Экономические науки
УДК 314.15+327 DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2017-4/28-42
М.Т. Романов1
Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, Дальневосточный федеральный университет Владивосток. Россия
Т.П. Филичева2
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
Народонаселение и экономика как важнейшие факторы национальной безопасности
Народонаселение и экономика страны рассматриваются как важнейшие составляющие ее геополитического потенциала и базовые предпосылки национальной безопасности. Для обоснования необходимости взаимосвязанного и синхронного развития экономики и народонаселения проводится оценка тесноты корреляционной связи показателей ВВП и численности населения «четверки» крупнейших стран мира: США, Китая, Индии и России за 36-летний период (1978-2014). В этой связи проводится также сравнительный анализ этой «четверки» стран по пяти основным составляющим их геополитических потенциалов на «фоне» первой «десятки» крупнейших стран мира. Отмечается, что демографический и экономический потенциалы России в настоящее время являются наиболее «слабыми звеньями» ее геополитического потенциала, что неизбежно отражается на всех других составляющих. Обосновывается, что укрепление «слабых звеньев» в геополитическом потенциале для России в критических условиях начала XXI века заключается в опережающем развитии экономики и народонаселения наряду с поддержанием на достаточном уровне и оборонного потенциала.
Ключевые слова и словосочетания: народонаселение и экономика, составляющие геополитического потенциала, базовые предпосылки национальной безопасности, корреляционная зависимость, факторы и условия устойчивого развития, конкурентные преимущества.
M.T. Romanov
Pacific Geographical Institute, Far Eastern Branch, Russian Academy of Sciences; FEFU Vladivostok. Russia
T.P. Filicheva
Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia
Population and economy as the most important factors of national security
In the article is applied geopolitical going near the estimation of economy and population of Russia. The necessity of associate and synchronous development of economy and population is grounded, in these aims the estimation of crowd conditions of cross-correlation connection is conducted between these two indexes. A comparative analysis is conducted demographic and economic potentials of «ten» of the largest countries
1 Матвей Тихонович Романов - д-р геогр. наук, главный научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, профессор Дальневосточного федерального университета; e-mail: [email protected] Matvey Tikhonovich Romanov - Doctor of Geographical Sciences, Chief research scientist of Pacific Geographical Institute, Far Eastern Branch, Russian Academy of Sciences, Professor of FEFU.
2 Татьяна Петровна Филичева - канд. геогр. наук, доцент кафедры управления; 690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41; e-mail: [email protected].
of the world. It is marked that demographic and economic potentials of Russia, by comparison to other basic constituents of geopolitical potential, presently are his most «weak links», that inevitably becomes the mestome of pressure on the state from outside. Grounded, that strengthening of «weak links» in geopolitical potential for Russia of beginning of XXI of century consists in an operative and orderly increase his demographic and economic constituents, along with maintenance at sufficient level and defensive potential. Summed up, that in accordion terms impermissible delay with development of economy and population of Russia.
Keywords: population and economy, factors of development, geopolitical potential, competitive edges, cross-correlation dependence, strategy of long-term development.
введение
Как показывает многовековой исторический опыт, важнейшей составляющей геополитического потенциала любой страны является ее оборонный потенциал, который, несомненно, находится в определенной зависимости от военного бюджета. Как видно из табл. 1, военные бюджеты отдельных стран, прежде всего крупнейших, в последние годы довольно быстро возрастают, что, несомненно, подтверждает очередное обострение геополитического положения в мире. Американский военный бюджет, еще в 2016 г. составлявший 611 млрд долларов, в 2018 г. уже превысит 700-миллиардный уровень. Россия, в сравнении с США и даже с Китаем, имеющая весьма скромный военный бюджет, наоборот, в складывающихся критических условиях вынуждена сокращать свои расходы на эти цели в обозримой 3-летней перспективе.
Такие сокращения военного бюджета в России, в условиях жесткого давления на нее по многим направлениям, несомненно, являются следствием финансовых трудностей в стране. Сегодня уже для всех становится очевидным, что одним из наиболее «слабых звеньев» ГПП России является ее экономика. В последнее время появляется понимание того, что экономика обусловливает не только социально-экономические условия и уровень жизни населения, но и безопасность страны.
Таблица
Динамика военных расходов первых двух десятков стран в 2006-2016 гг.,
млрд долл.
Наименование 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
стран
США 527,7 557,0 621,1 668,6 698,2 711,3 684,8 639,7 609,9 596,0 611,0
Китай 55,3 68,1 86,4 105,6 115,7 138,0 157,5 177,9 199,7 214,8 215,0
Россия 34,5 43,5 56,2 51,5 58,7 70,2 81,5 88,4 84,7 66,4 69,2
Саудовская Аравия 29,6 35,5 38,2 41,3 45,2 48,5 56,5 67,0 80,8 87,2 63,7
Индия 24,0 28,3 33,0 38,7 46,1 49,6 47,2 47,4 50,9 51,3 55,9
Франция 54,5 60,6 66,0 66,9 61,8 64,6 60,0 62,4 63,6 50,9 55,7
Великобритания 57,8 66,0 65,6 57,9 58,1 60,3 58,5 56,9 59,2 55,5 48,3
Япония 41,6 40,5 46,4 51,5 54,7 60,8 60,0 49,0 45,9 40,9 46,1
Германия 38,1 42,6 48,1 47,5 46,3 48,1 46,5 45,9 46,1 39,4 41,1
Респ. Корея 25,2 27,7 26,1 24,6 28,2 31,0 32,0 34,4 37,3 36,4 36,8
Италия 33,4 36.0 41,2 38,3 36,0 38,1 33,7 33,9 31,6 23,8 27,9
Австралия 14,2 17,2 18,6 19,0 23,2 26,6 26,2 24,8 25,8 23,6 24,6
Бразилия 16,4 20,5 24,5 25,7 34,0 36,9 34,0 32,9 32,7 24,6 23,7
Окончание табл.
