Мультимедийный журналистский нарратив: к определению понятия
Денис Качанов
В статье дается определение понятия «мультимедийный журналистский нарратив» как особой формы коммуникации. Формулируются его свойства через анализ трех составляющих: нарратив, мультимедийность и журналистика. Автор определяет место мультимедийого журналистского нарратива в контексте нарратологии, изучает представления о нарративной технике описания действительности в журналистских произведениях и объясняет влияние цифрового мультимедийного пространства на формирование данного понятия.
Ключевые слова: мультимедийный журналистский нарратив, мультимедиа, нарративная журналистика, нарратив, повествование и медиатекст.
РО!: 10.30547/тес11аа1тапа1г3.2021.2029
@ Качанов Денис Геннадьевич
комментатор, редактор ООО «Национальный
спортивный телеканал» («Матч ТВ»)
(г. Москва, Россия), [email protected]
Введение
Философы, которые разрабатывали в своих работах понятие нарратива, считают, что человек познает мир через истории, рассказ о мире. Так утверждали Ж-Ф. Лио-тар (1998) и Ф. Джеймисон (2000). Этот концепт перекликается с важнейшей функцией СМИ - формированием информационной картины мира. Медиа создают повестку дня и тем самым направляют внимание аудитории, ориентируя на определенные действия. Нарратив же, по замечанию Г. Уайта (1978), не воспроизводит описываемые события, а показывает, в каком направлении следует думать о событиях, придавая им определенную эмоциональную окраску.
Контент сетевых СМИ представлен в виде бесконечной гипертекстуальной цепи, что позволяет трактовать медиапростран-ство, создаваемое ими, как гиперисторию, состоящую из огромного числа повествований (Прасолова, 2015). Использование повествовательных техник в цифровой среде связано с комбинированием различных знаковых систем на одной платформе. Цифровое повествование воздействует на разные органы чувств и ориентируется на аффективную связь с читателем (Ро1е^1, 2011). Искусство повествования заключается в организации пространства рассказа. Нарративность позволяет при ограниченном количестве информации удерживать
внимание адресата (Hughes d'Aeth, 1999). В мультимедиа это свойство реализуется еще эффективнее за счет аудиовизуальной формы.
Сегодня понятие нарратива имеет несколько значений, самое широкое из которых - история в любом медиа, представляющая собой цепь реальных или вымышленных событий, между которыми существуют связи, позволяющие выделять в истории начало, середину и конец1, а также ряд повествовательных элементов: сюжет, персонажи, обстоятельства места и времени, рассказчик2. При этом под нарративами понимаются не только литературные жанры, но и биографии, репортажи, бытовые истории, а теоретики кино и исследователи массовой культуры причисляют к ним кино, рекламу, музыку, фотографию. Мультимедийные журналистские проекты имеют все черты, которые позволяют говорить о них как о повествовательных структурах.
Понятие нарратива и повествования. Свойства нарратива
Под нарративностью можно понимать «выработанную культурной практикой разновидность речеповеденческого стереотипа, получающую воплощение в форме семиотической репрезентации коллективного или индивидуального опыта и реализующую коммуникативную стратегию координации социальной деятельности» (Алещанова, 2006: 39).
Истоки нарративности некоторые исследователи находят в религиозных учениях и книгах, античных педагогических практиках, трудах мыслителей. Зарождение структуры нарратива наиболее полно обозначено в «Поэтике» Аристотеля (1978). Сам термин «поэтика» как общая категория для литературного дискурса является «этимологическим предком» термина «нарратив» (Трубина, 2002). Повествование Аристотель (1978: 70) называет «подражанием действию», которое заключается в «упорядочении фактов». Для Платона
(2007: 188) обобщающей повествовательной категорией является способ выражения (лексис), который разделяется на собственно подражание (мимесис) и простое повествования (диегесис).
