затоплений. Характер всего менты (page-flow), что еще больше насы-повествования в целом создает ощущение, щает их информацией. Чистого текста во что люди просто присутствуют в этой ча- всем проекте всего 5,4%, что подчерки-сти планеты, но не контролируют ее. Эта вает визуально-игровой характер нарра-идея отражена и в эпизодическом харак- тива. В проекте «Коса и Камень» есть два тере персонажей, и в отсутствии сюже- ключевых элемента: текст и фотографии, тообразующих событий, и в композиции на их сочетании и строится повествова-фотографий и видео, и в звуковом сопро- ние (см. табл. 2). Большая роль текстовых вождении. Аудиовизуальная часть проек- блоков в сравнении с материалом Finding та создает образ места, который эмоцио- Home, влечет за собой и иной характер нально сближает читателя и персонажей. нарратива: в «Косе и Камне» он более ра-Структурируем количественные дан- циональный. За эмоциональную сторону ные, полученные в результате анализа. За отвечают фотографии и непрекращаю-основу возьмем терминологию Т. Хиип- щийся звуковой фон волн. пала (2017), который выделяет девять семиотических элементов. В таблицах 1 Заключение
и 2 показано количество (n) элементов Развитие повествовательных теорий и их доля (%) в нарративе каждого из рас- приводит к представлению о нарративе
как о семиотической структуре, которая может быть выражена не только вербаль-но, но и различными визуальными и ау-диальными средствами. Это суждение характерно и для медиапространства, и особенно для мультимедийных журналистских проектов. Но мультимедиа -не просто оболочка для материала, это структура, которая имеет двойную зависимость: с одной стороны, необходима глубокая история, с другой - у нее должен быть потенциал визуализации. В мультимедийном нарративе каждый его элемент в идеале должен не дублировать то, что передает какой-то другой элемент (например, когда видео или фото содержат информацию, детально описанную текстом), а двигать историю: развивать фабулу и/или углублять сюжет, показывать другой ракурс на объект, представлять дополнительные детали.
Как показал нарративный анализ мультимедийных проектов российского и американского издания, одни и те же мультимедийные элементы могут решать разные задачи. Если в материале «Коса и Камень» текст является связующим звеном и через него передаются события, то в Finding Home он направляет повествование, расставляет акценты и представлен в первую очередь в виде мобильной переписки. Большая часть действий в этом материале реализуется посредством видео и фотографии героев, в то время как в российском проекте эти элементы служат прежде всего для представления героев и обстановки. Таким образом, нарративный медиатекст перестает быть исключительно вербальным и становится поликодовым. Сочетание различных знаковых систем позволяет максимально приблизить читателя к событиям и персонажам.
Примечания
1 Finding Home. Режим доступа: http://time.com/finding-home
2 Коса и Камень. Режим доступа: https://takiedela.ru/kamchatka
3 Digital Storytelling Contest 2018. Режим доступа: https://www.worldpressphoto. org/collection/mm/2018
4 Visa d'or franceinfo: Award for the Best Digital News Story. Режим доступа: https://www.visapourlimage.com/en/festival/awards/visa-d-or-de-l-information-numerique-franceinfo
Библиография
Аристотель. «Поэтика» Аристотеля // Аристотель и античная литература / пер. М.Л. Гаспарова. М.: Наука, 1978. С. 65-106.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. лит., 1975. Брокмейер Й,Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 29-42. Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос. 2003. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. Вулф Т.,Джонсон Э.У. Новая журналистика и Антология новой журналистики. СПб: Амфора, 2008.
Греймас А.-Ж. Структурная семантика: Поиск метода / пер. с фр. Л. Зиминой. М.: Акад. проект, 2004.
67
Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. 2000. № 4. С. 63-77.
Красноярова О.В. Медийный текст: его особенности и виды // Известия Иркутск. гос. эконом. акад. (БГУЭП). 2010. № 3. С. 177-181.
ЛиотарЖ.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб: Алетейя, 1998.
Лотман Ю.М. Происхождение сюжета // Избранные статьи. Т. 1. Таллин: Александра, 1992. C. 224-242.
Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали / пер. с англ. В.В. Целищева. М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
Прасолова Е.В. К вопросу о нарративности мультимедийной истории как нового жанра интернет-СМИ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11-2. С. 253-256.
Пропп В.Я. Морфология сказки. 2-е. изд. М.: Гл. ред. вост. лит. изд-ва «Наука», 1969.
Сергеева О.В., Терещенко О.В. Новые медиа: социальная теория и методология исследований: словарь-справочник. СПб: Алетейя, 2016.
Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.
Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Федерация, 1929.
Berning N. (2011) Narrative Journalism in the Age of the Internet: New Ways to Create Authenticity in Online Literary Reportages. Textpraxis 3. Режим доступа: http://www.uni-muenster.de/textpraxis/nora-berning-narrative-journalism-in-the-age-of-the-internet
Bruner J. (1987). Life as Narrative. Social Research 54 (1): 11-32.
Chandler D., Munday R. (2011) Dictionary of Media and Communication. New York: Oxford Iniversity Press Inc.
Chatman S. (1990) Coming to Terms: The Rhetoric of Narrative in Fiction and Film. Ithaca: Cornell University Press.
Danesi M. (2009) Dictionary of Media and Communications [foreword by Arthur Asa Berger]. New York: M. E. Sharpe, Inc.
Fisher W.R. (1985) The Narrative Paradigm: An Elaboration. Communication Monographs 52 (4): 347-367. DOI: 10.1080/03637758509376117
Hart J. (2011) Storycraft: The Complete Guide to Writing Narrative Nonfiction. Chicago: University of Chicago Press.
Hiippala T. (2017) The Multimodality of Digital Longform Journalism. Digital Journalism 5: 420-442. DOI: 10.1080/21670811.2016.1169197
Hughes d'Aeth T. (1999) Do You Want to Know More? Narrative in Australian Multimedia. Journal of Australian Studies 23 (63): 71-79.
Jacobson S., Marino J., Gutsche R.Jr (2015) The Digital Animation of Literary Journalism. Journalism 17 (4): 527-546. DOI: 10.1177/1464884914568079
Kreisworth M. (1992) Trusting the Tale: the Narrativist Turn in the Human Sciences. New Literary History 23 (3): 629-657.
Manovich L. (2001) The Language of New Media. L.: The MIT Press.
МcKee R. (1997) Story: Substance, Structure, Style and the Principles of Screenwriting. NY: ReganBooks.
Poletti A. (2011) Coaxing an Intimate Public: Life Narrative in Digital Storytelling. Continuum Journal of Media & Cultural Studies 25 (1): 73-83. DOI: 10.1080/10304312.2010.506672
Sims N., Kramer M. (eds.) (1995) Literary Journalism: A New Collection of the Best American Nonfiction. New York: Ballantine Books.
Todorov Tz. (1969) Grammaire du Décameron. The Hague: Mouton. White H. (1978) Historical Text as Literary Artifact. The Writing of History. Literary Form and Historical Understanding. Ed. by R.H. Canary and H. Kozicki. The University of Wisconsin Press.