Наименование 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
стран
ОАЭ 7,2 8,5 11,6 13,8 17,5 19,2 19,0 23,6 22,8 22,8 22,8
Израиль 11,4 12,0 14,1 14,0 14,6 15,4 14,7 16,9 18,1 16,1 18,0
Турция 13,4 15,3 17,1 16,4 17,9 17,3 18,0 18,6 17,8 15,3 21,2
Канада 14,8 17,4 19,3 18,9 19,3 21,4 20,5 18,5 17,9 15,0 15,2
Испания 17,3 20,1 22,2 20,2 19,7 19,7 18,9 17,21 17,1 14,1 14,1
Ирак 1,2 1,9 2,9 3,0 3,6 5,9 6,1 7,9 9,5 13,1
Польша 6,6 8,6 9,3 7,9 8,8 9,5 9,0 9,3 10,3 10,5 9,3
Итого страны 763,6 823,6 909,9 942,6 966,1 990,3 949,9 902,4 873,5 820,5 843,8
НАТО из списка
«двадцатки»
Примечание: серым цветом выделены страны НАТО из списка «двадцатки»; сост. по [7].
Другим «слабым» и не менее важным звеном ГПП России, также нуждающимся в безотлагательном его укреплении является демографический потенциал. Вопреки устоявшимся представлениям в России эта проблема «сама собой» давно уже не решается. Относительная малочисленность населения - достаточно «застарелая» и масштабная для страны проблема, особенно учитывая ее многомиллионные потери в двух мировых и Гражданской войнах в течение одного столетия и постоянный прессинг со стороны активных оппонентов. Поэтому следует подчеркнуть, что демографический потенциал - это важнейший фактор развития и национальной безопасности России, одна из основных составляющих ее геополитического потенциала.
В последние годы в России предпринимаются некоторые меры по решению проблем народонаселения: в 2007 г. была принята «Демографическая политика Российской Федерации на период до 2025 года» [1], все активнее эти проблемы обсуждаются в научных кругах. Однако достигнутые в этой сфере результаты пока недостаточны, предпринимаемые меры далеко не адекватны масштабам проблемы, в том числе и потому, что они часто недооцениваются и учеными, и властными структурами. Это подтверждается и «ноябрьскими» 2017 г. заявлениями В.В. Путина о необходимости «... перезагрузить нашу политику демографического развития» (Российская газета - Столичный выпуск № 7436 (270)). В связи с этим необходимы дальнейшие исследования демографических проблем России, особенно в стратегически важных ее регионах, как фактора экономического развития и национальной безопасности.
Постановка задачи
В связи с вопросами развития и национальной безопасности Президент РФ В.В. Путин в 2014 г. в ежегодном послании Федеральному собранию даже отметил, что качество и масштаб российской экономики должны соответствовать ее геополитической и исторической роли в мире [2]. Действительно, без сильной экономики, сопоставимой с экономикой сверхдержав, сложно выполнять весомую геополитическую роль в современном мире и обеспечивать независимое устойчивое развитие собственной страны.
Однако Россия не сможет успешно выполнять свою геополитическую роль и без должного развития другой важной, напрямую связанной и высоко коррелируемой с экономикой составляющей геополитического потенциала - демографической. Как показывает мировой опыт последних десятилетий, наряду с США, лидерами в экономическом развитии стали, во многом неожиданно для остального мира, самые многолюдные страны - Китай и Индия. Китай, ВВП которого еще в 1978 г. составлял лишь 11% от СССР, к концу 2014 г. вышел на первое место в мире (по оценкам МВФ по ППС) [3]. На юге Евразии сегодня активно нарождается другой экономический полюс мира - Индия, которая, во многом также неожиданно, стала третьей экономической державой мира по абсолютным объемам ВВП, значительно обогнав «признанные» глобальные экономические центры: Японию (в 1,5 раза), Германию (в 2 раза) и т.д.
Несомненно, огромные возможности (природно-ресурсные, пространственные, научно-технические и пр.) повторения их успехов имеет и Россия. Но в динамичном ее движении важнейшим лимитирующим фактором, на наш взгляд, выступает малочисленность населения и недооценка управленческими структурами всех уровней этого фактора для развития экономики и национальной безопасности. Численность и плотность населения в России сегодня таковы, что стало сложно обеспечивать реализацию востребованных как собственной, так и мировой экономикой крупномасштабных бизнес-проектов и даже выполнение текущих работ - без привлечения дополнительной рабочей силы из других стран. Наряду с огромными проблемами для экономики малочисленность населения создает сложности и в поддержании на высоком уровне национальной безопасности России, особенно с учетом ее намерения проводить независимую политику в условиях нарастания геополитической напряженности вокруг нее.