Долгое время вопросы повествования и нарративности поднимались в рамках литературоведения. Пиком такого развития стали труды русских формалистов: В.Б. Шкловского (1929), Ю.Н. Тынянова (1977); структуралистов: В.П. Проппа (1969), Ю.М. Лотма-на (1992); литературоведов: М.М. Бахтина (1975), А .Н. Веселовского (1989). Особое значение в создании историй отечественные ученые отводили сюжету. Так, А.Н. Ве-селовский (1989: 301-302) выделял сюжетность как основное свойство повествования. В.Б. Шкловский (1929: 204) переводит представление о сюжете из области тематической в область конструктивную.Тематический слой произведения - описание событий - это фабула - материал для сюжетного оформления. Если обобщить основной тезис формальной школы, то он заключается не просто в том, что форма стоит выше содержания и определяет его, а в том, что понятие «форма» включает в себя объем понятия «материал», а искусство есть сумма приемов автора.
Первую структурно-типологическую систему текста создал В.Я. Пропп (1969: 25-28). Изучая строение волшебных сказок, он приходит к выводу, что функции действующих лиц являются постоянными, устойчивыми элементами любой сказки, их число ограничено, а последовательность всегда одинакова. Работа отечественного ученого оказала огромное влияние на развитие нарративных идей во всем мире. При создании своих нарративных концепций на труды В.Я. Проппа ссылаются А.-Ж. Греймас (2000) и Кл. Бремон (2000).
Впервые в научной литературе термины «нарратив» и «нарратология» употребил Цв. Тодоров (1969). Он определяет нарратологию как науку о повествовании, а нарратив как объект этой науки, т.е. само
повествование. В нарратологии он видит событий, обладающих временной или при-теорию повествования, которая выходит чинной связью. Фильмы, пьесы, комиксы, за традиционные рамки художественно- романы, дневники, кинохроники и научные го произведения и распространяется на труды по геологической истории являются разные текстовые, вербальные, визуаль- нарративами в этом широком смысле <...> ные формы. Любая репрезентация включает точку зре-
Один из основателей нарратологии ния, отбор, перспективу представляемого Ж. Женетт (1998: 310) в повествовательной объекта, критерии релевантности и, веро-реальности выделяет три аспекта: история - ятно, имплицитную теорию реальности.» означаемое, содержание; повествование - (Onega, Landa, 1996: 5). означающее, собственно повествователь- Суммируя представления о понятии «нар-ный текст; наррация - порождающий по- ратив», мы под этим термином понимаем вествовательный акт. В. Шмид (2003: 304) в следующее. Нарратив - форма коммуни-определении свойства нарративности на- кации и организации человеческого опыта, ходит два подхода: классический и струк- которая представляет собой репрезентацию туралистский. Классики ограничивают на- событий, представленных в виде времен-рративность рамками словесного творче- ной или причинной последовательности ства, а структуралисты включают в сферу в определенной семиотической системе. нарратологии любые произведения, пе- Каждый исследователь нарратива выде-редающие тем или иным путем изменения ляет свои (авторские) свойства, признаки, состояния. Мы придерживаемся структу- приметы этого понятия. Кл. Бремон (1972) ралистской позиции и считаем, что нарра- называет три фундаментальных свойства тивность может проявляться не только в повествования: единство действия, после-вербальных произведениях, но и в дру- довательность и антропоморфность (при-гих знаковых системах, в частности при частность к человеку). В. Шмид (2003) счи-их сочетании в мультимедийных проектах. тает таковыми: наличие нарратора (рас-М. Ян (2017: 18) утверждает, что для то- сказчика), событийность (наличие истории), го, чтобы считать нарратив нарративом, он фикциональность (вымышленный мир) и должен представлять историю. «История - эстетичность. А.Н. Веселовский (1989) опре-это последовательность событий, которые деляющим называет сюжетность (комплекс включают в себя персонажей. Следователь- мотивов). В.И. Тюпа (2011) ключевым при-но, нарратив - это форма коммуникации, знаком нарративности видит не динамику которая представляет последовательность состояний, а «отнесение высказывания к событий, вызванных и пережитых персона- некоторой событийности, актуализируемой жами». У. Лабов и Дж. Валецки (1967) под повествованием в качестве референтной нарративом понимают один из способов функции текста».