Народонаселение, по сути, один из четырех краеугольных камней (наряду с экономическим, военным и природно-ресурсным потенциалами, включая территорию) в фундаменте государства. однако предпринимаемые меры по решению демографических проблем пока недостаточно масштабны и эффективны. По показателю рождаемости Россия занимает лишь 169-е место в мире (оценка ЦРУ, 2015 г.), с коэффициентом рождаемости к=11,6 (при среднемировом его значении к=20,3) [4], а в 1990-е и первое десятилетие 2000-х годов даже находилась в зоне значительной убыли населения.
В этих условиях изучение демографического потенциала России как фактора устойчивого и независимого ее развития становится критически важным. Это имеет не только научный интерес, так как подобного плана исследований практически нет, но и большое практическое значение - для осмысления роли населения в поступательном движении страны в современных условиях, обоснования его важности и весомости в укреплении экономического и геополитического потенциала и, особенно, для оценки возможностей и перспектив развития.
Методология исследования
Сегодня, в условиях заметного усиления геополитической напряженности в мире, возникают новые аспекты в методологических, теоретических вопросах изучения экономики и народонаселения. Наряду с традиционными «внутри-
отраслевыми» аспектами изучения экономики и народонаселения сегодня особо актуальным становится изучение их как важных компонентов целостной системы -геополитического потенциала страны, эффективность функционирования которой находится в тесной связи с состоянием как экономического и демографического потенциалов, так и каждой другой ее составляющей.
Цель настоящего исследования заключается в оценке экономики и народонаселения России как важнейших факторов устойчивого и независимого развития и национальной безопасности.
Объектом исследования рассматриваются экономика и народонаселение России со всем их комплексом «застарелых» и масштабных, но нерешаемых проблем, промедление с разрешением которых может привести к дальнейшему обострению проблем национальной безопасности, а, возможно, и к серьезным конфликтным ситуациям. Обоснование масштабности и остроты экономических и демографических проблем в России и разработка предложений по их решению для предотвращения неустойчивого состояния системы в целом (геополитического потенциала) и является предметом настоящего исследования.
В статье применен системный подход, при котором экономический и демографический потенциалы России рассматриваются не сами по себе, а как одни из важнейших составляющих (компонент) геополитического потенциала страны во взаимосвязи и целостности с другими основными его составляющими и как важнейший фактор экономического развития и безопасности. К настоящему времени в развитии основных составляющих геополитического потенциала отмечается существенный разрыв, что неизбежно ведет к неустойчивости системы. Для выявления наиболее «слабых звеньев» в геополитическом потенциале страны нами оцениваются: экономический и демографический потенциал России в сопоставлении с крупнейшими странами мира, а также другие основные составляющие, включая оборонный и геополитический потенциалы. Для обоснования необходимости взаимосвязанного и синхронного развития экономики и народонаселения проводится оценка тесноты корреляционной связи между этими двумя показателями крупнейших стран мира.
Для количественной оценки геополитического потенциала России, в сравнении с крупнейшими мировыми «центрами силы», нами учитывались пять основных составляющих (или компонент), которые большей частью ГПП формируются численностью населения, территорией со всем вмещенным в нее природно-ресурсным потенциалом, валовым внутренним продуктом (по ППс), военным бюджетом и совокупным военным потенциалом. Более подробно о методике оценки геополитических потенциалов стран и результатах оценки смотрите [21, 22].
Результаты исследования
Наиболее «сильными» составляющими геополитического потенциала России, как мы отмечали ранее [21, 22], являются: 1) природно-ресурсный потенциал, включая территорию как важнейший ресурс; 2) оборонный потенциал с его ракетно-ядерной составляющей; 3) научно-технический и образовательный потенциалы. По сути, эти три составляющие геополитического потенциала России являются ее основными «конкурентными» преимуществами, которые пока дают основание
рассматривать ее в числе «четверки» крупнейших держав мира, наряду с США, Китаем и Индией.
В то же время, наряду с этими ведущими составляющими геополитического потенциала России, экономическая и демографическая его составляющие не отличаются столь же весомыми значениями. По размерам ВВП, например, Россия сегодня примерно в 5 раз отстает от Китая и США, по численности населения отставание также весьма существенное.
В одном ряду с США и Китаем во многом правомерно рассматривать и Европейский союз (Евросоюз, ЕС). Это экономическое и политическое объединение 28 европейских государств с признаками международной организации (межгосударственности) и государства (надгосударственности) производит примерно такой же объем ВВП (19 722 млрд $ - в 2015 г., по данным ВБ), как США и Китай [3]. В его пределах проживает 502 млн чел. (на 1.01.2016), что в 3,5 раза больше, чем в России.
В силу этого России, длительное время имеющей такого «активного» геополитического оппонента, как США и НАТО в целом, не избавиться от перманентного давления на нее (в виде различного рода санкций, военных угроз, информационных войн и пр.) при сохранении нынешнего положения дел в экономической и демографической сферах. Поэтому наряду с экономикой России следует ускоренно развивать и другую важную составляющую геополитического потенциала - демографическую. Как нам представляется, демографический и экономический потенциалы в сложившихся в России условиях следует развивать ускоренно, синхронно и взаимосвязанно (как, например, в Китае или Индии) - при других подходах должного эффекта не будет.
Как показывают наши исследования, значения этих показателей весьма взаимозависимы. Так, коэффициент ранговой корреляции (г8) Спирмена между ВВП Китая (в текущих ценах по данным Национального бюро статистики - НБС) и ростом его населения за последние 36 лет (за 1978-2014 гг.) составил: г8 = 1 (!). Китай в этот период демонстрировал не только весьма динамичное развитие экономики, но и устойчивый рост численности его населения - на 414 млн человек за 3,5 десятилетия [9, 10]. Расчет коэффициента ранговой корреляции (г8) между динамикой ВВП США (в постоянных ценах 1970 г.) и ростом его населения [11, 12] за этот же период также подтверждает значительную тесноту корреляционной связи между этими показателями: г8 = 0,827. Можно отметить, что экономики этих стран демонстрируют синхронное развитие с народонаселением. В России, где на этот период приходятся «горбачевская перестройка», «ельцинско-гайдаровские реформы», обусловившие минусовые темпы роста экономики и народонаселения [13, 14], значение коэффициента ранговой корреляции (г8) несколько ниже (г8 = 0,627), но в целом также подтверждается высокая взаимозависимость экономического и демографического потенциалов.
Демографический потенциал России, в сравнении с другими основными составляющими ГПП, является наиболее «слабым его звеном». По этому показателю она занимает лишь 9-ю позицию в мире, в то время как по экономике - 6-ю. В мировом рейтинге стран по совокупности пяти основных показателей ГПП в значительном отрыве от стран второго эшелона лидируют США и Китай, имеющие по 7,3 балла.
Вторую группу стран по ГПП составляют Индия и Россия, имеющие также примерно равные интегральные показатели - по 4,3-4,4 балла. Лидеры рейтинга по ГПП - США и Китай - занимают примерно равные территории, более 9 млн км2, производят сопоставимый объем валовой продукции, соответственно на 18,6 и 21,3 трлн долл. (оценка МВФ по ППС). По военному и демографическому потенциалам они также в «тройке» несомненных лидеров. Тем не менее, эти сверхдержавы и сегодня реально продолжают быстро увеличивать свой демографический потенциал (наряду с экономическим).
Следующая за ними в рейтинге стран по ВВП Индия еще более высокими темпами увеличивает численность своего населения и (в последние пять лет) значение ВВП [15, 16] (рис. 1).
Рис. 1. Темпы роста ВВП в крупнейших странах в 2006-2016 гг.
Сост. по: [9, 11, 13, 15]
Китай, весьма динамично развивавшийся в течение последних 36 лет и уже к концу 2014 г. ставший мировым лидером по экономическому потенциалу (оценка мВФ по ППС), за этот период масштабно увеличил и численность своего населения - на 414,6 млн чел. (!), или в 1,4 раза, в то время как все население России составляет лишь 146 млн чел.) (рис. 2). США за аналогичный период увеличили свой ВВП в 5,9 раза, а численность населения - на 90,6 млн чел., или, как и Китай, - в 1,4 раза.
В России же, которая всегда декларировала, что население - это основная производительная сила, в этот период для ее наращивания мало что предпринимали - за 36 лет демографический потенциал возрос всего в 1,06 раза, или на 5,8% (и то с учетом воссоединения Крыма). В результате, если еще в 1980 г. разница в численности населения России и ее основного геополитического оппонента - США составляла 90 млн чел., то в 2014 г. - уже 172,5 млн чел. Другими словами, разрыв в демографических потенциалах современных сверхдержав и России только масштабно увеличивается. При таком состоянии демографического потенциала нереально рассчитывать на эффективное выполнение весомой геополитической роли в мире, как и обеспечить устойчивое развитие собственной экономики в длительной перспективе.
1551 И56 1Э61 1366 1571 1Э76 1Э31 1ЭЯ6 1ЭМ 1ЭЭ6 »01 ¿006 »11 »15 »17 ГОДЫ
Рис. 2. Динамика численности населения крупнейших стран мира в 1951-2017 гг. (на 1 янв.), тыс. чел. Сост. по: [6-8, 16]
Россия сопоставима с США и Китаем или даже несколько опережает их по военному и ресурсному потенциалам, но, как видно из таблиц 1 и 2, рис. 1, недопустимо отстает от них по не менее важным демографическому и экономическому потенциалам. По демографическому потенциалу Россия сегодня занимает лишь 9-е место в мире, уступая не только этим странам-лидерам, но и таким странам, как Индонезия, Бразилия, Пакистан, Нигерия, Бангладеш [5]. Очень близка к России по численности населения в 45 раз меньшая по занимаемой площади соседняя Япония.
По другой важнейшей и недостаточно «благополучной» геополитической составляющей - ВВП - по данным МВФ Россия занимает более высокую - 6-ю -позицию (при оценке по паритету покупательной способности национальных валют - ППС). Хотя следует отметить, что и 6-е место в мире по такому важному показателю, как ВВП - не та позиция для государства, желающего проводить независимую политику и выполнять особую геополитическую роль. Это становится очевидным сегодня - по изменениям геополитических и экономических отношений между странами Западного мира и Россией.
Иначе говоря, наиболее «слабым звеном» ГПП России остается ее демографическая составляющая - при всей ее важности как основной производительной силы и наиболее эффективного инструмента контроля над собственной территорией, что подтверждается всей многовековой мировой историей. В то же время Россия, испытывающая серьезные демографические трудности, которые создают адекватные геополитические проблемы, занимает лишь 169-е место в мире по уровню рождаемости [4], уступая и США, и трудоизбыточному Китаю.