передачи прошедших событий из биогра- Одно из самых подробных описаний фии рассказчика, при помощи последова- характеристик нарратива можно найти у тельности упорядоченных предложений, американского психолога и исследователя которые передают временную последо- когнитивных процессов Дж. Брунера (1991): вательность событий посредством этой нарративная темпоральность, избиратель-упорядоченности. ность, смысловое содержание, герменев-
Некоторые исследователи объединя- тическая композиция, каноничность и ее ют различные подходы определения ро- нарушение, референтность, универсаль-дового понятия нарратологии и выводят ность, нормативность, контекстная чувст-следующую формулировку: «Нарратив - вительность и обращаемость, нарратив-это семиотическая репрезентация серий ный кумулятивизм. В своей теории Брунер
исходит из тезиса, что нарратив - это не просто форма представления реальности, но еще и способ ее конструирования, это версия реальности, достоверность которой определяется больше соглашением сторон и повествовательной необходимостью, чем эмпирической проверкой и логическим обоснованием.
Нарративная техника описания дей ств ител ьности
Проникновение повествовательных элементов в медиасферу в первую очередь связано с журналистикой и ее сближением с литературой. Нарративная журналистика, по сравнению с традиционной, предлагает более легкое восприятие из-за использования моделей, с помощью которых человекорганизует и систематизирует свой личный опыт, включает нарративное воображение - представление фактов и событий в форме сцен и, как следствие, усиливает эффект воздействия на читателя3. Структурно нарративная журналистика отличается от традиционной: композицией (перевернутая пирамида в традиционной журналистике и драматическая структура в нарративной форме); стилем языка (газетный стиль в традиционной парадигме и художественный в нарративах); точкой зрения (традиционная беспристрастность и обезличенность и нарративная субъективность) (Бозрикова, 2011).
Черты нарративной журналистики в России некоторые ученые находят в очерках и повестях писателей «натуральной школы», исторической прозе, мемуарно-ав-тобиографических очерках и дневниках (Бозрикова, 2012). В западной культуре ее развитие связано с возникновением новой журналистики или нового журнализма (Хорольский, 2012). Н. Симс и М. Крамер ((еск), 1995) называют это явление литературной журналистикой и выделяют в таких материалах несколько элементов: место действия; персонажи; действие, разворачивающееся во времени; личностный голос /
авторская позиция; взаимодействие с аудиторией; тема, цель и причина. Т. Вульф и Э.В. Джонсон (2008: 56-57) зафиксировали четыре приема нового журнализма: сценоописательство, реалистические диалоги, точка зрения от третьего лица, детальное описание.
Таким образом, новая журналистика объединила в себе литературную форму (художественные приемы письма, драматическое описание событий, символическая, образная подача факта) и журналистское содержание (достоверность, глубоко проработанный материал, детализация). Нарративная журналистика «обозначает ситуацию длительного изучения журналистом развития событий в конкретной политико-экономической или социокультурной сфере и детального представления индивидуальных опытов проживания этих событий участниками» (Татару, 2011). Это понятие можно трактовать как жанр или формат, который применяет художественные приемы к документальному содержанию; требует глубокой и всесторонней разработки темы, использование повествовательной речи. Журналистский нарратив - история, в которой персонажи выполняют определенные действия, которые разворачиваются во времени при определенных обстоятельствах (Vanoost, 2013).