Ранее отмечалось, что длительное сохранение или усиление различий, контрастов в геополитических потенциалах стран-соседей и их регионов неизбежно приводит к появлению геополитических проблем, а нередко и к серьезным конфликтным ситуациям, особенно в условиях обостренного соперничества [17-20]. Судя по настойчивому прессингу на Россию в последний период, Запад в лице стран НАТО не склонен дольше «терпеть» ее двойственное положение и предпринимает активные усилия по демонстрации своего экономического и геополитического превосходства. В этих целях расширяется структура НАТО и усиливается его военное присутствие
вблизи российских границ - в Восточной Европе, на Черном и Баренцевом морях, на Тихом океане. Здесь подогреваются военные конфликты, вводятся различные экономические санкции, делаются попытки экономической изоляции и пр.
В этих условиях, если Россия не готова мириться с определенным Западом для нее местом в новом мироустройстве, она должна укрепить основные «слабые звенья» в своем геополитическом потенциале. Укрепление «слабых звеньев» для России начала XXI века заключается в методичном наращивании ее демографической и экономической составляющих (наряду с поддержанием на достаточном уровне и оборонного потенциала). Если выразить это количественно, то России в долгосрочной перспективе следует всемерно наращивать свой демографический потенциал и в 3-4 раза увеличить ВВП, чтобы на равных войти в тройку сверхдержав. Это должно стать важнейшими элементами идеологической доктрины и стратегии долгосрочного развития России. При этом важно не только абсолютное увеличение экономического и демографического потенциалов России в целом, но и повышение их концентрации в стратегически наиболее важных на тот или иной период и перспективных регионах - в силу того, что сложно обеспечить ускоренное развитие экономически и демографически разреженных пространств.
Демографические проблемы для России не новы, они сверхактуальны для страны уже более сотни лет, особенно с учетом многомиллионных людских потерь в двух мировых и гражданской войнах. Россия, имевшая в 1913 г. 159-миллионное население [14], но растерявшая за эти годы значительную часть территорий и населения, в 2016 г. насчитывала лишь 146 млн чел. (с учетом воссоединения с Крымом), в то время как США и Китай, пришедшие к рубежу ХХ-ХХ1 веков сверхдержавами, за 100-летний период увеличили свое население в 3,4 раза.
Имея ежегодно практически миллионный (или 0,68-процентный) прирост населения, Россия в результате «горбачевской перестройки» и «ельцинско-гайдаровских реформ» 21 год (с 1992 по 2012 гг.) находилась в зоне значительной его убыли и лишь в 2013 году вышла из нее (рис. 3). Так, в 2013 г. естественный прирост составил 24 013 чел. (общий прирост с учетом миграции - 319 872 чел.), в 2014 г. - 30 336 чел. (с учетом миграции и воссоединения с Крымом - 2 600 357 чел.) и в 2015 г. - естественный прирост - еще 32 038 (и общий прирост с учетом миграции - 277 422 чел.).
Для государства с огромными территориальными, природно-ресурсными и иными возможностями развития и ориентирующегося на проведение независимой политики и особую геополитическую и историческую роль в мире это естественно, недопустимо мало, особенно на фоне устойчивого демографического развития современных сверхдержав, имеющих кратно и многократно большее население. Так, активный геополитический оппонент России - США - практически ежегодно поддерживает 1-процентный прирост населения (в 2013 и 2014 гг. - по 0,99%, или 3,1 млн чел./год), Китай в эти годы сохранял примерно 0,50-процентный прирост населения, или 6,7 млн чел./год.
В новейшей истории России, когда демографические проблемы стали во многом критическими, была разработана и утверждена в 2007 г. Указом Президента «Демографическая политика Российской Федерации на период до 2025 года» [1]. Как отмечается в данном документе, демографическая политика Российской
Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение, на этой основе, демографической ситуации в стране. А целями, количественными ориентирами этой демографической политики РФ были объявлены стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет. (Для сведения: на год разработки «Демографической политики...» численность населения РФ составляла 142,2 млн чел.).
Как видно из рис. 3, после принятия «Демографической политики.» в России удалось заметно снизить смертность (ксм в 2003 г. = 16,4; в 2016 г. = 12,9) и увеличить рождаемость (крожд в 1999 г. = 8,3; в 2016 г. = 12,9). Как результат этой меры, в 2013-2015 гг. удавалось поддерживать небольшое положительное соотношение этих двух показателей (хотя в 2016 г. общий коэффициент естественного прироста вновь опустился на нулевую отметку). В целом, принятие «Демографической политики.» обусловило позитивную тенденцию в развитии народонаселения России. Однако вследствие непрекращающегося внешнеполитического и внешнеэкономического давления достигнутые успехи оказываются незначительными и кратковременными, не обеспечивающими устойчивое и независимое развитие.
Рис. 3. Общие коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста населения в России в 1986-2016 гг. Сост. по: [4]
В свете складывающейся вокруг России геополитической ситуации и ощутимой нехватки трудовых ресурсов, сдерживающей ее поступательное движение, положение в демографической сфере нельзя назвать удовлетворительным. Следует признать, что количественные ориентиры, обозначенные в данной «Демографической политике.», представляются удивительно «скромными» и совершенно не решающими задачу кардинального увеличения демографического потенциала России и заселения (хотя бы) ее стратегически важных территорий. Демографическая политика, разработанная для «мирного» времени и направленная на «эволюционное» увеличение численности населения в стране, продолжительности
жизни, сокращение уровня смертности, сохранение и укрепление здоровья, не может быть достаточно масштабной и эффективной для условий геополитической напряженности. Для «спокойной жизни» Россия должна иметь демографический и экономический потенциалы, приближенные к показателям сверхдержав. Другими словами, значения основных показателей сегодняшних сверхдержав должны стать количественными ориентирами для России на длительную перспективу -приближение к таким значениям является условием ее устойчивого развития как целостного и независимого государства.
В связи с этим можно также отметить, что в начале XXI века именно страны с наибольшей численностью населения демонстрируют наиболее высокие темпы развития. Оцененный нами коэффициент ранговой корреляции Спирмена между значениями прироста населения и прироста ВВП первых трех «десятков» стран мира за 2000-2014 гг. составил: г8 = 0,525, то есть статистически значимую величину. Следовательно, несмотря на существенные религиозно-национальные особенности и перманентно происходящие военные конфликты и прочие подобные события в отдельных странах этой «двадцатки», различия в технико-технологической «продвинутости» и эффективности управления, асинхронности циклов развития и пр., можно наблюдать заметную взаимозависимость их экономического и демографического развития на данном этапе.
Несомненно, для России и укрепление здоровья населения, и увеличение продолжительности жизни, и снижение смертности крайне важны, но, учитывая вышеизложенное, сегодня в ее демографической политике должны быть другие приоритеты, а именно: рост рождаемости (что «работает» и на «омоложение» нации) и миграционные перетоки в стратегически важные регионы, показавшие свою эффективность в предыдущие «критические» периоды и в России, и, например, в соседнем Китае.
Достижение вышеуказанных масштабных целей демографического развития в России в принципе возможно - историческая судьба предоставила ей весьма значительные конкурентные преимущества перед всеми другими странами мира в виде огромных территорий и крупнейшего природно-ресурсного потенциала, позволяющие обеспечить устойчивое и ускоренное ее развитие. однако этими конкурентными преимуществами следует эффективно распорядиться. Как было обозначено в «Демографической политике...», для создания устойчивой материальной базы, успешного решения широкого круга масштабных задач экономического и демографического развития.
Высокая корреляционная зависимость между ростом ВВП и численности населения позволяет отметить, что и решение проблем увеличения демографического потенциала в конечном итоге следует видеть в активном развитии экономики и кардинальном повышении уровня жизни населения. Именно в повышении уровня жизни населения, прежде всего, в увеличении доходов и доступности жилья для подавляющего большинства, заключается сегодня решение проблем расширенного естественного воспроизводства населения.
В складывающихся геополитических условиях недопустимо промедление с развитием адаптированного к рыночным условиям высокоэффективного производства,
приоритетно, в стратегически важных регионах, с созданием территорий опережающего развития, с созданием высокооплачиваемых рабочих мест, с массовым строительством доступного жилья для населения и др. в целях закрепления его здесь, последующего расширенного воспроизводства и, как следствие, ускоренного развития экономики.
Уже много десятилетий ученые отмечают, что в мире следует сдерживать рост населения и что, хоть и замедлились темпы роста, в целом на Земле наблюдается перенаселенность. Следует согласиться, что прошедший XX век, как никакой другой, действительно отличался быстрым ростом численности населения земли в целом - с 1,65 млрд чел. в 1900 г. до 6,1 млрд чел. в 2000 г. Особенно значительно численность населения возросла в Центральной и Южной Америке - в 7,0 раз за этот период, в Африке - в 6,0 раз, в Азии и Северной Америке - в 3,9 раза.
В то же время вразрез с общемировой тенденцией в Европе население за этот 100-летний период увеличилось весьма незначительно - лишь в 1,8 раза, а в России в современных ее границах - в 2,2 раза, то есть, неправомерно говорить, что повсеместно наблюдается значительный рост населения. Более того, сегодня в большинстве стран Европы (и более двух десятилетий в России) не обеспечивается и простое воспроизводство населения. Например, в Украине в 2014 г. убыль населения в расчете на 1000 жителей составила 6,31%, в Болгарии - -5,38%, Сербии - -4,58%, Венгрии - -3,46%, Германии - -2,87%, в Австрии - -1,62%, Португалии - -1,55%, и т.д. [23].
Во многом сходная с зарубежной Европой ситуация складывается и в России: лишь в 2013 г. она выбралась из 21-летнего периода значительной убыли населения, а после трех лет (2013-2015 гг.) с положительными значениями естественного прироста населения в 2016 г. вновь опустилась на нулевую отметку. Вопреки общемировой тенденции Россия должна быть нацелена на ускоренное развитие ее народонаселения, в соответствии со стоящими перед ней экономическими и геополитическими задачами.