Мультимедийное™ и понятие медиатекста
Применительно к СМИ слово «мультимедиа» активно начало использоваться в 1990 гг. как «материальная реализация идеи медиаконвергенции, т.е. слияния всех каналов передачи информации» (Лукина (ред.), 2010: 83). Другие исследователи ^аидЬап, 2010: 10) описывают мультимедиа как «комбинацию текста, изображения, звука, анимации и видео, предоставленную с помощью компьютера или иного электронного, цифрового устройства». Голландский ученый М. Дезе (2004) видит два подхода к определению мультимедиа
23
в журналистике: 1) представление новостей, аудиторию». Т.Г. Добросклонская (2005: 29) упакованных в веб-сайте с использованием отмечает, что «концепция медиатекста вы-двух или более медиаформатов; 2) интег- ходит за пределы знаковой системы вер-рация новостей по средствам различных бального уровня, так как использует зна-медийных платформ. Под мультимедийно- ки других семиотеческих систем - графи-стью же принято понимать «характеристи- ческих, звуковых. Исходя из этого тезиса, ку представления информации с помощью текст - это сообщение, а медиатекст - со-различных медийных платформ - вербаль- общение плюс канал его распространения». ного текста, фотографии, аудио, видео, гра- Я.Н. Засурский (2005: 5) подчеркивает, что фики, анимации и др. производных от них «в процессах конвергенции медиатекст ста-форм» (Лукина (ред.), 2010: 343). новится больше, чем текст, он приобретает
Выделение мультимедийного представ- универсальные черты и включен в разные ления информации в отдельный вид произо- медийные структуры». Следовательно, ме-шло с развитием Интернета, появлением диатекст более сложная коммуникативная онлайн-СМИ. Затем последовало теорети- единица, чем текст, и он напрямую связан ческое осмысление этого процесса. Важ- с формой коммуникации. ную роль в понимании мультимедиа играет Сочетание вербальных и изобразитель-изучение новых медиа. Одним из первых, ных средств передачи информации образу-кто систематизировал знания о них, стал ет креолизованный текст. Взаимодействуя Л. Манович (2001). Он выделил пять прин- друг с другом, вербальный и иконический ципов новых медиа: числовое представле- (изобразительный) тексты обеспечивают ние (алгоритмическая структура, в осно- целостность и связность произведения, его ве которой - цифровой код), модульность коммуникативный эффект (Валгина, 2003: (каждый элемент новых медиа является 127). «Креолизованные тексты - это тексты, частью целого и самостоятельной едини- фактура которых состоит из двух негомо-цей одновременно), автоматизация (про- генных частей: вербальной (языковой/ре-граммируемое воспроизведение), вариа- чевой) и невербальной (принадлежащей к тивность (изменчивость и адаптивность), другим знаковым системам, нежели естест-транскодинг (перевод одного цифрово- венный язык)» (Сорокин, Тарасов, 1990: 180). го формата в другой на компьютерном и Как пишет Н.Н. Вольская (2016: 14), в отече-культурном уровнях). ственной лингвистике наряду с термином
В цифровом пространстве Интернета «креолизованный» используются термины-меняется само понятие «журналистский синонимы: «супертекст», «мультимедиаль-текст» - здесь чаще используют «медиа- ный», «вербально-визуальный», «поликодо-текст». Под этим термином понимают «ин- вый», «мультимодальный». В.Е. Чернявская тегративный многоуровневый знак, объ- (2014: 98) считает наиболее точным поня-единяющий в единое коммуникативное тие «поликодовый текст», который «фоку-целое разные семиотические коды и де- сирует факт взаимодействия различных монстрирующий принципиальную откры- кодов, если понимать под кодом систему тость текста на содержательно-смысловом, условных обозначений, символов, знаков композиционно-структурном и знаковом и правил их комбинации между собой для уровнях» (Казак, 2012). Г.Я. Солганик (2005: передачи, обработки и хранения (запо-15) считая, что медиатекст - это «разновид- минания) информации в наиболее при-ность текста, принадлежащая массовой способленном для этого виде <...> термин информации, характеризующаяся особым "поликодовый текст" обращает внимание типом автора, специфической текстовой на текстуальный характер обозначаемого модальностью, рассчитанная на массовую явления, его содержательно-смысловую
целостность». Н.Н. Вольская (2016: 58) отмечает, что «современные СМИ представляют собой единство двух самостоятельных знаковых систем:вербальной (словесной) и иконической, состоящей из невербальных, изобразительных, знаков с отличной от вербальных текстов формой выражения <...> Подобные типы текстов получили в науке название "поликодовых"». Это понятие можно рассматривать как родовое для характеристики текстов, содержащих различные семиотические языки.