Заключение
В условиях, когда современная конструкция мира зиждется на примате силы, на взаимном военно-оборонительном сдерживании государств, противостоять монополии на мировую власть, осуществляемую одним государством, может лишь сопоставимое с ним другое государство, обладающее внутренними факторами развития глобального масштаба и характера: военным, финансово-экономическим, демографическим, природно-ресурсным потенциалами и территорией, и в силу этого являющееся во многом самодостаточным. Как следует из табл., Россия располагает рядом таких определяющих глобальных факторов развития и реально может выполнять особую геополитическую и историческую роль противостояния монополии одного государства на мировую власть. Лимитирующими для нее факторами выступают ее не получившие достаточного развития демографический и экономический потенциалы.
Экономические и демографические показатели развития стран весьма взаимозависимы, между ними отмечается значительная теснота (сила) корреляционной связи. В связи с этим для обеспечения большего эффекта демографическое развитие
России следует обеспечивать синхронно и взаимосвязанно с ее экономическим развитием.
опережающее развитие экономического и демографического потенциалов России, особенно стратегически важных ее регионов, приближение по этим составляющим ГПП к уровню сверхдержав, по сути, являются условием ее выживания целостного и независимого государства. Быстро приблизиться к демографическим показателям сверхдержав, даже наиболее «активного оппонента» - США или Евросоюза, для России нереально, тем не менее, следует незамедлительно и быстро двигаться в этом направлении.
Учитывая остроту демографических проблем, сложившихся в России, премьер-министр России Д.А. Медведев в перечне поручений по итогам обсуждения в Госдуме отчета Правительства о результатах работы в 2016 г., поручил профильным министерствам представить предложения по совершенствованию «Демографической политики.», в том числе дополнительным мерам стимулирования рождаемости [24]. Несомненно, в складывающихся условиях необходимы значительная корректировка «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» или разработка нового аналогичного документа на последующий 30-50-летний период, который должен быть нацелен на расширенное естественное воспроизводство населения, увеличение продолжительности его жизни, иммиграцию соотечественников или другого славянского населения (во избежание религиозных и прочих трений), прежде всего, в особо «проблемные» регионы -на основе кардинального повышения уровня жизни и специального жилищного строительства в их пределах.
Ускоренное наращивание демографического потенциала, наряду с экономическим, должно стать одним из ключевых моментов доктрины, стратегии долгосрочного развития России.
1. Демографическая политика Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programs/
2. Обращение Президента к Федеральному собранию [Электронный ресурс]. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/19825
3. Список стран по ВВП (ППС) [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Список_стран_по_ВВП_(ППС)
4. Список стран по уровню рождаемости [Электронный ресурс]. URL: https://nonews.co/ directory/lists/countries/birth
5. Список стран по населению [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Список_стран_по_населению
6. Список государств и зависимых территорий по площади [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/.../Список_государств_и_зависимых_территорий_по_пло...
7. Список стран по военным расходам [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/Список_стран_по_военным_расходам
8. Агеев А., Куроедов Б., Сандаров О. Силовое поле. Военный потенциал 100 ведущих стран мира [Электронный ресурс]. URL: http://www.inesnet.ru/wp-content/plugins/ google.. ./load.php?d.. .ageev
9. Экономика Китая: Темпы роста ВВП [Электронный ресурс]. URL: http://www.ereport. ru > Вся статистика > Страны мира > Экономика Китая.
10. Население Китая 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://countrymeters.info/ru/China
11. Экономика США: Темпы роста ВВП [Электронный ресурс]. URL: http://www.ereport. ru/stat.php?count=usa&razdel=country&table=ggecia
12. Население Соединенных Штатов Америки [Электронный ресурс]. URL: http://coun-trymeters.info/ru/United_States_of_America_(USA)
13. Экономика России: темпы роста ВВП [Электронный ресурс]. URL: http://www.ereport. ru > Вся статистика > Страны мира > Экономика россии.
14. Население России [Электронный ресурс]. URL: http://countrymeters.info/ru/Russian_Fed-eration
15. Экономика Индии: темпы роста ВВП [Электронный ресурс]. URL: http://www.ereport. ru > Вся статистика > Страны мира > Экономика Индии.
16. Население Индии 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://countrymeters.info/ru/India
17. Бакланов П.Я., Романов М.Т. Экономико-географическое и геополитическое положение Тихоокеанской России. Владивосток: Дальнаука, 2009. -168 с.
18. Бакланов П.Я., Романов М.Т. Геополитическое положение Тихоокеанской России в начале XXI века // Ученые записки ЗабГГПУ 2014. № 1(52). С. 89-98.
19. Романов М.Т. Геополитические и геоэкономические детерминанты пространственного развития постсоветской России // Пространство современной России: возможности и барьеры развития (размышления географов-обществоведов) / отв. ред. А.Г. Дружинин, В.А. Колосов, В.Е. Шувалов. М.: Вузовская книга, 2012. С. 179-182.
20. Romanov M.T., Romanova I. M. On the demographic potential of Russia as a factor of sustainable and independent development // Biosciences Biotechnology Research Asia (ISSN 0973-1245) Biomedical & Pharmacology Journal Vol. 8(2), (2015), Received: August 10, 2015; accepted: November 05, 2015.
21. Романов М.Т., Романова И.М. Геополитический «разворот» России на Восток и развитие собственных восточных территорий // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 2. С. 57-68.
22. Романов М.Т., Филичева Т.П. Народонаселение России как фактор устойчивого и независимого развития // Проблемы современной экономики. 2017. № 2. С. 64-70.
23. Список стран по естественному приросту населения ... книги фактов ЦРУ США (CIA World Factbook) от 2014 года. URL: https://ru.wikipedia.org/.../Список_стран_по_есте-ственному_приросту
24. О поручениях по итогам обсуждения в Государственной Думе [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/orders/selection/401/27479
25. Американский военный бюджет на 2018 год составит 700 миллиардов долларов [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/.../voennyj-biudzhet-ssha-na-2018-god-sostavit-700-milliardov-dollarov....
Транслитерация
1. Demograficheskaya politika Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda. URL: http://www. rosmintrud.ru/ministry/programs/
2. Obrashchenie Prezidenta k Federal'nomu sobraniyu. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/19825
3. Spisok stran po VVP (PPS). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Spisok_stran_po_VVPjTPS)
4. Spisok stran po urovnyu rozhdaemosti. URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/birth
5. Spisok stran po naseleniyu. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Spisok_stran_po_naseleniyu
6. Spisok gosudarstv i zavisimykh territorii po ploshchadi. URL: https://ru.wikipedia.org/.../Spisok_ gosudarstv_i_zavisimykh_territorii_po_plo...
7. Spisok stran po voennym raskhodam. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Spisok_stran_po_voennym_ raskhodam
8. Ageev A., Kuroedov B., Sandarov O. Silovoe pole. Voennyi potentsial 100 vedushchikh stran mira. URL: http://www.inesnet.ra/wp-content/plugms/google.. ,/load.php?d.. .ageev
9. Ekonomika Kitaya: Tempy rosta VVP. URL: http://www.ereport.ru > Vsya statistika > Strany mira > Ekonomika Kitaya.
10. Naselenie Kitaya 2017. URL: http://countrymeters.info/ru/China
11. Ekonomika SShA: Tempy rosta VVP. URL: http://www.ereport.ru/stat.php?count=usa&razdel=cou ntry&table=ggecia
12. Naselenie Soedinennykh Shtatov Ameriki. URL: http://countrymeters.info/ru/United_States_of_ America_(USA)
13. Ekonomika Rossii: tempy rosta VVP. URL: http://www.ereport.ru > Vsya statistika > Strany mira > Ekonomika Rossii.
14. Naselenie Rossii. URL: http://countrymeters.info/ru/Russian_Federation
15. Ekonomika Indii: tempy rosta VVP. URL: http://www.ereport.ru > Vsya statistika > Strany mira > Ekonomika Indii.
16. Naselenie Indii 2017. URL: http://countrymeters.info/ru/India
17. Baklanov P.Ya., Romanov M.T. Ekonomiko-geograficheskoe i geopoliticheskoe polozhenie Tikhookeanskoi Rossii. Vladivostok: Dal'nauka, 2009, 168 p.
18. Baklanov P.Ya., Romanov M.T. Geopoliticheskoe polozhenie Tikhookeanskoi Rossii v nachale XXI veka, Uchenye zapiski ZabGGPU, 2014, No 1(52), pp. 89-98.
19. Romanov M.T. Geopoliticheskie i geoekonomicheskie determinanty prostranstvennogo razvitiya postsovetskoi Rossii, Prostranstvo sovremennoi Rossii: vozmozhnosti i bar'ery razvitiya (razmyshleniya geografov-obshchestvovedov), otv. red. A.G. Druzhinin, V.A. Kolosov, V.E. Shuvalov. M.: Vuzovskaya kniga, 2012, pp. 179-182.
20. Romanov M.T., Romanova I. M. On the demographic potential of Russia as a factor of sustainable and independent development, Biosciences Biotechnology Research Asia (ISSN 0973-1245) Biomedical & Pharmacology Journal, 2015, Vol. 8(2), Received: August 10, 2015; accepted: November 05, 2015.
21. Romanov M.T., Romanova I.M. Geopoliticheskii «razvorot» Rossii na Vostok i razvitie sobstvennykh vostochnykh territorii, Problemy Dal'nego Vostoka, 2017, No 2, pp. 57-68.
22. Romanov M.T., Filicheva T.P. Narodonaselenie Rossii kak faktor ustoichivogo i nezavisimogo razvitiya, Problemy sovremennoi ekonomiki, 2017, No 2, pp. 64-70.
23. Spisok stran po estestvennomu prirostu naseleniya ... knigi faktov TsRU SShA (CIA World Factbook) ot 2014 goda. URL: https://ru.wikipedia.org/. ../Spisok_stran_po_estestvennomu_prirostu
24. O porucheniyakh po itogam obsuzhdeniya v Gosudarstvennoi Dume. URL: http://government.ru/ orders/selection/401/27479
25. Amerikanskii voennyi byudzhet na 2018 god sostavit 700 milliardov dollarov. URL: https://rg.ru/.../ voennyj-biudzhet-ssha-na-2018-god-sostavit-700-milliardov-dollarov....
© М.Т. Романов, 2017 © Т.П. Филичева, 2017
Для цитирования: Романов М.Т., Филичева Т.П. Народонаселение и экономика как важнейшие факторы национальной безопасности // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2017. Т. 9. № 4. С. 28-42. For citation: Romanov M.T., Filicheva T.P. Population and economy as the most important factors of national security, The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2017, Vol. 9, No 4, pp. 28-42. DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2017-4/28-42 Дата поступления: 30.11.2017.