Именно поликодовыми текстами являются мультимедийные проекты, где письменное и устное слово, изображение, звук и дизайн обеспечивают целостность и связность произведения, т.е. создают необходимый коммуникативный эффект, максимально воздействуя на адресата сообщения. «Мультимедийный текст представляет собой синкретичное единство вербальных и невербальных элементов, объединяет речевые структуры, видеоряд, статичные и динамичные изображения, звуковые и цветовые эффекты» (Пильгун, 2015: 201).
Мультимедийный журналистский нарратив и его свойства
В мультимедийных проектах смешиваются типы медиа, которые используют отличные друг от друга типы повествования, следовательно, традиционные нарративные структуры преобразуются и получают свое развитие в мультимедийных форматах. К. Картвейт (2016: 103-104) объясняет мультимедийное повествование через понятие «нарративный поток», в котором она видит «повествовательную сплоченность» различных семиотических языков и «напряженность между сегментами истории <...> строительство смысла в истории». Она отделяет повествовательный поток и повествовательную структуру, говоря о последней как о навигационном визуальном дизайне, т.е. способе организации нарратива на веб-сайте. Несмотря на различия в структуре мультимедийных проектов,
в мультимедийном повествовании выделяют ряд общих свойств, характеризующих формат в целом: сюжетность - наличие истории; инструментальность - комбинирование визуально-экранных средств выразительности; технологичность; интерактивность (Качкаева, Шомова (ред.), 2017: 163).
Некоторые ученые применительно к поликодовым текстам в журналистике используют термин «мультимедийная история», в которой отводится важнейшая роль элементам мультимедиа, а текст имеет равные права с ними и не всегда выполняет доминирующую функцию (Симакова, Панюкова, 2017). Дж. Стивенс (2014) дает следующее определение мультимедийной истории: комбинация текста, фотографий, видео, аудио, графики и интерактивного интерфейса, представленная на веб-сайте в нелинейном формате, в котором каждый вид информации дополняет другой, но не является избыточным. Более подробно об этом пишет М.М. Лукина ((ред.), 2010: 269): это «история, рассказанная с помощью нескольких мультимедийных средств и собранная таким образом, чтобы, с одной стороны, каждая ее грань дополняла и развивала общий рассказ, с другой - недоступность или невозможность воспроизведения одного из элементов не искажала общий смысл сюжета».
Дж. Скэнлен (2015) формулирует понятие «составной медианарратив» (multiple media narrative) и называет его синонимом мультимедийного нарратива (multimedia narrative). Его суть заключается в использовании различных повествовательных форм с целью рассказать историю интегрированным способом через один или несколько цифровых носителей, не обязательно структурированных в традиционной линейной последовательности. Е.В. Прасолова (2015: 254) отмечает, что «нарративность мультимедийной истории определяется ее прочными причинно-следственными связями, пространственно-временными
25
параметрами хронотопа и субъективно- действительности + результативность, т.е. стью». Ученый считает, что мультимедий- изменение состояния; ная нарративность характерна в том числе • ориентация на человека, причастность и для информационной заметки, так как к человеческим отношениям в обществе; содержит занимательную историю со сво- • темпоральность - временная сущность им конфликтом, сюжетом, системой пер- событий, взаимосвязь моментов времени, сонажей. учет реального времени и соотнесение с
Мультимедийный журналистский нарра- ним логического времени текста и ком-тив - сложносоставное понятие, поэтому муникации. мы считаем уместным рассмотрение его Со стороны мультимедиа: свойств путем разделения на три категории, • визуальность - ориентация на зри-которые в своем синтезе и дают качество тельное восприятие, блочное расположе-такого повествовательного формата. Эти ние элементов нарратива, задающее ком-три аспекта содержатся в самом понятии. позицию;
Исходя из этого, мы выделяем следующие • интегративное качество/монтаж - це-свойства мультимедийного журналистско- лостность различных мультимедийных эле-го нарратива. ментов повествования, содержательно-
Со стороны нарратива: формальное единство, которое порождает
• последовательность/фабульность - новое качество, отличное от качеств от-упорядоченная совокупность элемен- дельных элементов (сверхаддитивность); тов (функций, героев, событий, ситуа- • многоканальность - одновременное ций), наличие причинно-следственной участие нескольких органов чувств в нар-связи между ними, непротиворечивость рации (как в рассказывании, так и в чтении/ развития; слушании/просмотре);
• драматизм/сюжетность - наличие конф- • интерактивность - участие аудитории ликта, интриги, способ их раскрытия; в повествовании посредством перемеще-
• деятельно-субъективный характер - ния по частям текста, вывод дополнитель-наличие системы персонажей и функций, ных скрытых материалов, демонстрация носителями которых они являются, или видео- и аудиофрагментов. действий, которые они выполняют; Каждая из трех сторон дает мультиме-
• повествовательный код - позиция рас- дийному журналистскому нарративу свое сказчика (открытый автор, герой-повест- качество: нарратив - структуру повество-вователь, от первого или третьего лица и вания, журналистика - законы содержания, т.д.), точка зрения на описываемые собы- мультимедиа - форму истории. Исходя из тия и языковые средства, с помощью ко- этого, мы можем сформулировать опреде-торых ведется повествование; ление понятия: мультимедийный журна-
• грамматическая основа - глагол + при- листский нарратив - повествовательная лагательное - динамика событий и смена форма коммуникации, в которой через ин-состояний + описание деталей и подроб- теграцию мультимедийных элементов от-ностей состояний, героев, ситуаций. ражена последовательность событий ре-
Со стороны журналистики: альной действительности.
• документальность - фактическая основа, соответствие действительности
Заключение
(в противовес фиктивности художествен- В медиапространстве нарратив ста-ного нарратива); новится коммуникативной техникой, од-
• событийность - совокупность фактов ним из способов передачи информации. и наличие истории, референтной реальной Причем новые медиа придают нарративу
соответствующие свойства: гипертекстуальность, мультимедийность, интерактивность, что не только создает новые повествовательные возможности, но и предлагает читателю расширенные средства погружения в историю (Berning, 2011). В рамках новых медиа мы можем говорить о существовании мультимедийного нарратива. По мнению М. Кастельса (2000: 350), мультимедийность охватывает большинство видов культурного выражения во всем разнообразии: чем быстрее развивается мультимедийность, тем реже возникает разделение между текстовыми и аудиовизуальными средствами массовой коммуникации, общедоступной и высокой культурой, развлечением и информацией - в цифровой мультимедийной среде
объединяются все проявления культуры от массовой до элитарной.
Мультимедийный журналистский нарратив - то, что может объединить аудиторию. История, представленная в виде мульти-мединого проекта, способна привлечь как вдумчивых читателей, для которых есть качественная текстовая составляющая, объемная инфографика, так и пользователей, внимание которых в силу модульности формата постоянно цепляется то за текст, то за видео, то за дизайн и систему навигации. Все это способствует трансформации такого материала в фактически отдельный сайт, а тот, кто с ним сталкивается (читает/просматривает), становится соавтором, ведь пользователь сам решает, какую часть проекта ему изучать.
Пpимeчaния
1 Chandler D., Munday R. (2011) Dictionary of Media and Communication. 1st ed. New York: Oxford Iniversity Press Inc. P. 288.
2 Danesi M. (2009) Dictionary of Media and Communications [foreword by Arthur Asa Berger]. New York: M. E. Sharpe, Inc. P. 208.
3 Иванова Н.Б. По ту сторону вымысла || Знамя. 2005. № 11. Режим доступа: http:|| magazines.russ.ru|znamia|2005|11|iv1.html (дата обращения: 02.12.2019).
Библиoгpaфия
Алещанова И.В. Hаppативность: определение понятия // Изв. ВГПУ. 2006. № 3. С. 43-47. Аристотель. «Поэтика» Аристотеля // Аристотель и античная литература / пер. М.Л. Гас-парова. M.: Hаука, 1978.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. M.: Худ. лит., 1975. Бозрикова С.А. История нарративной журналистики в России || Русский след в нар-ратологии: мат. междунар. науч.-практ. конф. Балашов, 2012. С. 183-193.
Бозрикова С.А. Hаppативная журналистика как явление || Вестн. наука и практика. 2011. Режим доступа: http:||конфеpенция.com.ua|pages|view|247
Бремон Кл. Логика повествовательных возможностей || Семиотика и искусствомет-рия: сб. пер. | под ред. Ю.М.Лотмана, В.М. Петрова. M.: Mиp, 1972. С. 108-135.
Бремон Кл. Структурное изучение повествовательных текстов после В. Проппа || Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму / пер. с франц., сост., вступ. ст. Г.К. Косикова. M.: ИГ Прогресс, 2000. С. 239-246. Валгина Н.С. Теория текста. M.: Логос. 2003. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. M.: Высш. шк., 1989. Вольская Н.Н. Поликодовый медиатекст: пути исследования || Русская речь. 2016. № 2. С. 58-63.
27
Вулф Т., Джонсон Э.У. Новая журналистика и Антология новой журналистики. СПб.: Амфора, 2008.
Греймас А.-Ж. Размышления об актантных моделях // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / пер. с франц., сост., вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: ИГ «Прогресс», 2000. С. 153-170.
Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. 2000. № 4. С. 63-77. Добросклонская Т.Г. Медиатекст: теория и методы изучения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2005. № 2. С. 28-34.
ЖенеттЖ. Фигуры: в 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Засурский Я.Н. Колонка редактора: Медиатекст в контексте конвергенции // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2005. № 2. С. 3-7.
Интернет-СМИ: Теория и практика: учеб. пособие / под ред. М.М.Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2010.
Казак М.Ю. Специфика современного медиатекста // Лингвистика речи. Медиа-стилистика: моногр., посвящ. 80-летию проф. Г.Я. Солганика. М.: Флинта: Наука, 2012. С. 320-334.
КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура /пер. с англ. / под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.
Лотман Ю.М. Происхождение сюжета // Лотман Ю.М. Избр. ст. Т. 1. Таллин: Александра, 1992. C. 224-242.
Мультимедийная журналистика: учебник для вузов / под общ. ред. А.Г. Качкаевой, С.А. Шомовой. М.: ИД Высш. шк. экономики, 2017.
Пильгун М.А. Мультимедийный текст: особенности функционирования и перспективы развития // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2015. № 5. С. 192-204.
Платон. Сочинения: в 4 т. Т. 3. Ч. 1 / под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. СПб.: Изд-во С.-Петербургск. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2007.
Прасолова Е.В. К вопросу о нарративности мультимедийной истории как нового жанра интернет-СМИ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11 (2). С. 253-256.
Пропп В.Я. Морфология сказки. 2-е. изд. М.: Гл. ред. восточн. лит. изд-ва «Наука», 1969. Симакова С.И., Панюкова С.А. Мультимедийная история и ее особенности // Вестн. ЧелГУ. 2017. № 9 (405). С. 58-66.
Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. C. 180-186.
Солганик Г.Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестн. Моск. ун-та Сер.10: Журналистика. 2005. № 2. С. 7-15.
ТатаруЛ.В. История знаменитости как новый жанр журналистского нарратива // Narratorium. 2011. № 1-2. Режим доступа: http://narratorium.rggu.ru/articLe.htmL?id=2027593 Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы: материалы к специальному курсу. Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, 2002.
Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. Тюпа В.И. Нарратив и другие регистры говорения // Narratorium. 2011. № 1-2. Режим доступа: http://narratorium.rggu.ru/articLe.htmL?id=2027584
Хорольский В.В. «Новый журнализм» в США: проблема факта и домысла // Науч. ведомости БелГУ. Сер.: Гуманитарные науки. 2012. № 12 (131). С. 146-151.
Чернявская В.Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность, интердис-курсивность: учеб. пособие. М.: Директ-Медиа, 2014.
Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Федерация, 1929.
Шмид B. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003.
Berning N. (2011) Narrative Journalism in the Age of the Internet: New Ways to Create Authenticity in Online Literary Reportages. Textpraxis 3 (2). Режим доступа: http://www. uni-muenster.de/textpraxis/nora-berning-narrative-journalism-in-the-age-of-the-internet
Bruner J. (1991) The Narrative Construction of Reality. Critical Inquiry 18 (1): 1-21.
Dewze М. (2004) What is Multimedia Journalism? Journalism Studies 5 (2): 139-152.
Hughes d'Aeth T. (1999) Do You Want to Know More? Narrative in Australian Multimedia. Journal of Australian Studies 23 (63): 71-79.
Jahn M. (2017) Narratology: A Guide to the Theory of Narrative. English Department, University of Cologne. Режим доступа: http://www.uni-koeln.de/-ame02/pppn.htm
Kartveit K. (2016) Multimedia Journalism and Narrative Flow. Aalborg Universitetsforlag. Ph.d.-serien for Det Humanistiske Fakultet, Aalborg Univ.
Labov W., Waletzky J. (1967) Narrative Analysis: Oral Versions of Personal Experience. In: Helm J. (ed.) Essays on the Verbal and Visual Arts. University of Washington Press, pp. 12-44.
Manovich L. (2001) The Language of New Media. L.: The MIT Press.
Onega S., Landa J.A.G. (1996) Narratology: An Introduction. London, N.Y.: Longman.
Poletti A. (2011) Coaxing an Intimate Public: Life Narrative in Digital Storytelling. Continuum: Journal of Media & Cultural Studies 25 (1): 73-83.
Scanlan J. (2015) Navigating the New Narrative: a Case Study of "Snow Fall". A Thesis Presented to the Faculty of the Graduate School at the University of Missouri-Columbia. Режим доступа: https://mospace.umsystem.edu/xmlui/handle/10355/49748
Sims N., Kramer, M. (eds.) (1995) Literary Journalism: A New Collection of the Best American Nonfiction. New York: Ballantine Books.
Stevens J. (2014) Tutorial: Multimedia Storytelling: Learn the Secrets from Experts. Режим доступа: http://multimedia.journalism.berkeley.edu/tutorials/starttofinish/
Todorov Tz. (1969) Grammaire du Décameron. The Hague: Mouton.
Vanoost M. (2013) Defining Narrative Journalism Through the Concept of Plot. Diegesis 2 (2): 77-97.
Vaughan T. (2010) Multimedia: Making It Work. 8th ed. New York: McGrawHill.
White H. (1978) Historical Text as Literary Artifact. In: Canary R.H., Kozicki H. (eds.) The Writing of History. Literary Form and Historical Understanding. New York: The University of Wisconsin Press.
Дата поступления в редакцию: 19.09.2020 Дата публикации: 17.04.2021